Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 [Все]   Вниз

Автор Тема: Ева - это что?  (Прочитано 1567 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Ева - это что?
: 17.04.2015, 13:05:41
Быт.1:
 27 ויברא אלהים את־האדם בצלמו בצלם אלהים ברא אתו זכר ונקבה ברא אתם׃
Ваивъра Элоhим эт xаадам бецальмо бецэлэм элоhим бара ото заxар унекэйва бара отам.

Букв. перевод : И сотворил Бог адама в цэлэм его; в цэлэм богов сотворил его: самца и самку сотворил их.



Вот, собственно, и всё что говорится в Танахе о сотворении самок человеческого рода. Ровно столько же, сколько и о сотворении самцов.
В первых главах книги Берешит адам (человечество) - это и самцы и самки.

 В 5-й главе читаем:

1 זה ספר תולדת אדם ביום ברא אלהים אדם בדמות אלהים עשה אתו׃
Зэ сэйфэр тольдот адам бейом беро Элоhим адам бидъмут элоhим аса ото.

Вот книга порождений(= история) адама (человечества): в день сотворения Богом адама (человечества) подобием богов сделал его.

 2 זכר ונקבה בראם ויברך אתם ויקרא את־שמם אדם ביום הבראם׃
Заxар унекэйва бераам ваиварэx отам ваикъра эт шемам адам бейом xибареам.

самцом и самкой сотворил их (то есть людей) и благословил их и нарек имя им(= назвал их) адам (человечество) в день сотворения их.

То есть адам - это и самцы и самки.
Записан

Александр Черепанов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 20 477
  • Вероисповедание:
    Православный христианин сочувствующий экуменизму
  • В аномальной зоне
Re: Ева - это что?
Ответ #1 : 17.04.2015, 13:18:51
...
То есть адам - это и самцы и самки.
Поначалу, видимо, так и было, а через некоторое время:
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Быт.3:20)

До этого жена была без имени, а после этого, очевидно, и Адам стало именем собственным. То, что оно раньше употребляется как собственное - это с учётом последующих событий.
Записан
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #2 : 17.04.2015, 13:57:56
Поначалу, видимо, так и было, а через некоторое время:
20 И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. (Быт.3:20)
"Матерью всех живущих" - это как?


Цитировать
До этого жена была без имени, а после этого, очевидно, и Адам стало именем собственным. То, что оно раньше употребляется как собственное - это с учётом последующих событий.

Быт.1:

26. Сделаем (2. будем делать) адама, .. и да владычествуют они.

27. И сотворил адама ...: самцом и самкой сотворил их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь ..
(в пиель: Плодите и умножайте..)

29. И сказал Элоhим, Вот я дал вам..; вам будет пищей!

Это дословный перевод, т.е. буквальный. (В сокращённом  виде для ясности.)

В древнееврейском языке у слова адам нет множественного числа. (Кстати, и у слова пъри, что есть плод, тоже.) В древнеееврейском языке אדם адам - это человек, человечество, люди, хоть с артиклем*, хоть без**.

*

**
Эту статью написал Вадим Гройсман, получивший образование в Еврейском университете, что в Иерусалиме, и, работавший много лет в этом же городе библиотекарем в Институте Иудаики им. Шломо Шехтера. (Привожу из коротенькой статьи только тот текст, который касается содержания первой главы, так как в отношении контекста второй главы, и дал., придерживаюсь иной позиции.) Полностью здесь.

Слово адам в значении имени собственного может быть прочитано только в Быт.4:25 и в некоторых стихах 5-й главы. Во всех остальных случаях в Танахе (книги Ветхого Завета) адам однозначно имя нарицательное. (См.  здесь.)




Если женщины (самки человеческого рода) - это адам, то кто тогда Ева?
« Последнее редактирование: 17.04.2015, 14:00:20 от basar »
Записан

Эдуард Николаевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 625
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Ева - это что?
Ответ #3 : 17.04.2015, 14:41:18


 Для нас Масоретский текст не является первоисточником. Библия скорее всего переводилась с иного текста. У Масоретского лишь отдельные главы датируются примерно 4 веком, а остальные позже 10.
Записан
«
Наш русский либерал прежде всего лакей, и только и смотрит как бы кому-нибудь сапоги вычистить
»
— Достоевский Ф.М.

Александр Черепанов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 20 477
  • Вероисповедание:
    Православный христианин сочувствующий экуменизму
  • В аномальной зоне
Re: Ева - это что?
Ответ #4 : 17.04.2015, 14:52:06
"Матерью всех живущих" - это как?
...
А что тут непонятно? Все люди на Земле - это потомки Адама и, соответственно, Евы. Мать, как и отец в Библии - не обязательно непосредственные биологические родители, а все прямые предки по рождению. Сравните с Михея 5:7 и Луки 3:38.

Остальное - без меня, поскольку я в иврите абсолютный ноль.
Записан
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #5 : 17.04.2015, 20:23:04
Для нас Масоретский текст не является первоисточником. Библия скорее всего переводилась с иного текста. У Масоретского лишь отдельные главы датируются примерно 4 веком, а остальные позже 10.

Назовите первоисточник на древнееврейском языке, которому Вы доверяете. Ну хотя бы в отношении содержания первых глав книги Берешит/Бытие. (О Гекзапле что скажете?)

Давайте так, - Предоставьте на рассмотрение два разных древнееврейских текста одних и тех же мест первых глав Библии. Разумеется, если таковые примеры найдутся. Дело в том, что я не знаю таких расхождений еврейского консонантного первых глав первой книги. А, ведь, за последние десятилетия отыскались  уцелевшие рукописи книги Берешит. В тех же пещерах Кумрана. Причем не в одном экземпляре, которые написаны в разное время и в разных местах. И много уцелевших фрагментов. То есть, имеются достоверные тексты книги Берешит, относимые ко временам до нашей эры, но не обнаружено среди них ни одного расхождения касаемо содержания первых глав первой книги.

А если таковые имеются где, поделитесь-ка со мной информацией. Самому интересно. Я ведь и прямь работаю в основном с текстом Ленинградского кодекса.
Записан

Эдуард Николаевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 625
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Ева - это что?
Ответ #6 : 17.04.2015, 20:54:32
Назовите первоисточник на древнееврейском языке, которому Вы доверяете. Ну хотя бы в отношении содержания первых глав книги Берешит/Бытие. (О Гекзапле что скажете?)

Давайте так, - Предоставьте на рассмотрение два разных древнееврейских текста одних и тех же мест первых глав Библии. Разумеется, если таковые примеры найдутся. Дело в том, что я не знаю таких расхождений еврейского консонантного первых глав первой книги. А, ведь, за последние десятилетия отыскались  уцелевшие рукописи книги Берешит. В тех же пещерах Кумрана. Причем не в одном экземпляре, которые написаны в разное время и в разных местах. И много уцелевших фрагментов. То есть, имеются достоверные тексты книги Берешит, относимые ко временам до нашей эры, но не обнаружено среди них ни одного расхождения касаемо содержания первых глав первой книги.

А если таковые имеются где, поделитесь-ка со мной информацией. Самому интересно. Я ведь и прямь работаю в основном с текстом Ленинградского кодекса.

 Нет его у меня. Да и ни у кого наверное. Попадалось, что Ориген пользовался изданием не сходным с Септуагинтой.

 http://www.biblicalstudies.ru/OT/57.html
Записан
«
Наш русский либерал прежде всего лакей, и только и смотрит как бы кому-нибудь сапоги вычистить
»
— Достоевский Ф.М.

Эдуард Николаевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 625
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Ева - это что?
Ответ #7 : 17.04.2015, 21:22:50
А, ведь, за последние десятилетия отыскались  уцелевшие рукописи книги Берешит. В тех же пещерах Кумрана. Причем не в одном экземпляре, которые написаны в разное время и в разных местах. И много уцелевших фрагментов. То есть, имеются достоверные тексты книги Берешит, относимые ко временам до нашей эры, но не обнаружено среди них ни одного расхождения касаемо содержания первых глав первой книги.


 Я не спец в этом, но возможно это и есть каталог

 http://biblia.org.ua/apokrif/kumran/_default.htm

 А это апокриф книги Бытия.

 http://biblia.org.ua/apokrif/kumran/bytie.shtml.htm

 Может ещё чего есть?
Записан
«
Наш русский либерал прежде всего лакей, и только и смотрит как бы кому-нибудь сапоги вычистить
»
— Достоевский Ф.М.

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 009
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • ωστε ο δοκων εσταναι βλεπετω μη πεση
Re: Ева - это что?
Ответ #8 : 17.04.2015, 22:03:06
basar, ‏שָׁלוֹם‏‎‎‎!
Это обращение не потому, что это мой родной язык, или потому, что я хорошо знаю древнееврейский, а потому, что уже относительно долго интересуюсь первыми главами Бытия и перевожу их с древнееврейского, как умею.

Теперь по существу темы.
Вы в курсе, что существует весьма достоверная теория нескольких (4-5) источников Торы? Историю создания и передачи Торы на протяжении 4000 лет и появления Торы в ее нынешнем виде (Ленинградский кодекс) знаете?
Какими программными ресурсами для работы с текстом пользуетесь?
Какими словарями древнееврейского пользуетесь?

Что касается Евы.
Это второе имя существа, созданного из части тела человека-адама (вовсе не ребра).
Имя данное по сути грехопадения, которое есть произведение потомков скотским способом размножения. Посмотрите, например, текст самого начала 4 главы Бытия. Там первая буква "вав", которая обычно стыдливо не переводится, хотя может быть переведена как слово "так", подытоживая текст 3 главы Бытия ("так человек познал дающую жизнь).

  WTT Genesis 4:1 וְהָ֣אָדָ֔ם יָדַ֖ע אֶת־חַוָּ֣ה אִשְׁתּ֑וֹ וַתַּ֙הַר֙ וַתֵּ֣לֶד אֶת־קַ֔יִן וַתֹּ֕אמֶר קָנִ֥יתִי אִ֖ישׁ אֶת־יְהוָֽה׃
Так Адам познал (эвф.) дающая жизнь  женщина, и зачала и родила Каина и говорила: обрела человека от Господа
 (Gen 4:1 WTT)
Надеюсь, Вы понимаете, что союз "вав" с подлежащим (существительным, а не глаголом) так вполне себе можно перевести?

Имя "ева", кстати, стыдливо на греческий переведено, как "жизнь", хотя на древнееврейском это имя означает "дающая жизнь".
Об этом много можно говорить.

Но меня более всего интересует не имя "ева", а первое имя существа, созданного Богом из плоти человека. По еврейски это имя звучит "иша". И как я узнал, это не производное от "иш" - "мужчина". Многие ученые считают это слово имеющим самостоятельное происхождение. Посмотрите текст на древнееврейском. Относительно этого имени "иша" в тексте при рассказе о даче этого имени употреблен глагол тот же самый что и при даче имен животным. То есть это важное смысловое имя, но его значение я НИКАК НЕ МОГУ НАЙТИ в словарях. Не трудитесь приводить в качестве источников толкования этого имени в мишна и толмуд. Я весьма скептически отношусь к мнению еврейских мудрецов-толковников и им не доверяю, ибо они сознательно внесли свое толкование в текст Торы в особенности своей собственной огласовкой консонантного текста.

  WTT Genesis 2:23 וַיֹּאמֶר֘ הָֽאָדָם֒ זֹ֣את הַפַּ֗עַם עֶ֚צֶם מֵֽעֲצָמַ֔י וּבָשָׂ֖ר מִבְּשָׂרִ֑י לְזֹאת֙ יִקָּרֵ֣א אִשָּׁ֔ה כִּ֥י מֵאִ֖ישׁ לֻֽקֳחָה־זֹּֽאת׃
 (Gen 2:23 WTT)


"LXX: και И είπεν сказал Αδαμ Адам: τοũτο Это νũν теперь οστοũν кость εκ от των  οστέων костей μου моих και и σαρξ плоть εκ от της  σαρκός плоти μου· моей; Αύτη эта κληθήσεται будет названа γυνή, жена, ότι потому что εκ от τοũ  ανδρος мужа αυτης её ελήμφθη взята αύτη. эта.

MT:  וַיֹּאמֶר said  הָֽאָדָם the man  זֹאת This  הַפַּעַם is now  עֶצֶם bone  מֵֽעֲצָמַי of my bones  וּבָשָׂר and flesh  מִבְּשָׂרִי of my flesh  לְזֹאת she  יִקָּרֵא shall be called  אִשָּׁה Woman  כִּי Because  מֵאִישׁ of Man  לֻֽקֳחָה־ was taken  זֹּֽאת׃ she " (Быт. 2:23)

"LXX: και И εκάλεσεν назвал Αδαμ Адам ονόματα имена πασιν всем τοις  κτήνεσιν животным και и πασι всем τοις  πετεινοις птицам τοũ  ουρανοũ неба και и πασι всем τοις  θηρίοις зверям τοũ  αγροũ, по&#769ля, το  δε же Αδαμ Адаму ουχ не ευρέθη был найден βοηθος помощник όμοιος подобный αυτω̣. ему.

MT:  וַיִּקְרָא gave  הָֽאָדָם the man  שֵׁמֹות names  לְכָל־ to all  הַבְּהֵמָה the cattle  וּלְעֹוף the birds  הַשָּׁמַיִם of the sky  וּלְכֹל every  חַיַּת beast  הַשָּׂדֶה of the field  וּלְאָדָם the man  לֹֽא־ not  מָצָא found  עֵזֶר A helper  כְּנֶגְדֹּֽו׃ suitable " (Быт. 2:20)
« Последнее редактирование: 17.04.2015, 22:33:49 от р.б. Сергий »
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Эдуард Николаевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 625
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Ева - это что?
Ответ #9 : 17.04.2015, 22:08:46
basar, ‏שָׁלוֹם‏‎‎‎!
Это обращение не потому, что это мой родной язык, или потому, что я хорошо знаю древнееврейский, а потому, что уже относительно долго интересуюсь первыми главами Бытия и перевожу их с древнееврейского, как умею.


 Сергей, тут на профессоров ссылаются, а Вы со своим самоучителем.
Записан
«
Наш русский либерал прежде всего лакей, и только и смотрит как бы кому-нибудь сапоги вычистить
»
— Достоевский Ф.М.

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 009
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • ωστε ο δοκων εσταναι βλεπετω μη πεση
Re: Ева - это что?
Ответ #10 : 17.04.2015, 22:09:50
Сергей, тут на профессоров ссылаются, а Вы со своим самоучителем.
Профессора и их монографии для меня пройденный этап.  :)
Врут.
Но монографию Эммануила Това "Текстология Ветхого Завета", как самую честную, почитать рекомендую. Прочищает мозги от иллюзий ...
« Последнее редактирование: 17.04.2015, 22:11:57 от р.б. Сергий »
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #11 : 17.04.2015, 22:26:22
А что тут непонятно? Все люди на Земле - это потомки Адама и, соответственно, Евы. Мать, как и отец в Библии - не обязательно непосредственные биологические родители, а все прямые предки по рождению. Сравните с Михея 5:7 и Луки 3:38.

Остальное - без меня, поскольку я в иврите абсолютный ноль.

Касаемо Михея 5:7. У слова адам нет множественного числа. Поэтому евреи когда говорят о людях во множественном числе, приставляют к адам слово "сыны" - בני אדם "сыны человеческие"/смихут. Или применяют другие слова имеющие множественное число, то же אֲנָשִׁים.  (Контекст стиха однозначно указывает на то, что "бъней адам" - о людях, вообще.)


Теперь о том, что "все люди на Земле - это потомки Адама". Вы в курсе, что имена собственные людей в древнееврейском (и вообще в иврите) применяются без артикля? В первых главах книги Бытие слово "адам" может быть именем собственным только в Быт.4:25 и далее по тексту в пятой главе (кроме Быт.5:2)? И это из 28 случаев применения слова "адам" в первых 4-х главах! Из них 22 раза оно с артиклем. В шести оставшихся случаях оно три раза применено с предлогом ле, и может быть прочитано как с артиклем, так и без него. В оставшихся же трёх случаях, - а именно в тех, где "адам" однозначно применено без артикля,  - в двух (а именно Быт.1:26 и Быт.2:5) оно не собственное имя (об этом контекст), но нарицательное.

Возникает закономерный вопрос,  - если автор усматривает в адаме собственное имя героя, то почему так часто применяет его с артиклем? (Слишком много.)


Во-вторых. В первой главе говорится, что Бог сотворил человечество разнополым. (Прочтите ещё раз статью Вадима Гройсмана.) Самцов и самок.. Много мужчин и много женщин. Об этом контекст.

Отсюда второй не менее закономерный вопрос: жена, которая взята Йагве богом из/от цэйлы (целы) адама, и выстроена из/от неё, и введена к нему - это что? О чём говорит автор в этом месте рассказа?

Записан

Денис В.С.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 962
  • Вероисповедание:
    Православная Кафолическая Церковь
  • РПЦ МП
Re: Ева - это что?
Ответ #12 : 17.04.2015, 23:49:10
Назовите первоисточник на древнееврейском языке, которому Вы доверяете. Ну хотя бы в отношении содержания первых глав книги Берешит/Бытие. .

Септуагинта - текст Ветхого Завета, переведённый 72 александрийскими иудеями и который более чем на 200 лет старше искажённого масоретского текста.
Апостолы и ранние святые отцы 1- 4 веков пользовались именно Септуагинтой, а не масоретским текстом.
Записан
"Ибо защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь защитой Сына, и действует только через Сына." (преподобный Максим Исповедник)

Денис В.С.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 962
  • Вероисповедание:
    Православная Кафолическая Церковь
  • РПЦ МП
Re: Ева - это что?
Ответ #13 : 17.04.2015, 23:54:45
Букв. перевод : И сотворил Бог адама в цэлэм его; в цэлэм богов сотворил его: самца и самку сотворил их.

Вот, собственно, и всё что говорится в Танахе о сотворении самок человеческого рода. Ровно столько же, сколько и о сотворении самцов.
В первых главах книги Берешит адам (человечество) - это и самцы и самки.

То есть адам - это и самцы и самки.

Адам - это имя первого человека-мужчины, имя первого человеческого лица. Ева, человек-женщина, имя второго человеческого лица, она создана из ребра Адама во время сна Адама.
Кстати, почему такое пренебрежительное отношение к людям, почему называете мужчин и женщин самцы и самки ? Вы неверующий ?
Записан
"Ибо защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь защитой Сына, и действует только через Сына." (преподобный Максим Исповедник)

Денис В.С.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 962
  • Вероисповедание:
    Православная Кафолическая Церковь
  • РПЦ МП
Re: Ева - это что?
Ответ #14 : 17.04.2015, 23:56:59
"Матерью всех живущих" - это как?

Это значит, что от праматери Евы (равно как и от праотца Адама) рождены все люди, мы все являемся потомками этих двух первых людей.
Записан
"Ибо защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь защитой Сына, и действует только через Сына." (преподобный Максим Исповедник)

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #15 : 18.04.2015, 02:42:52
basar, ‏שָׁלוֹם‏‎‎‎!
Это обращение не потому, что это мой родной язык, или потому, что я хорошо знаю древнееврейский, а потому, что уже относительно долго интересуюсь первыми главами Бытия и перевожу их с древнееврейского, как умею.

Шалом! Я не говорю на иврите (Потому что украинец) С древнееврейским текстом работаю визуально. И также как и Вы довольно продолжительное время интересуюсь первыми главами Бытия.


Цитировать
Теперь по существу темы.
Вы в курсе, что существует весьма достоверная теория нескольких (4-5) источников Торы?

Да. Позиция, которой придерживаюсь я (а она довольно обоснована) внесёт коррективу в отношении авторства первых глав Бытия. Я считаю, что первые четыре главы книги (и пятая глава скорее тоже) - это авторское произведение со строго-настрого продуманным планом. Тогда как Тора в целом написана в разное время, разными людьми.



Цитировать
Историю создания и передачи Торы на протяжении 4000 лет и появления Торы в ее нынешнем виде (Ленинградский кодекс) знаете?

В общих чертах. Но авторство первых глав Берешит тем не менее отношу к 6 веку до н.э.   


Цитировать
Какими программными ресурсами для работы с текстом пользуетесь?
Какими словарями древнееврейского пользуетесь?

BibleQuote6  http://www.ph4.ru/b4_index.ph4

Иногда заглядываю на http://biblezoom.ru/

С английским у меня проблемы, поэтому основным для меня стал словарь Штейнберга
(Скачал его целиком, где не помню.)

Ссылки на англоязычные словари древнееврейского языка  http://lingvoforum.net/index.php?topic=2245.0

Также пользуюсь:
http://www.senglish.narod.ru/bookshebrew.html (Учебники по ивриту / есть Т. Ламбдин)
http://www.propovedi.ru/wp-content/uploads/2009/12/syntax_prokopenko.pdf (А. Прокопенко, Синтаксис древнееврейского языка)
http://dl.dropbox.com/u/52974321/Hebrew%20Grammar.pdf (Уилльям Д. Бэррик, Ирвин А. Бузениц, Грамматика библейского иврита)

Многие из перечисленных книг можно скачать  http://www.bibleist.ru/biblio.php (Издательство "Библеист").


Цитировать
Что касается Евы.
Это второе имя существа, созданного из части тела человека-адама (вовсе не ребра).
Имя данное по сути грехопадения, которое есть произведение потомков скотским способом размножения. Посмотрите, например, текст самого начала 4 главы Бытия.

Придерживаюсь иного воззрения на содержание этих глав.

Цитировать
Там первая буква "вав", которая обычно стыдливо не переводится, хотя может быть переведена как слово "так", подытоживая текст 3 главы Бытия ("так человек познал дающую жизнь).

Слову так соответствует наречие כֵּן  кэйн (кен). Вав в значении "так" - вольность перевода (как видим то в Быт.2:1; 7:19 и др., РСТ).

В начале Быт.4:1 имеет место ретроспекция "А к тому времени" (признак которой подлежащее между вавом и перфектом/сказуемым)

Быт.1:2
.. והארץ היתה  А к тому времени земля была..
Быт.2:10
.. ונהר יצא (в прочтении יצא как перфекта) А к тому времени поток вышел ..
Быт.3:1
.. והנחש היה  А к тому времени змей был ..
Быт.3:
.. ולאדם אמר  (? .. Не подлежащее) А к тому времени адаму сказал..
Быт.4:1
.. והאדם ידע А к тому времени адам познал ..
Быт.4:4
.. והבל הביא А к тому времени Гевель принёс..

И ещё в некоторых местах.



 
Цитировать
WTT Genesis 4:1 וְהָ֣אָדָ֔ם יָדַ֖ע אֶת־חַוָּ֣ה אִשְׁתּ֑וֹ וַתַּ֙הַר֙ וַתֵּ֣לֶד אֶת־קַ֔יִן וַתֹּ֕אמֶר קָנִ֥יתִי אִ֖ישׁ אֶת־יְהוָֽה׃
Так Адам познал (эвф.) дающая жизнь  женщина, и зачала и родила Каина и говорила: обрела человека от Господа

Быт.4:1 והאדם ידע את־חוה אשתו ותהר ותלד את־קין ותאמר קניתי איש את־יהוה
А к тому времени адам познал Хавву, жену его, и зачала, и родила Каина, и сказала: "Приобрела мужа с Господом (Йагве)".


Цитировать
(Gen 4:1 WTT)
Надеюсь, Вы понимаете, что союз "вав" с подлежащим (существительным, а не глаголом) так вполне себе можно перевести?

Ответ выше.

Цитировать
Имя "ева", кстати, стыдливо на греческий переведено, как "жизнь", хотя на древнееврейском это имя означает "дающая жизнь".

חַוָּה Хавва́ жизнь* от глагола חַוָה хава́ собираться, жить. Вероятно, значение этого имени Ева/Хавва можно передать как "вызывать к жизни", "дарить жизнь", "дающая жизнь". В Танахе глагол חַוָה хава́  встречается только в пиель (для которого, кстати, характерно удвоение второй буквы корня) значением объявлять, возвещать, информировать, показывать, открывать (Пс.18:3 יְחַוֶּה־דָּעַת открывает знание; Иов.15:17-19**; 32:6,10; 36:2). К 6 веку существительное חַוָּה было известно лишь как устаревшее редкое слово в значении "(палаточное) поселение" (Чис.32:41; Втор.3:14; Иис.Нав.13:30; 3Цар.4:13; 1Пар.2:23).
-----------------
* Статья об имени Евы (автор Сергей Солодовиченко).

** Иов.15:
РСТ: 17 Я буду говорить тебе (אֲחַוְךָ), слушай меня; я расскажу тебе, что видел, 18 что слышали мудрые и не скрыли слышанного от отцов своих, 19 которым одним отдана была земля, и среди которых чужой не ходил.
Огиенко: 17 Я тобі розповім (אֲחַוְךָ), ти послухай мене, а що бачив, то те розкажу, 18 про що мудрі донесли та від батьків своїх не затаїли того, 19 їм самим була дана земля, і не приходив чужий поміж них.


Цитировать
Об этом много можно говорить.

Но меня более всего интересует не имя "ева", а первое имя существа, созданного Богом из плоти человека. По еврейски это имя звучит "иша". И как я узнал, это не производное от "иш" - "мужчина". Многие ученые считают это слово имеющим самостоятельное происхождение. Посмотрите текст на древнееврейском. Относительно этого имени "иша" в тексте при рассказе о даче этого имени употреблен глагол тот же самый что и при даче имен животным. То есть это важное смысловое имя, но его значение я НИКАК НЕ МОГУ НАЙТИ в словарях.


В Быт.3:20 она названа Хавва́, потому что стала матерью всего живого (обобщ. всех живых/всех живущих).
20 ויקרא האדם שם אשתו חוה כי הוא היתה אם כל־חי
Букв.: И назвал адам имя жене его Хавва, ибо она была матерью всего живого.

Глагол ויקרא ваикъра - и назвал/провозгласил. (В иных же контекстах чаще всего: взывать к кому-либо с молитвой ли, с проповедью, и т.д.. Но в этом случае применяются контекстные предлоги эль, бе и др.)
 
Обычный глагол. Применяется повсеместно в отношении именования чего бы то ни было. В первой главе посмотрите..

Касаемо этимологии слова иш - Штейнберг его производит от глагола ана́ш быть пылким, ретивым. http://www.greeklatin.narod.ru/hebdict/img/_036.htm

Цитировать
Не трудитесь приводить в качестве источников толкования этого имени в мишна и толмуд.

При толковани имен предпочитаю опираться на словари и текст Танаха, выискивая в нём схожие грамматические конструкции. Также (если есть, конечно) на научную этимологию.

Цитировать
Я весьма скептически отношусь к мнению еврейских мудрецов-толковников и им не доверяю, ибо они сознательно внесли свое толкование в текст Торы в особенности своей собственной огласовкой консонантного текста.

Я  работаю преимущественно с текстом Танаха без огласовок. На огласовки же смотрю, когда нужно рассмотреть грамматику слов. (На иврите я не говорю. При просмотре же консонантного текста произношу лишь знакомые мне слова.)


 
Цитировать
WTT Genesis 2:23 וַיֹּאמֶר֘ הָֽאָדָם֒ זֹ֣את הַפַּ֗עַם עֶ֚צֶם מֵֽעֲצָמַ֔י וּבָשָׂ֖ר מִבְּשָׂרִ֑י לְזֹאת֙ יִקָּרֵ֣א אִשָּׁ֔ה כִּ֥י מֵאִ֖ישׁ לֻֽקֳחָה־זֹּֽאת׃
 (Gen 2:23 WTT)


"LXX: και И είπεν сказал Αδαμ Адам: τοũτο Это νũν теперь οστοũν кость εκ от των  οστέων костей μου моих και и σαρξ плоть εκ от της  σαρκός плоти μου· моей; Αύτη эта κληθήσεται будет названа γυνή, жена, ότι потому что εκ от τοũ  ανδρος мужа αυτης её ελήμφθη взята αύτη. эта.

MT:  וַיֹּאמֶר said  הָֽאָדָם the man  זֹאת This  הַפַּעַם is now  עֶצֶם bone  מֵֽעֲצָמַי of my bones  וּבָשָׂר and flesh  מִבְּשָׂרִי of my flesh  לְזֹאת she  יִקָּרֵא shall be called  אִשָּׁה Woman  כִּי Because  מֵאִישׁ of Man  לֻֽקֳחָה־ was taken  זֹּֽאת׃ she " (Быт. 2:23)

"LXX: και И εκάλεσεν назвал Αδαμ Адам ονόματα имена πασιν всем τοις  κτήνεσιν животным και и πασι всем τοις  πετεινοις птицам τοũ  ουρανοũ неба και и πασι всем τοις  θηρίοις зверям τοũ  αγροũ, по&#769ля, το  δε же Αδαμ Адаму ουχ не ευρέθη был найден βοηθος помощник όμοιος подобный αυτω̣. ему.

MT:  וַיִּקְרָא gave  הָֽאָדָם the man  שֵׁמֹות names  לְכָל־ to all  הַבְּהֵמָה the cattle  וּלְעֹוף the birds  הַשָּׁמַיִם of the sky  וּלְכֹל every  חַיַּת beast  הַשָּׂדֶה of the field  וּלְאָדָם the man  לֹֽא־ not  מָצָא found  עֵזֶר A helper  כְּנֶגְדֹּֽו׃ suitable " (Быт. 2:20)

О выражении "кость и плоть" на страницах Танаха:

Достаточно посмотреть на все стихи в Танахе, где применяются эти слова "кость и плоть" в качестве идиомы, чтобы понять, что "кость моя и плоть моя" в устах царя  - это его держава/страна/народ/подданные. Соответственно, выражение о державе "это кость от костей моих и плоть от плоти моей" существенно лишь в отношении hа'адама в обобщённом значении: люди. (То есть "ишша" - это страна.)

1. Быт.2:23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
2. Быт.29:14 Лаван же сказал ему: подлинно ты кость моя и плоть моя. И жил у него [Иаков] целый месяц.
3. Суд.9:2 внушите всем жителям Сихемским: что лучше для вас, чтобы владели вами все семьдесят сынов Иеровааловых, или чтобы владел один? и вспомните, что я кость ваша и плоть ваша.
4. 2Цар.5:1 И пришли все колена Израилевы к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы - кости твои и плоть твоя;
5. 2Цар.19:12 Вы братья мои, кости мои и плоть моя - вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его?
6. 2Цар.19:13 И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя - ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и еще больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
7. 1Пар.11:1 И собрались все Израильтяне к Давиду в Хеврон и сказали: вот, мы кость твоя и плоть твоя;
 _______________________________________

 Кость и плоть - это тело, которому голова - это царь/господин.

Быт.29:14. Иаков пришел к родственнику, как равный среди равных, - потому и братом ему назвался. (О братском отношении, как равноправии. Ср. 2Цар.19:12.) Лаван же ему сказал в переводе понятий на современный язык: Вот здорово! Наконец-то у меня объявился во услужении сильный человек, да ещё и родственник, которому я - голова, тогда как он - это моя физическая и прочая сила. (Здесь же усматривается политический контекст о взаимоотношении близких народов с первенством за арамеями.)

 2Цар.5:1; 1Пар.11:1. Израильтяне говорят Давиду: Ты нам - голова! Мы - твоё тело, твоя сила! Мы - это народ твой, царство твоё, готовые выполнить все твои повеления.

 2Цар.19:12,13. Давид говорит о людях, как о своих подчиненных. Даже в том случае, когда называет их своими братьями.

 Несколько особняком смотрится пример Суд.9:2. Здесь важно понимать, что Авимелех, когда произнёс эти слова, не был ещё царем (к тому же другой страны). Словами же про кость и плоть он поручился, что пребывает на услужении своему роду по линии матери.

Исторический контекст стихов см. Толковая Библия под редакцией А.П.Лопухина.
---------------------

Быт.2: 23 ויאמר האדם זאת הפעם עצם מעצמי ובשר מבשרי לזאת יקרא אשה כי מאיש לקחה־זאת
И сказал hа'адам, Эта теперь (2. в этот раз) - кость от/из кости моей, и плоть от/из плоти моей! Эту назовут - ишша́! Ибо от мужа взята/принесена эта (2. взяла/принесла эта).


« Последнее редактирование: 18.04.2015, 03:40:56 от basar »
Записан

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #16 : 18.04.2015, 09:34:57
Адам - это имя первого человека-мужчины, имя первого человеческого лица. Ева, человек-женщина, имя второго человеческого лица, она создана из ребра Адама во время сна Адама.

В рассказе нет такого словосочетания и даже указания на то, что Адам - это первый мужчина. В первых четырех главах нет даже имени такого (собственным чтобы было) Адам. В этих главах адам везде - есть имя нарицательное для всех самцов и самок (мужчин и женщин) человеческого рода.

Все люди - это адам от дня сотворения их. (Поэтому в "родословной Адама" - мы имеем дело с неким собирательным образом.)

Быт.5:2  זכר ונקבה בראם ויברך אתם ויקרא את־שמם אדם ביום הבראם 
букв.: самца и самку (обобщ. то есть разнополых людех) сотворил их и благословил их и назвал имя им адам в день сотворения их.

Вы можете представить ситуацию, когда всех людей, которые имеют свои собственные имена, называют словом адам, и только в отношении самого "первого патриарха" - "отца  всех людей" - не допускают наличия у него имени собственного, но называют его, лишь по виду его и роду подобно безымянным диким животным?

Эй, Собака! Эй, Осёл! Эй, Человек!   (hello)

"Дедушка Адам" за без малого тысячу лет родил много потомков, как мужчин, так и женщин. И все  они от самого рождения их носят то же имя, что и у их предка, - адам.

"Дедушка Человек" за без малого тысячу лет родил много потомков, как мужчин так и женщин. И все  они от самого рождения их носят то же имя, что и у их предка, - человек.

Вы находите это обстоятельство удобным для коммуникации? И при этом, будете думать на полном серьёзе, что адам в контексте с раем/садом - это об одном человеке-мужчине, и одном недочеловеческом существе женского пола, и что именно это и есть истинный контекст известного всем рассказа?

Цитировать
Кстати, почему такое пренебрежительное отношение к людям, почему называете мужчин и женщин самцы и самки ? Вы неверующий ?

Ничего личного. Текст и только текст.



Пренебрежительное - это когда за женщинами не признается, что они  - это тоже адам. То есть - человеки. Но куда печальнее, когда сами женщины (а таких большая часть) отказываются от имени, данного Богом всем человекам (независимо от того к какому полу принадлежат люди), не желая быть человеками - адамом; а значит - ни человечеством, ни человеческим родом.

Если ваше сознание ранится об мысль, что люди сотворены Богом изначально не только в высшем начале, но и в зверином, можете усматривать в захар и некэйва  мужской пол и женский пол (раздельно).

Быт.1:27

זכר ונקבה ברא אתם׃ ..
.. заxар унекэйва бара отам.
мужеского пола  и женского пола сотворил их.


Так даже лучше. Ибо в таком чтении русскоязычный читатель естественным образом воспринимает слова захар и некэйва (а они единственного числа) в значении множества людей: .. сотворил их. (О значении слова адам в Быт.1:26, см. статью Вадима Гройсмана/скрин.)

« Последнее редактирование: 18.04.2015, 10:30:33 от basar »
Записан

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 009
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • ωστε ο δοκων εσταναι βλεπετω μη πεση
Re: Ева - это что?
Ответ #17 : 18.04.2015, 13:27:50
basar, ‏שָׁלוֹם‏‎‎‎!
Спасибо за ссылки!
Некоторые материалы я не использовал, теперь буду иметь ввиду.
Хотя лучше учебника Ламбдина, как я считаю, что есть и общее мнение, ничего пока еще нет в области грамматики древнееврейского.
Что до словарей древнееврейского, то в необходимых случаях я перелопачиваю все доступные в Сети словари, включая все англоязычные, переводя их словарные статьи в гугле.
Рекомендую Вам "Словарь-указатель на канонические книги Священного Писания.   Еврейско-русский и греческо-русский. Под редакцией Циганкова" это свеженький этимологический словарь 21 века с номерами Стронга (и на основе словарей Стронга, но с добавлением современных знаний о древнееврейском), с которым удобно работать с использованием "библзум", дающим номера Стронга еврейским словам Ленинградского кодекса. Словарь действительно хорош и удобен в работе. Единственным полным русскоязычным словарем Штейнберга последней четверти 19 века я тоже пользуюсь в трудных случаях, хотя по отзывам специалистов он уже местами устарел, с чем я внутренне не могу пока согласиться.
Словарь Циганкова:
http://udovichenko.ucoz.ru/load/slovari/evrejsko_russkij_i_grechesko_russkij_slovar_ukazatel_na_kanonicheskie_knigi_svjashhennogo_pisanija/6-1-0-144

Что касается первых 11 глав книги Бытия, то я после долгих исследований и анализа информации пришел к однозначному выводу, что следует сосредоточить внимание только на текстах этой части Бытия атрибутируемых к наиболее древнему авторству Торы, то есть к текстам Яхвиста, который по моему мнению и есть текст аутентичный словам, сказанным Богом Моисею. В частности это текст, начиная с середины 4 стиха второй главы Бытия и до 4 главы в ее значительной части. Разумеется, и далее есть куски текста Бытия, однозначно атрибутируемые к авторству Яхвиста, в частности это и рассказ о Вавилонской башне, который можно прочесть вовсе не как рассказ о строительстве башни ...

Если Вы работаете только с консонантным текстом, то это хорошо, тут мы совпадаем в нашем подходе. Тогда рекомендую Вам, основываясь на монографии Эммануила Това "Текстология Ветхого Завета", и используя данные текстологии попытаться получить из консонантного текста первых 11 глав Бытия новые смыслы, иногда даже по иному формируя слова из сплошного потока согласных букв с учетом возможности типичных искажения похожих букв. Обратите внимание в частности на возможность разбиения слишком длинных слов (5-8 согласных) на несколько слов по 2-3 согласных. Получите огромный материал для размышлений. Я практически работаю с консонантным текстом Бытия и Псалтири, а также пророков, не на уровне филологическом и лингвистическом, что вынуждает пользоваться наработками еврейских толковников, начиная с таких толковников 5 века до н.э., а на уровне текстологическом, что дает большую свободу в интерпретации консонантного текста, без оглядки на огласовку и толкование древней еврейской традиции. Беда в том, что Ветхий Завет еще в большей степени, чем Новый Завет, включает в себя многочисленные наслоения поздних преданий еврейских старцев-толковников непосредственно вставленных в текст Писания ВЗ. Суметь отделить поздние и зачастую идеологические и доктринальные вставки от древнего текста, идущего от Самого Бога, - это очень сложная, но исключительно важная задача.
Например, все места со словами "плодитесь и размножайтесь" - это поздние доктринальные вставки не ранее 5 века до н.э. В текстах атрибутируемых к словам Яхвиста, а это 10-9 века до н.э., эти слова нигде не встречаются ...
« Последнее редактирование: 18.04.2015, 13:39:47 от р.б. Сергий »
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #18 : 08.03.2017, 10:24:05
basar, שָׁלוֹם!
...
Если Вы работаете только с консонантным текстом, то это хорошо, тут мы совпадаем в нашем подходе. Тогда рекомендую Вам, основываясь на монографии Эммануила Това "Текстология Ветхого Завета", и используя данные текстологии попытаться получить из консонантного текста первых 11 глав Бытия новые смыслы, иногда даже по иному формируя слова из сплошного потока согласных букв с учетом возможности типичных искажения похожих букв. Обратите внимание в частности на возможность разбиения слишком длинных слов (5-8 согласных) на несколько слов по 2-3 согласных. Получите огромный материал для размышлений..

Первые главы книги Бытие читаются в двух контекстах:

1.  В  семантическом ключе "Адам - это ЛИЧНОЕ ИМЯ первого человека". Не без изъянов. ( В этом чтении  деревья не более тех, на которых сидит макака, жрёт фрукты и испражняется.)

2. В куда более достоверном семантическом ключе "АДАМ - это ЛЮДИ". (В этом контексте все упомянутые в рассказе деревья - аллегорические, символы каких-то очень важных понятий. Половой вопрос отодвигается с первого плана на последний, что даёт возможность читателю сконцентрировать своё внимание на жизни и истории человеческих обществ. В этом ключе  вопрос для чего живут на земле люди, в чём их сила и предназначение, куда более важен, чем просто плодиться да размножаться. )


Пример чтения в ключе "адам - это люди".

Быт.1:

26. И сказал Бог: Сделаем людей (אדם) , .. и да владычествуют они ..

27. И сотворил Бог людей (את־האדם) .. : мужского пола (захар) и женского пола (некэва) сотворил их.

28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: Плодитесь и размножайтесь ..
(в пиель: Плодите и умножайте ..)

29. И сказал Бог, Вот я дал вам .. ; вам будет пищей!


וַיֹּאמֶר אֱלֹהִים הִנֵּה נָתַתִּי לָכֶם אֶת־כָּל־עֵשֶׂב זֹרֵעַ זֶרַע אֲשֶׁר עַל־פְּנֵי כָל־הָאָרֶץ 
וְאֶת־כָּל־הָעֵץ אֲשֶׁר־בֹּו פְרִי — עֵץ זֹרֵעַ זָרַע לָכֶם יִהְיֶה לְאָכְלָה׃


И сказал Бог, Вот дал я вам всякую траву, сеющую семя, которая на лице всей земли,
и всё Дерево, в котором плод — дерево, сеющее семя. Вам будет пищей.

Далее

ב ... אֲשֶׁר־בָּרָא אֱלֹהִים לַעֲשֹׂות׃ אֵלָה — תֹולְדֹות הַשָּׁמַיִם וְהָאָרֶץ בְּהִבָּרְאָם בַּיֹּום עֲשֹׂות יְהוָה אֱלֹהִים אֶרֶץ וְשָׁמָיִם
 ... וְכֹל שִׂיחַ הַשָּׂדֶה  טֶרֶם יִהְיֶה בָאָרֶץ וְכָל־עֵשֶׂב הַשָּׂדֶה טֶרֶם יִצְמָח

2  ... которые сотворил Бог, чтобы делать МОГУЧЕЕ ДЕРЕВО, — 4 РОДОВОД этого неба и этой земли * в (продолжающемся) сотворении их сегодня, когда делать Йагве бог неопределенную землю и неопределенное небо**, 5 и всякое произрастание дикое, прежде чем будет в стране (בארץ на земле), и всякую траву полевую, прежде чем вырастет, ...
--------------
= Историю развития этого неба и этой земли (этого мира).
** = Новую эпоху (не прекращающийся процесс обновления лица земли).

Касаемо ЖЕНЫ в ключе "адам - это люди"
http://www.staraya-moneta.ru/forum/forum60/topic150173/


Далее

Быт.2:23 (в других лексемах)

ויאמר האדם זאת הפעם עֹצֶם מֵעֲצֻמַי וּבָשָׂר מִבְשָׂרַי לזאת יקרא אשה כי מאיש לָקְחָה־זאת׃
И сказал этот адам {о жене}: Эта теперь — сила (мощь, сущность) из сильных моих (2. из численных моих) и тело из тел моих!
Эту назовут иша́ (жена), ибо от (многочисленного) и́ша (мужа, о важных персонах) взяла/приняла/привнесла (2. пасив. взята/принята) эта.

Ср. 2Цар.5:1; 1Пар.11:1. Израильтяне говорят Давиду: Ты нам - голова! Мы - твоё тело, твоя сила! (Отныне мы - это народ твой, царство твоё-государство, готовые выполнить все твои повеления.)
« Последнее редактирование: 08.03.2017, 10:30:51 от basar »
Записан

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #19 : 08.03.2017, 10:43:18
...

Быт.2:23 (в других лексемах)

ויאמר האדם זאת הפעם עֹצֶם מֵעֲצֻמַי וּבָשָׂר מִבְשָׂרַי לזאת יקרא אשה כי מאיש לָקְחָה־זאת׃
И сказал этот адам {о жене}: Эта теперь — сила (мощь, сущность) из сильных моих (2. из численных моих) и тело из тел моих!
Эту назовут иша́ (жена), ибо от (многочисленного) и́ша (мужа, о важных персонах) взяла/приняла/привнесла (2. пасив. взята/принята) эта.

Ср. 2Цар.5:1; 1Пар.11:1. Израильтяне говорят Давиду: Ты нам - голова! Мы - твоё тело, твоя сила! (Отныне мы - это народ твой, царство твоё-государство, готовые выполнить все твои повеления.)



НЕ-Е! ЗАВИСИМОСТЬ!
July 17, 2004 Автор: рав Йосеф Менделевич - No Comments
Как известно, невозможно достаточно адекватно перевести какое-либо слово на другой язык. Ведь слово — это символ, за которым стоит целая система понятий и ассоциаций. Обратимся к слову «ацмаут» (עַצמָאוּת), которое по аналогии с другими языками переводится как «независимость». Однако верно ли использовать это значение слова для обозначения еврейской государственности? Каждый учащийся ульпана скажет вам, что корень слова «ацмаут» — «эцем» (עֶצֶם), то есть кость. Вот это да! Причем здесь, казалось бы, кости?!
...
midrasha.net/ne-e-zavisimost/
midrasha.net/my-byli-podobny-vidjashhim-sny/
Записан

Арина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 565
Re: Ева - это что?
Ответ #20 : 08.03.2017, 11:18:35
Подойдет ли вам такое толкование -

Цитировать
МУЖЧИНОЙ И ЖЕНЩИНОЙ СОТВОРИЛ ОН ИХ. Хотя все живые творения созданы в виде особей двух полов, об этом особо упоминается лишь когда речь заходит о человеке, чтобы подчеркнуть равную близость к Богу и равную уподобленность Ему мужчины и женщины. Их равенство выражено замечательным способом. А именно — переходом от единственного числа אתו (сотворил Он его) к множественному אתם (сотворил Он их). Единое человеческое существо, созданное по образу Бога, было сотворено в двух полах, и лишь вместе они способны вполне выразить идею «Адама». זכר (мужчина) производное от זכר (помнить), связанное с סכר (запирать), סגר (закрывать). Мужчина — духовный хранитель традиции и Божественной, и человеческой. נקבה (женщина) происходит от נקב (определять, предназначать). Она — «предназначенная». Только в союзе с мужчиной, присоединяясь к его усилиям, женщина обретает свое человеческое предназначение вместе с той сферой, в которой она может его исполнить. Мужчина выбирает себе призвание; женщина принимает свое призвание от мужчины.
Записан
Когда сделаем свое, придет помощь Свыше

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #21 : 08.03.2017, 11:59:20
Подойдет ли вам такое толкование -

Для чтения в ключе "адам - это люди" такое толкование содержания Быт.5:1-2 вполне подходит.  Но не совсем.


Перевод, максимально приближенный к букве.

Быт.5:1
זה ספר תולדת אדם ביום ברא אלהים אדם בדמות אלהים עשה אתו׃
Вот книга "История* человечества": Когда** творить Бог адама (собир.), в подобии богов сделал его.

Быт.5:2
זכר ונקבה בראם ויברך אתם ויקרא את־שמם אדם ביום הבראם׃
мужского пола и женского пола сотворил их и благословил их
и нарек им имя - адам*** в день сотворения их.

Быт.5:3
ויחי אדם שלשים ומאת שנה ויולד בדמותו כצלמו ויקרא את־שמו שת׃
И жил адам тридцать и сто год (лет), и породил в подобии его как образ/имидж его****, и назвал имя его: Шет*****.


----------
* http://content.foto.my.mail.ru/mail/m_spasskyj/_myphoto/h-106.jpg


** В прочтени בַּיֹּום  байом (определенное) - в этот (самый) день (на вопрос когда - сего дня, сегодня); в прочтени בְּיֹום бейом (неопределённое) - в любой день (по ходу самого времени); как наречие времени  "когда" (бейом), или "того дня, когда" (байом).

*** אדם человек, люди.

**** כצלמו кецальмо́ - как имидж его - про основание династии. Богоподобный адам в подобии своём порождает династию, как продолжение его же имиджа (царь; отец -основатель чего-либо;  и т. д.).


***** שת шет - основание. Точнее было бы שִׁית шит (inf. Иов.22:24), ибо "шет" - это больше о смуте (Чис.24:17; ср. Иер.48:45.)



Не о всех  людях говорится-то, что они сделаны в подобии бога. В противном случае в первом стихе было бы "сделал их" (то есть всех людей сделал богоподобными). В 5-й главе речь идёт о книге "История человека". В таких книгах те люди, которые себя  ничем не прославили - это безымянная серая масса, народ. И только. На фоне которых действуют богоподобные мужчины и женщины: праотцы и праматери, цари и царицы, полководцы и воины-герои, жрецы и жрицы, поэты, врачи, мастера, и так далее. - Отцы народов, наук и династий, которые, как известно, основывают богоподобные.




« Последнее редактирование: 09.03.2017, 00:40:12 от basar »
Записан

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 009
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • ωστε ο δοκων εσταναι βλεπετω μη πεση
Re: Ева - это что?
Ответ #22 : 08.03.2017, 12:16:30
basar,
встречали ли Вы исследования этимологии слова "адам" - אדם ?
Именно этимологии (происхождения от других еврейских слов, от глаголов и прочее), а не толкования и перевода?
Идея "красной глины-земли", как происхождение названия человека, меня не интересует. Это известный бред.
Тот же самый вопрос про слова "иш" - אִיש и "иша" - אִָשּה.

Я внятной этимологии этих трех слов никогда еще не встречал.
Все слова происходят, в основном, от глаголов, от действия. И тут в отношении этих трех слов сплошное белое пятно.
« Последнее редактирование: 08.03.2017, 12:38:08 от р.б. Сергий »
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #23 : 08.03.2017, 15:27:42
basar,
встречали ли Вы исследования этимологии слова "адам" - אדם ?
Именно этимологии (происхождения от других еврейских слов, от глаголов и прочее), а не толкования и перевода?
Идея "красной глины-земли", как происхождение названия человека, меня не интересует. Это известный бред.
Тот же самый вопрос про слова "иш" - אִיש и "иша" - אִָשּה.

Я внятной этимологии этих трех слов никогда еще не встречал.
Все слова происходят, в основном, от глаголов, от действия. И тут в отношении этих трех слов сплошное белое пятно.

Внятной этимологии слова "адам" не встречал. Допускаю, что "адам" и "адама́" (земля, почва, страна) понятия взаимосвязанные, где адама́ - если в глобальном масштабе - то же самое, что антропосфера.


Перевод с украинского языка: Антропосфера - 1. Земная сфера, где живет человечество. 2. Сфера Земли, которая в наибольшей степени прямо и непрямо видоизменена человеком. 3. Используемая и видоизмененная человеком часть биосферы.

Слова э́рэц (אֶרֶץ) и адама́ (אֲדָמָה) (оба ж.р.) в простом контексте - это земля в самом обычном значении: пахать землю, ходить по земле, жить на земле; страна. Вот только в масштабном подходе эрэц - это планета, тогда как адама - ее лик -  это сфера, поверхность земли, имеющая прямое отношении к деятельности человека.


Ср. лат. homo человек — humus f земля, почва, глина, страна; фригийск. zemelis человек, раб —  zemelos земной; др.-евр. ?аdam человек — ?adama f земля, почва, глина, страна.

(В еврейском языке кровь - это  דָם дам, а красный цвет - אָדֹם адо́м. Что созвучно слову "адам".)


Касаемо этимологии иш и иша́,  в словаре Штейнберга









 
« Последнее редактирование: 08.03.2017, 16:10:39 от basar »
Записан

basar

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19
Re: Ева - это что?
Ответ #24 : 08.03.2017, 16:15:53
Лучше бы вы читать не умели вовсе.

Буквально так и написано "самец и самка" (заха́р унъкева́). В контексте рассказа (так как слова заха́р и некева́  применены  в единственном числе) будет мужского пола и женского пола.  (Для "мужчина и женшина" есть  слова иш и иша́.)
Записан

-Аника-

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 470
  • Вероисповедание:
    Христианка. РПЦ МП
  • Всякое дыхание да славит Господа!
Re: Ева - это что?
Ответ #25 : 08.03.2017, 16:20:27
Буквально так и написано "самец и самка" (заха́р унъкева́). В контексте рассказа (так как слова заха́р и некева́  применены  в единственном числе) будет мужского пола и женского пола.  (Для "мужчина и женшина" есть  слова иш и иша́.)
Ваш сомнительный вопрос задан не по адресу. Церковь Православная иначе прочла и истолковала. А вы, базар, со своим базаром, шли бы к ... Богу идите. Он пояснит.
Записан
От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.Притч.9:18
Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
Рим.14:22

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 009
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • ωστε ο δοκων εσταναι βλεπετω μη πεση
Re: Ева - это что?
Ответ #26 : 08.03.2017, 23:33:18
Кстати, этимологию слова "адам" никак нельзя иначе еще высосать из пальца, как не из древнееврейских слов "дам" и "дама" в различных вариантах огласовки.
На большее у меня фантазии не хватает.
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Татьяна

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 52 782
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • На Посту!
Re: Ева - это что?
Ответ #27 : 09.03.2017, 07:40:16
***М*** За свои слова надо отвечать. Поэтому basar получает бан до Пасхи за вопиющее хамство и оскорбления. А если имя не будет изменено на человеческое в соответствии с правилами форума, то и дальше.
Записан
«Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!» Святейший Патриарх Алексий II


"Я увидел, что нагромоздив перед Богом мои благочестивые подвиги, посты и молитвы, я ни разу не подумал за это время искренне о Боге" У. Джеймс
Страниц: 1 2 [Все]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.273 секунд. Запросов: 14.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика