Культура и искусство > Церковное искусство (иконография, церковное пение)

Смысл Иконы и ее предназначение.

(1/20) > >>

Гарри:
                                               

Икона ничего не изображает, она являет. Она есть явление Царства Христова, явление преображенной, обоженной твари, того самого преображенного человечества, которое в своем лице явил Христос. Поэтому изначальными иконами Церкви, центральными первообразами в христианстве были образы Спасителя, сшедшего с небес и вочеловечшегося для нашего искупления, и образ Его Матери.Позже стали писать апостолов, святых, которые тоже явили в себе образ Христа. Качество иконы определяется тем, насколько она близка к Первообразу, насколько она соответствует той духовной высоте, о которой она свидетельствует. "Икона есть образ человека, в котором реально пребывает опаляющая страсти и все освещающая благодать Духа Святаго. Поэтому плоть его изображается существенно иной, чем обычная, телесная плоть человека. Преображенный благодатью образ святого, запечатленный на иконе, - есть самое подобие Бога, образ богооткровения, "откровение и познание скрытого".
 Иконой является началом созерцания лицом к лицу. То есть, в будущем веке все будут зреть Бога лицом к лицу, так вот, икона - уже начало этого созерцания.
 Икона рождается из живого опыта Неба, из Литургии, поэтому иконописание всегда рассматривалось как церковное служение, как Литургия. К иконописцам предъявлялись очень высокие нравственные требования, такие же, как к клирикам. Икона есть свидетельство Церкви о Боговоплощении, о том, что Бог вошел в мир, воплотился, соединился с человеком настолько, что теперь каждый может вырасти в меру Бога и обращаться к Нему как к Отцу. Иконописец, следовательно, свидетель. Значит, его иконы будут убедительны для тех, кто им предстоит, в ту меру, в которую он приобщается к миру, о котором должен поведать. Чтобы свидетельствовать Евангельскую Истину, нужно самому быть к ней приобщенным, нужно жить только ею, тогда проповедь - святые отцы ставили икону рядом с проповедью - будет приносить плоды в других сердцах: Евангелие - проповедь посредством слова, икона и стенные росписи - посредством образа и цвета. Икона - это воплощенная молитва. Она создается в молитве и ради молитвы, движущей силой которой является любовь к Богу, стремление к Нему как к совершенной Красоте. Поэтому икона вне Церкви в подлинном смысле существовать не может. Как одна из форм проповеди Евангелия, как свидетельство Церкви о Боговоплощении она есть составная часть Богослужения так же, как и церковное пение, архитектура, обряд.
 Своими корнями икона уходит в евхаристический опыт Церкви, неразрывно связана с ним, как и вообще с уровнем церковной жизни. Когда этот уровень был высок, то и церковное искусство было на высоте; когда же церковная жизнь ослабевала или наступали времена упадка духовной жизни, - тогда падало, конечно, и церковное искусство.Иконописание - творчество соборное, то есть творчество Церкви. Подлинными творцами икон являются святые отцы. Иконографический канон, как и Богослужение, складывался в течение столетий и сформировался в таком виде, в котором дошел до нас, где-то к XII веку. Церковь всегда уделяла много внимания своему искусству, следила за тем, чтобы оно выражало Ее учение. Все уклонения устранялись соборно.Икона должна быть написана натуральными красками и только на прочном материале, но не на бумаге, стекле или каком-нибудь хрупком веществе, - обычно на доске. Почему цветная фотография не может иметь применения в церковном обиходе: она только имитирует цвет, тогда как собственного цвета не имеет. Потому употреблять цветные фотографии с икон в качестве икон не следует. Икона должна свидетельствовать об Истине, а мы вводим элемент лжи туда, где ее не может быть.Есть старое церковнославянское слово, теперь уже забытое, - "иконник". Это человек, который создает произведения в рамках церковного канона и своим в них ничего не считает - никто из них своих икон не подписывал, - потому что искусство Церкви - соборное искусство, а не искусство конкретного лица. Иконник, иконописец - только исполнитель. Самое опасное - подмена соборности самовыражением. Современные художники, как правило, не знают Богослужения в точности. А знали бы и были бы людьми добросовестными, то сами бы отказались расписывать храмы, даже если их просят об этом.
 Сейчас у многих людей, даже у искусствоведов, восприятие иконы неверное. У древних, в лучшие времена христианства, восприятие было цельным, они не разделяли икону на произведение искусства и на принадлежность культа, потому что вне Церкви красоты не знали. С тех пор как церковная жизнь стала обмирщаться, когда подлинная икона оказалась в совершенном забвении вплоть до конца XIX века, - многие стали искать красоту вне Церкви, в светском искусстве.


Энциклопедия Православной Иконы:
http://www.obraz.org/index.php?menu=iconography&base=18&struct=363&icon_id=983

http://vsemolitva.ru/b911.html
http://video.mail.ru/mail/sterh9999/5698/14460.html

Семен Семеныч:
Цитата: Гарри от 13.01.2013, 21:56:30>>>>
Икона ничего не изображает, она являет.
<<<<А в чем разница?

Гарри:
Цитата: Семен Семеныч от 13.01.2013, 22:08:13>>>>А в чем разница?
<<<<Икона-окно в Духовный Мир Царства Божьего,потому и являет-посредством молитвы.
А картина-изображает, а явить не может.

Семен Семеныч:
Цитата: Гарри от 13.01.2013, 22:16:47>>>>Икона-окно в Духовный Мир Царства Божьего,потому и являет-посредством молитвы.
А картина-изображает, а явить не может.
<<<<Набор слов. Окном в духовный мир может быть что угодно - зависит от смотрящего. И молится можно чему угодно, от поясков, до гвоздей.

Irinushka:
Цитата: Семен Семеныч от 13.01.2013, 23:44:33>>>> И молится можно чему угодно, от поясков, до гвоздей.<<<<
Гениально  :))

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница