Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 11  Все   Вниз

Автор Тема: Непривлекательный облик религии в русской литературе  (Прочитано 9410 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
В последнее время как-то частенько говориться о православии как культурообразующем факторе. Как кто относится к не очень приглядному облику религии в литературе признанных русских писателей?
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Александр Черепанов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 23 460
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • Принца на белом коне заказывали?
Каких, например, писателей? Достоевского? Лескова? Шмелёва? ("Про попа и Балду" не будем.)
Записан
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
Вот например один из любимых мной писателей русской литературы  Константин Паустовский, отрывок из произведения "Третье свидание"


 Византийский стиль — литой из золота, бородатый, угрюмый, омертвелый, как стоящие коробом ризы священников, всегда казался мне бесчеловечно жестоким.

Византийская пышность гнет голову к земле. Она давит, как чугунный венец. Она рождена властолюбием и гордыней.

Солнце было изгнано из византийской земли. И не только солнце, но и веселье, игра ума, телесная красота — все, что радовало вольный дух человека.

Я видел в Киеве, в древнейшем Софийском соборе, торжественные службы. Слов нет, это было грозно и мощно.

Гремели клиры. С монотонной угрозой иереи возглашали молитвы. Жар сотен свечей как бы расплавлял золотые митры и многопудовые оклады икон.

С этих икон, как из узилищ, испуганно смотрели молодые богоматери, окуренные до одури ладаном, оправленные в старые жемчуга и смарагды.

На самом деле они были смуглыми и дикими, как козы, девочками, бегавшими босиком по жаркой иудейской земле. Их заперли в каменные капища, гневно восхваляли и грозили людям карами за обуревавшее их неверие в непорочное зачатие Христа.

Я воспитался в крепкой любви к свободе. Поэтому я, естественно, не мог восхищаться Византией, ее сухими канонами, даже ее одеждой. Она превращала людей в золоченые тумбы.

Сейчас, конечно, наивная моя неприязнь к Византии прошла. Многое я начал принимать — византийские базилики, мозаику, Айя-Софию в Стамбуле.

Айя-София показалась мне огромной, как мир, как вся земная сфера. Было страшно стоять в ней. Исполинский купол непонятным образом висел под небом.

Бывший вместе со мной в Айя-Софии писатель, робкий человек, сказал мне:

— Давайте лучше уйдем. Это слишком величественно и потому страшно.

Много базилик с полуразрушенными, узорно выложенными кирпичными стенами я видел в болгарском городке Несебре (бывшей Мессемврии), расположенном на крошечном полуострове Черного моря.

Они стоят, эти базилики, на самом берегу, веками слушают непрерывный шум моря и спят непробудным каменным сном.


http://www.hotel-tlt.ru/tretje_svidanie/visantijskaja_pishnost.html
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Paola

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 020
  • Вероисповедание:
    Христианка
В последнее время как-то частенько говориться о православии как культурообразующем факторе.
И что с того, что это сейчас кем-то говорится?
Записан
... ради себя самого помни времена, которые мы знали.

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
Впрочем о католичестве он тоже не так чтобы очень лестно отзывался . Хотя и очень  увлекательно читается  9qz

Отрывок из его книги "Далекие годы":

Поезка в Ченстохов
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
И что с того, что это сейчас кем-то говорится?

Ну не знаю, раз говорится , то нужно реагировать как-то. Или приветствовать только удобных для тезиса о культурнообразующей роли православия ,а остальных отбрасывать за ненадбностью?
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Paola

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 020
  • Вероисповедание:
    Христианка
Или приветствовать только удобных для тезиса о культурнообразующей роли православия ,а остальных отбрасывать за ненадбностью?
Так и делается.
Записан
... ради себя самого помни времена, которые мы знали.

Александр Черепанов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 23 460
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • Принца на белом коне заказывали?
Вот например один из любимых мной писателей русской литературы  Константин Паустовский, отрывок из произведения "Третье свидание"

Паустовский, хотя и русский, но всё-таки советский писатель. Как же он мог написать что-то особо хорошее о Церкви?
Записан
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Андрей Алекс.

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 38 562
  • Вероисповедание:
    Православный
В последнее время как-то частенько говориться о православии как культурообразующем факторе. Как кто относится к не очень приглядному облику религии в литературе признанных русских писателей?

Я бы с большим интересом почитал тему о положительном облике религии в литературе русских писателей.
Записан

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
Паустовский, хотя и русский, но всё-таки советский писатель. Как же он мог написать что-то особо хорошее о Церкви?

Но религию ведь  практиковали и в времена СССР. И как-то этот негативный образ ,разработанный в русской литературе того времени ,сочетался с религиозными практиками. Поскольку практикование религии носило  диссидентский характер тогда. Сейчас это все перечеркивается новым тезисом о культурообразующей роли религии ,и практикование религии не диссидентское, а массовое (в смысле таковым считается).
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Андрей Алекс.

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 38 562
  • Вероисповедание:
    Православный
Но религию ведь  практиковали и в времена СССР. И как-то этот негативный образ ,разработанный в русской литературе того времени ,сочетался с религиозными практиками. Поскольку практикование религии носило  диссидентский характер тогда. Сейчас это все перечеркивается новым тезисом о культурообразующей роли религии ,и практикование религии не диссидентское, а массовое (в смысле таковым считается).

Очень разочаровали...Я думал речь действительно пойдёт об облике религии в русской литературе. А вас в политику снесло.
Записан

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
Я бы с большим интересом почитал тему о положительном облике религии в литературе русских писателей.

Возможно у русско-эмигрантских что-то можно. У русско-советских -  ничего особо положительного в облике религии. В отношении  католиков -тоже ничего особо положительного (взять хотя бы книгу Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль", рецензия имеется на сайте катол. прихода св. Екатерины в Питере  http://catherine.spb.ru/index.php/comments/brushtein ). Хотя книги сами по себе замечательные, причисляемые к культурному наследию и т.п.   
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Андрей Алекс.

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 38 562
  • Вероисповедание:
    Православный
Возможно у русско-эмигрантских что-то можно. У русско-советских -  ничего особо положительного в облике религии. В отношении  католиков -тоже ничего особо положительного (взять хотя бы книгу Александры Бруштейн "Дорога уходит в даль", рецензия имеется на сайте катол. прихода св. Екатерины в Питере  http://catherine.spb.ru/index.php/comments/brushtein ). Хотя книги сами по себе замечательные, причисляемые к культурному наследию и т.п.

В советское время в литературе и быть не могло положительного образа религии в литературе. Но есть забавные исключения. Например, рассказ Василия Шукшина "Верую".
Записан

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
Очень разочаровали...Я думал речь действительно пойдёт об облике религии в русской литературе. А вас в политику снесло.

А Вы почитайте книгу Улицкой "Священный мусор". Там она в последней главе признается, что при советских временах она была православной , а сейчас - нет и объясняет почему.
http://www.e-reading.me/chapter.php/1013893/96/Ulickaya_-_Svyaschennyy_musor_%28sbornik%29.html
То есть я к тому, что модель практикования  религии как диссидентства по отношению к окружающей среде (недружественной) вместе с ее культурой очень даже жизнеспособна.
« Последнее редактирование: 29.10.2014, 19:36:06 от Vita »
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

IgorAlexandrovic

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 057
Ну уж Улицкая дает - интеллигентские фантазии в плохом смысле слова. Хорошо едят монахи на банкетах... Чего же такого они могли есть, что не едят представители московского среднего класса на вечеринках в кафе?
Записан

Андрей Алекс.

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 38 562
  • Вероисповедание:
    Православный
А Вы почитайте книгу Улицкой "Священный мусор". Там она в последней главе признается, что при советских временах она была православной , а сейчас - нет и объясняет почему.
http://www.e-reading.me/chapter.php/1013893/96/Ulickaya_-_Svyaschennyy_musor_%28sbornik%29.html
То есть я к тому, что модель практикования  религии как диссидентства по отношению к окружающей среде (недружественной) вместе с ее культурой очень даже жизнеспособна.

Не по адресу...Мне вообще нет никакого дела до Улицкой. Я её и русской писательницей не считаю.
Записан

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
В советское время в литературе и быть не могло положительного образа религии в литературе.

Ну в принципе есть описания дореволюционного (т.e. православного) жизненного уклада. Как в "Угрюм реке".
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Vita

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 773
  • Среди песчаного королевства
Ну уж Улицкая дает - интеллигентские фантазии в плохом смысле слова. Хорошо едят монахи на банкетах... Чего же такого они могли есть, что не едят представители московского среднего класса на вечеринках в кафе?
Не вем. Но в принципе можно согласиться с ее максимой : "церковь гонимая крепнет, церковь властвующая растлевается" .Отсюда понятно желание относиться к церкви, описываемой в первой части максимы (какую она напоминала в советские годы и какой например описывается в "Несвятых святых", в главах о жизни Печерского монастыря при коммунизме) и нежелание относиться к церкви описываемой во второй части.
Записан
«Все, если взглянуть на изначальное происхождение, ведут род от богов. За всеми нами одинаковое число поколений, происхождение всякого лежит за пределами памяти.» Сенека «Нравственные письма к Луцилию»

Galim

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 122
  • Вероисповедание:
    Гаудия вайшнавизм
В последнее время как-то частенько говориться о православии как культурообразующем факторе. Как кто относится к не очень приглядному облику религии в литературе признанных русских писателей?
где есть деньги,власть,женщины или любой другой источник чувственных утех,такие места всегда привлекали разного рода мошенников..так что ничего удивительного,что они есть и в среде религиозного сообщества
Записан
Бог всегда наблюдает за тобой, сделай так, чтобы ему было интересно .
Счастье,имеет смысл тогда,когда есть с кем его разделить.

Эдуард Николаевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 041
  • Вероисповедание:
    православный
А Вы почитайте книгу Улицкой "Священный мусор". Там она в последней главе признается, что при советских временах она была православной , а сейчас - нет и объясняет почему.
http://www.e-reading.me/chapter.php/1013893/96/Ulickaya_-_Svyaschennyy_musor_%28sbornik%29.html
То есть я к тому, что модель практикования  религии как диссидентства по отношению к окружающей среде (недружественной) вместе с ее культурой очень даже жизнеспособна.

 Есть такой метод, когда популярность на западе достигается деятелями с востока путём побрасывания какашек в то место где родился.
 Савелий Крамаров в интервью говорил, что очень популярно у западного зрителя показ какой нибудь экзотики....типа скажем показать туалет, где на ржавом гвозде висит рулон бумаги. Вот разные личности и стараются. Только в более или менее приемлемой форме. Например видел фильм Кустурицы где показывая быт изобразил соитие на навозной куче. К сожалению, мне кажется не ушёл от этого и Михалков. В фильме "Сибирский цирюльник".......показав как на Пасху перепились все от генерала до цепного медведя.

 А про улицких и говорить нечего......больше какашек - выше популярность. Да и та раздута из ничего.
Записан
«
Наш русский либерал прежде всего лакей, и только и смотрит как бы кому-нибудь сапоги вычистить
»
— Достоевский Ф.М.
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 11  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.103 секунд. Запросов: 14.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика