Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3  Все   Вниз

Автор Тема: Вопрос о самолюбии  (Прочитано 1907 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Mila_io

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
  • Вероисповедание:
    Православие
Вопрос о самолюбии
: 12.01.2016, 23:39:38
Самолюбие, это страсть, имеющая своими корнями гордость, которая проявляется в нездоровой ревности о своем достоинстве. Так я понимала эту страсть всегда, но когда я посмотрела, что пишут о самолюбии святые отцы, то мне показалось, что самолюбие по святоотеческому учению, это нечто иное. Причем, чем древней святой отец, тем менее мне понятно, что такое самолюбие у святых отцов, кажется, что они пишут о самолюблении, саможалении и т.п. Может быть с веками поменялось значение слова "самолюбие"?

Процитирую одного и святых отцов древности.

Преп. Максим Исповедник:

– Берегись матери зол – самолюбия, которое есть неразумная любовь к телу. Ибо от него, с кажущеюся благословностью, рождаются три первые родовые страстные и неистовые помыслы, а именно: чревоугодие, сребролюбие, тщеславие, заимствуя поводы от необходимой потребности телесной, а от этих рождается все пламя страстей. Вот почему и надлежит, как сказано, весьма остерегаться самолюбия и противоборствовать ему с великой бдительностью. Ибо с истреблением его истребляются и все его порождения. Страсть самолюбия внушает монаху щадить тело, и снисходить ему в пище под видом сохранения здоровья и разумного управления телом, чтоб мало-помалу, уклоняясь на сторону, впал он в бездну сластолюбия. Мирянину же тем самым, что он мирянин, подущает попечение о плоти угодия... в похоти (Рим. 13, 14).

– Начало всех страстей есть самолюбие, а конец – гордость. Самолюбие есть безрассудное любление тела. Отсекши его, отсек и все страсти, кои от него. Когда отвергаем самолюбие – матерь всех зол, тогда вместе с ним отторгается и все, что из него: ибо, когда его не будет, тогда никакой вид или след зла не может уже устоять в нас.
Записан
В Cчастливые минуты — Хвали Бога,
В Трудные минуты — Ищи Бога,
В Тихие минуты — Поклоняйся Богу,
В Минуты боли — Доверяйся Богу.
Каждую минуту — Благодари Бога!

Mихаил73

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 407
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #1 : 12.01.2016, 23:43:30
У Прп. Максима Исповедника все правильно написано. Самолюбие - есть основа гордости. На нем она и зиждется.
Записан
Мир Вам, Братья мои и Сестры! Да хранит вас Господь от всех сетей вражьих!

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 076
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #2 : 13.01.2016, 00:06:56
Это особенность богословия прп. Максима. Адам пал через самолюбие. Точнее говоря, Бог заложил в природу Адама любовь к Нему, которую Адам по неразумию (в результате ошибочного суждения) направил в тварное. А самое прекрасное Божие творение -- человек, то есть сам Адам. Поэтому самолюбие -- первый из Адамовых грехов и начало всякого греха.
Говоря более аскетическим языком, Адам отвратился от умного лицезрения Бога в своем сердце и обратился умом к лицезрению самого себя. Ум его сошел из сердца в голову, перестал быть единовидным, богоподобным,стал рассудочным и рассеялся своим действием по всему творению, породив и все остальные страсти.
С тех пор природа Адама и всех его потомков, оставшись той же самой по логосу, приобрела иной способ бытия (тропос), подверженный действию множества страстей.
А началом всему этому оказалось самолюбие
Записан
imho

Елена Леонидовна

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 040
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #3 : 13.01.2016, 00:11:56
О горе мне! Никак не согласна: "самолюбие есть неразумная любовь к телу".
В теле ли дело? Выражение - "ущемленное самолюбие". О чем это? Разве о том, что дверью бок прищемила? "Не задевай его самолюбия, в противном случае получишь то-то и то". Разве это о том, чтоб чем-то вещественным коснуться человека?
Или св.Максим вообще о другом говорил? Тогда и термин другой должен быть.
Записан
"Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом".
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Mихаил73

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 407
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #4 : 13.01.2016, 00:17:38
О горе мне! Никак не согласна: "самолюбие есть неразумная любовь к телу".
В теле ли дело? Выражение - "ущемленное самолюбие". О чем это? Разве о том, что дверью бок прищемила? "Не задевай его самолюбия, в противном случае получишь то-то и то". Разве это о том, чтоб чем-то вещественным коснуться человека?
Или св.Максим вообще о другом говорил? Тогда и термин другой должен быть.
конечно к телу, ни к душе же! Если бы любил Адам свою душу от Творца бы не удалился.
Записан
Мир Вам, Братья мои и Сестры! Да хранит вас Господь от всех сетей вражьих!

Елена Леонидовна

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 040
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #5 : 13.01.2016, 00:29:51
конечно к телу, ни к душе же! Если бы любил Адам свою душу от Творца бы не удалился.

Вы меня не прочитали? Тогда не надо отвечать.
Записан
"Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом".
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #6 : 13.01.2016, 01:14:04
конечно к телу, ни к душе же! Если бы любил Адам свою душу...

На мой взгляд, страсти обслуживают не тело, а душу. Тело же само страдает от страстей. Обжорство, наслаждение едой - это способ получить именно  душевное удовольствие от вкусного. Сладко едим, чтобы усладить душу. А тело от этого страдает (ожирением или диабетом).

Кто любит тело - тот спортом занимается и ограничивает себя в пище.
Записан

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #7 : 13.01.2016, 01:17:05
...

Мне кажется, что за прошедшие века значение слова могло поменяться. Получается типа омонимов - слова одинаковые, а указывают на разный смысл.
Записан

Елена Леонидовна

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 040
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #8 : 13.01.2016, 01:18:11
Мне кажется, что за прошедшие века значение слова могло поменяться. Получается типа омонимов - слова одинаковые, а указывают на разный смысл.

 2qwp
Записан
"Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся перед Богом".
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Mila_io

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15
  • Вероисповедание:
    Православие
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #9 : 13.01.2016, 01:38:17
Мне кажется, что за прошедшие века значение слова могло поменяться. Получается типа омонимов - слова одинаковые, а указывают на разный смысл.
Наверное так и есть, только в этом случае пропадает путаница в определениях самолюбия.

По моим наблюдением в современном понимании этого слова, самолюбие, это ограждение своего достоинства в рамках конкретных "канонов". Например, социальных, профессиональных, личностных. Тогда становится понятно, почему бывает самолюбие мужское, самолюбие ученого, самолюбие мужа, как главы семьи, или самолюбие женщины, как дамы, к которой мужчины должны относиться по-рыцарски и т.д. Когда кто-либо нарушает эти каноны, самолюбие ущемляется, человек чувствует себя оскорбленным и т.д.

Насколько это плохо для людей живущих в социуме или это по-своему как-то оправдано? Стоит ли за этой ревностью о достоинстве греховная страсть? Какая именно? Как бороться с самолюбием, если оно есть в человеке? С чего начинать? Невозможно изжить страсть, если не заменить ее добродетелью - природа не терпит пустоты. Какой добродетелью можно вытеснить самолюбие?
Записан
В Cчастливые минуты — Хвали Бога,
В Трудные минуты — Ищи Бога,
В Тихие минуты — Поклоняйся Богу,
В Минуты боли — Доверяйся Богу.
Каждую минуту — Благодари Бога!

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 983
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #10 : 13.01.2016, 01:42:40
Не соглашусь, что только у древних. Я как раз от Феофана Затворника усвоила о самолюбии и саможалении - он много о нем пишет.

«Семя всего нравственного зла — самолюбие. Оно лежит на самом дне сердца. Человек по назначению своему должен бы забывать себя в своей жизни и деятельности, — должен бы жить только для Бога и людей. Освящая свою деятельность возношением ее, как благодарственной жертвы, к Богу Спасителю, он должен бы всю ее простирать на пользу ближних и на них же изливать все, чтобы не получил от Щедродавца-Бога. Одно здесь не бывает без другого: нельзя любить Бога, не любя ближних, и нельзя любить ближних, не любя Бога, — равно как любя Бога и ближних нельзя не жертвовать собою славе Божией и благу ближних. Но когда человек мыслию, сердцем, и желанием отвращается от Бога, а в следствие того и от ближних, то естественно останавливается на одном себе, — себя поставляет средоточием, к которому направляет всё, не щадя ни Божественных уставов, ни блага ближних.

Вот корень греха! Вот семя всего нравственнаго зла! Глубоко кроется оно во внутренности сердца. Но разрастаясь и подаваясь ближе к поверхности сердца, семя сие выходит из него уже в трех видах, как бы в трех ветвях проникнутых его силою, преисполненных его жизнию: в самовозношении, своекорыстии и любви к наслаждениям. Первое заставляет человека говорить в сердце своем: кто как я; второе: всем хочу завладеть; третье: хочу жить в свое удовольствие.

Кто как-я! — Какая душа не ощущала в себе подобнаго движения? Не те только, кои от природы одарены высокими совершенствами, или своими трудами успели сделать что нибудь важное и общеполезное, могут мысленно возноситься над другими. Самовозношение проходит по всем возрастам, званиям и состояниям; следит за человеком чрез все умственные и нравственные степени усовершения; оно не подчиняется никаким внешним отношениям и хотя бы человек жил один, в безвестности и отдалении от всех, он всегда и везде не свободен от искушения — превозношения. С тех пор, как он к сердцу принял первую лесть змия: «будете яко бози», с тех пор, он начал возвышать себя над всеми, как Бог, — начал ставить себя выше той черты, на которой поставлен природою и обществом — это общая болезнь всех и каждаго. Кажется, что опасного полюбоваться мыслью, что я выше того, другого, третьего? — А между тем, смотрите сколько зла и сколько темных порождений проистекает из сей незначительной, по-нашему, мысли!» (об исправлении сердца. В субботу седмицы первой Великого поста. - Семь слов в недели, приготовительные к Великому посту, и на седмицу первую Великого поста. В приложении к "Письмам о христианской жизни")

«Телолюбие, плотоугодие, поблажка, саможаление - это разные имена одного и того же». (Письма, п.541)

 «Себя-пожаление идет заодно с самоугодием и вообще с самолюбием и есть корень всех послаблений, опущений, равнодушия и беспечности. Слыхали вы фразу: живущий в нас грех? — Вот он-то и есть саможаление со свитою его»  (Письма о разных предметах веры и жизни, п.49)

Да, естественно, что это понимание термина он усвоил и через переводимых им авторов "Добротолюбия". напр., прп. Никиты Студита (т.4, сотн.1, 28):
«Есть же самолюбие неразумная любовь к телу, или саможаление, которое делает монаха (христианина) самолюбивым, душелюбивым и телолюбивым»,
а также в переводе "невидимой брани"прп. Никодима Святогорца:: «…самолюбие, или неразумная любовь к себе в самоугодии и в саможалении»  (ч.1, гл.15).

и другие наши святые 19 века понимали самолюбие в том же ключе:

Св. праведный Иоанн Кронштадтский: «Корень всякого зла есть самолюбивое сердце, или саможаление, самощадение»

Прп. Амвросий Оптинский: «От самолюбия… и ропот, и самооправдание, и нехотение ничего потерпеть, а вследствие всего этого малодушие» (Письма к отдельным лицам, п.112).

Свт. Игнатий Бранчанинов:
«Мы правильную любовь к себе заменили самолюбием, которое внушает нам стремиться к безразборчивому исполнению пожеланий наших, нашей падшей воли, руководимой лжеименным разумом и лукавою совестью. Мы увлекаемся и корыстолюбием, и честолюбием, и мщением, и памятозлобием, и всеми греховными прихотями! Мы льстим себе и обманываем себя, думая удовлетворять любви к себе, между тем как удовлетворяем только неудовлетворимому самолюбию нашему. Стремясь удовлетворять самолюбию нашему, мы злодействуем себе, губим себя»


 

Наталия Владимировна

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 391
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #11 : 13.01.2016, 09:54:41
На мой взгляд, страсти обслуживают не тело, а душу. Тело же само страдает от страстей. Обжорство, наслаждение едой - это способ получить именно  душевное удовольствие от вкусного. Сладко едим, чтобы усладить душу. А тело от этого страдает (ожирением или диабетом).

Кто любит тело - тот спортом занимается и ограничивает себя в пище.
Нетушки. По себе точно знаю - именно телесное наслаждение едой испытываю. Потому и называется чревоугодием. А чрево это все-таки не душа.)) Гортанобесие - есть такой вид чревоугодия, когда все наслаждение пищей состоит в ощущениях рта и горла.

Другое дело, что тело и душа связаны во единого человека, и одно без другого - не человек.
Душа со времени грехопадения перестала слушать себя, свой дух, который зовет к Богу. А устремилась услаждать тело. Тело хочет сладко есть, и мы говорим : "душа просит".
Записан

Наталия Владимировна

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 391
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #12 : 13.01.2016, 10:04:27
О горе мне! Никак не согласна: "самолюбие есть неразумная любовь к телу".
В теле ли дело? Выражение - "ущемленное самолюбие". О чем это? Разве о том, что дверью бок прищемила? "Не задевай его самолюбия, в противном случае получишь то-то и то". Разве это о том, чтоб чем-то вещественным коснуться человека?
Или св.Максим вообще о другом говорил? Тогда и термин другой должен быть.
Как тело и душа связаны воедино, так и в жизни нашей все, что касается души, касается и тела, и наоборот.
А термины сегодня зачастую берутся из психологии, вводятся в нашу жизнь и путают людей. Нас учат часто тому, что противоположно православному учению - любить себя, например.
Жалеть себя, ублажать - Я этого достойна!
Замыкаться, иметь "свое пространство", а стало быть, секреты и ложь.
И другого есть немало - и это путает наше сознание, и многие живут , искренне полагая, что не грешат.
Записан

Maрина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 421
  • Вероисповедание:
    Православие
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #13 : 13.01.2016, 12:06:24
конечно к телу, ни к душе же! Если бы любил Адам свою душу от Творца бы не удалился.
Михаил,   из дискуссии про ванну я так поняла , что люди не очень хорошо понимают где есть тело, где есть плоть , как это связано с душой и взаимодействует между собой. 
Адам не мог наверное любить свою душу, потому как  у него   дух, душа и тело в Боге пребывали.
Записан

Maрина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 421
  • Вероисповедание:
    Православие
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #14 : 13.01.2016, 12:12:13
Душа со времени грехопадения перестала слушать себя, свой дух, который зовет к Богу. А устремилась услаждать тело. Тело хочет сладко есть, и мы говорим : "душа просит".
Согласна с этим.  2qwp
Записан

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 076
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #15 : 13.01.2016, 12:13:27
По прп. Максиму начальное из зол -- неведение Творца, потому что от него рождается лукавое самолюбие (в противовес благому). Под неведением имеется ввиду именно опытное неведение Бога, отсутствие Его явным образом ощущаемого присутствия [в сердце].

"...восшедши же к ведению Творца и получив вместо лукавого самолюбия благое, духовное и отделенное от телесной любви самолюбие, мы непрестанно служим Богу этим прекрасным самолюбием, всегда от Бога взыскуя устроения души. Таково истинное и действительно угодное Богу служение–строгое попечение о душе путем добродетелей"

Кто избавился от неведения, тот

"стал бесстрастным в отношении страстей; вместе с рождающим их самолюбием он убил и все [происходящие] через них и от них страсти совокупно с неведением — изначальнейшим из зол — и весь предался устойчивому, пребывающему и всегда тождественному Благу, по естеству всецело пребывая с Ним неподвижным, открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу (2Кор. 3:18) Божию и созерцая из световидного сияния в себе божественную и неприступную славу"
« Последнее редактирование: 13.01.2016, 12:21:01 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 413
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #16 : 13.01.2016, 12:16:26
Это особенность богословия прп. Максима. Адам пал через самолюбие. Точнее говоря, Бог заложил в природу Адама любовь к Нему, которую Адам по неразумию (в результате ошибочного суждения) направил в тварное. А самое прекрасное Божие творение -- человек, то есть сам Адам. Поэтому самолюбие -- первый из Адамовых грехов и начало всякого греха.
Говоря более аскетическим языком, Адам отвратился от умного лицезрения Бога в своем сердце и обратился умом к лицезрению самого себя. Ум его сошел из сердца в голову, перестал быть единовидным, богоподобным,стал рассудочным и рассеялся своим действием по всему творению, породив и все остальные страсти.
С тех пор природа Адама и всех его потомков, оставшись той же самой по логосу, приобрела иной способ бытия (тропос), подверженный действию множества страстей.
А началом всему этому оказалось самолюбие
Не все так просто. Это слишком упрощенное мнение. У св. Максима все гораздо сложнее.
Это он подробно рассматривает в 61 вопросоответе к Фалассию.
Вот начало этого вопросоответа в переводе Сидорова, признанного знатока и переводчика св. Максима. Важно, что я беру текст по первой научной публикации этого вопросоответа, где даны и схолии и, главное, комментарии переводчика.
Только самое важное.

Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки4, но Он устроил в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог бы неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его5. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, [а затем стал осуществлять] в этой силе первое движение к чувственным [вещам и] возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству6.

Кто сотворил телесные чувства человека? Кто, как не Бог, ибо Он сотворил тело человека.
Зачем Бог сотворил чувства человека телесные? Неужто, только для того, чтобы человек пал? Никак.
Зачем же тогда чувства телесные человека ему даны?
Ясно, что для обретения духовного наслаждения Богом, ибо цель и смысл всего есть только Бог.
Но как через чувственное познать Бога? Ясно, что только получив духовное наслаждение от Него Самого. Но Бог мог бы просто так дать человеку духовное наслаждение Собой. И что тогда? Тогда бы получился робот, наслаждающийся по  "кнопке", которая у Бога.
Но Вы забываете, что в раю Адам был не один. Там была женщина. И механизм получения духовного наслаждения был заложен простым: дари женщине телесное наслаждение, получай духовное наслаждение от Бога, получай ведение и созерцание Бога. И был запретный способ получения чувственного телесного наслаждения, который приводил, в частности к обретению Адамом собственного чувственного запретного удовольствия, лишающий его возможности получения духовного удовольствия от Бога и духовного познания Его, а только порождающий у Адама стремление к чувственному наслаждению для себя.

Это все и видно в приведенной цитате, особо если опустить слова в квадратных скобках.
Начало цитаты просто означает, что сразу после создания человек не испытывал никаких чувств ни духовных, ни телесных. Ведь в сочетании слов "[духовного] наслаждение" в оригинале не содержит слова "духовное", которое есть вставка переводчика.
А вот и подтверждение переводчика этой мысли по сноске номер 6.

6 Следовательно, не наслаждение как таковое послужило, согласно преп. Максиму,
причиной грехопадения, но противоестественное действие его (par(a f)usin energoum)enhn
t(hn +hdon)hn), т. е. злоупотребление им. О развитии мысли преп. Максима в этом плане см.:
Schönborn Ch. Plaisir et douleur dans l’analyse de S. Maxime, d’après les Quaestiones ad Thalassium
// Maximus Confessor. Actes du Symposium. P. 279.

Что же противоестественно, и в чем злоупотребление?
Неужто любое чувственное телесное наслаждение противоестественно? Никак. Тогда нет и тела (а это оригенизм), или тогда тело создано было только для того, чтобы пасть.
Значит речь идет лишь о запрещенном чувственном телесном наслаждении, что и является сутью прародительского греха.

Первое, именно самое первое, чувственное телесное наслаждение человеков в раю оказалось греховным, и не дало им испытать СЛАДОСТЬ Бога, а дало лишь чувственное телесное наслаждение, и они не пошли по пути восхождения к Богу во взаимной любви, через Бога и разрешенные Им чувственные действия, дарящие наслаждение телесное друг другу. Вот в чем суть сказанного св. Максимом и корень самолюбия, то есть к стремлению к чувственному телесному наслаждению для себя, а не для другого.

Надо заметить, что общая склонность монашества (а, значит, и святых) к оригенизму всегда имплицитно выражается у святых отцов ПОЛНЫМ отрицанием чувственности телесной, что, несомненно, есть оригенизм.
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 413
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #17 : 13.01.2016, 12:40:01
Какой добродетелью можно вытеснить самолюбие?
Любовью. Любовью к Богу и ближнему.
В этом весь смысл аскетики. И это более высокая цель и более высокий смысл, чем стремление к "созерцанию нетварного света" для себя только.
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

р.б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 413
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #18 : 13.01.2016, 12:45:24
Интересен также комментарий переводчика на следующую за приведенной цитатой и из 61 вопросоответа мысль св. Максима.
Текст св. Максима.
Поэтому Тот, Кто заботится и про-
мышляет о нашем спасении, внедрил [в естество человеческое другую] силу,
словно некоего карателя7, — муку. И, соответственно этой муке, Он премудро
укоренил в природе тела закон смерти, ставя пределы безумному устремлению
ума, которое вопреки естеству движется к чувственным [вещам].


Текст комментария переводчика.
7 Данное слово (timwr)oq) может иметь не только значение «карателя, палача», но и
«заступника, защитника, хранителя». Преп. Максим, как нам представляется, подразуме-
вает в данном случае оба значения. Схолия: «Потому что промыслительно Бог дал есте-
ству [человеческому] непроизвольную муку (t(hn par(a proa)iresin od)unhn) и, соответствен-
но этой муке, смерть для наказания произвольного наслаждения».
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 076
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Re: Вопрос о самолюбии
Ответ #19 : 13.01.2016, 12:48:18
Предлагаю обсуждение по порядку. Небольшими порциями. Длинный текст плохо читается

Бог, создав естество человеков, не создал вместе с ним ни чувственного наслаждения, ни чувственной муки4, но Он устроил в уме этого естества некую силу для [духовного] наслаждения, благодаря которой [человек] мог бы неизреченным образом [постоянно] изведывать сладость Его5. Эту силу, то есть соответствующее естеству ума устремление к Богу, первый человек, как только он был создан, передал чувству, [а затем стал осуществлять] в этой силе первое движение к чувственным [вещам и] возымел посредством чувства наслаждение, приводимое в действие вопреки естеству6.

Кто сотворил телесные чувства человека? Кто, как не Бог, ибо Он сотворил тело человека.
Зачем Бог сотворил чувства человека телесные? Неужто, только для того, чтобы человек пал? Никак.
Зачем же тогда чувства телесные человека ему даны?
Ясно, что для обретения духовного наслаждения Богом, ибо цель и смысл всего есть только Бог

Вот первый тезис, с которым я мог бы поспорить. Что чувства телесные даны человеку для обретения наслаждения Богом.

Есть другая возможность. Что чувства телесные даны человеку для приведения всего чувственного творения к Богу.

Схема тут, на мой взгляд, такая. Адам, как только он был приведен в бытие (и существуя одновременно в двух мирах, в чувственном чувствами  и в умопостигаемом [мире сердца] умом), должен был через созерцание божественный славы в сердце достигнуть духовного наслаждения Богом (причаститься -- для обретения бессмертия -- плодов Древа Жизни). Заметим, достигнуть это не через чувства и в чувственном мире, а умом и в умопостигаемом мире сердца.

А уже затем, обратившись к миру чувственному привести все творение к Богу, для чего чувства и были ему даны (а вовсе не для обретения наслаждения божественным).

Имхо, такая точка зрения мне кажется более правдоподобной (да и, помнится, я именно такую точку зрения на богословие МИ в этом вопросе встречал у патрологов, например, Ларше)
« Последнее редактирование: 13.01.2016, 12:50:28 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho
Страниц: [1] 2 3  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.229 секунд. Запросов: 15.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика