О СМЕРТНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ПРИРОДЕ
"Ты дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих" (3 Ездр. 3, 5) .
В рассматриваемом вопросе природной смертности человека проблема в т.ч. понятийно-терминологического порядка. В святоот. традиции различаются понятия «смертность» - возможность умереть, обусловленная произволением первозданного человека (в следовании / неследовании воле Божией), и «смерть» - реализация смертности (на физическом уровне характеризуемая отделением души от тела).
Так, свт. Афанасий Великий пишет о смерти:
"А когда (Христос) отрекается умереть, это есть болезнь тела. Ибо до преступления Адамова не было ни печали, ни боязни, ни утомления, ни глада, ни смерти" (Афанасий Великий, св. Слово пространнейшее о вере. 16, 24). Т. е. Адам чужд
смерти, таково его благодатное
состояние в Раю. Но о
смертности свт. Афанасий пишет иначе:
"Человек, как сотворенный из ничего, по природе смертен ; но, по причине подобия Сущему, если бы сохранил оное устремление к Нему ума своего, мог замедлять в себе естественное тление, и пребыл бы нетленным, как говорит Премудрость: "хранение законов утверждение нерастления" (Прем. 6,19)» (Афанасий Великий, св. О воплощении Бога Слова, и о пришествии Его к нам во плоти. 4);
"но преступление есть начало порабощения людей под власть тления, свойственного их природе" (там же, 7). Согласно свт. Афанасию Великому, Адам по сотворении (т.е. в т.ч. и до грехопадения) смертен
по природе. Это же удостоверяет другой светильник Александрийской кафедры:
"Адам, не имея по собственной природе нетленности и неразрушимости, — ибо это принадлежит, по существу, одному только Богу, — был запечатлен Духом Жизни" (свт. Кирилл Александрийский. In Joannem, lib. I, cap.9., col.160 AB); Данное антропологическое положение (сотворения человека по природе смертным) свидетельствуется как в раннехристианских трудах, так и в работах последующего периода церковной истории:
«человек был сотворен смертным, но, постепенно совершенствуясь, мог достигнуть бессмертия, т.е., был создан бессмертным в потенции (δυνάμει αθάνατος)» (Немесий епископ Эмесский. О природе человека, 1).
«…"бессмертность Адама проистекала вовсе не из природной нетленности его тела, а только из того, что он питался от древа жизни. Коль скоро он перестал от него вкушать, он стал тленным" (Леонтий Византийский. Против несториан и евтихиан). Невинный и предназначенный к бессмертию, буде он невинным и останется, но сам по себе тленный, – вот каков Адам, созданный по божественному замыслу» (Леонтий Византийский // Архимандрит Киприан Керн. Антропология свт. Григория Паламы). О природной смертности человека свидетельствуют Отцы и Учители Вселенской Церкви.
"Человек есть смертное и разумное живое существо, могущее вместить ум и знание" (Прп. Анастасий Синаит. Путеводитель, 2). "Плоть человеческая по своей природе не есть животворящая и не изъята смертности " (Прп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ. Кн.3. Гл.21). "Человек есть смертное разумное живое существо. Все это будут сущностные звуки. Ибо если что-нибудь из этого отнимешь у человека, он не будет человеком. Ведь если ты скажешь, что он не живое существо, то он уже — не человек; и если скажешь, что он не разумен, то он уже — не человек; подобным образом, если скажешь, что он не смертен, он — не человек; ибо всякий человек есть и живое существо, и разумное, и смертное " (прп. Иоанн Дамаскин. Философские главы. 5). Именно
изначально, до падения, - поясняет прп. Иоанн Дамаскин, -
человек имеет смертную по себе природу, но чужд смерти в силу причастия сверхъестественной благодати Бога, животворившей его, лишившись которой по отпадении он умирает:
«Ибо по природе все, что сложно, распадается, но поскольку Адам соединился с Богом через умозрение, он имел в себе жизнь, сверхъественно животворившую смертную его природу. Когда же он отступил от единения с жизнью, то есть с Богом, он перешел из сверхъестественной нетленности в естественный распад сложного, который и есть смерть» (прп. Иоанн Дамаскин. Против манихеев. 71). Для возможности не умирать человеку
"посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого»» (Св. Игнатий Брянчанинов. Слово о Человеке. Падение первозданных) —
"древо, питаясь плодами которого человек был безболезнен и бессмертен телом" (Катихизис. 118), «его бессмертие проистекало не от устройства природы, а от древа жизни, от коего после греха он был отлучен, дабы мог умереть, — он, который, если бы не согрешил, мог бы и не умереть. Таким образом, по устройству душевного тела он был смертен, а по милости Создателя — бессмертен» (блж. Августин. О книге Бытия, буквально. Кн. 6. Глава XXV). Очевидно, согласно приведенным святоотеческим свидетельствам, человек по природе изначально смертен (но чужд самой смерти, актуализации этой возможности после грехопадения), и
от возможности не умереть, долженствовал достичь невозможности умереть (Энхиридион. 105), в своем бытии призван
достичь бессмертия (св. Феофил Антиохийский. Послание к Автолику, кн. 2, 27). “Бог не только сотворил нас из ничего, но, по благодати Слова, даровал нам и жизнь по Богу. Но люди, уклонившись от вечного, и по совету диавола обратившись к тленному, сами для себя стали виновниками тления в смерти, потому что, как сказано выше, по природе они были тленны, но свойственного им по природе избегли бы по благодати , как причастники Слова, если бы пребыли добрыми; по причине соприсущего им Слова, не приблизилось бы к ним естественное тление» (Свт. Афанасий Великий. Слово о воплощении Бога Слова. 4– 5). Свт. Григорий Богослов, затрагивая данный вопрос, учит, что к бессмертию человек призван был прийти, но он не обладал им изначально (в Раю):
"Если бы мы пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же бы мы сделались? Бессмертными и близкими к Богу" (свт. Григорий Богослов. Слово 44). В одобренном Отцами VI-го Вселенского Собора Послании св. Софрония Иерусалимского, утверждается то же положение, что любое тварное естество само по себе тленно и смертно. Бессмертие же для твари возможно не по природе, но по причастности Божественной благодати. Даже человеческая душа или ангел — любое разумное тварное существо
"безсмертно не по естеству и не превратилось в существо несказанное (нетленное), но Он даровал ему благодать, не допускающую его подвергаться тлению и смерти. Так души человеческие пребывают нетленными, так ангелы остаются безсмертными не потому, чтобы они в самом деле, как мы прежде сказали, имели естество нетленное или существо в собственном смысле безсмертное, но потому, что получили от Бога в удел благодать, обильно подающую безсмертие и пекущуюся о доставлении им безсмертия... души человеческие благодатию Божиею освободились от смерти естественным образом преследующей все в созданной природе..." (Деяния Вселенских Соборов. Т.4. -СПб, 1996. С.155).
Другими словами, именно по действию благодати Божией смертный по природе человек мог пребывать в состоянии бессмертия:
"Отцы и учители Церкви понимали бессмертие Адама по телу не так, что он будто бы не мог умереть по самому свойству своего телесного естества, но что он мог не умереть по нарочитой Божией благодати. Как существо сотворенное человек по естеству был тленным, ограниченным, конечным; если бы он пребыл в Божественном добре, то Божией благодатью остался бы бессмертным, нетленным" (прп. Иустин Челийский. § 35 // Собрание творений. Т. 2. Догматика Православной Церкви). Из-за преступления лишившись благодати Святого Духа, человек теперь проявляет смертность самого естества, в силу чего происходит его телесная смерть, как об этом говорит прп. Симеон Новый Богослов:
«первозданный человек был соединен со Святым Духом Содетеля всяческих Бога, но, будучи прельщен лукавым диаволом и злоупотребив данным ему от Бога самовластием, сделался преступником заповеди Божией и тотчас лишился благодати Святого Духа, коею был осеняем. Вследствие сего душа замерла, а потом умерло и тело, и таким образом произошла смерть телесная» (прп. Симеон Новый Богослов. Слово 4). Это утверждение (изначальной смертности Адама по природе) отражено в традиционных догматических системах. Например, в классических Догматиках:
"тело его (Адама) создано перстным, и, следовательно, по природе тленным или смертным, т. е. с возможностью смерти, но без необходимости смерти. Не обладая бессмертием по самой своей природе ... Для этого в Раю насаждено было Древо жизни, вкушение плодов которого давало смертному по природе человеческому телу возможность не умирать. Ho по падении прародителей Бог удалил их от древа жизни, служившего орудием и средством сообщения благодати, дававшей смертному по природе телу силу вечной жизни. Вследствие этого возможность смерти перешла в необходимость смерти" (Прот. Н. Малиновский. §75 // Очерк Православного Догматического Богословия);
«Для утверждения воли первозданного человека в добре и вообще для преуспеяния его в духовной жизни, Бог с самого начала даровал ему свою благодать, и эта благодать постоянно обитала в наших прародителях… из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от Божественной благодати » (Преосв. Макарий Булгаков. §85 // Православно-Догматическое Богословие). Это положение отражено и в богословских трудах XX и XXI века:
"Подобно всему миру и всему тварному, человек создан из ничего и потому по самой природе своей стремится к уничтожению... Соединение первого человека с Логосом было непосредственной причиной его бессмертия по телу. По закону своего бытия человек стремится к уничтожению, но присутствие в его призрачно сущей природе Логоса как подлинно сущего, истребляло свойственную телу наклонность к тлению и делало человека блаженным и бессмертным" (Св. мч. Иоанн Попов. Труды по патрологии. Т.1. СТСЛ, 2004. С. 68). "У святых Отцов, с древнейших времен учивших об условном понимании бессмертия и нетления человека, есть ответ, который подводит вопрошающих к граням метафизики человеческого бытия. Этот ответ основан, прежде всего, на свидетельствах Священного Писания, согласно которым естество Адама было сотворено "из праха земного", (Быт. 2, 7) и потому само по себе оно было тленным и смертным . Подтверждением этого являются известные слова Божьи, обращенные к Адаму еще до грехопадения: "в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 17), — если Господь предупредил Адама о возможной смерти до грехопадения, значит такая возможность существовала для него изначально. Более определенно эта мысль высказывалась в других местах Священного Писания, например: "Ты дал Адаму тело смертное, которое было также создание рук Твоих" (3 Ездр. 3:5)." (Свящ. В. Леонов. Бог во плоти. -М., 2005. C. 15-16. Этот раздел антропологии аргументированно и доступно изложен в упомянутой книге прот. В. Леонова: http://www.portal-slovo.ru/theology/37554.php ). Разумеется, смертность человека по природе не означает, что Адам должен был умереть в Раю (до греха человек не подлежал смерти, именно об этом говорит 109 [123] правило Карфагенского Собора). Так, например, свт. Григорий Нисский в толковании на Екклесиаста пишет о состоянии незнания смерти, присущему Адаму до грехопадения: Адам первоначально чужд смерти, стал же причастен смерти уже после греха, и
по Воскресении в жизни будущего века - человек чужд смерти, ибо обожение исключает грех и смерть – «Последний же враг истребится – смерть» (1Кор. 15,26):
«Ибо каким всегда будешь видеть его по Воскресении, таким, конечно, сотворено и первоначально; потому что Воскресение есть не иное что, как, без сомнения, восстановление в первобытное состояние» (свт. Григорий Нисский. Точное истолкование Екклесиаста Соломонова).
Как это видно, свт. Григорий говорит о
первобытном состоянии чуждости смерти до греха в Раю и чуждости смерти по Воскресении в вечной жизни. Замечательно эту мысль поясняет свт. Кирилл Иерусалимский:
«Но наипаче заметьте то, что Павел, как бы перстом указывая говорит: подобает бо тленому сему облещися в нетление и мертвенному сему облещися в безсмертие (1Кор. 15,53) Ибо тело cиe востанет не в тoм состоянии немощи, вь котором оно теперь, то же самое востанет; но изменится, быв облечено в нетление; изменится подобно тому, как железо от огня делается огненным , или лучше, как знает cиe воскрешающий Господь. Востанет то же самое тело, но не в том состоянии, оно будет вечным» (свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные. 18).
Более подробно имеет смысл рассмотреть антропологию прп. Максима Исповедника. Прп. Максим, следуя святоотеческой традиции, считает, что бессмертие в бесстрастии Адам имел не по природе, а по благодати. Так, в "Вопросоответах Фалассию" он пишет:
«Так как видимое творение обладает и духовными логосами, питающими ум, и природной силой, услаждающей чувство, а ум извращающей, то она и названа древом познания добра и зла, то есть как обладающая ведением добра и зла когда созерцается духовно, и ведением зла, когда воспринимается телесно. Ибо она становится учительницей страстей для воспринимающих ее телесно, навлекая на них забвение [вещей] божественных. Потому-то, вероятно, Бог и запретил человеку вкушение ее, отлагая это на время, дабы человек прежде — что было весьма справедливо — познал через благодатное причастие Причину свою и через такое вкушение укрепил данное [ему] по благодати бессмертие в бесстрастии и непреложности» (Творения прп. Максима Исповедника. -М., 1994. Кн. II. С. 29).
Эта богословская линия видна и из ряда других ответов прп. Максима Исповедника:
«Ибо будучи по благодати бесстрастным , он не подпускал [к себе] прельщение страстями, [бывающее] от воображения наслаждения; а не имея [ни в чем] надобности,был свободным от необходимости в искусствах [бывающей] по причине недостатка [в чем-либо]; а будучи мудрым, он стоял превыше рассматривания природы по причине[данного ему] ведения» (прп. Максим Исповедник. Амбигвы к Иоанну.115). Т.е. бессмертие в бесстрастии и нетление Адам, согласно прп. Максиму Исповеднику, имел
не по природе, а по благодати, соответственно, тление и смерть стали естественным следствием потери благодати из-за греха в силу смертности и тленности самой природы человека:
"Когда в прежние времена произволение естественного разума в Адаме подверглось тлению, то вместе с ним истлело и естество, отказавшееся от благодати нетления" (прп. Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию. 42); «Искушением же называется закон греха – его не имел первый человек, приведенный в бытие [Богом], а под «лукавым» подразумевается диавол, который привмешал этот [закон] к человеческому естеству и обманом убедил человека направить [все] стремления [своей] души к недозволенному вместо дозволенного, а тем самым склониться к нарушению Божественной заповеди, вследствие чего он потерял нетление, дарованное ему по благодати» (прп. Максим Исповедник. Толкование на молитву Господню). Таким образом, изначально по природе Адам смертен, но Бог сотворил человека смертным не по бессилию, поясняет в своем слове свт. Иоанн Златоуст:
"Против этих рассуждений наших некоторые тогда возражали, говоря: «значит, человек хуже всего видимого, если состав неба, земли, солнца и всех звезд существует столько времени, а он чрез семьдесят лет разрушается и погибает». На это мы скажем, во-первых, что это живое существо разрушается не все; благороднейшая и существеннейшая часть его – душа – остается навсегда бессмертною, не подвергаясь ни одному из этих бедствий, тление же касается только низшей части его. Во-вторых, это обстоятельство, служит нам к большей чести; ведь мы непросто и не без всякой причины подвергаемся старости и болезням, но справедливо и для нашей пользы: справедливо потому, что мы впали в грех; для нашей пользы, – чтобы посредством этих нужд и страданий искоренить гордость, исходящую у нас от беспечности. Следовательно, Бог попустил это не с тем, чтобы унизить нас: если бы Он хотел унизить, то не оставил бы нашу душу бессмертною. Но и не по бессилию сотворил Он наше тело таким: если бы Он был бессилен, то не мог бы и небо, звезды и состав земли поддерживать столь долгое время. А (сотворил Он наше тело таким) для того, чтобы сделать нас лучшими и благоразумнейшими, и более покорными Ему, от чего зависит все наше спасение. Потому Он не создал неба подверженным старости и другим каким-нибудь подобным слабостям, что, лишенное свободного произволения и души, оно не может ни грешить, ни исправляться; почему не имеет нужды и в исправлении" (свт. Иоанн Златоуст. Пять слов об Анне). В завершение, необходимо добавить, что состояние Адама в Раю - естественное, благодатное (после греха - нижеестественное, падшее), поэтому, несмотря на природную смертность, естественным состоянием человека является благодатное состояние чуждости смерти. Здесь, в силу возможной омонимической сложности, разумеется необходимо различать
природную смертность, т.е. "свойственное по природе" (св. Афанасий Великий), "сущностное" (прп. Иоанн Дамаскин), и
состояние природы (
естественное / падшее). Изначальное состояние - естественное состояние человека (соединенного с благодатью, препятствующей проявлению смертности), после греха - падшее состояние, в котором лишившись благодати человек являет свойственную по природе смертность.
"До грехопадения человеческое тело можно было называть и смертным в одном отношении, и бессмертным в другом: смертным, ибо оно могло умереть (quia poterat mori), бессмертным, ибо оно могло не умереть (quia poterat non mori). Одно дело: не мочь умереть (non posse mori), — какими Бог сотворил некоторые бессмертные существа; а другое дело: мочь не умереть (posse non mori), — в каком смысле создан бессмертным первый человек. Это подавалось ему от древа жизни, а не от устройства его естества, вследствие чего, как только он согрешил, тотчас был отстранен от древа жизни, чтобы мог умереть (ut posset mori); тогда как если бы не согрешил, то мог бы не умереть (posset non mori). Итак, он был смертен по свойству своего земного тела, а бессмертен по благодати (beneficio) Творца." (Блж. Августин Гиппонский. Цит. по: Собрание творений прп. Иустина (Поповича). Догматика Православной Церкви. Т.2. -М., 2006. С. 222).