Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 39   Вниз

Автор Тема: Отцы об аскетике и духовной жизни  (Прочитано 18641 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Приветствуются высказывания отцов об аскетике и духовной жизни, возможно, и с  небольшими комментариями. Вероятно, многие из нас, так или иначе, занимаются чтением отцов, так что выкладывать сюда время от времени особенно понравившиеся цитаты для всеобщего обсуждения -- это, я думаю, будет всем на пользу.

В названии раздела "Аскетика. Духовная жизнь в православии" уже заложена определенная двойственность, так как и сама аскетика, согласно отцам, делится на деятельную аскетику и духовную жизнь. Мирянам доступна, в основном, только деятельная аскетика. Но, во-первых, на форум заходят не только миряне, а, во-вторых, опасно преждевременное стремление к занятиям духовной аскетикой, но знание о ней и понимание ее основ необходимо каждому (желающему), так как они задают и определенные ориентиры и для деятельной аскетики. В не меньшей степени также и из соображений безопасности, так как многие уклонения в деятельной аскетике, как раз, связаны с незнанием основ духовной жизни.

В особенности опасно пренебрежительное отношение к духовной аскетике со стороны тех, кто занимается, в лучшем случае, аскетикой деятельной. Которое встречалось не раз в истории монашества, встречается оно и по сей день. Как пишет один сирийский подвижник:

"Многие возгордились и погибли: я говорю о тех, которые кичились суетным помыслом и опирались на одни только телесные труды, презирая духовные образы жительства, поскольку демон тщеславия не давал им понимания (...значения духовного...) искусства, которое веселит сердце ревностных духовным видением — видением, которого эти себя добровольно лишили. И поскольку они не уразумели, какова цель духовного жительства, они отрицали самое существование всякого духовного видения и проявили совершенную ненависть ко взыскующим его, представляя их как людей, склонных к иллюзиям и галлюцинациям.

Надо удаляться от общения с этими людьми, как от смертельного яда, ибо они не
дали веры благословенному учению Евангелия, которого говорит: “Блаженны чистые
сердцем, ибо они Бога узрят”. И вот, эти мудрецы, которые говорят с гневом и не зная, о
чем рассуждают: “Как же божественное естество может быть видимо?” (Разумеется,)
покрывало скрывает его от верующего, поэтому мы говорим не о том, что видима бывает
естество, но о видении славы Его величия.

Я дерзнул написать об этих вещах, потому что знаю, что волки находятся среди овец.
Удаляйся от людей такого рода, чтобы твой горящий светильник не погас от ветра
ядовитых стрел, которые неистово пускают их слова. Вот как предупреждает (нас) об этом
апостол: “Духа не угашайте!” Итак, остерегайся ненависти, которая в них, как тлетворной
проказы, и избери пребывание в молчании при встрече с ними, утвердив в душе твоей
любовь к ним как к созданным по образу Божию, ненавидя при этом их дела".

Итак, в теме приветствуются цитаты из отцов об аскетике и духовной жизни и их обсуждение
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Вот сейчас прочел в одной книге замечательную цитату на эту тему из Дионисия Ареопагита:

"Как сотворен­ный свет управляет и движет видимым миром, наполняет
и упорядочивает его, так и сверхразумный свет исполняет
и просвещает всех пренебесных духов духовным светом. Он
очищает всякую душу, прогоняет тьму и приводит душу в об­
щение со светом, сообщает ей сперва малый начаток света,
затем, когда душа вкусит и познает его и пламенно его воз­
желает, возгорается в ней более, по мере того, как умножается
и увеличивается желание и любовь души к свету и насколь­
ко она может вместить его. Сей сверхразумный свет, будучи
первым воссиянием и источником света, превосходит всякий
свет и просвещает всех духов от полноты своей и, являясь
причиною всякого света, вмещает в себя всякий духовный,
ангельский, умный и естественный свет и дарует бессмертие.
Ибо как неведение заблуждающихся отлучает их от света, так
воссиявание сего сверхразумного света собирает, соединяет,
усовершает и освобождает от неведения и заблуждения всех,
кого он просвещает; обращает их к истине, приводит многие
разрозненные их мысли в единое чистое знание и исполняет
их единым и единящим светом"

Весь мир исполняет сверхразумный духовный свет. Не обязательно его видеть для тех, кто занимается деятельной аскетикой, но знать о том, что он существует, что исполняет весь мир и просвещает души благодатью, -- обязательно. Это то, о чем мы говорили ранее. Нам, по большей части, недоступна созерцательная аскетика, но знать ее основные понятия если не обязательно, то весьма желательно.

Во-первых, потому, что они (зачастую) входят в христианскую догматику, которую в общих чертах должен знать каждый христианин. Во-вторых, потому, что и сама деятельная аскетика становится от этого намного более осмысленной. В данном случае, например, они (среди многого другого) говорят нам о том, как вообще действует благодать:

"Он (сверхразумный свет) очищает всякую душу, прогоняет тьму и приводит душу в об­щение со светом, сообщает ей сперва малый начаток света, затем, когда душа вкусит и познает его и пламенно его воз­желает, возгорается в ней более, по мере того, как умножается и увеличивается желание и любовь души к свету и насколь­ко она может вместить его"
Записан
imho

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Спасибо за тему.  :) Читаю с интересом.


Преп Максим Исповедник:

"Слово Божие сокрыто в Его десяти заповедях, оно воплощается в нас, нисходя к нам через наши дела, а затем возводит нас, возвышая через ведение, пока мы не достигнем наивысшей из заповедей, которая гласит: Господь Бог твой, Господь един есть. (Втор 6, 4)."


Комментировать не берусь. Тут дело все дело в лаконичности и красоте слова. Прибавлять что-то от себя - это как перекладывать поэзию в прозу.



« Последнее редактирование: 15.12.2017, 04:28:51 от Yelka »
Записан

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Спасибо за тему.  :) Читаю с интересом.


Преп Максим Исповедник:

"Слово Божие сокрыто в Его десяти заповедях, оно воплощается в нас, нисходя к нам через наши дела, а затем возводит нас, возвышая через ведение, пока мы не достигнем наивысшей из заповедей, которая гласит: Господь Бог твой, Господь един есть. (Втор 6, 4)."


Комментировать не берусь. Тут дело все дело в лаконичности и красоте слова. Прибавлять что-то от себя - это как перекладывать поэзию в прозу.

А если не перекладывать, то остается только поэзия, но ускользает глубина мысли прп. Максима:-) А у него все гармонично, поэзия, потому что логика святоотеческой мысли совпадает, скорее, не с логикой Аристотеля, а с логикой поэтического тропам(С). И глубина мысли, потому что, перефразируя Лествичника, можно сказать, что "глубина догматов и аскетики неисследима, и небезбедно поэту пускаться по ней, не обладая знаниями богословия и предшествующей вскетической традиции":-)

Вот и здесь прп. Максим говорит о трех основных аскетических этапах по Евагрию: делание-созерцание-богословие (они могут называться и описываться несколько по-разному).

На этапе делания Слово воплощается в добродетелях подвижника через делание заповедей. На этапе созерцания Оно возводит его к ведению (логосов) умопостигаемого. И на этапе богословия соединяет его с Единым Богом.

Есть и еще один этап, о котором он говорит в других местах, обожение. При котором подвижник созерцает Троицу Ипостасей и становится участником внутритроичной жизни. Это евхаристический Пир в Царстве Божием, небесный Брак и пребывание в небесных обителях телесно, которое относится уже к таинству будущего века.

Недаром и эта цитата -- часть ответа на вопрос о Пятидесятнице: "По какой причине Дух сошел через десять дней после Вознесения".
« Последнее редактирование: 15.12.2017, 13:59:44 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 611
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Спасибо за тему.  :) Читаю с интересом.


Преп Максим Исповедник:

"Слово Божие сокрыто в Его десяти заповедях, оно воплощается в нас, нисходя к нам через наши дела, а затем возводит нас, возвышая через ведение, пока мы не достигнем наивысшей из заповедей, которая гласит: Господь Бог твой, Господь един есть. (Втор 6, 4)."


Комментировать не берусь. Тут дело все дело в лаконичности и красоте слова. Прибавлять что-то от себя - это как перекладывать поэзию в прозу.

  Глубина прп. Максима очень велика и тут нужно смирившись понять что вся глубина не доступна, но и не надо отступаться, а пытаться воспринять по мере сил. И если взять следующее предложение после цитаты, то оно дает путь).

"Слово Божие сокрыто в Его десяти заповедях, оно воплощается в нас, нисходя к нам через наши дела, а затем возводит нас, возвышая через ведение, пока мы не достигнем наивысшей из заповедей, которая гласит: Господь Бог твой, Господь един есть. (Втор 6, 4)."

И +

Ведь, когда наш ум, освободившись от всего, или, вернее, все оставив, достигнет Бога, — тогда он воспринимает огненные языки, становясь Богом по благодати.

  Отступившись от мирского, утишив ум, чтоб не занят был «своими» проблемами, а помолчал, тогда и Бог раскроет понимание написанного Духом Святым. Ведь если человек (ум) занят своими  делами, и все "говорит", "говорит", работает, занят по самое-самое)), то что ж к нему приставать, насиловать, вопреки его желанию. Ведь если он (ум-человек) сам хочет найти, сам хочет узнать, сам хочет понять, …, да и просто поболтать любитель), нет  места Учителю. А вот если помолчит в вопрошении, то Учитель, зная внутреннее устроение конкретного человека, по мере его сил (возможностей) проясняет понимание написанного. Ведь
 
- Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

- …Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, …


Записан
юродиевый

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
...А вот если помолчит в вопрошении, то Учитель, зная внутреннее устроение конкретного человека, по мере его сил (возможностей) проясняет понимание написанного. Ведь
 
- Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет
и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

- …Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, …

Спасибо, по-моему, хорошо. О началах безмолвия, как о переходе (время от времени) от первой стадии ко второй.

Памятование о Боге и ощущение Его присутствия, даже при незначительном действии или вообще бездействии, очень живо, так как в каждой Своей энергии Он присутствует весь, целиком. Поэтому, наверно, иногда лучше побезмолвствовать, особенно когда в душу приходит мирное устроение, как посещение Божие, а в другое время заниматься правилом (а для продвинутых, на второй стадии, монахов переход к правилу в такой ситуации -- вообще падение, но это не про нас)
« Последнее редактирование: 15.12.2017, 22:35:31 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 611
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Спасибо, по-моему, хорошо. О началах безмолвия, как о переходе (время от времени) от первой стадии ко второй.

Памятование о Боге и ощущение Его присутствия, даже при незначительном действии или вообще бездействии, очень живо, так как в каждой Своей энергии Он присутствует весь, целиком. Поэтому, наверно, иногда лучше побезмолвствовать, особенно когда в душу приходит мирное устроение, как посещение Божие, а в другое время заниматься правилом (а для продвинутых, на второй стадии, монахов переход к правилу в такой ситуации -- вообще падение, но это не про нас)

  Ну дак безмолвию еще научиться надо, это ведь не просто безмыслие, когда нет ни одной мысли, а даже нет мысли что нет ни одной мысли )). Это ведь и состояние, чувственное, если не придавать слову "чувственное" слишком уж силы.
  А монахи, да как и не монахи), все разные, и каждого Учитель ведет. Тут уже на других и не смотрят практически. А если начнет любопытствовать, или о себе возомнит, или еще что другое, это все не пропишешь, вот тогда и поймет что потерял и снова плакать будет.
 И вот Евгений, у вас базис огромный, что пишут отцы - что есть мысль. Так навскидку)
- вербальное мышление, словами;
- образами;
- последовательными сложными образами, сюда же можно отнести - мультиками, для особо "попавших" аж целыми фильмами);
- в не сформулированным объеме, просто поиск понимания кого-нибудь, достаточно большого объема, сюда же - мышление не сформулированными объемами из разных направлений знаний, при поиске решений сложносочиненных задачек с "входящими" из разных областей знаний;
- не сформулированным объемом всего)  :-\, тут лучше вспомнить самое начало ТИПВ - "... не все, касательно Божества и Его Домостроительства, невыразимо, но и не все удобовыразимо, не все непознаваемо, но и не все познаваемо; ибо иное значит познаваемое, а иное – выражаемое словом, так как иное дело говорить, а другое – знать. ...". То есть - познанное вполне может быть и не выразимо словами. Если грубая моделька), познанное есть некий объем, пусть будет шар), слово - точка, предложение - линия. Устанешь линии "рисовать", да и потом разобраться другому в этих линиях - задача не для слабонервных). Примерно подобное, в небольшой степени, встречается в миру, когда не самое простое решение сложносочиненной проблемы необходимо донести. Одно дело понимать решение, другое дело его объяснить, прописать. И, бывает, разным людям это приходится делать по разному, в соответствии с особенностями их понимания отдельных моментов.

  И так) - что есть мысль(и), какие они бывают, и любая информация на эту тему)). И как с ними бороться )), что в розницу, что оптом). (Где и у кого посмотреть)
Записан
юродиевый

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 611
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Схолия: “Бог есть Причина [всех] сущих (τῶν ὄντων), а также Причина действительных благ в этих сущих (τῶν ἐν τοῖς οὖσιν ὄντων ἀγαθῶν). Поэтому подвизающийся в добродетели и ведении, но не обладающий сознанием собственной недостаточности (τῆς οἰκείας ἀνικανότητος τὴν ἐπιγνωμοσύνην) и не устремляющийся к надлежащей мере преуспеяния и [стяжания] благодати, не может избежать порока гордыни. А кто ревностно упражняется в добре [лишь] ради собственной славы, предпочитая самого себя Богу, тот пригвождает себя к тщетной славе. Кто же творит добродетель и стремится к ней для того, чтобы это было замечено людьми, тот заболевает страстью человекоугодия. Наконец, кто лицемерно пользуется добродетельными нравами для обмана [других] посредством [показного] благочестия и скрывает лукавое расположение своей воли (τὴν πονηρὰν τῆς γνώμης διάθεσιν) под покровом внешней набожности, тот [как бы пытается] подкупить добродетель с помощью обмана и лицемерия. Поэтому-то духовный Асфакаф и уводит каждого из таких людей к другой цели, а не к Причине [всех сущих]”.

https://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Ispovednik/Voprosootvety_k_falassiyu/#sel=546:1,546:150

+++ Бог есть Причина [всех] сущих (τῶν ὄντων), а также Причина действительных благ в этих сущих (τῶν ἐν τοῖς οὖσιν ὄντων ἀγαθῶν).+++

  Подвижник пытаясь соблюсти заповеди все более взрастает во благе, часто с начала приписывая сделанное благо себе. Если вспомнить "юридизм", то собственное "Я" считает – здесь уже не нарушаю, там уже не нарушаю, …, исповедовался, каялся, много где почитал, как бы уже и просвещен, и соответственно – будьте добры Царство Божие). Но это только этап, человек все более взрастая в делании заповедей и, естественно, начальном просвещении, сначала считает что это "он" такой хороший, а на самом деле получается что это не "он", а взрастая в делании человек, делая выбор по свей воле вопреки желаниям, ломая собственные предыдущие  жизненные рефлексы, установки все более взрастает в Боге, только это в смысле - что Бог все более проявляется в человеке. Потом открывается однозначное

- ибо без Меня не можете делать ничего.
- Никто не благ, как только один Бог.


  Это одна из последовательных метаной ), когда меняется, напрочь) вся "собственная конструкция мировоззрения, миропонимания".  Ну и далее уже видимо просвЯщение во все большем познании, длинный, длинный путь далее уже с сердцем сокрушенным в смирении, и …. До самой смерти и далее, в соответствии со своим устремлением.   

  Естественно это обобщенная, умозрительная "конструкция", и блажен кто с детства, ну или как можно раньше) осознает что -

+++ Бог есть Причина [всех] сущих (τῶν ὄντων), а также Причина действительных благ в этих сущих (τῶν ἐν τοῖς οὖσιν ὄντων ἀγαθῶν).+++

Как-то так.
Записан
юродиевый

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 281
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
Быт.13.7. О чтении книг подвижниками

быт13:7 И бысть распря между пастухи скота аврамля и между пастухи скота лотова

*

Читал у отцов, что в чтении отеческих книг следует соблюдать осторожность и разборчивость.

В том смысле, что подвизающимся в посте следует читать книги, написанные постниками, а подвизающимся в молитве — молитвенниками.

В частности, подвизающимся в умно-сердечной молитве следует читать пятый том добротолюбия, а от чтения остальных томов благоразумно воздерживаться, как УСМ разрушающего.

Примечание:

Можно конечно читать Максима Исповедника, но его книги во втором томе.

**
« Последнее редактирование: 16.12.2017, 09:33:33 от иеромонах Дионисий »
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

Владимир 7

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 560
  • Вероисповедание:
    Православный
 Из запомнивших цитат .

 Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Прп. Исаак Сирин (VII–VIII вв.)
Записан
Никто не благ, как только один Бог.
Мф. 19:17

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
что есть мысль(и), какие они бывают, и любая информация на эту тему

Замечательная тема, можно сказать, жизненно важная, напрямую касается аскетики и духовной жизни, умного делания и безмолвия. Классика здесь, конечно. Евагрий Понтийский (особ., "О помыслах" http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt8.htm), из которого черпает вся аскетика после него, и византийская, и сирийская, и отечественная.

Кратко, помысел -- все то, что имеет форму и вид, и в особенности все то, что представляется извне подвижника и приходит от нижних органов или головы. Потому что то, что имеет форму и вид, но представляется из глубины сердца -- это не бесовский помысел. Поэтому так важно сосредотачиваться при молитве и безмолвии в сердце. Бесы не имеют к нему доступа и не в силах всеять изнутри него свои помыслы и чувственные приражения, могут только подступать извне.

На эту важную тему у отцов написано довольно много. Вот из недавно переведенного. Иосиф Хаззайя:

"если ты видишь перед собой нечто в форме сферы, то и это бесовское мечтание. Или если ты зришь видение звезд или радуги, показывающейся в облаках, или форму престола или огненных колесницы и коней, — все это, брат мой, есть заблуждение бесовское. И, коротко говоря, всё, что ни являлось бы вне тебя в этих формах, есть заблуждение бесовское. Итак, виде́ние при созерцании — просто, и нет в нем нет сложной формы, видимо ли оно изнутри или снаружи. Но у бесов нет власти входить внутрь души и являть там свои формы, вводящие в заблуждение, так что если иногда ты зришь внутри себя нечто в форме сферы или звезд, не смущайся, потому что и душа является в этих состояниях. Однако того, что является извне, ты остерегайся."

Более опасны сложные формы, составленные из огня и тьмы и действующие на чувства и ощущения, и это все может совпровождаться радостным возбуждением, чувством любви и т. п.. Эти формы пытаются  выдать себя за действие благодати, но являются порождениями беса блуда, гнева или гордости. Эти ощущения поднимаются от нижних членов или от головы.

"Но ты, о подвижник, останови свой умный взор внутри внешней формы [то есть установи свое внимание внутри сердца], и ты найдешь, что видимая форма внутри полна мрака. Ибо тотчас как взгляд [изнутри сердца] подвизающегося падает на живописуемую перед ним форму, коварство его заблуждения рассеивается".

И самый главный признак, который отличает бесовское приражение от действия благодати:

"Все это ты различишь, о брат мой, при помощи признака, о котором я скажу тебе. Всякий раз, когда ты видишь одну из этих форм, при явлении которой мир и покой овладевают помыслом, знай, что это действие благодати и нет в нем коварства. Если же, когда ты видишь эти формы, созерцание души твоей начинает удерживаться, а сердце твое наполняется изнурением и растлевающими помыслами, а также блужданием, знай, что это от бесов, равно как и прочие показываемые бесами формы, которые уподобляются тем, что бывают у души от благодати во время молитвы"
« Последнее редактирование: 16.12.2017, 15:42:16 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Из запомнивших цитат .

 Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Прп. Исаак Сирин (VII–VIII вв.)

Да, впечатляющая цитата
Записан
imho

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Из запомнивших цитат .

 Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови. Прп. Исаак Сирин (VII–VIII вв.)

А можно точную ссылку, откуда эта цитата? По поисковику не нашла.

Куча ссылок на подборки святоотеческих цитат разных авторов (без указания, из какого сочинения)  и ни одного полного текста.

Мне кажется, эта образность не соответствует складу речи Исаака Сирина, да и вообще реалиям той поры. Зачем псу лизать пилу? Пес, лижущий пилу - это, на мой взгляд, двадцатый век, приписывание животным человеческих извращений.

update:

Вот, нашла первоисточник:

Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85.

Пес, который лижет ноздри свои, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не чувствует вреда своего. И инок, который склонен бывает упиваться тщеславием, пьет жизнь свою и от сладости, ощущаемой на час, не сознает вреда своего.


Нет никакой пилы. И смысл иной.
« Последнее редактирование: 16.12.2017, 22:09:48 от Yelka »
Записан

Раиса Павловна

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 610
  • Вероисповедание:
    православная
А можно точную ссылку, откуда эта цитата? По поисковику не нашла.

Куча ссылок на подборки святоотеческих цитат разных авторов (без указания, из какого сочинения)  и ни одного полного текста.
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86
Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 86
Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе; и инок, который склонен бывает упиваться тщеславием, пьет жизнь свою и от сладости, ощущаемой на час, не ощущает вреда себе.
Записан

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
https://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/slova-podvizhnicheskie/86
Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 86
Пес, который лижет пилу, пьет собственную свою кровь и, по причине сладости крови своей, не сознает вреда себе; и инок, который склонен бывает упиваться тщеславием, пьет жизнь свою и от сладости, ощущаемой на час, не ощущает вреда себе.

Спасибо, Раиса Павловна.

Я уже не помню, откуда скачивала свой текст (цитату нашла у себя на компе поисковиком), но мне все-таки ноздри кажутся более вероятными.  :)

Вот, нашла на предании.ру - там ноздри:
http://predanie.ru/isaak-sirin-prepodobnyy/book/67902-tvoreniya/#toc85

И главный смысл все-таки в сопоставлении пса с иноком. Так что хорошо, что дополнили эту цитату.

update 2:

Нашла и откуда видоизмененная цитата:

Кураев Андрей, протодиакон. О ЧУДЕСАХ И СУЕВЕРИЯХ, О ГРЕХАХ И ПРАЗДНИКАХ.
http://www.odinblago.ru/pravoslavie/kuraev2/20/

- Что страшнее: грешить против себя или против Бога?

- Это тесно взаимосвязано. Святой Исаак Сирин в 7 веке сказал: «Грешник подобен псу, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, потому что пьянеет от вкуса собственной крови». Так что прежде всего человек всегда вредит себе самому. Например, недавно я был в Якутии, видел алмазные шахты («трубки»). У людей крайне тяжелые условия работы - нехватка кислорода, холод, мало солнца и так далее. Огромные котлованы на сотни метров уходят вглубь Земли. В морозы они совершенно не проветриваются. Выхлопные газы от работающей там техники остаются внизу, и рабочим приходится ими дышать. Это вредно. И люди это знают. Тем не менее, ради заработка они это делают. Это - грех против самих себя.
Грех ли это против Бога - не могу сказать.
« Последнее редактирование: 16.12.2017, 22:19:20 от Yelka »
Записан

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Кратко, помысел -- все то, что имеет форму и вид, и в особенности все то, что представляется извне подвижника...

От начального различения помыслов, имеющих вид и форму, -- чтобы видеть перспективу и в качестве лирического отступления от темы -- к одной из вершин аскетики, изучаемой патрологами, к т. н. безвидному созерцанию Христа.

"Иосиф Хаззайя использует в подтверждение своей мысли цитаты из прп. Исаака Сирина о том, что ви́дение Спасителя превыше всякого образа и формы, то есть подвижники, когда Христос является им, видят его как чистый свет, не сравнимый ни с какой земной реальностью" (БВ, 2015)

Эти цитаты из т. н. второго тома прп. Исаака Сирина, в этой связи, вызывают достаточно много нареканий, так как находятся в видимом противоречии с учением иконопочитателей.

"Учение иконопочитателей заключается в сохранении свойств тела Христа, включая описуемость, после Воскресения при отложении таких естественных телесных немощей, как голод или жажда, а также в соотнесении образа (χαρακτήρ) Христа с Его Ипостасью, независимо от периода Его жизни и состояния Его тела" (ПЭ).

Иначе говоря, если согласно иконопочитателям, после Воплощения (характир) образ Христа остается при всех обстоятельствах неизменным, то это вступает в противоречие с тем, что пишет прп. Исаак Сирин о безвидном созерцании Христа.

По этому поводу из одной переписки.

"Соотнесениие образа (χαρακτήρ) Христа с Его Ипостасью, независимо от периода Его жизни и состояния Его тела" -- это теоретическое соображение, не всегда имеющее отношение к практике.

Точно также как исихасты -- всегда в теории иконопочитатели, но далеко не всегда в своей практике молятся перед иконами (и даже это в некотором отношении считается опасным).

Все дело в разнице стадий, на которой находятся, как правило, молящийся перед иконами, исихаст и на которой может созерцаться характир.

Недопонимание этого обстоятельства, вероятно, и создает путаницу с сирийцами


« Последнее редактирование: 16.12.2017, 22:35:10 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Характир с греч. переводится примерно как образ, но в теории иконопочитания, разработанной еще прп. Феодором Студитом и др., это технический термин, обозначающий (примерно) совокупность характерных черт Лика Христа, т. н. неотделимых акциденций. Как уверждают иконопочитатели  (см. Антирритики прп. Феодора Студита), характир -- свойство Ипостаси, неотделимое от Нее после Воплощения. На иконах изображается Ипостась, и не только изображается, а и, благодаря характиру, реально присутствует в ней Своими энергиями, что и служит основанием для иконопочитания.
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 00:47:06 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Характир отличается от образа тем, что последний может содержать преходящие признаки, отделимые акциденции. Ну то есть, скажем, пот, слезы -- это преходящие признаки тела, которые образ может содержать, а неизменные черты облика Спасителя -- характир. Кроме того, икона, образ может содержать повреждения и проч., это характиром не является, и в этом Ипостась не присутствует
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 00:41:54 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Надписание в характир входит. Икона освящается надписанием, согласно 7-му Вс. собору.
Иконопочитатели считают, что есть постоянные черты образа, в именно те, которые совпадают с Ликом Спасителя. Если на иконе их совсем уже нет, это не есть хорошо, но должно присутствовать хотя бы надписание, которым такая икона и освящается.

Имя Христово -- неотделимая от Его Ипостаси акциденция, через которые осуществляется обожение иконы, то есть действие в ней божественных энергий
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 00:47:56 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена


Если найдем, как связать икону с аскетикой и духовной жизнью - тогда можно продолжить.

Пока из вашего сообщения поняла, что без-о́бразная молитва лучше, чем молитва перед иконой.
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 00:46:46 от Yelka »
Записан
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 39   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.209 секунд. Запросов: 15.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика