Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 [2] 3 4 5 6 7 ... 39   Вниз

Автор Тема: Отцы об аскетике и духовной жизни  (Прочитано 18579 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Потому она и называется умным деланием
Записан
imho

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Кратко, помысел -- все то, что имеет форму и вид, и в особенности все то, что представляется извне подвижника и приходит от нижних органов или головы.

Что такое - иметь вид и форму? Словесный помысел - про него можно сказать, что он имеет "вид и форму"?

Еще ощущения - они имеют "вид и форму"? (например, физическое ощущение боли в определенном месте тела - об этом часто пишут молитвенники).

Вот если человек в молитве испытывает ощущения в том месте, где он представляет сердце, и мыслит это как отклик сердца на слова молитвы - это помысел?

Цитировать
Потому что то, что имеет форму и вид, но представляется из глубины сердца -- это не бесовский помысел. Поэтому так важно сосредотачиваться при молитве и безмолвии в сердце. Бесы не имеют к нему доступа и не в силах всеять изнутри него свои помыслы и чувственные приражения, могут только подступать извне.

Что в этом контексте означает указание отцов "очищать сердце"?

И еще напомню слова Христа: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Марк 7)

« Последнее редактирование: 17.12.2017, 15:17:09 от Yelka »
Записан

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Что такое - иметь вид и форму? Словесный помысел - про него можно сказать, что он имеет "вид и форму"?

Еще ощущения - они имеют "вид и форму"? (например, физическое ощущение боли в определенном месте тела - об этом часто пишут молитвенники).

Вот если человек в молитве испытывает ощущения в том месте, где он представляет сердце, и мыслит это как отклик сердца на слова молитвы - это помысел?

Что в этом контексте означает указание отцов "очищать сердце"?

И еще напомню слова Христа: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Марк 7)

Тут сразу несколько важных и объемных вопросов (большинство из которых можно познать только на собственном опыте, но, тем не менее, есть и у отцов, разумеется, на эти темы важные подсказки). Надо их обсуждать по очереди, иначе мы утонем в материале.

Вот, я попытаюсь для начала ответить на вопрос, допускающий простой ответ, как я его представляю. А потом можно попытаться рассмотреть и остальные.

+++ "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство"

Термин "сердце" у отцов-аскетов (и в Писании)  употребляется, по крайней мере, в двух смыслах. есть "глубина сердца" и есть "внешняя сердца", которое, тем не менее, является внутренним по сравнению со всей остальной телесностью. Потому о нем написано здесь "извнутрь".

Это "внешняя сердца" надо очищать (что войти во внутренняя), и когда оно не очищено, нельзя не только войти во внутренняя, но и из него самого "выходят вовне помышления злая", о чем и говорится в Писании.

Бесам (наиболее распространенное мнение среди отцов, но не единственное) доступно только "внешняя сердца", и то только тогда, когда человек небрежет о его очищении, а "внутренняя" недоступно.

Как-то примерно так, если говорить об этом своими словами, но вообще вопрос сам по себе обширный
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Что такое - иметь вид и форму? Словесный помысел - про него можно сказать, что он имеет "вид и форму"?)

Очень важный вопрос. Классика здесь Глава 41 Евагрия "О помыслах" с говорящим названием "Умопредставления, которые запечатлевают наш ум, и умопредставления, которые не запечатлевают его" http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt8.htm#p41.

Кратко говоря, слово "Бог" на молитве не запечатлевает ум, так как речь о безвидном Боге, а слово, например, "хлеб" запечатлевает, если в уме возникает образ хлеба, а это (при умной молитве) неполезно.

Если ближе к теме, Иисусова молитва (например, в форме ГИХпм) является умной, если при этом в уме не возникает образа (характира) Христа, и может вести к прелести, если возникает. Это к тому, о чем мы говорили ниже
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 19:06:36 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Еще ощущения - они имеют "вид и форму"? (например, физическое ощущение боли в определенном месте тела - об этом часто пишут молитвенники).

Это еще более интересный вопрос:-) Я думаю, что ощущения не имеют  формы или имеют сложную форму, как об этом пишет Хаззайя (см. ниже). То есть составлены из противоположных элементов, например, "льда" (тьмы) и "пламени" (которые приблизительно описывают производимые ими психофизические эффекты).

Если попытаться изложить, как я это понимаю, то наиболее опасные и неприятные такие формы маскируют себя под благодать, которая иногда описывается отцами (символически) как действие "огня, который прохлаждает" и "воды , которая согревает и веселит" (я об этом писал в других темах), то есть в виде противоположных элементов.

Ощущения могут маскировать себя под благодать, так как тоже составлены из противоположных элементов: пламени, но уже которое обжигает, и льда, который охлаждает (телесные составы) [но все это вместе придает нестройную радость и телесное возбуждение]. Это все явления соматические, психофизические (в отличие от действия благодати).

Хаззайя советует в таких случаях смотреть внутрь формы, например, как такое пламя содержит внутри себя мрак и холод, и тогда телесное бесовское приражение рассеивается:

"Но ты, о подвижник, останови свой умный взор внутри внешней формы, и ты найдешь, что видимая форма внутри полна мрака. Ибо тотчас как взгляд подвизающегося падает на живописуемую перед ним форму, коварство его заблуждения рассеивается".

Я так понимаю (в контексте нашей темы) то, что у него написано
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 18:44:18 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
++но представляется из глубины сердца -- это не бесовский помысел++

++ а сердце твое наполняется изнурением и растлевающими помыслами, а также блужданием, знай, что это от бесов++


И

... И еще напомню слова Христа: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Марк 7)
  Как это не противоречиво совместить?
  Если, сердце человека это поле, которое он возделывает, то на этом поле есть, как изначальная данность, зерна, всеянные изначально имеющиеся в созданном человеке от Бога, которые он возделывал ( то есть человек живущий ) не может быть в "статике", он, живя, возделывает (поливает ) и делами и размышлениями своим те или иные зерна), но искуситель на это поле всеял,  попытался всеять свое зерно, помысл, первые главы Бытия, помысл был принят, зерно, которое направил искуситель на поле (сердце) человека было воспринято, допущено на поле (сердце) человека, и оно, это зерно, начало взращиваться,

- И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

 И созданный мир изменился по свободной воле созданных.

  Ну и теперича, совсем не то, что давеча (, до воспринятого искушения. В поле (сердце) каждого человека, существующего, идет огромный поток зерен от князя местного, и он максимально, в соответствии со своими возможностями, желает, чтобы человек возделывал (в своей собственной жизни - делал (действие), и  размышлял (внутреннее действие)) его зерна. Каждый человечек таки имеет свою свободную волю и в соответствии с ней и возделывает (делами и размышлениями взращивает, поливает) те или иные зерна. И возможно, получается

- ++но представляется из глубины сердца -- это не бесовский помысел++

  Это (из глубины сердца) из глубины зерна имеющегося от Бога в каждом.

++ а сердце твое наполняется изнурением и растлевающими помыслами, а также блужданием, знай, что это от бесов++

  Это когда конкретный человек взращивает совсем не "те" зерна. Они, прорастая и наполняют.

... И еще напомню слова Христа: "Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство" (Марк 7)

  ++ из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство++

  Из сердца, взрастившего в себе делами и размышлениями исходит это. Человек не может быть в "статике", он живя - взращивает. Кто что взращивает, то и исходит.
)
Записан
юродиевый

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
  Об образности при молитве. Существует жесткое правило о безобразности. И действительно это так, и это правильно. Но будучи человеком доброжелательным ) и не "жестким", напишу исключительно от "себя", соответственно крайне критически к написанному ниже ).
  Если без некого образа, к которому направляется молитва, не "получается" молиться, то думаю, лучше в качестве "образа" не принимать ни какой "фантазийный образ", образ возникший в сознании и не имеющий реального бытия. Лучше тогда в качестве "образа", к которому устремляются слова молитвы, иметь реальный, конкретный образ той или иной иконы, и совсем не обязательно чтобы это была уж очень "значимая" икона, вполне может быть и образ иконы и на "календарике", главное внутреннее ассоциативное привлечение к конкретному образу, реально существующему, и с которым связаны некоторые собственные внутренние переживания. А всякие "фантазийные" образы гнать без рассмотрения )). И надо понимать что это только "костыли" на пути. ИМХО однако.
)
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 20:11:15 от Andrei15 »
Записан
юродиевый

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
  Об образности при молитве. Существует жесткое правило о безобразности. И действительно это так, и это правильно. Но будучи человеком доброжелательным ) и не "жестким", напишу исключительно от "себя", соответственно крайне критически к написанному ниже ).
  Если без некого образа, к которому направляется молитва, не «получается» молиться, то думаю, лучше в качестве "образа" не принимать ни какой "фантазийный образ", образ возникший в сознании и не имеющий реального бытия. Лучше тогда в качестве "образа", к которому устремляются слова молитвы, иметь реальный, конкретный образ той или иной иконы, и совсем не обязательно чтобы это была уж очень "значимая" икона, вполне может быть и образ иконы и на "календарике", главное внутреннее ассоциативное привлечение к конкретному образу, реально существующему, и с которым связаны некоторые собственные внутренние переживания. А всякие "фантазийные" образы гнать без рассмотрения )). И надо понимать что это только "костыли" на пути. ИМХО однако.
)

Я думаю, это правильно. Икона на молитве, наверно, нужна (в основном) тогда, когда одолевают образы (но надо следить за тем, чтобы не было движения образов от самой иконы). Как-то так
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Я думаю, это правильно. Икона на молитве, наверно, нужна (в основном) тогда, когда одолевают образы (но надо следить за тем, чтобы не было движения образов от самой иконы). Как-то так

  Думаю что ни какого ни движения, ни какого вербальносмыслового действия не должно быть. От этого сразу "закрываться", отстраняться, бежать. 
Записан
юродиевый

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
  Думаю что ни какого ни движения, ни какого вербальносмыслового действия не должно быть. От этого сразу "закрываться", отстраняться, бежать.

Да, но это начала молитвы. А каков, для контраста, ее предел по св. Фотию Великому:

"Здесь (подвижник) неизреченно и вне всякого течения (изменения) боголепно взирает на единовидную и богодейственную инаковость и непрестанное движение в неподвижных ипостасях" (Вопр. 182 к Амфилохию).

Это к вопросу, что такое безмолвие, его предел
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Очень важный вопрос. Классика здесь Глава 41 Евагрия "О помыслах" с говорящим названием "Умопредставления, которые запечатлевают наш ум, и умопредставления, которые не запечатлевают его" http://www.hesychasm.ru/library/evagri/txt8.htm#p41.

Кратко говоря, слово "Бог" на молитве не запечатлевает ум, так как речь о безвидном Боге, а слово, например, "хлеб" запечатлевает, если в уме возникает образ хлеба, а это (при умной молитве) неполезно.

Если ближе к теме, Иисусова молитва (например, в форме ГИХпм) является умной, если при этом в уме не возникает образа (характира) Христа, и может вести к прелести, если возникает. Это к тому, о чем мы говорили ниже

++Кратко говоря, слово "Бог" на молитве не запечатлевает ум, так как речь о безвидном Боге, а слово, например, "хлеб" запечатлевает, если в уме возникает образ хлеба, а это (при умной молитве) неполезно.++

  Недавно "поймал" себя на том, что читая о Боге, читаю и тихонечко, даже внешне улыбаюсь ), и есть какое-то внутреннее утверждение что это действительно про ТО, про Главное.

"Богоначальная сверхсущественность, каково бы ни было сверхбытие сверхблагости, не должна воспеваться никем, кто любит Истину, превышающую всякую истину, ни как слово или сила, ни как ум, или жизнь, или сущность, но – как всякому свойству, движению, жизни, воображению, мнению, имени, слову, мысли, размышлению, сущности, состоянию, пребыванию, единству, пределу, беспредельности, всему тому, что существует, превосходительно запредельная. Поскольку же, будучи бытием Благости, самим фактом своего бытия Она является причиной всего сущего, благоначальный промысел Богоначалия следует воспевать, исходя из всего причиненного Им, потому что в Нем – все и Его ради, и Он существует прежде всего, и все в Нем состоялось, и Его бытие есть причина появления и пребывания всего, и Его все желает: умные и разумные – разумно, низшие их – чувственно, а остальные либо в соответствии с движением живого, либо как вещества, соответствующим образом приспособленные к существованию."

И тут однозначно "как собака"), понимаю (наверно) но сказать, сам прокомментировать, не могу). И + далее чуть

"Зная это, богословы и воспевают Его и как Безымянного, и как сообразного всякому имени. Он безымянен, говорят, потому что Богоначалие сказало в одном символическом богоявлении из разряда таинственных видений, упрекая спросившего «Каково имя Твое?» и как бы отводя его от всякого знания Божьего имени: «Почему ты спрашиваешь имя Мое? Оно чудесно» (Быт. 32, 29). И не является ли поистине удивительным такое имя, которое «выше всякого имени» (Флп. 2, 9), – неназываемое, пребывающее «превыше всякого имени, именуемого и в этом веке и в будущем» (ср. Ефес. 1, 21)"

 
Записан
юродиевый

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Безмолвие это - безмолвие). Это состояние стояния в устремлении когда нет возможности молвить, и понимается вся невозможность молвить, невозможно молвить то что не передается молвинием и не описуется им. Однозначно осознается, понимается невозможность любым молвинием описать (прописать, объяснить, рассказать) безмолвие.
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 20:53:49 от Andrei15 »
Записан
юродиевый

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW

Да, лучше чем Ареопагит все равно не написать. Отцы называют его "божественным". А кто он был исторически -- загадка
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 23:48:32 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Да, лучше, чем Ареопагит все равно не написать. Отцы называют его "божественным". А кто он был исторически -- загадка

 Ну,может быть, разгадка будет после смерти.
Записан
юродиевый

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW

Но Фотий там имел ввиду нечто более конкретное: пребывание в подвижнике Св. Троицы по образу того, как Отец пребывает в Сыне, а Сын в Отце: «Я в них, и Ты, Отче, во Мне; и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин 17:22-23).

Это то безмолвие, о котором прп. Каллист пишет в одном из своих гимнов: "Если ты познаешь Бога, истинного твоего Отца, и то, что происходит между Святой Троицей и тобой, ты обретешь уединенное сердце и молчаливый ум".

Или в том же гимне: "Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа: ибо Отец благоволил Вочеловечению (Сына), Сын же воплотился, а Дух Святой наполняет верных и втекает в сердца их и обретает в них отдохновение, ныне и присно, и во веки веков, аминь."
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 21:03:33 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Andrei15

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 606
  • Вероисповедание:
    грешник православный
Но Фотий там имел ввиду нечто более конкретное: пребывание в подвижнике Св. Троицы по образу того, как Отец пребывает в Сыне, а Сын в Отце: «Я в них, и Ты, Отче, во Мне; и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им» (Ин 17:22-23).

Это то безмолвие, о котором прп. Каллист пишет в одном из своих гимнов: "Если ты познаешь Бога, истинного твоего Отца, и то, что происходит между Святой Троицей и тобой, ты обретешь уединенное сердце и молчаливый ум".

Или в том же гимне: "Благословенно царство Отца и Сына и Святого Духа: ибо Отец благоволил Вочеловечению (Сына), Сын же воплотился, а Дух Святой наполняет верных и втекает в сердца их и обретает в них отдохновение, ныне и присно, и во веки веков, аминь."

  ++... ты обретешь уединенное сердце и молчаливый ум ...++

  Из этого однозначно следует что я грешный , поскольку пишу в данный момент эти строки, не обрел ни "уединенное сердце" ни "молчаливый ум". Соответственно и отношение ко всему написанному. )

  Не только в подвижнике (устремляющемся ко Спасителю), а во всех сущих пребывает Дух Святой, Он животворит. Во всем бытийствующем, реально существующем, пребывает. Во всем внешнем, которое воспринимается всеми органами чувств, данными нам, все бытийствующее Он животворит . Без Него ничего не может быть. Святая Троица пребывает в каждом сущем, в каждом сущем  пребывает и Бог Слово (зерно имеющееся изначально в каждом) и Дух Святой, животворящий (поскольку без Него невозможно существование, бытие).

++Дух Святой наполняет верных и втекает в сердца их ++

  Устремляющихся, делающих желающих делать, Дух Святой наполняет, по мере возможности их восприятия, знанием и пониманием. 

PS
  Токо не судите (мочите) строго за сказанное. )
Записан
юродиевый

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Не только в подвижнике (устремляющемся ко Спасителю), а во всех сущих пребывает Дух Святой, Он животворит. Во всем бытийствующем, реально существующем, пребывает. Во всем внешнем, которое воспринимается всеми органами чувств, данными нам, все бытийствующее Он животворит . Без Него ничего не может быть. Святая Троица пребывает в каждом сущем, в каждом сущем  пребывает и Бог Слово (зерно имеющееся изначально в каждом) и Дух Святой, животворящий (поскольку без Него невозможно существование, бытие).

++Дух Святой наполняет верных и втекает в сердца их ++
Устремляющихся, делающих желающих делать, Дух Святой наполняет, по мере возможности их восприятия, знанием и пониманием. 

Я думаю, правильно написано. Св. Дух вообще пребывает во всех и во всем (у прп. Максима есть Вопросоответ на эту тему), но способ пребывания Его разный. В язычниках, соблюдающих некие нравственные законы, Он пребывает одним образом, в рожденных от воды (крестившихся) христианах -- другим, иным -- в родившихся от Духа (так как "надобно родиться от воды и Духа"), а ипостасным образом -- только совершенных (и то я упрощаю картину, здесь более сложное богословие и могут быть еще деления, соответствующие различным аскетическим стадиям).

В частности, "Дух Святой наполняет верных и втекает в сердца их" относится, по-видимому, к стадии рождения от Духа, так как здесь говорится о Духа, действующем в сердце наподобие источника ("из чрева [сердца] потекут реки воды живой"), который еще называется у отцов "силой безмолвия".

А "то, что происходит между Святой Троицей и тобой" относится, как я думаю, к стадии обожения, когда три Лица Троицы различаются подвижником ипостасно. При этом "уединенное сердце и молчаливый ум" соответствует тому, что в обожении человеческая природа покоится, субботствует. И тогда

"подвижник неизреченно и вне всякого течения (изменения) боголепно взирает на единовидную и богодейственную инаковость и непрестанное движение в неподвижных ипостасях" по св. Фотию
« Последнее редактирование: 17.12.2017, 23:47:04 от Евгений (Euhenio) »
Записан
imho

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Это еще более интересный вопрос:-) Я думаю, что ощущения не имеют  формы или имеют сложную форму, как об этом пишет Хаззайя (см. ниже). То есть составлены из противоположных элементов, например, "льда" (тьмы) и "пламени" (которые приблизительно описывают производимые ими психофизические эффекты).

Если попытаться изложить, как я это понимаю, то наиболее опасные и неприятные такие формы маскируют себя под благодать, которая иногда описывается отцами (символически) как действие "огня, который прохлаждает" и "воды , которая согревает и веселит" (я об этом писал в других темах), то есть в виде противоположных элементов.

Ощущения могут маскировать себя под благодать, так как тоже составлены из противоположных элементов: пламени, но уже которое обжигает, и льда, который охлаждает (телесные составы) [но все это вместе придает нестройную радость и телесное возбуждение]. Это все явления соматические, психофизические (в отличие от действия благодати).

Хаззайя советует в таких случаях смотреть внутрь формы, например, как такое пламя содержит внутри себя мрак и холод, и тогда телесное бесовское приражение рассеивается:

"Но ты, о подвижник, останови свой умный взор внутри внешней формы, и ты найдешь, что видимая форма внутри полна мрака. Ибо тотчас как взгляд подвизающегося падает на живописуемую перед ним форму, коварство его заблуждения рассеивается".

Я так понимаю (в контексте нашей темы) то, что у него написано

Это ответ не на мой вопрос.

Я привела конкретный пример - ощущение боли на два пальца выше соска. Это помысел, или нет?

На мой взгляд, само ощущение - они всего лишь ощущение. А вот когда подумал: "это сердце откликается на слова молитвы" - то уже дал интерпретацию, то есть, придал словесную форму и смысл.

Хоть это и не мой опыт (у меня ничего никогда не болело) но ответ мне важен. Поскольку в молитве бывают разные ощущения, природу которых сложно понять.   

Цитировать
Ощущения могут маскировать себя под благодать

Ощущения себя маскировать не могут. Ощущения - они и есть ощущения. Ощущения могут неверно прочитываться (как благодать).

Цитировать
иногда описывается отцами (символически) как действие "огня, который прохлаждает" и "воды , которая согревает и веселит"

Это уже прочтение. А сами ощущения - это "закололо", "заболело", "нагрелось", "переместилось", "зачесалось", "коснулось", "напряглось" и т.д...

Цитировать
наиболее опасные и неприятные такие формы

А почему вы их называете неприятными и опасными? Ощущения как ощущения... опасность в придании им того или иного смысла (неправильного). Большинство ощущений нейтральны. За исключением боли, страха, низового возбуждения, возможно, еще чего-то...

Опасно фиксироваться на ощущениях, так как тем самым их направляешь в определенную сторону. Лучше фиксироваться на смысле молитвы, а на ощущения не обращать внимания (насколько это возможно). имхо
« Последнее редактирование: 18.12.2017, 00:03:34 от Yelka »
Записан

Евгений (Euhenio)

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 051
  • Вероисповедание:
    православный
    • WWW
Это ответ не на мой вопрос.

Я привела конкретный пример - ощущение боли на два пальца выше соска. Это помысел, или нет?

На мой взгляд, само ощущение - они всего лишь ощущение. А вот когда подумал: "это сердце откликается на слова молитвы" - то уже дал интерпретацию, то есть, придал словесную форму и смысл.

Хоть это и не мой опыт (у меня ничего никогда не болело) но ответ мне важен. Поскольку в молитве бывают разные ощущения, природу которых сложно понять.   

Ощущения себя маскировать не могут. Ощущения - они и есть ощущения. Ощущения могут неверно прочитываться (как благодать).

Это уже прочтение. А сами ощущения - это "закололо", "заболело", "нагрелось", "переместилось", "зачесалось", "коснулось" и т.д...

Насчет этого всего не знаю, я рассказал лишь о том, как сам понимаю этот вопрос.

Про два пальца выше соска, на первый взгляд, где-то примерно там по разным  объяснениям находится точка, «где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и прочее" (свт. Феофан Затворник"). Тема не раз обсуждалась, например, http://euhenio.livejournal.com/368818.html
Записан
imho

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 965
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
Насчет этого всего не знаю, я рассказал лишь о том, как сам понимаю этот вопрос.

Про два пальца выше соска, на первый взгляд, где-то примерно там по разным  объяснениям находится точка, «где отзывается и чувствуется печаль, радость, гнев и прочее" (свт. Феофан Затворник"). Тема не раз обсуждалась, например, http://euhenio.livejournal.com/368818.html

Поняла, что вообще на эту тему не могу рассуждать. Это все очень субъективно - кто как чувствует печаль, например, и т.д...

Буду просто читать, что пишут в теме. Спасибо, что делитесь своими мыслями.
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 5 6 7 ... 39   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.168 секунд. Запросов: 14.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика