Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 ... 50 51 52 53 54 [55]   Вниз

Автор Тема: Размышления иеромонаха Дионисия  (Прочитано 27253 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW

Re: Измерения жизни

Христиане первого типа бывают ревностны к (кажущимся им) грехам других.

Второго — подвизаются в приобретении духовных плодов (божественных благ).

Третьего — вкушают божественные блага.


В псалме Давида показан переход из первого измерения во второе:

пс38:2 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною.
пс38:3 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися.
пс38:4 Согреяся сердце мое во мне, и в поучении моем разгорится огнь: глаголах языком моим:
пс38:5 скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз.
пс38:6 Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый.
пс38:7 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я.

*

Когда человек перестанет обращать внимание на чужие грехи:

пс38:2 Рех: сохраню пути моя, еже не согрешати ми языком моим: положих устом моим хранило, внегда востати грешному предо мною.
пс38:3 Онемех и смирихся, и умолчах от благ, и болезнь моя обновися.


то начинает внимать собственным проблемам:

пс38:5 скажи ми, Господи, кончину мою и число дний моих, кое есть, да разумею, что лишаюся аз.

Начинает понимать, что живет в образах реальности, а не в реальности:

пс38:6 Се, пяди положил еси дни моя, и состав мой яко ничтоже пред тобою: обаче всяческая суета всяк человек живый.
пс38:7 Убо образом ходит человек, обаче всуе мятется: сокровищствует, и не весть, кому соберет я.


Когда в нем совершится такое изменение, христианин начинает подвизаться в приобретении божественных благ.

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

Пиленков Николай

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 110
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • Маленькое поле боя со смертью... Подарок от Бога

*

Спасение "малыми скорбями" находится на седьмой и восьмой ступени добродетели, требует усвоенных навыков делания и созерцания и есть собственно делание в созерцании.

Например, замена внешних обстоятельств жизни чтением Евангелия (житие преподобного Серафима Саровского).

**

Отец Дионисий, простите что надоедаю, Вы ступени добродетели из Лествицы берёте, или у Вас своя градация разработана?

PS. Ссылку на свой форум можно разместить в графе "подпись", как у меня сейчас. Это удобно, при желании каждый может ознакомиться с полным содержанием размышлений.
Записан

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
Отец Дионисий, простите что надоедаю, Вы ступени добродетели из Лествицы берёте, или у Вас своя градация разработана?

PS. Ссылку на свой форум можно разместить в графе "подпись", как у меня сейчас. Это удобно, при желании каждый может ознакомиться с полным содержанием размышлений.

Ступени добродетели взяты из книги БЫТИЕ.

Ссылка на сайт под фото аватара.

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

Пиленков Николай

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 110
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • Маленькое поле боя со смертью... Подарок от Бога
Ступени добродетели взяты из книги БЫТИЕ.

Ссылка на сайт под фото аватара.

**

Да, простите, земной шарик я и не приметил. В книге БЫТИЕ ступени добродетели явно не прописаны, как в Лествице. Если не трудно, дайте пожалуйста ссылки на материалы, где описываются седьмая и восьмая. Впрочем это не очень важно, т.к. смысл, который Вы вкладываете в это понятие в целом ясен, но нюансы бы не помешали.
Записан

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
мф.1.1-17. Родословие Иисуса Христа

мф 1:1 Книга родства Иисуса Христа, сына давидова, сына авраамля.
мф1:2 Авраам роди исаака. Исаак же роди иакова. Иаков же роди иуду и братию его.
мф1:3 Иуда же роди фареса и зару от фамары. Фарес же роди есрома. Есром же роди арама.
мф1:4 Арам же роди аминадава. Аминадав же роди наассона. Наассон же роди салмона.
мф1:5 Салмон же роди вооза от рахавы. Вооз же роди овида от руфы. Овид же роди иессеа.
мф1:6 Иессей же роди давида царя. Давид же царь роди соломона от уриины.
мф1:7 Соломон же роди ровоама. Ровоам же роди авию. Авиа же роди асу.
мф1:8 Аса же роди иосафата. Иосафат же роди иорама. Иорам же роди озию.
мф1:9 Озиа же роди иоафама. Иоафам же роди ахаза. Ахаз же роди езекию.
мф1:10 Езекиа же роди манассию. Манассиа же роди амона. Амон же роди иосию.
мф1:11 Иосиа же роди иехонию и братию его, в преселение вавилонское (В некиих греч.: иосиа же роди иоакима и братию его. Иоаким же роди иехонию в преселение вавилонское.) .
мф1:12 По преселении же вавилонстем, иехониа роди салафииля. Салафииль же роди зоровавеля.
мф1:13 Зоровавель же роди авиуда. Авиуд же роди елиакима. Елиаким же роди азора.
мф1:14 Азор же роди садока. Садок же роди ахима. Ахим же роди елиуда.
мф1:15 Елиуд же роди елеазара. Елеазар же роди матфана. Матфан же роди иакова.
мф1:16 Иаков же роди иосифа, мужа Мариина, из неяже родися Иисус, глаголемый Христос.
мф1:17 Всех же родов от авраама до давида родове четыренадесяте: и от давида до преселения вавилонскаго родове четыренадесяте: и от преселения вавилонскаго до Христа родове четыренадесяте.


*

Подумал, что если уж размышлять о божественном смотрении, то начинать следует с евангелия от Матфея, как особенно показывающего Воплощение.

*

Начинается евангелие от Матфея родословием.

Каждый субъект родословия можно рассматривать и как конкретного человека и как некоторый руководящий навык помышления.

Первое интересно для историков, второе для подвижников, подвизающихся во Христе Иисусе.

*

Родословие можно разделить на пять отделений:

1. Предисловие (мф.1.1).

2. Бытие мнений (мф.1.2-6).

3. Бытие царства (мф.1.6-11).

4. Бытие церкви (мф.1.11-16).

5. Послесловие (мф.1.17).

*

Подробно родословие Иисуса Христа предлагается в книгах Ветхого Завета.

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
Предисловие

мф 1:1 Книга родства Иисуса Христа, сына давидова, сына авраамля.

*

Думаю, если человек желает быть христианином не на словах, а иметь общение со Христом в силе (в образе и подобии Его естества), то он восходит к Нему в силе предлагаемых родословием навыков помышлений.

*

Целью восхождения является стать возлюбленным (давид = возлюбленный), то есть любить Бога и быть от Него любимым.

Началом восхождения является попечение о всем своем (авраам = отец множества), в том числе и о себе самом, в том, чтобы оно было послушным Богу.

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
пс.2.11. «Радуйтесь ему с трепетом»

пс2:1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным?
пс2:2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на христа его.
пс2:3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их.
пс2:4 Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им.
пс2:5 Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию своею смятет я:
пс2:6 аз же поставлен есмь Царь от него над сионом, горою святою его,
пс2:7 возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко мне: сын мой еси ты, аз днесь родих тя:
пс2:8 проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли:
пс2:9 упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я.
пс2:10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли.
пс2:11 Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему со трепетом.
пс2:12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань.


*

Приближаться к Богу можно двумя способами:

1. Уклонись от зла (со страхом).

2. И сотвори благо (радуйтесь ему с трепетом).


Радость есть переживание общения с Богом.

Приобретение навыка общения устроено Богом в виде чередования падений и покаяний (исповеданий).

Такое чередование, думаю, и называется «трепетом»

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

Ксана

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 286
  • Вероисповедание:
    РПЦ
Приближаться к Богу можно двумя способами:

1. Уклонись от зла (со страхом).

2. И сотвори благо (радуйтесь ему с трепетом).

Это не два пути "или" "или". Это путь один - вначале уклонись от зла, а потом И сотвори благо.

Кто не совершает первое, тот не может совершить и второе. Кто совершает второе и не совершает первое, тот только мнится что творит благо. Отцы много писали об этом и поясняли смысл слов из Писания. Господь да вразумит нас!

Авва Дорофей. Поучение четвёртое. О страхе Божием

Святой Иоанн говорит в Соборных посланиях своих: «совершенна любы вон изгоняет страх» (1Ин.4:18). Что хочет сказать нам чрез сие святой Апостол? О какой любви говорит он нам и о каком страхе? Ибо пророк Давид говорит в псалме: «бойтеся Господа вси святии Его» (Пс.33:10), и много других подобных изречений находим мы в Божественных Писаниях. Итак, если и святые, столько любящие Господа, боятся Его, то как же святой Иоанн говорит: «совершенна любы вон изгоняет страх»? Святой хочет нам показать этим, что есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и что один свойствен, так сказать, начинающим быть благочестивыми, другой же есть страх святых совершенных, достигших в меру совершенной любви. Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, как мы сказали, ещё новоначальный: ибо он не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его собственно для того, чтобы благоугодить Ему: сей знает, в чём состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом. Сей-то имеет истинную любовь, которую Святой называет совершенною. И эта любовь приводит его в совершенный страх, ибо таковый боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, как мы сказали, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться её. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх: посему-то Апостол и говорит: «совершенна любы вон изгоняет страх».

Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Ибо трояким образом, как говорит Василий Великий 24 , можем мы угодить Богу: или благоугождаем Ему, боясь муки, и тогда находимся в состоянии раба; или, ища награды, исполняем повеления Божии ради собственной пользы, и посему уподобляемся наёмникам; или делаем добро ради самого добра, и тогда мы находимся в состоянии сына. Ибо сын, когда приходит в совершенный возраст и в разум, исполняет волю отца своего не потому, что боится быть наказанным, и не для того, чтобы получить от него награду, но собственно потому и хранит к нему особенную любовь и подобающее отцу почтение, что любит его и уверен, что всё имение отца принадлежит и ему. Таковой сподобляется услышать: «уже неси раб, но сын... и наследник Божий Иисус Христом» (Гал.4:7). Таковой уже не боится, как мы сказали, Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и святой Антоний говорит: я уже не боюсь Бога, но люблю Его 25.

И Господь, сказав Аврааму, когда он привёл для жертвоприношения Ему сына своего: «ныне бо познах, яко боишися ты Бога» (Быт.22:12), сим означил тот совершенный страх, который рождается от любви. Ибо иначе как бы он сказал: «ныне познах», когда (Авраам) уже сделал столько из послушания Богу, – оставил всё своё и переселился в чужую землю к народу, служившему идолам, где не было и следа Богопочитания, и сверх всего этого навёл на него Бог такое страшное искушение – жертвоприношение сына, и после сего сказал ему: «ныне познах, яко боишися ты Бога». Очевидно, что Он говорил здесь о совершенном страхе, свойственном святым, которые уже не по страху мучения и не для получения награды исполняют волю Божию, но, любя Бога, как мы многократно говорили, боятся сделать что-либо против воли Бога, ими любимого. Посему-то и говорит Апостол: «любы вон изгоняет страх», ибо они уже не по страху действуют, но боятся, потому что любят. В сём состоит совершенный страх.

Но невозможно (как мы уже сказали выше) достигнуть совершенного страха, если кто прежде не приобретает первоначального. Ибо сказано: «начало премудрости страх Господень» (Притч.1:7), и ещё сказано: «страх Божий есть начало и конец» (Сир.1:15, 18). Началом назван первоначальный страх, за которым следует совершенный страх святых. Первоначальный страх свойствен нашему душевному состоянию. Он сохраняет душу от всякого зла, как полировка медь, ибо сказано: «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27). Итак, если кто уклоняется от зла по страху наказания, как раб, боящийся господина, то он постепенно приходит и к тому, чтобы делать благое добровольно, и мало-помалу начинает, как наёмник, надеяться некоторого воздаяния за свое благое делание. Ибо когда он постоянно будет избегать зла, как мы сказали, из страха, подобно рабу, и делать благое в надежде награды, подобно наёмнику, то, пребывая, по благодати Божией, во благом и соразмерно сему соединяясь с Богом, он получает вкус благого и начинает понимать, в чём истинное добро, и уже не хочет разлучаться с ним. Ибо кто может разлучить такового от любви Христовой? – как сказал Апостол (Рим. 8:35).

Тогда достигает он в достоинство сына и любит добро ради самого добра, и боится, потому что любит. Сей-то есть великий и совершенный страх. Поэтому и Пророк, уча нас отличать один страх от другого, сказал: «приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» (Пс.33:12–13). Обратите внимание ваше на каждое слово Пророка, как каждое речение его имеет свою силу. Сперва говорит он: «приидите ко мне» , призывая нас к добродетели, потом прилагает и «чада». Чадами называют святые тех, которые их словами обращаются от греха к добродетели, как и Апостол говорит: «Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас» (Гал.4:19). Потом, призвав нас и приготовив к тому обращению, Пророк говорит: «страху Господню научу вас».

Видите ли дерзновение Святого? Мы, когда хотим сказать что-либо доброе, всегда говорим: «Хотите ли, мы беседуем с вами несколько о страхе Божием, или о другой какой-либо добродетели?» Святой же Пророк не так, но с дерзновением говорит: «приидите, чада, послушайте мене, страху Господню научу вас. Кто есть человек хотяй живот, любяй дни видети благи?» Потом, как бы услышав от кого-либо в ответ: я желаю, научи меня, как жить и видеть дни благие, он научает, говоря: «удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти» (Пс.33:14). Итак, он прежде всего отсекает действие зла страхом Божиим.

Удерживать язык свой от зла значит не уязвлять чем-либо совести ближнего, не злословить, не раздражать. А устнами своими «не глаголати льсти» значит не обольщать ближнего26.

Потом Пророк прибавляет: «уклонися от зла» . Сперва сказал он о некоторых частных грехах: о злословии, обмане, а потом говорит вообще о всяком зле. «Уклонися от зла» , т. е. избегай вообще всякого зла, уклоняйся от всякого дела, ведущего ко греху. Опять, сказав это, он не остановился на сём, но прибавил: «и сотвори благо». Ибо случается, что иной не делает зла, но и добра не делает; иной также не обижает, но не оказывает и милосердия; иной не ненавидит, но и не любит. Итак, хорошо сказал Пророк: «уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс.33:15). Вот он показывает нам ту постепенность трёх устроений душевных, о которой мы упоминали выше. Страхом Божиим он научил уклоняться от зла и тогда уже повелевает начать благое. Ибо когда кто сподобится освободиться от зла и удалится от него, тогда он естественно совершает доброе, наставляемый святыми.

Сказав о сем столь хорошо и последовательно, он продолжает: «взыщи мира и пожени и». Не сказал только «взыщи», но усильно стремись за ним, чтобы достигнуть его. Следите внимательно умом вашим за сею речью и примечайте точность, наблюдаемую Святым. Когда кто сподобится уклониться от зла и потом будет стараться, с помощию Божиею, делать благое, тотчас восстают на него брани вражеские, и он подвизается, трудится, сокрушается, не только боясь возвратиться опять на злое, как мы сказали о рабе, но и надеясь, как было упомянуто, награды за благое, подобно наёмнику. И таким образом, терпя нападения от врага, борясь с ним и сопротивляясь ему, он делает благое, но с большою скорбию, с великим трудом. Когда же он получит помощь от Бога и приобретёт некоторый навык в добре, тогда видит он покой, тогда вкушает мир, тогда ощущает, «что» значит печаль брани и «что» – радость и веселие мира. И потом уже ищет мира, усильно стремится к нему, чтобы достигнуть его, приобрести совершенно и водворить его в себе.

Что может быть блаженнее души, сподобившейся придти во сию меру духовного возраста? Таковой, как мы неоднократно говорили, находится в достоинстве сына; ибо поистине «блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся» (Мф.5:9). Кто может отселе побудить душу сию делать добро ради чего-либо иного, кроме наслаждения тем самым добром? Кто может знать радость сию, кроме того, кто испытал её? Тогда-то таковой, как мы уже несколько раз говорили, познает и совершенный страх. Вот мы слышали теперь, в чём состоит совершенный страх святых и в чём состоит первоначальный страх, свойственный нашему душевному устроению, и с чего человек начинает и чего достигает через страх Божий. Теперь мы желаем узнать и то, как вселяется в нас страх Божий, и хотим сказать, что нас отлучает от страха Божия.

Отцы сказали, что человек приобретает страх Божий, если имеет память смерти и память мучений; если каждый вечер испытывает себя, как он провёл день, и каждое утро, – как прошла ночь; если не будет дерзновенен в обращении и, наконец, если будет находиться в близком общении с человеком, боящимся Бога. Ибо говорят, что один брат спросил некоторого старца: «Что мне делать, отче, для того, чтобы бояться Бога?» Старец отвечал ему: «Иди, живи с человеком, боящимся Бога, и тем самым, что он боится Бога, научит он и тебя бояться Бога». Отгоняем же страх Божий от себя тем, что делаем противное сему: не имеем ни памяти смертной, ни памяти мучений; тем, что не внимаем самим себе и не испытываем себя, как проводим время, но живём нерадиво и обращаемся с людьми, не имеющими страха Божия, и тем, что не охраняемся от дерзновения. Сие последнее хуже всего: это совершенная погибель. Ибо ничто так не отгоняет от души страх Божий, как дерзость. Посему, когда спросили авву Агафона о дерзости, он сказал: «Она подобна сильному жгучему ветру, от которого, когда он подует, все бегут, и который портит всякий плод на деревьях»27. Видишь ли, брат, силу сей страсти? Видишь ли лютость её? И когда его опять спросили, ужели так вредна дерзость? – он отвечал: «Нет страсти вреднее дерзости, ибо она есть мать всех страстей». Весьма хорошо и разумно сказал он, что она есть мать всех страстей, потому что она отгоняет страх Божий от души. Ибо если «страхом же Господним уклоняется всяк от зла» (Притч.15:27), то, конечно, где нет страха Божия, там всякая страсть. Бог да избавит души наши от всегубительной страсти – дерзости.

Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
Послесловие

мф1:17 Всех же родов от авраама до давида родове четыренадесяте: и от давида до преселения вавилонскаго родове четыренадесяте: и от преселения вавилонскаго до Христа родове четыренадесяте.

*

С какой целью относительно всех содержательных разделов родословия сказано, что они имеют по 14 родов?

Думаю, 14 = 10 + 4 означает совершенство (10) исповедания или хваления (4).

Совершенство исповедания бытия мнений, бытия царства и бытия церкви.

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 106
  • Вероисповедание:
    Православный
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
Бытие мнений (мф.1.2-6).

мф1:2 Авраам роди исаака. Исаак же роди иакова. Иаков же роди иуду и братию его.
мф1:3 Иуда же роди фареса и зару от фамары. Фарес же роди есрома. Есром же роди арама.
мф1:4 Арам же роди аминадава. Аминадав же роди наассона. Наассон же роди салмона.
мф1:5 Салмон же роди вооза от рахавы. Вооз же роди овида от руфы. Овид же роди иессеа.
мф1:6 Иессей же роди давида царя.


*

Предлагаемый раздел, думаю, показывает совокупность мнений, руководящих христианином в то время, когда движения его души не повинуются ему.

Например:

Авраам (отец множества) указывает на то, что заботиться следует о всяком движении души.

Исаак (радость). Движение души следует исправлять так, чтобы оно стало подобно божественному.

Иаков (запинатель). Всякое движение души не подобное божественному следует прекратить (запять).

Иуда (хваление Иеговы). Всякое движение души подобное божественному следует оставить навсегда (хвалить сущего).

Фарес (расторгающий). Пребывание в хвалении сделает свободным от власти греха (расторгнет).

Есром (сокровенный). Свободным не во внешних обстоятельствах, но в сокровенных движениях души.

Арам (высокая страна). Освободившийся от власти греха увидит страну разумных духов.

Аминадав (благородный отец). В которой живет Бог и род, рожденных им.

Наассон (предсказатель). Творец того, что будет.

Салмон (теннистый). Доставляющий отраду.

Вооз (сильный, крепкий). Во всякой дружественной вещи.

Овид (служащий). Ведущий к совершенству.

Иессей (Иегова есть Сущий). Тот, который есть и будет.

**
« Последнее редактирование: 17.11.2017, 06:27:06 от иеромонах Дионисий »
Записан
Богу нашему слава. Аминь.
Страниц: 1 ... 50 51 52 53 54 [55]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.256 секунд. Запросов: 14.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика