Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4  Все   Вниз

Автор Тема: Энергия Бога есть Сам Бог  (Прочитано 1713 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Энергия Бога есть Сам Бог. Часть 1


Вступление

Православным христианам, более-менее знакомым с историей Русской Поместной Церкви в 20-ом столетии, известно кое-что и о движение афонских монахов-имяславцев, против которых был издан документ под названием: « Послание Божиею Милостию Святейшего Правительствующего Всероссийского Синода от 18 мая 1913 года», где вышеназванное движение афонитов  запрещалось, а упорствующих его участников предлагалось предавать церковному суду с лишением сана и монашества. Дальнейшие события показали, что Святейший Синод не ограничился только словами, но и в скором времени перешел к делам. Дела же заключались в том, что  на Афон отправили архиеп. Никона (Рождественского) в сопровождение канонерской лодки «Донец» с воинской командой на борту. Мероприятие закончилось избиением монахов, после чего более тысячи из них были насильно вывезены в Россию для предания суду. Кстати сказать, всё это действо являло собой пример полнейшего беззакония, ибо ни ересь не была доказана, ни юридических прав для избиения и ареста монахов у архиеп. Никона не было. Однако же в данном случае рассматриваться будет не сама история с монахами-имяславцами, и не их учение, а вышеназванное «Послание», ибо многое из того, что в нём было сказано, является, мягко выражаясь, крайне сомнительным! Рассмотрению предлагается следующий отрывок из «Послания»:

«Последователи о. Илариона, писавшие "Апологию" и воззвания с Афона, считают себя продолжателями св. Григория Паламы, а противников своих - варлаамитами. Но это — явное недоразумение: сходство между учением св. Григория и этим новым учением только внешнее и, притом, кажущееся. Именно, св. Григорий учил прилагать название "Божество" не только к существу   Божию, но и к Его "энергии" или энергиям, т. е. Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя вовне, и, таким образом, учил употреблять слово "Божество" несколько в более широком смысле, чем обыкновенно. В этом многоразличном употреблении слова и состоит все сходство учения св. Григория с новым учением, по существу же между ними различие полное. Прежде всего, святитель нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Фeoc, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула. Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим", как делают новые учители».


Учили ли имяславцы богохульству?

Прежде всего, хочется обратить внимание на это вот место «Послания»:

 «Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула».

Но если обратиться к Евангелию, то можно найти в нём следующие слова Господа Иисуса Христа:

«Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу Вашему, и к Богу Моему и Богу вашему».(Ин.20,17)

Таким образом, Сам Христос прямо называет Своего Отца и Своим Богом одновременно, так что никакой хулы в словах «Христос на Фаворе явил своего Бога» нет, тем более, что Он Его там действительно явил!

«Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». (Мф. 17,5)

Тогда, о какой же бессмыслице идет речь? Очевидно, что  два рассматриваемых предложения содержат два разных смысла. Сказать, что Христос явил Свое Божество, значит сказать, что Он Сам истинный Бог, ибо только о Боге и можно сказать, что у Него Свое Божество. Слова же, что Христос явил Своего Бога, прямо не свидетельствуют о том, что Он Сам Бог, но только о том, что Он от Бога послан. Собственно говоря, на Фаворе оба этих факта и были засвидетельствованы. И то, что Христос от Бога послан, и то, что Он и Сам Бог.

Таким образом, слова о том, что выражение «Явил на Фаворе Своего Бога»  является бессмыслицей, и, тем более, хулой, никакого основания под собой не имеют.  Относительно них может быть сказано только то, что они не выражают суть произошедшего на Фаворе события, которая состоит  именно в том, что Христос явил  Своё Божество. Но ведь имяславцы нигде  и не утверждали противного,  и это им приписано составителями «Послания», с целью выставления их в невыгодным для общественного мнения свете, как возможных богохульников, что, откровенно говоря, довольно таки предвзято!

Кто такие «новые учителя» на самом деле?

«Именно, св. Григорий учил прилагать название "Божество" не только к существу   Божию, но и к Его "энергии" или энергиям, т. е. Божественным свойствам: премудрости, благости, всеведению, всемогуществу и проч., которыми Бог открывает Себя вовне, и, таким образом, учил употреблять слово "Божество" несколько в более широком смысле, чем обыкновенно».

Здесь авторы «Послания» сами признают, что в энергиях Бог открывает Себя во вне, что никаких возражений не вызывает. Но если Бог открывает, т.е. являет Себя в Своих энергиях, при том, что Он простое существо, и различие сущности и энергии в Нём не делают Его сложным, то, значит, в каждая из этих энергий и есть Он Сам, и потому имяславцы в этом месте вполне правы! Т.е., фактически, Синод этими словами подтверждает правоту имяславцев, утверждавших, что энергия Бога есть Сам Бог. Однако же в «Послании» делается прямо противоположный вывод:

«Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим", как делают новые учители».

Но если «Божество» никак не Бог, то не Бог не только Его энергии, но и сам сущность, т.е. природа, о чём прямо и сказано. Удивительное дело, но в Боге, оказывается, ни Его сущность, ни Его энергия Самим Богом не являются! Но что же такое Сами Ипостаси, если не единая сущность с ипостастными свойствами? При этом сущность одна и та же для Каждой из Ипостасей, и потому Пресвятая Троица именуется единосущной. Но то, что одинаково в Трех Ипостасях,  сущность в общем смысле, в отношении Троицы называется еще и особым словом – Божество. Но Оно разве не существует как Единица? А, раз существует, то получается странная вещь – когда говорится о Каждой Ипостаси в отдельности, тогда это Бог, а когда о всех трёх Ипостасях сразу, тогда уже не Бог! Но ведь Ипостаси никуда не исчезают, поскольку в Единице они не сливаются, при том, что Каждая их Них соединена с Другой так же, как Сама с Собой. Откуда же  тогда этот странный вывод, что Божество (сущность, энергия) не Бог,  а Бог никак не Божество?

« Последнее редактирование: 22.07.2017, 18:59:43 от Лев Хоружник »
Записан

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Энергия Бога есть Сам Бог. Часть 2


Для разъяснения этого вопроса следует обратиться к св. Иоанну Дамаскину, составителю настоящего учебника по христианской догматике, под названием «Точное изложение православной веры», где в гл. 11-ой кн. 3 сказано следующее:

«И что Бог сделался человеком и человек Богом сказано.… А что Божество сделалось человеком, или воплотилось, или вочеловечилось, мы никогда не слышали. Но что Божество соединилось с человечеством в одной из Своих Ипостасей, мы узнали; и что Бог принимает образ, то есть, чужую сущность, именно одинаковую с нашей, сказано. Ибо имя: «Бог» ставится о Каждой из  Ипостасей, а слово «Божество» мы не можем сказать об Ипостаси. Ибо мы не слышали, что Божество есть только Отец, или один Сын, или один только Дух Святый; ибо слово «Божество» означает естество; а слово «Отец» - Ипостась, подобно тому,  как и «человечество»- естество, а «Петр» - Ипостась. Слово же: «Бог» означает и общность естества, и в отношении к каждой Ипостаси равно имеет место, подобно тому, как и слово «человек».)

Итак, в соответствии со здравым смыслом и логикой, Преподобный дает разъяснение, согласно которому, Богом именуется как Ипостась, так и общность Ипостасей, т.е. Божество. А вот, что касается Божества, то Им именуется только общность  Ипостасей, но никакая из них по отдельности, при том, что Божество принадлежит каждой из Них во всей Его полноте. Но тогда почему имяславцы являются новыми учителями, когда называют Божество Богом? А поскольку Божеством именуется и сущность и энергия, то и энергия, единая для Троицы, тоже Бог. Таким образом, новыми учителями оказываются не имяславцы, а сами авторы «Послания».!

Противоречие «Послания» второму члену Символу Веры

« Верую во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша».

Здесь говорится, что Сын Божий есть Свет от Света и Бог от Бога, из чего следует простой вывод о том, что Бог есть не только Ипостась, но и Свет, т.е. Божество. А то, что Божество, явленное на г. Фавор, есть именно Свет, об этом можно узнать, например, из праздничного тропаря Праздника Преображения:

«Преобразился еси на горе, Христе Боже, / показавый учеником Твоим славу Твою, / якоже можаху, / да возсияет и нам, грешным, / Свет Твой присносущный / молитвами Богородицы, / Светодавче, слава Тебе».

Противоречие «Послания» ап. Иоанну Богослову

Читаем 1-ю главу Евангелия от Иоанна:

«1 В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
2 Оно было в начале у Бога.
3 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.
4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
6 Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн.
7 Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него.
8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.
9 Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
10 В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.
11 Пришел к своим, и свои Его не приняли.
12 А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
13 которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились».

Итак, Слово, Которое есть Бог, несет в Себе Свет Истинный, т.е. Божество,  и при том Само есть Свет Истинный.

Светилен:

«Свете неизменный, Слове, Света Отца нерожденна, в явленнем свете Твоем, днесь на Фаворе Свет видехом Отца, Свет и Духа, Светом наставляющаго всю тварь».

В данном случае Светом, т.е. Божеством, именуется Бог Слово, в связи с чем может возникнуть неправильное понимание, что здесь противоречие с вышеприведенными словами преп. Иоанна Дамаскина, что отдельно никакая из ипостасей не может именоваться Божеством, но только все три Ипостаси вместе. Но дело здесь в том, что воплотилась не вся Троица, а Её вторая Ипостась Бог Слово, в Котором людям и открылось Божество, но не как сущность, это невозможно, а как энергия.  Но Ипостаси как раз именуются по их энергиям, а потому Слово Божие называется тут Светом – общим именем для каждой из Ипостасей. Таким образом, если именем энергии именуется Ипостась, Которая Бог, то и сама энергия тоже Бог.

Кроме того, можно привести слова из Первого Соборного Послания св. апостола Иоанна Богослова:

« И вот благовестие, которое мы слышали от Него и
возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.
 Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а
ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».


Таким образом, о Боге прямо сказано, что Он есть Свет, т.е. Божество.

Противоречие «Послания» богослужебным текстам

«Тя, Троице, славим Единаго Бога: Свят, Свят, Свят еси Отче, Сыне и Душе, простое Существо, Единице присно покланяемая».
(Великий канон, среда песнь 5.)

«Нераздельное Существом, неслитное Лицы благославлю Тя Троическое едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное: вопию Ти песнь великую, в Вышних трегубо песнословимую». (Великий канон, понедельник, песнь 4.)

Как видно из этих примеров, Пресвятая Троица именуется как Единым Богом, так и единым Божеством, из чего следует, что Божество есть Бог.
Записан

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Энергия Бога есть Сам Бог. Часть 3

Противоречие «Послания» святоотеческому учению

Цитаты берутся с сайта онлайн – библиотеки «Святоотеческое наследие»:

http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/sokrovishhnica-duhovnoj-mudrosti/txt461.html

Замечательная подборка цитат, сделанная людьми любящими и знающими труды святых отцов!

«Поелику Божество едино, то невозможно получить отдельного понятия об Отце или о Сыне, пока мысль не уяснена присовокуплением особенностей» (свт. Василий Великий, 7, 98).

«...Троица есть и исповедуется Бог Единый не менее по согласию, как по тождеству сущности» (свт. Григорий Богослов, 12, 230).

«...Неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества. Сын не Отец; потому что Отец один; но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога; потому что Единородный один; но то же, что Сын. И Три — едино по Божеству; и Единое — три по личным свойствам, так что нет ни единого — в смысле Савеллиевом, ни трех — в смысле нынешнего лукавого разделения» (свт. Григорий Богослов, 14, 110).

«Сказанное в Священном Писании о Божестве в числе единственном указует на существенное свойство Божественного естества, потому что Святая и Царственная Троица единосущна; выраженное же в числе не единственном показывает различие Ипостасей; потому что Божество распространяется на три Лица и снова сводится в одну Сущность, чтобы не имели места и многобожие, вследствие различия естеств, и иудейское понятие о Боге, вследствие единого Лица. Как тождество естества разделяется Ипостасями, так личность Ипостасей сочетавается в единую Сущность» (прп. Исидор Пелусиот, 62, 164—165).

«Един Бог Отец, Единого Сына Родитель, и Единого Духа Святаго Изводитель; Единица неслиянная, и Троица нераздельная; Ум безначальный, Единый Родитель Единого, существенно безначального Слова, и Единой присносущной Жизни, т. е. Духа Святаго, Источник.

Един Бог, Единица безначальная и пресущная, частей неимеющая и нераздельная; Один и тот же и Единица и Троица»
(прп. Максим Исповедник, 92, 248).

«Свет — Отец, Свет — Сын, Свет — и Дух Святый. Смотри, что говоришь ты, брате, смотри, чтобы не погрешить. Ибо Три суть один Свет, один неразделенный, но соединенный в трех Лицах неслитно. Ибо Бог весь неразделен естеством, и существом поистине превыше всякой сущности. Не разделяется Он ни силою, ни образом, ни славою, ни видом, ибо весь Он простой и созерцается (как) Свет. В Них Лица — едино, три Ипостаси — едино, ибо Три в Едином, лучше же Три едино. Три эти — одна сила, Три — одна слава, Три — одно Естество, Существо и Божество» (прп. Симеон Новый Богослов, 79, 200—201).

Противоречие «Послания» свт. Григорию Паламе

Утверждается, что Святитель нигде не учит называть Божество Богом. Но вот слова самого Святого:

«24. Теперь ты понимаешь, что даже видя святые почитают Бога более невидимым, чем получается у знатоков внешней мудрости. В самом деле, поднявшиеся до этой высоты виденья знают, что видят умным чувством свет и что этот свет есть Бог, в единении сокровенно озаряющий благодатью Своих избранников…» (Триада 1.3).

Но святые, видя нетварный свет, видят ведь не сущность Бога, а Его энергию, которая и есть свет, и святой прямо называет его Богом.  Как и в другом месте:

«4. Но сам себя превосходит не только ангельский, а и человеческий ум, когда становится подобен ангелам бесстрастием [16]; значит, он тоже может прикоснуться к Божьему свету и удостоиться сверхприродного богоявления, сущности Божией конечно не видя, но Бога в Его божественном проявлении, соразмерном человеческой способности видеть, — видя» (Триада 1.3).

Прямо сказано, что энергия это Бог, проявивший Себя как свет.

Вывод

Как видно из приведенных примеров, Пресвятая Троица именуется как Богом, так и Божеством, и оба именования применительно к Ней тождественны. А то, что в «Послании» названо учением имяславцев, слова о том, что Божество это Бог, вовсе не их выдумка, а традиционное учение Церкви.  Божество это всегда Бог, идет ли речь о сущности или энергии, а потому имяславцы совершенно правы в том, что энергия Бога есть Бог. Но, в данном случае,  не идет речь о том правы или нет имяславцы, когда учат,  что Имя Божие, поскольку Оно Его энергия по их учению, есть Сам Бог.

Записан

Стасик

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 829
  • Вероисповедание:
    Православный
  • кул хацкер Альфа самец форума Тролль всея Руси))
    • WWW
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #3 : 22.07.2017, 19:00:01
ииииии...?
Записан

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #4 : 25.07.2017, 18:37:52
«Прежде всего, святитель нигде не называет энергий "Богом", а учит называть их "Божеством" (не Фeoc, а Феотис). Различие же между этими названиями легко видеть из такого примера. Говорится: "Христос на Фаворе явил Свое Божество", но никто не скажет: "Христос на Фаворе явил Своего Бога": это была бы или бессмыслица или хула. Слово "Бог" указывает на Личность; "Божество" же на свойство, качество, на природу. Таким образом, если и признать Имя Божие Его энергией, то и тогда можно назвать его только Божеством, а не Богом, тем более не "Богом Самим", как делают новые учители».

Ой как неудачно пишет м. Иларион…. вспомним свт. Григория Нисского: "Почему, сообразно и с сущностью и с именем, един есть Бог, а не три Бога. Ибо не называем: Бог, и Бог, и Бог, как именуем: Отец и Сын и Святой Дух, к именам означающим лица, приставляя союз и; потому что лица не одно и то же, паче же они разны, различаются одно от другого значением имен. К имени же: Бог, как означающему сущность по некоторому принадлежащему ей свойству, не приставляем союза и, так чтобы можно было нам сказать: Бога и Бога и Бога, тогда как одна и та же есть сущность, которая в Лицах, и которую означает имя: Бог, почему один и тот же есть Бог.  … Посему, так как одна таковая сущность и означающее ее имя также одно, именно имя: Бог; то, сообразно с понятием сущности, в собственном смысле один будет и Бог; потому что имя: Бог означает не лице, а сущность."
Имя Божество неприменимо к ипостаси только потому, что всегда обозначает общую сущность всей Троицы. Тогда как Бог указывает на сущность Каждого из Лиц Троицы…


« Последнее редактирование: 25.07.2017, 19:27:21 от Михаил Семёнов »
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #5 : 25.07.2017, 19:21:58
Ой как неудачно пишет м. Иларион…. вспомним свт. Григория Нисского: Почему, сообразно и с сущностью и с именем, един есть Бог, а не три Бога. Ибо не называем: Бог, и Бог, и Бог, как именуем: Отец и Сын и Святой Дух, к именам означающим лица, приставляя союз и; потому что лица не одно и то же, паче же они разны, различаются одно от другого значением имен. К имени же: Бог, как означающему сущность по некоторому принадлежащему ей свойству, не приставляем союза и, так чтобы можно было нам сказать: Бога и Бога и Бога, тогда как одна и та же есть сущность, которая в Лицах, и которую означает имя: Бог, почему один и тот же есть Бог.  … Посему, так как одна таковая сущность и означающее ее имя также одно, именно имя: Бог; то, сообразно с понятием сущности, в собственном смысле один будет и Бог; потому что имя: Бог означает не лице, а сущность.
Имя Божество неприменимо к ипостаси только потому, что всегда обозначает общую сущность всей Троицы. Тогда как Бог указывает на сущность Каждого из Лиц Троицы…

Интересно, а правила цитирования Вам известны? Свалили всё в одну кучу - пускай читатели сами разбираются где тут митр. Илларион, где свт. Григорий Нисский, а где М. Сёменов. Я не привередничаю, но нельзя же так небрежно излагать свои мысли...
Записан

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #6 : 25.07.2017, 19:23:45
Интересно, а правила цитирования Вам известны? Свалили всё в одну кучу - пускай читатели сами разбираются где тут митр. Илларион, где свт. Григорий Нисский, а где М. Сёменов. Я не привередничаю, но нельзя же так небрежно излагать свои мысли...

Все же вас зрение подводит. Цитаты или в кавычках или курсивом, мои слова без оных атрибутов…
Для вас добавил кавычки...
« Последнее редактирование: 25.07.2017, 19:28:04 от Михаил Семёнов »
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #7 : 25.07.2017, 19:42:55

Имя Божество неприменимо к ипостаси только потому, что всегда обозначает общую сущность всей Троицы. Тогда как Бог указывает на сущность Каждого из Лиц Троицы…

Слово "Бог" указывает и на ипостась, и на  сущность, и на энергию. Слово "Божество" на сущность или энергию, а потому отдельная ипостась называется Богом, но никак не Божеством.
Записан

Сергей Лонский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 673
  • Вероисповедание:
    православный
  • Храм Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #8 : 25.07.2017, 20:14:06
ииииии...?

как говорил один мой знакомый покойник, если человек паламит - то это надолго
Записан
Душá нáша я́ко пти́ца избáвися от­ сѣ́ти ловя́щихъ: сѣ́ть сокруши́ся, и мы́ избáвлени бы́хомъ.
Пóмощь нáша во и́мя Гóспода, сотвóршаго нéбо и зéмлю. Пс.123:7-8

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #9 : 25.07.2017, 20:17:08
Всякий православный также и паламит.
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #10 : 25.07.2017, 20:18:51
Слово "Бог" указывает и на ипостась, и на  сущность, и на энергию. Слово "Божество" на сущность или энергию, а потому отдельная ипостась называется Богом, но никак не Божеством.
Свт. Григорий Нисский: «Посему, так как одна таковая сущность и означающее ее имя также одно, именно имя: Бог; то, сообразно с понятием сущности, в собственном смысле один будет и Бог; потому что имя: Бог означает не лице, а сущность. А если бы имя: Бог указывало на Лице, то одно и единственное Лице, которое бы означалось таким–то именем, называлось бы Богом, как и Отцем называется один Отец; потому что именем сим означается Лице»
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #11 : 25.07.2017, 20:19:30
Всякий православный также и паламит.

Авторы послания паламиты, по - Вашему?
Записан

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #12 : 25.07.2017, 20:26:18
Свт. Григорий Нисский: «Посему, так как одна таковая сущность и означающее ее имя также одно, именно имя: Бог; то, сообразно с понятием сущности, в собственном смысле один будет и Бог; потому что имя: Бог означает не лице, а сущность. А если бы имя: Бог указывало на Лице, то одно и единственное Лице, которое бы означалось таким–то именем, называлось бы Богом, как и Отцем называется один Отец; потому что именем сим означается Лице»

Но Вы прекрасно знаете, что каждая из Ипостасей именуется Богом. Неужели доказательств потребуете?  :D
Записан

Сергей Лонский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 17 673
  • Вероисповедание:
    православный
  • Храм Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #13 : 25.07.2017, 20:26:20
Всякий православный также и паламит.

но не всякий паламит - православный  :-X
Записан
Душá нáша я́ко пти́ца избáвися от­ сѣ́ти ловя́щихъ: сѣ́ть сокруши́ся, и мы́ избáвлени бы́хомъ.
Пóмощь нáша во и́мя Гóспода, сотвóршаго нéбо и зéмлю. Пс.123:7-8

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #14 : 25.07.2017, 20:27:46
Авторы послания паламиты, по - Вашему?
Это я в общем смысле говорю. А что там в частности, не готов писать...
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #15 : 25.07.2017, 20:28:24
но не всякий паламит - православный  :-X


А Вы видать диалектик. Настоящий, живой диалектик!  :o
Записан

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #16 : 25.07.2017, 20:28:28
но не всякий паламит - православный  :-X
Тогда и не паламит вовсе… Палама безупречен..
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #17 : 25.07.2017, 20:28:58
Это я в общем смысле говорю. А что там в частности, не готов писать...

А откуда цитата?
Записан

Михаил Семёнов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 960
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #18 : 25.07.2017, 20:30:32
Но Вы прекрасно знаете, что каждая из Ипостасей именуется Богом. Неужели доказательств потребуете?  :D
Что это меняет из ранее сказанного? Что Три Бога? Понимаете, если имя Бог указывает на Лицо, то Три Бога… А если на сущность в каждом Лице, то Бог Один..
« Последнее редактирование: 25.07.2017, 20:33:40 от Михаил Семёнов »
Записан
Ἀλλὰ τοῦτό ἐστι τὸ ποιοῦν τοῖς αἱρετικοῖς τὴν πλάνην, τὸ ταὐτὸν λέγειν τὴν φύσιν καὶ τὴν ὑπόστασιν.
Творение еретиками своего заблуждения заключается в назывании одним и тем же природы и ипостаси. /св. Иоанн Дамаскин/

Лев Хоружник

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 707
  • Вероисповедание:
    Православный МП
Re: Энергия Бога есть Сам Бог
Ответ #19 : 25.07.2017, 20:32:17
Что это меняет из ранее сказанного? Что Три Бога?

Люблю читать тексты целиком, чтобы понять контекст. А Бог, конечно, один, но при этом еще и в трёх Лицах.
Записан
Страниц: [1] 2 3 4  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.198 секунд. Запросов: 15.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика