Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 ... 181 182 183 184 185 [186] 187 188 189 190 191 ... 207   Вниз

Автор Тема: Путь умного делания - 3  (Прочитано 43997 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Елена Ланская

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 42 273
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3700 : 19.06.2017, 17:47:32
Умное делание - это воспитание себя в целом (всего себя). Воспитание ума - одна из составляющих.
Интересная, необычная трактовка. Я более склонна воспринимать умное делание, как контроль ума над душой, переживающей страстные искушения. Волевое воспитание, скорее. Т.к. ума Бог всем отмерял по разному, и тут воспитанием ничего, кроме дисциплины, не добиться.

 Но и дисциплина не сравняет возможности. Допустим, я могу держать в уме таблицу столбцов на сорок-пятьдесят, строк на 200. Усматривая закономерности результатов, в смысле. Рассуждая над ней. Это - особенность моего ума. Воспитать такую же особенность невозможно, т.е. это не заслуга. Я долго этого не понимала сердцем, и сердилась - ах, какие тупые люди. Лентяи, мол. А они реально имеют другие способности. Кому уж что.

 К чему я это пишу... Попытка рассуждать в категориях святых отцов, которую мы тут видим в теме, приводит к ляпсусам типа перепутанных логосов и энергий, и переходов к тропосам от логосов. Мышление в категориях тоже особенность ума, данная от Бога, и приобрести ее нереально, поверьте моему профессиональному и личному опыту.

 Поэтому полагать умное делание воспитанием ума до способности мыслить в категориях - ошибочно. Абстрактное и системное мышления - удел немногих. И не лучший удел, поверьте. Сложный. Другой эмоциональный строй, другая скорость восприятия, иные (другой длины) логические цепочки.

 Умное делание - волевой контроль эмоций, если уж совсем просто. Борьба с шатанием природы.

Цитировать
С моей стороны это не было призывом к порядку. Из каждого ответвления можно извлечь пользу, если проанализировать.
В этих двух предложениях противоречие. Жаль, что Вы его не видите.

Ксана

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 158
  • Вероисповедание:
    РПЦ
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3701 : 19.06.2017, 17:52:30
я знаком с Творениями Святителя Игнатия, но мне гораздо ближе Святитель Феофан Затворник Вышенский в своих трудах.

Можно и на цитатах Феофана Затворника провести рассмотрение данного вопроса:

***«В человеке надо различать душу и дух. Дух содержит чувство Божества - совесть и ничем неудовлетворенность. Он есть та сила, которая вдохнута в лицо человека при сотворении. Душа - низшая сила, или часть той же силы, назначенная на ведение дел земной жизни. Она такого чина, как и душа животных, но возвышена, ради сочетания с нею духа. Дух из Бога, сочетавшись с душой животных, возвел ее на степень души человеческой. И стал человек двояк. Одно тянет его горе, другое - долу. Когда человек в своем чине держится, то он живет духом, т.е. страхом Божиим водится, и совести слушает, и горнего ищет. А когда он поддается влечениям души дольней, то выходит из своего чина, и то, чего хочет дух, думает достать среди тварей. Этого ему не удается, и он томится и крушится. Дух тут, как пленник в узах, находится в услужении у варваров, страстей похотных. Сам он не удовлетворяется и страсти делает неудовлетворимыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере, а у человека, когда он предается чувственности, чувственные потребности предела и меры не имеют? Эту безмерность сообщает им дух, попавший в плен к ним, а дух этой безмерностию желает затушить свою жажду бесконечного, по образу Коего создан, и в Коем едином благо его».

***Душевность же в человеке, не приявшем благодати или потерявшем ее, как облако какое стоит между лицом человека и Богом, пресекая общение между ними. Тот, кто порабощен преимущественно ею, или «душевен человек, не приемлет, яже Духа Божия» (1 Кор. 2, 14). Преобладание души, равно как и преобладание тела, есть отрицание жизни по духу. Святой апостол Иаков, перечислив страсти, коим удовлетворяет и по которым действует человек, не приемлющий яже Духа Божия, с большой точностию прибавляет: «несть сия премудрость от Бога, но земна, душевна, бесовска» (Иак. 3, 15). Слова: душевный, земной, не Божий — однозначительны...

***Есть сторона и степень жизни духовная, есть духовно-душевная, есть собственно душевная, есть душевно-телесная (кажется, я не оттенил ее как следует – сюда принадлежат наблюдения с воображением и памятию, желания из потребностей тела и чувства телесных состояний и впечатлений), есть телесная. Пять ярусов, но лицо человека одно, и это одно лицо живет то тою, то другою, то третьею жизнию и, судя по тому, какою жизнию живет, получает особый характер, отражающийся и в его воззрениях, и в его правилах, и в его чувствах, то есть оно бывает или духовным – с духовными воззрениями, правилами и чувствами, или душевным – с душевными понятиями, правилами и чувствами, или плотским – с плотскими мыслями, делами и чувствами. (Серединных состояний – душевно-духовного и душевно-телесного – не беру в счет, чтоб не дробиться слишком.) Не то сие означает, чтоб, когда человек бывает духовен, душевность и телесность не имели уже в нем места, – но то, что тогда духовность у него бывает господствующею, подчиняя себе и проникая собою душевность и телесность; равно не то, чтоб, когда человек бывает душевен, его духовность и телесность не существовали более, – но то, что тогда душевность бывает господствующею, всем заправляет и всему дает свой тон и самую духовность облекает покровом душевности; также не то, чтоб, когда человек бывает плотян, его духовность и душевность исчезли, – но то, что тогда все у него оплотеняется и духовность и душевность плотяны бывают, подчинены плоти и ею попраны и в рабстве у нее содержимы».
« Последнее редактирование: 19.06.2017, 18:03:48 от Ксана »
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Mихаил73

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 851
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3702 : 19.06.2017, 18:37:16
Нет, у святителя ничего не упущено. Просто это письма, ответ конкретным людям. Есть у него и письма где говориться о том, когда душевность в нас смешана с духовностью. Это ещё не духовность, но и не душевность в чистом виде. Это смесь. А смесь, сама по себе, не может быть чистой. Ложка дёгтя...
тогда хорошо. Могу согласиться.  2qwp
Спасибо, Ксана.  _rose_
Записан
Мир Вам, Братья мои и Сестры! Да хранит вас Господь от всех сетей вражьих!

Ксана

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 158
  • Вероисповедание:
    РПЦ
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3703 : 19.06.2017, 19:18:31
Кстати, по поводу обсуждавшегося здесь изречения свящ. Дорофея из Цветника:

о поэтапном вселении Лиц. Текст это известен, по крайней мере, с 15 в. и откуда он взят, из каких письменных источников, неизвестно.

Тогда был недавно прославлен (сер. 15 в.) как "Троицы вселение" прп. Сергий Радонежский, житию (и деланию) которого посвящена "Троица" (нач. 15 в.) старца-исихаста и иконописца Рублева. Вполне, как я думаю (в качестве гипотезы), может быть и так, что это пререкаемое "поэтапное вселение Лиц" -- это намек на некое зашифрованное в иконе и личности прп. Сергия исихасткое послание: на иконе у Духа один палец склоненный, у Христа -- два, а у Отца -- трехперстное имясловное благословение.

Такая вот конспирологическая, но, на мой взгляд, интересная гипотеза. В самом деле, если текст выглядит как вставка, письменных его источников не находится, то почему бы его происхождение искать не в текстах, а на иконе?:-)

Можете дать источник, откуда вы почерпнули о таком зашифрованном смысле в иконе? Одноперстное на других иконах Троицы - простое расположение руки (да и здесь это видно - расслабьте кисть и ваша рука будет так же выглядеть). Двуперстное или трёхперстное - у двух других Лиц, видмо не различаются, вроде. Какой духовный смысл в одноперстном должен прослеживаться?


« Последнее редактирование: 19.06.2017, 19:21:28 от Ксана »
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Виктор Шипилов

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 266
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ)
  • СЛАВА БОЖЕ ТЕБЕ ЗА ВСЕ!
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3704 : 19.06.2017, 20:08:33
здесь всё понятно, Виктор. Но я больше склонен видеть промыслительную руку Божию, чем уделять излишнее внимание козням нечистого.
Вы совершенно правы, но чтобы увидеть промыслительную руку Божию, надо предварительно скушать "пуд соли". Одно дело рассуждать о практическом молитвенном делании, а другое - идти этим путем.
Записан

Виктор Шипилов

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 266
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ)
  • СЛАВА БОЖЕ ТЕБЕ ЗА ВСЕ!
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3705 : 19.06.2017, 20:16:22
я знаком с Творениями Святителя Игнатия, но мне гораздо ближе Святитель Феофан Затворник Вышенский в своих трудах.
Все правильно Михаил, каждый выбирает, то что ему наиболее ближе и понятнее. В любом случае един Дух Святый на всех святоотеческих творениях.
Записан

Акшинский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 162
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3706 : 19.06.2017, 20:16:44
Признак привязанности — страх потерять любимое.[/u]
Самое трудное - уметь любить и не иметь никакой привязанности.
Если страх потерять любимое,значит все-таки и любовь, а не только привязанность?
Возможно ли для матери любить своего ребенка и не боятся его потерять?
Записан

Виктор Шипилов

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 266
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ)
  • СЛАВА БОЖЕ ТЕБЕ ЗА ВСЕ!
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3707 : 19.06.2017, 20:23:00
Умное делание - это воспитание себя в целом (всего себя). Воспитание ума - одна из составляющих.
"Вы говорите: "Усвоение душою имени Иисусова - есть уже спасение ее". Нет, это что-то не так. Спасение души в силе Божией, действующей чрез это Имя на нашу душу, усвоившую себе полное сознание своей греховности". (матушка Арсения Себрякова).

Записан

Елена Ланская

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 42 273
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3708 : 19.06.2017, 20:24:03
Если страх потерять любимое,значит все-таки и любовь, а не только привязанность?
Возможно ли для матери любить своего ребенка и не боятся его потерять?
Не бояться, что жену будет любить и своих детей, что с друзьями будет больше, чем с тобой, что однажды найдет свое место в жизни и тебе (мне, маме) времени уделять будет намного меньше. Это же хорошо, позитивно. Полезно.

Наталья.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 906
  • Вероисповедание:
    Православие
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3709 : 19.06.2017, 20:35:19
"Вы говорите: "Усвоение душою имени Иисусова - есть уже спасение ее". Нет, это что-то не так. Спасение души в силе Божией, действующей чрез это Имя на нашу душу, усвоившую себе полное сознание своей греховности". (матушка Арсения Себрякова).

Сила Божия в немощи совершается. В осознании своей беспомощности, греховности. По мере приближения человека к Богу, все больше и больше открывается его собственная греховность и невозможность что-либо исправить своими силами.
Записан

Акшинский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 162
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3710 : 19.06.2017, 20:49:51
Не бояться, что жену будет любить и своих детей, что с друзьями будет больше, чем с тобой, что однажды найдет свое место в жизни и тебе (мне, маме) времени уделять будет намного меньше. Это же хорошо, позитивно. Полезно.

Это, конечно, да. Только это все-таки не потеря, по крайней мере для большинства. А если потерять в смысле "ну нет и нет" совсем нет?
Записан

Ксана

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 158
  • Вероисповедание:
    РПЦ
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3711 : 19.06.2017, 20:54:02
Если страх потерять любимое,значит все-таки и любовь, а не только привязанность?
Возможно ли для матери любить своего ребенка и не боятся его потерять?

Кто что любит - то тому и любимо. Можно бояться потерять любимую вещь, работу, жену, детей. Мы присваиваем себе жену и детей, а они Божьи. Бог печётся о них, Бог их спасет Промыслом, устраивает для них полезное. Мы же боимся их потерять для себя! Надо научиться отдавать Богу божье, научиться предаваться самим и предавать любимых в волю Бога. Это истинная любовь, свободная от эгоистического страха потерять своё, то что мы присвоили себе, тех кого мы присвоили себе. На это способен только духовный. В страхе потерять близких не любовь, описанная Павлом, а инстинкт и эгоизм.

Разве что бывает без воли Бога? Разве Промысел Его не над всем и вся? Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим! Обыденные слова уже для нас, привычно их слышать и повторять, но что за ними стоит, какое отречение! Осознаём ли мы это? 

Мы останавливаемся мыслью на этой жизни и мыслим о любви так, как будто нет вечности, нет рая и ада, нет Бога. Это и есть душевность. Возможно ли для матери Софии было любить своих детей и убеждать их принять мученическую смерть, не спасать их временную жизнь отречением от Христа? Матери естественно бояться потерять ребёнка и это душевность. Духовность сверхествественна - мать боится что ребёнок потеряет жизнь вечную и ради неё, увещевает детей стоять в вере и отдать жизнь временную.

Не бояться, что жену будет любить и своих детей, что с друзьями будет больше, чем с тобой, что однажды найдет свое место в жизни и тебе (мне, маме) времени уделять будет намного меньше. Это же хорошо, позитивно. Полезно.

Это тоже. И это - то что вполне по нашим силам. Это от руководства душевного духовным разумом Евангелия. Подвиг же любящей матери Софьи - сверхестественнен. У меня от него мурашки по коже... Помилуй нас, Господи!
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Елена Ланская

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 42 273
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3712 : 19.06.2017, 20:57:45

Это, конечно, да. Только это все-таки не потеря, по крайней мере для большинства. А если потерять в смысле "ну нет и нет" совсем нет?
Для большинства всякая утрата контроля и есть потеря ))

Виктор Шипилов

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 266
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ)
  • СЛАВА БОЖЕ ТЕБЕ ЗА ВСЕ!
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3713 : 19.06.2017, 20:57:58
Сила Божия в немощи совершается. В осознании своей беспомощности, греховности. По мере приближения человека к Богу, все больше и больше открывается его собственная греховность и невозможность что-либо исправить своими силами.
Все правильно вы написали Наталья. Наше покаяние начинается со слов мытаря "Боже Милостив Буди мне грешному" и этим покаянием мы испрашиваем у Господа Креста своего. "Что значит крест свой? почему этот крест свой, то есть отдельный каждого человека, вместе называется и крестом Христовым. Крест свой: скорби и страдания земной жизни, которые у каждого человека – свои. Терпеливое несение креста своего есть истинное покаяние. Распятый на кресте! исповедайся Господу в праведности судеб Его. Обвинением себя оправдай суд Божий, и получишь отпущение грехов твоих. Распятый на кресте! Познай Христа; – и отверзнутся тебе врата рая.
С креста твоего славословь Господа, отвергая от себя всякий помысл жалобы и ропота, отвергая его, как преступление и богохульство. С креста твоего благодари Господа за бесценный дар, за крест твой, – за драгоценную участь, за участь подражать Христу страданиями твоими. Крест твой изменяется в крест Христов, когда ученик Христов несет его с деятельным сознанием своей греховности, нуждающейся в казни, – когда несет его с благодарением Христу, с славословием Христа. "Аще кто хощет по Мне ити, сказал Господь, да отвержется себе, и возмет крест свой и по Мне грядет". Аминь. (свт. Игнатий Брянчанинов)

 

Записан

Акшинский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 162
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3714 : 19.06.2017, 21:07:58
Матери естественно бояться потерять ребёнка и это душевность. Духовность сверхествественна - мать боится что ребёнок потеряет жизнь вечную и ради неё, увещевает детей стоять в вере и отдать жизнь временную.
Это понятно, когда речь о выборе: жизнь временная или жизнь вечная. Насколько необходимо уходить от естественной привязанности, когда такого выбора нет?
Записан

Акшинский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 162
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3715 : 19.06.2017, 21:12:57
Для большинства всякая утрата контроля и есть потеря ))
Ну не знаю, мне кажется для многих это патология. Разве не хочется для нормальной матери хорошего супруга для своих детей, хороших друзей, занятий?
Записан

Maрина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 690
  • Вероисповедание:
    Православие
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3716 : 19.06.2017, 21:17:44
Мариология -- наука тонкая, лучше ее вообще не обсуждать без специальных знаний по теме. Тут многое упирается в то, как понимается первородных грех, а это еще один источник для бесконечных споров. В мариологии две крайних точки зрения, одна из них "византийская", здесь основной источник свт. Николай Кавасила, она утверждает, что Богоматерь была предочищена Духом от (некоторых) последствий первородного греха еще до рождения. Она, казалось бы, в смысле почитания Богоматери стоит близко к латинской точке зрения на вопрос. Но "латинская" точка зрения не эта, а, скорее, противоположная (так как по-латински понимает первородный грех), утверждающая, что Богоматерь была подвержена всем последствиям первородного греха. В связи с засильем схоластического богословия, в России была принята (в том числе и некоторыми святыми) именно такая точка зрения и существует в нашем богословии до сих пор. В этом легко убедиться, если посмотреть соответствующую главу в Православной Энциклопедии (хотя ее автор П. Малков, мой, можно сказать, старый знакомый, у меня большого доверия не вызывает :-)). Вместе с  тем Священноначалие РПЦ поддерживает, скорее, "византийскую" точку зрения, но это по некоторым другим причинам:-)  Так что в этом вопросе все основательно запутано, споры ведутся до сих пор, и каждый волен иметь свою точку зрения. Мне больше нравится, разумеется византийская точка зрения, так как имеет больше оснований в высоком византийском богословии
А мне как раз вторая ближе . Достаточно многие святые в умном делании использовали молитвы Богородице и  опытно получали практически моментальную помощь .Почему?  Если  Иисусова молитва может усилить брань , то молитвы Божией Матери приводят душу в смирение .
Записан

Сергей Лонский

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 16 579
  • Вероисповедание:
    православный
  • Храм Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3717 : 19.06.2017, 21:19:46
Если  Иисусова молитва может усилить брань , то молитвы Божией Матери приводят душу в смирение

очень спорное утверждение
Записан
Душá нáша я́ко пти́ца избáвися от­ сѣ́ти ловя́щихъ: сѣ́ть сокруши́ся, и мы́ избáвлени бы́хомъ.
Пóмощь нáша во и́мя Гóспода, сотвóршаго нéбо и зéмлю. Пс.123:7-8

Елена Ланская

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 42 273
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3718 : 19.06.2017, 21:20:11
Ну не знаю, мне кажется для многих это патология. Разве не хочется для нормальной матери хорошего супруга для своих детей, хороших друзей, занятий?
Контроль. Все - вопрос контроля.

Акшинский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 162
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Путь умного делания - 3
Ответ #3719 : 19.06.2017, 21:26:04
Контроль. Все - вопрос контроля.
Контроль - это совсем нелюбовь?
Записан
Страниц: 1 ... 181 182 183 184 185 [186] 187 188 189 190 191 ... 207   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.128 секунд. Запросов: 15.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика