Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Вопрос о.Алексею Шляпину по поводу положительного эпизода лжи в Библии.  (Прочитано 740 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Витальевичч

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 122
  • Вероисповедание:
    православие
И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их.
(Ис.Нав.2:2-5)


св.Иоанн Златоуст
Верою Paaв блудница, приняв соглядатаев и проводив их другим путем, не погибла с неверными
(Евр 11:31) . И посмотри, с какой великой мудростью она сочетает свое благоразумие. Когда посланные царем отыскать соглядатаев говорят ей: «Не вошли ли к тебе мужи?» - она отвечает им: «Да, вошли». Сначала она утверждает истину, а затем присоединяет ложь. Ибо сама по себе ложь никогда не заслуживает доверия, если предварительно не оградит себя истиной. Поэтому те, кто желает солгать убедительно, сначала говорят правду и то, что известно всем, а затем присоединяют уже ложное и сомнительное. «Вошли к тебе соглядатаи?» - «Да», -говорит. Ведь если бы она сначала сказала: «Нет», то побудила бы пришедших к розыску. Но она говорит: Вошли и вышли такой-то дорогой, гонитесь, вы догоните их .

О, прекрасная ложь! О, прекрасный обман, не предающий божественного, но сохраняющий благочестие!
Итак, если Раав покаянием удостоилась такого спасения и прославляется устами святых - устами Иисуса Навина, восклицающего в пустыне: «Да жива будет Раав блудница!» - равно как и Павла, который говорит: Верой Раав блудница… <… > не погибла с неверными , - то не тем ли более получим спасение мы, если принесем покаяние?
(О покоянии)


Прп. Иоанн Кассиан

Так случилось с Раав. Писание не только не сообщает ничего достойного о ней, но даже и говорит о её безнравственности. Но всего лишь за её ложь, которою она предпочла сокрыть соглядатаев, а не выдать их, она удостоилась разделить вечное благословение с народом Божиим. И если бы она захотела сказать правду или беспокоилась о безопасности своего народа, то, без сомнения, ни она, ни её домашние не избежали бы приближающегося разрушения, и не была бы она включена в [число] тех, кто ответственны за рождение Господа, не была бы зачислена в список патриархов и не смогла бы, через своего потомка, стать причастной к рождению Спасителя всех.

(Собеседования.)


Блаж. Августин

Воистину всякая ложь неправедна. Соответственно, когда нам предлагают примеры лжи из Священного Писания, то таковые либо не являют собой случаев лжи, а лишь ошибочно представляются таковыми в силу неверного понимания; либо если они всё же представляют собой случаи лжи, то уже не являются образцом для подражания, поскольку никак не могут быть праведными. Что же до обращения Господа с повивальными бабками евреек и с Раав, блудницей из Иерихона , то Он не оттого хорошо обошелся с ними, что те солгали, а оттого, что они были милостивы к людям Господа. Следовательно, вовсе не обман их был вознагражден, но человеколюбивая доброжелательность, их добрые намерения и дела, а вовсе не нечестие лжи.
(Против лжи.)



Как видим мнение Златоуста и Кассиана расходится с Августином. Интересно ваше мнение по этому вопросу?
« Последнее редактирование: 13.06.2017, 11:48:37 от Витальевичч »
Записан

свящ. Алексей Шляпин

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 168
  • Вероисповедание:
    православный Христианин
    • WWW
Зачастую противоречие между словами отцов лишь кажется, поскольку они делали акцент на разных аспектах вопроса. Надо не останавливаться умом на цитатах, а стараться понять саму реалию, в которой слова отцов сходятся, в которой кажущееся противоречие между их словами снимается.

И в данном случае противоречия между словами отцов - нет.

Если тонко рассмотреть поступок Раав, то можно выделить мотив и средство. Мотив - спасение соглядатаев. Средство - ложь. Мотив - благой. Средство - несовершенное. Ведь "ложь во спасение" как правило применяется как средство в ситуации сочетания благого мотива с недостатком мужества. Безупречным средством в данном случае было бы просто промолчать, ничего не говорить преследователям и, соотв-но, пострадать от них. И это касается не только Раав, но любой ситуации "лжи во спасение". "Ложь во спасение" является сочетанием благого мотива с недостатком мужества, т. е. средством несовершенным. Безупречным средством чтобы избежать предательства является просто молчание несмотря ни на что, отказ отвечать.

Соотв-но, свт. Иоанн Златоуст и прп. Иоанн Кассиан, рассматривая поступок Раав, сделали акцент на мотиве. Т. е. они хвалят мотив, а не средство. Просто, рассматривая поступок вобщем, не делая тонкого различия между мотивом и средством, название средства,- "ложь,- прилагают к поступку вцелом. Который оценивают по мотиву.

А блж. Августин сделал акцент на средстве, т. е. он порицает средство, а не мотив. Т. е. он тонко рассматривает поступок, различая мотив и средство. Он так это и объясняет: "...Он не оттого хорошо обошелся с ними, что те солгали, а оттого, что они были милостивы к людям Господа. Следовательно, вовсе не обман их был вознагражден, но человеколюбивая доброжелательность, их добрые намерения и дела, а вовсе не нечестие лжи".

Так что, противоречия между их словами нет.

Короче говоря, похвалы достоин и доставил ей спасение мотив поступка Раав, а не средство.

Ложь всегда, в принципе является грехом и средством несовершенным, даже для благого мотива. Как правило "ложь во спасение" является подменой совершенного средства,- твёрдого молчания, отказа от ответа,- по причине недостатка мужества.

« Последнее редактирование: 14.06.2017, 10:58:39 от свящ. Алексей Шляпин »
Записан
Личный сайт: http://ieralexei.ortox.ru

Витальевичч

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 122
  • Вероисповедание:
    православие
Благодарю отче за исчерпывающий ответ.
Записан

Витальевичч

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 122
  • Вероисповедание:
    православие
Отец Алексей, снова хотел вас спросить по поводу лжи. Возникли вопросы. Чтобы не дробить темы, решил спросить здесь.

Вопроса два.

1)  Полемизируя с баптистами (я тесно сними контактирую т.к. работаем вместе), пришел к выводу что возможно эпизод лжи имеет ещё два аспекта.

а) использование лжи к иноверцам в пользу израильтян до прихода Христа не считалось грехом т.к. закон был несовершенен.

б) Раав была под воздействием Бога и ее ложь была прямым исполнением воли Бога. 

Подобие того как пророки исполняли прямую волю Бога. Пример когда Бог повелел пророку Осии взять в жены блудницу, когда пророк Исайя ходил голым три года для обличения израильтян, пророку Иезекилю Бог повелел есть кал, а пророку Иисусу Навину истребить всех жителей Ханаана.

2) Отец Алексей, хотел узнать ваше аргументированное мнение вот по такой ситуации.
К примеру когда у кого нибудь супруга, мать или сын/дочь собьет не намеренно насмерть кого либо. И муж, отец или сын возьмет на себя вину преступления. Чтоб близкий человек не сидел в тюрьме.

Является ли это грехом?

В записях свящ.Даниила Сысоева слышал что когда мамаши и отцы защищают своих сыновей от наказания тюрьмы - они этим тяжко грешат. Но это он говорил о нераскаянных сыновьях которые торговали наркотиками и не считали это чем то плохим.

Свящ.Георгий Максимов (близкий друг о.Даниила) привел реальный пример из жизни. Когда муж решил сесть в тюрьму за совершенное нечаянное преступление супруги. Он солгал на суде и сел.



Как то вы писали что даже нечаянное преступление всё равно происходит из за грехов. И в канонах это вроде зафиксировано.
Записан

свящ. Алексей Шляпин

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 168
  • Вероисповедание:
    православный Христианин
    • WWW
1)  Полемизируя с баптистами.., пришел к выводу что возможно эпизод лжи имеет ещё два аспекта.

а) использование лжи к иноверцам в пользу израильтян до прихода Христа не считалось грехом т.к. закон был несовершенен.

б) Раав была под воздействием Бога и ее ложь была прямым исполнением воли Бога. 

Подобие того как пророки исполняли прямую волю Бога...

Для таких пониманий вроде бы нет оснований.

Если учесть толкование блж. Августина, то угодным Богу поступком Раав было стремление спасти соглядатаев, а не ложь. Т. е. мотив, а не средство.

2) ...К примеру когда у кого нибудь супруга, мать или сын/дочь собьет не намеренно насмерть кого либо. И муж, отец или сын возьмет на себя вину преступления. Чтоб близкий человек не сидел в тюрьме.

Является ли это грехом?..

Свящ.Георгий Максимов... привел реальный пример из жизни. Когда муж решил сесть в тюрьму за совершенное нечаянное преступление супруги. Он солгал на суде и сел...

В этом случае тоже надо различать мотив и средство. Мотив,- занять собой место виновного, - благой. Средство,- ложь, - греховно, несовершенно.

Ведь от мужа в такой ситуации что требуется? Занять место жены на суде и в тюрьме. А для этого не обязательно лгать. Достаточно просто молчать, заняв, например, место жены за рулём (если говорить на примере подобной ситуации).

Просто, молчание затянет ситуацию и создаст новые проблемы. На что зачастую у человека не хватает терпения и мужества. Поэтому он и прибегает ко лжи вместо твёрдого молчания. Чтобы ситуация побыстрее разрешилась. Т. е. человек зачастую априори рассматривает "ложь во благо" как единственное средство исполнения благого мотива, даже не рассматривая твёрдое молчание как вариант. А оно и является совершенным вариантом.

Христос именно таким образом ввёл диавола в заблуждение. Не лгал, а просто вёл Себя как человек, занял место человека, позволив диаволу самому обмануться. И на суде Господь молчал (Мф. 26, 63; Мк. 14, 61), показав пример твёрдого молчания.

Если же молчания не достаточно, чтобы взять на себя вину близкого человека, тогда надо просить у Бога мудрости и разрешения ситуации. Бог бесконечно Премудр и Всемогущ. И конечно в любой ситуации может дать нужные формулировки, чтобы исполнить благое намерение и при этом не солгать, и может Сам разрешить ситуацию. Вопрос упирается в то, насколько твёрдо сам человек в своей воле решился не солгать.

Записан
Личный сайт: http://ieralexei.ortox.ru

Витальевичч

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 122
  • Вероисповедание:
    православие
Отче, всё понятно. Благодарю за ответ.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.08 секунд. Запросов: 15.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика