Форум `Слово`

Православное вероучение => Основы православного вероучения. Догматы. Богословские вопросы => Тема начата: Ксана от 21.09.2018, 14:41:50



Название: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 21.09.2018, 14:41:50
Думаю полезно  задуматься над тем, что Имя Бога любое - это Имя для человека, имя которое человек способен воспринять в той или иной степени. В действительности же нет таких имён на человеческом языке, которые бы описали Неописуемого Бога не только для человеческого языка но и для человеческой способности ума воспринять описанное. Но... но Имя Христа - это не просто имя Бога Неописуемого. Это Имя Человека описуемого... И это очень важно думаю для осознания того почему именно это Имя названо Богом как Имя данное человеку для спасения. Почему  нет ни в ком ином, кроме Христа спасения, в силу того что нет другого Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы им спастись.

*** Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Евгений (Euhenio) от 22.09.2018, 16:20:32
Если речь об имяславии, то вот, чтобы разговор был предметным, неплохая формулировка имяславческой доктрины. Можно спорить с ней, обсуждать ее и проч.:


"Различаем имя Божие как нетварное самооткровение Бога – божественную энергию и как тварный священный символ – мысленный или материальный, – в котором Бог почивает Своим именем–энергией. Бог, как Церковь устами Святых спасительно проповедует, непостижим тварной силой человеческого ума, но видим только силой Святого Духа (см. Святитель Григорий Палама. Антирретики против Акиндина 4. 19); Бог познается и именуется не посредством человеческих тварных мыслей, но по Его же нетварным энергиям (там же 1. 3. 6). Посему крайне нечестиво помышлять, что человек нарекает имена Богу, подобно тому, как Адам нарекал имена животным (Быт. 2, 20). Не человек своей тварной силой постигает Бога и дает Ему имена, но Бог открывается по благодати человеку Своими предвечными именами (ср. Исх. 3, 14). В этом смысле говорим об именах Божиих как божественных нетварных энергиях. Но будучи восприняты предочищенным умом Святых Пророков, эти имена–энергии «облекаются» в тварные человеческие мысли, изрекаются тварными звуками или записываются тварными буквами. В этом смысле говорим об именах Божиих как священных символах, словесных иконах, которые суть тварные образы нетварных имен–энергий.

Не почитаем имя Божие божественной сущностью, ибо сущность Божия непознаваема и безымянна, а учащих такому нечестию всемерно осуждаем. Не обожествляем изменчивых звуков или букв, которыми имя Божие выражается на различных языках человеческих, как имяборцы на православных клевещут, уподобляясь в этой клевете иконоборцам, лживо обвинявшим православных почитателей икон в обожествлении доски и красок. Но почитаем и словесные имена Божии, которые, верим, освящаются присутствием в них нетварных имен–энергий."


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: ira от 22.09.2018, 19:22:52
По-моему, имяславцы перепутали энергии со свойствами, когда сказали, что  энергии - это имена .

«Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения»
Свойства Божии. http://www.pravoslavie.ru/103524.html

«Имство – (ст.слав.) =свойство…Имьство, разумѣние или чювство духовное. Дiонис. Ареоп. XII в» (прот. Г.Дьяченко. Полный цс  словарь)


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Евгений (Euhenio) от 22.09.2018, 21:02:51
По-моему, имяславцы перепутали энергии со свойствами, когда сказали, что  энергии - это имена .

«Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения»
Свойства Божии. http://www.pravoslavie.ru/103524.html

«Имство – (ст.слав.) =свойство…Имьство, разумѣние или чювство духовное. Дiонис. Ареоп. XII в» (прот. Г.Дьяченко. Полный цс  словарь)

В Боге (в отличие от изменяемого тварного мира) в силу Его неизменяемости и простоты нет никаких свойств, которые бы не являлись энергиями. Поэтому когда говорится о Боге "свойства", "силы", "качества", "имена" и проч. -- все это синоним энергий. ЦСЯ и имяславцы здесь не причем, этот язык принят в Церкви еще со времен Паламы.

"Акциденцией называется, — пишет св. Григорий Палама, — нечто возникающее и прекращающееся; вследствие этого и нечто нераздельное может рассматриваться как акциденция. И природное свойство (атрибут) есть некоторым образом акциденция, как увеличивающееся и уменьшающееся, как, например, в разумной душе знание. Но ничего такого нет в Боге, так как Он остается совершенно неизменным. По этой причине ничего о Нем не может быть сказано в смысле акциденции".


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Елена Ланская от 22.09.2018, 21:18:44
В Боге (в отличие от изменяемого тварного мира) в силу Его неизменяемости нет никаких свойств, которые бы не являлись энергиями. Поэтому когда говорится о Боге "свойства", "силы", "качества", "имена" и проч. -- все это синоним энергий. ЦСЯ и имяславцы здесь не причем, этот язык принят в Церкви еще со времен Паламы.

"Акциденцией называется, — пишет св. Григорий Палама, — нечто возникающее и прекращающееся; вследствие этого и нечто нераздельное может рассматриваться как акциденция. И природное свойство (атрибут) есть некоторым образом акциденция, как увеличивающееся и уменьшающееся, как, например, в разумной душе знание. Но ничего такого нет в Боге, так как Он остается совершенно неизменным. По этой причине ничего о Нем не может быть сказано в смысле акциденции".

 Свойства Божии - см. Боже́ственными сво́йствами называются свойства существа Божьего, отличающие Бога от всех сотвореных существ, присущие всем Лицам (Ипостасям) Святой Троицы – Отцу, Сыну и Святому Духу, являющим единое Божественное существо.

Свойства существа Божьего бесчисленны. Православная Церковь выделяет лишь некоторые из них, не определяя их количества.

Среди них – Беспредельность, Самобытность, Независимость, Неизмеримость и Вездеприсутствие, Вечность, Неизменяемость, Всемогущество, Всеведение, Высочайшая премудрость, Высочайшая свобода, Совершеннейшая святость.

Помимо свойств существа Божьего принято выделять ипостасные свойства Бога – свойства, отличающие каждое Лицо (Ипостась) Святой Троицы от Двух Других.


 Акциденции тут ни при чем, Евгений.

  Имена Божии это не энергии, а наименование по свойствам, которые проявляются энергиями, но тоже ими не являются.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Евгений (Euhenio) от 22.09.2018, 21:47:08
...свойствам, которые проявляются энергиями, но тоже ими не являются

не будем спорить, останемся по этому вопросу при своих мнениях


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Елена Ланская от 23.09.2018, 04:59:30
не будем спорить, останемся по этому вопросу при своих мнениях
  Нет, спорить будем, но не ради спора. Акциденцией называется то, что отличает существо (вещь) одного вида от существа (вещи) того же вида. Бог все же не вид.

 Имена Божии совсем не энергии, не силы, не свойства, как таковые, потому что неперечислимы. А энергиями они быть не могут, потому что называют и то, что ощущает человек в действиях Бога, и то, чего не ощущает совсем, катафатические и апофатические бывают имена Божии.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Елена Ланская от 23.09.2018, 05:37:26
Думаю полезно  задуматься над тем, что Имя Бога любое - это Имя для человека, имя которое человек способен воспринять в той или иной степени.

 Ксана, разговор начался же с того, что я сказала - я считаю, что писать "ИМ"  кощунство - никто из святых отцов и богословов не пишет "ИМ", для них всякое Божие Имя свято.

 Ты продублировала этот мой ответ в Аскетике.

 Так вот суть сказанного мной состоит в очень простой мысли. Священное пространство организуется образующими его смыслами, как кирпичиками, держащими на себе свод личной веры. Если человек сокращает наименование молитвы до ИМ, делая Имя Божие Иисус частью аббревиатуры, удобным, а потом еще сокращает священные слова - вместо святой Имярек пишет имярек, священный сан тоже стирает в своем уме и все лики святости стирает в себе, то кирпичики становятся песчаными, рассыпаются под давлением своего Я.

  И возникает то, что случилось с Озой - хотел поддержать Скинию, а погиб. Пренебрежение полнотой имен Божиих и ликов святости, а равно священных санов человек дерзает не по разуму, это как из Потира воды попить.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 09:39:52
Если речь об имяславии, то вот, чтобы разговор был предметным, неплохая формулировка имяславческой доктрины. Можно спорить с ней, обсуждать ее и проч.:


"Различаем имя Божие как нетварное самооткровение Бога – божественную энергию и как тварный священный символ – мысленный или материальный, – в котором Бог почивает Своим именем–энергией. Бог, как Церковь устами Святых спасительно проповедует, непостижим тварной силой человеческого ума, но видим только силой Святого Духа (см. Святитель Григорий Палама. Антирретики против Акиндина 4. 19); Бог познается и именуется не посредством человеческих тварных мыслей, но по Его же нетварным энергиям (там же 1. 3. 6). Посему крайне нечестиво помышлять, что человек нарекает имена Богу, подобно тому, как Адам нарекал имена животным (Быт. 2, 20). Не человек своей тварной силой постигает Бога и дает Ему имена, но Бог открывается по благодати человеку Своими предвечными именами (ср. Исх. 3, 14). В этом смысле говорим об именах Божиих как божественных нетварных энергиях. Но будучи восприняты предочищенным умом Святых Пророков, эти имена–энергии «облекаются» в тварные человеческие мысли, изрекаются тварными звуками или записываются тварными буквами. В этом смысле говорим об именах Божиих как священных символах, словесных иконах, которые суть тварные образы нетварных имен–энергий.

Не почитаем имя Божие божественной сущностью, ибо сущность Божия непознаваема и безымянна, а учащих такому нечестию всемерно осуждаем. Не обожествляем изменчивых звуков или букв, которыми имя Божие выражается на различных языках человеческих, как имяборцы на православных клевещут, уподобляясь в этой клевете иконоборцам, лживо обвинявшим православных почитателей икон в обожествлении доски и красок. Но почитаем и словесные имена Божии, которые, верим, освящаются присутствием в них нетварных имен–энергий."

Речь, в некоторой степени касается имяславия, но мне хотелось акцентировать внимание на том, чем именно имя Иисус Христос отличается от всех остальных Имён Бога. Почему в Библии, в которой дано человекам много Имён Бога,  в Евангелии и апостолах особо говориться о Новом Имени данном человекам. И именно об этом Имени говорится как о единственном данном для спасения человкам.

Текст, приведённый вами, думаю очень полезен в любом случае, чтобы иметь возможность еретические высказывания тех или иных людей об Именах Божьих, отделить от догматически обоснованных.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 09:44:12
По-моему, имяславцы перепутали энергии со свойствами, когда сказали, что  энергии - это имена .

«Человек не может постигнуть Сущность Всесовершенного Бога. Однако Бог через Откровение и в духовном опыте Церкви открывает Свои свойства. Этого знания достаточно для почитания Бога и спасения»
Свойства Божии. http://www.pravoslavie.ru/103524.html

«Имство – (ст.слав.) =свойство…Имьство, разумѣние или чювство духовное. Дiонис. Ареоп. XII в» (прот. Г.Дьяченко. Полный цс  словарь)

Поясните, пожалуйста, что вы имели ввиду говоря о разнице свойств божественных и энергий.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 09:48:58
В Боге (в отличие от изменяемого тварного мира) в силу Его неизменяемости и простоты нет никаких свойств, которые бы не являлись энергиями. Поэтому когда говорится о Боге "свойства", "силы", "качества", "имена" и проч. -- все это синоним энергий. ЦСЯ и имяславцы здесь не причем, этот язык принят в Церкви еще со времен Паламы.

"Акциденцией называется, — пишет св. Григорий Палама, — нечто возникающее и прекращающееся; вследствие этого и нечто нераздельное может рассматриваться как акциденция. И природное свойство (атрибут) есть некоторым образом акциденция, как увеличивающееся и уменьшающееся, как, например, в разумной душе знание. Но ничего такого нет в Боге, так как Он остается совершенно неизменным. По этой причине ничего о Нем не может быть сказано в смысле акциденции".

Да, я тоже так понимаю. Всегда надо помнить что о Боге ничего не может быть сказано в смысле акциденций.

Но, тут и появляется тот момент, который и поднимается мной в первом посте - о Боге ничего не может быть сказано в смысле акциденций. Но нам дано Имя Иисуса Христа для спасения - единственное... И это имя в такой же степени как Бога, так и Человека. А в отношении Человека можно говорить об акциденциях.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Елена Ланская от 23.09.2018, 09:58:27
Поясните, пожалуйста, что вы имели ввиду говоря о разнице свойств божественных и энергий.
Имена сотворяемы человеком. Энергии нетварны. Отличия (свойства) Отца, Сына и Святого Духа - свойства, но не энергии. Если предельно просто.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 11:47:16
Глава III. ИМЯ БОЖИЕ В МОЛИТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

....Как мы помним, в восточной патристике, в частности, в антиевномианских сочинениях Великих Каппадокийцев, четко проводилась грань между именем и его носителем, между внешней формой и внутренним содержанием имени. Но в библейском богословии такой грани не существовало. Отсутствовала она и в практике молитвы Иисусовой, которая может восприниматься как возрождение библейского понимания имени Божия. Это возрождение стало возможным после того, как Церковь поднялась на новую ступень догматического сознания, сформулировав – в V веке – учение о Христе как Богочеловеке. Крайнему диофизитскому представлению о «сожительстве» Бога Слова с Человеком Иисусом было противопоставлено понимание Христа как единой богочеловеческой личности. Молитва Христу стала восприниматься как молитва Богу, а имя Иисуса стало для христиан тем же, чем имя Яхве было для древних евреев.
....

https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjashennaja-tajna-tserkvi/3


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: ira от 23.09.2018, 13:19:44
Поясните, пожалуйста, что вы имели ввиду говоря о разнице свойств божественных и энергий.
Для меня очевидно, что слова «свойство» и «энергия» не являются синонимами.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Денис В.С. от 23.09.2018, 13:34:02
Имена сотворяемы человеком. Энергии нетварны.

Имя Божие Яхве, например, Бог Сам открыл пророку Моисею.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Евгений (Euhenio) от 23.09.2018, 13:39:23
Да, я тоже так понимаю. Всегда надо помнить что о Боге ничего не может быть сказано в смысле акциденций.

Да, то есть акцидентальные свойства не могут быть в Боге в силу его неизменяемости. Но и неакцидентальные свойства, не являющиеся энергиями, тоже не могут быть в Боге в силу Его простоты. В Боге нет ничего, кроме сущности и энергий (и ипостасей), это основной вывод из эпохи паламитских споров. Если добавлять в Бога что-нибудь еще, например, свойства, не являющиеся энергиями, это нарушает Его простоту. Так делали последователи Варлаама, а также латиняне, последователи Фомы Аквинского.
Поэтому когда говорится в рамках православия (и на языке после Паламы) о свойствах Божиих (силах, именах и проч.) -- это все синоним энергий.

Но, тут и появляется тот момент, который и поднимается мной в первом посте - о Боге ничего не может быть сказано в смысле акциденций. Но нам дано Имя Иисуса Христа для спасения - единственное... И это имя в такой же степени как Бога, так и Человека. А в отношении Человека можно говорить об акциденциях.

В отношении человека можно говорить об акциденциях, а в отношении Бога нельзя. Поэтому Спаситель как человек по природе проявлял вкциденции, то есть проливал пот, слезы, испытывал голод, жажду, все, что свойственно человеческому естеству. А как Бог по Ипостаси и по божественной природе был неизменен. Иисус Христос -- это Имя неизменной и вечной божественной Ипостаси, которая в Воплощении изменилась не изменяясь. То есть, как пишет прп. Максим, была простой, а стала составной, оставаясь и тем, и другим: "тем, чем Он был, и тем, чем Он стал".


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Елена Ланская от 23.09.2018, 14:28:30
Имя Божие Яхве, например, Бог Сам открыл пророку Моисею.
Оно не стало от этого нетварным.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Денис В.С. от 23.09.2018, 14:38:37
Имена Божии это не энергии, а наименование по свойствам, которые проявляются энергиями, но тоже ими не являются.

Нетварной Энергией Троицы если говорить просто обозначается Явление и Причастность Троицы твари. То есть Нетварной Энергией Троицы являются и свойства Божии, по которым мы познаём Троицу. К примеру свойство Троицы - Её вечный, нетварный Свет, Явленный воплощённым Сыном Божиим на горе Фавор. Этот Свет Явленный воплощённым Сыном Божиим - вечная Нетварная Энергия Троицы.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Денис В.С. от 23.09.2018, 14:40:42
Думаю полезно  задуматься над тем, что Имя Бога любое - это Имя для человека, имя которое человек способен воспринять в той или иной степени. В действительности же нет таких имён на человеческом языке, которые бы описали Неописуемого Бога не только для человеческого языка но и для человеческой способности ума воспринять описанное. Но... но Имя Христа - это не просто имя Бога Неописуемого. Это Имя Человека описуемого... И это очень важно думаю для осознания того почему именно это Имя названо Богом как Имя данное человеку для спасения. Почему  нет ни в ком ином, кроме Христа спасения, в силу того что нет другого Имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы им спастись.

*** Он есть камень, пренебреженный вами зиждущими, но сделавшийся главою угла, и нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись.

Аминь. Имя Иисуса Христа Имя Богочеловеческое, обозначающее Его оба естества, обозначает воплощённое Слово и как Бога и как Человека одновременно.
Я встречал интересную мысль у свщмч. Иустина Философа, что Имя Иисуса Христа выше чем просто Имя Бога Авраама, Исаака, Иакова. Первого Имени боятся бесы и изгоняются, а вторым именем лишь могут изгнаться.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 14:56:11
Для меня очевидно, что слова «свойство» и «энергия» не являются синонимами.

Но в чём разница вы не можете пояснить?


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 14:58:52
Аминь. Имя Иисуса Христа Имя Богочеловеческое, обозначающее Его оба естества, обозначает воплощённое Слово и как Бога и как Человека одновременно.

Думаю, именно это - та причина почему именно Имя Иисус Христос названо как единственное Имя данное человеком именно для спасения.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 15:33:14
Имя Божие Яхве, например, Бог Сам открыл пророку Моисею.

Да, Именя Бога не человек сочинил, а именно Бог открыл. Да они открыты человеку в таком виде в каком он, человек , способен воспринять неописуемое и непостижимое. Да, Имена Бога выражены тварными средствами. Но Имена дают нам знания (в доступной нам мере) о нетварном Боге.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 23.09.2018, 20:03:49
Иисус Христос -- это Имя неизменной и вечной божественной Ипостаси, которая в Воплощении изменилась не изменяясь. То есть, как пишет прп. Максим, была простой, а стала составной, оставаясь и тем, и другим: "тем, чем Он был, и тем, чем Он стал".

И именно в силу того что Он, Сын, вторая Ипостась Троицы, стал чем не был оставаясь чем был, именно в силу этого новое Имя Его отличается от всех ранее открытых Богом человекам Своих Именах.

Вообще само воплощение Бога - это максимально возможное открытия неограниченного Бога ограниченному человеку. И, я пока не знаю как точно выразить мысль, почему и открыла тему, но это Имя даёт возможность не просто познать ограниченного Человека Иисуса ограниченному человеку, но, соединившись со Христом, познать и неограниченного Христа, познать Бога.

Собственно, можно провести параллель с причастием - соединяясь с Плотью и Кровью Христа мы становимся непостижимым образом причастниками божественного естества в силу нераздельной связи божества и человечества во Христе. И тут Имя Иисуса выступает таким же посредником между познанием человеком ограниченного Человека и неограниченного Бога. Поэтому Имя Христа названо единственным именем данным нам для спасения. Христом Бог спас всё человечество и Его Именем, познанием Его, неограниченного Христа через ограниченного Иисуса, дано людям спасаться.

Если что не точно выразила - думаю меня поправят.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Евгений (Euhenio) от 24.09.2018, 15:16:51
Да, как-то так, наверное


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: ira от 24.09.2018, 18:44:28
Но в чём разница вы не можете пояснить?
Вы говорите о том, что имена и энергии совпадают, т.е. так же как Фома Аквинский считаете, что  человек обладает Богом. В приведенном ниже отрывке нет энергий, которые ожидались от имени:
Цитировать
Мф.7:21.Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
22.Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?
23.И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие.

Цитировать
Стремясь объяснить смысл единения человека с Богом, Фома вводит юридические отношения между человеком и Богом. Он говорит о том, что человек обладает Богом с тем, чтобы наслаждаться Им. Это обозначается Фомой как отношения принадлежности и владения. Такое обозначение отношений, на наш взгляд, не является правильным, поскольку переносит на Бога те отношения, которые существуют между людьми.
2. Пневматологическая антропология Фомы Аквинского
https://lib.pravmir.ru/library/readbook/2288
Булыко Иван Петрович. Сравнение пневматологической антропологии свт.Григория Паламы и Фомы Аквинского


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Денис В.С. от 24.09.2018, 18:52:56
Вы говорите о том, что имена и энергии совпадают, т.е. так же как Фома Аквинский считаете, что  человек обладает Богом.

Не понял вашей логики.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: ira от 24.09.2018, 20:24:19
 По-моему, Ксана просила привести пример, когда не было соответствующего действия Бога (энергии) в ответ на призываемое имя. В чем же тогда состоит имяславие на практике? (Теоретически это похоже на рассуждения Фомы Аквинского, см. статью по ссылке в предыдущем посте)


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 25.09.2018, 08:34:34
Вы говорите о том, что имена и энергии совпадают, т.е. так же как Фома Аквинский считаете, что  человек обладает Богом. В приведенном ниже отрывке нет энергий, которые ожидались от имени:

Нет, я никак не говорю что имена и энергии совпадают!

Я подчёркиваю что имя Божие - тварно, не предвечно, ограничено, дано человеку как тварные звуки слышимые человеком тварным и произносимые человеком тварным и ограниченным. Энергии же Божии - нетварны, предвечны, неограничены и т.д..

По-моему, Ксана просила привести пример, когда не было соответствующего действия Бога (энергии) в ответ на призываемое имя. В чем же тогда состоит имяславие на практике? (Теоретически это похоже на рассуждения Фомы Аквинского, см. статью по ссылке в предыдущем посте)

Не помню чтобы я это просила. Я говорила что Причастие всегда есть сверхестественное действие на человека, независимо от его веры - действие либо во осуждение , либо во очищение, так как чеовек всегда и независимо от своей веры, подходя к Чаше вкушает сверхестественного Христа. По аналогии и с Именем Иисуса Христа.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Лев Хоружник от 25.09.2018, 11:09:01
https://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-dejanija-svjatykh-apostolov/2

Хотя вопрос был предложен всем апостолам, однако же снова отвечает «Петр», – так как сами апостолы предпочитали его уста, – и говорит: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа». Слова эти не противоречат следующим словам Евангелия: «Крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа»(Мф. 28, 19), потому что Церковь исповедует Святую Троицу нераздельной, так что, вследствие единства трех ипостасей по существу, крещаемый во имя Христа крещается в Троицу, так как Отец и Сын и Святый Дух нераздельны по существу. Если бы имя Отца было не Бог и имя Сына – не Бог, и имя Святаго Духа – не Бог, то следовало бы сказать «во имя Бога Иисуса Христа», или даже просто – только «в Сына». Но Петр говорит во «имя Иисуса Христа», зная, что имя Иисуса есть Бог, равно как и имя Отца, и имя Святаго Духа.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 25.09.2018, 13:21:02
В человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровенные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли, по той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут обнаружиться, мы, по необходимости наложив на вещи, словно знаки, известные имена, посредством их объясняем движения ума. А если бы как-либо иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться периодическою услугою имен, яснее и чище беседовали бы друг с другом, открывая стремлениями разума самую природу вещей, которой занимается ум285

...

 «Бог – Создатель предметов, а не простых речений; ибо не ради Него, а ради нас прилагаются предметам имена»286.
.
(Григорий Нисский)


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Лев Хоружник от 27.09.2018, 14:52:05
В человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровенные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли, по той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут обнаружиться, мы, по необходимости наложив на вещи, словно знаки, известные имена, посредством их объясняем движения ума. А если бы как-либо иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться периодическою услугою имен, яснее и чище беседовали бы друг с другом, открывая стремлениями разума самую природу вещей, которой занимается ум285

...

 «Бог – Создатель предметов, а не простых речений; ибо не ради Него, а ради нас прилагаются предметам имена»286.
.
(Григорий Нисский)


Дайте ссылку на источник.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 27.09.2018, 16:39:21

Дайте ссылку на источник.

https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjashennaja-tajna-tserkvi/2


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Лев Хоружник от 29.09.2018, 10:11:26
https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjashennaja-tajna-tserkvi/2

Вы дали ссылку на книгу митр. Илариона «Священная тайна Церкви», а не на первоисточник. Первоисточником там названо: «Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 В ¬¬ Ч. 6. С. 328)».

В интернете я нашёл труд святого под названием «Опровержение Евномия»

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija/

Вы имеете ввиду этот труд? Если этот, то укажите место, из которого взята приведённая Вами цитата.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Ксана от 29.09.2018, 13:48:57
Вы дали ссылку на книгу митр. Илариона «Священная тайна Церкви», а не на первоисточник. Первоисточником там названо: «Григорий Нисский. Против Евномия 12 (PG 45, 964 В ¬¬ Ч. 6. С. 328)».

В интернете я нашёл труд святого под названием «Опровержение Евномия»

https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija/

Вы имеете ввиду этот труд? Если этот, то укажите место, из которого взята приведённая Вами цитата.

Я дала ссылку на источник из которого процитировала. Если там указана ссылка на первоисточник то найдите её сами и посмотрите, если по какой то причине вас смутил перевод приведённый митрополитом или его рассуждения в процитированном мной. Я первоисточник использованный митрополитом не смотрела.


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Лев Хоружник от 29.09.2018, 17:44:07
Я дала ссылку на источник из которого процитировала. Если там указана ссылка на первоисточник то найдите её сами и посмотрите, если по какой то причине вас смутил перевод приведённый митрополитом или его рассуждения в процитированном мной. Я первоисточник использованный митрополитом не смотрела.

Ну, дык, я пока там её не нашёл... :D Продолжаю искать!


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Andrei15 от 29.09.2018, 18:30:37
Ну, дык, я пока там её не нашёл... :D Продолжаю искать!

  https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija/12#p1 

Книга двенадцатая. Часть вторая 

"... Ибо и в человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровен-ные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли по той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут обнаружиться, мы по необходимости, наложив на вещи, как бы знаки, известные имена, посредством их объясняем друг другу движения ума. А если бы как-нибудь иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться периодической услугой имен, яснее и чище беседовали бы друг с другом, открывая стремлениями разума самую природу вещей, которою занимается ум. Теперь же для этого мы одному из существующего дали имя «небо», другому – «земля», иному – иное какое-либо, и отношение какое-либо к чему-либо, или действие, или страдание, – все это обозначаем особенными звуками для того, чтобы движение в нас ума не осталось несообщенным и неизвестным. А оное премирное и невещественное естество, будучи свободно и отрешено от телесной оболочки, и в отношении к высшему Естеству не имеет нужды в именах или словах. Если же где и упоминается какое-нибудь слово умной природы, написанное в священных книгах, то это говорится для нас, слушающих, так как мы не можем иным способом понять открываемое, если оно не будет возвещено звуками и речениями. Хотя Давид Духом говорит, что Господом нечто речено Господу (Мф. 22, 43), но говорящий есть Давид, который не мог бы иначе научить нас тому, что разумеет, если бы звуками и речениями не истолковывал полученного им от Бога разумения тайн. ..."


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Лев Хоружник от 29.09.2018, 19:02:20
  https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nisskij/oproverzhenie-evnomija/12#p1 

Книга двенадцатая. Часть вторая 

"... Ибо и в человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровен-ные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли по той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут обнаружиться, мы по необходимости, наложив на вещи, как бы знаки, известные имена, посредством их объясняем друг другу движения ума. А если бы как-нибудь иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться периодической услугой имен, яснее и чище беседовали бы друг с другом, открывая стремлениями разума самую природу вещей, которою занимается ум. Теперь же для этого мы одному из существующего дали имя «небо», другому – «земля», иному – иное какое-либо, и отношение какое-либо к чему-либо, или действие, или страдание, – все это обозначаем особенными звуками для того, чтобы движение в нас ума не осталось несообщенным и неизвестным. А оное премирное и невещественное естество, будучи свободно и отрешено от телесной оболочки, и в отношении к высшему Естеству не имеет нужды в именах или словах. Если же где и упоминается какое-нибудь слово умной природы, написанное в священных книгах, то это говорится для нас, слушающих, так как мы не можем иным способом понять открываемое, если оно не будет возвещено звуками и речениями. Хотя Давид Духом говорит, что Господом нечто речено Господу (Мф. 22, 43), но говорящий есть Давид, который не мог бы иначе научить нас тому, что разумеет, если бы звуками и речениями не истолковывал полученного им от Бога разумения тайн. ..."


Спасибо. Интереснейшая книга!


Название: Re: Нам дано новое Имя Бога - Имя Иисуса Христа для спасения.
Отправлено: Лев Хоружник от 08.10.2018, 15:30:25
В человеческой природе нисколько не нужно было бы нам употребление слов и имен, если бы возможно было открывать друг другу неприкровенные движения разума. Теперь же, так как возникающие в нас мысли, по той причине, что природа наша заключена в телесной оболочке, не могут обнаружиться, мы, по необходимости наложив на вещи, словно знаки, известные имена, посредством их объясняем движения ума. А если бы как-либо иначе возможно было обнаруживать движения разума, то мы, перестав пользоваться периодическою услугою имен, яснее и чище беседовали бы друг с другом, открывая стремлениями разума самую природу вещей, которой занимается ум285

...

 «Бог – Создатель предметов, а не простых речений; ибо не ради Него, а ради нас прилагаются предметам имена»286.
.
(Григорий Нисский)


Это было сказано в полемике с аномеем Евномием, учившим, что имя "нерожденный" есть сама сущность, заключенная, при том, в звуках и буквах. Это нужно было Евномию ради "доказательства," что Сын, поскольку Он рождён, не единосущен Отцу. Поэтому, когда св. Григорий говорит, что человек мог бы обойтись без имён, т.е. без звуков или букв, если бы мог передавать "движения разума" непосредственно, то он имеет ввиду именно звуки и буквы, а не их значение. Ведь эти самые "движения разума," они тоже слова и имена, как смысл имён составленных из звуков и букв. А потому полемика св. Григория никак не затрагивает слова блаженного Феофилакта о том, что имя Божие есть Бог, поскольку блаженный говорит не о звуках и буквах, и не о сущности, а о деятельности (энергии) Божией.