Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4  Все   Вниз

Автор Тема: «Кто хочет приобрести душу свою, да погубит ю»  (Прочитано 3108 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
***«Кто хочет приобрести душу свою, да погубит ю»

Как понимать эти слова Христа? Ведь мы все стремимся спастись, то есть не погубить душу, а именно приобрести. Брянчанинов, говоря не о спасении вообще, а о совершенстве, так поясняет смысл слов Христа:

***Что значит погубление души? – Отвержение действий по собственным чувствам и понуждение себя к действию по заповедям Евангельским. Евангелие действующему таким образом сообщает свой разум и свои ощущения, принадлежащия к естеству новаго человека, обновленнаго по подобию Создателя и Искупителя нашего. В этом состоит принуждение и насилование себя, предписываемое Евангелием. Это значит совет, так часто повторяемый святыми Отцами: «Даждь кровь и приими Дух». Отсеки себе свойства падшаго естества, и привей к себе свойства естества обновленнаго Христом.
   Не только плоть, но и кровь Царствия Божия не наследят. Но как «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17:21), то должно из этого заключать, что доколе возбуждаются и сопровождаются в нас сердечныя ощущения движениями крови, дотоле мы чужды духовнаго действия, истекающаго от Бога. По духовном, Божественном действии кровь умолкает и бывает «тишина велия». Тот святый мир, который не в нашем падшем естестве, но дарован и даруется Господом, мир превысший всякаго ума, нисходит в душу. Он изливает священное спокойствие в ум, сердце и тело раба Христова, соединяет сии три воедино и представляет их Христу, погруженных в бездну смирения, приведенных в состояние о Христе. Это состояние принадлежит естеству обновленному.

У Вас пылает естественный огнь, и кровь Ваша жива. По этой причине нет места в сердце Вашем для того Божественнаго огня, который ввергнуть в нас пришел Господь и которым потушается огнь естественный. «Глаголяй обоя имети, – говорит св. Иоанн Лествичник, – прельсти себе». В Вас – движения, именно зависящия от крови; оне препятствуют явлению движений Духовных, держат душу Вашу в темноте, в каком-то нерешенном состоянии, Вами ощущаемом, но не понимаемом.

Вы живы для человеков. Вы любите их огнем естественным. – От того и человеки для Вас живы, а Христос – мертв. (Не смутитесь словами моими: выше я отличил спасение от совершенства, оставив говорить о первом, как по милости Божией для Вас верном, говорю о пути ко второму, о очищении).

«еже не вменитися в человецех, сотворит тя вселитися во граде, а еже умрети от всякаго человека, сотворит тя наследовати град и сокровища». Не убойтеся этой смерти, от нее рождается новая жизнь. Когда оживете новою жизнию; то увидите, что жизнь, умерщвления которой требует от нас Бог, – есть смерть.

Божие не будем похищать себе. И мнимолюбимым нами вернее быть Божиими, нежели нашими. Не правда ли? Если правда, то примем правду во спасение. Умрем для естественной любви к ближнему, и оживем новою любовию к нему, любовию в Боге. Тогда умрем естественною, смешанною любовию к ближнему, когда «не вменим себя, – по совету Великаго Варсонофия, – в человецех», когда оплюем себя, как некую мерзость.

Смирение убивает естественную любовь. А если она умирает от смирения, то жизнь ее составляется гордостию. Принадлежа к свойствам ветхаго Адама, она требует умерщвления и возсоздания Духом. В ней живет идол «я», поставленный на престоле татебно вкравшагося самомнения и завешивающийся завесою будто бы добродетели.

Оживление для человеков есть умерщвление по отношению ко Христу, а следовательно и ко всему Божественному и Духовному: потому что Христос есть Единый ходатай между Богом и человеками.

У Вас кровь жива, а душа мертва. Для оживления души нужен Дух. С живою душею сотворен был Адам, т.е. душе его соприсутствовал Дух Божий и приводил ее в движение; почему движение это было движением духовным, в Боге. При согрешении Адама отступил от него Дух Божий: душа Адамова тут же умерла, а ожили плоть и кровь. Посредством их диавол начал действовать на душу, содержать ее в омрачении, смерти, пленении. От того-то нужно умерщвление не только плоти, но и крови: если же не умертвится кровь, то несмотря на молчание плотских страстей, диаволу довольно посредством крови держать душу в плене действием душевных страстей. Если душа не предочистится и не умилостивит Бога покаянием: то никаким образом невозможно ей ощутить действия духовнаго. Если же не оживет таким образом (движение есть верный знак жизни), то никак не возможет познать и узреть душевных страстей. А не узрев уз своих, возможет ли освободиться от них? Находясь в этих узах она находится в области диавола, который держит ее в своем омрачении и мертвости.

В покаянии – вся тайна спасения. Как это просто, как ясно! – Но как поступаем? – Оставляем указанное нам Богом спасительное покаяние и стремимся к упражнению в мнимых добродетелях, потому что оне приятны для наших чувств, потом мало-по-малу, неприметным образом, заражаемся мнением и, как благодать не спешит осенить, увенчать нас, то мы сами сочиняем в себе сладостныя ощущения; сами себя награждаем и утешаемся сами собою!

Письма Великаго Варсонофия оживлены Духом; в них – человеческое мертво, жив один Дух Святый. Ваши письма оживлены кровию и огнем естественным; в них Вы живы, живы человеки – Бога нет!


(Игнатий Брянчанинов, письмо 155)
https://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/pisma/2


« Последнее редактирование: 08.05.2017, 17:10:50 от Ксана »
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Алексий любитель природы

  • От администрации: участник находится в расколе
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 479
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • толькаааааааа рюмка водки на столе
Хотите достучаться до иеромонаха человека?  :) Не услышит. Бесполезно...
Записан
"Поминающий ересеначальника не может быть православным." (преп. Феодор Студит).

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
Нет, стала перечитывать письма святителя в результате просьбы Елены (Елки) дать ссылку на то место, где святитель говорит о действии духовной сладости.

Думаю, каждый человек нуждается в том чтобы слова святого Брянчанинова осознались умом и вошли в сердце. Предполагаю, не я одна останавливалась на этих словах Христа в недоумении, не находя ответа. Ответ шокирует сначала. Потом происходит осознание и примирение. Не просто так святитель предостерегает некоего настоятеля братий - не смутитесь словами моими...:

***Вы живы для человеков. Вы любите их огнем естественным. – От того и человеки для Вас живы, а Христос – мертв. (Не смутитесь словами моими: выше я отличил спасение от совершенства, оставив говорить о первом, как по милости Божией для Вас верном, говорю о пути ко второму, о очищении).


« Последнее редактирование: 08.05.2017, 17:14:31 от Ксана »
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
*** Сердце мое говорит больше, нежели сколько может выразить слово. И странно! едва сердце мое захочет начать беседу с тобою, как впадает в него ощущение молитвы, уносит меня в тот мрак, который служит закровом Богу, светом для разумных Его тварей. Несись туда и ты! Хорошо – забыть человека в Боге, потому что помнит его Бог. Хорошо – быть мертвым для человека в Боге; это – истинная жизнь, жизнь – Духом. Дух и мертвит и живит. Разумевающий да разумеет, а от недостойнаго да скроется слово духовное в неприступном для плотскаго ума свете своем.
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Алексий любитель природы

  • От администрации: участник находится в расколе
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 479
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • толькаааааааа рюмка водки на столе
\\\ Предполагаю, не я одна останавливалась на этих словах Христа в недоумении, не находя ответа. Ответ шокирует сначала. \\\
   Может быть, мой ответ Вас тоже шокирует, но меня слова Христа никогда не приводят в недоумение, потому что я не определяю для себя Евангелие, как и всё Священное Писание в целом в качестве источника научения. Такими источниками служат для меня писания святоотеческие. А Священное Писание для меня -- как некая возвышенная музыка, в смысл которой я не пытаюсь особо вникать, -- просто для услаждения слуха.
Записан
"Поминающий ересеначальника не может быть православным." (преп. Феодор Студит).

Арина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 798
Мы учили в воскресной школе, что душа в одном случае - душа, а в другом - жизнь. То есть, если будет выбор между сберечь жизнь или душу, надо сберегать душу, иногда даже ценой жизни. Как-то так. :)
Записан
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит»
 (Пс.36:5).

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
Мы учили в воскресной школе, что душа в одном случае - душа, а в другом - жизнь. То есть, если будет выбор между сберечь жизнь или душу, надо сберегать душу, иногда даже ценой жизни. Как-то так. :)

Это пояснение гармонично подходит к словам Христа из того же места, но другим:

***кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее


Тут логично толкование "кто отдаст жизнь свою ради сохранения жизни своей души, ради Христа, тот обретёт жизнь вечную блаженную" .

Но Христос говорит сначала о том, что кто хочет душу свою сберечь...

***ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее;

И тут не получается толковать в таком смысле, так как хорошо желать (хочет) спасения души, но и не зазорно желать (хотеть) жить. А тут говорится что за желанием сберечь душу последует потеря её. В полном же контексте слова Христа:

***ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими и тогда воздаст каждому по делам его

Вот толкования этого места у Иоанна Златоуста:

***Нести крест столь необходимо, что Господь побуждает к этому и обещанием наград, и угрозой наказаний: ибо кто, – говорит Он, -хочет душу (жизнь) свою сберечь, кто хочет избежать в этой жизни скорбей и страданий, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня , и ради Евангелия, ради Моего учения, тот обретёт её, получит вечную жизнь в Царстве Небесном.

То есть, смысл не в том (точнее, не только в том) чтобы в минуту крайнего выбора между жизнью и смертью телесной избрать смерть ради спасения души, а в том чтобы нести Крест, ежедневно, ежедневно "терять душу свою ради Меня", а не желать избежать в этой жизни скорбей и страданий. Желание избежать скорбей - это и есть "хочет душу свою сберечь", в том числе и телесную жизнь сохранить. А умерщвление ради Христа - то о чём говорит святитель Игнатий Брянчанинов.
 
« Последнее редактирование: 08.05.2017, 16:02:08 от Ксана »
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Арина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 798
***Нести крест столь необходимо, что Господь побуждает к этому и обещанием наград, и угрозой наказаний: ибо кто, – говорит Он, -хочет душу (жизнь) свою сберечь, кто хочет избежать в этой жизни скорбей и страданий, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня , и ради Евангелия, ради Моего учения, тот обретёт её, получит вечную жизнь в Царстве Небесном.

То есть, смысл не в том (точнее, не только в том) чтобы в минуту крайнего выбора между жизнью и смертью телесной избрать смерть ради спасения души, а в том чтобы нести Крест, ежедневно, ежедневно "терять душу свою ради Меня", а не желать избежать в этой жизни скорбей и страданий. Желание избежать скорбей - это и есть "хочет душу свою сберечь", в том числе и телесную жизнь сохранить. А умерщвление ради Христа - то о чём говорит святитель Игнатий Брянчанинов.
 
Ага, теперь кажется понятно, спасибо. :)
Записан
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит»
 (Пс.36:5).

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
Ага, теперь кажется понятно, спасибо. :)

Вам спасибо. Ответ на ваш комментарий, написанный после дополнительных размышлений и чтения других толкований, помог мне самой более глубоко осознать это место из Евангелия.
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
А Священное Писание для меня -- как некая возвышенная музыка, в смысл которой я не пытаюсь особо вникать, -- просто для услаждения слуха.

Знаю что многие не способны наслаждаться классической "возвышенной музыкой", так как не понимают её возвышенности не имея соответствующих навыков в слушании и восприятии такой музыки. Их чувства не сочувствуют ей, не происходит диалога между автором, исполнителем и слушателем, нет погружения в музыку и восприятия того, что исполнитель пытается донести до слушателя. А донести он пытается всегда некий смысл. Иначе музыка остаётся простым набором звуков (букв). В музыкальной профессиональной среде (имеется ввиду академическая музыка) существует такое понятие как музыка, трудная для восприятия слушателями. Как правило при этом она трудна для восприятия тех, кто не профессионал в музыке, чей слух привык к лёгкой музыке, понятным темам, гармоничным мелодиям.
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

дмитрий м

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 857
  • Вероисповедание:
    православие
***«Кто хочет приобрести душу свою, да погубит ю»

Как понимать эти слова Христа? ...
кто живёт по прихотям своей души, тот губит её.
Т.е. кто ублажает себе во всяком желании, тот тем самым убивает свою душу. А кто обуздывает желания своей души(ради Христа), тот спасает её.

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
 Иоан.12:25
Записан
покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство небесное и веруйте в Евангелие

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
кто живёт по прихотям своей души, тот губит её.
Т.е. кто ублажает себе во всяком желании, тот тем самым убивает свою душу. А кто обуздывает желания своей души(ради Христа), тот спасает её.

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.
 Иоан.12:25

Простите за дотошность, но так как в теме рассмотрение этого места опирается на учение св. Игнатия, то для меня важно именно понимание в чём заключаютс "прихоти своей души, ублажает себе во всяком желании, обуздывает желания ради Христа".

Для меня, в данном случае, важны рассуждения Брянчанинова о том, в чём суть мёртвости живого для мира душой. И эта суть очень остро выражается в словах: У Вас кровь жива, а душа мертва.
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

дмитрий м

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 857
  • Вероисповедание:
    православие
Простите за дотошность, но так как в теме рассмотрение этого места опирается на учение св. Игнатия, то для меня важно именно понимание в чём заключаютс "прихоти своей души, ублажает себе во всяком желании, обуздывает желания ради Христа".

...
прихоти души: например человек ищет что ему есть и пить вкусного, приятного на вид(вспоминаем Еву), на запах и т.д.
Т.е. ищет в пище удовольствия для души(которой это не важно, ибо она не материальна).

Почему и сказано:
 - душа не больше ли пищи...?
Записан
покайтесь, ибо приблизилось к вам Царство небесное и веруйте в Евангелие

Сурикова

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 149
  • Вероисповедание:
    православная
  • Анна
***«Кто хочет приобрести душу свою, да погубит ю»

Как понимать эти слова Христа? Ведь мы все стремимся спастись, то есть не погубить душу, а именно приобрести.
я всегда понимала эти слова с акцентом на пагубном последствии своеволия человека. Думаю, что это прямое указание на то, что сами мы спасти свою душу не можем, а можем только погубить её, если станем заниматься её спасением.
У Макария Великого об этом в его Беседе 1:  «всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов» (§ 5). «Горе .. душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни» (§ 11).
Записан
✔ Дух исходит от Отца через Сына

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 136
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
прихоти души: например человек ищет что ему есть и пить вкусного, приятного на вид(вспоминаем Еву), на запах и т.д.
Т.е. ищет в пище удовольствия для души(которой это не важно, ибо она не материальна).

Почему и сказано:
 - душа не больше ли пищи...?

А как вы готовите себе пищу? Специально из невкусных продуктов? Где грань между нормальным и "прихотями"?
Записан

Yelka

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 136
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Елена
***«Кто хочет приобрести душу свою, да погубит ю»

Приобрести - это значит самому стать управителем.

Альтернатива - отдать, предать Богу - "Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим"

Если с точки зрения святоотеческого богословия расссматривать, то это получается добровольное уступление нашего самовластия Богу

Это какая-то внутренняя установка души (самоотдача), которую человек приобретает в кризисе духовного обращения.
Записан

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
прихоти души: например человек ищет что ему есть и пить вкусного, приятного на вид(вспоминаем Еву), на запах и т.д.
Т.е. ищет в пище удовольствия для души(которой это не важно, ибо она не материальна).

Почему и сказано:
 - душа не больше ли пищи...?

А если ищет удовольствия для души: наслаждаться музыкой, волнующей струны души; беседами с друзьями, горячей любви к детям, родителям, жене; чтением интересных книг, волнующих воображение и т.д.?

Обратите внимание на слова святителя:
***Верую по преданию Церкви и с Церковию, что всякий православно верующий во Христа и исполняющий заповеди Его, а нарушение заповедей, очищающий покаянием, – спасется. Так сказал Сам Господь юноше, вопросившему Господа, как ему спастись. Но есть еще и другая цель христианства, для которой в особенности назначаются иноки, цель достигаемая и не достигаемая: христианское совершенство.

Речь в этих словах Христа, как поясняет Брянчанинов, о совершенстве. Здесь тема, как и ответ у святителя, перекликается с умной молитвой, о которой он говорит в конце письма.

Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
я всегда понимала эти слова с акцентом на пагубном последствии своеволия человека. Думаю, что это прямое указание на то, что сами мы спасти свою душу не можем, а можем только погубить её, если станем заниматься её спасением.
У Макария Великого об этом в его Беседе 1:  «всякая душа, неосоленная Святым Духом, непричастная небесной соли, то есть Божией силы, загнивает и наполняется великим зловонием лукавых помыслов» (§ 5). «Горе .. душе, если останавливается на своей природе, и уповает на свои только дела, не имея общения с Божественным Духом; потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни» (§ 11).

Как я вижу из наставления Брянчанинова, наше своеволие  имеет своим истоком нашу чувственную, душевную а не духовную жизнь души. Он это называет разгорячением крови. Даже черезмерная забота о ком то - признак душевности души, её мёртвости. Он часто повторяет - отдай Богу богово, не присваивай себе другого человека, Бог о нём печётся не меньше твоего, предавай его в руки Бога. Это речь о совершенстве, о том состоянии, которое вводит в Мир Христов.

То есть, погубить душу - отречься от свойственной нам, падшим, душевности. Только после этого отречения становится возможно восприятие Духовности. Речь о совершенстве.
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
А как вы готовите себе пищу? Специально из невкусных продуктов? Где грань между нормальным и "прихотями"?

Думаю отречение от пресыщения, чревоугодия и т.д. - это только отречение от плотского состояния человека. И это отречение предшествует и сопутствует отречению от душевности.

У иноков есть пояснения относительно страсти гортанобесия. Да, иноки специально не готовят вкусно. Порой они подмешивали что-то невкусное в пищу чтобы она была именно ради поддержания жизни, а не ради наслаждения. Есть наставления, например, за общим столом отказываться от того что хочется, чтобы не есть спристрастием и брать к чему не чувствуешь пристрастия. Если же ешь что любишь и чувствуешь услаждение - осуждать себя за это. Но это для иноков. Для себя каждый решает сам.

Стремиться вкусно есть и наслаждаться вкусом не приветствуется. Вкусно есть без пристрастия к определённой пище, и соблюдать при этом воздержание, не осуждается.
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата

Ксана

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 104
  • Вероисповедание:
    православная христианка
Приобрести - это значит самому стать управителем.

Альтернатива - отдать, предать Богу - "Сами себя и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим"

Если с точки зрения святоотеческого богословия расссматривать, то это получается добровольное уступление нашего самовластия Богу

Это какая-то внутренняя установка души (самоотдача), которую человек приобретает в кризисе духовного обращения.

А как вы понимаете "отдать, предать душу Богу"? В чём это выражается?
Записан
Евангельская Любовь не осуждает брата за отсутствие у него оной, но покрывает собою недуг этого брата
Страниц: [1] 2 3 4  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.158 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика