Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 [2]  Все   Вниз

Автор Тема: Архимандрит Матфей (Мормыль) - легенда и душа церковного пения  (Прочитано 7150 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 962
  • Вероисповедание:
    Православный
По свидетельству очевидцев, на похоронах о. Матфея присутствовали тысячи людей, множество архиереев и духовенства...  Ощущалось удивительное единение в молитве -то, чего так часто не хватает...

о. Матфея похоронили на территории обители, у Духовского храма...
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 038
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Юрий Максимов
http://yurij-maximov.livejournal.com/290133.html
    Сегодня был на отпевании и погребении архимандрита Матфея. Впечатление осталось очень светлое и умиротворённое.
    Меж белыми соборами колыхались от веяний ветра пушистые сосновые «лапы». Выглядывающее из-за облаков солнце роняло свои лучи на платочки женщин и непокрытые головы мужчин. Текла над нами и сквозь нас мелодия заупокойных молитв, живо и проникновенно выводимая хором, вверху клекотали птицы, кружившие над макушками сосен, а потом гулко запели колокола…
    И, глядя на лица молящихся, я вдруг ощутил то, что чувствовал давным-давно, когда только начинал ходить в храм. За последние годы я как-то больше углублялся в себя, так что даже Православие стал воспринимать как то, что происходит между мной и Богом, и вокруг меня. А здесь, на отпевании отца Матфея, я живо ощутил вновь, что Православие – это огромный, богатый и многообразный мир, которому я сопричастен, а не который замыкается на мне. И моя жизнь, мой путь – лишь нота в общей божественной симфонии.
    Хорошие у отца Матфея вышли похороны. Всё было величественно, и вместе с тем просто и очень уместно. Не было той суеты, пустоты и растерянности, которые так свойственны светским похоронам (по крайней мере тем, на которых я бывал).
    Хотя я семь лет трудился в том же коллективе, где и отец Матфей, не могу сказать, что мы были хорошо знакомы. Виделись, конечно, даже как-то разговаривали, я наблюдал, как он общается с другими. На меня отец Матфей производил впечатление дооброго и открытого человека. Помню, как он медленно поднимался по лестнице в Академии, ему было тяжело идти, и обычно кто-то из студентов помогал, поддерживая за руку. Но, не смотря на телесные немощи, отец Матфей был бодр и благодушен, я никогда не замечал в нём и тени уныния, угрюмости, раздражения. В последний раз я видел отца Матфея когда его уже возили на коляске, - и он был также бодр духом и радостен.
    Теперь он разрешился от всех немощей и пребывает там, куда все мы, православные христиане, стремимся, - идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная, - и где наша радость достигает полноты и совершенства.
    Думаю, нота его жизни прозвучала чисто и красиво.
    Царствие ему Небесное.

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 038
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
А вот и отец Сергий Правдолюбов написал

Приехал из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Участвовал в
погребении, облачался и стоял слева. Пели три хора, иногда вместе. Пел хор духовенства, пел и народ. Звонили по очереди все колокола, включая самые большие, плюс колокола Духовской церкви, за алтарём которой и похоронили нашего дорогого и чтимого Батюшку. Архиереев была целая колонна. Успенский собор был переполнен. Непрерывно подходил народ прощаться в течение всех трех часов отпевания. Свеча у меня в руке сгорела полностью. Я очень мало видел такого всенародного участия в богослужении и всеобщего единодушия. Иногда невозможно было удержаться от слёз. Это было удивительное лаврское торжество, чтения почти не было, звучали распевы всех восьми гласов - звуки царствовали внутри собора, колокола пели снаружи, каждый отдельно своим уникальным голосом, заканчиваясь мощнейшим аккордом. Как-будто все сдавали экзамен начальнику торжества, лежащему посреди прекраснейшего собора. Всеобщая любовь к о. Матфею оказывалась не только как уникальному музыканту, но и как духовному руководителю и наставнику. Это незабываемо. Слава Богу, что всё это было, и именно так чудесно осуществилось. Есть и скорбь, и удивительная радость.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 962
  • Вероисповедание:
    Православный
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 962
  • Вероисповедание:
    Православный
« Последнее редактирование: 19.09.2009, 11:51:59 от иером. Тихон »
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 962
  • Вероисповедание:
    Православный
....."Умилительно было наблюдать, как встречаются во время прогулки два старых добрых друга – отец Матфей и профессор Алексей Ильич Осипов. Отец Матфей огромный, профессор Осипов – худенький. И вот они обращаются друг к другу:

– Ну, здравствуй, гора усыренная, – говорит Алексей Ильич.

– Ну, здравствуй, кости смиренные, – отвечает отец Матфей.

Чувство юмора батюшку не покидает, наверное, никогда. Помню поездку в Грецию, когда по дороге мы остановились в болгарской столице Софии и решили навестить там один знаменитый женский монастырь. Приходим, а туда, оказывается, мужчин не пускают, кроме духовника конечно. Стучим – всё впустую. Что делать? «А давайте мы им споём», – предлагает батюшка. И вот мы, шесть десятков не самых хлипких певцов, грянули: «Милосердия двери отверзи нам...» Болгары из окрестных домов повылазили в майках, пижамах, зрелище небывалое, это лучше любого оркестра – матфеевский хор. Инокиня с той стороны двери подбегает, видит в окошко нас, густую бороду отца Матфея, его лицо, известное всему православному миру. Нам со слезами открывают, извиняются. Монастырь небольшой, очень уютный, красивый. Батюшка подарил инокиням частицы мощей, привезённые с собой, а они ни в какую нас отпускать не желают.... То попасть не могли, то еле выбрались..."

http://www.sobornoedelo.ru/book.php?mode=get_glava&glavaID=1911
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Батя говорил: «В день ангела нужно отдавать»
Памяти архимандрита Матфея (Мормыля)


Иеромонах Матфей (Мунтяну)

Накануне дня памяти апостола и евангелиста Матфея мы беседуем с благочинным Высоко-Петровского мужского монастыря Москвы иеромонахом Матфеем (Мунтяну). Отец Матфей в свое время был келейником знаменитого лаврского Бати – регента, профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля), почившего в 2009 году. О духовном родстве и совместных именинах двух Матфеев, о белом парамане и «перелинке», подаренных Батей своему келейнику, о духовных уроках отца Матфея – наш разговор.


Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото: С.Власов
   

Радость дарения

– Отец Матфей, дата 29 ноября для вас особая, причем вдвойне. Как вы обычно отмечаете двойной праздник – день ангела и хиротонии? На ваш взгляд, как в принципе христианин должен проводить день именин?

– В праздник апостола Матфея, в день нашего с архимандритом Матфеем ангела, шесть лет назад меня рукоположили в иеромонахи. Мне было 26 лет. К сожалению, двумя месяцами ранее – в сентябре 2009 года – батюшка отошел ко Господу и не увидел моего пострига и хиротонии.

Как это всегда делал мой учитель отец Матфей (я пел в его хоре), именины я отмечаю литургически – воздавая молитвенно хвалу Господу. А накануне готовлю подарки.

– Готовите подарки?

– Вы не ослышались. Батя всегда говорил: «В день своего ангела нужно не столько получать, сколько – отдавать». Поэтому в свой праздник я вручаю гостям книги, молитвословы, иконочки своего ангела и прочее.

Помнится, именины отца Матфея мы всегда отмечали ранней Литургией, которую он совершал сам в боковом приделе лаврского Трапезного храма. Потом все шли в спевочную, которая располагалась в колокольне, устраивался небольшой фуршет. Многочисленные студенты, певчие, коллеги и друзья (всего человек 200) поздравляли именинника, преподносили ему, прежде всего, Богородичную просфору, цветы и подарки. Если в этот день в Лавре был владыка Феогност, он тоже присоединялся к поздравлениям. Потом все подходили под благословение к виновнику торжества, и в этот момент отец Матфей каждому дарил что-то от себя.


Архимандрит Матфей (Мормыль) на вручении церковного ордена
   

Поэтому для меня именины – этакое взаимообогащение, в первую очередь духовное, поскольку главное, с чего должен начинаться день ангела христианина, – это Литургия, соборное благодарение Бога, совместная радость во Христе.

– Неудивительно, ведь архимандрит Матфей говорил, что Литургия – это малая Пасха, которую необходимо всегда служить как в последний раз, на последнем дыхании. Богослужение было его стихией.

– Верно. Еще он говорил так: «Проклят всякий, кто делает дело Божие с небрежением». Он до последнего не оставлял любимого дела. Даже когда уже сидел в коляске, то, преодолевая физическую немощь, приезжал в храм, чтобы провести службу или очередную спевку.

– А как сейчас в обители преподобного Сергия отмечают памятные даты, посвященные легендарному «голосу» Лавры?

– В день его кончины (с 14 на 15 сентября) все съезжаются в Сергиев Посад, служат Божественную Литургию, панихиду – в общем, молятся, поминают.

– Как вам кажется, было ли что-то общее у отца Матфея с его небесным покровителем – апостолом и евангелистом Матфеем?

– Вы знаете, было очень трогательно, когда уже больного Батю выводили на полиелей под руки и в этот момент пели величание апостолу, где есть такие слова: «И чтим болезни и труды твоя». Ощущение, что пели про отца Матфея.

«Перелинка» для тезки


Архимандрит Матфей (Мормыль) с келейниками

– Вы были келейником архимандрита в течение трех с половиной лет.

– Вместе со мной келейничал мой одноклассник. К слову, сейчас он священник, а я крестный его детей. Средний сын у них с супругой родился 14 сентября, и назвали его Матфеем. Вот такая связь поколений, и мы верим, что это батюшка «сделал» подарок своему келейнику.

А начиналось все так: на втором курсе моего обучения в семинарии меня благословили помогать отцу Матфею. Я был из так называемых «местночтимых», как говорил Батя, – это те студенты, которые живут в Сергиевом Посаде или в его окрестностях. Официально мы могли уходить на все каникулы, но при этом должны были присутствовать на всех лаврских службах, которые нам ставил в расписание регент. Другими словами, мы не несли послушаний в академии, только в Лавре. В этом время батюшка уже серьезно болел, надо было постоянно колоть ему инсулин, периодически ездить в больницу. С каждым годом его состояние ухудшалось.

– Каким образом строился ваш день в «должности» келейника, в чем была ваша основная задача?

– В восемь утра батюшке приносили завтрак, а до этого нужно было его причесать, поставить ему уколы, дать таблетки. У архимандрита Матфея была феноменальная память, поэтому монашеское правило он совершал наизусть. Если в этот день у него были запланированы занятия со студентами, то я помогал ему одеться, собраться, подготовить лекции. Вот так и строился мой день. После окончания семинарии я допел летнюю практику и по распределению уехал в Тулу. Больше мы с батюшкой не виделись.

– Чем стало для вас общение с этим уникальным человеком? Каким он вам запомнился, чему учил, как наставлял в монашеской жизни?

– Как говорится, большое видится на расстоянии, и по-настоящему оценить масштаб личности порой можно только по прошествии какого-то времени. Несомненно одно: отец Матфей – олицетворение монашеского послушания, монашеской учености.

Это человек, который не боялся говорить правду, и он мог сказать ее любому, невзирая на сан и положение. Не терпел фальши (ни в чем), не любил ничего лишнего и наносного, уважал простоту, бегал карьеры. Он не был духовником в общепринятом смысле, придерживался принципа: спросят – ответь, не спрашивают – молчи.

Раньше я этого не осознавал, а теперь, читая труды святителей Иоанна Златоуста или Игнатия (Брянчанинова), иногда ловлю себя на мысли, что узнаю в них отца Матфея. В период нашего с ним общения я еще не был монахом, но в качестве задела на будущее вынес для себя многое.


Архимандрит Матфей (Мормыль) и митрополит Саратовский Лонгин
   

Запомнилось, как Батя рассказывал, что во время пострига, и особенно в первую из трех ночей, которые новопостриженный проводит в храме, нужно быть очень внимательным, так как в это время можно увидеть своего нового ангела-хранителя. Возможно, он говорил об этом, опираясь на собственный опыт, а может, иносказательно – утверждать не берусь. Но тот факт, что в постриге мне нарекли такое же имя, как и у него, – безусловно, не случайность. В жизни христианина, а тем более монаха, нет ничего случайного, всё происходит согласно Промыслу Божию. В нашу последнюю встречу отец Матфей подарил мне параман. Параман интересный: не привычного черного, а белого цвета.

Но самая главная память у меня о батюшке – это его «перелинка», как он называл свою маленькую короткую мантию. Он страдал гландами, легко простывал (все-таки человек южный), а «перелинка» шерстяная, она его грела. Отец Матфей был в ней на всех службах. Когда я хожу в ней по монастырю, меня нередко принимают за католика или старовера. (Улыбается.) Вот такое благословение – «святынька» от Матфея «старшего» Матфею «младшему».

Батя очень хотел, чтобы я стал послушником в Лавре, но я не представлял, как буду вставать на братское правило в пять утра. Это сейчас выработалась привычка, а тогда… (Смеется.) К тому же я видел себя в более спокойном, уединенном месте.

– Выходит, Высоко-Петровский монастырь в центре столичного мегаполиса – тот самый случай, когда человек предполагает, а Бог располагает? Ведь теперь вы живете на куда более оживленной территории, чем Лавра. Хотя в самой обители святителя Петра Московского на Петровке удивительным образом сочетается несочетаемое: это тихая пристань в бушующих стихиях городской жизни.

    Монашество – внутреннее состояние. Но к пониманию этого надо прийти

– Монашество не зависит от количества проживающих в обители насельников, зданий и прочего – это внутреннее состояние. Но к пониманию этого тоже надо прийти. Ну, и не будем забывать о том, что всё течет, всё меняется. С возрастом я полюбил рано вставать. Даже если тяжело порой подняться на полунощницу, потом всё равно ощущаешь благодать, появляется совершенно другой настрой.

Что касается Высоко-Петровского монастыря, действительно, есть незримое ощущение, что находишься за городом, а не в суетной Москве, и это отмечают многие. Братия в обители немногочисленная, и это помогает выстроить нормальные духовные отношения, так как мы уже хорошо знаем друг друга. Поэтому в какой-то мере мечта о тихом монастыре сбылась. (Улыбается.)


Иеромонах Матфей (Мунтяну)
   

– Вы помните день, когда отца Матфея не стало?

– Я как раз был в Лавре по делам и намеревался заехать к нему в больницу. Но не успел. Мне позвонил его келейник отец Андрей и сказал: «Бати больше нет»… Проститься с батюшкой съехалось очень много народу, одних только архиереев было человек 10. И то, что похоронили его на территории Лавры, – говорит само за себя.
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.
Страниц: 1 [2]  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.135 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика