Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Краткий словарь обществоведческих терминов  (Прочитано 44315 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
В связи с тем, что неправильное, неполное понимание и некорректное употребление различных терминов - явление довольно частное в нашем разделе, в этой теме будет организован небольшой словарик наиболее распространенных понятий. Он будет постепенно расти и пополняться.  :)

Красным шрифтом выделены термины, определение которых входит (или будет входить) в наш мини-словарь.

Под каждым определением курсивом дан источник.
« Последнее редактирование: 06.03.2012, 13:02:09 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
А

АВТОКРАТИЯ (гр. autokrateia - самодержавие) - система управления, при которой одному лицу принадлежит неограниченная верховная власть.
Большой юридический словарь


АТЕИЗМ (франц. atheisme, от греч. а - отрицательная частица и theos - бог; буквально - безбожие), отрицание существования бога, каких-либо сверхъестественных существ и сил и связанное с этим отрицание религии.

Атеизм в 19 в. связан в значительной степени с достижениями естественнонаучной мысли. Идейным обоснованием его служил, в частности, материализм Л. Бюхнера, К. Фохта, Я. Молешотта, а также эволюционная теория Ч. Дарвина. Опираясь на дарвинизм; Э. Геккель развил свою концепцию естественнонаучного "монизма" и организовал "Союз монистов" для борьбы с религиозным мировоззрением. С позиций иррационалистической философии жизни подверг критике христианство и религию Ф. Ницше (ср. его получившие известность слова: "бог умер").

Разработанное К. Марксом и Ф. Энгельсом материалистическое понимание истории привело к выработке научных взглядов на религию как социальное явление. В работе " К критике гегелевской философии права" Маркс показал недостаточность сведения религии к ложным взглядам и заблуждениям, обусловленным ограниченностью знаний о природе, рассматривая религию как реализацию объективной общественной потребности в иллюзорном восполнении действительности. По словам Маркса, "религиозное убожество есть в одно и то же время выражение действительного убожества и протест против этого действительного убожества. Религия — это вздох угнетённой твари, сердце бессердечного мира, подобно тому как она — дух бездушных порядков. Религия есть опиум народа" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 1, с. 415). Превратная социальная действительность порождает превратные представления, упразднение которых связано с осуществлением глубочайших преобразований реальных человеческих отношений и становится возможным тогда, когда "... отношения практической повседневной жизни людей будут выражаться в прозрачных и разумных связях их между собой и с природой" (Маркс К., там же, т. 23, с. 90). Т. о., центральной в марксистской критике религии становится проблема преодоления религии и связанный с этим анализ тех общественно-исторических условий, которые порождают религиозность, и тех социальных тенденций и механизмов, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство религиозных предрассудков.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции и массового отхода верующих от религии Советского Союз стал первой в мире страной массового А., где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127). Декрет от 5 февраля 1918 об отделении церкви от государства и школы от церкви положил начало действительному осуществлению свободы совести. Освобождение от религиозных предрассудков является составной частью коммунистического воспитания народа, осуществляемого партией на всех этапах социалистического строительства.

Ход общественного прогресса свидетельствует о том, что несмотря на силу религиозных традиций процесс секуляризации ныне охватывает самые различные слои населения многих стран мира, создавая прочные предпосылки для развития атеистического мировоззрения. Происходящие в мире коренные изменения, как и известная эволюция социальной доктрины христианства, создали предпосылки для реального сотрудничества верующих и неверующих в их совместной социальной борьбе.
БСЭ


АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - систематическое формирование научно-Vатериалистического мировоззрения в условиях, когда религия существует как одна из форм общественного сознания. А. в. - составная часть коммунистического воспитания.

Исходя из решающей роли объективных факторов (изменение общественного бытия людей, становление и развитие социалистических общественных отношений) в преодолении религиозности, марксизм-ленинизм в то же время придаёт большое значение субъективным факторам воспитания, в том числе атеистической пропаганде.

Основное содержание атеистической пропаганды составляет распространение научных знаний о природе, обществе, человеке и религии, раскрытие происхождения и сущности религии, её социальных корней, её противоположности науке, несовместимости с коммунистической идеологией. Победа социализма подрывает социальные корни религии и тем самым создаёт условия для сознательного, последовательного процесса освобождения населения от религиозных пережитков.

А. в. детей начинается с дошкольного возраста в семьях, где взрослые - атеисты, а также в детских садах. А. в. школьников осуществляется как в ходе обучения основам наук, когда закладывается фундамент последовательного материалистического мировоззрения, так и в процессе внешкольной работы. В школе необходимо научно достоверно разъяснять учащимся антинаучную и реакционную сущность религии в формах, доступных детям соответствующих возрастов. А. в. продолжается в процессе обучения в средних специальных учебных заведениях и вузах, на занятиях в кружках политического просвещения и т.д.

Идеологические средства, формы и методы А. в. призваны воздействовать на разум, чувства, настроения человека. Распространение атеистических знаний и материалистического мировоззрения среди населения осуществляется путём лекционной и печатной пропаганды, использования средств идейно-эмоционального воздействия художественной литературы и всех видов искусства (особенно средств радио, кино, телевидения), внедрения гражданской обрядности, вытесняющей религию из быта.

В системе А. в. особое место занимает индивидуальная работа с верующими, позволяющая воздействовать на человека, учитывая в максимальной степени обстоятельства его личной жизни, повседневного практического поведения, в котором часто причудливо и противоречиво сочетаются исходные религиозные установки и реалистическое отношение к окружающей действительности.

А. в. должно помочь верующему осознать внутреннюю противоречивость, непоследовательность его мировоззрения, облегчить восприятие и усвоение диалектико-материалистического взгляда на действительность.

Социально-нравственные проблемы - смысл и ценность жизни, призвание и счастье человека - в современных условиях занимают значительное место в религиозной проповеди. В связи с этим одним из важнейших элементов А. в. становится научная популяризация позитивного решения этих проблем марксистско-ленинской философией.
БСЭ


Б
« Последнее редактирование: 15.11.2011, 10:26:43 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Г

ГОСУДАРСТВО — универсальная суверенная организация политической власти общества, располагающая специальным аппаратом (организованной силой) и необходимыми ресурсами для эффективного и легитимного воздействия на это общество в целях обеспечения его интеграции и достижения в нем социального мира. Г. — это исторически сложившаяся, сознательно организованная социальная система, управляющая обществом.  Всякое Г. характеризуют:
1) наличие публичной власти, т.е. особого слоя людей, выделяющихся из общества и выполняющих разнообразные функции по его управлению, имеющих возможность в необходимых случаях прибегать к использованию мер государственного принуждения;
2) особая территориальная организация, объединяющая население в государственно-организованное общество и характеризующая пределы распространения государственной власти;
3) налоги — материальная основа для содержания публичной власти, а также решения ряда общественных задач;
4) специальная система нормативного регулирования — право, посредством которого обеспечивается организующее воздействие государства на общество.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО — в ряде зарубежных государств и республик в составе РФ название комплексного конституционно-правового института, объединяющего нормы, устанавливающие систему органов гос. власти, их компетенцию, взаимоотношения, порядок формирования (Монголия), а нередко также и нормы об административно-территориальном устройстве (Башкортостан). Как правило, соответствующие нормы содержатся в одноименных разделах конституций. В Бразилии аналогичный институт называется "организация государства", в Узбекистане — "организация гос. власти". См. также Формы государственного устройства.
Большой юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ — способность государства, его структур с помощью легитимных средств подчинять поведение отдельных индивидов, групп людей или всего общества общей (государственной) воле. Дееспособность Г.в. характеризуется понятием "ресурсы Г.в.", обозначающим совокупность тех средств, использование которых обеспечивает воздействие государства на объекты государственной деятельности. Формы проявления Г.в.: господство, руководство, управление, организация, контроль.

Природу Г.в. характеризуют такие ее свойства, как легитимность и единство. Легитимность Г.в. означает признание ее (власти) правомерности или конституционности (официальное удостоверение, восприятие в качестве таковой) основной частью гражданского общества своей страны и мировым сообществом. Единство Г.в. — это распространение ее на всю территорию государства без каких-либо изъятий. Любая власть, а государственная в особенности, должна быть снабжена механизмами реализации.

Свойство Г.в. — возможность оказывать принуждение для достижения целей и задач государственной политики в случае, если иные средства исключают достижение такой цели. При этом Г.в. обладает монополией на легитимное принуждение (принуждение по праву). Осуществление власти должно основываться исключительно на праве. Связанность Г.в. правом является единственно возможной формой ее проявления. В ином случае власть принимает неконституционный и негосударственный характер.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России»
« Последнее редактирование: 08.06.2011, 20:41:34 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Д

ДЕМОКРАТИЯ - (букв. — народовластие, от греч. demos — народ и kratos — власть)

1) форма политической организации общества, основанная на признании народа основным источником власти;
2) политический режим, который характеризуется:
  • политическим плюрализмом (существованием легальной оппозиции, различных идеологических течений, политических партий)
  • доминированием закона во всех сферах общественной жизни, высокой степенью реализации прав человека
  • выборностью органов власти и ее регулярной сменяемостью
  • реализацией принципа разделения властей
  • наличием развитого гражданского общества

В политической науке к середине XX в. сложилось несколько различных моделей демократии. Так, в рамках теории политических элит демократия понимается либо как правление элиты, основанное на открытом механизме ее рекрутирования, что обеспечивает ее постоянную связь с обществом (теория демократического элитизма), либо как власть, основанную на конкуренции между различными элитными группами, что предотвращает формирование целостной элитарной группы (теория плюрализма элит).

Эти элитистские теории, совместившие теорию демократии и классические элитарные представления об обществе (которые традиционно отрицали саму возможность существования демократии), опираются на концепцию конкурентной демократии Й. Шумпетера, которая исходит из понимания демократии как представительской власти, избранной большинством путем свободных конкурентных выборов (при сохранении гарантий меньшинству).

С точки зрения партисипаторной теории (англ. participate — участие), демократия, напротив, заключается в непосредственном участии народа в политической жизни, а о степени демократичности той или иной политической системы можно судить по существующим в ней возможностям прямого участия масс в управлении.

На самом деле конкурентная и партисипаторная теории демократии не противоречат друг другу, а акцентируют внимание на разных организационных и правовых формах ее осуществления: представительской и непосредственной (прямой). Представительская демократия проявляется в деятельности сформированных народом (избирателями) органов государственной власти и самоуправления; прямая — осуществляется путем непосредственного волеизъявления граждан на выборах и референдумах.

Появление в середине-конце XX в. целого ряда теорий демократии (ценностной, политико-модернизационной, экономической, рационально-утилитарной, институциональной и др.) привело к размыванию содержания самого понятия «демократия», под которой стали иметь ввиду и форму политической организации общества, основанную на признании народа основным источником власти, и некий философский, мировоззренческий идеал человеческого бытия, и форму политического участия, и модели деятельности различных общественных институтов и пр. Поэтому для характеристики демократии как формы политического режима (в отличие от демократии как идеального типа власти) Р. Даль предлагает использовать термин «полиархия» (греч. poli — множественность и arche — власть). Неотъемлемыми признаками полиархии, по Далю, являются такие обязательные качества политической системы, как плюралистичность и оппозиционность.
Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Политологический словарь-справочник


ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos - народ и kratos - власть) - власть народа, народовластие, т.е. политическая форма, прежде всего форма государства,  его политический режим,  при котором народ или его большинство служит источником и носителем политической, государственной власти.

Д. может проявляться как в государственных, так и в негосударственных, общественно-политических организационных формах (внутрипартийная Д., производственная Д. и др.), хотя наиболее распространено ее понимание как государственной формы, формы политического режима в противоположность антидемократическим авторитаризму, тоталитаризму, диктатуре, деспотизму, фашизму и тд.

Важнейшими признаками Д. являются:
  • гарантированное соблюдение прав и свобод человека и гражданина, включая свободы слова, собраний, организаций
  • социально-политический плюрализм
  • гласность
  • выборность вышестоящих органов на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании и их подотчетность народным массам
  • решение вопросов большинством голосов при внимательном учете позиции меньшинства и тд.

По форме, способу своего осуществления Д. разделяется на непосредственную, когда сам народ без посредников выносит то или иное решение (референдум, прямое голосование, всенародное обсуждение и др.), и представительную, когда решение принимается через депутатов или иных народных представителей.
А.Болдонов Т.Башинова Е.Тармаханов. Краткий словарь-глоссарий по политологии, 2005 г.


ДЕМОКРАТИЯ (от греч. demos - народ и ...кратия), - форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти.

Основные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей,  выборность главы государства, представительных органов.

Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию. Термин "демократия" употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов (напр., партийная демократия, производственная демократия).
П.В. Григорьев.Словарь по политологии.

ДЕМОКРАТИЯ - правление народа; демократия, на практике принимающая самые различные формы, подразумевает как широкое участие масс в политической жизни, так и функционирование правительства в интересах всего общества.
Хейвуд Э. Политология: глоссарий по книге, 2005 г.
« Последнее редактирование: 02.03.2012, 22:05:43 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
И

ИДЕОЛОГИЯ - система взглядов, идей, убеждений, ценностей и установок, выражающих интересы различных социальных групп, классов, обществ, в которых:
- осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты; а также
- содержатся цели (программы) социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение существующих общественных отношений.
Словарь по общественным наукам


ИМПЕРИЯ - политическая система,  объединяющая под началом жесткой, централизованной власти гетерогенные этнонациональные и административно-территориальные образования на основе отношений метрополия-колонии, центр-провинции, центр-национальные республики и окраины. Во всех значениях с понятием И. Связано жесткое применение власти на местах из одного центра.
Политический глоссарий

ИМПЕРИЯ (от лат. Imperium - имеющий власть, могущественный) -первоначально высшая политическая власть  в древнем Риме; государство, возглавляемое монархом, имеющим титул императора. Со временем понятие "империя" несколько изменилось. Империей обозначается крупное государственное образование, объединяющее несколько стран и народов вокруг единого политического центра под эгидой универсальной идеи цивилизационного, религиозного, идеологического, иногда экономического характера. Империя - одна из первых форм государственной организации общества, не утратившая актуальности и в современном мире.

Классифицируя империи, можно выделить древние империи - Египетскую, Персидскую, Римскую и т.д., находившиеся под абсолютной, часто теократической властью одного государя - монарха. Кроме того, существовали колониальные империи "Нового времени" - Британская, Испанская, Португальская, Голландская, Французская, явившиеся результатом военно-экономической экспансии стран Европы в различных регионах планеты. Эти империи строились вокруг государственного центра - метрополии, и как правило, имели жёстко централизованное управление. "Традиционные" империи: Российская, Германская, Австро-Венгерская, Японская, Османская и т.д., представляли собой многоуровневые государственные комплексы, скреплённые идеологическим центром, едиными вооружёнными силами и экономическим пространством. Кроме того, по структуре основных коммуникаций следует определить "консолидированные" (континентальные) и "неконсолидированные" (морские) империи. Первые имеют сухопутные коммуникации центра со всеми составными частями государства, вторые - только морские коммуникации. Надо отметить, что почти все империи (в первую очередь "традиционные") отличались культурным многообразием. "Государство-нация", имеющее монокультурный и моноэтнический характер, скреплённое только административно-юридическим единством, редко приобретает статус империи. В культурном и этническом плане империя всегда коалиция и сообщество, представляя монолит в политическом контексте.

К середине 60-х годов 20 в., почти все "традиционные" и колониальные империи прекратили существование или принципиально изменили свой характер. В конце 20 столетия, в условиях определённой глобализации политических процессов, термин "империя" вновь несколько изменил своё значение. В настоящее время империей целесообразно считать великую державу и её "сферу влияния" - политического, идеологического, экономического, военного и культурного. То есть можно наблюдать изменение форм доминирования при сохранении принципа - центр и его периферия (сфера влияния) . "Влияние" (преобладание) в разных сферах общественной жизни потеснило (хотя и не заменило) непосредственно военное давление. В данном контексте, такие государства как США и Китай следует определять типичными империями "постиндустриальной эпохи".
В.Н. Коновалов. Словарь по полититологии.
« Последнее редактирование: 06.03.2012, 12:58:59 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
К

КОММУНИЗМ - одна из радикальных версий общественного идеала, сопряженная с мифом о достижимости всеобщего равенства людей на основе многомерного и беспредельного изобилия. В совокупности ряда своих существенных особенностей К. может трактоваться и как разновидность христианского еретизма.

Наукообразный облик идее К. стремились придать Маркс, Энгельс, а также последователи и подражатели их парадигмы понимания статики, динамики и перспектив развития общества. Основания концептуального видения К. изложены в работах Маркса и Энгельса: "Манифест Коммунистической партии", "Принципы коммунизма", "Критика Готской программы" и др. В разнообразных канонизированных коммунистическим движением программах и характеристиках К. традиционно постулируются следующие главные процедуры движения к нему: а) ликвидация института частной собственности, обобществление имущества граждан; б) введение прямого продуктообмена; в) прогрессивный налог на наследство;
г) выборность чиновников "снизу доверху" и т. д. Лишь на этапе "полного К. ", по Марксу, планировалась "высочайшая производительность общественного труда" и реализация лозунга "от каждого по способностям, каждому - по потребностям".

Как самообозначение идеологий, теорий и практик понятие "коммунистический" было и остается присущим значимому числу экстремистских политических группировок - как властвующих (большевики в России и СССР, маоизм в КНР и др. ), так и оппозиционных, нелегальных (левые террористические группы Западной Европы, Латинской Америки и т. д. ).

Широкий диапазон концептуальных модификаций, позволяющий К. служить также претенциозной, самодостаточной и (в некоторых пределах) исторически респектабельной формой провозглашения определенной идеологической ангажированности, обусловлен рядом его характеристик. Так, в теоретических разработках Маркса и Энгельса термин К. выступал и как гипотетическое состояние общества, как определенный социальный идеал (Маркс), и как движение, уничтожающее современную организацию социума; и как "не доктрина, а движение", которое опирается "не на принципы, а на факты" (Энгельс).

Безотносительно к дальнейшим потенциальным деталировкам, понятие "К. " может отражать:

1) отрицание любых форм организации института собственности в обществе, кроме тотальных и всепоглощающих ("общественная собственность", она же - "общенародная" в социалистическом варианте);
2) полемическую противопоставленность институту частной собственности в его рыночной ипостаси в контексте идеи "еще большего ее плюрализма", "еще большей социальной справедливости" и т. п. ;
3) ориентированность на замену традиционных моделей распределения общественного богатства (соответственно достигнутому индивидом или их корпорацией положению в иерархии факторов "капитал - труд - знания - способности - культовый потенциал общественного поклонения" и т. д. ) системой волевых распределительных решений;
4) замену традиционной правящей элиты - элитой, качественно иначе сформированной и т. д.

В наиболее радикальных формах (большевизм, клика Пол-Пота в Камбодже) осуществление унифицирующих, уравнительных программ К. эффективно результировалось в виде не только ликвидации многоукладной и плюралистичной модели распределения собственности, но и в обличьи сопряженных процедур осуществления масштабного геноцида по критериям имущественного положения, социального происхождения и статуса.

В целом, К. , как правило выступает в ряде ипостасей: как идеология маргинальных слоев общества, статусных и имущественных аутсайдеров; как разновидность социального нигилизма, противопоставляющего традиционной системе ценностей совокупность верований об "идеальном обществе "в будущем "посюстороннем" мире; как разновидность светской религии в облике наукоподобной идеологии "научного К. ".

К. , ввиду приверженности его адептов преимущественно насильственным процедурам объективации программ переустройства общества, подавляющих инициативу отдельной личности и унифицирующих потребности и репертуары поведения людей, невозможен для осуществления в региональных масштабах. К. может выступать и анализироваться (на уровне мысленного социального эксперимента) исключительно в виде сознательно самоизолирующейся, замкнутой и статичной общественно-экономической, геополитической и духовной системы; либо мыслимый как принципиально внеальтернативное планетарное явление.
Новейший философский словарь


КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - планомерное, целеустремлённое и систематическое формирование всесторонне и гармонично развитой личности в процессе построения социализма и коммунизма, составная часть теории научного коммунизма.

До возникновения марксизма не было целостной научной теории воспитания всесторонне развитой личности.

Научные основы теории К. в. были разработаны К. Марксом, Ф. Энгельсом и В. И. Лениным. Классики марксизма-ленинизма вскрыли социальную природу воспитания и его классово-исторический характер, связали воспитание людей с переустройством общественных отношений, с активной ролью людей в этом процессе. Они показали, что сущность человека - это совокупность тех общественных отношений, которые он застает при рождении и усваивает в процессе общественно-преобразующей деятельности.

В ходе социалистического и коммунистического строительства в СССР и других странах социализма на практике осуществляются идеи К. в., у людей воспитываются такие качества, как преданность делу коммунизма, непримиримость к эксплуатации и угнетению человека человеком, коллективизм, гуманизм, социалистический патриотизм, чувство интернациональной солидарности, трудолюбие, личное достоинство.

Сердцевиной К. в. является формирование у широчайших масс трудящихся коммунистического мировоззрения. Овладение теорией марксизма-ленинизма позволяет человеку выработать научные взгляды на мир, осознать свое место и роль в происходящих событиях, давать им правильную оценку и делать верные практические выводы, то есть сознательно участвовать в коммунистическом строительстве.

Формирование научного мировоззрения, коммунистической убеждённости требует непримиримой борьбы против буржуазной идеологии, против ревизионистских и реформистских теорий, правой и левой разновидности оппортунизма, национализма.

Формирование нового человека предполагает воспитание в духе коммунистической нравственности, впитавшей в себя основные общечеловеческие моральные нормы, которые народные массы выработали на протяжении тысячелетий. В программе КПСС сформулирован моральный кодекс строителей коммунизма.

Коммунистическая мораль утверждается в постоянной и бескомпромиссной борьбе с пережитками прошлого, с влиянием буржуазной идеологии.

Составной частью К. в. является атеистическое воспитание. Освобождение духовных сил человека от религиозных предрассудков делает его непримиримым ко всякой мистике и суевериям, раскрепощает его творческие силы.
БСЭ
« Последнее редактирование: 02.03.2012, 19:43:39 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО — 1) основополагающая отрасль права, регулирующая наиболее фундаментальные общественные отношения, которыми охватываются: конституционный (общественный) строй государства, формы и способы осуществления власти в государстве; основы правового положения личности; государственное устройство, т. е. территориальная организация государства; система, порядок формирования, принципы организации и деятельности органов гос. власти и местного самоуправления в государстве. В РФ и некоторых других странах для обозначения этой же отрасли используется иногда термин "государственное право".

К. п. имеет системообразующий характер для национальной правовой системы, поскольку именно К. п. закладывает основу всех других отраслей права, дает им базовые принципы. Конституция государства, являясь главным источником К. п., одновременно является важнейшим источником всех других отраслей права.

Помимо Конституции, источниками К. п. РФ являются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления Пленума Верховного Суда РФ, конституции и законы субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления. К специфическим источникам К. п. в РФ относятся договоры между органами гос. власти РФ и субъектов РФ, различных субъектов РФ, а также между органами гос. власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Относительно новым источником К. п. в России являются решения Конституционного Суда РФ, а в субъектах РФ — их конституционных (уставных) судов. Наконец, источником К. п. в РФ, как и большинства других отраслей права, являются международные договоры РФ и общепризнанные принципы и нормы международного права (прежде всего международные нормы в области прав человека).

Основными принципами К. п. РФ являются: республиканская форма правления, народный суверенитет, приоритет и нерушимость прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализм. К. п. представляет собой также одну из правовых наук и учебных дисциплин;

2) субъективное право, закрепленное конституцией (напр., право на образование, право на отдых и т. д.).
Большой юридический словарь

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами определенного государства. К. с. не следует отождествлять с государственным строем. В отличие от последнего К. с. всегда предполагает наличие в государстве конституции. Необходимыми признаками К. с. являются также народный суверенитет, разделение властей, нерушимость и неотчуждаемость общепризнанных прав и свобод человека. Гос. строй может и не содержать этих признаков. Гос. строй - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного права (государственного права). Г. с. является более широким понятием, чем конституционный строй.
Большой юридический словарь

КОРПОРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - государственная форма авторитаризма, при которой основные коллегиальные органы формируются из представителей профессиональных корпораций, отобранных правительством. Идеологи корпоративного государства рассматривают государство как совокупность публичных служб (корпораций), выполняющих определенные социальные функции. Корпоративное государство существовало в фашистской Италии (1926-1943 годы). В 1926 году свободные профсоюзы были заменены контролируемыми правительством синдикатами, которые объединялись в корпорации и признавались государственными органами с правом издавать обязательные для синдикатов постановления в области регулирования трудовых отношений и производства. В 1939 году парламент Италии был заменен палатой фаший и корпораций, состоявшей из членов центрального корпоративного совета, руководства фашистской партии и министров. Элементы корпоративного государства существовали в нацистской Германии, где были образованы трудовой фронт, культурные палаты и другие организации, охватившие всех занятых в определенной сфере экономики. Наиболее последовательно идея корпоративного государства была проведена при режиме Франко в Испании.
Политическая наука: Словарь-справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И., 2010.
« Последнее редактирование: 02.03.2012, 19:43:01 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Л

ЛИБЕРАЛИЗМ

Традиционная концепция либерализма. Основная идея либерализма, возникшего в 17 и 18 вв. и вступившего в пору расцвета в 19 в., состоит в том, что человек должен располагать свободой для определения своей собственной судьбы. С точки зрения либералов, государство существует лишь для того, чтобы защищать человека от насилия со стороны других людей или групп и расширять рамки осуществления индивидуальной свободы. Общество – совокупность индивидов, а исходные и конечные ценности общества совпадают с ценностями индивидов, которые его составляют.

В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Либералы стремились ограничить права наследственной власти, установить институты парламентского правления, расширить круг лиц, имеющих право голоса, и обеспечить гарантии гражданских свобод. Такого рода меры рассматривались одновременно как реализация политической свободы и как средство достижения экономических реформ, на которых настаивали либералы.

В экономической области либерализм был реакцией на вмешательство государства в решение экономических вопросов. Либералы выступали за свободную конкуренцию внутри страны и свободу торговли между различными странами. С их точки зрения, частное предпринимательство, действующее на рынке согласно принципу конкуренции, является прямым выражением фундаментальных экономических свобод и источником политической свободы. На взгляд либералов, свобода торговли между различными странами служит средством разрешения конфликтов и предупреждает возможные военные столкновения. Внутри отдельной страны индивиды, преследующие свои собственные интересы в условиях конкуренции, косвенным образом способствуют реализации интересов всей страны в целом. Точно так же в отношениях между различными странами индивиды, преследующие свои собственные интересы в условиях свободной торговли, косвенным образом способствуют реализации интересов всего мирового сообщества в целом. Когда все имеют равные возможности и права доступа к товарам, услугам и ресурсам, свобода торговли способствует объединению стран мира в единое экономическое сообщество.

В экономике свободного предпринимательства, детище классического либерализма, главная задача государства сводится к тому, чтобы обеспечивать сохранение правил игры – следить за выполнением договоров, предупреждать возможное насилие, поддерживать стабильность денежной системы и обеспечивать свободу рынков. Существует только три главных основания, по которым государственное вмешательство может считаться оправданным: 1) в случае «естественной монополии» или подобного ей несовершенства рынка; 2) в случае т.н. «эффекта соседства»; 3) в случае защиты детей и других членов общества, нуждающихся в поддержке.

Совершенно другой смысл слово «либерализм» приобрело в 20 в., особенно в США. Это различие почти не касается конкретных политических форм общественного устройства, предлагаемых старыми и новыми либералами: и те и другие выступают за систему представительного правления, практически всеобщее право на участие в голосовании для взрослого населения и обеспечение гражданских свобод. Однако в любом конкретном случае, когда необходимо выбирать между централизацией и децентрализацией политической ответственности, либералы 19 в. стали бы поддерживать местное самоуправление в противовес органам власти в центре. Либералы 20 в. обычно поддерживают принятие решений центральной властью, обосновывая это главным образом тем, что таким образом можно сделать значительно больше «добра для народа».

Различия между либерализмом 19 в. и либерализмом 20 в. принимает значительно более резкие формы в сфере экономики. Первые либералы выступали за частное предпринимательство и минимальную степень вмешательства государства. Сегодняшние либералы меньше верят в рынок и выступают за самое широкое государственное вмешательство в экономическую деятельность. Либералы 19 в. считали, что для достижения «индивидуалистических» целей требуются «индивидуалистические» же средства; либералы 20 в. иногда предлагают для достижения индивидуалистических целей средства, имеющие вполне «коллективистский» характер. Кроме того, изменилось и понимание «индивидуалистических целей», теперь они главным образом сводятся к достижению благосостояния.

Политический и экономический либерализм исходят из одной и той же философии. В то же время каждый часто шел своим путем. В течение 19 в. многие страны встали на путь либерализма. Однако, заимствуя его элементы, они продолжали поддерживать авторитарные политические формы общественного устройства.

Статья целиком в энциклопедии "Кругосвет".
« Последнее редактирование: 02.03.2012, 19:42:19 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
М

МАТЕРИАЛИЗМ - одно из двух главных философских направлений, которое решает основной вопрос философии в пользу первичности материи, природы, бытия, физического, объективного и рассматривает сознание, мышление как свойство материи в противоположность идеализму, принимающему за исходное дух, идею, сознание, мышление, психическое, субъективное. Признание первичности материи означает, что она никем не сотворена, а существует вечно, что пространство и время суть объективно существующие формы бытия материи, что мышление неотделимо от материи, которая мыслит, что единство мира состоит в его материальности.

Точное определение М. впервые дали К. Маркс и Ф. Энгельс. «Философы разделились на два больших лаге-ря», сообразно тому, как отвечали они на вопрос об отношении мышления к бытию. «Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы... соста-вили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма» (Энгельс Ф., см. Маркс К.и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 283). Такого понимания М. придерживался и В. И. Ленин (см. ПСС, т. 18, с. 98).
БСЭ
« Последнее редактирование: 02.03.2012, 19:41:45 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
О

ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ (устройство) — в теории конституционного права — исторически конкретная система общественных отношений, т. е. организация общества, обусловленная определенным уровнем производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни. Охраняется государством и правом.
Большой юридический словарь


ОЛИГАРХИЯ (греч. oligos — немногие и archia — власть) — форма организации государственной власти, основанная на политическом и экономическом господстве; правление небольшой, наиболее богатой группы людей. По Аристотелю — неправильная (в противопоставлении аристократии) форма правления. 
Погорелый Е.Д., Филиппов К.В., Фесенко В.Ю. Политологический словарь-справочник

ОЛИГАРХИЯ (греч. oligarchia, от oligos - немногий и arche - власть) - власть немногих; немногочисленной, узкой группы лиц. Политическая олигархия означает политический режим,  где вся полнота власти принадлежит определенной обособленной элите (военным, латифундистам и пр.). Вместе с тем употребляются понятия "финансовая олигархия", "промышленная олигархия", указывающие на общественную сферу и социальный слой, осуществляющий здесь безраздельное господство.

Политическую олигархию следует отличать от аристократии и политической элиты. Наличие в государстве политической олигархии указывает на корпоративный характер данного общества и углубляющееся политическое отчуждение.
В.Н. Коновалов. Словарь по политологии.


Специально по просьбам читателей неформальное определение олигархии:

ОЛИГАРХИЯ — (греч. oligos — маленький, немногочисленный и arche — власть) форма правления,  при которой политическое и экономическое господство осуществляется небольшой группой лиц.

В качестве одного из аспектов выделяется финансовая олигархия — группа крупнейших монополистов, господствующая в экономической и политической жизни государства, в руках которой находится подавляющая часть национального богатства . Другими словами, власть осуществляется небольшой группой лиц исключительно в своих интересах, оставляя остальных граждан государства не у дел, в лучшем случае позволяя им жить самим по себе.

Олигархическая форма правления очень любит прикрываться завесой демократии, когда декларируется, что власть осуществляется от имени народа. В этом случае для проникновения во власть используются различного рода выборные технологии,  которые позволяют узурпировать властные полномочия и в последствии легитимизировать такое положение вещей.

Правящий слой занимает своё положение с помощью трёх незамысловатых механизмов, которые испокон веков служили любой тирании и олигархии — обман, подкуп и страх.

Современные средства массовой информации  поставлены на службу обмана. Журналистам платят деньги не те, кто хочет иметь информацию, а те, кто хочет её распространить. В чём состоит такой обман? В том, что простой обыватель (потребитель информации) видит по телевизору и читает в газетах выступления многочисленных политиков и чиновников, которые говорят народу то, что он хочет услышать. Но делают они совсем другое, решая под видом государственных свои собственные проблемы. У простого народа короткая память — он не помнит и того, что было полгода назад, а где уж ему вспомнить, чем занимались депутаты все четыре года.

Подкуп является одной из разновидностей выборных технологий, а страх — вечный спутник человека, который позволяет играть на глубоких чувствах.

При помощи страха общество, живущее при олигархии, держится в узде. Раньше насаждался непосредственный страх наказания, а в современном мире производится более тонкое влияние на человеческую психику при помощи методов манипуляции общественным мнением, когда кукловоды дёргают за ниточки страха при помощи насаждения различных мифов, в основном действующих на то, что человек любит жить в мире и спокойствии. В качестве примеров таких мифов можно привести следующие стереотипные установки: «хоть бы что, лишь бы не было войны», «если к власти придут националисты, то будет ещё хуже — начнутся массовые репрессии», «эти хоть наворовались, а новые придут — начнут воровать снова» и т. д.
А.Белояр. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов
« Последнее редактирование: 02.03.2012, 23:56:41 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
П

ПОЛИТИКА - (от греч. "polis" - гора, скала, город, городская община, государство) - сфера деятельности, в которой реализуются отношения господства и подчинения между социальными классами и слоями, связанные с завоеванием, распределением, удержанием, осуществлением или ниспровержением, а также использованием власти.

Политика - многозначное понятие, применяемое для обозначения:

- сфер политики (внутренняя и внешняя, экономическая, культурная и т.д.);
- уровней политики (общинная, региональная, федеральная);
- политических целей (политика разрядки, мира, оборонная);
- носителей политики (политика правительства, оппозиции);
- наконец, способа политических действий (конфронтационная политика, политика компромисса).

Кроме того, часто говорят о политике властей, партийной политике, политического персонала, что и вовсе с трудом поддается классификации. В современной политической науке нет единого определения политики. Чтобы убедиться в этом, достаточно привести наиболее расхожие определения политики в специальной литературе:

1) "Политика представляет собой учение о целях государства и о наилучших средствах (учреждениях, формах, действиях) для их осуществления" (словарь Brockhaus).

2) "Под политикой мы понимаем искусство упорядочивать и осуществлять руководство людьми" (А. Бергштрессер).

3) "Политическую науку можно определить как ту специальную область социальных наук, которая предметно-критически исследует государство … под его властным аспектом на предмет того, как эти властные феномены непосредственно взаимодействуют с государством" (О. Флейтхайн).

4) "Политика… означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает" (М. Вебер).

5) "Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач содержания и деятельности государства" (В.И. Ленин).

6) "Предметом и целью политики является мир" (Д. Штарбергер).

7) "Политика представляет собой общественное действие, которое направлено на то, чтобы связанно регулировать общественные конфликты по поводу основных ценностей" (Г. Лембрух).

В структуре П.выделяются:

Политический интерес - реальная причина политической деятельности, внутренний, осознанный источник политического поведения, побуждающий людей к постановке определенных политических целей и осуществлению конкретных действий по их достижению.

Политическое сознание - совокупность идей, теоретических концепций, взглядов, представлений, мнений, оценочных суждений, состояний субъектов политических отношений, выражающих зависимость политических действий от осознания социальными группами общественно значимых интересов.

Политические отношения воплощают в себе характер взаимодействий между субъектами П., политическими институтами и властью.

Политическая деятельность - воплощение социальной активности индивидов и общностей, выражающаяся в участии, организации и осуществлении власти, разработки и осуществлении средств и методов П., определении стратегии и тактики, выборе решений, организации социально-политических союзов, проведении реформ, способах разрешения конфликтов и нахождения компромиссов. Политическая деятельность проявляется через политическую активность путем распределения граждан по политическим ролям.

Политические институты и организации - государство, политические партии, парламент, президент, группы давления, оппозиция и др. органы законодательной, исполнительной, судебной властей, общественно-политических движений, групп давления, союзов и ассоциаций и т.д., представляющие политические интересы групп и социальных общностей, составляющих общество.

Универсальность, многовариантность, всеохватывающий характер П. позволяют ей выполнять следующие функции:

Целеполагание - важнейшая функция П. Суть ее заключается в определении сознательно поставленных политических целей, соответствующих общественным потребностям и интересам; в выработке путей, методов и средств их реализации.

Функция интеграции непосредственно вытекает из сущности П. и выражает ее главное предназначение - сохранение целостности и устойчивости социальной системы.

Аксиологическая функция П. заключается в выработке, поддержании и развитии политических ценностей и идеалов, способных обеспечить единство действий всех субъектов П., преемственность инноваций развития общества и человека.

Инструментальная или регулятивная функция П. связана с выработкой рекомендаций по регулированию и управлению политическими и социальными процессами.

Функция социализации личности, отражает процесс включенности личности в сложный мир политических отношений.

Мотивационная функция П. воплощается в мотивировании ею определенных политических ориентаций и действий: либеральных, демократических, коммунистических, националистических и т.п.

Мобилизирующая функция П. реализуется в мобилизации различных социальных групп и отношений на служение тем или иным политическим идеалам, целям, режимам и т.п.

Нормативная функция П. связана с формированием и распространением в обществе определенных политических норм, образцов, эталонов поведения.

Информационная функция П. заключается в информировании индивидов, группы, общественных движений о целях, задачах, успехах, сложностях в реализации П.
Энциклопедия социологии



ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ — в науке конституционного права понятие, обозначающее систему приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая гос.) власти в обществе; функциональная характеристика власти. Не существует единой типологии П. р. Чаще всего наука конституционного права выделяет демократический, авторитарный и тоталитарный П. р. Характер П. р. никогда прямо не указывается в конституциях государств (не считая весьма распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании.
Большой юридический словарь
« Последнее редактирование: 03.08.2012, 15:00:21 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕПРЕССИИ - Политическими репрессиями признаются различные меры принуждения, применяемые государством по политическим мотивам, в виде лишения жизни или свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения, выдворения из страны и лишения гражданства, выселения групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями.

Закон Российской Федерации от 18.10.91 N 1761-I, ст. 1
Словарь юридических понятий, Большой юридический словарь, Экономика и право: словарь-справочник.
« Последнее редактирование: 03.08.2012, 14:59:45 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Р

РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ — один из основополагающих принципов конституционализма, согласно которому единая гос. власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную (наряду с которыми иногда выделяют также учредительную, избирательную и контрольную) власти. Принцип Р. в. впервые и наиболее последовательно был воплощен в Конституции США 1787 г., где три власти не только разделены, но и контролируют одна другую через т. н. систему "сдержек и противовесов". Менее последовательно принцип Р. в. проведен в парламентарных государствах, т. к. в них парламенту принадлежит формальное верховенство над органами исполнительной власти. В РФ принцип Р. в. закреплен в ст. 10 Конституции.
Большой юридический словарь

С

СУПРЕМАСИЗМ - убеждение, что определённые раса, вид, этническая группа, религия, пол, сексуальная ориентация, система верований или культура превосходит другие и даёт право тем, кто отождествляется с ними, доминировать, контролировать или управлять теми, кто не отождествляется.

СУВЕРЕНИТЕТ - (sovereignty) Право на полное политическое верховенство, не подчиненное какой-либо более высокой власти, при принятии и проведении в жизнь политических решений. В системе международных отношений суверенитет – это право государства (state) на полное самоуправление, а взаимное признание прав на суверенитет является основой международных отношений (international society). Суверенитет – это обратная сторона международной анархии: если государства претендуют на суверенитет, то система международных отношений по определению становится анархичной. Суверенитет не следует путать со свободой действия: суверенные действующие лица могут быть вынуждены осуществлять свободу принятия решений в рамках обстоятельств, резко ограниченных неравенством сил. Доктрина суверенитета возникла в период трансформации средневековых государств Европы в современную систему государств, – период, достигший кульминации в Вестфальском договоре 1648 г. В какой-то степени появление концепции суверенитета шло параллельно с появлением идеи частной собственности (property); в обоих случаях акцент делался на исключительных правах одного субъекта в отличие от средневековой системы расплывчатых и многоступенчатых политических и экономических прав. В рамках государства суверенитет означал восхождение монарха на вершину абсолютной власти, в отличие от соперничающих феодальных претендентов, таких, как аристократия, папство и Священная Римская империя. В международном плане суверенитет служил основой для признания правового равенства и тем самым основой для дипломатии и международного права.
Политика. Толковый словарь. — М.: "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 2001.

СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - верховенство и независимость власти. В науке конституционного права различаются несколько видов С.: 1) С. государственный - верховенство власти внутри страны и ее независимость во внешней сфере, т.е. полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая подчинение властям иностранных государств, в т.ч. в сфере международного общения, кроме случаев явно выраженного и добровольного согласия со стороны государства на ограничение своего С.; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода, обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая прежде всего способность политически самоопределяться вплоть до образования собственного государства; 3) С. народный - полновластие народа, т.е. обладание социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. Народный С. является одним из принципов конституционного строя во всех демократических государствах.
Юридический словарь.
« Последнее редактирование: 03.08.2012, 15:01:14 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Т

ТОТАЛИТАРИЗМ (лат. totalitas - цельность, полнота) - понятие, обозначающее политическую (государственную) систему, осуществляющую или стремящуюся осуществлять ради тех или иных целей абсолютный контроль над всеми сферами общественной жизни и над жизнью каждого человека в отдельности. Впервые употреблено критиками режима Муссолини (Дж. Амендола и П. Гобетти) в Италии в 1920-х. В научной литературе Запада вошло в обиход в конце 1930-х. (В дополнительном томе "Оксфордского английского словаря", 1933, впервые упоминается термин "тоталитарный" из журнала "Contemporary review", апрель 1928.)

Изначально Т. однозначно отождествлялся с общественным устройством, двумя различными версиями которого являлись фашизм и коммунизм. В идеологии Гитлера и Муссолини термин "тоталитарное государство" содержал позитивное значение. В дальнейшем понятие Т. приобрело (наряду со статусом политологического термина) мощное эмоционально-оценочное звучание. Определяющие характеристики Т.:

1) опора режима на люмпенизированные слои всех классов и социальных групп (люмпен-пролетариат, люмпен-крестьянство, люмпен-интеллигенция и т.п.);

2) наличие особого рода квазирелигиозной утопической идеологии, охватывающей все сферы жизни людей, подавляющей культурную традицию и обосновывающей (в условиях монополизации средств массовой информации) необходимость существующего режима для переустройства общества в целях создания "нового мира", "нового порядка", "преодоления кризисных явлений в политике и экономике" и т.д.;

3) целенаправленное создание и воспроизведение структур социальной мифологии для воздействия на народные массы в интересах господствующих клик;

4) монополизация власти одной политической партией, а в ней - одним лидером, объектом культа ("вождем", "дуче", "фюрером" и т.д.), либо харизматически ориентированным политическим кланом;

5) захват политической верхушкой дискреционных (не ограниченных законом) властных (экономических и политических) полномочий;

6) огосударствление и бюрократизация общества;

7) милитаризация общественной жизни;

8) опора режима на гипертрофированный аппарат тайной полиции, насилие и террор как универсальные средства внутренней и (по возможности) внешней политики;

9) постулирование возможности формирования Т. исключительно за счет кардинального разрушения ставшего, существующего мира, отрицание позитивной значимости гражданского общества и его институтов.

Исследование Т. осуществлялось в трудах Аренд (см.) "Происхождение тоталитаризма" (1951), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия" (1956), в антиутопии Оруэлла (см.) "1984" и др. (По Бжезинскому и Фридриху, тоталитарная диктатура - есть "автократия, основанная на современной технологии и массовой легитимизации".) Статус научной концепции за понятием "Т." стремились, в частности, утвердить участники интернационального политологического симпозиума (США, 1952), предложившие определять Т. как "закрытую и неподвижную социокультурную и политическую структуру, в которой всякое действие - от воспитания детей до производства и распределения товаров - направляется и контролируется из единого центра". К государствам тоталитарного типа традиционно относят Германию эпохи нацизма, Советский Союз эпохи сталинизма, фашистскую Италию, КНР эпохи Мао Цзэдуна и др.
Энциклопедия социологии
« Последнее редактирование: 03.08.2012, 15:02:12 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
ФАШИЗМ (итальянское fascismo - пучок, связка, объединение) - социально-политические движения, идеологии и государственные режимы тоталитарного типа. В любых своих разновидностях фашизм противопоставляет институтам и ценностям демократии так называемый новый порядок и предельно жесткие средства его утверждения.

Фашизм опирается на массовую тоталитарную политическую партию (приходя к власти, она становится государственно-монопольной организацией) и непререкаемый авторитет "вождя", "фюрера". Тотальный, в том числе идеологический, массовый террор и агрессивная, переходящая в геноцид ксенофобия по отношению к "чуждым" социальным и национальным группам, к враждебным ему ценностям цивилизации - непременные элементы идеологии и политики фашизма.

Режимы и движения фашистского типа широко используют лозунги популизма, социализма, имперской державности. Фашизм находит опору преимущественно в социально обездоленных группах и типах личности в условиях общенациональных кризисов или катаклизмов модернизации.

В узком смысле фашизм - феномен политической жизни Италии и Германии 20 - 40-х гг. 20 в. Многие черты фашизма присущи различным социальным и национальным движениям правого и левого толка. При видимой противоположности идеологических установок (например, "класс" или "нация"), по способам политической мобилизации общества, приемам террористического господства и пропаганды к фашизму близки тоталитарные движения и режимы большевизма, сталинизма, маоизма, "красных кхмеров" и др. В условиях слабости демократических институтов сохраняется возможность развития движений фашистского типа и превращения фашизма в серьезную угрозу.
Современная энциклопедия


ФАШИЗМ - форма политической диктатуры, характеризующаяся насилием над массами через всеобъемлющую государственно-политическую машину, включающую:
- систему массовых организаций и разветвленный аппарат идеологического воздействия; а также
- систему массового террора, широко использующую псевдореволюционные и национал-социалистические лозунги и формы организации масс для маскировки тотального насилия.
итал.Fascio - объединение
Словарь по общественным наукам

« Последнее редактирование: 03.08.2012, 14:54:28 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
ФОРМА ГОСУДАРСТВА — способ организации и осуществления государственной власти. Если сущность (и содержание) государства позволяет найти ответ на вопросы, какова природа государственной власти, в чьих руках находится власть, кто является ее носителем, в чьих интересах осуществляется эта власть, то рассмотрение Ф.г. позволяет разобраться в вопросе о том, кто, какие структуры (органы) государства осуществляют государственную власть, как они формируются и как взаимодействуют между собой и с населением, каков объем полномочий, предоставленных этим структурам (органам), и на какой срок они созданы; как территориально устроена власть; какие средства и методы она использует для достижения поставленных целей; какая политическая атмосфера складывается в обществе в результате функционирования государства; как власть относится к личности, ее интересам и т.д. Соответственно Ф.г. характеризуют: 1) организация (устройство) высших органов государственной власти, или форма правления; 2) территориальная организация государства, или государственно-территориальное устройство; 3) средства и методы реализации целей государственной политики, или государственный режим.
Энциклопедический словарь "Конституционное право России"

ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА (или административно-территориального) — закрепленный в конституции страны способ взаимосвязи государства и его составных частей (территорий), характеризующий территориальную организацию государственной власти. По Ф.г.-т.у. все государства подразделяются на унитарные, основанные на принципах унитаризма, и федеративные, основанные на принципах федерализма. Особую Ф.г.-т.у. представляет конфедерация. Не относятся к указанным разновидностям Ф.г.-т.у. межгосударственные объединения, содружества и сообщества государств.
Энциклопедический словарь "Конституционное право России"
« Последнее редактирование: 03.08.2012, 15:01:50 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

ЦЕЗАРИЗМ - неограниченное господство властителя, захватившего в свои руки правление государством, будто бы согласно с желанием народа, подобно тому, как это было в древнем Риме, когда Юлий Цезарь стал править по своему произволу, помимо сената.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907

... (политическая система) ведущая свое начало от Юлия Цезаря, который, сосредоточив в своих руках верховную власть в полном объеме, сохранил для вида старые республиканские учреждения и формально признавая, что власть его как бы делегирована римск. народом, который остается единственным сувереном. Наполеон I и III с успехом проводили эту систему, также признавая демократическую основу своей власти и сохраняя, как декорум, конституционные формы. Ц., в идее опирающийся на народный суверенитет. противополагается легитимизму, власти монарха исторической и наследственной (“Божией милостью”).
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона


ЦЕЗАРЕПАПИЗМ - понятие, выражающее такое соотношение церкви и государства, при котором устанавливается примат светской власти над духовной, а царю помимо абсолютной светской власти передаются и священные функции.

Большинство историков находят цезарепапизм в истории Византии, где юридически отношения церкви и государства регулировались “теорией симфонии”, выраженной в предисловии к VI новелле Кодекса императора Юстиниана (6 в.): “Величайшие дары Божий, данные людям высшим человеколюбием, - это священство и царство; первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих, оба происходят из одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое со своей стороны постоянно молится за них Богу”.

Тенденции к цезарепапизму можно обнаружить в толкованиях на Номоканон антиохийского патриарха Феодора Вальсамона (12 в.): император главенствует над церковью, его власть выше епископской, ему принадлежат права и преимущества архиерея.

Ряд историков, в т. ч. прот. А.Шмеман, считают, что нельзя однозначно характеризовать отношение церкви и государства в Византии как цезарепапизм, ибо между ними существовал догматический союз, в вопросах догматики имперская власть подчинялась церковной.

В русской истории тенденцию к цезарепапизму связывают с появлением Соборного уложения 1649 царя Алексея Михайловича, его упрочение - с реформами Петра I, упразднившего патриаршество, конфисковавшего в пользу государства церковное имущество и реформировавшего церковное управление. В деятельности патриарха Никона ряд историков - М.В.Зызыкин, архиеп. Серафим (Соболев) - усматривают стремление противостоять цезарепапизму.

С критикой цезарепапизма в русской истории выступали В.О.Ключевский, С.М.Соловьев, Вл.С.Соловьев, А. В. Карташев и др. В.В.Зеньковский, напротив, считал, что цезарепапизм не характерен для русской церковно-политической мысли: “Теократическая тема христианства развивается в России не в смысле примата духовной власти над светской, как это случилось на Западе, а в сторону усвоения государственной власти священной миссии. Это не было движение в сторону цезарепапизма. Церковь сама шла навстречу государству, чтобы внести в него благодатную силу освящения” (История русской философии, т. 1. Париж, 1989, с. 49). Критику цезарепапизма как искажения теократии можно найти у Л.А.Тихомирова, И.А.Ильина и др.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.335 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика