Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 [2] 3 4 5  Все   Вниз

Автор Тема: ПЦ и её священнослужители о государственной власти, большевизме и сталинизме  (Прочитано 16276 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Священник Владимир Зелинский

IV. ПОСТСКРИПТУМ. СТАЛИН КАК НЕВЫУЧЕННЫЙ УРОК

Если вчерашний сталинизм умел закрывать глаза на бесчисленные могилы вокруг, сегодня он на те могилы просто плюет.


- Вот, Вы, священник, написали три статьи о Сталине. Спрашивается, зачем Вам это понадобилось? Решили стать историком?

- Нет. Эти работы не были историческими исследованиями. Они опирались на факты, которые известны всем мало-мальски сведущим людям. Разыскание новых сведений, приводящих к каким-то обогащающим открытиям, не входило в мою задачу.

- В чем же она заключалась?

- В попытке определения того, что с нами произошло в минувшем веке. Право на понимание не принадлежит лишь профессионалам. Прошлое живет в нас, наполняет воздух, которым мы дышим. Я стремился не столько убеждать людей в том, в чем одни и так убеждены, а другие доводам не поддаются, сколько проложить какую-то иную тропу для осмысления коммунистического опыта, квинтэссенцией коего и был Сталин. Этот опыт, на мой взгляд, до сих пор не осмыслен, если не исторически, то духовно.

- Но говорят о "временах богоборчества"...

- Говорят и умолкают. Не следуют дальше. Останавливаются на терминах, одинаково пригодных и к III-ему и к XХ-ому веку. Между тем, изнутри веры, в лоне Церкви, всякое конкретное время может быть найдено, узнано из глубины откровения Христова. Всякая попытка понимания, даже и неудавшаяся, может стать "приношением Церкви"...

- Что же Вы хотели ей принести?

- Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы, по словам Иоанна Богослова. Если же вера наша служит каким-то отражением этого света, он должен войти во все, чем мы живем. Как в глубине нас самих, так и в истории, разделенной с другими. Если события нашей жизни укореняются в памяти нашей личной веры, то и события жизни исторической вплетаются в память Церкви. Во всякую яму можно спускаться с Евангелием в руках.

- Причем здесь Сталин?

- Сталин был громадным и трагическим событием церковной жизни. Поясняю цифрами: около 78 тысяч православных приходов и часовен на территории рухнувшей Российской империи в начале 1918 года и несколько сотен (не тысяч!) - я проверял эти данные - оставшихся храмов к 1939 году на пространстве почти шестой части земли. Причем, массовое закрытие церквей, в основном, началось где-то с 1929 года. В 1932 году Декретом правительства за подписью Сталина была объявлена "безбожная пятилетка", которая намеревалась стереть имя Божие повсюду, где бы оно ни произносилось. Не только в храмах, но и в душе.

- Но ведь во время войны тысячи храмов было открыто вновь.

- Да, причем с обеих сторон, немецкой и советской. Но разве открытые храмы дают нам право выписывать индульгенцию на гибель и мучения неисчислимого количества мучеников?

- Неисчислимого - это сколько?

- Называя цифры, вы лишь наживаете недругов. Одни говорят: по наивности страшно занижено, другие - по зловредности смехотворно преувеличено. Для того, чтобы называться убийцей, достаточно убить или замучить одного. Наполеона в романе Марка Алданова раздражает накануне смерти, что его, погубившего два миллиона человек на войнах, до сих пор попрекают убийством какого-то герцога Энгиенского. Лишь один этот герцог, убитый по его приказу, занозой сидел у него в памяти. А у Кобы?

- Политические деятели, тем более такого масштаба, оцениваются по иным меркам.

- Но не в Церкви, где в человек судится и спасается не в качестве грозного деятеля истории, но милостью Божией, исповеданием правой веры, исполнением заповедей Божиих, а шире - в меру стояния в той свободе, которую даровал ему Христос.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

(продолжение)

- Но почему Церковь должна судить о неверующем политике?

- Потому что верующим или нет, он был и остается ее членом.

- Сталин - член Церкви?

- Разумеется.

- Уж не полагаете ли Вы, что он тайком и в храм захаживал и молился по секрету? Или, может быть, вызывал Патриарха служить у себя на дому? Или, как говорят, посещал блаженную Матрону в трудные дни войны?

- Я думаю, что все эти "хитросплетенные басни" не стоит и обсуждать. Доказательства, как и опровержения того, что Сталин был верующим, мне представляются лишь курьезом. Словно вера, которая уживалась бы с его делами, не стала бы еще одним свидетельством против него. Неверие – это, может быть, последнее, что еще оставалось в нем искреннего. Но будь он верным или неверным, всякий вступивший однажды в Церковь, так или иначе остается в ней в том или ином статусе или чине.

- Какой же чин вы присваиваете "церковному" Сталину?

- Чин апостата или отступника. Ситуация, хорошо известная в истории Церкви: сын становится яростным врагом матери.

- Значит, всякий крещеный во младенчестве и даже не узнавший об этом, проживший жизнь так, как если бы Бога не было, уже отступник?

- Было бы, пожалуй, немилосердно судить по всей строгости несколько поколений людей лишь за то, что им ничего не сказали о Боге. Не будем путать атеиста и отступника. Последний намного опасней первого, ибо чаще всего хочет сделать отступниками и других. Апостат - "апостол" навыворот. Он бывает ведом каким-то духом, который наделяет его сверхчеловеческой силой для его вывороченного "апостольства". Несостоявшийся священник Иосиф Джугашвили сделал свой жизненный выбор, отбросил веру, стал гонителем, убийцей многих миллионов вполне сознательно. Все последующее явилось плодом той овладевшей им духовной одержимости, которая соединилась с его существованием, но проявила себя в масштабах - так уж устроил тот, кто стоял за ним - не только личной его, и даже не одной российской, но мировой истории.

- Что же по-Вашему, нам нечего сказать об истории, кроме того, что "сатана там правит бал"?...

- Скажу только, что в истории и добро, и зло "имеют свой прогресс". О том, кто "правит бал", Иисус сказал: "он был человекоубийца искони..." Но дабы не уклоняться нам в сторону, напомню слова Апостола языков: "Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого". Встанем же мысленно под сенью Креста и бросим взгляд на сталинскую эпоху. Вглядимся в лица людей. Прислушаемся к их речам. Что касается человекоубийства, причем не врагов, а идейно своих, выдаваемых за врагов, то - повторяю прежний вопрос - много ли найдется у Сталина на этом поле соперников? Будем ли мы судить об истории со Христом или слушать "пророков Ваала"?

- Ваш вопрос отличается примитивной прямолинейностью. Разве Евангелие говорит что-то об истории и, в частности, о ХХ-ом веке?

- Оно говорит о том, что наполняет жизнь во все времена. И всякое время мы можем открывать ключами Иисуса, словами Его, которые "не прейдут". Я потому и обратился к нашему сюжету и персонажу, что увидел страшное "смешение языков", когда в язык Церкви вплетаются выражения и словечки дракона, когда в угаре великодержавности происходит это немыслимое, трагикомическое слияние двух ностальгий, монархической и сталинистской. "Смешением языков" предается Церковь, веру которой я исповедую.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

(продолжение)

- И вас услышали?

- Характерной была реакция: а подите вы со своим Иисусом, у нас есть свое священноначалие.

- В какой-то, пусть и малой, мере, и в этой реакции есть своя логика. Православные - не фундаменталисты Писания, они опираются не только на тексты, которые вы охотно цитируете, но и на то, как Слово Божие раскрывало себя среди людей, в деяниях Духа Святого, в Предании Церкви.

- Согласно 73 правилу св. Василия Великого, действующему и сегодня в православной Церкви, "отрекшийся от Христа и соделавшийся преступником против таинства спасения, все время жизни своея должен быти в числе плачущих, и обязан исповедатися: а при конце жизни удостоится причастия святынь, по вере в Божие человеколюбие". Согласно св. Григорию Нисскому, отступление от христианской веры относится ко грехам, касающимся мысленной способности души, которые признаны от Отцов тягчайшими и требующими продолжительнейшего и строжайшего покаяния. Думаю, что тему "Сталин и покаяние" можно оставить, в покое... Не будем издеваться над здравым смыслом.

- Однако стрелы этих правил поражают лишь раскаявшихся, т.е. вернувшихся в Церковь. Но судит ли она тех, кто отпал окончательно?

- В 361 году, почти через 50 лет после Миланского эдикта, признавшего христианскую Церковь, ставшую затем государственной, императором стал Юлиан, названный Отступником. Юлиан, как все знают, решил восстановить культ языческих богов, а христиан называл "злым скопищем". До своей гибели в бою с персами Юлиан процарствовал всего два года, но успел воздвигнуть на христиан если не настоящее гонение, как в былые века, то большое притеснение. Возможно, ему просто не хватило времени. Что же писали о нем Отцы Церкви? Послушаем Григория Богослова, когда-то учившегося вместе с Юлианом: "Ты против Свидетеля, отвергший даже свидетельство мучеников! После Ирода - гонитель, После Иуды - предатель, только не обнаруживший, подобно ему, раскаяния удавлением. После Пилата - христоубийца! После Иудеев - богоненавистник" и т.д. Можно привести немало подобных инвектив. Если сравнить масштабы, Юлиан - это как глупый маленький мышонок против огромной злой крысы. Но можно ли представить, чтобы Церковь удостоила Юлиана христианского погребения и молилась о его упокоении со святыми?

- Пожалуй, та эпоха слишком удалена от нас, чтобы удовлетвориться подобными сопоставлениями.

- Анафема св. Патриарха Тихона против большевиков от 1918 года актуальна и по сей день. Впоследствии позиция Патриарха изменилась, но анафемы своей он не отменял и лично в ней не покаялся. Еще более актуально Соловецкое послание 1927 года. Смысл послания: от подчинения власти, какой бы она ни была, не отказываемся, но надлежит слушаться более Бога, чем человеков. Все, последовавшие этим путем, стали мучениками. Но далеко не только они.

- Но двадцатью годами позднее иерархи приветствовали Сталина, и нельзя сказать, чтобы неискренне.

- Позднее пришли те, кто выжил. И, естественно, были горячо благодарны за это. Если мы оставим в стороне вымученную Декларацию митрополита Сергия 1927 года и возьмем послевоенные декларации, адресованные лично вождю, то они действительно дышат искренностью и даже отдают неподдельным душевным жаром. Тому есть немало причин.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

(продолжение)

- Каких?

- Их можно распределить по трем категориям: "слишком человеческие", культурно-исторические, духовные.

- Начнем с первых.

- Они наименее интересны и наиболее понятны. Вчера вы были гонимы, годами со дня на день ждали ареста, сегодня - почти обласканы, вам предоставляют резиденции, дарят правительственные машины, удостаивают отеческой беседы на высочайшем уровне. К тому же открываются храмы, вчерашние зэки занимают кафедры... Стоит продолжать?

- Не стоит.

- Культурно-исторические причины вытекают из известных отношений Церкви и Царства. Можете называть их "симфонией", только дирижер у нее был всегда один. Помните ли вы, чтобы Русская Церковь после св. митрополита Филиппа, т.е. середины XVI века, а затем св. митрополита Арсения, два века спустя, в чем-то существенном перечила власти? Между тем, в те века произошло много такого, с чем христианской совести не всегда было легко примириться. Не говоря уж об отмене патриаршества, о кощунствах Петра, о крестьянском рабстве, о секуляризации монастырей при Екатерине..., даже большой Собор было невозможно собрать до самого 17 года. Не касаюсь внешних оков, ни паралича, по слову Достоевского, но лишь способности эти оковы вбирать внутрь. Наполнять их духом смирения и богословия. Декларация митрополита Сергия в 1927 году была сознательным, хотя и навязанным поворотом в сторону того же настоенного веками коленнопреклоненного духа.

- Даже если власть из богосочувствующей стала богопротивной?

- Чтобы выжить, во всех случаях следовало быть с ней. Переключить поклонение с одного объекта на другой: с благочестивейшего василевса на богоданного отступника. Поэтому я не вполне понимаю пафоса обличений "сергианства" с высоты "Святой Руси", оставшейся в XVII или в XIX веке. Спорила ли тогда наша Церковь с теми, кто носит меч? Дело было не только в чьей-то личной робости, но в освященном сознании промыслительности нависшей над ней длани.

- Дело все же в принципиальной перемене характера власти.

- Однако в отправлении ее не было столь уж принципиальной разницы.

- Как знать... Если же говорить о духовных причинах?..

- Говорить о них труднее всего. Заранее знаешь, что тебя не поймут. Речь идет не только о Медном или Стальном всаднике и бедном человечке под его копытами, но об обвораживающем колдовстве их державного звона. О чарующей магии силы, действующей даже на ее жертвы. И в Церкви люди могли быть ею по-своему околдованы. Возьмите приветственный адрес Сталину к его 70-летию от имени всего русского епископата (беру лишь наиболее яркий пример). Это не было жестом простого приспособленчества, вовсе нет, но актом почти религиозного поклонения. Среди подписавших его владык большинство прошло лагеря. В сущности, они знали то, что знаем и мы. Но знали - как бы сказать? – припрятанным, арестованным, не выпущенным из лагеря знанием.

- То есть?

- Они отлично видели изнанку советской власти, но глаза их были "удержаны", прикованы к "славе" ее. Изнанкой же "славы" было неслыханное подавление человека. Извращение его нравственной основы. Подминание его под героя плакатов. Растаптывание его души и тела в Гулаге. Но далеко не только в Гулаге, запомним это, но повсюду под тяжестью стальных копыт. Горестно подозреваю, что большинство подписей было, так сказать, искренними, а поклонение – истовым. Спросим: почему жар души шел на поклонение убийце, а убитым уделялась (если уделялась) лишь тайная искорка сочувствия? Потому что жизнь отдельного человека, судьба его души, его унижение, его страдание – все это было не столь уж важным. Они охотнее слышали Бога в железном порядке, в мощи армий, в сиянии деспота, покорившего "под нозе" народы, но при этом великодушно снявшего опалу с Церкви, только не в тихом дуновении человеческого духа, и уж тем более не в стоне его.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

(продолжение)

- Но Сталин лично разве несет ответственность за все это?

- Сталин был не столько творцом, сколько продуктом режима. Его изобретением, его находкой, его апофеозом, его раковой опухолью. Ее духовные метастазы не только пронизывали всю страну, но и проникали в сердца людей. Но это - тогда. Поклонение Сталину в 1949 году и в 2009-ом имеет разный смысл. В его время было поветрие всеобщего ослепления, не обошедшее даже и праведников, сегодня - это лишь обветшавшая, парадная форма, которая с натугой надевается на острое неприятие сегодняшнего дня. Реакция на то, что так - под пятой бандитов-демократов и либералов, "живущих по понятиям", - "жить нельзя". (Замечу в скобках, что в государствах, имеющих репутацию либеральных, таковые либералы и крутые демократы, если еще не сидят, где им назначено, то сильно прячутся). При Сталине же дело было в эпидемии тотального отравления душ. Вспомните миллионные толпы на его похоронах в марте 1953 года. И ни одного человека, пришедшего с последним поклоном, когда его выносили из Мавзолея в 1961 году. Не только потому, что выносили тайно. И знали бы, не пришли. По крайней мере, такой массой. Волна спала, наваждение рассеялось.

- По вашим словам судя, не очень оно и рассеялось...

- Нынешний символ "Сталин" обходится без всякого наваждения. Он трезв, гол, циничен, агрессивен. Он стиснут злобами, подавлен обидами на всех и на вся. И если вчерашний сталинизм, возводя очи ко славе грядущего, умел закрывать глаза на бесчисленные могилы вокруг, сегодня, когда очи возводить некуда, он на те могилы просто плюет.

- Прощая, объясняя или оправдывая?

- Скорее не желая замечать. Есть такой психологический механизм: вытеснение, регулирующий работу памяти. Описан в психоанализе. Отлично знаю, но как бы и не знаю совсем, ибо не желаю знать. К тому же наша боль, даже не очень страшная, никуда не вытесняется, но вопиет к небесам, чужая, пусть непомерная, нас не касается. Какие тут доводы приводятся, не столь важно, их скучно читать.

- Но сегодня борьба со сталинизмом дошла до оправдания тех, кто встал на сторону его врагов во время войны, едва ли не до прославления Власова...

- У всякой борьбы есть и свой тупик. Вспоминаю известную фразу Г.С.Померанца: "Дьявол начинается с пены на губах ангела, вставшего на защиту святого и правого дела". Никакой антисталинизм и вообще никакие "анти", "pro" или "contra" не должны доводить нас до пены на губах. В форме врага, с оружием врага идти против своих вчерашних солдат?... Приведу здесь слова бл. Августина:

"Юлиан был неверным императором, отступником, беззаконником и идолопоклонником. Солдаты-христиане служили этому неверному императору. Но как только дело касалось Христа, они признавали Его как своего небесного Главу. Когда Юлиан хотел от них жертв идолам, то они предпочитали им Бога. Но когда он звал их в битву на врага, они немедленно повиновались императору. Они различали область вечного и область преходящего; область вечного не препятствовала им в подчинении земному властителю".

- Вы хотите сказать, что эти солдаты Юлиана могли бы быть образцом и для советских солдат, оказавшихся в плену?

- Политика Сталина в отношении них была преступна с самого начала. Всю жизнь изобретать фантастические заговоры против своей персоны, а как только вражеская армия оказалась у самых твоих границ, из принципа не пожелать ее заметить. И тем самым обречь миллионы своих солдат на гибель и плен. И все же одна вина не оправдывает другую, пусть и меньшую.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(окончание)

- Непросто судить с высоты наших лет.

- Упаси Бог судить. Допускаю, что у разных народов могли быть и разные моральные доводы. Судить же я готов только немилосердие. Все "слишком человеческое", что заставляло служителей Церкви поклоняться Сталину, и не только ему, можно простить и забыть. Все культурно-историческое, как бы "симфоническое", нетрудно понять. Хотя понять - не значит восславить. Прошлое отнюдь не целиком подвластно нашему суду. Но коль скоро оно вливается в настоящее, мы вправе разбираться с ним в нас самих. Ибо и мы - в потоке той же истории, текущей через каждого. Так и наследие Церкви, оставаясь неизменным, раскрывается и оживает в нас сегодняшних.

- Что ему до Сталина?

- Наказание Божие, сопряженное с этим именем, останется неусвоенным, если превратится в суд лишь над одной исторической личностью и стоящей за ней доктриной, ныне уже рассыпавшейся. Спрошу еще раз: кто, в сущности, был "Сталин" с евангельской, с Христовой точки зрения? До неба выросшее орудие попрания человека. Доведение до абсурда, до глубин преисподней превосходства Чего-то над кем-то...

- Чего-то чего?

- Того, что на балу истории заявляет себя главным его распорядителем. Государства, системы, вождя, доктрины, партии, царства, закона, буквы, портрета, субботы, немеряных денег, топора, занесенного над шеей, сапога, опустившегося на лицо, вора, пришедшего выкрасть чужую свободу. Под обаянием этого превосходства мы и остались до тупости нечувствительны к тому, что за плечами у нас все еще сидит Сталин-Народ, кинувшийся когда-то пожирать и перемалывать собственное население, оказавшееся врагом Народа. Как бы не перевоплотился он в кого-то еще, гены его все еще в нас. Злое наваждение прошло, но кто захотел понять его, понять его корни? Не удерживать завороженные глаза на былых симфониях и империях, которые, как их ни зови, все равно не вернутся, но вглядеться, наконец, в лицо всякого человека. И узнать в нем одного из "меньших братьев" Христа.

- Это и есть ваш урок?

- Скорее его начало. Но давайте дадим подумать и другим.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Александр Шишков

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 96
  • Вероисповедание:
    православный
  • Слава Богу за всё !
Иларион, митрополит Волоколамский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (Алфеев)

http://www.religiopolis.org/publications/46-istoriya-v-ocenkah-sovremennikov-stalin.html

СТАЛИН ВПОЛНЕ СОПОСТАВИМ С ГИТЛЕРОМ
Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти. И количество жертв сталинских репрессий вполне сопоставимо с нашими потерями в Великой Отечественной войне.
Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну. Он уничтожил все высшее руководство армии, в результате массовых репрессий поставил некогда могучую страну на грань выживания. В 1937 году, когда была перепись населения, страна недосчиталась десятка миллионов людей. Куда делись эти миллионы? Их уничтожил Сталин. В войну страна вступила почти обескровленной. Но, несмотря на все чудовищные репрессии, народ проявил небывалый героизм. Иначе как чудом это назвать нельзя. Победа в войне — это победа народа. Народа, который проявил величайшую волю к сопротивлению. Чудо победы в войне — это великое явление силы духа нашего народа, которую не сумели сломить ни Сталин, ни Гитлер.
Митрополит Иларион (Григорий Валериевич Алфеев), председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС РПЦ МП), постоянный член Священного Синода.

Источник: ЭКСПЕРТ
Записан
Александр  Шишков

Александр Шишков

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 96
  • Вероисповедание:
    православный
  • Слава Богу за всё !
"Церковь должна оставаться Церковью"
Жаркие споры о Сталине
http://www.russ.ru/Mirovaya-povestka/Cerkov-dolzhna-ostavat-sya-Cerkov-yu

о. Андрей Кураев

От редакции. 21 декабря исполняется 130 лет со дня рождения, наверное, самой противоречивой фигуры российской истории XX столетия - Иосифа Виссарионовича Сталина. Вопрос об отношении к нему вот уже 20 лет буквально раскалывает российское общество. И вероятно, так будет продолжаться еще долго. Редакция «Русского журнала» решила спросить отца Андрея Кураева, как он относится к феномену «культа личности Сталина» и как на рост популярности фигуры Сталина в российском обществе должна реагировать Русская Православная Церковь.

* * *

РЖ: Уважаемый отец Андрей, как Вы относитесь к возрождению культа личности Сталина? Как Вы полагаете, можно ли обнаружить в этом процессе возрождение неких элементов языческого культа или, наоборот, в культе Сталина находят отголосок элементы традиционно-монархического сознания?

Андрей Кураев: Говорить о том, что в России возрождается культ Сталина нельзя. Это будет слишком резкая характеристика для того, что происходит. Но, действительно, в сознании изрядной части населения России, в том числе, к сожалению, и тех, кто считает себя православными христианами, присутствует слишком благодушное отношение к личности этого человека и к проводимой им политике. И это очень грустно.

Причина этой грусти достаточно ясна. Благодушное восприятие населением России имени и наследия Иосифа Сталина означает, что российским обществом не понято самое главное наследие сталинизма – отношение к людям как к колесикам и винтикам некоего чудовищного механизма. Поэт Наум Коржавин однажды очень точно выразил миропонимание людей, подобных Сталину: «Мне предать их нетрудно, верю с детства почти, что измятые судьбы – лишь издержки пути». Вера в то, что искалеченные человеческие судьбы – это всего лишь издержки на пути в «светлое будущее», действительно является главной аксиомой коммунистического мировоззрения. Коммунисты всегда считали так: цель оправдывает средства. А под целью они понимали сохранение партийной коммунистической власти, под руководством которой достигается тотальное счастье всего человечества. Они рассуждали: «Лес рубят – щепки летят». Эта готовность видеть в людях щепки и есть, с одной стороны, условие сталинизма, а с другой стороны, его следствие. Конечно, понятно, что не Сталин сотворил такое инструментально-тоталитарное отношение к человеку. Это весьма древнее и архаичное умонастроение. Таким образом, я согласен с вами, что в сталинизме, как мировоззрении, можно обнаружить элементы самого натурального язычества, которому оппонировала евангельская фраза: «Что пользы человеку, если он весь мир приобретет, а душу свою потеряет».

Записан
Александр  Шишков

Александр Шишков

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 96
  • Вероисповедание:
    православный
  • Слава Богу за всё !
РЖ: Как, по Вашему мнению, большинство верующих православных относится к личности Сталина? Можно ли говорить о существовании такого явления, как религиозный сталинизм?

А.К.: Я думаю, что большинство православных верующих вполне нормальные люди, и поэтому к Сталину они относятся как к одному из палачей своего народа и мучителю православных. Что касается феномена православного сталинизма, то это удел некоторых непростых прихожан, активно пользующихся интернетом. По большей части, это люди, желающие оправдать свою ненависть к окружающему миру, вытекающую из их в нем невостребованности. Их писательские или политические опыты не востребованы ни обществом, ни государством и даже, по большому счету, самой Церкрвью. От этой своей немощи они изнывают и, соответственно, пробуют доказать, что в их бесталанности виноват кто-то другой, а на этого другого и надо найти управу в лице сталинской опричнины.

РЖ: Можно ли утверждать, что религиозное возрождение России приведет к снижению интереса к Сталину и, соответственно, к меньшей востребованности обществом его наследия?

А.К.: Я надеюсь, что в России наконец-то закончится период возрождения православия и начнется возрождение христианства. За последние 20 лет в нашей стране слишком много говорили о Церкви как хранительнице национальных традиций и, вследствие этого, очень часто забывали о Евангелии и о Христе. Патриарх Алексий Второй даже говорил об утрате христоцентричности церковного сознания. По-своему понятно почему восприятие православия было изуродовано, превратившись в подобие национальной идеологии. Это была неизбежная реакция на шок утраты великой родины, Советского Союза, и на гайдаро-чубайсовскую шокотерапию. Но все-таки пора уже от этого выздоравливать. А чтобы выздороветь, необходимо вспомнить, что слово «православный» - это прилагательное к слову «христианин». Как только вернется Евангелие, а вместе с Евангелием в сознание людей вместо Ивана Грозного и Сталина вернется Христос, тогда люди, надеюсь, поймут и истину Достоевского о слезинке ребенка, и многое другое.

РЖ: Не кажется ли Вам, что если бы Церковь заняла более антисоветскую позицию, то, соответственно, в российском обществе наблюдался бы и меньший интерес к личности Сталина?

А.К.: Я уверен, что позиция Церкви не должна быть ни антисоветской, ни просоветской, ни антисталинской, ни просталинской. Церковь должна быть с Христом, Церковь должна оставаться Церковью.

Беседовал Константин Аршин.
Записан
Александр  Шишков

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
СКОРО ЛИ СТАЛИН УЙДЕТ ИЗ РОССИИ?

По материалам сайта "Татьянин день"

Православные священнослужители считают опасным наметившийся в российском обществе рост симпатий к Сталину. По их мнению, такая тенденция обусловлена как историческими причинами, так и упущениями нынешних властей страны в борьбе с коррупцией.

В воскресенье, 22 августа в Москве у Соловецкого камня прошло молитвенное стояние, связанное с тем, что в нынешнем году исполняется 90 лет с тех пор, как по решению Архангельского губисполкома 26 мая 1920 года на Соловках был учрежден первый концлагерь губернского подчинения - предшественник печально знаменитого Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН).

За последние годы духовенство различных конфессий неоднократно выступало с заявлениями, осуждающими сталинские репрессии, однако в российском обществе параллельно возникла некоторая мода на Сталина. Во всяком случае, критиковать Сталина и муссировать тему репрессий считается непатриотичным.

В чем причина возросших симпатий общества к Сталину? Кажется ли вам опасной эта тенденция и удастся ли ее переломить? С такими вопросами Regions.Ru обратились к священнослужителям.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает опасной наметившуюся тенденцию роста симпатий российского общества к Сталину.

"Безусловно, это очень опасная тенденция", - заявил он. По его словам, такое отношение к сталинизму является следствием нежелания людей понять, "что у нас полстраны были жертвами, а вторая половина – истязателями этих жертв". "Когда, с одной стороны, человек не испытывает боли за своих близких, которые погибли в Гулаге, а, с другой стороны, не испытывает боли и сожаления за своих близких, которые в Гулаге служили, то, значит, он живет в вымышленном мире, не опирается на реальные события в истории его семьи и его Родины", - пояснил священник.

"Каждый год после Пасхи мы собираемся на Бутовском полигоне, чтобы помянуть расстрелянных там священников. Теперь этот полигон принадлежит МВД. И мне там порой становится страшно. Видя лица молодых ребят в милицейской форме, офицеров, которые ведут себя достаточно нагло, без тени смущения за то, что здесь происходило, я уверен, что если им и сейчас отдадут приказ расстреливать священников, они за редким исключением выполнят его без каких-либо вопросов также, как выполняли и в 37-м", - рассказал отец Борис. "Основная масса (именно это слово я хочу здесь употребить) будет такой же "законопослушной", как и в те времена. Люди теряют связь с реальностью, перестают ощущать свою собственную боль, не реагируют как должно на аномалию. А сталинизм – это аномалия. И это не времена Нерона, а наше совсем недавнее прошлое", - пояснил он.

По словам священника, "выходить из этой ситуации можно только посредством собственного подвига: покаянием, плачем, осознанием греховности своей и своих предков". "Ведь то, что случилось с Россией, несомненно, случилось по грехам нашим", - заключил отец Борис.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(продолжение)

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает симпатии части общества к Сталину временным явлением.

"Мне кажется, со временем эта тенденция сойдет на нет", - сказал он. Признав, что в России немало еще приверженцев Сталина, священник напомнил о том, что и в Германии до сих пор есть приверженцы Гитлера, особенно среди молодежи. По его мнению. это один из способов эпатировать публику, привлечь к себе внимание для людей, которые не приемлют то, что происходит в стране. "Но если бы кто-нибудь из них пожил какое-то время на тогдашних Соловках, он сразу исцелился бы от этой любви к тирану", - уверен отец Димитрий.

Священник считает, что "для кого-то этот пафос, это чувство сродни религиозному", и переубедить таких людей будет "очень трудно". "Но просветительскую и разъяснительную работу вести необходимо, особенно среди молодежи. Чем меньше у нас будет сталинистов, тем лучше для духовного здоровья нации. Потому что подобная любовь к человеку есть не что иное, как особый род душевной болезни", - заключил протоиерей Димитрий Смирнов.
« Последнее редактирование: 05.02.2011, 19:48:11 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(продолжение)

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш), известный православный публицист и миссионер, один из авторов "Основ учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека" считает, что в России нет значимой тенденции роста симпатий к Сталину.

"Я считаю, что неправильно думать, будто стало немодным вспоминать о репрессиях и страданиях русского народа. Мне редко приходится смотреть телевизор, но когда я его включаю, то вижу, что по многим каналам идут передачи, касающиеся истории России в ХХ в., о новомучениках в церковном и нецерковном контекстах", - рассказал он.

"Отхода от исторической памяти я не наблюдаю, за исключением каких-то отдельных личностей. Но ведь у нас есть пьяницы, воры, взяточники – и это совсем не значит, что наша страна уклоняется в пьянство или взяточничество, мы ведем с этим борьбу. В области общественного сознания есть разные направления, но в отличие от уголовных преступников мы не преследуем тех, кто мыслит по-другому", - заметил иеромонах Макарий.

"Существует разнообразие мнений, есть мнения, заведомо нами не принимаемые, ошибочные – так мы на них и смотрим. Откуда они берутся? Как у всякого греха, у исторических, идеологических заблуждений есть свои корни, причины: человеческое неразумие, греховность, склонность не замечать своих грехов, но видеть грехи чужие. К примеру, не добравшиеся до высоких государственных чинов пытаются оболгать нынешнее правительство, очернить его – а это уже ведет к обелению того печального состояния, в котором находилась Россия до 90-х гг.", - подытожил отец Макарий.
« Последнее редактирование: 05.02.2011, 19:48:33 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(окончание)

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, говоря о причинах симпатий жителей России к Сталину, напомнил, чьими потомками является современное российское общество.

"Что такое "государство" или "общество", о котором мы говорим? Надо не забывать, что Церковь, церковные люди – это тоже часть общества. Церковь по конституции отделена от государства, но не отделена от жизни общества", - отметил он.

"Что такое российское общество сейчас? Во время революции, во время сталинских репрессий дворянство, духовенство, купечество были выбиты, интеллигенция также была частично выбита, а частично – отправлена в лагеря или эмигрировала; крестьянство как класс перестало существовать. Даже "старые" большевики вроде Павки Корчагина, делавшие революции, "пассионарии", тоже были выбиты после партийной чистки. Кто остался? А вот мы – наследники тех, кто остался, как бы жестко это ни звучало. Поэтому что можно сказать о духовном состоянии и менталитете этого народа? Генерация такого "советского человека" не может существовать без хозяина. Конечно, кто-то это оправдывает тем, что, мол, "у нас особый путь, мы не можем без жесткой руки", - но это ничего не меняет", - заявил отец Сергий Круглов.

"Если мы вспомним Ветхий Завет, то увидим, что Моисей водил освобожденный от египетского рабства народ сорок лет по пустыне, не вводя в обетованную землю. Нужно было, чтобы те, кто помнил рабство, вымерли, т.к. с ними в обетованную землю войти невозможно. Даже сам Моисей не вошел, умер", - привел пример из Священного Писания священнослужитель.

"Важную роль здесь играет и то, что творится в стране – люди мечтают хотя бы о каком-то порядке. Все мы знаем, как велико искушение призвать "сильную руку"! Кроме того, общество все-таки любит свою страну, и в какой-то степени из-за этой любви хочет вернуть Сталина. Люди, помнящие тоталитарную систему, вымирают, и им на смену приходит молодое поколение, которому можно внушить что угодно. Самые разные факторы влияют на то, что Сталин снова становится популярен", - считает он.

"Что будет дальше, неизвестно. Но хочется верить, что вечно живой человеческий дух спасет общество", - с надеждой сказал отец Сергий.
« Последнее редактирование: 05.02.2011, 21:04:52 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
29 декабря 2009 года в Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата на имя председателя ОВЦС митрополита Волоколамского Илариона поступило письмо главного редактора газеты «Завтра» А.А.Проханова с просьбой разъяснить церковную позицию в отношении роли личности И.В. Сталина в отечественной истории. Автор письма просил митрополита Илариона ответить на вопросы, которые были приведены в его статье «Блаженны миротворцы» (газета «Завтра», № 1, 2010 г.).

В преддверии 65-летия Победы в Великой Отечественной войне на поднятые в статье вопросы от имени председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата адресату ответил заместитель главы ОВЦС игумен Филипп (Рябых). Текст письма приводится ниже.

ГЛАВНОМУ РЕДАКТОРУ ГАЗЕТЫ "ЗАВТРА" А.А.ПРОХАНОВУ

Уважаемый Александр Андреевич!

По благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона отвечаю на письмо, направленное Вами в его адрес.
<...>
История России в ХХ веке показала, что никакие человеческие усилия, даже самые жесткие, не способны удержать единство общества и сделать его благополучным. Неверие, а тем более богоборчество, ведет к ошибкам в политической и общественной жизни: Рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13. 1).
<...>
Героизация безбожников и их методов управления не может стать объединяющим началом для народов исторической России. Наоборот, это разъединяет наши общества.
<...>
В начале своей деятельности именно большевики во многом способствовали гибели одного из величайших христианских государств в мире и уничтожили многих наших соотечественников ради строительства земного рая. Здесь я не хочу идеализировать Российскую империю. Но она формировалась на протяжении тысячелетия как страна, основанная на христианских принципах, и могла бы эволюционно развиваться далее, если бы оппозиция не «раскачивала лодку», а искала бы компромиссы с исторической властью.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(продолжение)

При Сталине была создана бесчеловечная система, и ничто ее не может оправдать: ни индустриализация, ни атомная бомба, ни сохранение государственных границ, ни даже победа в Великой Отечественной войне, ибо всего этого добился не Сталин, а наш многонациональный народ. Режим, созданный Сталиным, держался на терроре, насилии, подавлении человеческой личности, лжи и доносительстве. Этот режим пожирал самого себя, когда сами палачи превращались в жертвы, и имел временный успех.
<...>
В своей статье Вы апеллируете к общественному мнению. Да, я не исключаю, что многие считают Сталина «самым популярным в России лидером», однако это выражает не поддержку созданного им тоталитарного режима, а желание видеть в нем «сильную руку», способную навести порядок в стране. Конечно, России нужна сильная и дееспособная власть, как и любой другой стране. Только на основе других ценностей и с иными методами управления. Уверяю Вас, если Вы спросите у людей, а хотели бы они покинуть свои квартиры и отправиться жить в бесчеловечных условиях в концлагеря, превратившись в бесплатную рабочую силу, то я уверен, что таковых сейчас не найдется даже среди Ваших единомышленников.

Молитва за власть и общение с ее представителями в сталинское время не означала принятие Церковью того курса, который проводило государство в отношении религии и других сфер общественной жизни. Только один тот факт, что Церковь проповедовала религиозный взгляд на жизнь в то время, когда везде насаждался материализм и одна идеология, означал ее непримиримость с мировоззрением существовавшего режима. В душе многие иерархи, духовенство и миряне противились безбожному режиму, мечтали о возрождении Святой Руси. Приведу слова архиепископа Василия (Кривошеина) (1900–1985). Проезжая как-то мимо кремлевских соборов, его племянник обратил внимание на их красоту. Владыка Василий в ответ сказал: «Да, это очень красиво, но наступит день, и нужно будет эти храмы переосвящать». И такие дни, слава Богу, наступили.
<...>
Безусловно, значительные изменения государственной политики в области религии произошли в 1943 году. Напомню, что этому изменению в политике Сталина предшествовали вполне определенные события – нападение гитлеровской Германии на Советский Союз. Была оккупирована значительная часть территории страны, в том числе и области, на которых подчас была полностью ликвидирована вся религиозная жизнь. В целом к моменту нападения Германии на Советский Союз на территории нашей страны, в границах до 1939 года, оставались действующими не более 300 храмов, было четыре правящих епископа и не более 500 нерепрессированных священнослужителей.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(окончание)

Однако поставивший перед собой задачу полного уничтожения всех форм религиозной жизни большевистский режим и возглавлявший его Сталин все-таки во время Великой Отечественной войны изменили свою позицию. Изменили по вполне определенным причинам. Массовое возрождение церковной жизни на оккупированной немцами территории (оккупационными властями было открыто около 9000 храмов, тогда как Сталин отдал Церкви всего 718 храмов. Так что, по-Вашему, нам теперь следует «боготворить» и Гитлера?!) требовало от Сталина ответных мер пропагандистского характера. Нужно было показать, что и на неоккупированной территории церковная жизнь существует, а освобождение Красной армией оккупированных территорий не будет означать ликвидации религиозной жизни.

Также можно сказать и о другом: о возвращении русской классики, погон в армии, музыке и архитектуре. Все это имело лишь пропагандистский характер, ставивший единственную цель – сохранить режим. Многие наши соотечественники, покинувшие Россию после Гражданской войны, откликнулись на этот сталинский обман и вернулись на Родину. В результате большинство из них ждали кандалы и чечевичная похлебка.

Вы ставите в заслугу Сталину то, что он восстановил «великое русское пространство». Но, как известно, оно было потеряно наследниками «вождя всех времен и народов». Именно Сталин заложил «бомбу замедленного действия», по своей воле перекраивая «великое русское пространство», создавая искусственные границы между бывшими советскими республиками. В результате этой сталинской политики мы пожинаем плоды экстремизма, национализма и ксенофобии. Сейчас осталась только одна связующая скрепа на территории исторической Руси (нынешних России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других ныне независимых государств) – это Русская Православная Церковь. Если б не эксперимент в виде национально-территориального деления бывшей Российской империи, то и не встал бы вопрос разделения единой страны и прекращение ее существования в начале 1990-х годов.

Наша Святая Церковь на протяжении столетий была и всегда будет со своим народом и в горести, и в радости. Наше духовенство разделяло участь народа в лютые года ордынского ига и в 1612 году, во времена наполеоновского нашествия и в окопах Первой мировой войны, во времена красного террора и в застенках сталинского ГУЛАГа, в годы Великой Отечественной войны, во дни распада единого Отечества и во времена тяжелых экономических потрясений.

Отвечая на Ваши последние утверждения, могу сказать, что победа в Великой Отечественной войне была одержана нашим народом не благодаря руководству Сталина. Есть мнение авторитетных историков, что именно по его вине мы понесли такие неисчислимые жертвы, положив на алтарь победы миллионы жизней наших соотечественников по причине непродуманной предвоенной внутренней политики. Войну выиграл наш многонациональный народ, ведомый своей любовью к Отечеству, вплоть до «положения живота своего» (ср. Ин. 15.13).

Хотел бы надеяться, что дискуссии по поводу недавней истории нашего Отечества будут вестись в цивилизованной форме, и не будут разделять единый народ на два враждующих лагеря.

С уважением и надеждой на понимание,

Заместитель председателя
Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
игумен Филипп (Рябых)

Полный текст письма на сайте: http://www.mospat.ru/ru/2010/05/06/news17638/
« Последнее редактирование: 06.02.2011, 01:14:28 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Протоиерей Николай

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32 072
  • Вероисповедание:
    Православный
  • г. Арзамас, Нижегородская епархия
Прочел недавно замечательную книгу: "Русь уходящая". Воспоминания митрополита Питирима.



Книга замечательная. Живая, очень просто и увлекательно написана.
Воспоминания охватывают практически весь советский период.
И вот что удивительно, митрополит очень тепло вспоминает это время. Конечно, не идеаллизируя его, но и не очерняя.
Всем советую, прочтите. Книга захватывает. Тем более, это личные воспоминания человека много лет бывшего у самых вершин административной власти ПЦ.
Записан
Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. 1Тим. 3,15

22   Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына.
23   Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. (1 Ин. 2гл)

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
О книге митрополита Питирима.

Выходные данные: Александрова Т.Л., Суздальцева Т.В. Русь уходящая: Рассказы митрополита. — М., 2004. — 464 с., илл.

Из предисловия составителей:

Цитировать
Предлагаемая читателю книга не является в строгом смысле мемуарами митрополита Питирима. Писать мемуары Владыка категорически отказывался. Точнее, говорил: «Писать не буду. А наговорить могу», — а потом прибавлял с усмешкой: «Только, если увижу написанными, наверное, все равно порву…» Он был гиперкритичен к тому, что писал сам, каждый его текст надо было спасать от него самого. Но записывать свои рассказы не возбранял. Наоборот, даже на лекциях говорил студентам: «То, что старые люди рассказывают, лучше всего записывать». А мы понимали, что слова эти адресованы в том числе и нам, его референтам-филологам.

Официальные мемуары церковного иерарха — вещь довольно ответственная, она предполагает взвешенную историческую оценку событий, очевидцем и участником которых он был, определенную полноту в их охвате. Кто-то может ждать от произведений такого рода каких-то сенсаций, разоблачений, обнажения подноготной. Ничего подобного в устных воспоминаниях Владыки нет. Но, конечно, в них запечатлелись живые лица исторических деятелей, с которыми ему довелось быть знакомым, отразилась эпоха в целом и его взгляд на эпоху.

Владыка любил повторять, что существуют некоторые «исторические напряжения», не реализованные возможности, которые, не осуществившись в реальной жизни, становятся преданием, легендой. Многое из того, что он рассказывал, находится на грани между реальностью и преданием. Где-то сгущены краски, где-то неожиданно расставлены акценты, где-то даже несколько искажены факты — в пользу некоего общего замысла. В небольших статьях мемуарного характера, опубликованных им в печати, он старался строго следовать историческим фактам. Устные же рассказы — не столько историческая картина, сколько художественный образ эпохи.

Электронная версия книги: http://www.danuvius.orthodoxy.ru/Pitirim.htm#_Toc122605876
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Журнал Московской Патриархии, №2, 2011.

Обращение епископа Штуттгартского Агапита и протоиерея Николая Артемова.

О ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ
Советская пропаганда по-прежнему мешает нам увидеть трагедию России ХХ века


В современной России теперь много говорят о недопустимости фальсификации истории. Ставшее за последние два года навязчивым использование этого словосочетания вызывает у многих тревогу. Тревога эта оправданна. Практически не известное русской академической науке странное словосочетание «фальсификация истории» было некогда создано сталинским агитпропом. Это был кричащий пропагандистский ярлык, превратившийся в 1940-е годы в очередную идеологическую фикцию, в ярко-красный стоп-сигнал для мышления и переведения мысли на рельсы стереотипов. Заученное использование этого речевого шаблона было свидетельством внешней лояльности и преданности советского ученого большевистской власти. «Фальсификацией» объявлялась любая точка зрения на исторические события, не соответствовавшая лживым партийным догмам.

Минуло почти двадцать лет с момента крушения власти КПСС и конца Советского Союза. Богоборческое государство Ленина и Сталина, созданное на месте уничтоженной тысячелетней России, рухнуло не только из-за социально-экономических проблем, но и, в первую очередь, из-за всепронизывающей лжи.

Не в последнюю очередь это коснулось народных исторических корней, исторического русского самосознания, которое поначалу, после революции, должно было быть вытравлено начисто, а потом, в конце 1930-х годов, возрождалось в извращенной, оторванной от своей духовной почвы форме. Соответственно этому ложь воцарилась и в учебниках истории. И вот, к великому прискорбию, за двадцать минувших лет в постсоветской России не произошло самого главного - духовного осмысления обществом трагедии собственной страны в ХХ столетии и действительного освобождения русских людей от большевистских мифов. Надо выступать против искажения истории. Но на основе покаянного переосмысления действительных фактов нашей российской истории, отбрасывая сталинские стереотипы, а с ними и многочисленные подмены.

Однако именно этого не происходит.


Сравнить это с Германией, много потрудившейся и всё еще трудящейся над осмыслением своего исторического пути? Но то в далекой Германии - храмы, естественная память, к тому же огромный пройденный путь, исторический труд. Нужен ли нам, русским, такой исторический труд, или мы на него не способны? О, если бы то, что осмыслено ныне отчасти в Бутове, осмыслено было бы по всей России!... Мыслимо ли это? Способны ли мы на подобное сострадание, сообразное Кресту Христову? Или слишком велико то духовное обновление, которое родилось бы из боли истинного осознания российского креста?
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
(продолжение)

Ярко свидетельствуют о сопротивлении подобному духовному переосмыслению и перерождению закрытые архивы. Вот оно перекрытие дыхания: страх перед потоком свежего воздуха. Но без нового слова о своей истории Россия задохнется. И вот налицо неподвижность, которая рождает легковерную падкость на мифы и подделки коммунистических времен. Всё это отдает ужасающей болезненностью, свидетельствует о внутреннем параличе.

Повсеместно - как исподволь, так отчасти даже и открыто в средствах массовой информации и в учебной литературе - в последние годы происходит реабилитация сталинщины. Нам предлагают рассматривать преступления 1930–1940-х годов, включая физическое истребление клира самой крупной Поместной Православной Церкви мира и миллионов соотечественников, в качестве якобы «исторической неизбежности», неких объективных условий, сопровождавших мобилизацию народа накануне Второй мировой войны, хотя именно в ее развязывании Сталин и его окружение сыграли весьма активную роль наравне с Гитлером.

Показательным в этом отношении является уже третье издание учебника по отечественной истории 1917–2009 годов преподавателей исторического факультета МГУ А.С. Барсенкова и А.И. Вдовина, получившего статус официального университетского курса. Попытки придать антихристианскому сталинскому режиму лоск и респектабельность искажают историческую действительность, не говоря уже об осмыслении.

Идеологическая кампания по борьбе с «фальсификаторами истории», начавшаяся в конце 1940-х годов, привела к господству в советской исторической науке циников и дилетантов. Их влияние и воздействие на общественное сознание по-прежнему велики. Однако любые попытки предложить Сталина русской молодежи в качестве выдающегося государственного деятеля и патриота не только оскорбление памяти миллионов жертв богоборческого коммунистического режима, но и попрание духовного подвига Новомучеников и Исповедников Российских, более того - готовность попрать Божественный образ в неповторимой человеческой личности. Именно к подавлению и порабощению личностного начала, столь ярко проявлявшегося в русских святых, последовательно стремились большевики.

Понимание того, что «не в силе Бог, но в правде», изнутри определяет Русь. Покорение себя правде было некогда замутнено в России, а затем и богоборчески искажено властью, чуждой корневым ценностям нашего народа. На основе заветного исповедания их сохранялась рассеянная по всему миру Русская Зарубежная Церковь во всё новых поколениях. Нам поэтому небезразлично дальнейшее развитие русской исторической науки. Оно теснейшим образом связано с воспитанием новых поколений, которые призваны воспринять и раскрыть высшие ценности и идеалы Руси.

Живительным и спасительным такой подход к истории окажется для самой России. И это главное. Но подобный искренний подход, несомненно, изменит и образ России среди других народов, там, как известно, отрицательный: искаженный исторический образ нашей страны подтверждается нашей же косностью в оценке преступлений режима, что вызывает отторжение и помогает враждебным России силам закреплять давно сложившиеся о ней предрассудки. Исторические исследования должны получить мощную фактографическую базу через открытие архивов. Труд должен проводиться не среди пропагандистски-запретительных окриков, а в атмосфере полноценной исследовательской свободы. В живом, открытом и бесстрашном диалоге российская историческая наука призвана и сможет высказать наконец истинно примиряющее слово через всестороннее осмысление трагедии многочисленных народов в ХХ веке. К такому слову зовет нас Бог.

http://www.jmp.ru/archiv/jmp_02_2011.pdf#page=45
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.
Страниц: 1 [2] 3 4 5  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.308 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика