Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4  Все   Вниз

Автор Тема: Всенощное бдение для "чайников"  (Прочитано 21808 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Начнем потихоньку разбираться со Всенощным бдением.

Тем, кто читает Псалтирь, богодухновенное творение царя и пророка Давида, наверное, известны слова 118-го псалма: "Седмирицею днем хвалих Тя о судьбах правды Твоея". В них литургисты видят указание на множественность молитвенных обращений к Богу в течение дня или, что в данном случае то же, множественность церковных служб.

Постепенно, с течением времени, сложились следующие богослужебные последования, известные, впрочем, уже с очень давних пор. Это вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и литургия.
Естественно, что собираться в храм девять раз в течение дня для людей, живущих в миру (как, по большому счету, и в монастыре), очень неудобно. По этой причине уже в древней Церкви было принято совершать богослужение три раза в день: вечером — вечерню, утром — утреню и днем (около полудня) — литургию.

К этим трем главным службам присоединены были и остальные шесть кратких служб, для которых первоначально собирались особо. Так, к вечерне присоединены 9-й час (перед вечерней) и повечерие (как явствует из самого названия службы — после вечерни); к утрени — полунощница (перед утреней) и 1-й час (после утрени); к литургии — 3-й и 6-й часы (перед литургией). Таким образом, богослужебный строй оказался согласным с другими словами псалмопевца: "Вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой" (Пс. 54, 18).

Впрочем, нужно сказать, что в современной богослужебной практике более привычным стало не трех-, а двухкратное — утром и вечером — собрание народа в храм на молитву (вообще, следует знать, что при единых общих принципах богослужебные практики не только разных Поместных Церквей, но даже и разных епархий или приходов и монастырей могут существенно отличаться друг от друга в деталях, что и создает порой определенные проблемы для понимания службы, если человек не успел как следует разобраться в Уставе. Мы в данном случае стараемся по преимуществу отразить наиболее распространенную практику приходского богослужения, чтобы сделать свои объяснения доступными для максимального числа читателей).
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Дневной богослужебный круг не случайно начинается с вечерни: церковный день, как и день ветхозаветный, берет начало именно вечером, по сказанному в Библии о первом дне бытия мира: "И бысть вечер, и бысть утро, день един". И так же не случайно замыкается он Божественной литургией: это самая важная из всех церковных служб, все остальные служат приготовлением к ней. Здесь — очень глубокий образ или мысль, выраженные самим делом: через молитву человек постепенно приготовляется, восходит к высшей точке богообщения, единения с Богом в Таинстве Евхаристии, Причащения Святых Христовых Таин.

Скажем вкратце о том, как строится богослужебный день в большинстве приходских храмов Русской Православной Церкви. При том сделаем и некоторые необходимые оговорки.

Во-первых, фактически исключены сегодня из приходского богослужения полунощница и малое повечерие (повечерие великое служится и на приходах, но исключительно Великим постом или в составе всенощного бдения перед некоторыми из великих праздников), составляя принадлежность богослужения монастырского.

Во-вторых, утреня, которая, как следует из ее наименования, должна совершаться, естественно, по утрам, в подавляющем большинстве храмов (в том числе и монастырских) совершается в настоящее время по вечерам. Это справедливо кажется совершенно нелогичным, тем более что и молитвословия, и песнопения этой службы содержат в себе немало указаний именно на утренние часы. Однако в условиях современной жизни с таким изъяном в Уставе приходится мириться, следуя принципу, согласно которому из двух зол, безусловно, следует выбирать меньшее.

Дело в том, что если бы утреня совершалась в приходских храмах в свое время, то есть непосредственно перед литургией, то утреннее богослужение в своей общей продолжительности было бы достаточно долгим (3-4 часа). Это сделало бы посещение службы и, соответственно, Причащение, по крайней мере по будним дням, очень затруднительным или даже невозможным для очень многих прихожан. И, скорее всего, в результате утреня подверглась бы очень сильным сокращениям, как это можно наблюдать порой и в приходской практике других Поместных Церквей. Неоправданное сокращение отдельных моментов службы — это, к сожалению, и так достаточно трудно изживаемая болезнь современной церковной жизни. И совсем не хотелось бы давать лишние поводы к ее обострению.

Итак, сегодня богослужебный день выглядит следующим образом. Вечер — 9-й час, вечерня и утреня с присоединяющимся к ней 1-м часом. Утро — 3-й и 6-й часы и сразу после этого Божественная литургия.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Марта

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 565
  • Вероисповедание:
    просто христианка
  • Фотографирую дождь
Катя, а почему это связано с псалмами? И с ветхозаветной традицией?
Как соотносились рание христианские службы и иудейская традиция?
Что-то переняли? Или полностью своё создавали? И когда стали вводиться изменнения, и почему? То есть, как складывалось Всенощное бдение?

Там и сейчас много от Ветхого Завета - в самой службе.
Записан
Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей

Павел_МГ

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 357
  • Вероисповедание:
    христианство (крещён обливанием)
Катя, а почему это связано с псалмами? И с ветхозаветной традицией?
Как соотносились рание христианские службы и иудейская традиция?
Что-то переняли? Или полностью своё создавали? И когда стали вводиться изменнения, и почему? То есть, как складывалось Всенощное бдение?

Там и сейчас много от Ветхого Завета - в самой службе.

Ранние христиане(до апостола Павла) вообще верили во Христа, исполняя при этом ветхозаветный Закон. Когда появился ап. Павел - началась его борьба за отмену(упразднение) Закона. Может это всё же отголосок тех ранних времён?
Записан
Errare humanum est

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Катя, а почему это связано с псалмами? И с ветхозаветной традицией?
Как соотносились рание христианские службы и иудейская традиция?
Что-то переняли? Или полностью своё создавали? И когда стали вводиться изменнения, и почему? То есть, как складывалось Всенощное бдение?

Там и сейчас много от Ветхого Завета - в самой службе.

Так, погодь. Про историю создания - немного потом. Давай сначала разберемся с тем, что происходит
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Давай сначала мы разберем порядок вечерни, а потом будем смотреть по возникшим вопросам ответы, ладно?
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Марта

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 565
  • Вероисповедание:
    просто христианка
  • Фотографирую дождь
Давай сначала мы разберем порядок вечерни, а потом будем смотреть по возникшим вопросам ответы, ладно?

Давай. Думаю, что это как-то связано.
Но мы сперва  распишем что сейчас. а потом посмотрим - что это значит, и когда появилось, хорошо?

У нас получится такая "школа Всенощного бдения". :-*
Записан
Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Конечно. Сначала я выложу все про вечерню, потом посмотрим что непонятно, какие вопросы - и поищем ответы.
ПОтом также с Утреней, Часами, Литургией.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Марта

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 565
  • Вероисповедание:
    просто христианка
  • Фотографирую дождь
С Богом! В добрый час!
Дорогие "чайники", идите в тему, не бойтесь, я сама боюсь.
Но наши братья и сестры нас не оставят, и Господь поможет.
Записан
Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    православная христианка
    • WWW
А корифейников берут?  ;) Тех, которые сами книжки про всякое такое редактировали и составляли?
Я несколько лет была лит. редактором "Богослужебных указаний", правда уставщиком все равно не стала и чтобы толковую и простую книжку сделать, нуждаюсь в том, что в этой теме пишут, не меньше других.
Кроме того, мне очень понравилась мысль Марты про табличку с вставными окошками... надо ее довести до ума.  :-*

Марта

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 565
  • Вероисповедание:
    просто христианка
  • Фотографирую дождь

Кроме того, мне очень понравилась мысль Марты про табличку с вставными окошками... надо ее довести до ума.  :-*

И издать книжку.. На радость "чайницам" :-*
Записан
Свобода, Санчо, есть одна из самых драгоценных щедрот, которые небо изливает на людей

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    православная христианка
    • WWW
А то!
 :-*

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
О, корифейник пришел. Вот пусть он нам про историю создания Всенощное расскажет.
Леночка, ты смотри, чего я там выкладываю, и если что - комментируй и исправляй
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    православная христианка
    • WWW
Не надо про историю создания, разве что к слову придется.
А я в теме для того и отметилась, чтобы за твоими объяснениями следить.
А чего Сережа Гвоздев сюда не идет? Он так хорошо все объясняет...

Маркова Елена

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 47 252
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • "...пойди и посмотри." (Евангелие от Иоанна, гл.1)
 Я прикрепляю тему, чтобы не затерялась со временем.
Записан
"Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит." Пс.22
"Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя." Пс.83

Ирина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 74
  • Вероисповедание:
    православная
Огромное спасибо за тему!
С большим интересом буду следить.
Записан
Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения. Преп. Иоанн Лествичник

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Жертва вечерняя

Первое богослужение в суточном круге — вечерня. Вечерня бывает нескольких видов: вседневная — она совершается чаще всего, в дни, когда нет празднования с полиелеем или всенощным бдением; малая — по Уставу должна совершаться накануне праздничных и воскресных дней перед бдением (на практике почти нигде не совершается, кроме некоторых монастырей); великая вечерня служится накануне дней, когда полагается полиелей или бдение (в соединении с утреней, что и образует всенощное бдение, или же отдельно от нее).
Богослужение вечерни по объему своему достаточно невелико, однако его важность требует все же определенной обстоятельности.

От начала бытия мира до времен исполнения пророчеств
 
Со службой вечерни соединяется по преимуществу воспоминание о временах Ветхого Завета: от самого сотворения мира до пришествия на землю Христа Спасителя.
В ней перед мысленным взором верующего человека проходят основные события ветхозаветной истории: начало бытия мира и блаженное, ничем не омрачаемое пребывание Адама и Евы в раю, их отпадение от Бога и обетование о грядущем Мессии, данное им в утешение, а также самая жизнь ветхозаветного человека с его верой в имеющую некогда открыться тайну искупления человеческого рода смертью Единородного Сына Божия.

Вечер дня естественным образом как бы сближается, сравнивается в вечернем богослужении с вечером нашей жизни, напоминая тем самым о неизбежном конце земного бытия каждого из нас — о смерти, побуждая просить у Бога, как о величайшей милости, о даровании нам мирной христианской кончины.

Это содержание вечерни подробно раскрывается в тех молитвословиях, песнопениях и священнодействиях, которые и составляют собой вечернее богослужение.

"Вся премудростию сотворил еси"

После возгласа священника Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков и обычного начала на вечерне всегда читается (или — на всенощной — поется) 103-й псалом, который иначе в богослужебной церковной традиции именуется предначинательным (поскольку им начинается вечерня, а следовательно, вместе с ней и весь суточный круг).
 В нем в ярких поэтических образах, в трогательных живописных картинах воспевается создание мира, прославляется Господь — его Творец и Промыслитель.

Псалмопевец восходит своей мыслью к Богу, одевающемуся светом, яко ризою (ср.: Пс. 103, 2), вспоминает сотворение небесных бесплотных сил — творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя пламень огненный (Пс. 103, 2), начало бытия видимого, материального мира, поражается его первоначальной красоте и благолепию. И, вкратце исчисляя то, что может свидетельствовать о величии и совершенстве Божественного замысла, он в восторге восклицает: Яко возвеличишися дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси! (Пс. 103, 24).

Во время чтения псалма совершающий службу священник, выйдя из алтаря, становится с непокрытой головой перед закрытыми царскими вратами и тайно, то есть про себя, читает так называемые светильничные молитвы (они называются так, поскольку читаются вечером, когда меркнет естественный свет и приходит время зажигать светильники).

Таким образом, священник изображает собой одновременно и Адама, оплакивающего свое грехопадение перед затворенными для него и его потомков вратами рая, и обетованного Богом Ходатая за весь человеческий род — Христа Спасителя. Основное содержание светильничных молитв — восхваление Бога за Его милости к нам, исповедание нашей немощности и греховности, прошение о том, чтобы Господь не прогневался и не наказал нас за допущенные нами беззакония, благодарение за прожитый под покровом Божиим день и просьба, дабы и в оставшееся вечернее и ночное время по-прежнему сохраниться нам в мире и пребыть неуязвленными от зла.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Павел 83

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 559
Можно я добавлю пять копеек?

Цитировать
После возгласа священника Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков и обычного начала ....

Возглас "благословен Бог:" - является начальным возгласом любого богослужения, кроме Литургии, которая начинается возгласом "Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков." (как и неразрывно связанные с литургией таинства Крещения и Венчания); а так же Всенощного Бдения, которое начинается возгласом "Слава Святей, Единосущной, Животворящей и Нераздельной Троице всегда, ныне и присно и во веки веков."

"Обычное начало" - это "Царю Небесный" + "Трисвятое по Отче Наш"

Цитировать
Во время чтения псалма совершающий службу священник, выйдя из алтаря, становится с непокрытой головой перед закрытыми царскими вратами
Это если служится НЕ Всенощное Бдение, а просто Вечерня с Утреней.
Вечерню священник служит всегда в епитрахили, поручах и фелони. (монашествующие могут заменять фелонь мантией, так как они имеют одинаковое символическое значение)


(если это лишние подробности, или слишком уж "для чайников", то извините)

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Продолжим...

"Миром Господу помолимся"


По окончании предначинательного псалма звучит великая, или, иначе, мирная, ектения, которую произносит диакон, а если его нет на богослужении, то священник.

Греческое слово "ектения" означает "распространение". Обычно ектенией называется ряд молитвенных прошений, которые служат развитием или распространением прошений кратких: "Господи, помилуй", "Подай, Господи" (существуют различные ектении, о них и о том, чем они отличаются друг от друга, мы будем говорить ниже).

Мирной эта ектения именуется, поскольку в первых прошениях ее говорится о мире, которого мы просим у Бога. (Здесь надо, конечно, понимать, что, произнося слова "миром Господу помолимся", мы имеем в виду не то, что собираемся молиться "всем миром". Подразумевается мирное состояние духа. И тот "свышний мир", о преподании нам которого мы просим у Бога далее, есть мир, завещанный Христом Его ученикам: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам [Ин. 14, 27]). Великой она названа по тому большому количеству прошений, которое в ней заключено.

В этой ектении мы молимся о ниспослании "мира миру", о храме и о присутствующих в нем, о церковном священноначалии и о мирских властях, о стране и о граде, в которых мы живем, и вообще о каждой стране и каждом граде и обитающих в них верующих людях. Мы просим в ней, чтобы Господь даровал нам необходимое для жизни "изобилие плодов земных", ходатайствуем особо о тех, кто находится в беде: о "плавающих, путешествующих, недугующих, страждущих и плененных", молимся, чтобы и нас самих избавил Бог от "всякой скорби, гнева и нужды", и просто — помиловал и спас, в чем заключается, наверное, полнота всех наших прошений. Не будет, пожалуй, преувеличением, сказать, что мирная ектения охватывает собой все основные нужды, о помощи в которых просит человек у Бога на земле.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 80 173
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Жертва вечерняя

После мирной ектении по Уставу полагается стихословие (чтение) кафизмы из Псалтири, которое, к сожалению, в приходской практике чаще всего сокращается.

За ней впервые звучит малая ектения, начинающаяся словами "Паки и паки (то есть снова и снова) Господу помолимся" и представляющая собой сокращение великой.

Затем поются и читаются стихи псалмов 140, 141, 129 и 116: Господи, воззвах к Тебе, услыши мя. Услыши мя, Господи. Господи, воззвах к тебе, услыши мя; вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Услыши мя, Господи. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Услыши мя, Господи. В это время совершается каждение всего храма — с одной стороны, в напоминание о жертвах и курении фимиама, совершавшихся в Ветхом Завете, с другой — как выражение возношения к Богу наших молитв через веру в Искупителя.

После псаломских стихов звучат стихиры — особые песнопения, в которых прославляется святой, память которого совершается в этот день, либо то или иное благодеяние Божие, в честь которого установлено празднество. Так в стихирах указывается на исполнение в Новом Завете того упования, которым жили праведники Ветхого Завета. Называются эти стихиры по своему месту в богослужении стихирами на Господи, воззвах.

На практике они исполняются следующим образом. Канонарх (им бывает один из чтецов на клиросе) громко выкликает начало очередного стиха из вышеуказанных псалмов, и затем хор поет окончание этого стиха и следующую за ним по порядку стихиру. Можно встретить указания, что следует петь стихиры "на 10", "на 8", "на 6" и т.д. Смысл этого заключается в том, что поется либо 10, либо 8, либо 6 стихир. Псалмы прочитываются до соответствующей отметки, так что остается 10, 8 или 6 стихов, и стихи эти надлежащим образом "канонаршатся перед стихирами".

Завершаются стихиры на Господи, воззвах пением стихир на Славу и ныне, причем на и ныне всегда, за исключением некоторых праздников, полагается петь Богородичен, то есть песнопение, посвященное Божией Матери.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru
Страниц: [1] 2 3 4  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.168 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика