Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 [2] 3 4  Все   Вниз

Автор Тема: Всенощное бдение для "чайников"  (Прочитано 20391 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Маркова Елена

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 47 173
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • "...пойди и посмотри." (Евангелие от Иоанна, гл.1)
 Катюш, замечательно. Все очень четко и ясно. Спасибо! :-*
Записан
"Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит." Пс.22
"Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя." Пс.83

Маркова Елена

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 47 173
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • "...пойди и посмотри." (Евангелие от Иоанна, гл.1)
Можно я добавлю пять копеек?

....

(если это лишние подробности, или слишком уж "для чайников", то извините)
Павел, конечно, можно!
 "Лишних" подробностей не бывает. Делайте нужные вставки по ходу, это всегда полезно.
Записан
"Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит." Пс.22
"Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя." Пс.83

Марта

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 557
  • Вероисповедание:
    просто христианка
  • На воле, в пампасах.
Сегодня следила по книге, подаренной мне Катюшей, за службой.
Лазарева суббота.
очень помогло, кроме одного момента - некотрые катавасии - а что это, кстати - не пели совсем. И часть стихир просто не читали.
Так бывает?

ЗЫ Зато на шестопсалмие, наконец-то, выключали свет, уф...

И ещё - есть где послушать мотивы всех гласов? Просто мотивы?
Записан
Иду в поход, два Ангела, вперёд! Один душу спасает, другой тело бережёт.

Маркова Елена

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 47 173
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • "...пойди и посмотри." (Евангелие от Иоанна, гл.1)

И ещё - есть где послушать мотивы всех гласов? Просто мотивы?
Есть учебные аудиокурсы. Возможно, и в интернете есть. У меня лично - старенькая кассетка, "Осьмогласие".
Записан
"Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит." Пс.22
"Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя." Пс.83

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Есть сайт по церковному пению

Марта! Я открыла тему по богослужениям Страстной седмицы с краткими пояснениями сути богослужений.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Марта

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 557
  • Вероисповедание:
    просто христианка
  • На воле, в пампасах.
Слушай, не могу найти.. :-\
Записан
Иду в поход, два Ангела, вперёд! Один душу спасает, другой тело бережёт.

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Можешь посмотреть здесь... Но это надолго

http://www.seminaria.ru/
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Что касается служб. Их иногда по благословению настоятеля сокращают. Ничего страшного.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Наталия В.В.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 108
  • Вероисповедание:
    православная

И ещё - есть где послушать мотивы всех гласов? Просто мотивы?

Месяца  два назад покупала учебный диск в  аудио отделе Троицкой книги - Осмогласие. Желтенький  такой.
Только, если честно, не очень помог >:( Слушать - слушаю, но не запоминаю.
Записан

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
"Пришедше на запад солнца"

По окончании Богородична поется удивительная по своей умилительности и глубине песнь "Свете тихий" (в часослове она обычно значится как творение святителя Софрония, патриарха Иерусалимского, но история гимнографии свидетельствует, что появилась она все же значительно раньше).

Однако кто бы ни был автором этого песнопения, оно, как выражался замечательный афонский подвижник XX столетия старец Ефрем Катунакский, является "великим умозрением". К сожалению, это "умозрение" для многих верующих людей, не знающих хорошо церковнославянского языка и не имеющих усердия заглянуть лишний раз в соответствующий словарь, остается практически непонятным.

А смысл его таков.
"Свете тихий святыя славы бессмертного Отца Небеснаго, святаго, блаженнаго…" — это о Господе Иисусе Христе, Сыне и Слове Божием, являющемся как бы "тихим светом" неизреченной славы Своего Небесного Отца.
"Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний…" — это уже о нас, людях, которых Господь вновь сподобил дожить до солнечного заката, увидеть его неяркий, "тихий" вечерний свет. И мы, исполненные чувства благодарности, "поем Отца, Сына и Святаго Духа, Бога". И вместе с тем свидетельствуем, обращаясь ко Христу, непреложную истину: "Ты, Сын Божий, Податель жизни, достоин быть воспеваем во все времена голосами святых; потому весь мир славит Тебя".

Эта песнь по смыслу непосредственно связана с пропетыми перед этим стихами псалмов: если в них содержится пророчество о пришествии Господа на землю, то здесь говорится об Его явлении уже совершившемся. О том явлении, в котором Он ради немощи людей умерил свет Своей Божественной славы (сошел с небес, вочеловечился и именно так стал "тихим Светом") и сделался доступным для каждого кающегося грешника. Сделался доступным — как солнце, на которое невозможно взирать, когда оно находится в зените, и на которое мы, тем не менее, спокойно смотрим, когда оно склоняется к закату.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
"Вонмем, премудрость, вонмем…"

Далее на вседневной вечерне звучит прокимен, представляющий собой специально выбранный псаломский стих. Дословно в переводе с греческого это слово означает "предлежащий", и таким образом объясняется богослужебное назначение прокимна: первоначально он всегда предшествовал чтению книг Нового и Ветхого Завета (на это же указывают и возгласы перед прокимном: "Вонмем. Мир всем. Премудрость, вонмем". Вонмем — то есть будем внимательны. Преподание мира — преподание благодати Божией, без которой невозможно по-настоящему уразуметь Священное Писание. "Премудрость, вонмем" — будет изречена некая премудрость, которой необходимо внимать).

Однако сейчас такое чтение предусматривается уставом не на каждом вечернем богослужении, а только в те дни, когда на утрени совершается полиелей или когда служится всенощное бдение. А вот прокимен и предшествующие ему возглашения на вечерне, тем не менее, сохраняются. Причем на каждый день седмицы полагается свой прокимен (скажем, в субботу вечера — "Господь воцарися, в лепоту облечеся", в воскресенье вечера — "Се ныне благословите Господа вси раби Господни" и т.д.). И хотя, кажется, они не выполняют в таком случае своего непосредственного назначения, их глубокий смысл все равно требует и должного внимания, и отношения к ним, как к "премудрости".
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Павел 83

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 499
Сегодня следила по книге, подаренной мне Катюшей, за службой.
Лазарева суббота.
очень помогло, кроме одного момента - некотрые катавасии - а что это, кстати - не пели совсем. И часть стихир просто не читали.
Так бывает?
Катавасия - с греч. схождение - торжественное завершение песни канона (обычно ирмосы праздничного канона, а в нек. периоды года - особые). Для ее более торжественного исполнения сходились вместе правый и левый лики. От той мешанины и неразберихи, кот. возникала при этом схождении пение получалось не торжественным и красивым, а наоборот. Соответственно и это само слово поменяло свое смысловое значение на ироничное (напр. устроили тут катавасию).

Что касается стихир, то их количество, к сожалению сокращают почти повсеместно.

Павел 83

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 499
"Вонмем, премудрость, вонмем…"

Далее на вседневной вечерне звучит...
Т.е. разбирается вседневная вечерня? Не проще ли начать с великой, на которую мы попадаем гораздо чаще?

Во всяком случае прокимен предваряется возгласом дьякона "Вонмем"- св. "Мир всем" - хор "И духови твоему" - дьякон "Премудрость вонмем, прокимен глас..."
Хотя Типикон предписывает чтение прокимна чтецом, но всегда вне Великого поста прокимен возглашают священнослужители.

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Вечерняя молитва

После прокимна полагается чтение (или пение, в зависимости от традиции данного храма) молитвы, которая кратко обычно озаглавливается как "Сподоби, Господи". Она, так же как песнопение "Свете тихий", очень важна для понимания сути вечернего богослужения.

Если в "Свете тихий" мы благодарим Бога за то, что нам был дарован еще один день и воспоминаем Его милостивое к нам нисхождение, то здесь — просим, чтобы в оставшееся время уходящего дня Господь сподобил "без греха сохранитися нам". Мы молим, чтобы Господь не лишил нас своей милости, потому что мы уповаем на Него и более ни на кого, и при этом со смирением говорим: "Дел руку Твоею (то есть дела рук Твоих — нас) не презри". Испрашиваем как дара, чтобы Он научил нас "оправданием" Своим (то есть повелениям, заповедям Своим, их исполнению). И снова славим единого в Троице Бога — Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Можно сказать, что это моление полнее раскрывается в следующей затем просительной ектении. В просторечии ее иногда называют "Исполним", поскольку начинается она призывом "Исполним (в значении дополним, довершим) вечернюю молитву нашу Господеви".
Ее отличительная особенность — завершение каждого из прошений пением хором слов: "Подай, Господи". Блага, о подаянии которых мы просим в это время у Бога,— вечер "совершенный, святый, мирный и безгрешный", присутствие в нашей жизни "Ангела мирна, верна наставника душ и телес наших", "прощение и оставление грехов и прегрешений", все, что может быть "доброго и полезного душам нашим", в том числе и скончание "прочего времени живота нашего (то есть жизни нашей) в мире и покаянии". И затем — достойной христианской кончины, "безболезненной, непостыдной мирной", а за ней и самого главного — "добраго ответа на Страшнем Судищи Христове".

Завершается эта ектения тем же увещанием, что и мирная: "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше" (то есть воспомянув их непрестанное предстательство о нас и молитвенно обратившись к ним), и самих себя, и друг друга, и вообще всю жизнь свою предать как бы в самые руки Христа.
« Последнее редактирование: 20.04.2009, 19:18:44 от Баранова Екатерина »
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Завершение дня... завершение жизни

По окончании ектении и заключившего ее возгласа священника снова поются так называемые "стихиры на стиховне".
 Фактически по своему характеру они почти не отличаются от стихир на "Господи, воззвах", единственная разница — в их расположении в последовании вечерни. Точно так же пению каждой из них предшествует провозглашение канонархом определенного уставом псаломского стиха (только перед первой стихирой провозглашается не псаломский стих, а ее первые слова). Только в данном случае стихиры всего три (в воскресный день — четыре), а затем так же следует "славник", то есть стихира на "славу", и на "и ныне" — Богородичен.

В стихирах на стиховне вновь воспеваются прославленные Богом святые или же воспоминается какое-либо спасительное для людей священное событие. Этим самым Церковь возбуждает в душе верующего человека желания искать и действительно обрести то блаженство, которое уготовано Господом для праведников.

После стихир мы слышим ставшую неотъемлемой частью каждой вечерни молитву одного из таких угодников Божиих — Симеона Богоприимца (в зависимости от степени торжественности богослужения или местных традиций она так же может либо петься, либо читаться). "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…". Праведному Симеону было открыто, что он не умрет, пока сам не увидит пришедшего на землю Христа. Это обетование исполнилось, и Господь "отпускает" его из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную, чтобы так же, как принял Его в образе Младенца на руки Симеон, принять в объятия Своей любви его святую душу.
"Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля",— свидетельствует далее Симеон.

То есть увидели мои глаза Тебя, пришедшего спасти весь мир, каждого человека, Свет, Который просветит познанием истины язычников и явится славой для верных Богу из числа иудеев.

Эта песнь — как бы голос всех праведников Ветхого Завета, духовными очами своими также узревших чаемого ими Спасителя. Но вместе с тем она и напоминание для нас о конце нашей собственной жизни, побуждение к тому, чтобы задуматься о том, с чем будем отходить в вечность мы: сможем ли сказать, подобно праведному Симеону "Ныне отпущаеши … с миром", или же скорбь от сознания своей неготовности к смерти овладеет нами.

После этого звучат отпустительные тропари — особые краткие песнопения, посвященные воспоминаемым в этот день года святым или празднику, которые завершает тоже Богородичен, тропарь в честь Божией Матери.

Затем произносится еще одна ектения, которая именуется сугубой — на каждое ее прошение хор отвечает уже не единичным, но троекратным пением "Господи, помилуй". Ее характер во многом определяет первое прошение: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй". Милости Божией мы просим нашему
священноначалию и всей своей "во Христе братии", стране, ее народу, властям и воинству, создателям храма, в котором совершается служба, всем тем, кто трудится в нем и благотворит ему.

На этом вечерня завершается, и если она не соединяется с утреней, то произносится отпуст (то есть слова священника, после которых народ "отпускается", может оставить храм): "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". На отпусте поминаются также обычно святой храма, святые, чья память совершается в этот день, и святые дня седмицы. Для двунадесятых Господских праздников и для некоторых дней Великого поста отпусты существуют особые.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Вечерняя молитва

После прокимна полагается чтение (или, в зависимости от традиции данного храма) молитвы, которая кратко обычно озаглавливается как "Сподоби, Господи". Она, так же как песнопение "Свете тихий", очень важна для понимания сути вечернего богослужения. Если в "Свете тихий" мы благодарим Бога за то, что нам был дарован еще один день и воспоминаем Его милостивое к нам нисхождение, то здесь — просим, чтобы в оставшееся время уходящего дня Господь сподобил "без греха сохранитися нам". Мы молим, чтобы Господь не лишил нас своей милости, потому что мы уповаем на Него и более ни на кого, и при этом со смирением говорим: "Дел руку Твоею (то есть дела рук Твоих — нас) не презри". Испрашиваем как дара, чтобы Он научил нас "оправданием" Своим (то есть повелениям, заповедям Своим, их исполнению). И снова славим единого в Троице Бога — Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Можно сказать, что это моление полнее раскрывается в следующей затем просительной ектении. В просторечии ее иногда называют "Исполним", поскольку начинается она призывом "Исполним (в значении дополним, довершим) вечернюю молитву нашу Господеви".
Ее отличительная особенность — завершение каждого из прошений пением хором слов: "Подай, Господи". Блага, о подаянии которых мы просим в это время у Бога,— вечер "совершенный, святый, мирный и безгрешный", присутствие в нашей жизни "Ангела мирна, верна наставника душ и телес наших", "прощение и оставление грехов и прегрешений", все, что может быть "доброго и полезного душам нашим", в том числе и скончание "прочего времени живота нашего (то есть жизни нашей) в мире и покаянии". И затем — достойной христианской кончины, "безболезненной, непостыдной мирной", а за ней и самого главного — "добраго ответа на Страшнем Судищи Христове".
Завершается эта ектения тем же увещанием, что и мирная: "Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше" (то есть воспомянув их непрестанное предстательство о нас и молитвенно обратившись к ним), и самих себя, и друг друга, и вообще всю жизнь свою предать как бы в самые руки Христа.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Завершение дня... завершение жизни

По окончании ектении и заключившего ее возгласа священника снова поются так называемые "стихиры на стиховне". Фактически по своему характеру они почти не отличаются от стихир на "Господи, воззвах", единственная разница — в их расположении в последовании вечерни. Точно так же пению каждой из них предшествует провозглашение канонархом определенного уставом псаломского стиха (только перед первой стихирой провозглашается не псаломский стих, а ее первые слова). Только в данном случае стихиры всего три (в воскресный день — четыре), а затем так же следует "славник", то есть стихира на "славу", и на "и ныне" — Богородичен.
В стихирах на стиховне вновь воспеваются прославленные Богом святые или же воспоминается какое-либо спасительное для людей священное событие. Этим самым Церковь возбуждает в душе верующего человека желания искать и действительно обрести то блаженство, которое уготовано Господом для праведников.
После стихир мы слышим ставшую неотъемлемой частью каждой вечерни молитву одного из таких угодников Божиих — Симеона Богоприимца (в зависимости от степени торжественности богослужения или местных традиций она так же может либо петься, либо читаться). "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром…". Праведному Симеону было открыто, что он не умрет, пока сам не увидит пришедшего на землю Христа. Это обетование исполнилось, и Господь "отпускает" его из жизни скорбной земной в блаженную жизнь вечную, чтобы так же, как принял Его в образе Младенца на руки Симеон, принять в объятия Своей любви его святую душу.
"Яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля",— свидетельствует далее Симеон. То есть увидели мои глаза Тебя, пришедшего спасти весь мир, каждого человека, Свет, Который просветит познанием истины язычников и явится славой для верных Богу из числа иудеев.
Эта песнь — как бы голос всех праведников Ветхого Завета, духовными очами своими также узревших чаемого ими Спасителя. Но вместе с тем она и напоминание для нас о конце нашей собственной жизни, побуждение к тому, чтобы задуматься о том, с чем будем отходить в вечность мы: сможем ли сказать, подобно праведному Симеону "Ныне отпущаеши … с миром", или же скорбь от сознания своей неготовности к смерти овладеет нами.
После этого звучат отпустительные тропари — особые краткие песнопения, посвященные воспоминаемым в этот день года святым или празднику, которые завершает тоже Богородичен, тропарь в честь Божией Матери.
Затем произносится еще одна ектения, которая именуется сугубой — на каждое ее прошение хор отвечает уже не единичным, но троекратным пением "Господи, помилуй". Ее характер во многом определяет первое прошение: "Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй". Милости Божией мы просим нашему священноначалию и всей своей "во Христе братии", стране, ее народу, властям и воинству, создателям храма, в котором совершается служба, всем тем, кто трудится в нем и благотворит ему.
На этом вечерня завершается, и если она не соединяется с утреней, то произносится отпуст (то есть слова священника, после которых народ "отпускается", может оставить храм): "Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец". На отпусте поминаются также обычно святой храма, святые, чья память совершается в этот день, и святые дня седмицы. Для двунадесятых Господских праздников и для некоторых дней Великого поста отпусты существуют особые.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
Якоже Самому Богу беседующе..."

Как уже говорилось прежде, сегодня утреню по соображениям чисто практического характера в приходских храмах принято служить вечером, непосредственно после вечерни, отступая, таким образом, от смысла этого богослужения, но давая тем не менее возможность присутствовать на нем большинству прихожан (что было бы затруднительно, если бы оно начиналось рано утром). Совершается она, как правило, в соединении с вечерней, непосредственно после нее.

Если вечерня отсылает нас по преимуществу к временам ветхозаветным, наполненным напряженным ожиданием Спасителя человеческого рода, то утреня по своему содержанию относится более к поре новозаветной. При этом по составу ее принято условно разделять на три части: в первой мы исповедуем свои грехи перед Богом и испрашиваем милостей Божиих в предстоящий день (шестопсалмие, великая ектения, кафизмы); во второй вспоминаем и прославляем угодников Божиих, чья память совершается в этот день (канон); в третьей возносим особое славословие Самому Господу (хвалитные псалмы, великое славословие).

"Господи, устне мои отверзеши…"

 
Начало вседневной утрене (то есть будничной, а не совершающейся в составе всенощного бдения) полагает возглас священника: "Слава Святей и единосущней, и нераздельней, и Животворящей Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков…". И сразу вслед за тем чтец, выйдя на середину храма, трижды торжественно произносит слова воспетого Ангелами ранним утром, при Рождении Спасителя, дивного славословия: "Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение". И таким образом в этот момент Церковь воспоминает явление на землю Сына Божия, Его вочеловечение. Затем, чтобы приготовить и себя, и предстоящих в храме людей к достойному, по подобию Ангелов, хвалению Господа, к внимательной молитве, он дважды возглашает: "Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою".

После этого читается шестопсалмие, то есть шесть избранных псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. По своему содержанию шестопсалмие представляет как бы размышление человека, услышавшего радостную весть о пришествии Христовом,— размышление наедине с самим собою. В его псалмах — исповедание человеком своего греховного состояния, он точно видит перед собой множество врагов, во плоти и бесплотных, восстающих против него. И вместе с тем в них же — исполняющая сердце радостью надежда на Божественное милосердие, на ту Божественную любовь, которая открылась в сошествии на землю воплотившегося Бога Слова.

Во время чтения шестопсалмия, по Уставу, свет в храме, а также горящие на подсвечниках свечи полагается гасить. Здесь — напоминание о ночи, покрывавшей вифлеемских пастырей, когда, еще не оправившиеся от изумления от видения явившихся им Небесных Сил, они шли поклониться лежащему в яслях Богомладенцу. И, конечно, воцаряющийся в храме полумрак способствует самоуглублению молящихся и более внимательной, сосредоточенной молитве.

О значимости этой части утреннего богослужения свидетельствует то, что, по Уставу, читать шестопсалмие полагается предстоятелю. Вообще характерно, что в Типиконе шестопсалмие имеет такие подробные комментарии, какими не снабжена никакая другая часть утрени. В частности, о нем говорится, что читаться оно должно "тихим гласом и легким, косно (то есть медленно) и во услышание всех". И другие, еще более важные слова: "Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати (то есть особенно внимательно стараться слушать): покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и со страхом Божиим, яко Самому Богу невидимо беседующе и молящеся о гресех наших".

Слушать шестопсалмие полагается стоя, никак не нарушая воцаряющейся в эти мгновения в храме тишины. Даже на "славе" после первых трех псалмов не полагается креститься и кланяться, чтобы не отвлекаться самим и не отвлекать от молитвы других прихожан.
Хотя есть и другие объяснения. Например, старец Паисий Афонский, отвечая на вопрос, почему мы не садимся на шестопсалмии, говорил: "Потому что оно символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда". И по поводу того, что не полагается креститься и кланяться: "После первой статии мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится [миру] как Судия".

Когда звучат последние три псалма, служащий священник выходит из алтаря и перед царскими вратами тайно (то есть про себя) читает особые утренние молитвы (числом 12), изображая вместе с тем собою Христа — Ходатая и Спасителя, явившегося человеческому роду.

За шестопсалмием следует мирная, или великая ектения, такая же по своему содержанию, как и на вечерне.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
"Бог Господь и явися нам"

Непосредственно после возгласа по ектении звучит торжественная хвалебная песнь, прославляющая Предвечного Сына Божия, пришедшего на землю: "Бог Господь и явися нам! Благословен грядый во имя Господне" — в воспоминание о том, как иудеи приветствовали Христа, когда Он в последний раз, уже перед Своим распятием, явился в Иерусалим на праздник Пасхи. При пении "Бог Господь" диакон (или священник) произносит стихи 117-го псалма, в которых возвещается благость и милость Божия.

Сразу после этого, словно в подтверждение того, что воистину благословен всякий, "грядущий во имя Господне", поются тропари, в которых прославляется святой, чья память совершается в этот день, или празднуемое событие новозаветной истории.

После пения тропарей стихословятся (то есть просто читаются) кафизмы. По Уставу их должно быть две, а в некоторые периоды церковного года и три, но на практике в приходских храмах редко читается больше одной. А порой и одна читается достаточно "условно": по одному псалму (или даже части псалма) на "славу". И это очень печально, поскольку нигде нет настолько глубоких и проникновенных обращений ищущей своего Творца души к Богу, как в псалмах царя и пророка Давида. Поэтому именно они послужили первоначально основой всего богослужения Православной Церкви.

Если служба будничная, то сразу по каждой из кафизм полагается чтение особых молитвословий (а точнее, по их первоначальному происхождению и исполнению, песнопений), содержащих в себе, подобно тропарям, восхваление воспоминаемого святого или раскрывающих смысл празднуемого события. Также они могут носить и покаянный, или, иначе, умилительный характер, быть посвященными Кресту, святым апостолам или святителю Николаю и поминовению усопших (это касается по преимуществу седальнов Октоиха — книги, содержащей песнопения и молитвословия седмичного круга богослужения). В дни праздников после кафизм произносится малая ектения, начинающаяся словами: "Паки и паки, миром Господу помолимся", и уже затем следует чтение седальнов.
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru

Баранова Екатерина

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 79 913
  • Вероисповедание:
    Православная
    • WWW
"Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей"

И неизменяемый, неотъемлемый элемент утрени, при переходе к чтению канона,— 50-й псалом. Нет, наверное, верующего человека, который бы не читал его регулярно. В нем оплакивается греховность, общая для всех людей, но вместе исповедуется милость и любовь Божия, испрашивается у Господа дар очищения, "убеления паче снега" наших душ.
По сути, в его достаточно немногих словах "вмещается" вся внутренняя жизнь человека. Вначале — осознание своего греха, того, что ничто не спасет нас, кроме великой милости Бога Любви и множества Его щедрот. Мы исповедуем, что согрешили перед Ним и что настанет время, когда придется дать за это ответ. Признаемся, что от рождения пропитаны "беззаконием", зачаты во грехе. Но не отчаиваемся, а просим не отвергнуть от Его лица. Просим, чтобы Господь не только наставил нас на путь спасения, но дал бы и способность привести к Нему своим словом и своим примером других, подобных нам "беззаконных". И, наконец, чтобы и в нашем сердце, словно на неком таинственном престоле, приносилась Богу "жертва всесожжения" — дарованная нам жизнь. Чтобы и мы смогли без тени лукавства говорить своему Творцу в молитве: "Твоя от Твоих приносим Тебе…".
Записан
Обязанность без ЛЮБВИ делает человека раздражительным. Справедливость без ЛЮБВИ делает человека жестоким. Правда без ЛЮБВИ делает человека критиканом.
Вера без ЛЮБВИ делает человека фанатиком.


http://optina-msk.ru
Страниц: 1 [2] 3 4  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.259 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика