Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Церковная реформа XVII в. Идеологическая диверсия или национальная катастрофа?  (Прочитано 3073 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Jurs latgalietis

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 541
  • Вероисповедание:
    лефеврист(католик)
Б.П. Кутузов, предисловие к книге «Церковная «реформа» XVII в. как идеологическая диверсия или национальная катастрофа»

О церковной реформе XVII в. средний верующий имеет следующее стереотипное представление: на протяжении веков в тексты богослужебных книг вкрались какие-то ошибки, описки, патриарх Никон решил их исправить, а ревнители старины по своей косности и невежеству вос­противились («за один «аз» подобает нам в огонь идти», «коль положено до нас, лежи оно во веки веком» и т.п.) и произошел раскол. Однако такое понимание реформы XVII в. далеко от истины.

Суть реформы и исправления русских богослужебных книг, прежде всего, в замене старых русских церковных чинов и обрядов тогдашними греческими чинами и об­рядами, т.е. целью реформы было приведение к единооб­разию русской и греческой церковной практики по об­разцу греческой. Цель эта диктовалась исключительно политическими соображениями, поэтому Никон прямо не говорил об этом на Соборе 1654 г., но ко всеобщему изумлению заявил, что русское благочестие сомнительно, а потому, мол, и нужна реформа. «Никон, - пишет проф. Н.Ф. Каптерев, - говорит на Соборе не о таких книж­ных исправлениях, под которыми бы разумелись внесен­ные в них невежеством ошибки, описки и подобные не­важные и легко исправимые погрешности, но требует ис­правления книг, поскольку они содержат, по его мнению, нововводные чины и обряды, требует, так сказать, исправ­ления самой Церкви, а не книг только» [1].

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г. отменил клятвы (анафематствования) старого об­ряда. Неверно будет расценивать это как широкий жест или нечто вроде акта доброй воли по отношению к ста­рообрядцам, так как отменить клятвы по справедливости следовало бы давно, так же как и признать богослужеб­ные книги старой печати, дореформенные, более доброт­ными, чем послереформенные.

Главный итоговый вывод первой части предлагаемого исследования: реформа была навязана Русской Церкви ис­кусственно, реформа не обоснована ни богословски, ни ка­нонически. Это всего лишь подтверждение высказываний протоиерея профессора Санкт-Петербургской духовной академии Иоанна Белевцева, которые он сделал в докладе на церковной конференции в Москве 11 мая 1987 г.

Эти выводы подтверждает также и статья проф. Н.Д. Успенского «Коллизия двух богословии в исправ­лении русских богослужебных книг в XVII в.» [2].

В предлагаемом труде делается попытка выявить ис­тинные причины и цели реформы XVII в., а также ее инициаторов.

Архиепископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский) более чем полвека назад сказал: «Вся наша казенная по­лемика со старообрядчеством всегда была сплошною кле­ветою на старообрядчество». Причем полемику эту ново­обрядные миссионеры «искусно сводили к спорам толь­ко об аллилуйя, о двоеперстии, о поклонах; и побеждали своих соперников только путем клеветы на них» [3].

Вторая часть исследования является собственно развен­чанием ложных стереотипных мнений в отношении ста­рого обряда, созданных в прошлом, в плену которых еще находятся многие, а именно: будто бы наши послерефор­менные богослужебные книги во всех отношениях лучше дореформенных, поскольку «были исправлены самым тща­тельным образом и по древнеславянским, и по греческим рукописям» (исследованиями ученых опровергнуты как то, так и другое утверждения); будто бы двоеперстие является «продуктом московского невежества» (церковными историками доказано, что это не только древнерусская форма перстосложения при крестном знамении, но и древневизантийская, откуда она и перешла к русским) и т.п. Об этом говорится в главе, главе 19 - «О двоеперстии и триперстии», 20 - «В плену стереотипов» и др.

Ложно также и то стереотипное мнение, будто бы Ни­кон являлся инициатором церковной реформы. Оказывает­ся, реформа эта, имеющая политическую подоплеку, подго­тавливалась задолго до того времени, когда Никон появился на церковном горизонте. О том, кто и как готовил реформу - в главе 21: «Как подготавливалась реформа XVII века».

Если выводом первой части работы было признание богословской и канонической необоснованности никоно-алексеевской «реформы», не выдерживающей никакой критики, то вторая часть исследования не только под­тверждает эти выводы, но и позволяет автору заявить, что указанная церковная «реформа», навязанная Русской Церкви гражданской властью, грубо нарушившей прин­цип симфонии в правовых отношениях между Церко­вью и государством, является по сути преступлением по отношению к Русской Церкви и обществу.

Концепция «Москва - Третий Рим», основанная на идее хранения чистоты Православия Московской Русью после падения Византии, была истолкована предшествен­никами царя Алексея Михайловича не в эсхатологичес­ком, а в ее прямом политическом значении, что и явилось исходной точкой трагедии Русской Церкви и России на протяжении следующих веков. Первым шагом в направ­лении политической реализации этой идеи, выразившей­ся в стремлении наследовать престол византийских им­ператоров, и явилась никоно-алексеевская «реформа» с ее всеобъемлющей унификацией церковных чинов и об­рядов по современному греческому образцу.

Широкой и глубинной перестройкой всей церковной жизни, вызвавшей смуту в русском обществе, воспользова­лись антиправославные силы всех мастей и, прежде всего, из вечно противоборствующий Православию римский католицизм, в результате чего никоно-алексеевская «рефор­ма» в некоторых аспектах приняла характер идеологичес­кой диверсии, направленной против Православия.

Политические причины церковной «реформы» XVII в. де­тали невозможной ее критику вплоть до первого периода гласности, наступившего после революции 1905 г. Профес­сор Московской духовной академии Н.Ф. Каптерев начал печатать подлинные исторические документы о реформе в 1889 г., но издание этих документов было запрещено К. По­бедоносцевым, и они появились в печати лишь в 1911 г.

Тяжкий недуг, поразивший Русскую Церковь после никоно-алексеевской «реформы», можно уподобить зло­качественной опухоли, ядовитые метастазы которой про­низывают тело во всех направлениях, постоянно отрав­ляя церковную жизнь.

Это - современная практика совершения таинства Крещения, часто превращающаяся в его профанацию; порча церковнославянского (и русского) языка, начавша­яся с порчи богослужебных книг в XVII в.; латинизация церковного пения и иконописи; отрицательное влияние «реформы» даже и на светскую науку, идущую в танде­ме с официальной церковью со времен синодального це-зарепапизма; тенденции расцерковления на бытовом уровне и т.п. Этой проблематике Раскола и «реформы» посвящена третья часть книги.

Но главное зло «реформы» - Раскол, который явился «невозвратимой растратой духовной энергии народа, огром­ным несчастьем в жизни Церкви и России, решающей катас­трофой в судьбах Святой Руси. Это раскололо душу наро­да и помрачило национальное сознание» (А.В. Карташов).

Никоно-алексеевская «реформа» - это тяжкое цер­ковное преступление. Осмысление этого факта во всей его полноте и исторической перспективе может сыграть большую положительную роль в деле ликвидации ста­рого русского Раскола и в духовном оздоровлении цер­ковной жизни.

Новая оценка никоно-алексеевской «реформы» и новый социально-истоический взгляд на старообрядчество под­водят, кроме того, к серьезному пересмотру нашей отече­ственной истории в период после XVII в
« Последнее редактирование: 22.03.2011, 15:16:51 от Маркова Елена »
Записан

Василий Ордынский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 236
  • Вероисповедание:
    Православный
  • Обер-инквизитор всеа контакта
Лучше читайте статью о.Даниила Сысоева.

Там вся правда о старообрядцах

http://mission-center.com/publicatsii/187-2009-11-13-18-58-25

Лично моё мнение. Если человек считает что Имя Сына Божьего надо писать не иначе как Исус, а если будешь писать иначе (например - Иисус, Жэзю, Иезус или Хесус) то не спасёшься - такой человек является еретиком, безусловно. Еретиком находящимся в плену самого дичайшего суеверия.
Записан
Носитель православного имперского мировоззрения (не путать с монархизмом! Я республиканец!)

_Михаил

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 025
  • Вероисповедание:
    православный РПЦ МП
«...идеологическая диверсия или национальная катастрофа»
Национальная катастрофа очевидна, по-моему. Насчёт идеологической диверсии не видел серьёзных доказательств.
Лучше читайте статью о.Даниила Сысоева. Там вся правда о старообрядцах http://mission-center.com/publicatsii/187-2009-11-13-18-58-25
Та якобы правда не получила поддержки церковного рук-ва, насколько я помню.
Лично моё мнение. Если человек считает что Имя Сына Божьего надо писать не иначе как Исус, а если будешь писать иначе (например - Иисус, Жэзю, Иезус или Хесус) то не спасёшься - такой человек является еретиком, безусловно. Еретиком находящимся в плену самого дичайшего суеверия.
Мне показалось, что мнение Церкви совсем иное.
Записан

Татьяна74

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 21 180
  • Вероисповедание:
    Православная
Вопросы по старообрядчеству. Есть ли апостольская преемственность? Однозначного ответа не нашла. Прп. Сергий Радонежский-строобрядец, и все святые кто были до Раскола. Зачем нужны были реформы? Ответы о. Даниила не понравились(при всем уважении к нему как к знающему человеку), видна его личная неприязнь к староверам.
Записан

_Михаил

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 025
  • Вероисповедание:
    православный РПЦ МП
Вопросы по старообрядчеству. Есть ли апостольская преемственность? Однозначного ответа не нашла.
Вызывает сомнения у священноначалия РПЦ.
Прп. Сергий Радонежский-строобрядец, и все святые кто были до Раскола.
Скорее всего так, но точной информации не нашёл.
Зачем нужны были реформы?
Предполагаю, что-то типа 3 Рима задумывалось: наш царь — всеправославный цезарь, наш патриарх из 5-го станет 1-м, Москва вместо Константинополя. Примерно так, но точных сведений нет.
Ответы о. Даниила не понравились(при всем уважении к нему как к знающему человеку), видна его личная неприязнь к староверам.
Он не очень разбирался в этих вопросах: не был историком.
Записан

Татьяна74

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 21 180
  • Вероисповедание:
    Православная
Вызывает сомнения у священноначалия РПЦ.Скорее всего так, но точной информации не нашёл.Предполагаю, что-то типа 3 Рима задумывалось: наш царь — всеправославный цезарь, наш патриарх из 5-го станет 1-м, Москва вместо Константинополя. Примерно так, но точных сведений нет.Он не очень разбирался в этих вопросах: не был историком.
Он упомянул коноплю. Но скорей всего она там присутствовала не для опийности. Староверы типа Лыковых тоже культивировали коноплю. Возможно она в определенных случаях нужна на селе.
Записан

_Михаил

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 025
  • Вероисповедание:
    православный РПЦ МП
... Он не очень разбирался в этих вопросах: не был историком.
___________
Он упомянул коноплю. Но скорей всего она там присутствовала не для опийности. Староверы типа Лыковых тоже культивировали коноплю. Возможно она в определенных случаях нужна на селе.
О конопле от о. Даниила не слышал. Он же богослов и, как специалист, в своё время ясно указал на отсутствие ересей у старообрядцев. Ну, куда ж богослову ещё и с коноплёй разбираться :) ?
Записан

Александр.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 504
  • Вероисповедание:
    ТУПОЙ БОДИБИЛДЕР
Он упомянул коноплю. Но скорей всего она там присутствовала не для опийности. Староверы типа Лыковых тоже культивировали коноплю. Возможно она в определенных случаях нужна на селе.

из конопли верёвки делают. мешковину иногда
Записан
В каждом человеке можно найти что то хорошее...... Важно при вскрытии не торопиться....

_олег

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 303
  • Вероисповедание:
    Православный
Вопросы по старообрядчеству.
1) Есть ли апостольская преемственность?
2) Прп. Сергий Радонежский-строобрядец, и все святые кто были до Раскола.
3) Зачем нужны были реформы?
1) Нет. В раскол ушёл всего один епископ и он мог рукополагать иереев, но ещё парочку епископов рукоположить не мог. В епископа рукополагают не менее двух епископов.
Как только это один преставился, уже и иереи прекратились. Стали переманивать из православия.
2) Прп. Сергий не может быть старообрядцем, поскольку раскола не было. Он был православным.
Старообрядцы --- это раскольники. Это принципиально. Не принципиально сколькими пальцами крестить ся.
Прп. Сергий раскольником не был.
3) Исправить ошибки церковных текстов закравшиеся в ходе переписывания в течении более чем 500 лет.  Кроме того подтянуть неключимых иереев. Позже недовольство профессиональным уровнем иереев в глубинке высказывал Димитрий Ростовский.
Записан

Георгий М.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 854
  • Нам нужна великая Россия!
Старообрядцы и есть истинная церковь
Записан

_олег

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 303
  • Вероисповедание:
    Православный
Старообрядцы и есть истинная церковь
Истинная церковь соборна.
Раскольников не признала ни одна православная церковь.
К Собору Православных Церквей раскол не принадлежит.
Записан

Георгий М.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 854
  • Нам нужна великая Россия!
Истинная церковь соборна.
Раскольников не признала ни одна православная церковь.
К Собору Православных Церквей раскол не принадлежит.
Бла Бла бла
Записан
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.104 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика