Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 [3] 4 5  Все   Вниз

Автор Тема: Христианство о коммунизме и коммунизм о христианстве  (Прочитано 23243 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

В качестве исторической справки к "Письму В.И.Ленина А.М.Горькому".

Православная энциклопедия
под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО


Направление в позитивистской и атеистической философии нач. ХХ в., поставившее своей основной целью создание новой религии - «религии без Бога» на основе коллективного опыта и трудовой деятельности человечества.

Возникшее в безрелигиозной среде и отрицающее «Живого Бога», Спасителя, и веру людей в Его спасающий промысл, Б. пыталось наряду с отрицанием истинной религии заполнить образовавшуюся пустоту псевдорелигиозными построениями, связанными с мифологизацией «человечества». В отличие от модного на Западе христианского социализма Б., соединяя идею социализма с религией, отвергает христианство, стремится утвердить социализм в качестве религии и занять место отвергнутого христианства.

По своим теоретическим установкам Б. восходит, с одной стороны, к разрабатываемым в европейской философии XIX в. идеям Л. Фейербаха о необходимости для жизни религии, очищенной от теологического понимания Бога, О. Конта о всеобщей религии человечества, К. Маркса о «научном социализме», Ф. Ницше о «смерти Бога» и механически объединяет их с положениями из философии жизни, неокантианства и эмпириокритицизма, с другой- пытается характерную для русской интеллигенции веру в народ как носителя Божией правды превратить в веру в мистически понимаемое «человечество», абсолютизирует его, наделяет Божественными свойствами и требует почти религиозного почитания. Созвучная эпохе нигилизма и безбожия внутренняя логика Б. опирается на подмену Богочеловека обожествленным человеком, человекобогом; таким коллективным человекобогом в Б. становится «человечество», а его религией - социализм как неизбывное стремление людей к социальной справедливости и равенству и утопическое обещание построить на земле это царство божие без Бога.

Основные представители Б.: А. В. Луначарский (1875-1933), автор кн. «Религия и социализм», предпринял попытку теоретически обосновать т. н. «научный социализм» Маркса в качестве «новой религии», некой разновидности атеистической веры и логического продолжения учения Фейербаха о религии любви к человеку; считает, что религиозная вера в творческие «потенции» человека и человечества является обязательным условием научного и общественного прогресса, который разрешит основные противоречия жизни и удовлетворит естественное стремление человека к счастью; М. Горький (1868-1936), к-рый в повести «Исповедь» (1907) рисует образ послушника Матвея, утратившего в христианстве веру в Бога и обретающего на заводе веру в народ, в нового бога и новую религию Б.; В. А. Базаров (наст. фам. Руднев; 1874-1939), сторонник «духовного» марксизма, исследователь и пропагандист богоискательства. Близкие к Б. позиции по ряду теоретических проблем занимал А. А. Богданов (наст. фам. Малиновский; 1873-1928), создатель «тектологии», всеобщей организационной науки о созидательной деятельности человека, «науки», которую он рассматривал как универсальное мировоззрение и жизнепонимание, преодолевающее узкие рамки философии.

Организационно Б. по инициативе Богданова, Горького и Луначарского сложилось в 1909 г. на острове Капри (Италия) в качестве школы для приезжавших из России слушателей, которая просуществовала весьма непродолжительное время. Б., связанное непосредственно с материализмом и марксизмом, но притязающее на «духовное» понимание человека и человечества, было отвергнуто марксизмом, который в самом слове «религия» усматривал опасность для собственного существования; между тем Б. выдает основную тайну марксистской идеологии - ее будущее превращение в псевдорелигию со всеми присущими ей атрибутами: обожествленной партией, культом «святых имен» и «мучеников» революции, канонизированной партийной символикой и обрядностью, ритуализированными формами поведения и подробно разработанными инициациями.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Протоиерей  Георгий  Городенцев

ХРИСТИАНСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ



Конец ХХ века для бывшего Советского Союза - нынешних стран СНГ, в том числе и для Украины, ознаменовался необычайно быстрым изменением отношения к частной собственности. Еще совсем недавно последняя объявлялась коммунистами страшным злом и всячески вытеснялась из легальной экономики. Представители же нелегального бизнеса заведомо, вне зависимости от пользы или вреда их деятельности для общества, объявлялись преступниками, а их производственно-организаторская деятельность - преступлением, заслуживающим самого строгого наказания.

Но вот ситуация, как по мановению волшебной палочки, меняется на совершенно противоположную. Частная собственность объявляется величайшим благом, происходит активный процесс приватизации-прихватизации; во всех странах бывшего Советского Союза появляется класс богатых людей, т.н. "новых русских", как правило, связанных с какими-то формами бизнеса.

Все это, конечно, не могло произойти бесследно для нашего менталитета, нашего мировосприятия, нашей души. Отсюда в умах некоторых реанимировалась старая идея: а может быть теория Маркса-Ленина-Сталина, отрицающая частную собственность, и была тем исконно приятным нашему народу учением, вводящим, пусть с помощью насилия и крови, но все же вожделенную социальную справедливость?

Развивая эту идею, идут еще дальше. Вспоминают, что наш народ уже более тысячи лет исповедует христианство. Берут в руки Новый Завет и сразу же обнаруживают там цитаты против богатства и частной собственности. Вот и Сам Христос говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф.19,23); призывает не собирать себе сокровищ на земле (Мф.6,19) и т.д.

Полистав Новый Завет дальше, люди, испытывающие симпатии к коммунизму, обнаруживают и нечто большее: оказывается, у первых христиан не было частной собственности, а все было общее (Деян.2,44; 4,32). "Вот где истоки коммунистической идеи, - восклицает такой предвзятый читатель Св.Писания! Они в христианстве и идут с первых его веков! Вот почему наш народ так охотно принял коммунизм, - теоретизирует далее он, - потому что коммунистическая идея обобществления имущества исконно свойственна душе русского человека по причине его христианского прошлого". Таким образом, истоки "русского" коммунизма пытались найти в христианстве.

Однако, эта теория, при всей ее кажущейся правдоподобности, не соответствует фактам. Евангельские законы, управляющие жизнью нашего общества, весьма отличаются от тех высокоумных теорий, которые нам пытаются навязать те или иные теоретики, далекие от православия и христианства.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

Возьмем хотя бы мнение, что Христос и христианство - противники богатства и собственности. Да, действительно, Господь говорит, что трудно богатому войти в Царство Небесное (Мф.19, 23), но точно также это трудно сделать и бедному, вообще любому человеку, ибо, как продолжает далее говорить Христос: "Человеком это невозможно, Богу же все возможно" (Мф.19, 26).

Да, действительно, ап.Павел называет сребролюбие корнем всех зол (1 Тим.6, 19). Однако под сребролюбием он, как и все православные христиане, разумеет не имущество или богатство, а неправильное отношение к богатству, злоупотребление им, чрезмерную заботу о нем или о стяжании его, в ущерб стяжанию добродетели. Поэтому и богатый может быть чужд страсти сребролюбия, если он милосерд, нищелюбив, скор на участие своими средствами в деле Божием; и бедный может быть сребролюбив, если он, не имея богатства, вожделеет его и стремится достичь его в ущерб своей душе.

Виной всему этому бывает не богатство, т.е. не частная собственность, а злоупотребление ею, как, впрочем, и в других страстях: не пища бывает виной чревоугодия, а соответствующая страсть; и вино не предосудительно, а виновато пьянство.

Да, действительно, некоторые из первых христиан добровольно отказывались от своей собственности. Но причиной этого было не идеологическое отрицание ее, не объявление ее каким-то злом, как в коммунизме, но желание первых христиан как можно более послужить Христу, в чем забота о своих имениях, домах и имуществах была определенной помехой, т.к. мешала всего себя посвятить Богу. Поэтому те, кто желали совершить самое возвышенное служение, слагали свое имение к ногам апостолов, но при этом ничто из них, в том числе и сами апостолы не отрицали законности и права человека, в том числе и христианина, этой собственностью владеть.

Последнее очень наглядно показано в Деяниях Апостольских в связи с грехом Анании и Сапфиры, которые, продав свое имение, часть его утаили для себя, а часть принесли для общего пользования. На что ап.Петр, обличив Ананию во лжи, сказал ему: "Анания... чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось... Ты солгал не человекам, а Богу" (Деян, 5,3-5).

То есть ложь Анании в глазах первых христиан совершенно бессмысленна, т.к. согласно словам ап.Петра они никоим образом не отрицали права любого человека, в том числе и солгавшего, иметь собственность ("чем ты владел, не твое ли было"), пользоваться ею, продавать и приобретать ее и т.д. Поэтому совсем не обязательно было отдавать часть ее, а часть оставить себе. Можно было оставить себе все, причем совершенно открыто, без всякого лицемерия. И никто из христиан не осудил бы Ананию за желание сохранить свое имущество. Вот почему и лгать собратьям по вере не было никакой необходимости. Но зато подобная ложь была бы вполне оправдана в рамках коммунистического режима, например, в процессе кампании раскулачивания, когда откровения по поводу желания сохранить от сдачи в колхоз хотя бы части нажитого добра были чреваты опасными последствиями.

Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

Весьма наглядно показывает отношение христианства к частной собственности и евангельская притча о делателях в винограднике.

"Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился. Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; виноградари, схватив слуг его, иного прибили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили также. Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего. Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои " (Мф.21, 33-41).

Эта притча имеет глубокий духовный смысл. Но совершенно очевиден и ее прямой, так сказать социально-экономический аспект. Также очевидно отношение рассказавшего эту притчу Христа к домовитому хозяину, по-нашему - предпринимателю, организатору производства, вложившему в него свои знания, талант, свой значительный труд, поэтому достойному получения части прибыли; и к противостоящим ему лицам. Которых с достаточной долей вероятности можно определить как допотопных социалистов или даже коммунистов-революционеров, т.к. их маниакальное нежелание отдавать хозяину виноградника причитающуюся ему часть дохода трудно каким-либо образом интерпретировать в рамках нормальных представлений о человеческой жадности, глупости и неблагодарности, но надо для этого привлечь принципиально-ненормальные соображения социалистического или коммунистического плана.

Итак, существеннейшим расхождением в учении христианства и идеологии коммунизма по вопросу о частной собственности, делающим здесь христианство и коммунизм полярно противоположными, является то, что первое признает частную собственность естественной принадлежностью рода человеческого и требует от человека лишь воздержания от злоупотреблений ею. Т.е. надобно воздерживаться от сребролюбия, а не от обладания имуществом.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Окончание

Иногда, впрочем, христианство требует от человека добровольного отказа и от самой собственности, но это лишь в том случае, если христианин желает достичь того, что выше естества: т.е. достичь высшего совершенства, как первые христиане, или, например, монашествующие, принимающие обет нестяжания.

Что же касается коммунизма, то он вообще отрицает частную собственность как таковую, считая ее злом, и таким образом отрицает естественное, Богом установленное учреждение.

Поэтому, если христианство в лице своих лучших последователей ради высшего совершенства добровольно отказывается от естественной человеку собственности, не отрицая ее при этом, но принимая как общий закон человеческого естества, то оно - сверхъестественно. Если же коммунизм, вопреки законам естества отрицает собственность - он противоестественен. И в нем легко можно разглядеть признаки действия упоминаемого мною в одной из статей "исключения среднего".

Итак, христианство и коммунизм - совершенно противоположные учения. Кажущееся же сходство между ними возникает из-за их полярности друг другу: одно - сверхъестественно, другой - противоестественен.

Думаю, понимание этого народом и является причиной поразительного, феноменального терпения наших людей. Которые, очевидно, вопреки тому, что о них сочинили теоретики-верхогляды и рассказчики сказочек про курочку-рябу, симпатизируют не коммунизму, чувствуя его противоестественность; желают не сомнительной коммунистической "социальной справедливости", а проще сказать - всеобщей уравниловки. Нет, они хотят жить по законам естественного, нормального общественного строя, которые признают за человеком естественное право иметь собственность и распоряжаться ею по своему усмотрению.

Люди нутром чувствуют естественность, нормальность права человека владеть собственностью и противоестественность коммунистического отрицания ее. Причем не в последнюю очередь чувствуют это именно в силу свое причастности к православию, которое, как было показано выше, утверждает первое и противно второму.

Отсюда, еще раз повторяю, феноменальное терпение наших людей, нашего народа в отношении тех идиотских экспериментов, которые проводят над ними современные "реформаторы". Люди все еще ждут, что эти "реформы" наконец-то завершатся логическим концом - возвратом к нормальным, естественным экономическим отношениям.

И пусть нас не пугают, что эти изменения обязательно приведут к капитализму, буржуазной эксплуатации и прочим окаменевшим монстрам из коммунистического парка пропагандистских ужасов "юрского периода". Достаточно вспомнить, что частная собственность, к которой мы хотим вернуться, была всегда, начиная с Адама, Евы и их потомков. Это, так сказать, общечеловеческая ценность. А вот что касается капитализма, то по их же, т.е. марксистов учению эта общественно-экономическая формация появилась не так давно, несколько сот лет назад.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
ПРОТОКОЛ №14
ЗАСЕДАНИЙ АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ

1/14 декабря 1950 года.

О БОРЬБЕ КОММУНИЗМА С ХРИСТИАНСТВОМ.


[...]

Переходя к странам с инославным основным населением, мы видим, что против католической Церкви коммунисты применяют те самые методы, какими они боролись и борются с Церковью Православной, а протестантские общества они почти безпрепятственно захватывают в свои руки и применяют их так же, как в свое время применяли в советском союзе живоцерковничество и обновленчество.

В Венгрии – самым драматическим эпизодом борьбы был процесс кардинала Минсенти, против которого применили медицинские методы, влекущие за собой полную невменяемость жертвы. В результате через полтора года летом с.г. Венгерский епископат, возглавляемый архиепископом Иосифом Грош, был вынужден сдаться. Тем не менее эта сдача, как и всегда, ни в малейшей степени не умилостивила гонителей. Ни одного обещания католическим епископам венгерские коммунисты не выполнили, а их заставили признать коммунистическую конституцию, согласиться принимать меры против священников, сопротивляющихся богоборцам и призывать своих пасомых во всем поддерживать коммунистическое правительство в Венгрии. Таким образом, в этой стране мы видим, что позиция христиан сломлена.

Сопротивление продолжается еще в Чехо-Словакии. Глава Католической Церкви в этой стране архиепископ Беран уже полтора года находится под стражей. Все епископы удалены со своих кафедр и на их места поставлены изменившие Церкви священники в качестве администраторов, но этих священников изменников сравнительно не много. Епископат не сдался и большинство клира верно ему.

Совсем другую картину представляет протестантизм в Чехо-Словакии. Патриарх так называемой Моравской церкви Франтишек Ковар проповедует о необходимости полного сотрудничества и слияния с коммунистами. ... Его преемник д-р Линхарт уверяет, что христианство имеет те же идеалы, что и религия Маркса. Эту тенденцию протестантизма идейно сдаваться коммунизму и преклоняться перед ним мы замечаем не только в порабощенных странах, но и в свободном мире. Ни одна протестантская церковь или организация не осудила коммунизма.

Коммунизм является полярной противоположностью христианства, воплощением наибольшего зла в истории и потому отношение к нему может служить основным признаком для суждения о том или другом явлении. То, что протестантизм не осудил коммунизма, является очень важным признаком нравственной нездоровости протестантизма. Мы видим в этом результат уже многовековой обработки протестантских обществ антихристианским движением масонства, привившим этим нецерковным христианам способность примиряться со злом и не отвращаться от него. Наоборот, чрезвычайно отрадным признаком представляется нам то, что католическая церковь ясно и четко осудила коммунизм, анафематствовавши его в 1949 году. Единственной другой церковной властью, сделавшей то же еще за 31 год до Римского папы, был наш Святейший Патриарх Тихон. Эта позиция в отношении коммунизма по нашему глубочайшему убеждению является единственно правильной и по этой причине чувствуем мы по отношению к католичеству глубокую симпатию.

http://vishegorod.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=147&Itemid=32
« Последнее редактирование: 24.07.2011, 15:15:58 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
***М***

Напоминаю, что тема предназначена не для обсуждения,
но для сбора материалов по вопросам, обозначенным в её
названии. Буду благодарна всем, кто найдет время и желание
внести посильный вклад. Если какой-либо документ или статья
вызовет у кого-то дискуссионный интерес, по нему можно
открыть отдельную тему.

Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
НАСТОЛЬНАЯ КНИГА АТЕИСТА

Под общей ред. академика С. Д. СКАЗКИНА
9-е изд., испр. и доп. - М.. Политиздат, 1987. - 431 с., ил.


Авторы книги:

Доктор философских наук С. Ф Анисимов, кандидат философских наук Н. А. Аширов. кандидат философских наук М. С. Беленький, доктор философских наук А В. Белов, доктор философских наук В М. Богуславский, кандидат философских наук Ю. Ф Борунков, доктор философских наук Б. Э. Быховский, кандидат философских наук Л Н. Емельянова, доктор философских наук В. И. Гараджа, кандидат исторических наук В. Ф Зыбковец, доктор философских наук А. Н. Ко-чеюв, кандидат философских наук Н Д. Куфакова, кандидат философских наук Р. Р. Мавлютов, доктор философских наук Б В. Мееровский, кандидат философских наук В. А. Мезенцев, кандидат исторических наук С. А. Мирсков, доктор философских наук М П. Мчсдлов, С С. Никоненко, доктор философских наук М. П. Новиков, кандидат философских наук А. А Осипов, кандидат философских наук Л. Т. Пинчук, доктор исторических наук П. И Пучков, доктор философских наук Д М. Угринович, кандидат исторических наук В. Г. Фуров, кандидат философских наук В. Р Чершхин, кандидат исторических наук Г. А. Шпажников, кандидат философских наук Г. И Элрин.



ПУТИ  ПРЕОДОЛЕНИЯ  РЕЛИГИИ
краткий конспект

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И РЕЛИГИЯ

Уничтожение капитализма и переход к высшему общественному строю -социализму и коммунизму - кладет конец неразумной растрате сил в масштабах общества. Победа нового строя, приходящего на смену капитализму, представляет собой следующую, более высокую ступень в развитии общества. Коммунистическое общество - необходимая закономерная ступень исторического прогресса. Это неизбежный этап в развитии общества. Каковы бы ни были исторические судьбы отдельных стран и народов, каким бы зигзагообразным ни было их развитие, объективный ход истории ведет к коммунизму. Коммунистическая формация, начиная с первой фазы, с социализма, - это начало подлинной истории человечества, освобожденного от ужасов прошлого. По отношению к коммунизму вся прошлая история человечества есть лишь предыстория. Подлинная история человеческого общества начинается с коммунистической формации.

На ход истории оказывают влияние и формы общественного сознания - политические и правовые идеи, мораль, философия, искусство. Если, например, политические и правовые идеи являются по своему характеру прогрессивными, т. е. выражают интересы прогрессивных классов, то они способствуют историческому развитию. Если эти идеи являются реакционными, то они тормозят историческое развитие, мешают прогрессу.

В отличие от всех других форм общественного сознания религия всегда выступает как реакционная идеология, тормозящая историческое развитие. На всех этапах развития общества религия играла реакционную роль. Возникнув как выражение бессилия человека, религия заставляет его надеяться на потусторонние силы в борьбе со стихийными силами природы и общества. Освящая всякую эксплуатацию, религия призывает трудящихся к смирению, к вере в загробное воздаяние, отвлекает их от борьбы за свои интересы в земной жизни.

Сложнее вопрос о роли церкви в развитии общества. На отдельных его этапах интересы церкви могут совпадать с интересами общественного развития. Так, например, в период формирования единого русского государства церковь оказала поддержку московским князьям в борьбе за объединение Руси. Это было обусловлено ее стремлением укрепить собственные позиции.

В некоторых случаях религиозные лозунги использовались и используются в национально-освободительной борьбе народов. Еще В. И. Ленин писал, что "выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам на известной стадии их развития...". Это обусловлено различными факторами, в частности ограниченностью сознания поднявшихся на борьбу людей, Оно насквозь пронизано религией, и весь мир рассматривается этими людьми только через призму религии. И даже тогда, когда они осознают необходимость революционного преобразования общества, их мышление далеко не всегда может освободиться от религиозной формы.

Сегодня многие религиозные лидеры, религиозные организации принимают активное участие в антивоенном движении. И коммунисты с пониманием относятся к этой позиции.

Однако данная позиция вовсе не означает, что религия стала иной. Религия не перестала быть ложным мировоззрением, реакционной идеологией. Ее функции не изменились в эксплуататорском обществе. Она продолжает играть роль "опиума народа", как это метко определил К. Маркс.

Реакционная роль, которую религия играла в истории, вытекает из самого существа религиозного мировоззрения.

Поэтому при любых изменениях в общественной жизни религия выступает как реакционная сила, тормозящая общественный прогресс.
В современных условиях роль религии отчетливо выявляется при анализе ее места в неутихающей борьбе идей.
« Последнее редактирование: 25.07.2011, 00:20:29 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

РЕЛИГИЯ В ИДЕЙНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ БОРЬБЕ

В наши дни, в период обострения идеологической борьбы, буржуазия с позиций религии ведет яростный обстрел марксистско-ленинского учения, стремится показать его несостоятельность, фальсифицирует теорию и практику социалистического и коммунистического строительства.

Современный этап общественного развития характеризуется активизацией клерикального антикоммунизма, поисками империалистической реакцией новых тактических приемов борьбы против социализма. Кризис религии, а вместе с тем рост влияния идей коммунизма заставляют реакционные силы делать все возможное, чтобы дискредитировать марксистско-ленинское учение и его реальное воплощение - мир социализма.

В систему клерикального антикоммунизма включены белоэмигрантские группировки: находящаяся в США так называемая "русская зарубежная церковь", как именуют ее главари этой реакционной организации монархической ориентации, "Русское студенческое христианское движение", центр которого обосновался в Париже.

Наблюдается тенденция к расширению религиозной радиопропаганды. Религиозная радиопропаганда является частью системы идеологического влияния на людей, которую использует империалистическая реакция в современной "психологической войне". Отсюда закономерно следует вывод о необходимости противодействия враждебным акциям классового противника. Как отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "мы имеем дело с попытками организовать против нас настоящую информационно-пропагандистскую интервенцию, превратить радио- и телевизионные каналы в орудие вмешательства во внутренние дела государств и проведения подрывных акций". Подобным попыткам следует давать решительный отпор.

В современной буржуазно-клерикальной пропаганде на социалистические страны отчетливо просматриваются два аспекта: мировоззренческий и социально-политический. Если первый из них связан с попытками доказать несостоятельность научно-материалистического миропонимания, то второй - с настоятельным стремлением представить в кривом зеркале политику коммунистических и рабочих партий в религиозном вопросе. Оба аспекта взаимосвязаны.

Критика диалектико-материалистических представлений о мире, обществе, человеке направлена на то, чтобы нейтрализовать их влияние на людей, расчистить почву для воспитания религиозно-идеалистического мировоззрения.

Политическая же направленность пропаганды имеет целью убедить и, верующих и неверующих в невозможности сосуществования научного социализма и религии, так как социализм ставит своей задачей уничтожение религии. Стоит напомнить слова В И. Ленина о том, что следует четко разделять идеологию и политику. В статье "Об отношении рабочей партии к религии" он писал о том, что еще Энгельс требовал от рабочей партии "уменья терпеливо работать над делом организации и просвещения пролетариата, делом, ведущим к отмиранию религии, а не бросаться в авантюры политической войны с религией" (Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 17. с. 417).

Западный пропагандистский арсенал в последнее время не пополнился каким-либо новым оружием, речь может идти только лишь о новой тактике. Что касается аргументации позиций современных клерикалов, то она остается старой с весьма незначительными поправками, обусловленными новыми конкретно-историческими условиями. Не случайно в ходу религиозно-идеалистические концепции, выдвинутые такими русскими философами-идеалистами, как Бердяев, Франк, Ильин, Булгаков и другие.

Каковы же основные направления современной буржуазно-клерикальной пропаганды? Прежде всего, попытки показать несостоятельность марксистско-ленинского учения о религии как "опиуме народа". Защитники религии стремятся доказать, что никакого научного анализа сущности религии в действительности не было и нет. Жизнь якобы подтвердила ошибочность марксистского взгляда на религию, спор-де разрешило историческое развитие, наглядно показавшее, что религиозная идеология играет совсем не ту роль в социальном развитии, которую приписывали ей основоположники марксизма.

Предпринимаются попытки утвердить мнение о прогрессивной роли религии в истории общества. Примечательно, что в этой пропаганде все большее место занимают "факты истории", будто бы свидетельствующие об исключительной роли религии в историческом процессе.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

Для этой цели используются такие события, как 1000-летие введения христианства на Руси, которое церковь будет отмечать в 1988 г., различные знаменательные даты в истории народов нашей страны. Буквально любой повод служит основанием для пропагандистских кампаний церковников.

Комитет, в состав которого вошли лица, известные своими антисоветскими взглядами, начал выпускать журнал "Русское возрождение" с целью фальсифицировать историю, идеализировать русское православие как "неотъемлемый элемент русской жизни". Предпринимаются попытки засылать этот журнал по различным каналам в СССР. Идет поиск и иных путей к усилению клерикальной пропаганды в связи с предстоящим "юбилеем".

Религиозная радиопропаганда на Советский Союз прилагает немало усилий к тому, чтобы, исказив историческое прошлое, показать непреходящее значение христианства для России и в то же время подчеркнуть, будто Великая Октябрьская социалистическая революция оказалась разрушительницей тех ценностей жизни, которые были неразрывно связаны с православной верой.

Ведя идеологические атаки на Советский Союз, буржуазно-клерикальная пропаганда фабрикует фальшивки о том, что в СССР преследуют людей за веру в бога, берет под защиту тех, кто нарушает советские законы, изображая их страдальцами за свои религиозные убеждения. Империалистическая реакция всячески раздувает миф о "религиозном возрождении" в социалистических государствах. Буржуазно-клерикальная пресса пестрит сообщениями о "религиозном ренессансе" в СССР, Венгрии, Чехословакии и других странах социалистического содружества. С ним классовый противник связывает большие надежды.

В данном случае религия рассматривается как сила, способная нейтрализовать влияние марксистско-ленинской идеологии на советских людей. В действительности же никакого "религиозного возрождения" в социалистических странах не наблюдается, повсеместно идет процесс угасания религиозной веры, конкретные социологические исследования свидетельствуют о размывании традиционных представлений верующих. Это подтверждается и самими служителями религии, которые нередко говорят о том равнодушии, которое нередко проявляется у верующих к исполнению предписаний церкви, соблюдению обрядов, следованию вековым обычаям.

Другое дело, что западные клерикально-пропагандистские центры стремятся насаждать религиозность в социалистических странах, поддерживать, подогревать ее, пробуждать интерес, к религии в первую очередь среди молодежи. Речь идет об искусственно вызываемом "религиозном возрождении". На это направлена деятельность религиозных миссий, которые засылают своих эмиссаров в социалистические страны, издают на различных языках религиозно-пропагандистскую литературу, предназначенную для широкого распространения в странах социализма.

Важным направлением современной клерикальной пропаганды являются попытки убедить верующих в том, что не на пути, указанном научным коммунизмом, а на пути, предлагаемом религией, люди могут достичь своего счастья. Идеи борьбы с эксплуататорским строем, с социальным неравенством подменяются идеями нравственного самосовершенствования, исправления испорченной природы человека и т. п.

Ныне у буржуазных пропагандистов в большом ходу доктрина "наведения мостов", с помощью которой они стремятся экспортировать буржуазную идеологию в социалистические страны. Клерикальная пропаганда, призывающая к единению людей на религиозной основе, способствует осуществлению этой цели, так как стремится стереть классовые грани, убедить людей, что их объединяют в первую очередь вероисповедные интересы.

Разумеется, необходимо тщательно изучать формы и методы практических акций клерикального антикоммунизма, его тактику. В процессе противодействия враждебным действиям клерикалов надо учитывать их конкретную направленность. На стороне социализма великая правда, которую нужно отстаивать от наскоков классового противника, от его попыток ошельмовать и дискредитировать социализм.

Решительный отпор клерикалам от антикоммунизма, злобным антисоветчикам, использующим религиозные каналы для антисоциалистических акций, - такая задача поставлена перед партийными комитетами. Следует убедительно раскрывать истинные цели тех реакционных кругов, которые спекулируют на чувствах верующих, стремясь осуществить свои коварные замыслы и планы, выявлять связь религиозных организаций, идущих в русле антикоммунизма, с империалистической реакцией. Люди должны знать правду о том, какими методами защитники капитализма хотят остановить поступательный ход истории, преградить человечеству путь к свободе и счастью. 
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

КАК КОММУНИСТЫ ОТНОСЯТСЯ К РЕЛИГИИ

Как относится Коммунистическая партия к религии, к религиозно-церковным организациям? Этот вопрос нередко задают и верующие и неверующие люди.

Коммунистическая партия - боевой авангард трудящихся, союз единомышленников, основанный на марксистско-ленинском мировоззрении, прямо противоположном всякой религии. Характерной чертой марксистско-ленинского мировоззрения является последовательный, научный атеизм.

Вскрыв социальные корни религии в классовом обществе, основоположники марксизма-ленинизма доказали, что для преодоления религии необходимо в первую очередь уничтожить социальный строй, основанный на эксплуатации человека человеком, т. е. совершить социалистическую революцию.

В условиях капитализма среди общедемократических задач, выдвигаемых коммунистами, значительное место занимает свобода совести. При капитализме коммунисты борются за свободу совести, за свободу убеждений. Коммунистическая партия требует, чтобы религия была объявлена частным делом по отношению к государству. Однако коммунисты не считают религию частным делом по отношению к партии, не могут относиться к ней нейтрально. В. И. Ленин подчеркивал, что пролетарская партия, вооруженная передовой революционной теорией, должна активно бороться с религиозными верованиями, раскрывать антинаучность религиозных представлений о мире, человеке, обществе. Обязанностью каждого члена партии является идейная борьба против всякой религии. Однако выбор форм и методов атеистической пропаганды всецело определяется классовыми целями пролетариата, условиями места и времени. В. И. Ленин считал нецелесообразным включить в Первую программу партии пункт об атеизме всех членов партии, поскольку это могло отвлечь рабочий класс от решения основных задач, привести к раздроблению его революционных сил, расколу его рядов.

Но это отнюдь не означало, что Коммунистическая партия когда-либо отказывалась от борьбы с религией. Она отказывалась лишь от абстрактно-идеалистической постановки религиозного вопроса вне зависимости от классовой борьбы и перестройки общества на социалистических началах. Партия всегда нетерпимо относилась ко всякой религии и мистике, активно боролась против "богоискателей" и "богостроителей", разоблачала сущность рафинированных, очищенных религиозных представлений, выступала против всяких попыток отождествления религии с коммунизмом.

После победы Октябрьской революции в новой Программе, принятой VIII съездом РКП (б) в мае 1919 г., было записано, что партия, не удовлетворяясь отделением церкви от государства и школы от церкви, стремится содействовать фактическому освобождению трудящихся масс от религиозных предрассудков. В этих условиях на первый план выдвигается задача организации углубленной систематической пропаганды атеизма. XII съезд (1923 г.) наметил основные направления атеистической пропаганды и поставил задачу вырабатывать необходимые формы и методы ее проведения.

Церковь является не политическим, а идейным противником. Это потребовало изменения форм и методов атеистической работы с массами. В 1944 г. ЦК Коммунистической партии принял постановление "Об организации научно-просветительной пропаганды". В этом постановлении ЦК, отметив серьезные недостатки в постановке научно-просветительной пропаганды, обратил особое внимание на пропаганду естественнонаучных знаний, поскольку это имеет огромное значение не только для дальнейшего подъема культурного уровня народа, но и для преодоления религиозных предрассудков.

В 1964 г. были опубликованы "Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения", разработанные идеологической комиссией при ЦК КПСС. Главное внимание было обращено на научную разработку проблем атеизма и подготовку кадров атеистов, на использование в атеистическом воспитании всех средств идейного воздействия. Мероприятия предусматривали улучшение атеистического воспитания детей и подростков, усиление контроля за соблюдением законодательства о культах. Важное значение имело признание целесообразности создания в крупных парторганизациях, райкомах, парткомах производственных управлений, горкомах, обкомах и крайкомах партии советов по атеистической работе, специализации работников идеологических отделов партийных комитетов по вопросам атеизма.

Решением ЦК КПСС при Академии общественных наук был создан Институт научного атеизма. На него возлагались руководство и координация всей научной работой в области атеизма, подготовка кадров высшей квалификации, организация комплексной разработки актуальных проблем научного атеизма.

В последующих решениях ЦК КПСС неизменно уделялось внимание повышению действенности атеистического воспитания. В постановлении ЦК КПСС "О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы" (1979 г.) выдвигалось требование повысить ответственность коммунистов и комсомольцев в борьбе с религиозными предрассудками.

Мощный импульс для подъема атеистического воспитания на качественно новый уровень дал XXVII съезд КПСС. Особенно остро поставлен вопрос о максимальной конкретности воспитательной работы. В качестве важнейшей формы воспитания названа индивидуальная работа.

Выводы и положения съезда имеют принципиальное значение для атеистического воспитания. Не секрет, что зачастую, говоря о его успехах, мы забываем о том, что главным критерием его эффективности являются конечные результаты - преодоление религиозности, снижение количества верующих, формирование атеистической убежденности всех советских людей. Именно этим, а не количеством проведенных мероприятий определяется действенность атеистической работы.

Следуя ленинским заветам, Коммунистическая партия стремится дать всем советским людям надежные жизненные ориентиры, вызвать у них стремление внести максимальный вклад в дело строительства коммунизма. Это и обусловливает необходимость преодоления религиозных пережитков, которые стоят на пути формирования всесторонне, гармонически развитой личности, нового человека.

Повышение материального уровня жизни советских людей на основе непрерывного и бурного роста производства, дальнейший подъем культурного уровня всех членов советского общества, создание материальных условий для удовлетворения духовных запросов - расширение сети культурно-просветительных и учебных заведений - все это с неизбежностью ведет к окончательному преодолению религиозных представлений, к вытеснению религиозных идей из сознания людей. Однако, как неоднократно подчеркивалось в решениях ЦК КПСС, преодоление религии не может быть пущено на самотек, вытеснение религиозных идей и представлений из сознания людей совершается только в ходе целенаправленной атеистической пропаганды. Это требует дальнейшего совершенствования атеистического воспитания, имеющего своей целью формирование материалистических убеждений у всех советских людей.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

АТЕИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ


Особое значение приобретает и атеистическое воспитание как составная часть коммунистического воспитания трудящихся. Это одна из программных целей партии. Ведь речь идет о перестройке сознания людей, об изменении жизненных стереотипов тех, кто находится под влиянием вековых предрассудков, о формировании научного, материалистического мировоззрения, нового типа мышления. А это задачи далеко не простые.

Бытующие еще подчас представления о стихийном отмирании религии приводят к умалению роли атеистического воспитания. Бесспорно, социалистическая действительность, огромные социально-экономические изменения, образ жизни советских людей способствуют изменению их миропонимания, преодолению религиозных предрассудков. Свою роль играет подъем духовной культуры, общеобразовательного уровня людей, но, как справедливо указывал В. И. Ленин, "было бы величайшей ошибкой и худшей ошибкой, которую может сделать марксист, думать, что многомиллионные народные (особенно крестьянские и ремесленные) массы, осужденные всем современным обществом на темноту, невежество и предрассудки, могут выбраться из этой темноты только по прямой линии чисто марксистского просвещения. Этим массам необходимо дать самый разнообразный материал по атеистической пропаганде, знакомить их с фактами из самых различных областей жизни, подойти к ним и так и эдак для того, чтобы их заинтересовать, пробудить их от религиозного сна, встряхнуть их с самых различных сторон, самыми различными способами и т. п." (Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 45, с. 26).

Что же касается атеистического воспитания, то оно является не проявлением враждебного отношения к верующим, а, напротив, проявлением заботы о них, об их развитии, об освобождении их сознания от ложных выводов и представлений.

Политика Коммунистической партии, направленная на обеспечение материально и духовно богатой, социально насыщенной жизни советских людей, создает условия для успешной работы по атеистическому воспитанию. В нашей стране сложилась система атеистического воспитания. Она охватывает и различные организации, и широкий комплекс форм и методов идеологической, политико-воспитательной работы, и средства массовой информации, и новую, социалистическую обрядность, которая все более весомо и зримо входит в жизнь советского общества. Непременным условием эффективного функционирования этой системы являются планомерность и целенаправленность атеистической работы, дифференцированный подход к различным категориям и группам населения, тесная взаимосвязь атеистического воспитания со всеми другими формами воспитания.

Пропагандой атеизма у нас занимаются идеологические органы, общественные организации, музеи, клубы, библиотеки, другие культурно-просветительные учреждения. Важную роль в формировании атеистической убежденности играет система политического просвещения. Воспитанием детей и подростков в духе атеизма призвана заниматься школа. В средних специальных и высших учебных заведениях учащиеся и студенты получают знания основ научного атеизма.

Хорошо известно, что атеистическое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. А это значит, что первые представления о мире ребенок должен получать в дошкольных учреждениях. Уже говорилось о том, какое влияние на детей оказывает подчас религиозная семья, воспитывающая их "в вере". Вот почему уже в дошкольных учреждениях стоило бы закладывать в сознание ребенка основы правильного миропонимания. В свою очередь, следует проводить воспитательную работу и с семьями верующих, ставя цель ослабления их религиозного влияния на детей и подростков. Эту работу должна продолжить школа, где подрастающее поколение получает не только знания, но и те представления, из которых формируется научное мировоззрение. Школа обладает большими возможностями для атеистического воспитания, которые, к сожалению, не всегда используются в полной мере. И когда ее выпускники покидают школу, отягощенные грузом религиозных пережитков, это значит, что педагогический коллектив не сумел поставить прочный заслон на пути воспроизводства религии среди учащихся, сделать атеистическое воспитание действительно эффективным.

Не всегда еще удается это средним специальным и высшим учебным заведениям. Атеистическое воспитание порой ведется в них формально, оставляет желать лучшего преподавание курса основ научного атеизма. В результате молодежь, вступающая в жизнь, сплошь и рядом не имеет стойкого иммунитета к религии, не имеет твердых атеистических убеждений.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW

Продолжение

Особая роль в атеистическом воспитании принадлежит трудовому коллективу. Ведь в коллективе проходит значительная часть жизни человека. И от того, каков в нем нравственный климат, во многом зависит, насколько он может способствовать формированию атеистической убежденности людей. Там, где есть доверие, внимание к человеку, товарищеская взаимопомощь, создаются условия, препятствующие проникновению в сознание людей религиозных взглядов и представлений.

Партия требует, чтобы при оценке деятельности руководителей принимались во внимание не только производственные показатели. Они обязаны обеспечить единство организаторской, хозяйственной и идеологической работы, постоянно уделять внимание социальным вопросам. Кадровая политика партии направлена на то, чтобы укрепить руководство трудовых коллективов людьми, обладающими необходимыми политическими и деловыми качествами, способностями, высоконравственным поведением, проявляющими подлинную заботу о человеке. Это дает возможность повысить спрос с каждого руководителя за состояние идейно-воспитательной, в частности атеистической, работы в коллективе.

Уже говорилось о том, как важна организация атеистического воспитания по месту жительства. Значительную помощь в ее организации может оказать шефство крупных предприятий, расположенных в данном микрорайоне. Необходимо наладить и подготовку кадров для проведения этой специфической и непростой работы.

В практике атеистического воспитания сложилось немало разнообразных форм и методов идейного воздействия на людей. В клубах, Домах культуры, других культурно-просветительных учреждениях проводятся лекции и беседы, тематические вечера, кинолектории; вечера вопросов и ответов, устные журналы, читательские конференции. Однако имеющиеся возможности используются пока не в полной мере. Гораздо эффективней можно было бы вести пропаганду научного атеизма в экскурсионно-туристском обслуживании. Рост массового туризма, возросший интерес людей к прошлому нашей страны позволяют в местах, где расположены памятники старины, особенно те, которые связаны с религией, давать объективную классовую оценку исторической роли церкви, духовенства в противовес попыткам современных богословов и проповедников всячески приукрашивать ее. Но опять-таки встает вопрос о кадрах. Нужна специальная подготовка экскурсоводов, нужны методики ведения пропаганды атеизма в экскурсионно-туристском обслуживании.

Слабо используется пока в атеистическом воспитании краеведение. А ведь именно изучение истории своей области, района, краеведческий материал дают атеистам возможность конкретно раскрывать истинную сущность деятельности церкви и монастырей, наглядно показывать их связь в прошлом с эксплуататорскими классами. Все это оказывает атеистическое воздействие на людей, способствует формированию их атеистической убежденности. Опыт использования краеведения в атеистической работе, накопленный в Карельской АССР, подтверждает это.

Недостаточно активно ведут пропаганду атеизма музеи. Располагая фондами, которые дают возможность создавать экспозиции, имеющие атеистическую направленность, многие музеи проявляют в этом деле инертность. Музейные экскурсоводы чаще всего просто обходят стороной атеистическую тему. Они ищут оправдание в том, что не имеют методик, которые бы помогали им со знанием дела вести пропаганду атеизма. И здесь они вправе предъявить претензии к ленинградскому Музею истории религии и атеизма, который является всесоюзным методическим центром по вопросам атеистической пропаганды в музеях страны.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду Коммунистической партии подчеркивалось, что важнейшей формой воспитания является индивидуальная работа. Это имеет прямое отношение к атеистическому воспитанию. Ведь среди верующих есть такие люди, которые не посещают массовых мероприятий в клубах, Дворцах культуры. Они не ходят на лекции, на вечера, призванные расширить кругозор людей.

Как известно, религиозность каждого человека индивидуальна, она практически всегда обусловлена какими-то сугубо личными причинами, конкретными обстоятельствами, особенностями психического склада верующего. Разобраться в них, проникнуть во внутренний мир человека, помочь устранить факторы, порождающие веру, - значит нащупать те наиболее чувствительные точки его души, которые вызывают у него потребность в религии. Разумеется, здесь надо быть и педагогом и психологом, обладать умением понять собеседника.

Одна из основных задач атеистического воспитания - прекращение воспроизводства религии в молодых поколениях нашего общества. А эго требует усиления атеистической работы среди молодежи, воспитание ее в духе непримиримости к любым проявлениям чуждой советским людям идеологии.

Во многих школах страны накоплен немалый опыт атеистического воспитания учащихся. Но зачастую оно проводится все же формально. Как будто делается все для формирования атеистической убежденности школьников. И в учебном процессе уделяется внимание мировоззренческим выводам, и внеклассная работа в этом направлении проводится, и уголки юного атеиста организуются, а нет-нет да и оказываются в числе выпускников молодые люди, связывающие свою жизнь с религией. А все дело заключается в том же пресловутом "вале", когда идейно-воспитательная работа оценивается в основном по количеству проведенных мероприятий, а не по их конкретным результатам.

В новой редакции Программы КПСС намечены пути к дальнейшему совершенствованию системы народного образования. При этом подчеркивается, что школа должна еще выше поднять уровень не только образования, но и воспитания. В этой связи еще более актуальным становится преодоление формализма в атеистическом воспитании, индивидуальный подход к учащимся, ответственность школы за каждого юношу, который покидает ее стены, с тем чтобы он вступал в жизнь со стойким иммунитетом к любым проявлениям религиозности.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

Существенным недостатком атеистического воспитания является то, что в нем используются главным образом рациональные методы, а эмоциональные, как правило, остаются на втором плане. Между тем церкви делают основной упор именно на методы эмоционального воздействия на людей. Торжественная обстановка храмов и молитвенных домов вызывает у верующих особый психологический настрой. Здесь особенно важно противопоставить религиозному культу эмоциональные формы атеистического влияния на людей.

Совершенно очевидно, что в атеистическом воспитании нужны такие формы и методы эмоционально-психологического воздействия, которые были бы способны влиять на людей более сильно, чем церковная обрядность. Именно поэтому все более заметное место в атеистическом воспитании занимают новые гражданские праздники и обряды, прочно вошедшие в жизнь советских людей.

Новые обряды и праздники обладают большим атеистическим потенциалом. Внедрение в быт гражданского обряда бракосочетания, например, способствовало значительному снижению процента молодых людей, венчающихся в церкви. В Прибалтийских республиках, где в торжественной обстановке проводятся "летние дни молодежи", пошел на убыль совершаемый в протестантских церквах обряд конфирмации - посвящения подростков, вступающих в пору совершеннолетия.

Программа КПСС рассматривает широкое распространение новых советских обрядов и обычаев как важнейшую составную часть атеистического воспитания. И делается у нас немало по внедрению гражданской обрядности, ее пропаганде. Во многих республиках созданы комиссии по новой гражданской обрядности. В их состав входят партийные работники, представители общественных организаций, деятели культуры. Подобные комиссии образованы в областях, районах, крупных городах. Они рассматривают вопросы, связанные с разработкой праздничных ритуалов, координируют деятельность всех учреждений и общественных организаций, занимающихся вопросами новой обрядности, решают проблемы ее материального обеспечения, изучают и обобщают положительный опыт, ведут активную его пропаганду. Исследуя действенность различных обрядов и ритуалов, комиссии закрепляют те из них, которые выдержали испытание временем, показали, что отвечают запросам наших людей.

Серьезные нарекания вызывает формальное подчас проведение похоронного обряда, ритуалов поминовения ушедших от нас людей. Память надо хранить. Каждый человек оставляет в жизни свой след. Мы помним тех, кто отдал жизнь борьбе за революционное дело, кто пал смертью храбрых, защищая Огчизну от фашистских захватчиков. Мы помним имена первопроходцев, возводивших стройки первых пятилеток, зачинателей стахановского движения, прославленных металлургов и шахтеров, земледельцев и животноводов, учителей и врачей. В некоторых республиках и областях страны уже установлены специальные "дни поминовения". Торжественно-траурными ритуалами отмечается память об умерших. Но, к сожалению, ритуалы эти не стали повсеместными. Приходится сталкиваться порой с удивительным равнодушием к похоронным обрядам и ритуалам поминовения. Иногда местные власти не уделяют внимания состоянию кладбищ, которые приходят в запустение, сам обряд проводится казенно и формально, оставляя неприятный осадок у тех, кто присутствовал при его совершении. И не потому ли пока оказываются живучими церковные обряды отпевания и поминовения.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Продолжение

Серьезные претензии можно предъявить к средствам массовой информации, которые не используют все возможности для действенной пропаганды научного атеизма. И хотя в целом уровень атеистической пропаганды в прессе за последние годы возрос, все еще встречаются серые, невыразительные, а подчас и ошибочные материалы. Слабо ведется поиск новых форм подачи материалов, журналисты порой оказываются во власти мелкотемья. Изжить назойливую назидательность, подходить творчески к каждой публикации, поднять их действенность, проявлять больше вдумчивости, оперативности и меньше гнаться за случайным, сенсационным - это насущные требования нашего времени.

Недостаточно эффективно используются в пропаганде атеизма телевидение и радио. Между тем они имеют такую широкую аудиторию, что могли бы оказывать большое влияние на формирование атеистической убежденности людей. В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии отмечалось, что в выступлениях средств массовой информации "немало еще серости, не преодолена инертность, не излечена глухота к новому".

Требование новой редакции Программы КПСС использовать все средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, для преодоления религиозных предрассудков в равной степени относится ко всем коммунистам, в том числе и к тем, кто работает в нашей прессе, на телевидении, радио.

Хорошо известно, каким большим атеистическим зарядом обладают литература и искусство, отражая жизнь в художественных образах. Их спецификой является эмоциональное воздействие на человека, на мир его чувств. Литературные произведения вызывают у читателей целую гамму переживаний и нередко способствуют тому, что люди начинают задумываться над тем, что несет им религия. А уже само по себе это дает импульс для размышлений, которые порой приводят к пересмотру мировоззренческих позиций. В самом деле, разве не вызывает чувство негодования использование тайны исповеди в борьбе против революционеров, о чем правдиво рассказывается в романе Э. Войнич "Овод"? Разве могут оставить равнодушными читателя правдивые описания бурсацкой жизни в "Очерках бурсы" Н. Г. Помяловского? Читатели с болью в сердце знакомятся с судьбой Родьки Гуляева в повести В. Тендрякова "Чудотворная", искренне переживают за героиню повести В. Евдокимова "Грешница", ставшую жертвой религиозных фанатиков.

Однако в последнее время у нас не появлялись яркие, убедительные художественные произведения антирелигиозной направленности. Писатели в большом долгу перед пропагандой атеизма, в которую они могли бы вносить значительный вклад.

Следует шире использовать в атеистическом воспитании художественное наследие выдающихся живописцев, которые страстно обличали религию в различных ее проявлениях, деяния духовенства и монашества. Картины И. Е. Репина "Отказ от исповеди" и "Крестный ход в Курской губернии", В. Г. Перова "Монастырская трапеза" и "Сельский крестный ход на пасхе", В. В. Пукирева "Неравный брак" производят сильное впечатление на людей, вызывают негативное отношение к религиозному образу жизни. Привлечь внимание к этим полотнам, вовлечь людей в живой разговор вокруг отображенных на них явлений - все это, несомненно, приведет к откровенной беседе об исторической роли религии и церкви, поможет ненавязчиво дать объективные оценки тому прошлому, которое всячески идеализируется религиозными проповедниками.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Окончание

В стране издается значительное количество научной, научно-популярной и массово-политической литературы на атеистические темы. При Госкомиздате СССР создан общественный совет по координации выпуска этой литературы. В последние годы ее стало издаваться больше. Однако качество ее не всегда отвечает потребностям атеистического воспитания. Коллегия Госкомиздата СССР потребовала от издательств принять решительные меры к повышению научного уровня изданий по научному атеизму, по преодолению серости, безликости в этих изданиях, погони за сенсационностью вместо объактивного анализа явлений, связанных с атеизмом и религией. Обращено внимание на увеличение выпуска атеистических книг и брошюр для детей, подростков, молодежи.

Совершенствование атеистического воспитания обусловливает необходимость научной разработки актуальных проблем научного атеизма. Эта работа ведется в институтах, входящих в систему Академии наук СССР, в Институте научного атеизма АОН при ЦК КПСС, его филиалах в Киеве, Ташкенте, Вильнюсе. И все-таки есть серьезные пробелы в разработке актуальных проблем критики морально-этических доктрин различных церквей, критики христианского сектантства, "священных" книг и т. п. В последнее время обнаруживается в ряде случаев отсутствие внимания к вопросам марксистского религиоведения. А оно является неотъемлемой составной частью научного атеизма. Оставляет желать лучшего и анализ функционирования религии и церкви в условиях социализма.

В сферу пропаганды научного атеизма должен быть включен каждый человек. Коммунисты должны быть хорошо знакомы с основополагающими марксистско-ленинскими принципами отношения Коммунистической партии к религии, церкви, верующим, с политикой нашей партии в религиозном вопросе. Советским работникам необходимо хорошее знание законодательства о религиозных культах. Коммунисты и комсомольцы обязаны строго выполнять уставные требования - вести борьбу с религиозными пережитками. Сегодня стоит задача формирования атеистической убежденности у всех советских людей. Всякое умаление роли атеистического воспитания способствует укреплению позиций церкви.

Но, конечно, необходим творческий подход к атеистической работе. Во всех случаях нужно учитывать конкретную обстановку, видеть конкретных людей. Только тогда можно рассчитывать на успех. Ведь свою специфику имеют проявления православия и ислама, католицизма и иудаизма. И здесь важны целенаправленность, целеустремленность, воинственность Последнюю не следует понимать как наскоки на религию. Атеистическое воспитание - не кратковременная кампания, а настойчивая, повседневная работа с людьми. Это борьба за человека, эффективность которой определяется конечным результатом.

http://religion.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st054.shtml
« Последнее редактирование: 25.07.2011, 00:00:23 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Cветлана А.Л.

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 665
  • Вероисповедание:
    православная христианка
Иеромонах Иов (Гумеров) о "христианском социализме".


Христианство является Богооткровенной религией спасения в Царстве Небесном. «Царство Мое не от мира сего» (Ин. 18: 36), – сказал Господь Пилату. Социализм (фр. socialisme; от лат. socialis – общественный) представляет собой идеологию, которая ставит целью достижение на земле идеального общества, основанного на справедливости и равенстве.
Священномученик Иоанн Восторгов точно заметил: «Трудно представить себе такое, можно сказать, противоестественное сочетание понятий, какое мы видим в ныне распространенном термине “христианский социализм”: по самому существу, по природе своей они взаимно исключают друг друга. Термин этот, столь двусмысленный и неудобный, представляющий в себе наглядное contraditio in adjecto, естественно, способен оттолкнуть и устрашить как истинно-верующего христианина, так и правоверного социалиста нашего времени. <…> Неудачный термин – пережиток старого времени. Возник он гораздо ранее того времени, когда новейший социализм в обработке Маркса, Моста, Бебеля, Энгельса, Лафарга и других еще не явил себя как откровенно атеистическое и материалистическое учение» (Иоанн Восторгов, протоиерей. Полн. собр. соч. Т. 5. М., 1913. С. 156–157).

Когда пытаются сблизить христианство и социализм, то обнаруживают совершенное непонимание сущности учения Спасителя. Источником зла является не богатство, не высокое положение в обществе, а порочное устроение души. Во все времена были люди богатые и знатные, которые жили праведно и делали добро. Святая Библия и история дает много примеров: патриарх Авраам, царь Давид, святой Иосиф Аримафейский, святой Филарет Милостивый (VIII в.) и многие другие. А среди бедных и простых людей много озлобленных и ведущих греховную жизнь.

Хотя проекты создания идеального общества, основанного на гармонии интересов всех людей, выдвигались в разные эпохи («Государство» Платона, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «Утопия» Т. Мора, «Город солнца» Т. Кампанеллы, «Базилиада, или Кораблекрушение у плавучих островов Э.-Г. Морелли, «О законодательстве, или Принципы законов» Г.-Б. Мабли), социализм как идеология сформировался в первой половине XIX века. Сам термин «социализм» впервые появился в 1834 году в статье Пьера Леру (1797–1871). Этот политический писатель считал, что история проходит три стадии прогресса: освобождение от семейного рабства, от рабства государству и от тирании собственности. У него не было и тени догадки, что через 100 лет введение социализма (о котором он писал в «Revue Encyclopйdique») на практике станет самым жестоким экспериментом в истории, стоившим более сотни миллионов жизней людей в России, Китае, Албании и других странах.

Основатели «христианского социализма» – аббат Ф.-Р. де Ламенне (1782–1854) и два англиканских священника: Ф.-Д. Морис (1805–1882) и Ч. Кингсли (1819–1875). Они проповедовали модернизированное, искаженное христианство. Так, Ф.-Р. де Ламенне, в противоречии со святой Библией, писал, что познание добра и зла было не грехом, а первым шагом человека на пути прогресса. Он утверждал, что причина нравственного зла лежит в борьбе между законом единства всего человечества и индивидуалистическими стремлениями каждого человека.

Все представители этого течения были людьми активными, но главным источником их пафоса были не небесные, а социальные ценности – они составляли главный нерв их мировоззрения. Христианство являлось для них средством, а цели были вполне мирские.

За долгую историю новозаветной религии предлагалось много подделок ее и подмен. Одни были грубые, другие – более тонкие.
«Христианский социализм» является опасной подменой христианства – учения о Царстве Небесном – земной социальной утопией.
02 / 10 / 2008
Записан

Маркова Елена

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 47 461
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • "...пойди и посмотри." (Евангелие от Иоанна, гл.1)
...............................................

 НОВЫЕ ЛЮДИ, ОБЪЕДИНЯЙТЕСЬ!

 Бусел А.И.

                    ===М===
        Цитата из правил форума:

 На форуме запрещается:

 "реклама и агитация, направленные на вовлечение людей в различные организации, партии, течения, группировки, собрания и т.п."

 Сообщение удаляю, дальнейшее обсуждение его - тоже. Тема создана для сбора информации, а не для коммунистической агитации.
Записан
"Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит." Пс.22
"Господи Боже сил, блажен человек, уповаяй на Тя." Пс.83

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Ф.Энгельс.

"Успехи движения за социальное преобразование на континенте"


<...>
Одно, впрочем, примечательно: в то время как английские социалисты в общем являются противниками христианства и вынуждены страдать от всяких религиозных предрассудков в самом деле верующего населения, французские коммунисты, принадлежащие к нации, которая славится своим неверием, сами являются христианами.

Одна из их излюбленных аксиом гласит, что христианство есть коммунизм - «le Christianisme c'est le Communisme». Они стараются это подтвердить ссылками на библию, на то, что первые христиане якобы жили на общинных началах и т. д. Но всё это только показывает, что эти добрые люди отнюдь не являются наилучшими христианами, хотя и называют себя таковыми; ибо если бы это было так, они лучше бы знали библию и убедились бы, что если немногие места из библии и могут быть истолкованы в пользу коммунизма, то весь дух её учения, однако, совершенно враждебен ему, как и всякому разумному начинанию.
« Последнее редактирование: 06.11.2011, 01:20:27 от Наталия Завьялова »
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.
Страниц: 1 2 [3] 4 5  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.341 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика