Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Священномученик Иоанн, архиепископ Рижский и Латвийский  (Прочитано 2217 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
24 сентября  Православная церковь отмечает 10-летие со дня прославления в лике святых Архиепископа Рижского и Латвийского Иоанна (Поммера).


По материалам жития священномученика Иоанна (Поммера) составила инокиня Евфросиния (Седова)


 Дивен Промысл Божий в Его Святой Церкви. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, - говорит Христос ученикам (Ин. 15, 16). От Самого Спасителя получает Церковное Священноначалие благодатную силу и власть учить и священнодействовать, вязать и решить, пасти стадо Его - и так от Апостолов до наших дней. Но крест архиерейского служения по тяжести несравним ни с каким другим. Множество архипастырей Святой Церкви в годы гонений засвидетельствовали свою верность Христу даже до смерти. Среди них архиепископ Иоанн (Поммер), в трагическое и суровое время поставленный на свещницу Латвийской Православной Церкви.



 Янис (Иоанн) Поммерс родился 6 (19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости, в семье православного крестьянина-латыша. Его родители были благочестивыми христианами. Святое Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев.

 Каждый день и каждый период работ начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию слова Божия. Учился он прилежно и отличался примерным поведением. По Промыслу Божию простому сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское Духовное училище, окончив которое в 1891 году, он поступил в Рижскую Духовную семинарию.

 Иоанн любил тишину и уединение. Товарищи привыкли к этому и без необходимости его не беспокоили. И только когда в свободное время воспитанники, увлеченные пением и музыкой, собирались в каком-нибудь классе и импровизировали, Иоанн отказывался от своего одиночества, садился в уголок и тихо слушал товарищей. Иногда по субботам после вечерних богослужений приглашали в зал лучших певцов из всех классов, и хор исполнял церковные и светские песнопения. Среди приглашенных всегда был Иоанн, обладавший прекрасным голосом и музыкальным слухом.

 Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, за постоянную готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила очередь Иоанна читать за богослужением, он делал это проникновенно и молитвенно.

 В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени и в том же году был назначен народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Уже в юные годы Иоанн отличался твердостью в вере. В годы обучения в академии в нем окрепла решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский.

 В 1903 году, в двадцать семь лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года - во иеромонаха.

 В 1904 году иеромонах Иоанн окончил Киевскую Духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Затем он был направлен в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания. Начальство дало высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонах Иоанн был назначен инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполнял самые разнообразные послушания.

 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря.
 


 Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения. Большое внимание он уделял благолепию храмов.

 Архимандрит Иоанн совершал крестные ходы в сельские приходы с чудотворной иконой Божией Матери «Одигитрия». В этих крестных ходах принимало участие огромное количество молящихся. Истовые богослужения, прекрасные проповеди глубоко проникали в душу православного народа, возгревая в сердцах веру, надежду и любовь. Святитель был необыкновенно прост в общении с людьми, всегда сочувствовал нуждам бедных.

 В 1911 году Господь призвал архимандрита Иоанна к епископскому служению. 11 марта 1912 года в Александро-Невской лавре в Петербурге собором епископов во главе с митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским, † 1918) и митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким, † 1915) архимандрит Иоанн был хиротонисан во епископа и назначен епископом Слуцким, викарием архиепископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусова, † 1912). В 1912 году епископ Иоанн совершал епископское служение в Одессе, а после кончины архиепископа Херсонского и Одесского Димитрия (Ковальницкого, † 1913) был назначен в Таганрог на вновь открытую Приазовскую кафедру (1913-1917 годы).

 Для России наступало время тяжких испытаний и трагических потрясений. Впереди была Первая мировая война и большевицкое лихолетье. Милосердная любовь Владыки Иоанна простиралась не только на его паству, но и на страждущих вне ограды Православной Церкви. Сострадательная, действенная помощь беженцам из Галиции не только облегчила их страдания, но и привлекла многих из них к переходу в лоно Православной Церкви.

 Однако беды и трудности военного времени были только предвестниками тех испытаний и гонений, которые обрушились на Церковь после революционного переворота 1917 года. Епископ Иоанн, как и многие другие архипастыри и пастыри, стойко выдержал все посланные ему испытания.

 Преследуя Владыку Иоанна, богоборцы действовали давно известным оружием отца лжи - клеветой, но все их стремления очернить праведника были не только безуспешными, но и обратились во славу гонимого и умножили любовь пасомых к своему архипастырю. А когда епископа заточили в тюрьму, масса народа крестным ходом подошла к темнице и требовала освобождения святителя. Не будучи в состоянии противостоять гласу народа Божия, власти выпустили Владыку Иоанна из темницы и, сопровождаемый верной паствой, с пением молитв, архипастырь отправился в собор служить благодарственный молебен.

 7 / 20 сентября 1917 года епископ Иоанн был назначен на служение в Тверскую епархию. Святейший Патриарх Тихон так характеризовал то время: «Никто не чувствует себя в безопасности; все живут под постоянным страхом обыска, грабежа, выселения, ареста, расстрела. Хватают сотнями беззащитных, гноят целыми месяцами в тюрьмах, казнят смертью часто без всякого следствия и суда, даже без упрощенного суда.

 Казнят епископов, священников, монахов и монахинь, ни в чем невинных, а просто по огульному обвинению... бесчеловечная казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного утешения - напутствия Святыми Таинами, а тела убитых не выдаются родственникам для христианского погребения».

 Советская власть всемерно способствовала расколам в Церкви. В те годы епископ Иоанн стал ближайшим сподвижником Святейшего Патриарха Тихона в борьбе за сохранение церковного единства.

 Видя в нем доброго и мудрого пастыря, Патриарх Тихон возвел его в сан архиепископа и назначил на Пензенскую кафедру, поставив перед ним задачу уврачевать обновленческий раскол. Епархия была в тяжелейшем положении. Местное духовенство, как стадо, не имущее пастыря, растерялось, часть священников уклонилась в раскол. Раскольники захватили кафедральный собор Пензы и другие храмы. Управлявший епархией епископ Феодор (Лебедев, † 1919), не вынеся тяжких скорбей, умер от разрыва сердца.

 К новому месту служения, в Пензу, архиепископ Иоанн прибыл во вторник на Страстной седмице 1918 года. Верующие встретили его с любовью и окружили знаками самого трогательного внимания. Во избежание внезапного нападения Владыка Иоанн поселился в загородном мужском монастыре. Сразу по прибытии он собрал верное Патриарху духовенство, чтобы поддержать и укрепить его.

 Живоцерковники собирались в Великий Четверг захватить Петропавловскую церковь. Многие священники боялись преследователей, но были среди них верные и бесстрашные пастыри, готовые идти за архиепископом Иоанном даже до смерти, защищая Христово стадо.

 

 Владыка Иоанн должен был читать Двенадцать Евангелий в Петропавловской церкви. У ворот храма бушевала толпа, готовившая расправу над новоназначенным архипастырем. Но Господь не только разрушил злой умысел Своих врагов, но и обратил все во славу Церкви и Своего подвижника. Когда Владыка Иоанн вошел в храм, толпа обратила всю свою ярость на архиерейского келейника и не дала ему внести в церковь архиерейское облачение. Смиренный архиепископ вышел на чтение Евангелий в одной епитрахили.

 Прочитав первое Евангелие, Владыка Иоанн начал проповедь только что прочитанными словами Спасителя: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин. 13, 34).

 После службы прихожане окружили архиерея плотным кольцом, чтобы защитить его от гонителей. Уже первые архиерейские службы привлекли к святителю Иоанну сердца верующих.

 Большевицкая власть отнеслась к новому архипастырю крайне враждебно. У Владыки Иоанна произвели тщательный обыск, учинили ему допрос, но повода для преследований не нашли. Однако власти твердо решили расправиться с архиепископом Иоанном. Вечером в четверг Светлой седмицы в мужской монастырь вошли два чекиста, подошли к келлии Владыки и постучали. Им не открыли, и тогда они стали ломать двери. В это время сбежались монахи и ударили в набат. Дверь была взломана, один из нападавших стрелял в упор в стоявшего посреди келлии архиепископа Иоанна. Но Господь сохранил Своего избранника: монах, прятавшийся сбоку от двери, ударил стрелявшего по руке. Пуля попала Владыке Иоанну в ногу, нанеся небольшую рану.

 В тот момент в келлии появились сбежавшиеся на звук набата рабочие. Неудавшихся убийц выволокли из помещения и стали бить. Владыка Иоанн защитил их.
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
 Большевики не оставили своих намерений расправиться с архипастырем. В мае 1918 года они открыли артиллерийский огонь по Преображенскому монастырю, где пребывал святитель. Несколько снарядов попали в келлии, смежные с келлией Владыки Иоанна, не причинив ему вреда.

 В сентябре 1918 года был произведен тщательный обыск в келлии и канцелярии архиепископа Иоанна, не давший никаких результатов, а сам Владыка был увезен в губчека на очную ставку. Был вечер. В храмах начинали служить всенощную. Когда верующим стало известно, что святитель увезен в «дом, откуда не возвращаются», люди решили, что архиепископ расстрелян вместе с другими заключенными. Вернувшись в храм, Владыка Иоанн услышал панихиду, совершаемую по «новопреставленном» архиепископе.

 В день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи была вновь предпринята попытка захватить Петропавловскую церковь. Но святой архиепископ был спокоен и не только ободрил прихожан, но и подвиг молящихся защитить храм. На этом испытания не закончились. Архиепископа Иоанна арестовали и заключили в темницу. Народ Божий требовал освобождения архипастыря.

 В день исполнения смертных приговоров в тюрьме заключенных вызывали одного за другим по списку, в котором архиепископ Иоанн значился последним. Заключенные выходили из камер и больше не возвращались. Приговоры приводились в исполнение немедленно. Архиепископ пережил все, что переживают осужденные на смертную казнь, и только около часу ночи было объявлено, что он свободен.

 За время заточения святого исповедника были упразднены все органы епархиального управления. Все дела по управлению огромной епархией Владыке Иоанну пришлось взять на себя. Вскоре ему удалось добиться восстановления Епархиального совета и прочих органов епархиального управления.

 Служение на Пензенской кафедре было непрерывным подвигом исповедничества. 28 июля 1919 года архиепископ Иоанн был вызван в военный комиссариат, где его подвергли рекрутскому осмотру и признали годным к военной службе, зачислив в тыловое ополчение! Только по ходатайству приходов епархии явка в ополчение была на время отсрочена.

 Гражданская война была в разгаре, к Пензе приближалась Белая армия. Гонения на Церковь ужесточились. Были арестованы виднейшие церковные служители. В то время архиепископ отправился в длительную поездку по епархии. Народ с радостью встречал своего архипастыря. Богослужения проходили с большим духовным подъемом, при стечении огромных масс народа. По возвращении в Пензу Владыку Иоанна вновь арестовали, обвинив в участии в выдуманной чекистами контрреволюционной организации.

 В то время арестованных подвергали жесточайшим пыткам, некоторые не выдерживали мучений и клеветали не только на себя, но и на других. Так был оклеветан и расстрелян иподиакон Владыки Иоанна. Та же участь была уготована и святителю.

 Архиепископ потребовал пересмотра дела в Москве. Переведенный в московскую тюрьму священномученик был помещен в одной камере с уголовными преступниками. Один из свидетелей его заключения рассказывал, что однажды ночью в тюремную камеру был доставлен преступник, обморозившийся в пьяном состоянии. Увидев Владыку Иоанна, он начал издеваться над ним, но его остановили сотоварищи, сказав ему, что это архиепископ Пензенский.

 Святитель Иоанн, полный христианского милосердия к новому обитателю камеры, отогревал его, кормил, ухаживал за ним.

 Христианское отношение пробудило в падшем человеке добрые чувства, и он стал помощником святителя. Вместе они переносили на носилках тифозных больных, ухаживали за лежащими в беспамятстве, с риском для собственной жизни совершая подвиг христианского милосердия.

 В Москве делом архиепископа Иоанна занялся сам председатель секретно-оперативного отдела ВЧК. В этот раз была собрана вся клевета, когда-либо воздвигавшаяся на Владыку, но, несмотря на это, в марте 1920 года архиепископ Иоанн был оправдан. Господь хранил праведника для дальнейшего исповедничества. А тяжкие испытания только укрепляли духовные силы Владыки.

 Состояние Православной Церкви Латвии в то смутное время было критическим. Паства была в рассеянии, Православию предрекали скорый конец. Рижская кафедра вдовствовала: не было архипастыря. После получения Латвией независимости остро встал вопрос о положении в стране Православной Церкви.

 Разграбленные и опустошенные во время оккупации и гражданской войны храмы находились в запустении. В Рижском кафедральном соборе Рождества Христова то планировалось устроить пантеон-усыпальницу национальных героев, то намечалось снести его с лица земли. Отобраны были резиденции Рижского архиепископа. Всего с 1919 по 1925 год у Православной Церкви в Латвии была отнята четвертая часть церковной собственности.

 Латвийское духовенство и миряне с глубокой скорбью переживали вдовство Рижской кафедры и неопределенность положения Православной Церкви в государстве. Пастыри и верующие обратились к Святейшему Патриарху Тихону со смиренной просьбой благословить окормлять латвийскую паству архиепископа Иоанна (Поммера), известного своей твердостью в вере и исповедническим подвигом.

 Латвийская паства писала своему Патриарху: «Ваше Святейшество! Корабль нашей Церкви, обуреваемый волнами житейского моря, уже испытал много опасностей и бед, но мы не пали духом и устояли в вере. Несмотря на покинутость и сиротство наше, мы все еще мужественны и тверды и не намерены опускать знамени Православия и впредь. Но Святейший отец! Не возлагай на наши слабые рамена непосильного бремени ожидания без надежды, моления без ответа, прошения без даяния.

 Ваше Святейшество! Море бушует, волны его все яростнее обрушиваются на корабль нашей Церкви, нас страшит ответственность за судьбу корабля в страшный момент девятого вала. Нужен кормчий...» Патриарха просили также благословить самостоятельность Латвийской Церкви.

 Владыка Иоанн уврачевал раскол в Пензенской епархии, и Патриарх решил назначить его Рижским архиепископом. Но пензенские клирики и миряне не хотели отпускать любимого Владыку. И только из-за неотступных просьб латвийской паствы Святейший Патриарх Тихон дал окончательное согласие на отъезд архиепископа Иоанна в Латвию, удостоив его благодарственной грамоты за самоотверженное служение.

 8 (21) июня 1921 года Святейший Патриарх Тихон даровал Православной Церкви в Латвии права широкой автономии и назначил архиепископа Пензенского Иоанна архиепископом Рижским и Латвийским.



Владыка вернулся в Латвию с богатым духовным и административным опытом, приобретенным за годы епископского служения. В духовном отношении он вырос в «мужа совершенна», являвшего редкий пример самоотречения и преданности воле Божией. Со смирением святитель принял латвийскую паству под свой омофор.

 В Риге архиепископ Иоанн был торжественно встречен духовенством и православными мирянами и с крестным ходом проследовал в разгромленный кафедральный собор. Вскоре Владыка Иоанн предпринял поездку по приходам своей новой епархии, во время которой он призывал паству стоять в вере, укрепляя ее своим личным примером.

 Много сил потребовало утверждение прав Латвийской Православной Церкви в государстве. Только благодаря неустанным, самоотверженным трудам архиепископа Иоанна удалось достичь регистрации Церкви как полноправного юридического лица. Плодами это труда мы пользуемся и по сей день. Для достижения этой цели архиепископу Иоанну пришлось выдвинуть свою кандидатуру на выборы в сейм. Народ поддержал своего архипастыря и неоднократно выбирал его депутатом парламента Латвии. Много унижений, оскорблений и даже побоев пришлось перенести Владыке Иоанну в его бытность депутатом за свидетельство об истине, но только так он мог отстоять Святую Церковь.

 Владыка Иоанн свято чтил каноны Святой Православной Церкви и считал важным для Латвийской Православной Церкви, получившей права широкой автономии, духовно находиться в лоне Матери Русской Православной Церкви. Он отверг все попытки Константинопольского Патриархата порвать с Матерью-Церковью.

 Тяжелым бременем ложились на плечи святителя повседневные заботы о благолепии храмов, совершении богослужений, восстановлении духовного образования. Но этот тяжкий труд принес богатые плоды. Храмы наполнились молящимися. Церковь ожила. И это были только первые шаги.

 Вся жизнь и подвижнические труды святителя Иоанна как архиепископа и депутата парламента были направлены на служение Церкви, родной Латвии и ее народу. Он одинаково заботился о людях любой национальности. Защитник и покровитель обездоленных, сам Владыка жил более чем скромно. Ставшая его жилищем темная и сырая комнатка в подвале кафедрального собора с зарешеченным окошком под самым потолком, через которое проникали все звуки центрального бульвара, была в крайне запущенном состоянии. Закопченные стены покрывали пятна плесени и сырости.

 Живя в подвале, архиепископ Иоанн принимал там высоких иностранных гостей. Один из иностранных посетителей со слезами на глазах воскликнул: «Поверьте, что в моем отечестве ни один арестант не живет в такой яме, как Вы, глава Латвийской Православной Церкви!» Обстановка в келлии Владыки Иоанна была очень простой: несколько кресел, стулья, шкафы с книгами, иконы. Над столом - большой портрет Святейшего Патриарха Тихона.

 Нам неведомо, сколько слез было пролито здесь исповедником перед святыми иконами. Владыка любовно называл свой подвал «моя пещера» и на проявления сочувствия к своему положению только отшучивался. Многочисленные посетители запомнили его улыбающимся, простым в общении и доступным для всех.

 Владыка Иоанн очень любил детей, и дети любили его. Нередко с целой ватагой ребят он приходил в книжный магазин и покупал всем книжки, иногда на несколько десятков латов. И радостная толпа детей, часто забыв поблагодарить архипастыря, рассыпалась по домам, а он с тихой радостью смотрел им вслед.

 После пасхальной заутрени по древнему обычаю архиепископ разговлялся с бедными. Здесь он чувствовал себя как в родной семье. Он никогда не различал людей по социальному происхождению. Для него было все равно, кто перед ним: министр, генерал, аристократ, крестьянин или рабочий. Во всех видел он образ Божий. Нередко Владыку посещали только что вышедшие из заключения преступники. Архипастырь помогал им, кающимся, начать новую жизнь. Каждый ощущал радость от общения со святителем.

 Ценой многих трудов Владыке Иоанну удалось добиться разрешения на возобновление духовного образования. 1 декабря 1926 года вопреки всем препятствиям была открыта Духовная семинария Латвийской Православной Церкви.

 Это стало радостным событием для всех православных христиан Латвии.

 Неустанной заботой и трудами молитвенника Земли Латвийской с 1921 по 1930 год были возведены и освящены десять новых православных храмов, четыре храма еще строились, а нескольким приходам были выданы разрешения на церковное строительство. Церкви вновь обзавелись колоколами, зазвучали прекрасные хоры.
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
Призывая свою паству к терпению, смирению, любви, готовности переносить посылаемые Господом страдания, святой архиепископ согревал любовью сердца своей многонациональной паствы, следуя словам Апостола Павла о том, что во Христе несть иудей, ни еллин (Гал. 3, 28).

 Владыке Иоанну удалось устранить межнациональную рознь не только в Церкви: единство Церкви способствовало сплачиванию и мирского общества. Трудами Владыки православные русские, латыши, украинцы, белорусы, эстонцы, немцы и люди других национальностей жили в полном единомыслии и любви со своим архипастырем и между собой.

 Владыка Иоанн защищал интересы латышского трудового народа и в то же время выступал в защиту православного русского меньшинства в Латвии. Был принят ряд законов, предусматривавших открытие русских учебных заведений, созданы народные библиотеки и улучшено положение в дошкольном образовании.

 Уповая на Господа, святитель не ведал страха, мужественно совершая свое исповедническое служение. Святейший Патриарх Тихон называл его «мужем борьбы», а простой народ «новым Златоустом». Послушать проповеди архиепископа Иоанна собиралась чуть ли не вся православная Рига. Владыка пользовался всеобщей любовью ревнителей благочестия как в Латвии, так и далеко за ее пределами.
 


 Владыка Иоанн говорил, что наступает время, когда не только гонения, но и деньги, и блага мира сего, клевета, лукавство, неправда, распространяемые в печати, через радио и другими способами отвратят людей от Бога и погибнет много больше людей, чем от открытого богоборчества.

 Святой архиепископ в полной мере испытал на себе нападки и угрозы, ненависть и клевету, гонения и преследования. Но все это не устрашило его.

 «Я уже в том возрасте, когда человек не боится никаких угроз, - говорил архиепископ Иоанн, - приходите со своими угрозами, я спокойно прочитаю слова Священного Писания: Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему, с миром (Лк. 2, 29). Гонения на святого воздвигали не только внешние враги, среди его гонителей были и клирики Рижского кафедрального собора, уличенные архиепископом в обмане.

 Несмотря на усиливавшиеся нападки, любовь народа Божия к святителю только возрастала. Архиепископ Иоанн противостоял всем обрушившимся на него невзгодам. Однако здоровье его было подорвано непосильными трудами и тяжелыми условиями жизни. Страдая телесными недугами, он был вынужден переехать на архиерейскую дачу у Киш-озера, ставшую местом его мученической кончины.

 Святитель жил без охраны на даче, находившейся в пустынном месте. Он любил одиночество. Здесь душа его отдыхала от мирской суеты. Свободное время Владыка Иоанн проводил в молитве, трудился в саду, столярничал.

 Восхождение к Горнему Иерусалиму продолжалось, но большая часть пути была уже пройдена. О мученической кончине святителя возвестил пожар на архиерейской даче в ночь с четверга на пятницу 12 октября 1934 года. Никто не знает, кто и каким мучениям подверг Владыку Иоанна. Но мучения эти были жестокими. Святителя привязали к снятой с петель двери и подвергли страшным пыткам на его же верстаке. Все свидетельствовало о том, что ноги мученика жгли огнем, в него выстрелили из револьвера и живого предали огню.

 На похороны архиепископа Иоанна собралось множество людей. Кафедральный собор не мог вместить всех желавших проводить своего любимого архипастыря в последний путь. Толпы верующих стояли вдоль улиц, по которым должны были пронести останки священномученика.

 И уже на похоронах святого было явлено первое чудо, о котором рассказывал его современник М. И. Добротворский, представитель Общества русских студентов Латвийского университета: «Вознеся молитвы за усопшего и положив венок у изголовья гроба, я и мои коллеги заняли место на левой стороне собора у арки. Уже шло заупокойное богослужение, но делегации все прибывали и прибывали... Радиогромкоговоритель снаружи собора время от времени сообщал известия о том, как продвигается дело расследования убийства архиепископа, а потому вновь прибывающие делегации делились с нами последними новостями. Я невольно прислушивался к их шепоту в ожидании узнать тайну убийства.

 Но вдруг, когда я прислушивался к очередным новостям, через мое тело прошла как бы дрожь, и, повернув голову направо, я увидел правее гроба с останками архиепископа его самого, стоящего в полном облачении на кафедре, лицом к алтарю, в состоянии молитвы. В правой руке его колыхалось кадило, и при движении его руки слышался звук как бы звонцов саккоса. Я обратил внимание, что митра и облачение были того же цвета, что и у облачений в гробу.

 Вокруг кафедры стояли богомольцы в светском одеянии, но лица их были мне незнакомы. Как долго продолжалось это видение, я не могу определить, но думаю, что всего несколько секунд, в течение которых у меня было ощущение, что я нахожусь в контакте с архиепископом, и я знал, что он знает, что я вижу, я знал, что это не проекция моих мыслей, не галлюцинация, это что-то, что заставило обратить на себя внимание, оторвав меня от внешнего мира и приоткрыв мне завесу мира иного... Чувство спокойствия, истинно духовной радости и удовлетворения за судьбу архиепископа охватило меня. Когда видение исчезло, я вызвал моих коллег Чернецкого и Магнуса и поделился с ними моим видением. Однако на мой вопрос, не видели ли они архиепископа, оба дали отрицательный ответ, но оба подтвердили, что видели мой взгляд, устремленный в сторону, показавшийся им странным».


 

 Канонизация священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского, и обретение его святых мощей стали огромным событием в жизни Латвийской Православной Церкви.

 Часовня на Покровском кладбище, где под спудом покоились мощи архипастыря-мученика, в течение долгих лет была местом паломничества православных. Святитель Иоанн не оставлял своей благодатной помощью никого из тех, кто приходил к нему с искренней верой. Православный люд шел к месту упокоения мученика со своими нуждами, болезнями, бедами и слезами и обретал утешение, исцелялся от недугов, получал поддержку, укреплялся в вере. День за днем являл Господь на этом святом месте чудеса. Есть десятки свидетельств об исцелениях, о помощи в нуждах житейских.

 Далеко пронесся слух об умученном Рижском архиерее. Архиепископ Иоанн был причислен к лику святых Православной Русской Церковью Заграницей и Сербской Православной Церковью. Во множестве расходились по рукам его почитателей маленькие бумажные иконки святителя Иоанна Рижского.

 Начало нового, XXI века ознаменовалось для православных Латвии долгожданным радостным событием. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 июля 2001 года в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века от Латвийской Православной Церкви был включен архиепископ Рижский и Латвийский Иоанн (Поммер). 24 сентября 2001 года в Риге состоялся очередной Собор Латвийской Православной Церкви. Главным событием на нем стало принятие Деяния Собора и Определение о канонизации священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского.

 24 октября 2001 года к Покровскому кладбищу из Риги и других городов и сел Латвии потекли тысячи людей. Собором священнослужителей при огромном стечении народа в Покровском кладбищенском храме рядом с местом упокоения Владыки был совершен парастас. Медленно, до самой ночи, к усыпальнице святителя шел народ, освещая темноту огоньками свечей и согревая холодный воздух теплыми слезными молитвами. Всю ночь горели свечи на его могиле и вдоль дороги, ведущей к ней.

 Утром крестный ход с иконами, хоругвями, зажженными свечами и ковчегом, хранящим собранные когда-то на месте убиения останки Владыки, двинулся в Христорождественский собор Риги. Казалось, Владыка Иоанн возвращался в храм, где служил долгие годы и где желал быть погребенным, хотя мощи его все еще покоились в могиле. Собор не мог вместить всех собравшихся. Божественная литургия и чин канонизации архиепископа Иоанна (Поммера) были совершены архиепископом Рижским и всея Латвии Александром в сослужении собора латвийского духовенства в присутствии Президента Латвии Вайры Вике-Фрейберги, вице-мэра Рижской Думы, депутатов Сейма, представителей традиционных христианских конфессий Латвии и многочисленных гостей.

 Прошло менее двух лет, и 14 июля 2003 года в часовне на Покровском кладбище по благословению митрополита Рижского и всея Латвии Александра начались работы по поднятию святых мощей священномученика Иоанна. В склепе часовни был обнаружен совершенно не тронутый тлением деревянный гроб, торжественно перенесенный духовенством в Покровский храм, где митрополит Александр в сослужении собора священнослужителей совершил молебен священномученику Иоанну.

 Святые мощи угодника Божия были обретены нетленными и благоуханными, нетленным было и облачение священномученика, истлели лишь цветы, лежавшие в гробу. Присутствовавшие увидели следы страшных мучений, которые архипастырь воспринял за Христа и вверенную ему Церковь.

 4 октября 2003 года в Риге состоялось перенесение святых мощей священномученика Иоанна, архиепископа Рижского и Латвийского, из храма Покрова Пресвятой Богородицы в собор Рождества Христова.

 Вечером 3 октября в кладбищенском Покровском храме митрополитом Рижским и всея Латвии Александром в сослужении собора латвийского духовенства было совершено торжественное всенощное бдение.

 Храм, церковный двор Покровского храма и кладбищенские аллеи не могли вместить всех пришедших почтить память священномученика Иоанна. Духовный подъем богомольцев был необыкновенно велик. До глубокой ночи шел поток людей, желавших приложиться к святым мощам.

 Утром следующего дня около пяти тысяч жителей Латвии вышли на улицу, чтобы участвовать в крестном ходе, которым мощи были перенесены с Покровского кладбища в Христорождественский собор. Такого многотысячного собрания молящихся Рига не видела со времени погребения священномученика.

 Праздничный крестный ход начался торжественным молебном в Покровском храме. Раку со святыми мощами архиепископа Иоанна несли по улицам города, сменяя друг друга, священники Латвийской Православной Церкви. Певчие и тысячи богомольцев вдохновенно пели: «Священномучениче Иоанне, моли Бога о нас».

 По прибытии святых мощей в Христорождественский собор началась Божественная литургия, которую в сослужении латвийского духовенства совершил митрополит Рижский и всея Латвии Александр. За богослужением молились тысячи православных, собравшихся со всех концов Латвии.

 В присутствии святых мощей явно ощущалось молитвенное предстательство самого священномученика. Поэтому слова молитв и песнопений воспринимались особенно глубоко. По окончании Литургии были совершены молебен с чтением канона священномученику Иоанну и крестный ход с мощами вокруг собора.

 Ныне святые мощи архиепископа Иоанна пребывают в храме Рождества Христова, где он служил в течение десяти лет и куда православные Латвии приходят поклониться и помолиться святому архипастырю, своему молитвеннику и заступнику.

Источник: Журнал Московской Патриархии
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
О живых русских силах

Речь архиепископа Иоанна на открытии памятника русским воинам на Покровском кладбище. “Вера и жизнь”, 1929 г., № 2.


Архиепископ Иоанн и рижскоградское духовенство на панихиде по русским воинам, 1929 г.

"Возрождение", перепечатавшее речь архиепископа Иоанна в день Русской культуры, дает такую характеристику архиепископа Иоанна, как оратора:
"Архиепископ Иоанн – человек высокой культуры, пламенного, честного сердца и редкого ораторского дарования. Когда он говорит, весь огромный рижский собор, до отказа переполненный молящимися, трепетно ловит каждое его слово.

А говорит он всегда о том, что близко, понятно и дорого каждому русскому человеку. Живая боль о погибающей стране, об униженном великом народе и о разрушенной великой культуре составляет основную тему церковных речей архиепископа Иоанна".

Вот речь Архиепископа на открытии памятника.


– Трудно представить что-либо более трагическое текущей судьбы русского народа.

Многие миллионы русских людей лишились того дома, который в течение тысячелетий созидал русский гений. Одни из них вынуждены мириться с положением постояльцев в местах, в которых еще недавно чувствовали себя и были полными хозяевами. Эта перемена тяжела. Уже сама по себе бьет по национальному самочувствию даже при самых наилучших отношениях новых хозяев к русскому имени, русскому национальному достоинству и всему русскому.

Но есть места, где новые хозяева не считают нужным церемониться с национальным сознанием бывших хозяев, сведенных на положение постояльцев, положение, где на них откровенно и грубо вымещаются все былые действительные и мнимые обиды.

Политическое благоразумие, подсказывающее терпимое и гуманное отношение к русским, низведенным в новых державах на положение меньшинства населения, далеко не всюду имеет такое практическое применение, как, например, в Латвии.

Мы все знаем страны, где, несмотря на то, что наличность русских исчисляется в шесть-семь миллионов, в правовом смысле их национальное существование не признается: государство не содержит для них ни одной русской школы, ни единого очага русской культуры, языком своим они вольны пользоваться только в своем домашнем быту, все государственные и общественные учреждения считают себя вправе не понимать языка 25% граждан. 6-7 миллионов русских граждан, так сказать, погребены заживо, обречены на существование в могильной безгласности.

Но это еще не самое худшее в русской доле.

Положение многомиллионных эмигрантских масс неизмеримо хуже. Эти люди без подданства решительно во всех странах мира являются бездомными странниками и пришельцами, бесправными, беззащитными, обреченными на самый беспардонный произвол. По усмотрению дают им приют, по усмотрению изгоняют их в одиночку и массами.

Наибольшим гостеприимством пользуются представители русской науки и искусства, но и это гостеприимство сводится к гостеприимству Вавилонскому: "Воспойте нам от песней Сионских". Пропеты заказанные песни, и певцам безжалостно указывают на истекший срок визы и просят продолжить странствие. Не легко петь "Песнь Господню на земле чуждей"...

Однако и это положение не самое тяжелое для русского национального сознания. Самый тяжелый крест русскому сужден у себя, в своем же родном доме на Руси, где все священное для русского национального сознания взято под совершенно исключительно суровый запрет. Русскому по всей широте родной Руси во всеуслышание объявлено, что Русь уже не Русь, а страна, подлежащая обозначению загадочными для большинства четырьмя согласными буквами, над толкованием таинственного смысла которых изощряется народ на все лады, всегда с горчайшим сознанием, что русскому на Руси тяжелей, чем кому бы то ни было и чем где бы то ни было.

Русского, сознающего себя русским, в соответствии с содержанием русских национальных идеалов, выработанных русским гением в тысячелетний период подлинно русской истории, карают без жалости и пощады суровее, чем самого отъявленного преступника, разбойника-грабителя, вора-мошенника.

Особенно злым и издевательским приемом истязания русских за русское сознание является то, что истязания эти приурочиваются к местам, особенно дорогим русскому национальному сознанию.

Ведь не случайность же то, что российское истязалище русских устроено рядом с памятником Минину и Пожарскому, раскрепостителям русского национального сознания от засилия предков Дзержинского, Менжинского и Полувановского.

Ведь не случайность и то, что православнейшие русские обители, веками служившие очагами и русского религиозного, и русского национального, и русского культурного воодушевления, обращены в места удушения всего подлинно русского.

Ведь не случайность и то, что жесточайшие расстрелы всегда приурочиваются к канунам русских религиозно-национальных праздников.

Здесь не просто борьба со святой Русью, здесь не только истребление всего русского, – истребление соединяется со злобно предрассчитанным издевательством, с истязанием русской души. Русского, дерзающего быть на Руси русским – по-русски, заставляют осознать свое бессилие пред лицом памятников русской мощи и величия, заставляют испить до дна чашу русского отчаяния именно в той обстановке, в которой русский еще в совершенно недавнее время ощущал в наивысшей мере русскую духовную и внешнюю мощь.

Садистически услаждаясь русскими муками и русскими смертями, палачи всего русского и Руси, очевидно, руководятся образцами Древнего Востока, красноречиво описанного в священных книгах. Полнота победы там измерялась полнотою возможности издеваться над побежденным, полнотою возможности доводить побежденного до безысходного отчаяния и убивать его, корчащегося в муках отчаяния и распространяющего вокруг себя настроения отчаяния.

Самостоятельным изобретением палачей Руси можно считать разве лишь присуждение осужденного на смерть копать себе могилу своими же руками. Этот прием палачей Руси стал своего рода символом. Всю Русь, обреченную ими на погибель, они поставили в необходимость самой копать себе могилу руками своих же сынов, по слабодушию поступивших в услужение к палачам Руси, чтобы сказать, что Русь упала в яму, выкопанную руками ее же сынов. Прием злейший всех восточных приемов.

Нельзя сказать, что эта дикая система кровожадного садистического Востока и в условиях современности не приносила плодов, желанных извергам.

Люди, не знающие русского народа и его истории, готовы думать, что погибель русского народа, доведенного до отчаяния, предрешена. Малодушие отдельных представителей русского народа и отдельных групп его как будто подтверждает такое поспешное заключение. При глубоком молчании русского массива голоса отдельных отступников принимаются за голос народа.

Говорят, русские примирились с уничтожением и искоренением Руси Святой. Но это не так. Тихое молчание русского народа – это затишье пред неминуемой и грозной бурей:

Русь не шелохнется,
Русь как убитая...
Но загорится в ней искра сокрытая,
Рать подымается неисчислимая,
Сила в ней скажется несокрушимая.

                                                          Н. Некрасов

Разве не так было в другую и лихую пору татарщины? Разве не то же повторилось в пору Пожарского и Минина?

Марксисты, по-видимому, окончательно поработили Русь. Кровавыми издевательскими победными пирами превзойдены дикие монголы. Русь стонет под ярмом тяжелее монгольского.

Но скорбь, молчаливая скорбь, похожая на отчаяние, не знаменовала превращения Руси в монгольщину, не знаменует она и превращение Руси в марксистскую советчину.

Для здорового русского сознания, веками живущего заветною мечтою о Руси святой, временщик-марксист хуже временщика-татарина. Если ненавистен был русскому временщик-татарин уже потому, что он в Бога верил не по русскому складу, но неизмеримо ненавистней ему марксист, вовсе не верующий в Бога, ведущий открытую, непримиримую борьбу против Бога.

Может ли русский народ забыть вещее слово своего прозорливца Достоевского, приравнявшего марксистов "бесам"? Народная русская мысль, веками лелеющая свою заветную мечту о Руси святой, никогда не примирится с превращением родной земли в страну "бесовскую".

"Басурманам и злодеям", которые "в церковь Божию не ходят, с бесами дружбу водят", никогда не стать "своими" на Руси святой. "Не гневи Бога ропотом, но молись Ему шепотом", – таков истинный русский обычай.

Миру эта тихая молитва Руси не слышна, гласные прорывы ее, имеющие место и на Руси и в настоящее время, до внерусских пределов не достигают, заглушаются на месте "басурманами злодеями". Миру может показаться, что святая Русь сдалась, в отчаянии покорилась нареченным "бесам" Достоевского. Но ошибается мир под влиянием "наваждений" лукавых "бесов".

Подлинное здравое русское сознание на Руси и ныне чтит и будет чтить светлые идеалы Руси святой, и голос этого подлинного заветного русского сознания, заглушаемый пока на Руси засильем "бесовским", не может быть заглушен в пределах, не подвластных "бесам".

Этот подлинный голос подлинно русского сознания возвещается миру сегодня здесь, на этом священном месте упокоения русских людей.

Мы открываем здесь памятник русским воинам, "на полях браней за веру и Отечество живот свой положившим, от болезней и ран скончавшимся и от неверных венец мученический восприявшим".

У нас нет полного списка имен, почивающих на месте сем. Сохранившиеся имена мало говорят сами по себе нашему сознанию. Громких имен здесь нет ни одного. Не в именах здесь дело.

Благородное, благодарное и свободное подлинное русское сознание здесь, во услышание всего мира, а в частности и во услышание "бесов" Достоевского, свидетельствует свое глубочайшее уважение и преданность исконным русским идеалам, неразрывно связанным с верою отцов и с национальными русскими заветами.

Здесь русские люди, безупречные и доблестные граждане нового, сужденного им Богом отечества, во всеуслышание свидетельствуют, что они решительно отмежевываются от "бесов", с их позорными делами, с их коварными и злыми планами, погибельными для всякого человека и народа, приобщающегося их.

Святая Русь никогда не мирилась, не мирится и не будет мириться с "бесами". Да знают это и ближние, и дальние, да знают это и "бесы".

Где, как в Латвии, это возможно исповедовать открыто, русские исповедуют. Где невозможно это сделать открыто, там таят они это священное исповедание в сокровенных глубинах сердца и во время благоприятное возвестят его не только в решительном слове, но и в геройских делах, достойных русского имени и славного русского прошлого.

Русь не шелохнется, Русь как убитая. Но возгорится в ней искра сокрытая: Рать поднимается неисчислимая – Сила в ней скажется несокрушимая.

Далек ли, близок ли вожделенный момент расправы Руси святой с "бесами", обдержащими ее, но то несомненно, что благородная великая святая Русь пребудет в сердечнейшей дружбе с соседями, давшими благую волю русскому духу и русскому национальному сознанию в годину юдоли лихой.

Глубочайшая благодарность всем, потрудившимся над созданием сегодняшнего праздника, и всем гостям, почтившим его своим присутствием и участием в нем.

Для состоящих под постоянною угрозою всевозможных наваждений "бесов" (Достоевского) будет не безразлично узнать, что в русских они имеют вернейших союзников против всех поползновений "бесовских".

Сознание общности врага скрепляет узы дружбы.

Открываемый памятник да вещает всем не только о русских героях, "за веру и отечество на брани живот свой положивших и от неверных венец мученический восприявших", но и о живых наличных русских силах, готовых на все испытания и смерть в борьбе против всех видов "бесов".

Cвященномученик Иоанн (Поммер)
Колокол на башне вечевой: Житие и труды священномученика Иоанна (Поммера)
« Последнее редактирование: 23.09.2011, 14:40:38 от Lana »
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
Жизнь человека во всех её мгновениях есть поистине манна небесная, дар милости Божией. И чем чище вера человека, тем более открыты его глаза на эту истину.
Св. Иоанн (Поммер)

Фильм "Обретение мощей священномученика Иоанна (Поммера)" http://www.youtube.com/watch?v=z2rfP_2dPrg

Молитва святому священномученику Иоанну Архиепископу Рижскому и Латвийскому



О, всеблаженне святый священномучениче святителю отче наш Иоанне, правды Божия поборниче и святыя православныя веры Христовой защитниче, хулителей Святыя Церкве обличителю, врагов прогонителю, обидимым покровителю и всех верных христиан теплый предстателю. Ты всею душею от юности заповеди Христовы возлюбил еси. И во дни гонения лютаго на веру Православную, яко истинный пастырь явился еси, крестный путь прошед: поругание, заточение, оклеветание претерпевый и тако мученический венец восприял еси, обретши благодать Господу молитися за ны. Вемы, яко ты, предстоя Престолу Вседержителя, имаши велие дерзновение в молитвах пред Господем. И ныне смиренно припадаем и усердно молимся: о, скорый заступниче наш, святителю священномучениче отче Иоанне, услыши нас грешных и недостойных чад твоих: умоли Всемилостиваго Господа и Пречистую Его Матерь Пресвятую Богородицу - веру православную соблюсти, Святую нашу Церковь укрепити в единстве мира и любви, отпадшия от Святыя Церкве паки возвратити, страну нашу Латвийскую в мире, христианских добродетелех и благоденствии сохранити. Помози нам и разум наш питати не суетною мудростию человеческою, но смиренным познанием воли Божия. О, святый угодниче Божий, не презри нас молящихся тебе: не токмо от бед и скорбей избавления просим, но силы и твердости, великодушия и любве, дабы претерпети оныя напасти восстающия на ны. Испроси нам неослабное терпение до конца жития нашего, мир с Господем и грехов наших прощение. Ей, святый священномучениче, моли Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Сына Божия избавитися нам от всякаго зла и сохранити храм сей, и град, и страну нашу, и люди благочестно чтущия тя от всякия напасти, от болезней, глада, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани, от клеветы и всякаго злаго обстояния. Молитвами твоими святыми рассеянныя собери, заблудшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя вразуми, младенцы воспитай и всех нас с любовию почитающих тя утверди, да пребудем в любве друг ко другу, единомысленно исповедуя Отца и Сына и Святаго Духа Троицу Единосущную и Нераздельную, и тако да сподобимся Небеснаго Царствия, идеже славится Пречестное и Великолепое Имя Пресвятой и Живоначальной и Нераздельной Троицы. Аминь.


Тропарь священномученику Иоанну, Архиепископу Рижскому и Латвийскому
И нравом причастник, и престолом наместник апостолом быв, деяние обрел еси Богодухновенне, в видения восход: сего ради слово истины исправляя, и веры ради пострадал еси даже до крове, священномучениче Иоанне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак священномученику Иоанну, Архиепископу Рижскому и Латвийскому
Во святителех благочестно пожив, и служения путь прошед, идольския угасил еси жертвы, и поборник быв твоему стаду Богомудре.

Темже тя почитающе, тайно вопием ти: от бед избави ны присно твоими мольбами, отче наш Иоанне.

Величание священномученику Иоанну, Архиепископу Рижскому и Латвийскому
Величаем тя, святый священномучениче Иоанне, и чтим святую память твою; ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Запев на молебне священномученику Иоанну, Архиепископу Рижскому и Латвийскому
Святый священномучениче святителю отче Иоанне, моли Бога о нас.
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 770
  • Вероисповедание:
    Православный
Был в Риге , прикладывался в мощам свщмч. Иоанна - тихо и мирно в сердце стало...
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Олег Давыдов

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 740
  • Вероисповедание:
    православный христианин
Величаем тя, святый священномучениче Иоанне, и чтим святую память твою; ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Записан

Наталия Завьялова

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 26 129
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
    • WWW
Величаем тя, святый священномучениче Иоанне, и чтим святую память твою; ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Аминь.
Записан
Где меня найти:

Моя страничка в ЖЖ
Форум Зеркало Времени



Подробности в профиле. Храни вас Бог, ваша Н.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
Был в Риге , прикладывался в мощам свщмч. Иоанна - тихо и мирно в сердце стало...

Где-то слышала (только не знаю, чьи слова), что "если мы хоть раз побываем у мощей святых угодников Божиих, они всю жизнь будут молиться за нас..".
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
Сегодня, 12 октября, день празднования памяти священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского (+1934).



Да сохранит нас всех Господь по молитвам святого священномученика Иоанна, Архиепископа Рижского. Аминь.
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
Наши взаимоотношения с людьми
К 80-летию мученической кончины архиепископа Рижского Иоанна



Священномученик Иоанн Поммер

Был момент, когда службы в нашем храме «переехали» из центрального придела в Троицкий. Обычная история, ремонтные хлопоты… Вот наконец придел утеплен, алтарь приподнят на три ступеньки выше общего пространства храма, смонтирован новый иконостас. Троицкий придел сразу же наполнился церковной жизнью. И в один прекрасный день настоятель порадовал нас: «Святейший Патриарх передал для придела антиминс».

Антиминс представляет собой большой плат, на котором служат Литургию; для каждого престола в храме он свой. По старинной традиции в антиминсы вшиваются мощи святых. Катакомбная Церковь в первые века служила на мощах мучеников. И до сих пор служит. Надо сказать, не всегда известно имя святого, частица мощей которого вшита в антиминс. Дело, конечно, не в имени, главное – сама святыня. Если епископ благословил храму святыню для службы – значит всё, что надо, есть. И все-таки хочется знать имя святого, перед мощами которого молишься Богу.

Наш случай был радостным. «В антиминсе мощи священномученика Иоанна, архиепископа Рижского», – сообщил настоятель. Откровенно говоря, о нем я слышал впервые. Было понятно только, что архиепископ Рижский принадлежал к сонму новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Выяснилось, что у владыки Иоанна довольно непривычная для русского уха фамилия – Поммер. «Видимо, немец», – предположил я. И не угадал. Владыка происходил из православной латышской семьи. Звали его, если быть точным, Янис Поммерс.

Надо было поближе познакомиться с ним, теперь частица его святых мощей у нас на алтаре. Теперь и он – наш небесный покровитель. Прочитав его жизнеописание, я осознал, что архиепископа Иоанна отличало необыкновенное чувство долга. Просто грандиозное чувство долга.

Он буквально не позволял себе ничего лишнего. Если он считал, что без чего-то может обойтись или другим это нужнее, он решительно отказывал себе – в том, на что имел законное право. Это касалось самых разных бытовых проблем. С жильем, с денежным обеспечением… Если он считал, что для пользы церковной он должен сделать то-то и то-то, он просто принимался за дело, без оглядки на свои ощущения и предпочтения. Так владыка, любивший монашескую жизнь, стал депутатом сейма, потому что в сейме надо было отстаивать интересы Православной Церкви.

Удивительное чувство долга у владыки Иоанна было чертой подвижничества, христианской аскезы. Он был очень строг к себе. Эта строгость не делала его бесчеловечным, любовь к людям прочно поселилась в его сердце, он много помогал тем, кто нуждался.

Разумеется, рядом с ним были духовные чада. Они помнили его пастырскую любовь, бережно сохранили его отеческие наставления. Например, об отношении к людям владыка говорил: «Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без “счета” за любовь». Такое может только любовь сказать. Одна строгость, без любви, так не скажет.

Остановимся немного на словах владыки. Действительно, он прав: мы часто, познакомившись с человеком, проникаемся к нему симпатией, идеализируем его, приписываем ему достоинства, настоящие и мнимые. А потом между нами происходит самый обыкновенный конфликт, и вот мы уже разочарованы в этом человеке. Вернее, разочарованы в его идеализированном образе, в том, что мы нафантазировали. После конфликта симпатия сменяется столь же сильной и неоправданной антипатией. Разочарованные и разобиженные, мы готовы подозревать вчерашнего друга в низменных побуждениях, когда он делает что-то хорошее, или – в бурлении тайных страстей, когда он бывает не на высоте. И эти подозрения тоже, по большей части, – плод нашей фантазии.

Мы часто разочаровываемся в людях, когда предъявляем к ним непомерно завышенные требования. Мы начинаем считаться с друзьями, рубим правду другу по глазам: «Вспомни, сколько я для тебя сделал! И как ты мне отплатил за всё мое хорошее отношение, любовь и заботу?» Сведение счетов быстро сводит на нет любовь. Счеты уместны при партнерских отношениях, а личные отношения строятся совсем на другом основании.

Архиепископ Иоанн это крепко знал и другим дал знать. Поэтому мы и почитаем его в лике святых.

Диакон Павел Сержантов
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная




Святый священномучениче святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.

Lana

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 459
  • Вероисповедание:
    Православная
Видеосюжет с торжественной службы в день обретения мощей сщмч. Иоанна Рижского и обретения чудотворного образа Якобштадтской иконы Божией Матери

15 июля Латвийская Православная Церковь молитвенно отмечает 13-ю годовщину со дня обретения св. мощей сщмч. Иоанна, Архиепископа Рижского и 8-ю годовщину со дня обретения Якобштадтского образа Пресвятой Богородицы.

Божественную литургию в этот день в кафедральном соборе Рождества Христова г.Риги совершил Высокопреосвященнейший Александр, Митрополит Рижский и всея Латвии в сослужении Преосвященнейшего Иоанна, Епископа Елгавского и всего рижскоградского духовенства.

https://youtu.be/cEU4_ytOG_s







Читать далее...
Записан
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.292 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика