Подлинная свобода - это следование воле Бога...
Вы смешиваете два
различных понятия:
природная свобода воли и
свобода от греха (
свобода в Боге).
Природная свобода воли - это
существенное свойство человеческой природы, т. е.
непременное и неотъемлемое в принципе. Иначе, человек перестал бы быть
человеком по сущности.
Даже в состоянии порабощённости греху воля человека остаётся в принципе по природе
свободной, самостоятельной, т. е.
онтологически подчинённой исключительно ипостаси. Порабощённость греху - это не
отнятие природной свободы воли, но её
состояние.
Свобода от греха (
свобода в Боге) - это
акциденция, т. е.
состояние, а не
существенное свойство.
...тогда у человека ищущего только Бога нет желания выбирать что-то иное кроме Господа и спасения. Понимание свободы как какой-то самостоятельности характерно падшему миру и обозначает постоянный выбор между добром и злом и понимается миром как благо...
...2. Согласно Третьему Константинопольскому Собору, преп. Максиму Исповеднику и преп. Иоанну Дамаскину человеческая воля Спасителя обожена, всегда подчиняется, следует, прислуживает Его же Божественной воле. У обеих воль Спасителя одна направленность и один результат. У Христа никогда не было противоречия Его двух воль, никогда не было колебания Его обоженной человеческой воли.
3. По плоти Спаситель желал только того, что Он же желал по Божеству и желал человеческого только тогда когда волил это по Божеству...
Вы ошибочно отождествляете
свободу (
самостоятельность) с
выбором. Выбор (гноми) - это лишь
способ реализации природной свободы воли, характерный для падшего состояния.
Собственно же свобода (самостоятельность) воли - это не обязательно состояние
выбора (гноми), но это
онтологическая независимость воли ни от чего кроме самой ипостаси, онтологическая подчинённость воли исключительно ипостаси. Короче говоря, природная свобода воли есть
самовластие ипостаси, т. е. такое природное свойство, которое делает ипостась, обладающую этой природой,
самовластной.
"Неразумные существа не имеют свободы, ибо они скорее управляются природою, чем сами управляют ею... Человек же, как разумное существо, скорее управляет природою, чем управляется ею" (ТИПВ 2, 27).
"Если в существах бессловесных природа управляет, то в человеке, движущимся свободно, соответственно своему хотению, — она (сама) служит началом управляемым" (ТИПВ 3, 14).
"Если бессловесных природа ведет, а у человека, движущегося произвольно по желанию, она ведома" (МИ, "Диспут с Пирром").
"Под какую же из этих причин подведем мы человеческие действия, если человек не есть причина и начало своего действия? Богу не прилично приписывать постыдных и несправедливых поступков, иногда допускаемых людьми. Нельзя приписывать человеческие действия необходимости, ибо они не принадлежат к тому, что неизменно. Нельзя их приписывать судьбе, ибо произведением судьбы называют не случайное, но необходимое. Нельзя их приписывать природе, ибо произведения природы суть животные и растения. Нельзя их приписывать счастью, ибо действия людей не есть что-либо редкое и неожиданное. Нельзя их приписывать случаю, ибо случайными событиями называются события с неодушевленными предметами и неразумными животными. Итак, остается допустить, что сам действующих и производящий что-либо человек есть начало своих действий — и свободен" (ТИПВ 2, 25).
И это -
существенное свойство человеческой природы, т. е.
непременно и неотъемлемо присущее человеку
и в неповреждённом, и в падшем состоянии.
И в неповреждённом, и в падшем состоянии воля -
свободна (независима, самостоятельна), соотв-но, ипостась -
самовластна.
Падшее состояние воли отличается от
неповреждённого не
свободой воли, т. е. не
наличием или отнятием свободы воли,- и в неповреждённом, и в падшем состоянии воля человека непременно свободна,- но лишь
способом реализации этой свободы посредством выбора (гноми).
Во Христе нет именно
выбора (гноми). Но отсутствие
выбора (гноми) не означает отсутствия
свободы (самостоятельности) воли.
Воля по определению свободна (самостоятельна).
"Свобода же не есть что-либо другое, кроме воли... Ибо отцы определили волю как независимость" (ТИПВ 3, 14).
Соотв-но, во Христе, при отсутствии
выбора (гноми), человеческая воля тем не менее
свободна (самостоятельна), т. е.
онтологически подчинена Ипостаси, а не непосредственно другой природной (Божественной) воле. Её непременное следование Божественной воле определяется не
отсутствием её свободы (самостоятельности),- что по определению означало бы отсутствие самой человеческой воли,- но,
- во-первых,
единством Субъекта обеих воль, т. е. её подчинённостью
Тому же Субъекту, Кто является и Субъектом Божественной воли, что исключает противоречие, ведь Он не может противоречить Сам Себе. Но это не означает
отрицание свободы (самостоятельности) Его человеческой воли. Ведь, когда Его человеческая воля волит того же, чего желает, чтобы она волила, Божественная воля, она волит это
свободно, самостоятельно, т. е.
исходя исключительно из самовластия Ипостаси, т. е. онтологически подчиняясь Божественной воле
не непосредственно, но посредством Ипостаси.
- во-вторых, её
неповреждённостью грехом. Что опять же, не означает
отсутствия её свободы (самостоятельности). Ведь и в неповреждённом состоянии подчинение человеческой воли воле Божественной - это её
свободное, самостоятельное состояние, т. е.
онтологически определяемое исключительно самовластием ипостаси.