Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 14  Все   Вниз

Автор Тема: Церковное истолкование отмены "клятв на старые обряды" 1971 г.  (Прочитано 11518 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Поместный собор 1971 года отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их» соборов 1656 и 1667 гг , продемонстрировав тем желание полностью уврачевать раскол XVII века. С полным текстом можно познакомиться по ссылке http://a2k.rbcmail.ru/Sobor/Deyanie.htm  [1].

Однако это проявление пастырской любви к отпавшим чадам Церкви дало повод многим лжеучительствуюшим из числа бывших и нынешних раскольников утверждать, что решением 1971 г. Церковь будто бы признала ошибочность соборов 1656, 1666-67 гг и всей Никоновой справы, а так же правоту старообрядцев. На основании чего на форумах и в реале периодически выдвигаются требования извинений от Вселенской Церкви. Некоторые доходят до утверждений, что и староверы, до сего дня пребывающие в расколе со Вселенской Церковью, решением 1971 года якобы объявлены «православными христианами». И что этим решением соборы 1656 и 1666-67 гг. чуть ли не признаны «разбойничьими», из чего делаются далеко идущие выводы о погрешимости Церкви в целом.

Кого и за что отлучали соборы 1656 и 1666-67 гг.? Были ли проклято само двуперстие и др. русские обряды?  Погрешали ли эти соборы против истины? И какие анафемы и почему отменены отцами собора 1971 г.? Чтобы разъяснить эти вопросы мы используем тексты самих соборных анафем («клятв»), сопроводив их комментариями митр. Никодима (Ротова), главного инициатора решения 1971 г. Комментарии взяты из его доклада на Поместном Собоpе 31 мая 1971 года. Доклад был одобрен отцами, в результате чего было принято обсуждаемое нами решение о снятии анафем.
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Цитировать
Клятвенные запpеты Московского Собоpа 1656 года.
 1.1  Из ответа патриарха Антиохийского Макария на вопрос патриарха Никона «как следует креститься?». Текст был утвержден собором 1656 г. и вошел в никоновскую «Скрижаль».
 
"Предание прияхом с начала веры от св. апостолов, и св. отец, и св. седми Соборов творити знамение честнаго креста с тремя первыми перстами десныя руки, и кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию Восточныя Церкве, еже держа с начала веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменом. И сего ради имамы его отлучена от Отца и Сына и Св. Духа и проклята; извещение истины подписах своею рукою" [3]


Простой анализ дошедшего до нас текста показывает, что иерархами Вселенской Церкви проклято не двоеперстие само по себе, а двоеперстие, которым выражается явная ересь – монофизитство.
"кто от христиан православных не творит крест тако, по преданию восточныя церкви, еже держа сначало веры даже доднесь, есть еретик и подражатель арменов, и сего ради имамы его отлучена от Отца, Сына и Святаго Духа и проклята."

Почему еретик? Потому что подражатель арменов-монофизитов. И сего ради, то есть ради подражания ереси армян, отлучен и проклят.

Цитировать
1.2 Анафема Поместного собора 1656 г.
"Аще кто отселе, ведый, не повинится творити крестное изображение на лице своем, якоже древле св. Восточная Церковь прияла есть, и якоже ныне четыре Вселенстии патриарси, со всеми сущими под ними христианы, повсюду вселенныя обретающимися, имеют, и якоже зде прежде православнии содержаша, до напечатания Слова Феодоритова в Псалтирях со возследованием московския печати, еже треми первыми великими персты десныя руки изображати во образ Святыя, и Единосущныя, и Нераэдельныя, и Равнопоклоняемыя Троицы, но имать творити сие неприятное Церкви, еже соединя два малыя персты с великим пальцем, в нихже неравенство Св. Троицы извещается, и два великосредняя, простерта суща, в нихже заключати два Сына и два состава, по Несториеве ереси, или инако изображати крест, - сего имамы, последующе св. отец седми Вселенских Соборов и прочих Поместных правилом и св. Восточныя Церкве четырем Вселенским патриархом, всячески отлучена от Церкве, вкупе и с писанием Феодоритовым, яко и на Пятом (Соборе) проклята его ложная списания на Кирилла, архиепископа Александрийскаго, и на правую веру, сущая по Несториеве ереси, проклинаем и мы" [3].

Обратим внимание: само по себе двуперстие не называется ересью, но творением неприятным для Церкви. Почему неприятным? Потому что с XVII века двуперстие во Вселенской Церкви устойчиво ассоциировалось с несторианством. Несториане и по сей день крестятся двуперстно, исповедуя тем самым две Ипостаси - Сына Божия и человека Иисуса, лишь соприкоснувшихся во Христе.

А ведь именно с желанием внешне отличаться от еретиков, по мнению проф. Каптерева, были связаны переходы Вселенской Церкви сначала от одноперстного к двоеперстному крестному знамению, а затем и к троеперстному крестному знамению:

"Если появление двоеперстия и продолжительность его существования в православной греческой церкви зависело исключительно от монофизитства, только во время борьбы с ним имело свой особый смысл и значение, то, как скоро борьба с монофизитством прекратилась, греческая константинопольская церковь, желая и самой формой перстосложения отличаться не только от монофизитов-одноперстников, но и от несториан, всегда строго державшихся двоеперстия, так как они соединили с ним свое еретическое учение о соединении во Христе двух природ, и в двоеперстии видели символическое выражение и подтверждение своего еретического учения,- заменила у себя двоеперстие более естественным и свойственным каждому христианину, помимо вероисповедных его особенностей, троеперстием, как выражающим главный, основной догмат христианства - учение о святой Троице" [5]

Патриарх Никон основной целью своих реформ объявил унификацию: приведение практики Русской Церкви в соответствии с практикой Вселенского православия. Именно с учетом этой цели реформ надо понимать текст анафем 1656 г. Будучи спрошенными о правильном крестном знамении ради унификации, представители древних  патриархатов разъяснили Никону, что двоеперстие ныне во Вселенском православии не принято, ибо ассоциируется с несторианской ересью.

Наконец, из текста анафемы 1656 г. явствует, что проклято не само двоеперстие, а выражаемая им ересь Нестория -в нихже заключати два Сына и два состава, по Несториеве ереси. И, вместе с писаниями блаж. Феодорита Киррского, проклято Вселенскими и Поместными соборами, к анафеме которых и присоединяются патриархи. Вселенские соборы никогда не осуждали само двоеперстие – они осуждали несторианскую ересь.

Комментарий митр. Никодима (Ротова): "Смысл этих клятв, кажется, довольно ясен. Вчитываясь внимательно в текст клятвенных изpечений и запpетов Патpиаpха Макаpия и опpеделения Собоpа 1656 года, невольно пpиходишь к выводy, что клятвы положены на всех кpестящихся двyпеpстно (в пpимечании: Следyет подчеpкнyть, что, согласно фоpме выpажения, клятвы положены на лиц, содеpжащих обpяд двyпеpстия, а не на самый обpяд). Hадо полагать, что анафема и пpоклятие на всех кpестящихся двyпеpстно были положены не слyчайно и не потомy, что сама по себе эта фоpма пеpстосложения была "непpиятна". В этой фоpме пеpстосложения yвидели не что иное, как "еpесь". Так, Патpиаpх Hикон в своей pечи на Собоpе 1656 года заявил, что сложением пеpстов пpи двyпеpстном кpестном знамении "непpаво исповедyется таинство Пpесвятыя Тpоицы... и таинство Воплощения". Поэтомy Собоp 1656 года и запpетил под клятвой yпотpеблять стаpый обpяд двyпеpстия и пpедписал всем пpавославным pyсским хpистианам yпотpеблять для кpестного знамения только тpоепеpстие" [2].

Заметим, что митр. Никодим, главный инициатор «отмены клятв на старые русские обряды» прекрасно понимает, что клятвы собора 1656 г. Были наложены не на само двуперстие, а из-за устойчивой в то время связи двоеперстия с несторианской ересью.
« Последнее редактирование: 08.10.2012, 15:45:43 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Цитировать
Клятвенные запpеты Большого Московского собора 1666-67 гг.
2.1 Анафема «Предела» (ороса). Листы 5-7
[о винах раскольников] Они же мняшеся и о ревности: и таковы имуще ревность, да не по разуму, возмутиша во многия души неутвержденных: одни убо устно, одни убо письменно, глаголяще и пишуще якоже восшептал им сатана. Нарицаху книги печатныя новоисправленныя при Hиконе, бывшем Патртархе, быти еретическия; — от совершеннаго своего неведения приимаху точию просфоры, на нихже изображен бысть крест с подножием и со главою Адамлею»; — «соблазнишася же и о исправлении святаго Символа и о трегубой аллилуии, о знамении честнаго и животворящаго креста, о сложении трех перстов, и о Иисусовой молитве, и прочая…
Повелеваем покарятися во всем, без всякаго сумнения, святой восточной и Апостольской Церкви Христове, — книги, яже советом святейших патриархов, исправишася и напечаташася при Никоне, бывшем Патриархе, и после его отшествия за благословением освященнаго Собора, служебники, потребники и прочия приимати; — аллилуиа, в Божественном пении во учиненных местах глаголати трижды, и прочия…

[далее разъяснение новых обрядов как православных]
И знамение честнаго и животворящаго креста творити на себе треми первыми персты десныя руки: палец, глаголемый, и иже близ его, глаголемый указательный, и средний слагати вкупе во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Два же: глаголемый мизинец, и иже близ его близосредний, имети наклонены и праздны, по древнему преданию святых апостолов и святых отцев...
Сие наше соборное повеление и завещание ко всем, выше реченным, чином православным. Предаем и повеливаем всем неизменно хранити и покорятися святой Восточной церкви. Аще ли же кто не послушает повелеваемых от нас и не покорится святой Восточной церкви и сему освященному собору, или начнет прекословити и противлятися нам: и мы таковаго противника данною нам властию от всесвятаго и животворящаго Духа, аще ли будет от освященнаго чина, извергаем и обнажаем его всякаго священнодействия и проклятию предаем. Аще же от мирскаго чина (будет), отлучаем и чужда сотворяем от Отца, и Сына, и Святаго Духа, и проклятию, и анафиме предаем, яко еретика и непокорника, и от православнаго всесочленения и стада, и от церкве Божия  отсекаем, дондеже уразумится и возвратится в правду покаянием. А кто не уразумится и не возвратится в правду покаянием, и пребудет во упрямстве своем до скончания своего: да будет и по смерти отлучен, и часть его, и душа со Иудою предателем, и с распеншими Христа жидовы, и со Арием, и со прочими проклятыми еретиками: железо, камение, и древеса да разрушатся, и да растаятся, а той да будет не разрешен и не растлен, и яко тимпан, во веки веков, аминь.
[4]

В данном акте вообще нет ни слова о двоеперстии и старых обрядах. Отлучаемые обвиняются не в исповедании старых, а исключительно в отвержении новых обрядов, которые разъясняются как православные и введенные законным священноначалием. Анафемы наложены на ослушников и противленцев законной церковной власти. Заметим, что причиной порицания новых обрядов названа не злостное костенение в ереси, а совершенное неведение, сиречь, невежество раскольников.

Интересно, что вышеприведеный текст с обвинениями расколоучителей был впервые сформулирован русскими иерархами на Поместном соборе 1666 г., и затем был одобрен Большим Московским собором, в деяния которого включен в первого акта с присовокуплением анафемы на ослушников.

Комментарий митр. Никодима (Ротова): "Чтобы пpавильно понять смысл и значение этих клятвенных запpетов, необходимо обpатиться к деяниям Московского Собоpа pyсских аpхипастыpей, котоpый состоялся в Москве в пеpвой половине 1666 года и на котоpом пpоисходили пpения с пpедводителями стаpобpядчества. В изданном от лица Собоpа "Hаставлении" пpедписывалось совеpшать цеpковные слyжбы по новоиспpавленным пpи Патpиаpхе Hиконе богослyжебным книгам, в котоpых, как изъяснили отцы Собоpа, нет ничего, пpотивного пpавославной веpе, и изобpажать кpестное знамение тpемя пеpвыми пеpстами. Hо Собоp 1666 года не изpек общей анафемы и пpоклятия на всех стаpообpядцев за содеpжание ими стаpых книг и обpядов, как это сделал Собоp 1667 года. В этом отношении Собоp 1666 года пpоявил более такта, остоpожности и тpезвого подхода в pешении стаpообpядческого вопpоса. Собоp пpедписал пpинять новые книги и обpяды, как пpавильные и соответствyющие потpебностям вpемени, но если бы Собоp 1666 года счел возможным пpедоставить желающим пpаво содеpжать стаpые книги и обpяды, находясь пpи этом в общении с Цеpковью, что было даpовано позднее, с yчpеждением единовеpия, то в деле yмиpотвоpения цеpковного, к чемy стpемился Собоp, несомненно, были бы достигнyты лyчшие pезyльтаты" [2]

Итак, владыка Никодим признает позицию Поместного собора 1666 года, осудившего раскольников только за антицерковную деятельность и вошедшую в акты Большого Московского собора более правильной с точки зрения умиротворения церковного.
 
Цитировать
2.2 Анафема 15 листа
"Сие есть наше толкование и заповедь о святом символе, о алилуйе, о знамении честного животворящего креста и о сложении перстов и о Иисусовой молитве. Если кто будет противлятися нам, и всему освященному собору, Богу противляется и уподобляет себе прежним проклятым еретиком. И сего ради наследити имать, якоже и тии еретицы, анафему и проклятие святых богоносных отец, святых седми вселенских соборов. И в страшный суд о сем осужден будет от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во втором его и страшном пришествии" [2]

2.3 Анафема 93 листа
Аще ли кто ныне начнет прекословити о изложенных винах на соборе сем великом, от святейших вселенских патриарх, яже исправиша и узаконоположиша о аллилуйи и о кресте и о прочих винах, яже писаны суть в соборном изложении настоящаго сего собора, в лето от Божия по плоти рождения 1666, и в книзе Правления Жезла, да будет по апостолу Павлу в правду самоосужден и наследник клятве сего собора, писанней в соборном деянии его, яко преслушник Божий и святых отец правилом противник. [4]

Предваряя данные анафемы, отцы собора 1967 г. дают заповедь о новых обрядах и отлучают всех ослушников. Опять ни слова о старых обрядах. Клятвы наложены за неприятие и неприятие новых.

Цитировать
2.4 Анафема 30-32 листа.
О знамении честнаго креста, сиречь о сложении перстов.
Такожде и знамение честнаго и животворящаго креста, от святых славных, и всехвальных Апостолов, и от святаго священномученика Игнатия Богоносца, третьяго патриарха Антиохийскаго и наследника святых Апостолов, и от вселенских учителей, свыше и изначала прияхом православно знаменати себе знамением честнаго креста тремя первыми персты десныя руки: совокупивше я, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, неписанным преданием, якоже свидетельствует и святый Василий Великий, в слове 27-м, иже ко святому Амфилохию, епископу Иконийскому. Обаче егда согбаем и совокупляем три первые персты десныя руки, знаменуем яко веруем и исповедуем в Божестве Троицу, и единицу, сиречь, яко Святая Троица един Бог есть триипостасный и единосущный. Сего ради сими треми первыми персты, предаша нам святии апостоли и богоноснии отцы, творити на себе знамение животворящаго креста совокупивше я, во имя Святыя единосущныя и нераздельныя Троицы...
А мы православно три первыя персты, яко же стоят в ряду: первый, вторый и третий, совокупляем во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, и знаменаемся знамением честнаго и животворящаго креста Христова. Якоже прияхом от святых апостолов, и богоносных отцев, сице и исповедует, и сице держит крепко, и непоколебимо святая Восточная и апостольская церковь, и будет держати вечно и неподвижно, и тако подобает всякому православному христианину, последующему святей Восточней и апостольстей церкви, держати и мудрствовати, якоже предаша святии апостоли и богоноснии отцы, а не инако.
Глаголаше те суемудрии, яко два перста: вторый – указательный и третий – средний, Божество и человечество знаменуют: и три перста: первый, четвертый и последний – меньший, наклонити и совокупити под двема персты, именовати Святую Троицу, и глаголаше: яко те три неравные и разные персты есть таинство Святыя Троицы. Всем убо явленно есть, яко исповедаша во Святей Троице неравенство, яко ариане, и несториане, и духоборцы, и аполинариане, и прочии проклятии еретицы, зане они и сице исповедаша
[4]

В данной анафеме мы видим повторение позиции собора 1656 года. Мы не видим анафемы, наложенной на сам обряд. Двоеперстие осуждается не само по себе, а из-за своей связи с ересями, с искажениями учения о Святой Троице.

Комментарий митр. Никодима (Ротова): "Большой Московский Собоp 1667 года занял по отношению к стаpообpядчествy совеpшенно инyю позицию, чем Собоp pyсских иеpаpхов 1666 года, и вынес свой окончательный пpиговоp в отношении стаpообpядчества в дyхе клятвенных изpечений Патpиаpха Антиохийского Макаpия, возглавлявшего вместе с Патpиаpхом Александpийским Паисием заседания Собоpа 1667 года, и клятвенных запpетов Московского Собоpа 1656 года, хотя и с yчетом сложившейся позже цеpковной обстановки. Собоp пpинял это pешение еще и потомy, что на стаpообpядцев пpодолжали смотpеть, как на еpетиков. Подтвеpждение этомy находим в книге "Деяний" Собоpа 1667 года, где в отношении двyпеpстного кpестного знамения говоpится бyквально следyющее: "Всем yбо явлено есть, яко исповедаша во Святей Тpоице неpавенство, яко аpиане, и нестоpиане, и дyхобоpцы, и аполинаpиане и пpочие пpоклятии еpетицы" [2].

Владыка Никодим, вслед за проф. Каптеревым, связывает возврат к позиции Собоpа 1656 года с влиянием полемического сочинения аpхимандpита Московского Hикольского гpеческого монастыpя Дионисия, котоpый пpедставил Патpиаpхам Паисию и Макаpию тенденциозные сведения о pyсском стаpообpядчестве.
« Последнее редактирование: 08.10.2012, 15:57:04 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Однако можно ли считать, что Большой Московский собор 1666-67 гг погрешил против истины, поспешив увязать русское двоеперстие с исповеданием арианства, несторианства, духоборчества и др. ересей?

Достоверно известно, что в то время духовный лидер старообрядческого раскола распоп Аввакум под знаменем двоеперстия проповедовал ереси, осужденные семью Вселенскими соборами. Об этом известно сразу из двух источников, согласных между собою:  «Спорных писем» самого Аввакума и «Послания из Пустоозерска к сыну Максиму» бывшего диакона Федора Иванова.

Сам Аввакум в своих письмах пишет:

«Веруй трисущную Троицу... Несекомую секи по равенству, не бойся, едино существо на три существа тожде и естества... Комуждо особное седение, Отцу и Сыну, и Духу Святому, не спрятався седят три Царя небесные. Христос сидитъ на особном престоле, равно соцарствуя святой Троице» [6]

Его оппонент по Пустоозерску, бывший диакон Федор подтверждает это учение Аввакума и его соратников:

"Они убо, протопоп Аввакум и поп Лазарь, начали Троицу на трех престолах исповедовати, и трибожну, и трисущну глаголют; и в трех лицах по три состава глаголет Лазарь; а Христа четверта Бога глаголют быти и на четвертом престоле седяща, и самаго существа божественнаго в нем не исповедуют, но силу и благодать от сыновни ипостаси..." [7].

Заметим, что под знаменем двоеперстия и защиты древлеправославия Аввакум проповедует сразу три ереси: трибожие, арианство и несторианство. Несториане в то время выражали свою веру в двух сынов именно двоеперстием. А трибожие – ересь возникшая в VI веке в среде монофизитов, как и другая ересь, содержащаяся в письмах Аввакума - учение о телесном сошествии Христа в ад, отстаиваемое крайними монофизитами юлианитского толка (актиститами). Обе ереси могли проникнуть на Русь через армян-монофизитов, крестящихся так же двоеперстно.

Аввакум данные ереси активно проповедовал среди своих сторонников, о чем пишет бывший диакон Федор:

«Христос ему (Аввакуму) в том судия, еже напрасно меня оболгал и оклевета многим верным братиям и соблазнил их своим новым мудрованием, его же оным братиям посла отселе, гневаяся на мя» [7]

Таким образом, связывая двуперстие с великими ересями, отцы Большого Московского собора не погрешали против истины, следуя греческой пропаганде, а реагировали на реальный прецедент, существовавший в то время.

Прецедент был, другое дело, что это прецедент не был столь широко распространен. Подавляющее большинство раскольников под двоеперстием всегда исповедовало православную веру. А к середине XVIII века, когда Аввакумовское согласие выродилось, связь двоеперстия с великими ересями вообще стала неактуальной. В этом смысле, в отношении большинства, воззрение на двоеперстие как на выражение ереси можно признать неправильным. О чем и пишет владыка Никодим (Ротов):

"Hа это "толкование" обpяда двyпеpстия, yпотpеблявшегося когда-то yгpеков и pyсских и поныне остающегося y стаpообpядцев пpавославным обpядом, pезонно можно заметить, говоpя словами пpиведенного текста, что не "всем yбо явлено есть", где, когда и кто из стаpообpядцев соединял с двyпеpстием столько "еpесей". Им пpиписывали это, их обвиняли в этом, но они никогда не могли исповедовать этого" [2].
« Последнее редактирование: 08.10.2012, 15:55:16 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Из-за утратой актуальности связи старого обряда с великими ересями, владыка Никодим формулирует предложение, впоследствии одобренное отцами собора 1971 г.:

Итак, Большой Московский Собоp 1667 года пpедал стаpообpядцев пpоклятию и анафеме, исходя из непpавильных воззpений на стаpые pyсские цеpковные обpяды, как еpетические, котоpых пpидеpживался, но только в отношении двyпеpстия и Московский Собоp 1656 года, yчитывая хаpактеp антицеpковной деятельности вождей стаpообpядчества, подтвеpждением чего является yтвеpждение Собоpом 1667 года постановлений Собоpа 1666 года. В пеpвом слyчае возложеннyю Собоpом 1667 года клятвy и анафемy на стаpообpядцев, котоpых из-за их пpивеpженности к стаpым цеpковным обpядам сочли за еpетиков, надо пpизнать, как и клятвy Московского Собоpа 1656 года, неосновательной. Во втоpом слyчае клятвy и анафемy Собоpа 1667 года можно считать спpаведливой и законной, но в отношении лиц, действительно виновных пеpед Цеpковью в том, в чем обвинялись они и на Собоpе 1666 года, т.е. во вpаждебных пpотив нее действиях [2].

Итак, вот канонически правильное представление о деянии 1971 г. Клятвы и отлучения Московского собора 1656 г. и Большого Московского собора 1667 гг, наложенные на лиц придерживающихся старого обряда из-за связи последнего с ересями отменены. Отмененные клятвы обозначены у нас как 1.1, 1.2 и 2.4.

Клятвы и отлучения в отношении лиц, обвиняемых Поместным собором 1666 года во враждебной раскольничьей деятельности против Церкви и законных новых обрядов, ею введенных, признать справедливыми и оставить в силе . Раскольники до сих пор под соборной анафемой из «Предела», обозначенной у нас как 2.4. Так же к ним вполне применимы анафемы 2.2 и 2.3

Данное понимание отражено в итоговом документе.

Что анафем на старый обряд сам по себе никогда не было произнесено на соборах 1656 и 1666-67 гг: «Необоснованность суждений Соборов 1656 и 1667 гг. о старых обрядах дониконовских времен, как о якобы содержащих еретический смысл, давала повод усматривать в клятвенных запретах и определениях этих Соборов осуждение старых обрядов самих по себе» [1]

Что отменены только клятвы связанные со старыми обрядами:
Утвердить постановление Патриаршего Священного Синода от 23(10) апреля 1929 года об упразднении клятв Московского Собора 1656 года и Большого Московского Собора 1667 года, наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан, и считать эти клятвы, яко не бывшие» [1]. Клятвы и отлучения, наложенные за раскольническое противодействие Церкви,неприятие и хулу новых обрядов, оставлены в силе.

Что в отличии от единоверцев, раскольники не члены Церкви: Освященный Поместный Собор Русской Православной Церкви любовию объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами… [1] Именующие себя старообрядцами, хоть и «объемлются любовию», но членами Церкви не являются, пребывая под соборной анафемой и нуждаются в покаянии и присоединении к Церкви.
« Последнее редактирование: 08.10.2012, 15:54:43 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный

Источники.
1. Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви. Об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их.   http://a2k.rbcmail.ru/Sobor/Deyanie.htm
2. Об отмене клятв на старые обряды. Доклад митpополита Ленингpадского и Hовгоpодского HИКОДИМА на Поместном Собоpе 31 мая 1971 года  http://liturgica.narod.ru/bibliot/rotov.htm
3. Митрополит Макарий (Булкагов). История русской церкви Т. 10  http://www.modernlib.ru/books/makariy_mitropolit/istoriya_russkoy_cerkvi_tom_10/read_9
4.  Деяния Московских Собоpов 1666 и 1667 гг. М., 1881. http://www.staropomor.ru/nikon(8)/kniga_sob_1.pdf
5. Н. Ф. Каптерев. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=465
6. А. К. Бороздин. «Протопоп Аввакум». СПБ. 1900 г. «Приложения», с. 119–123.
7. Н. И. Субботин. "Материалы по истории раскола за первое время его существования" М., 1874-94, т. 6, ч. 3

Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Владимиръ

  • От администрации: участник не принадлежит к Православной Церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 542
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • православный христианин
Уважаемый Павел, в новой теме я не вижу смысла.
Зачем повторять одно и тоже? Анафемы соборов 17 века сняты целиком и  полностью.Всё было сказано в этой теме:http://forum-slovo.ru/index.php?topic=35770.400;topicseen.
Если Вам охота поговорить по делу,то существует масса тем,связанных со старообрядчеством:
Было ли распространено обливательное крещение на Руси до раскола?
Было ли троеперстие до Раскола на Руси?
Какие богослужебные тексты лучше дониконовские или никоновские?
Какое имя употреблялось изначально:Иисус или Исус?
Восходит ли двоеперстие ко временам апостолов?
и.т.д.
К сожалению,то что Вы пытаетесь доказать в новосозданной Вами теме не соответствует действительности.
С Вами не будет разговаривать в ваших постулатах о наличии анафем 17 века не то что ни один серьезный старообрядец,но и ни один серьезный исследователь Раскола  новообрядец.
 Опять начали старую песню о якобы "достоверности" писем Аввакума,о  мифической связи двоеперстия с монофизитами, о якобы наличии анафем на старообрядцев.
Вы поступаете просто нечестно и занимаетесь раскольнической деятельностью.
Записан

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Уважаемый Павел, в новой теме я не вижу смысла.
Зачем повторять одно и тоже? Анафемы соборов 17 века сняты целиком и  полностью.Всё было сказано в этой теме:http://forum-slovo.ru/index.php?topic=35770.400;topicseen.
Если Вам охота поговорить по делу,то существует масса тем,связанных со старообрядчеством:
Было ли распространено обливательное крещение на Руси до раскола?
Было ли троеперстие до Раскола на Руси?
Какие богослужебные тексты лучше дониконовские или никоновские?
Какое имя употреблялось изначально:Иисус или Исус?
Восходит ли двоеперстие ко временам апостолов?
и.т.д.
К сожалению,то что Вы пытаетесь доказать в новосозданной Вами теме не соответствует действительности.
С Вами не будет разговаривать в ваших постулатах о наличии анафем 17 века не то что ни один серьезный старообрядец,но и ни один серьезный исследователь Раскола  новообрядец.
 Опять начали старую песню о якобы "достоверности" писем Аввакума,о  мифической связи двоеперстия с монофизитами, о якобы наличии анафем на старообрядцев.
Вы поступаете просто нечестно и занимаетесь раскольнической деятельностью.
Уважаемый Владимиръ, Вы вправе откланятся и не участвовать в теме. Неволить никто не вправе. Только более не говорите, что, де, у Вас все на доказательствах, а у меня на голословии и что, де, анафемы с раскольников сняты. Будьте честны. Позиция РПЦ теперь Вам предельно ясно разъяснена на текстах.

Не ради Вас, а ради самого себя, ради Истины я разобрался в вопросе с анафемами и через понимание митр. Никодима (Ротова) доказал, что анафемы "Предела" не сняты, собор 1667 г. не признан "разбойничьим" (этого никогда не может случиться, ибо БМС отменил клятву Стоглава). Понимая, что Вы не сможете мне оппонировать и скорее всего уклонитесь, я уже открыл тему на Кураев.ру.

« Последнее редактирование: 08.10.2012, 16:37:58 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Митр. Никодим Ротов: "Во втоpом слyчае клятвy и анафемy Собоpа 1667 года можно считать спpаведливой и законной, но в отношении лиц, действительно виновных пеpед Цеpковью в том, в чем обвинялись они и на Собоpе 1666 года, т.е. во вpаждебных пpотив нее действиях" http://liturgica.narod.ru/bibliot/rotov.htm

Вот пример "враждебных действий против Церкви" -



Ни с боярыни Морозовой, ни с других расколоучителей, соборная анафема не была снята деянием Поместного собора 1971 г.
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

axjonov

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 150
Apollos, Вы вроде читаете умные книги, но выводы по ним делаете совершенно ложные.
Если кратко:
1. Вы ссылаетесь на монофизитство - уже из одного этого можно усомниться в ваших словах, поскольку речь не про одноперстие, а двуеперстие. На самом деле никониане должны были ссылаться на другую греческую ересь, которая на Руси была неведома и имела весьма скромное распространение в Греции.
2. Крестное знамение есть учение о кресте, крестной жертве Спасителя - в данном случае никониане самочинно проигнорировали важнейший христианский догмат - который как раз был составлен против ереси монофезитов о 2х природах и 2х волях в Иисусе Христе, которые не слитно и не раздельно в нем соединены - в старом перстосложении он выражен с подобающей ясностью. Ошибка символа никониан в том, что на кресте ни Отец ни Святой Дух не были распяты, в данном случае догмат о Святой Троице не проявляет свой смысл явно. При этом в двуеперстии Святая Троица имеет свое изображение - оставшиеся три пальца собранные кончиками вместе как раз изображают догмат о Святой Троице, но важнейшим в этом символе конечно являются 2 перста изображающие распятого Христа. Заметьте, 2+3 и 3+2 дают по прежнему один и тот же результат, но во времена реформы про 2 оставшихся от троеперстия пальцах ничего не говорилось. Собственно что и вызвало недовольство многих благочестивых христиан.
3. Пример "враждебных действий против Церкви" у Вас не убедителен. Картина показывает беспредел власти по замыслу автора. Посмотрите картину полностью - справа там изображены староверы, а слева - никониане. Слева - беснующаяся толпа. Если РПЦ МП будет настаивать, что она она одобряла и считает правомерными пытки и казни людей, то думаю, ее лучше будет закрыть.
Записан

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Apollos, Вы вроде читаете умные книги, но выводы по ним делаете совершенно ложные.
Если кратко:
1. Вы ссылаетесь на монофизитство - уже из одного этого можно усомниться в ваших словах, поскольку речь не про одноперстие, а двуеперстие. На самом деле никониане должны были ссылаться на другую греческую ересь, которая на Руси была неведома и имела весьма скромное распространение в Греции.
Армяне-монофизиты крестились и крестятся двоеперстно, так же как и несториане.

Цитировать
2. Крестное знамение есть учение о кресте, крестной жертве Спасителя
  Само по себе крестное знамение не является никаким учением. Учением (исповеданием) является тот смысл, который вкладывает совершающий крестное знамение. В любую форму крестного знамения можно вложить еретический смысл.

Цитировать
- в данном случае никониане самочинно проигнорировали важнейший христианский догмат - который как раз был составлен против ереси монофезитов о 2х природах и 2х волях в Иисусе Христе, которые не слитно и не раздельно в нем соединены
То есть "никониане" не исповедуют 2 природы и 2 воли во Христе?  :o Доказательства будут?

Цитировать
Ошибка символа никониан в том, что на кресте ни Отец ни Святой Дух не были распяты, в данном случае догмат о Святой Троице не проявляет свой смысл явно. При этом в
То есть "никониане" исповедуют, что на кресте были распяты Отец и Дух Святой?  :o  :o  Доказательства будут?

Цитировать
3. Пример "враждебных действий против Церкви" у Вас не убедителен.
Это не важно. Главное - наглядная демонстрация того, за какое двоеперстие человек отлучается от Церкви и от спасения в соответствии с анафемой "Предела" БМС, которую никто не отменял. За двоеперстие знаменующее собой призыв к непослушанию священначалиею и к расколу с Церковью Христовой.

Цитировать
Если РПЦ МП будет настаивать, что она она одобряла и считает правомерными пытки и казни людей, то думаю, ее лучше будет закрыть.
  Попробуйте. Прикоснитесь к зенице Ока Господня. И Вас ждет печальная участь.
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

axjonov

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 150
Цитировать
Армяне-монофизиты крестились и крестятся двоеперстно, так же как и несториане.

- И что? Обсудите с армянами этот вопрос. Армянская Церковь - апостольская, еретиками их обозвали такие же как вы спесивые греки, а апостольские предания сохраняются в армянской церкви неизменно с древнейших времен. Что само по себе свидетельствует не в пользу никониан. Сегодня между ПЦ и АЦ практически нет серьезных разногласий в вопросах вероучения - почитайте современных богословов по этому вопросу. Если кратко: армян по сути подставили в свое время хитрые греки.
Цитировать
Само по себе крестное знамение не является никаким учением. Учением (исповеданием) является тот смысл, который вкладывает совершающий крестное знамение. В любую форму крестного знамения можно вложить еретический смысл.
- Чушь. Христианин всяким своим жестом и всяким поступком проповедует распятого и воскресшаго Христа. Именно усечение смысла данного спасительного действа - которое в двуеперстии было доказано огромным числом святоотеческих преданий - до просто жеста, является ошибочным.
Ересь - не только ошибочность, но и отсутствие учения. В данном случае ересь утверждать, что на Кресте был распят Святой Дух. Между тем, многие современные православные так считают - есть масса тем в том же "курятнике" - где нерадивые православные свидетельствуют о таком своем заблуждении. До никоновской реформы ошибки простых часто даже неграмотных мирян в этом вопросе стремились к нулю.
Вы еще скажите, что Символ не учение, а то, что в него вкладывают.
Цитировать
То есть "никониане" не исповедуют 2 природы и 2 воли во Христе?   доказательства будут?
- Просто спросите в любом православном храме у прихожан про этот догмат.
Цитировать
Это не важно. Главное - наглядная демонстрация того, за какое двоеперстие человек отлучается от Церкви и от спасения в соответствии с анафемой "Предела" БМС, которую никто не отменял. За двоеперстие знаменующее собой призыв к непослушанию священначалиею и к расколу с Церковью Христовой.
- Вы выше утверждали, что "Само по себе крестное знамение не является никаким учением. Учением (исповеданием)" - укажите, где на картине изображена эта "Церковь Христова"? Вы просто занимаетесь старым добрым авторитаризмом в стиле католиков.
Патриархи были и будут в том числе и ересиархами - примеров таких предостаточно. Никон - один из них. За 100 лет до раскола на Руси было известное дело жидовствующих - а это вполне даже по ныне модной теме дорогих часов и автомобилей. Ведь судя даже по Википедии, та ересь сохранилась по сей день.
А двуеперстие и прочие способы сложения перстов для крестного знамения считаются современной православной церковью абсолютно приемлемыми.
Тогда как крещение не полным погружением имело широкое распространение у никониан, сегодня же церковное началие призывает искоренять эту практику.
Никаких выпадов, подобных вашему, священноначалие давно себе не позволяет в отношении Староверов. Сам Святейший патриарх неоднократно призывал к прекращению подобных вашим безпочвенных ругательных посылов. Вы сами таким образом повинны в непослушании священначалиею и к расколу с Церковью Христовой.
Записан

Владимиръ

  • От администрации: участник не принадлежит к Православной Церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 542
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • православный христианин

-
Да зря Вы копья ломаете с Аполлосом и тратите время,человек сей не воспринимает разумные доводы,в предыдущей теме ему всё было подробно объяснено,но человеку просто хочется повздорить,поругаться.Эта тема очередная провокационная выходка.Горбатого может исправить только могила.Бог ему судья.
Записан

axjonov

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 150
Владимиръ, мы должны исполнять свой долг по слову Христову - прежде всего в отношении больных, а не здоровых.
Вдруг - не дай Бог - эту тему прочтет человек, не сведущий в вопросе и пойдет сжигать дома староверов.
Записан

Владимиръ

  • От администрации: участник не принадлежит к Православной Церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 542
  • Вероисповедание:
    православный христианин
  • православный христианин
Владимиръ, мы должны исполнять свой долг по слову Христову - прежде всего в отношении больных, а не здоровых.
Вдруг - не дай Бог - эту тему прочтет человек, не сведущий в вопросе и пойдет сжигать дома староверов.
Поверьте,я ни один ,ни два раза, а много раз объяснял человеку Аполлосу,что он не прав в этом вопросе,но он ничего не слушает  и продолжает клеветать и лгать при полном попустительстве модераторов,которые то ли по недостатку времени, то ли по особой симпатии к Аполлосу позволяют ему нехорошие проделки.
Записан

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Чушь. Христианин всяким своим жестом и всяким поступком проповедует распятого и воскресшаго Христа. Именно усечение смысла данного спасительного действа - которое в двуеперстии
Несториане тоже совершают данное спасительное действо - двоеперстие?

Цитировать
Ересь - не только ошибочность, но и отсутствие учения.
На ходу выдумываете?  :) Церковное определение ереси чем вас не устраивает?

 Ересь - это повреждение веры.

Еретиками называли они (древние отцы) совершенно отторгшихся, и в самой вере отчуждившихся  http://www.agioskanon.ru/otci/007.htm#1

А вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр.11:1)

Крестное знамение и форма перстосложения - это предметы видимые и к вере не относятся. К вере относится то, что ими выражается. Догмат о Троице и Богочеловечестве Господа Иисуса Христа.

Цитировать
В данном случае ересь утверждать, что на Кресте был распят Святой Дух.
В данном случае это называется клевета. С вашей стороны. 

Цитировать
Между тем, многие современные православные так считают - есть масса тем в том же "курятнике" - где нерадивые православные свидетельствуют о таком своем заблуждении.
Понятно. Многие "современные православные" в Бога не верят. Следовательно, РПЦ проповедует атеизм?

Цитировать
Сам Святейший патриарх неоднократно призывал к прекращению подобных вашим безпочвенных ругательных посылов.
В чем же  Вы видите мои ругательные посылы?

В том, что я процитировал митрополита РПЦ?

Митр. Никодим Ротов: "Во втоpом слyчае клятвy и анафемy Собоpа 1667 года можно считать спpаведливой и законной, но в отношении лиц, действительно виновных пеpед Цеpковью в том, в чем обвинялись они и на Собоpе 1666 года, т.е. во вpаждебных пpотив нее действиях" http://liturgica.narod.ru/bibliot/rotov.htm
« Последнее редактирование: 09.10.2012, 11:53:45 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Да зря Вы копья ломаете с Аполлосом и тратите время,человек сей не воспринимает разумные доводы,в предыдущей теме ему всё было подробно объяснено
Владимиръ, удивляюсь я на Вас. Как же можно так беззастенчиво лгать?

В  предыдущей теме не я, а Вы получали предупреждения от модераторов за хулу на соборы.

В предыдущей теме Вы были настолько немощны, что не смогли даже привети соборный текст с анафемой двоеперстия самого по себе.

Затем не захотели признать ОЧЕВИДНОЕ, что анафемы "Предела" БМС наложены не за старый обряд, а за раскольничью деятельность и что эти анафемы не сняты.

В этой теме Вы увидели комментарий главного инициатора снятия анафем митр. Никодима Ротова и поняли мою правоту, что Вы проиграли и по пункту 1.1 и по всем остальным путктам. И решили ретироваться. Что же, хоть в этом поступке Вы благоразумны.

« Последнее редактирование: 09.10.2012, 12:05:38 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

axjonov

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 150
Apollos, если не поняли: Староверы не повинны в ереси, в которой их обвинили. Вопрос по ереси давно закрыт, представители РПЦ объснили почему возникли ошибки - прежде всего из-за поспешности, речь идет о расколе, который не является ересью.
Е́ресь (др.-греч. αἵρεσις — «выбор, направление, мнение») — сознательное отклонение от догматов веры, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Не следует смешивать с расколом. Так вот, исходя из фактов - собора в часности, как раз "разномыслие" было характерно для Никона, а не для тех, кого он обвинил по надуманным поводам в ереси.
В более общей форме - ересь - не верное, поверхностное мнение - то что характерно Вам.
Цитировать
Многие "современные православные" в Бога не верят. Следовательно, РПЦ проповедует атеизм?
- РПЦ состоит из конкретных людей, некоторым из которых свойственено заблуждаться, ну а кто то просто психически болен. Это нисколько не умоляет Церковь, но об этом нужно помнить, когда по непонятным мне причинам предметом рассмотрения становятся откровенно не умные темы. Нам следует умом воздерживаться от проявлений нетерпимости и злобы - тем более, когда речь идет о христианах.
Записан

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Apollos, если не поняли: Староверы не повинны в ереси, в которой их обвинили.

Соборные тексты говорят, что "староверов" вообще не обвиняли в ереси. Их обвиняли в том, что совершая двоеперстие они творити сие неприятное Церкви, потому что двоеперстие употребляют несториане, армены-монофизиты и др. проклятые еретики.

Второе обвинение староверов - в неприятии и хулении новых обрядов, которые они творили не по коснению в ереси, а от совершеннаго своего неведения (т.е.от невежества)

Цитировать
Вопрос по ереси давно закрыт, представители РПЦ объснили почему возникли ошибки
Ошибки?  :o В Деянии 1971 г. я не нашел ни слова про ошибки.

Цитировать
Так вот, исходя из фактов - собора в часности, как раз "разномыслие" было характерно для Никона, а не для тех, кого он обвинил по надуманным поводам в ереси.
1. Мне об этом ничего не известно.
2. Мы не исповедуем непогрешимость отдельных иерархов, мы исповедуем непогрешимость Вселенских и Всеправославных соборов. Патриарх Никон мог ошибаться и ошибся. Соборы 1656 и 1666-67 гг. не погрешали, что я показал в зачале темы.

Цитировать
В более общей форме - ересь - не верное, поверхностное мнение
То что Вы продолжаете упрямо игнорировать каноническое определение ереси из 1-го правила Василия Великого, лучше ваших слов показывает ваше отношения к Церкви и ее Святым Канонам.

 
Цитировать
РПЦ состоит из конкретных людей, некоторым из которых свойственено заблуждаться, ну а кто то просто психически болен.
Однако вера Церкви определяется не на основании исповедания психически-больных ее членов, а наосновании того, чему Церковь УЧИТ .

Основные источники вероучения РПЦ - это Священное Предание и Священное Предание, сформированное еще до старообрядческого раскола. Никон не изменял слова Символа Веры и не вводил учение о том, что на кресте были распяты Отец и Дух Святой. Слова "распятого же за ны" как относилось к Сыну, так и относится только к Сыну.

После раскола был соборно утвержден только один вероучительный документ - Пространный Катехизис http://azbyka.ru/dictionary/10/drozdov_katehizis_1g_01_all.shtml . Катехизис так же не содержит приписываемого вами учения.

Цитировать
Нам следует умом воздерживаться от проявлений нетерпимости и злобы - тем более, когда речь идет о христианах.
Аминь.

« Последнее редактирование: 09.10.2012, 12:46:07 от Apollos »
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).

Pavel Vasiliev

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 469
  • Вероисповедание:
    Православный
Опять начали старую песню о якобы "достоверности" писем Аввакума
На Керженский соборе 1710 года старообрядцы не отрицали авторство Аввакума и фактически признали его -

Онуфрий с прочими иноки и бельцы те письма отложил, за несогласие их Божественным писаниям, якоже они о святей единосущней Троице, и о воплощении Сына Божия, о сошествии его во ад, и прочих Божественных таинствах, не согласующихся с старопечатными книгами, и отдать те Аввакумовы письма ему же Сергию и ныне у нас после Онуфрия во всем ските тех писем нет и по них не мудрствуем, и не выправливаем.

http://ancient-orthodoxy.narod.ru/doc/1710_k.htm

То что спорные письма Аввакуму не принадлежат - это ваша личная самоубежденность, противоречащая фактам.
Записан
Испытывайте самих себя, в вере ли вы (2Кор.13:5)

Вымыслы человеческие ненавижу, а Закон Твой люблю (Пс. 118:113).
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 14  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.367 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика