Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Каноничность изображения на богослужебных просфорах  (Прочитано 1475 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Димитрий СПб

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Доброго всем здравия!
Хотелось бы услышать мнения по весьма важному вопросу, по этому вопросу нигде не нашёл мнения православных людей:
 КАНОНИЧНОСТЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ НА ПРОСФОРЫХ.
Мы знаем, что в Православии замена квасной просфоры на пресную(опреснок) считается чудовищной подменой, чуть ли не ересью. И это правильно.
Однако, смею предположить, что заменяя символическое изображение Спасителя на просфоре на любое другое изображение(Божией Матери, Св. Николая Чудотворца или др. святых, что ныне часто встречается) творитм гораздо большее искажение смысла Проскомидии, как части  православного Богослужения.
Если бы просфоры с изображением Божией Матери(малые) раздавались верующим в «невынутом» виде(просто булочка с изображением, на святой воде, не побывавшая на Жертвеннике), как сувенир, как память о паломничестве или празднике, то это было бы нормально(Казалось бы?)…. Предполагаю, что такой обычай с изображением святых на просфорах так и появился – как чисто сувенирная булочка. Однако об этом в какой-то момент забыли, приравняв такую неканоническую просфору к канонической. А разве можно было такое делать?
Давайте вспомним, что происходит на Проскомидии.
1.   Из агничной просфоры извлекается Агнец
2.   Из оставшихся больших богослужебных просфор изымаются частицы, символизирующие реального человека(святого) или группу людей(например, о упокоении, здравии православныхт христиан).
3.   Вынимаются частица(ы) из малых просфор по запискам прихожан. Эти просфоры предназначены для прихожан, подавших записки на Проскомидию, они их могут впоследствии употребить внутрь(съесть) как святыню.
4.   Все указанные действия происходят на Жертвеннике.
5.   Вынутые частицы, в отличие от Агнца, не пресуществляются в Тело Господне. В конце Евхаристического Канона они погружаются в Чашу на Алтаре со словами священника: «Отмый, Господи грехи поминавшихся зде кровью Твоею святою, молитвами святых Твоих». При этом все частицы  символизируют собой души людей, за которых они были вынуты на Жертвеннике. Омываясь в Чаше Кровью Христовой, эти частицы, а вместе с тем и души людей, за которых были вынуты частицы, как мы верим, невидимо освящаются Его благодатью.
Большая богослужебная(не Агничная) просфора по сути не отличается от малой. Только большая исполняет торжественную роль – из неё вынимаются самые главные частицы на Проскомидии. Малая же после изъятия частицы предназначена для раздачи прихожанам.
В Проскомидии всё символично и нет ничего случайного.
Большая Агничная просфора  - единственная, предназначенная на Жертву в данной Проскомидии и затем Евхаристии. Но и остальные большие и малые просфоры одновременно  СИМВОЛИЗИРУЮТ собою Христа-Непорочного Агнца, закалаемого за грехи наша.
Почему?
Как мы помним, просфоры состоят из двух частей – верхняя – с печатью «Иисус Христос – НИКА» - символизирует Божественную сущность Христа, нижняя – телесную, человеческую сущность.
Христос есть глава Церкви небесной и земной и одновременно есть Тело Церкви. Он включает в Себя, объединяет всех нас, членов Его Церкви, , живых и усопших. Поэтому и большая и малая просфоры символизируют и Христа и Церковь Христову.
Поэтому, когда во время Проскомидии извлекаются из просфоры частицы, символизирующие человека или несколько человек, а затем на Евхаристии эти частицы опускаются в Кровь Христову и омываются ею, то это является цепью символических священнодействий, где одно вытекает из другого.
Прободение копием просфоры символизирует прободение Господа Иисуса Христа на Голгофе. Из Пречистого бока Христа-Церкви, т.е. как бы из всего сонма членов Церкви (их СИМВОЛИЗИРУЮТ большая/малая просфора) на время извлекается частица/символически душа/души тех за кого мы просим в записках. В конце Евхаристического Канона они погружаются в Чашу на Алтаре со словами священника: «Отмый, Господи грехи поминавшихся зде кровью Твоею святою, молитвами святых Твоих». При этом души, омываясь в Чаше Кровью Христовой, невидимо освящаются Его благодатью.
А теперь вернёмся к просфорам с изображением Божией Матери и святых. Конечно же ясно, что такая просфора не символизирует собой Спасителя, но Божию Матерь/святых.
Полагается прободать на Проскомидии просфору символизирующую Спасителя – да, это символ жертвы за грехи наша. А можно ли священнику прободать копием символ Божией Матери/святых?  Нет, ни Божия Матерь ни святые не смогли бы принести себя в жертву за грехи всего человечества. Только Христос-Спаситель!
Полагается ли вкушать просфору символизирующую собою Христа Спасителя? Да, ведь это он сам нам завещал вкушать Своё пречистое Тело. А можно скушать Божию Матерь или святого? Подумайте сами.
Ну вот примерно такие  мысли. Давно тревожит эта проблема. Прошу меня раскритиковать не жалеючи, но только по делу.
Записан

Филадельф

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 5 756
Прошу меня раскритиковать не жалеючи, но только по делу.
Вы что хотите найти - мнение православных или каноничность?
Канонами эти вопросы не нормировались - это вопрос традиции.
Записан

Димитрий СПб

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Вы что хотите найти - мнение православных или каноничность?
Канонами эти вопросы не нормировались - это вопрос традиции.
Да, Вы конечно правы в том, что канонов об изображении на просфорах не имеется.
Однако ещё раз возвращаюсь к сказанному: по моему мнению, если на просфоре изображается Божия Матерь или кто-нибудь из святых, то проскомидия на такой просфоре теряет свой символический смысл.(Агнец закалается за наши грехи). Можно ли действие с просфорой не символизирующей Спасителя назвать проскомидией?
Записан

брат Олег

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12
  • Вероисповедание:
    Православие
Из Богородичной просфоры вынимается только одна, частица - "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы...", вынутая треугольной формы частица полагается на Дискос с правой стороны Агнца, вблизи его середины, при словах: "Предста Царица одесную Тебе, в ризе позлащенны одеяны, преукрашенна".
Положение частицы в честь и память Богородицы справа от Агничной просфоры символизирует десное от Бога седение Ее, на что и указывают слова "предста Царица одесную Тебе".
Записан
“Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей.”(1Ин. 2:15).

Димитрий СПб

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
Из Богородичной просфоры вынимается только одна, частица - "В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы...", вынутая треугольной формы частица полагается на Дискос с правой стороны Агнца, вблизи его середины, при словах: "Предста Царица одесную Тебе, в ризе позлащенны одеяны, преукрашенна".
Положение частицы в честь и память Богородицы справа от Агничной просфоры символизирует десное от Бога седение Ее, на что и указывают слова "предста Царица одесную Тебе".
Да, уважаемый брат Олег, всё правильно. Вы здесь описали часть проскомидии. Здесь Богородичная просфора, из которой вынимается одна частица - как по Вашему, должна иметь печать IC XC NIKA или печать в виде изображения Божией Матери?
Ведь просфора символически изображает Агнца, за грехи мира закланного и священник символически прободает копием сего символического Агнца. Если же просфора имеет печать Божией Матери(рельефное изображение Божией Матери сверху), то это уже не Агнец и не проскомидия, а не понятно что...
Во многих церквях такое сегодня происходит.
Записан

Димитрий СПб

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4
АУ!!!
ЕСТЬ ЛИ НА ЭТОМ ФОРУМЕ КВАЛИФИЦИРОВАННОЕ СВЯЩЕНСТВО, ЧТОБЫ РАЗРЕШИТЬ СЕЙ ВАЖНЫЙ ВОПРОС?
Записан
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.117 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика