Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Парадигмы в истории Церкви  (Прочитано 1619 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Тут Рябухин потребовал определения «парадигмы» и я подумал, что это может быть  «долгоиграющая» тема, как раз для данного раздела.
Парадигма – это макромодель совокупности убеждений и ценностей, характерных для данной эпохи (общества),  что применимо и к  истории Церкви.  Есть известная фраза: «Церковь всегда одна и та же, но не та же самая». В каждую эпоху доминирует определяющая структура христианского взгляда на действительность. Например, наше отличие от первохристианской Церкви: развитый культ, иерархия, богословская рефлексия, идеологизированная ментальность и т.д.  Все эти особенности и формируют парадигмы, которые в истории Церкви плавно сменяют друг друга.

Новая парадигма постепенно вызревает в недрах старой модели, находящейся, как правило, в  теологическом кризисе, но торжествует внезапно, под влиянием нецерковных (политических и др. событий).  Например, Реформация подспудно началась со спора об индульгенциях, а вылилась в целую религиозную войну.
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Re: Парадигмы в истории Церкви
Ответ #1 : 13.10.2016, 10:49:24
Изначальная парадигма:  иудео-христианская (30-е – 60-е гг). Её характерные особенности: совмещение иудейского и христианского богослужения. Формирование синоптической традиции на иврите (1-е Евангелие на греческом – от Луки: ок. 60 г).

Следующая парадигма – эллинистическая (70-е – 300-е гг). Разрыв с иудейством (после разрушения Иерусалима),  осознание христианства греко-римской ментальностью (что порождает гностицизм), перевод синоптиков на греческий.  Иоаннов корпус, эпоха гонений и т.д.

Государственный период принято отсчитывать с Миланского эдикта 313 г. (очень условно).

На Востоке в этот период сложилась т.н. Византийская парадигма с развитым императорским культом, утончённым греческим богословием и характерными восточными ересями (арианство, несторианство, монофизитство).

На Западе после 476 г. складывается средневековая Римско-Католическая парадигма, главную черту которого составляют институт Папства, августинизм, ранняя схоластика, борьба за инвеституру и т.д. Главные ереси: пелагианство и гуситское движение.

Это уже – переход к реформационной парадигме, которая ок. 1517 г. выливается в мощное протестантское движение (попытка возврата к первохристианству, через отрицание католич. Предания, sola fide, sola Scriptura и т.д.) и ответную реакцию т.н. контрреформации.

Потом ещё был модерн  т.н. Нового времени и т.д.  А в России Византийская парадигма была искусственно законсервирована в борьбе против отечественных реформаторов-«обновленцев», и благополучно дожила до сего дня.
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

ОЛЕГВК

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 797
Re: Парадигмы в истории Церкви
Ответ #2 : 13.12.2016, 18:21:22
Парадигма это понятие научного дискурса, вряд ли это понятие подходит для теологических дисциплин, каковой является история Церкви.
Записан

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Re: Парадигмы в истории Церкви
Ответ #3 : 14.12.2016, 00:56:52
вряд ли это понятие подходит для теологических дисциплин, каковой является история Церкви.
А по-Вашему история Церкви является всецело "теологической" дисциплиной (типа теологии Нового Завета), оторванной от конкретных исторических реалий?
Как бы Вы определили церковно-исторический факт в контексте современной культуры?
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Андрей Алекс.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 597
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Парадигмы в истории Церкви
Ответ #4 : 14.12.2016, 16:46:37

Например, Реформация подспудно началась со спора об индульгенциях, а вылилась в целую религиозную войну.

Не думаю что все так просто. Парадигма это "пример, взятый из истории и приведенный для сравнения". Есть процесс зарождения протестантизма в недрах католицизма.  Католицизм требовал искренней веры, но был при этом полностью дискредитирован  в глазах общества. Искренняя вера оказалась оружием протестантов.  Есть ещё такой случай в истории? Если есть то налицо историческая парадигма.
Записан

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Re: Парадигмы в истории Церкви
Ответ #5 : 17.12.2016, 16:59:11
Парадигма это "пример, взятый из истории и приведенный для сравнения".
Тут, скорее, уместно слово "прецедент". А "парадигма" это, всё-таки - система представлений, характерная для определённого этапа развития Науки, культуры, общества (в т.ч. - и Церкви).

В Вашем примере Реформация (попытка возвращения к искренности первоначального христианства через реформу Церкви) - это прецедент для русского "обновленчества". Хотя векторы этих процессов различны: Реформация реставрационна по духу, обновленчество - ориентировано модернистки. А парадигмой является сама эпоха первоначального христианства, или загнившее к XVI веку католичество, или обюрократившаяся к ХХ веку Русская Православная Церковь.
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Андрей Алекс.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 597
  • Вероисповедание:
    Православный
Re: Парадигмы в истории Церкви
Ответ #6 : 17.12.2016, 17:35:51
Тут, скорее, уместно слово "прецедент". А "парадигма" это, всё-таки - система представлений, характерная для определённого этапа развития Науки, культуры, общества (в т.ч. - и Церкви).

В Вашем примере Реформация (попытка возвращения к искренности первоначального христианства через реформу Церкви) - это прецедент для русского "обновленчества". Хотя векторы этих процессов различны: Реформация реставрационна по духу, обновленчество - ориентировано модернистки. А парадигмой является сама эпоха первоначального христианства, или загнившее к XVI веку католичество, или обюрократившаяся к ХХ веку Русская Православная Церковь.

Прецедент это какой то единичный случай или событие, имевшее место в прошлом и служащее примером или основанием для аналогичных действий в настоящем. Например, референдум в Косово стал прецедентом для референдума в Крыму. Сербы не признают самоопределения Косово, а украинцы самоопрделения Крыма. Но оба события состоялись. И пути назад уже нет.

Между событиями в Косово и в Крыму историческая парадигма выглядит любопытной параболой.  В Косово коренное население было вытеснено приезжими албанцами. А в Крыму, наоборот, русские освоившие Крым раньше сумели не допустить его захвата украинцами. Хотя те делали всё в данном направлении.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.075 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика