Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 [9] 10  Все   Вниз

Автор Тема: Урарту (Арарат), Ной (Нох), или связь армян и вайнахов в древней истории  (Прочитано 14498 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Спаси Бог, Иса!

Полностью с тобой согласен!

Приятного апетита!
Спасибо  :)
Записан
Спасибо за внимание

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 854
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Спасибо  :)

   Кстати, имя святого Сукяса, которое стало распространенным в Армении, возникает из аланского племени ясов. Даже в Венгрии есть город Ясберень, названный по имени племени, которое поселилось там еще задолго до миграции мадьярских племен.

Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
   Кстати, имя святого Сукяса, которое стало распространенным в Армении, возникает из аланского племени ясов. Даже в Венгрии есть город Ясберень, названный по имени племени, которое поселилось там еще задолго до миграции мадьярских племен.
Пытаюсь докопаться до смысла имени- пока тщетно,  кроме части  "яс"
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
О кодексе "Къонахалла" ( переводное)

 
Нравственная культура рождается в глубине тысячелетий, расцветает вместе с этносом, создавшим ее, и умирает только вместе с ним. Гибнут могу­щественные империи, исчезают бесследно цветущие города, разрушаются не­приступные каменные крепости, превращаются в прах металлические орудия.
И только нравственная культура народа живет в веках, пока жив хотя бы один человек, несущий ее в своей крови или помнящий о ней. Ее невозможно уничтожить силой оружия, ее нельзя запретить волевым решением. Она живет в сердце народа, она хрупка и бессмертна, как его душа.
В истории каждого народа в силу различных причин бывают периоды, когда он забывает о нравственном величии своих предков, утрачивает духов­ный опыт, накопленный тысячелетиями. Это очень опасное время в жизни лю­бой нации, любого государства. Духовная амнезия, нравственное безразличие для народа гораздо опаснее кровавых войн, стихийных бедствий и эпидемий, экономических депрессий. «Сон разума рождает чудовищ», сон совести -душевную апатию и нравственный нигилизм, отсутствие национального досто­инства порождает духовное рабство. А все это разрушает этнос, лишает его исторической перспективы, обрекая его на медленное вымирание на задворках истории.
Но нет на земле народа, который бы не хранил в самых глубинных угол­ках своей памяти нравственный опыт предков. Нет народа, который не имел бы богатой культурной и духовной истории, который не имел бы возможности в самых сложных исторических обстоятельствах ухватиться за спасительную нить древней нравственной культуры, способной вывести его из тьмы смутного времени.
Для чеченцев подобной спасительной нитью является древний этический кодекс «Къонахалла», в котором отразился духовный и культурный опыт на­рода, социальные, политические, экономические особенности его историчес­кого существования.
Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился задолго до принятия чеченцами Ислама. Корни его уходят в далекую древность, в глубь веков. Несомненно, в аланскую эпоху он уже существовал. На его характер оказали заметное влияние драматические события времен нашествия на Кавказ монго­лов и Тимура, когда война стала для нахов-аланов обычным состоянием. О его древности говорят многочисленные параллели культа къонаха - достойного человека, народного героя с древнейшими слоями нартского эпоса1.
В окончательном виде кодекс «Къонахалла» сформировался в Позднем Средневековье, в период войны вольных общин с феодалами, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена сво­бода, в том числе свобода личности.
В позднейшее время духовный аспект этого кодекса испытал определенное влияние Ислама в его суфийском варианте, согласно которому главным смыслом человеческого существования является путь духовного совершенствования.
В основе кодекса - культ «къонаха», «достойного мужа», главным смыслом жизни и деятельности которого является служение народу, обществу, Отчизне. Буквально понятие «къонах» переводится как «сын народа» и является неслучай­ным и исторически обусловленным. Согласно историческим и фольклорным пре­даниям, орден «Къонахий» был одним из наиболее влиятельных воинских объеди­нений, который играл важную роль в политической жизни страны нахов. В этот воинский союз входили только воины из древних и благородных фамилий, по­святившие свою жизнь служению народу и Отечеству. Поведение къонаха, образ его жизни, его отношения с людьми жестко регламентировались. Малейшее от­клонение от норм кодекса лишало его этого высокого звания. Поэтому уже в то время понятие «къонах» стало синонимом чести, мужества, благородства.
Но и после того, как этот воинский союз прекратил существование, къонахами чеченцы по-прежнему называли людей, которые соединяли в себе высо­кие личные моральные качества с беззаветным служением своему народу и Отечеству.
Древний кодекс воинов «Къонахалла» трансформировался в этический кодекс, нравственной основой которого стала идея «совершенного человека», «благородного мужа».
При этом в поздней его версии сохранилась древняя основа, регламенти­ровавшая поведение къонаха на войне, его отношение к врагу, оружию, смерти. Она в определенной мере перекликается с европейским рыцарским кодексом и «Бусидо» японских самураев.
Поздние наслоения в кодексе «Къонахалла» связаны с влиянием мировых религиозно-этических систем, главным образом суфизма. Кроме того, можно говорить об определенных параллелях культа «достойного человека - къонаха» с конфуцианством, древней этической системой, в которой стройно и ясно сформулирована идея совершенного человека.
« Последнее редактирование: 12.01.2017, 22:34:50 от Иса Абу Али »
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Согласно учению, созданному в VIвеке до н.э. китайским философом Конфуцием (Кун-цзы). носителем всех этических добродетелей является «цзюн-цзы» - благородный муж. для которого характерны два взаимовытекающих качества; принадлежность к аристократии и человеческое совершенство. Стать «цзюн-цзы» очень трудно, так как аристократическое происхождение человека еще не является гарантией его человеческого совершенства.
Цзюн-цзы - идеальная личность, благородный муж, стремящийся познать правильный (нравственный) путь, быть человеколюбивым и следовать ритуалу, быть искренним в словах и честным в деяниях, справедливым в отношениях к людям и строгим к себе. Он беспрекословно подчиняется небесной воле и всегда стремится к справедливости и исполнению долга. «Он прежде видит в слове дело, а после - сказанному следует»2.
Благородный муж придерживается «незыблемой середины3 во всем: и в поведении, и в одежде, и в отношениях к людям. Конфуций сказал: «Если в человеке естественность превосходит воспитанность, он подобен деревенщине. Если же воспитанность превосходит естественность, то он подобен ученому-книжнику. После того как воспитанность и естественность в человеке уравно­весят друг друга, он становится благородным мужем»4.

Основной этический закон для цзюн-цзы - это «жэнь» - гуманность (чело­вечность, человеколюбие), глубокая и многозначная нравственная категория, определяющая сущность человеческих взаимоотношений.

«Знатность и богатство - это то, к чему люди стремятся; если они нажиты нечестно, благородный муж от них отказывается. Бедность и униженность -это то. что людям ненавистно. Если они незаслуженны, благородный муж ими не гнушается. Как может благородный муж добиться имени, если он отвергнет человечность?»5.
«Жэнь» - это взаимность и равенство в человеческих отношениях. Взаим­ность, справедливость во взаимоотношениях людей определяется нравствен­ным принципом, который был впервые сформулирован Конфуцием и назван в европейской этике «золотым правилом нравственности». Когда ученик спросил его, можно ли всю жизнь руководствоваться одним словом, Конфуций ответил: «Это слово - взаимность. Не делай другим того, чего не желаешь себе»6.

В существующем мире люди не могут быть равными ни по природе, ни по социальному статусу. Но сделать людей равными во взаимоотношениях может гармония ритуала - «ли», а придать им человечность - сыновняя почти­тельность - «сяо». Цзюн-цзы для Конфуция - возвышенный идеал, достичь которого данонемногим. Когда у него спросили, считает ли он себя благородным мужем, Конфуций ответил: «'В учености я, может быть, не уступлю другим, но в том, чтоб лично стать на деле благородным мужем, я не достиг еще успеха»7.

Конфуцианская этика и кодекс «Къонахалла» имеют множество парал­лелей, особенно в трактовке личных качеств «благородного мужа - достойного человека». Къонах, так же как и цзюн-цзы Конфуция, «честен и правдив», почтителен к старшим и родителям, обходителен с людьми, избегает клеветы и тех людей, от которых она исходит, судит только самого себя, стремится к справедливости в человеческих отношениях, милосерден, прежде всего, к бедным и слабым, не боится смерти, но избегает безрассудства. Цзюн-цзы. так же как и кьонах, «ко всему подходит в соответствии с долгом,... в словах скромен, в поступках правдив»8.

Но принципиальное отличие конфуцианской этики от кодекса «Къонахал­ла» в ее сословном характере. Она выстраивает иерархию нравственных ценно­стей в соответствии с моделью социально-иерархического устройства китай­ского общества того времени. Небо - высшая сила и нравственный идеал. Государство построено в соответствии с небесным установлением: роль и место человека в социальной структуре предопределено. Мудрость в управлении госу­дарством состоит в человечности и «исправлении имен», то есть отведении каждому подобающего места в социуме и ритуале. Строгое следование риту­алу есть основа социальной гармонии и мира в государстве. Но ритуал без «жэнь» — человечности не имеет нравственного смысла. «Целеустремленный человек и человеколюбивый человек идут та смерть, если человеколюбию на­носится ущерб, они жертвуют своей жизнью, но не отказываются от человеко­любия»9.

Благородным мужем, цзюн-цзы, может стать только аристократ по происхождению. Простой человек никогда не сможет приблизиться к этому идеалу, если даже он достигнет определенного нравственного совершенства.
В отличие от конфуцианства, кодекс «Къонахалла» является демократи­ческой этической системой. Он не знает сословных ограничений, дискрими­нации по имущественному цензу или генеалогии.
Къонахом может стать каждый, если достигнет определенного нравствен­ного идеала и посвятит свою жизнь служению своему народу и Отечеству.
Кроме того, важным отличием чеченского къонаха от цзюн-цзы Кон­фуция является возведенное в абсолют понятие чести и личного достоинства у первого.
В этом отношении кодекс «Къонахалла» в определенной мере переклика­ется со средневековым европейским рыцарским кодексом.

Рыцарство зарождается в ХI-ХII веках как обособленная социальная  группа со своей системой нравственных ценностей и поведенческими нормами.
Рыцарский кодекс в канонизированном виде появляется в Позднем Средневековье как реакция на растущую социальную и политическую роль мещан­ства10.

Нормы рыцарской этики предъявляют завышенные, очень жесткие требо­вания к личности и поведению рыцаря, так же как и чеченский этический кодекс к къонаху. Это не только делает социальную группу закрытой, но и возвышает ее и в нравственном, и в военном отношении над другими сословиями.
Ритуал посвящения в рыцари распространяется в начале XIIвека. Посвя­щение в рыцари означает магическое повышение, избранность, вступление в привилегированное сословие и вместе с тем - возложение обязанностей, осознание своей этической миссии служения Богу и королю, аристократической фамилии, покровительства слабым11 .

Рыцарский идеал не был неизменным. Если в Раннем Средневековье это грубый воин с анархическими наклонностями, то чуть позднее он превраща­ется в рыцаря-защитника, главными чертами которого становятся милосердие и христианская забота о слабых и обиженных. Следующей ступенью эволюции рыцарского идеала является кодекс благородных манер и идеология любви. возвышающая рыцаря не за воинские победы и героизм, а за его внутренние достоинства12.

Рыцарь - прежде всего вооруженный всадник, обладающий недюжинной физической силой и прекрасно владеющий оружием. Он имеет хорошее происхождение, отличается внешней привлекательностью и внутренней гармонией. Рыцарь постоянно стремится к славе, поэтому отвага является его важ­нейшей чертой. Он горд, но не тщеславен. Для того, чтобы его не сочли трусом, он готов пожертвовать не только своей жизнью, но и жизнью своих соратников.
Славу рыцарю приносит не столько победа над врагом, сколько его пове­дение на войне. Рыцаря, как и къонаха, отличает уважение к врагу и желание победить его в равном, открытом бою. Для него неприемлемо использовать слабость противника или убить безоружного врага.
Рыцарь должен быть великодушным. Великодушие как бы подразумевает все лучшие рыцарские качества (власть, отвагу, честь, щедрость), а также просвещенность13. Великодушие рыцаря на войне проявляется прежде всего по отношению к побежденному врагу. Для него важно не только сохранить последнему жизнь, но и пощадить его личное достоинство, оказать уважение как достойному противнику. В этом отношении нормы рыцарской этики полностью тождественны кодексу къонаха.
Рыцаря отличала щедрость, широта натуры и даже расточительность, так.  как он являлся представителем высшего сословия и был ориентирован на его ценности. Война и доходы, связанные с землевладением, а также плата за службу были основными источниками благосостояния рыцаря. Торговля и крестьян­ский труд считались занятиями, для него недостойными.

Кроме того, для рыцаря характерна «верность своим обязательствам по отношению к равным себе»14, благодарность за сделанное ему добро, верность товарищескому долгу, забота о сиротах и вдовах павших соратников, поддержка обедневших членов своего сословия.
В отношениях с людьми рыцарь должен быть открыт и правдив, он не скрывает своей ненависти или приязни к ним, не склонен к похвале или лести, но и никого не осуждает.
Рыцарь не подлежит физическому наказанию, предстает перед судом чес­ти и несет главным образом моральную ответственность.15.
Так же как и для къонаха, личная честь для рыцаря является высшей ценностью, поэтому он предпочитает смерть унижению.

В своих действиях, как и къонах. он исходит из соображений долга и чес­ти. Но именно в трактовке этих понятий сущность принципиального отличия рыцарской этики от кодекса къонаха.
Долг рыцаря - это сословная норма, определяемая его взаимоотношениями с сюзереном, которая, по сути дела, является формой принуждения. Он обязан разделить любую участь сюзерена и. если потребуется, отречься от моральных обязательств перед другими людьми, не прислушиваться к здравому смыслу, не принимать во внимание собственных привязанностей16. К тому же этот долг щедро оплачивался сюзереном, в противном случае рыцарь мог перейти на служ­бу к другому.

Долг къонаха - это внутреннее осознание своей священной миссии служе­ния народу и Отечеству, акт доброй воли. Для къонаха важно не только следо­вание своему долгу, но и нравственное соответствие своей высокой миссии. Иначе она будет несостоятельной.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
2. Конфуций Уроки мудрости// Лунь юй. - М., 1999. -С. 23.
3. Там же. С. 46.
4. Конфуций Древнекитайская философия ■' Лунь юй. -М., 1972. -Т. 1. гл. 2. С. 4.
5. Конфуций Уроки мудрости .   Лунь юй. - М., 1999. -С. 31.
6. Древнекитайская философия: В 2-х тт.-М.. 1972-1973.-Т. 1.. С. 167.
7. Конфуций Уроки мудрости- Лунь юй. -М., 19У9. -С. 61.
8. Древнекитайская философия: В 2-х тт. -М. 1972-1973. - Т. 1.. С. 164.
9. Там же. С. 167.

10. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. -М.. 1987. - С. 73.
11. Этика./ Под общей редакцией А. А. Гусейнова, Е. Л. Дубко. - М. 2006. -С. 248.
12.  Этика.   Под общей редакцией А. А. Гусейнова. Е. Л. Дубко. - М.. 2006.-С. 256.
13. Там же. С. 254.
Записан
Спасибо за внимание

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 854
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Пытаюсь докопаться до смысла имени- пока тщетно,  кроме части  "яс"

 “sugda - “чистый”, “святой”, ос. sugdoeg, из sukta, suxta прош. прич. от suc - “жечь”, собств. “очищенный огнем”.168

http://zhaina.com/history/page,5,125-vajjnakhi-i-alany.html

Здесь же есть очень много древне арийских слов, которые имеют одинаковые корни в армянском языке.

Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

равшандин

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 152
  • Вероисповедание:
    islam
оканчание фамилий -ЕВ, -ОВ когда принято? (Байсангур БеноЕВ, Атабай АтаЕВ и др.)Или русские историки придали, прибавили это в своих записиях?
« Последнее редактирование: 22.02.2017, 01:54:46 от равшандин »
Записан

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
оканчание фамилий -ЕВ, -ОВ когда принято? (Байсангур БеноЕВ, Атабай АтаЕВ и др.)Или русские историки придали, прибавили это в своих записиях?
Официально , где-то в году 1944. А так да, русские историки  придали.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Собрал некоторые этические правила, своего рода кодекс,  которые сформировывают къонаха, т.е.  идеального  человека согласно  вайнахским  традициям.

1.Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт других, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знание можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.

2.Къонах должен быть скромным в религиозных ритуалах. Он никогда не подчеркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры формой. Для къонаха внутренняя сущность веры всегда важнее внешнего проявления, так как первое угодно Всевышнему, а последнее – людям.

3. Къонах готов достойно встретить любые испытания, которые ему пошлет судьба. Но он помнит, что Всевышний всегда оставляет ему выбор между Добром и Злом и готов ответить за свой выбор перед Богом и людьми. Къонах кийча ву Делан кхелаца т1ех1иттина муьлха а халонаш лан. Цунна хаьа, Дала диканиг а, вониг а дан, цу

4.Надежда на Всевышнего не покидает къонаха никогда. Она помогает ему и в неравной битве, и в любых сложных обстоятельствах. В ней – источник его внутренней силы и терпения.

5.Къонах терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни. Насилие приводит к лицемерию, а оно несовместимо с истинной верой.

6.Средства достижения цели для къонаха не менее важны, чем сама цель. А поскольку цель у него может быть только благородной, то и средства ее достижения должны быть нравственными. Къонахчун 1алашонаш а, цаьрца доьзна г1уллакхаш а ц1ена хила деза.

7.  Къонах никогда не посягает на личное достоинство и честь других людей. При этом он должен быть снисходительным к их слабостям и ошибкам, по возможности избегая ненужных ссор и столкновений с помощью шутки.

8.Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту, но и выслушать чужое мнение, согласиться с ним, если оно истинно. Признать правоту, уступить в споре или ссоре является не слабостью, а проявлением благородства. Но должна быть мера. Как уступчивости, так и настойчивости.

9.Сделанное ему добро къонах возмещает многократно, ведь благодарность является черой благородного человека. Сам же он не ждет благодарности за содеянное добро.

10.Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. Тень грусти на лице и мрачное молчание неуместны на пиру так же, как смех и многословие во время тризны. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие. Сингаттам а, хазахетар а хилча, къонах хийцавала ца веза

11.Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость. Он должен делить с ними не только кров и хлеб, но и радость, и горе.

12.В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть ровным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи.

13.  Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего, окружающие. Но даже субъективность этой оценки не дает ему повода восхвалять самого себя.

14.Честь и достоинство женщины для къонаха неприкосновенны. Къонах никогда не позволит в своем присутствии обидеть женщину. Зударий сий а, церан оьздангалла а ларъеш хила веза къонах

15.Жизнь женщины для къонаха неприкосновенна вдвойне. Къонах ни при каких обстоятельствах не поднимет на нее оружия, даже в виде угрозы.

16.Къонах никогда не причинит боли и страдания детям. Нет такой цели, во имя которой къонах мог бы пожертвовать их жизнью и здоровьем. Скорее он пожертвует своей жизнью трижды, чем допустит насилие в отношении детей.

17.Закон гостеприимтсва для къонаха священен. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречен на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление.

18.В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать ее обычаи и традиции, и следовать им в той мере, в какой это не задевает его национального достоинства и конфессиональных убеждений. В этом выражается его благодарность за воздух и хлеб этой страны.

19.Благородство къонаха проявляется в культуре его поведения. Никакие обстоятельства не могут заставить къонаха нарушить этикет.

20.Дружба для къонаха священна. Ради дружбы къонах готов на любые жертвы. Настоящего друга он любит как брата, уважает как отца и почитает как дорогого гостя. Защищая своего друга, къонах не щадит своей жизни. Он в равной степени познается и в дружбе, и во вражде.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
21. Разум управляет поступками и чувствами къонаха, а сердце помогает ему избежать крайностей. Основа отношения къонаха к миру – человечность. Все, что находится за ее пределами недостойно къонаха.

22. Сущность человечности – в мудрости, гуманном отношении к миру и людям, милосердии и сострадании. Гуманность и милосердие къонаха проявляется не только в сострадании к людям, а в их защите и помощи. Къонах должен быть милосердным прежде всего к слабым и беззащитным

23.Справедливость – истинная мера в отношениях скъонаха с людьми. Он всегда справедлив к другим так же, как и к себе. В своих действиях по отношению к людям къонах исходит из принципа взаимности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе».

24.Благородство къонаха проявляется не только в справедливости, но и в почтительности, уважении к людям, независимо от их возраста и социального статуса. В общении с людьми къонах предельно вежлив, сдержан и скромен.

25.Главным богатством къонаха является его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь обретается вновь лишь через достойную смерть

26.Духовная чистота – это зеркало, в котором отражается внутренняя сущность къонаха и его деяния. Без нее не может быть подлинной человечности и сострадания.

27.Истинное мужество проявляется в терпении и умении управлять собой и ситуацией. Безумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни своей, ни чужой жизни. Выдержка къонаха - это мужество знающего, осознанный шаг навстречу смерти

28.Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. Сущность мира къонах познает умом сердцем, а сущность веры – сердцем и душой. Къонах должен всю свою жизнь стремиться к глубокому постижению сущности веры и сущности мира

29.Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу и Отечеству. Интересы народа и Отечества для него всегда превыше личных интересов.

30.Къонах присягает и служит только Отечеству. Ради Отечества он готов пожертвовать жизнью, но никогда, ни при каких обстоятельствах къонах не поступается личным достоинством и честью.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
 положение усугубляется еще и тем, что война застала чеченское общество на переходном этапе от традиционного уклада к гражданскому обществу. Этот переход сопровождался трансформацией общественных структур и институтов, ломкой привычного жизненного уклада, девальвацией традиционных нравственных ценностей, что привело не только к коренным изменениям в менталитете и общественном сознании, но и к определенной нравственной деградации общества.

Война, с одной стороны, ускорила процесс разложения традиционного общества, с другой - стала непреодолимым препятствием для становления граж­данского общества. Чеченское общество оказалось полностью деструктурированным и маргинальным, когда ни традиции, ни государственные или общест­венные институты не оказались способными повлиять на его состояние и органи­зацию. Утратив интерес к традиционным ценностям, чеченцы в большинстве своем не обратились к ценностям открытого, гражданского общества. Обраще­ние к религии у многих людей носило характер профанации. Вследствие этого нравственный кризис осложнился религиозным расколом.
Кровопролитные военные действия и гибель большого количества людей, прежде всего мирного населения, способствовали девальвации универсальных этических ценностей и углублению нравственного кризиса. Хотя, в общем, эти же процессы, но вызванные сильнейшим шоком вследствие смены государственной идеологии и социально-экономического уклада, были свойственны и всему российскому обществу. Но именно в Чечне по вполне объективным при­чинам они приняли крайние формы.
Чеченское общество сегодня ищет выход из нравственного тупика. И обращение к духовному и нравственному наследию наших предков будет способ­ствовать успешному завершению этого поиска, будет способствовать духовному и нравственному возрождению чеченского народа. Частью этого великого насле­дия является этический кодекс «Къонахалла».

Кодекс «Къонахалла» не охватывает всего многообразия чеченской этики, которая является сложной и многоступенчатой системой. Но он является ее вершиной, ее нравственной квинтэссенцией.

В основе кодекса - долг перед Отчизной, перед народом, принимаемый на себя Къонахом добровольно. В этом отношении понимание долга - «декхар» къонахом полностью соответствует трактовке Иммануила КантаКанта, который называет долгом необходимость действия из уважения к нравственному зако­ну. Къонах следует своему долгу перед народом. Отчизной, исходя из внутрен­него осознания этого долга. Он не ждет за это награды ни в этом мире, ни в потустороннем. Его поступки определяются не страхом перед воздаянием или небесной карой, а его доброй волей. Для къонаха следование долгу – высокая священная миссия, которая требует от него огромных нравственных усилий. Мессианство, по мнению Я. Чеснова, заложено в самой структуре личности, в центре которой находится къонах. Этими чертами и своей ролью в обществе къонах приближается к положению Спасителя.

Известный чеченский этнолог Саид-Магомед Хасиев в ценностной шкале чеченцев выделил три уровня категорий: 1 - «радующие глаз», «видимые», т.е. бросающиеся в глаза: адамалла — человечность, ц1ано — духовная чистота, юьхъ -лицо, г1иллакх — этикет; 2 - «радующие сердце», т.е. менее демонстра­тивные: къинхетам - милосердие, нийсо ~ справедливость, иэхь (бехк, иэс) -стыд, оьздангалла - благородство: 3 - «невидимые», «корни»: ларам - почтительность, бакъо — правдивость, сий — честь, собар — выдержка, терпение. Именно «невидимые» ценности ученый считает базовыми для ценностной шкалы и присущими прежде всего къонаху.

Основополагающей категорией ценностной системы чеченской этики и кодекса «Къонахалла» является «адамалла ~ человечность, гуманность». Она не просто занимает первое место в структуре ценностной шкалы, а является ее вершиной и фундаментом одновременно. Она трансцендентна для чеченской этической системы, пронизывает ее от основания до вершины, определяет качество и характер других нравственных ценностей.
«Адамалла» в чеченской этической системе определяется не только категориями гуманности (милосердие, сострадание, сопереживание, великодушие), но и мудростью. В чеченской этике отношение к разуму как критерию морали неоднозначное. Чеченцы не доверяют разуму, если он не сопряжен с сердцем, с интуицией. Поэтому в ценностной шкале разум не выделяется в качестве от­дельной категории, в отличие, к примеру, от адыгской этики, в которой Б.Х. Бгажноков отмечает пять постоянных принципов: человечность, почтительность, разум, мужество, честь. Мудрость, представляющая собой гармонию разума и сердца, является не только основой человечности, но и критерием нравствен­ности вообще.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Не менее важным критерием человечности является великодушие, преж­де всего великодушие к побежденному врагу. Эта нравственная ценность была настолько важной для чеченцев, находившихся в состоянии перма­нентных оборонительных войн, что сохранилась легенда, посвященная ей. Она была записана С.-М. Хасиевым в конце 60-х годов XXвека в одном из горных районов Чечни. Согласно легенде «Души благородных воинов Бог обратил в белых лебедей. Поэтому они спокойны и величественны. А души воинов, давших на войне волю чувству гнева и озлобления, не соблюдавших меру дозволенного по отношению к врагу, прокляты и помещены Создателемпод корни самых высоких гор. Но им было обещано, что наступит время, когда они будут освобождены. И если погубленные ими души простят их, то жестокие воины будут прощены Богом и обращены в белых лебедей. А вна­чале Всевышний превратил души жестоких воинов в журавлей. Поэтому стаи журавлей, улетая каждой весной на север, громко плачут и просят прошения у погубленных ими душ. Лебеди же проделывают весь этот путь добровольно, из-за сострадания к своим согрешившим собратьям, и молятся за них в стране теней».
Жестокость по отношению к побежденному или раненному врагу, по отношению к слабому или беззащитному считается категорически неприемлемой не только в кодексе «Къонахалла», но и в чеченской этике вообще.

В поэме А.С. Пушкина «Тазит» главный герой - молодой адыгский князь, воспитанный чеченцем, вступает в конфликт с отцом, отказываясь на­пасть на безоружного купца, убить раненного кровника, схватить беглого раба. Многие исследователи творчества поэта считают, что эти поступки Тазит со­вершает под влиянием христианской морали. На самом же деле герой действо­вал, исходя из принципов чеченского этического кодекса. Не зря старик гово­рит, обращаясь к его отцу, адыгскому князю:
«Прошло тому тринадцать лет,
Как ты в аул чужой пришел.
Вручил мне слабого младенца,
Чтоб воспитаньем из него
Я сделал храброго чеченца...»
Поэтому Тазит во всех случаях поступает как къонах, проявляя милосер­дие к слабым и беззащитным.

Великий русский поэт был лично знаком с Бей-Булатом Таймиевым, знаменитым чеченским военачальником, мудрым политиком, блестящим дипломатом, настоящим къонахом. А.С. Пушкин писал о нем в «Путешествии в Арзрум»: «Славный Бей-Булат, гроза Кавказа... Приезд его в Арзрум меня очень обрадо­вал: он был уже мне порукой в безопасном переезде через горы и Кабарду.». Конечно же, поэт имел представление о кодексе «Къонахалла» и это отразилось в образе и поступках главного героя поэмы.
Основой категории «адамалла - человечность» является гуманность, человеколюбие, милосердие, сострадание, но сострадание в активной форме. Ведь къонах - это прежде всего защитник слабых и беззащитных, их последняя на­дежда на справедливость в этом несправедливом мире.

Понятие человечности включает в себя также бережное, трепетное отноше­ние к природе, ко всему, что окружает къонаха. Он ощущает себя частью этого огромного мира, в котором все равны перед Вечностью, будь то человек, муравей или дерево. Къонах не может осознанно причинить вред живому существу илирастению. Поэтому он очень бережно пользуется благами природы, придержи­ваясь принципа умеренной необходимости.
Следующей по значимости категорией в кодексе къонаха является нийсо -справедливость», ею определяются взаимоотношения къонаха с людьми. Некоторыми учеными она трактуется как «равенство», но это связано с тем, что сами носители языка в слове нийсо - справедливост» улавливают оттенок равенства.

Справедливость, так же как и человечность - одно из важнейших качеств къонаха, так как она выводит его отношение к миру на высокий социальный и духовный, можно сказать, мессианский уровень. Справедливость, как и свобода, была одной из самых востребованных этических ценностей в чеченском обществе во все времена. Если свобода — абсолютна , то справедливость — ограниче­ние ее на уровне общества. Ее отсутствие в социальных отношениях приводило к кровопролитным внутренним конфликтам, к гражданским войнам. При этом первостепенными в их возникновении были не экономические причины, а нрав­ственные диспропорции в человеческих взаимоотношениях. Тем более справед­ливостью должен был обладать человек, священной миссией которого было служение Отечеству.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
«Ц1ано - духовная чистота» - одно из важнейших качеств къонаха, так как без него он не может быть по-настоящему человечным и справедливым. Чистота помыслов и устремлений, внутренняя отстраненность от надежды на вознаграж­дение в земной и небесной жизни - основные составляющие высокой миссии къонаха. С этой категорией связано отношение къонаха к религии. Религиозная культура къонаха определяется прежде всего - влиянием суфизма, так как чечен­цы исповедуют Ислам в его суфийской форме. Отсюда предпочтение внутренней сути религии ее внешней форме, скромность в отправлении религиозных риту­алов, осмысление веры как личной, интимной сферы человека, высокая степень религиозной толерантности. Для къонаха характерно трепетное отношение к человеческой жизни как высшей ценности, уважение личного достоинства чело­века, независимо от его социального статуса, национальной и конфессиональной принадлежности. Именно поэтому эталоном нравственности для него является сам человек, получивший от Всевышнего возможность свободного морального выбора между Добром и Злом, человек, «способный к совершенствованию на пути самопознания и обретения своего истинного «я».

С «ц1ано - духовной чистотой» непосредственно связаны такие этические категории как «оьздангалла - благородство» и г1иллакх - этикет». Оьздангалла
- благородство» является универсальной нравственной категорией. Она сопряжена также с человечностью и справедливостью. Оьздангалла является призна­ком хорошего происхождения, высокой внутренней культуры и духовности, придает человечности возвышенность, чистоту и утонченность. Этикет является внешним выражением благородства. У чеченцев этикет был не просто набором утонченных манер, а одухотворенным ритуалом, системой социальных знаков, благодаря которой социальная структура оставалась стабильной. Так же как ри­туал - «ли» у Конфуция, этикет способствовал гармонизации человеческих взаимоотношений внутри общества. Поэтому къонах ни при каких обсто­ятельствах не мог нарушить этикет.

Основополагающими этическими категориями кодекса къонаха также являются «ларам — почтительность, уважение» и «сий - честь». «Ларам» — это почтительное отношение къонаха к миру, к людям, к человеческой лич­ности. Оно не зависит от внешних обстоятельств, а присуще ему изначально, существует постольку, поскольку существует сам къонах. «Сий - честь» - это, с одной стороны, внутреннее осознание человеком собственного достоинства, с другой - отношение к этому достоинству общества и отдельных людей. Честь- единственное достояние, которым къонах дорожит больше жизни. Возможно, это связано с тем. что «честь своей последней основой имеет убеждение в неизменности нравственного характера, в силу которой единственный дурной поступок ручается за такой же моральный характер всех последующих, вслед­ствие чего утраченную честь никогда нельзя восстановить».

Адам Смит в «Теории нравственных чувств» писал; «Стремящиеся к успе­ху весьма часто оставляют дорогу добродетели, чтобы достигнуть положения, вызывающего их зависть, ибо путь, ведущий к богатству, и путь, ведущий к добродетели, часто бывают противоположны друг другу. Но честолюбивый человек постоянно тешит себя мыслью, что по достижении блестящего положения у него будут тысячи средств заслужить уважение людей, и что тогда своими поступками он загладит и заставит забыть низкие средства, употребленные им для достижения цели...
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Напрасно щедростью, расточительностью, а также государственными де­лами силится он отвлечь внимание людей от своих прошлых поступков...
Среди великолепной пышности и безграничного могущества, среди пре­зренной лести вельмож и ученых, среди менее корыстных, но более громких восклицаний толпы, среди самых славных завоеваний и громких побед честолюби­вый человек преследуется внутренним голосом стыда и угрызениями совести. И в то время как в глазах прочих людей он окружен славой, в своем собственном мнении он опозорен преступлением и охвачен сопровождающим его ужасом»

.
Трепетное отношение къонаха к чести и личному достоинству связано не с индивидуализмом и эгоцентризмом, а с нравственной высотой его общественной миссии, которая состоится лишь в том случае, если и цель, и средства, и личность будут соответствовать ее абсолюту.

«Собар - выдержка, терпение» - это особая категория в ценностной сис­теме кодекса. Ее значимость подчеркивается чеченской пословицей: «Къонах собарца вевза - къонах познается по выдержке». «Собар» обладает целым рядом значений, пересекающихся друг с другом. В духовном аспекте - это жерт­венность, восхождение на Голгофу ради блага людей.

Кроме того, это - самообладание, выдержка, терпение, мужество. «Къонахчун майралла - собар. - Мужество къонаха - выдержка» - гласит чеченская поговорка. «Собар» - это фундамент, на котором держится ценностная система кодекса «Къонахалла»;.
Человечность, справедливость, духовная чистота, благородство, почтительность, честь, выдержка - основные категории, составляющие ценностную систему кодекса «Къонахалла». Как система нравственных ценностей она идеальна так же, как и универсальна. Народ, создавший такую систему, не может не иметь в нравственном отношении великого будущего.

Чеченский этический кодекс «Къонахалла» является уникальным памят­ником нравственной мысли человечества. И, несомненно, он сыграет истори­ческую роль в духовном и нравственном возрождении чеченского народа.

Ссылки:
Шопенгауэр А. Избранные произведения. – М., 1992. - С. 235.
41. Смит А. Теория нравственных чувств. - М.. 1997. -С. 81.
42.  Некоторые исследователи чеченской этики смешивают с чсстью категорию «яхь» - соперничество в добрых делах и мужественных поступках. Но это качество более свойственно для «к1анта - доброго молодца», героя чеченских эпических песен-илли, чем для къонаха. К1ант обладает всеми качествами эпического героя: физической силой, мужеством, миролюбием, справедливостью, но нравственная цель его поступков более приземленная, чем миссия къона­ха. Поступки к1анта более ориентированы на публичное одобрение и похвалу. Къонаху «яхь» как этическая ценность не противопоказана, но она ее должна бросаться в глаза. По отно­шению к близким людям, друзьям она совершенно неуместна, По всей видимости, первона­чально она была уместна только по отношению к врагу, который вызывал к себе уважение.
35 Чеснов Я. Этнокультурный потенциал чеченской нации // Северный Кавказ; этнополитические и этнокультурные процессы в XXвеке. - М.., 1996. - С. 44.
37 Чеснов Я. Этнокультурный потенциал чеченской нация // Северный Кавказ: ... - С. 47. Чеченцы считают къонахом человека любой национальности или вероисповедания, если он соответствует этому званию своими личными качествами и поступками.
 39. Степанян М.Л. Философские аспекты суфизма. -М, 1987. -С 50.


Пушкин А.С. Собрание сочинений в одном томе. -М.,1984. -С. 201.

30. Чеснов . Я Женщина и этика жизни в менталитете чеченцев //Этнографическое обозрение. -М., 1994.-№5.-С. 42.
31. Черта, характерная для суфизма как религиозно-философской доктрины.
32 Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. - Нальчик. 1999. - С. 16-20.
Записан
Спасибо за внимание

Абу-Амина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 473
  • Вероисповедание:
    Ислам
Ассаламу алейкум, брат Иса! Тема, конечно, очень интересна, но помоему вы повторяете ошибки которы бытуют в инете на эту тему! Кстати могу посоветовать "Лингвофорум", где вы сможете многое перечерпнуть в плане языка и форум "Родство", где узнаете о происхождении своего народа по крови!  Жаль, у меня мало времени, иначе бы много интересного можно было бы рассказать!
« Последнее редактирование: 04.04.2017, 11:56:23 от Абу-Амина »
Записан
"Всевышний Аллах говорит: "Не приблизились ко Мне Мои рабы, не выполнив того, что Я возложил на них, и не перестает раб приближаться ко Мне, выполняя Сунну, до тех пор, пока Я не возлюблю его. Когда же Я возлюблю его, то Я стану его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он смотрит, его язы

Абу-Амина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 473
  • Вероисповедание:
    Ислам
Там же прочитал, что есть мнение что албанский алфавит вначале был создан  Месропом  для гаргареев . Это явно современные галгаи ( самоназвание ингушей)
Совсем не явно)  извиняюсь, что вот так прямо! Просто, с точки зрения лингвистики, если не ошибаюсь, общевайнахский язык распался на чеченский и ингушский  относительно недавно! А в плане гениалогии - это и вовсе один народ, если можно так выразиться!
« Последнее редактирование: 04.04.2017, 12:10:22 от Абу-Амина »
Записан
"Всевышний Аллах говорит: "Не приблизились ко Мне Мои рабы, не выполнив того, что Я возложил на них, и не перестает раб приближаться ко Мне, выполняя Сунну, до тех пор, пока Я не возлюблю его. Когда же Я возлюблю его, то Я стану его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он смотрит, его язы

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Ва алайкум аль салам, спасибо за ссылки.  Много интересного,  сразу не воспринять.  Потихоньку
Записан
Спасибо за внимание

Абу-Амина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 473
  • Вероисповедание:
    Ислам
Ва алайкум аль салам, спасибо за ссылки.  Много интересного,  сразу не воспринять.  Потихоньку
Да, действительно, материал очень объемный и неменее интересный!  С этим согласен! )
Записан
"Всевышний Аллах говорит: "Не приблизились ко Мне Мои рабы, не выполнив того, что Я возложил на них, и не перестает раб приближаться ко Мне, выполняя Сунну, до тех пор, пока Я не возлюблю его. Когда же Я возлюблю его, то Я стану его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он смотрит, его язы

Абу-Амина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 473
  • Вероисповедание:
    Ислам
Грузины и черкесы-Это уже другой антропологический тип. Похожи грузины из Северной Грузии.

Осетины  могут оспорить,  но я склоняюсь к мнению, что изначально они были нахским народом,  но иранизированным впоследствии. В их языке замечен пласт древней нахской лексики. И это не поздние заимствования.
Их самоназвание, вернее страны -Ирыстон.  Нахи называют их "хирий ".осетины и ингуши  спорят  за привилегию называться аланами- загадочным канувшим в Лету  народом. Осетины назвали свою республику Алания. Ингуши же построили новую столицу  своей республики и назвали ее Магас -древняя  столица древней Алании.  А по настоящему древний Магас  находился в нашем селе :))
Вот я и думаю, что спорить не о чем, аланы  были оседлым нахским  народом, а не иранцами, как скины и сарматы.
Основная гаплогруппа осетин G  (у грузин и у абхазо-адыгов тоже) тогда как у нахо-дагестанцев J, то есть, грубо говоря по папе ни разу не родственники (ну может небольшой процет только)!То есть, осетины скорее всего иранизированные адыги (кабардинцы и тд) ну, или грузины!
« Последнее редактирование: 05.04.2017, 11:05:58 от Абу-Амина »
Записан
"Всевышний Аллах говорит: "Не приблизились ко Мне Мои рабы, не выполнив того, что Я возложил на них, и не перестает раб приближаться ко Мне, выполняя Сунну, до тех пор, пока Я не возлюблю его. Когда же Я возлюблю его, то Я стану его слухом, которым он слышит, его зрением, которым он смотрит, его язы
Страниц: 1 ... 4 5 6 7 8 [9] 10  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.309 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика