Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6 7 8 ... 10  Все   Вниз

Автор Тема: Урарту (Арарат), Ной (Нох), или связь армян и вайнахов в древней истории  (Прочитано 16149 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Да, Иса! А холодные родники? Это какое-то чудо!
А возле такого родника я столкнулся с волком морда к морде, когда в котелок  воду набирал для чая.:)))
Записан
Спасибо за внимание

Василий Вл.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    Крещён в РПЦ
  • Эволюционист, демократ, в Бога верую, Родину люблю
А возле такого родника я столкнулся с волком морда к морде, когда в котелок  воду набирал для чая.:)))
   Надеюсь "животное не пострадало"? :D
     
Записан

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
   Надеюсь "животное не пострадало"? :D
   
Данет,  обошлось без мордобития.
Я провалился одной ногой в холодную воду родника - соскользнула  со склизкого  камня, пока чертыхался,  оглядываясь,  за какую ветку ухватиться, чтобы вылезти,  оборачиваюсь  и ...морда волка прям у носа. Но я еще не понял,  что это волк.  Глаза горят в звездной ночи. Я такой  то ли обратно в воду сунуться,  то ли котелком  заехать по морде.  Ни туда, ни сюда. Сижу на корточках. 
А зверюга  просто обнюхал  и молча  скрылся.
Записан
Спасибо за внимание

Ольга С.Н.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32 358
  • Вероисповедание:
    Православная
В Крыму у родника я лет 45 назад встречала невероятно огромную жабу и невероятно маленького ужика. Очень боялась, что жаба ужика съест, но пока мы с родителями стояли там лагерем, оба были на месте.
Записан
...для тех, кто идет снизу, идеал рыцарства — детоводитель к идеалу мученичества.

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
В Крыму у родника я лет 45 назад встречала невероятно огромную жабу и невероятно маленького ужика. Очень боялась, что жаба ужика съест, но пока мы с родителями стояли там лагерем, оба были на месте.
мутанты, чели?  :)
Записан
Спасибо за внимание

Ольга С.Н.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32 358
  • Вероисповедание:
    Православная
мутанты, чели?  :)

Ужик - просто детеныш, а вот жаба была колоссальная.
Записан
...для тех, кто идет снизу, идеал рыцарства — детоводитель к идеалу мученичества.

Василий Вл.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    Крещён в РПЦ
  • Эволюционист, демократ, в Бога верую, Родину люблю
Ужик - просто детеныш, а вот жаба была колоссальная.
   А жаба просто очень старая была (видать там "экология хорошая"), жабы они действительно - если долго живут, то дорастают до весьма внушительных размеров.
     
Записан

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 960
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
А возле такого родника я столкнулся с волком морда к морде, когда в котелок  воду набирал для чая.:)))

Надо же!

А я медвежонка видел! Но пришлось быстро ретироваться, потому что где-то по близости должна была быть и мать.
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 960
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
   А жаба просто очень старая была (видать там "экология хорошая"), жабы они действительно - если долго живут, то дорастают до весьма внушительных размеров.
   

Все рептилии растут до конца жизни. До потопа, когда продолжительность жизни была раз в 10 дольше, рептилии достигали гигантских размеров. Мы о них знаем, как о динозаврах.
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Надо же!

А я медвежонка видел! Но пришлось быстро ретироваться, потому что где-то по близости должна была быть и мать.
А я и с папой  их столкнулся. Только оба случая у нас были,  в Карабахе без приключений обошлось.
Записан
Спасибо за внимание

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Спасибо, Иса! Материал - замечательный и очень интересный.
Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д.
Согласно моим источникам, нахские языки (чеченский. ингушский и др.) вместе с хурритским восходят к северо-кавказскому, который в III тысячелетии до н.э. разветвился на абхазо-адыгейскую группу, нахско-дагестанскую и абхазо-адыгейскую.
Эта языковая семья родственна тибетским и даже китайским языкам (вместе с ними входит Сино-кавказскую пра-семью). Эта пра-семья ещё в мезолите XII - X тыс. до н.э. отделилась от Ностратической пра-семьи (к которой принадлежат и армянский. и хетто-лувийский).
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:
1) Ностратический
2) Афразийский
3) Синокавказский
Мне кажется (с учётом глотто-хронологии), что даты должны быть, всё-таки уменьшены почти в 3 раза. Ведь 30-е тысячелетие до н.э. - это ещё ледниковый период Вюрм III, когда кроманьонцы оттесняли последние стада неандертальцев к Гиблартару. Конечно, у них был какой-то язык (благодаря чему и победили), но - очень примитивный. А миграция ветвей началась уже после начала таяния ледника.
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Собственно, именно таяние ледника и было первым поистине "всемирным" потопом. Поэтому армянская версия заслуживает внимания:
слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется - Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).

Разумеется, с точки зрения науки "всемирность" Потопа это его всечеловечность: Он присутствует в преданиях всех народов (от шумеров до древних китайцев). Следовательно, он случился тогда, когда всё человечество было сосредоточено на своей прародине.

Такой "всечеловеческий" Потоп мог быть связан с таянием ледников в эпоху мезолита (ок. 12 000 лет до н.э.). Но Потоп, описанный в шумерских табличках и в Библии, достаточно точно датируется 2750 г. до н.э. (следы его обнаружил Леонард Вулли во время своих раскопок).
Вероятнее всего, что было несколько грандиозных потопов (ок. 12000 лет до н.э, ок. 7300 лет до н.э, ок. 2750 лет до н.э.), предания о которых наложились друг на друга (явление т.н. контоминации) и легли в основу библейского повествования.

Разумеется, Библия сосредоточена не на дате, а на смысле Потопа: он был наказанием за грех нечестия. И кроме того мы видим здесь взаимосвязь между грехами людей и "испорченностью" природы.

Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Первый этап - это эпоха VII - IV тыс. до н.э., когда мигранты поклонялись богине Аи -Айа - Эя - Э. Причиной миграции пра-пра-вайнахов, поклоняющихся богине Луны Айа, шумеров и др. - являлась их укорененная приверженность матриархату... вайнахи переселились на Кавказ, баски пошли на запад в Европу, а шумеры спустились вниз по течению Тигра и Евфрата.
Думаю, так всё и было. Добавлю, что верховный шумерский бог Эйа родственен верховному божеству сиро-палестинского пантеона Элу (что засвидетельствовано угаритскими документами). Именно его служителем был библейский Мельхиседек, а потом так называли своего Бога Авраам (между 1900-1800 гг. до н.э.) и Иаков (между 1750-1650 гг). Левантийские народы (к которым относятся и арабы) именовали Эла(хима) Илахом (впоследствии - Алахом), но это было лунное божество, не тождественное Аллаху (ал-илах), Которого проповедовали ханифы и пророк Мухаммад. Т.е. исторически здесь речь идёт об одном и том же Божестве.
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
"Возраст черепков что-то около 600 лет. Являются элементами национального орнамента, которые отображают лунные фазы...
Ага - вот опять луна!
Цитировать
Изделие датировалось, примерно, четыре тысячи пятисотым годом до нашей эры! Мы, конечно, полагали, что их возраст может быть и тысячу лет и полторы, но, чтобы он составлял 6,5 тысяч лет, такое нам и во сне не снилось.

Да, это поразительно! V тысячелетие - это как раз переход к бронзе, что дало резкий пассионарный скачок.

P.S. К сожалению, поздно уже (а завтра - в храм), поэтому закончу в другой раз (когда проклятый бизнес позволит).
« Последнее редактирование: 04.12.2016, 04:04:33 от Viktor 325 »
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Думаю, так всё и было. Добавлю, что верховный шумерский бог Эйа родственен верховному божеству сиро-палестинского пантеона Элу (что засвидетельствовано угаритскими документами). Именно его служителем был библейский Мельхиседек, а потом так называли своего Бога Авраам (между 1900-1800 гг. до н.э.) и Иаков (между 1750-1650 гг). Левантийские народы (к которым относятся и арабы) именовали Эла(хима) Илахом (впоследствии - Алахом), но это было лунное божество, не тождественное Аллаху (ал-илах), Которого проповедовали ханифы и пророк Мухаммад. Т.е. исторически здесь речь идёт об одном и том же Божестве.
Да. Чеченцы  и ингуши до сих пор Бога называют  Дела  (Дала), что разбивается на два слова "Да" ("Де ") - " Отец ", "Эла " -"господин ", "Отец- Господь ".
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Сохранилось  мало сведений об языческой религии древних нахов.  Но что удивительно,  последний языческий  жрец практически  дожил до наших  дней  и его вживую  видели и вживую  общались еще живущие современники.  В связи с этим хотел бы привести  весьма  удивительный рассказ  о нем пера  одной  ингушской журналистки -Аси  Базоркиной.

Ингуши ислам приняли всего около двух столетий назад. До этого они молились силам природы, просили помощи у единого бога - Дяла.

Каждый народ вписывает в свою историю яркие личности. Нередко в процессе времени они обрастают легендами. Последний величественный жрец древней религии ингушей – Элмарз-Хаджи Хаутиев – легендами обрасти не успел, так как еще живы люди, соприкасавшиеся с ним и они повествуют о нем как о личности и простой, и сложной, и земной, и загадочно-космической.

Родился он в ауле Шоан, что у входа в райски живописное Шоанское ущелье. Справедливо считалось, что жрец должен быть внешне красивым, с отменным здоровьем, так как он служит посредником между Богом и людьми. Таким и был Элмарз: красивый, высокий плотный мужчина с незаурядным умом. Он тщательно следил за своим внешним видом и здоровьем. Часто повторял: сладкое укрепляет кость, - и ел мед; жирное дает силу, - и умеренно лакомился копченым (сам коптил) курдюком годовалого нехолощенного барана, обмакивая его в цу (толокно), или ел баранину, сваренную в молоке. Из напитков считал лучшим студеную родниковую воду. Курил любимую трубку, набитую табаком, подаренным соседями-хевсурами.

В те времена ингуши и хевсуры враждовали. Угоняли друг у друга скот, устраивали западни. Элмарз же с хевсурами дружил, часто ходил в Хевсуретию – примирял враждующих, вершил жреческие обряды. Он имел авторитет и огромное влияние среди ингушей, и среди хевсуров. В трудные минуты и те и другие обращались к нему за помощью и советом. Наделенный глубоким, проницательным умом, он часто предрекал исход затеваемых ингушами мероприятий. Сохранилась история Гопорхоевых. Несмотря на предупреждение Элмарза, богатый и надменный Байали Гопорхоев отогнал пастись свою отару овец на хевсурские земли. Жрец предсказал ему, что хевсуры устроят им засаду. Но Байали не придал значения его словам и послал туда своего сына Магомеда и Ибрагима, сына Биги. И, как и предсказывал Элмарз, хевсуры убили их из засады и, что хуже, не отдали их тела. Пришлось Элмарзу послать к ним своего сына Берда с ультиматумом: или хевсуры отдадут тела убитых или у них сожгут три села. Авторитет ингушского жреца оказался непререкаемым и так бывало неоднократно.

В конце концов, Элмарзу удалось наладить длительный мир между ингушами и хевсурами. Он поставил своих братьев Йоржорга и Албаста охранять дорогу, идущую из Хевсуретии по Шоанскому ущелью на плоскость. Теперь хевсуры могли безбоязненно и беспрепятственно провозить по ней свой скарб, скотину и пр. За это хевсуры точно в срок платили ежегодную дань: по одной корове в каждую семью Шоана (а их было 17) и одному барану для Элмарза. Нарушать это соглашение Элмарз не позволял ни хевсурам, ни своим родственникам.

Его любили. В часы застолий хевсуры пели песню, посвященную Элмарзу. В ней они желали ему долгой жизни, но при этом добавляли: «дай Дяла, чтобы у ингушей никогда второй такой Элмарз не родился».

О раннем периоде жизни Элмарза рассказов не сохранилось, и достоверно не известно, как он стал жрецом. Известно только, что жрецом мужчина мог быть только в зрелом возрасте, не ране сорока лет. Жрецом Шоанского ущелья он пробыл около 80-ти лет. Уже давно все ингуши приняли ислам, а Элмарз все продолжал соблюдать древние обряды. Он в одиночестве выносил на площадку перед храмом свой священный белый флаг на шестигранном шесте увешанном колокольчиками – земной символ верховного бога Дяла и возносил древние молитвы, или уходил в Хевсуретию, где молился вместе с хевсурами. Он исступленно повторял, что не предаст веру предков до смерти. Но в 1873 году Элмарз, ста семнадцати лет от роду, замуровал свой священный флаг в стены святилища и долго молился, прося прощения и пощады у древних богов, которым он служил 77 лет. Затем Элмарз выкинул свою любимую трубку и удалился в потайную горную пещеру. Там он пробыл сорок дней в совершенном одиночестве, ничего не ел и только пил студеную родниковую воду. Так он, подобно древним пророкам, прошел очищение. Выйдя из пещеры Элмарз объявил народу, что принимает ислам. Последний ингуш, последний величественный жрец (цув-инг.) Элмарз Шоанский оставил религию предков и стал мусульманином.

Об Элмарзе память людская живо рассказывает как о человеке необычном, щедро одаренном Всевышним. Ему было доступно провидение, неведомые нам и сегодня космические знания. Он часто повторял, что связь времен исчезла навсегда, похоронив знания древних. Ему доступна лишь крошечная пылинка на кончике иглы этих знаний. Но даже эту пылинку он не может показать людям, так как они не готовы к восприятию. И постоянно предупреждал: «Берегите горы, не покидайте их. Если у вас будут горы – будет и равнина». Недвусмысленно это звучит как «если расстанетесь с горами – со своими истоками, - исчезнете с лица земли». Элмарз предупреждал, что придет время, когда по горам будут ходить военные. От них народу будет большое горе – они будут разрушать башни. Жрец предсказал выселение ингушей в Сибирь и их возвращение, и даже срок их пребывания в изгнании. Кстати, в это выселение 1944 г., его хромого сына Берда Хаутиева, вместе с другими немощными, людьми, выселявшие горцев, расстреляли в Шоанском ущелье и сбросили в пропасть.

Много невероятного для простых людей было в Элмарзе. Так, Гетагазов Сулумбек из с. Шоан рассказал, как у его отца однажды отбились от отары и пропали 20 баранов. Он искал их по ущельям и лесам и не находил. Когда в поисках прошел день, он обратился к Элмарзе. Элмарз его успокоил, сказав, что овцы найдутся. Он взял шнур, завязал на нем двадцать узелков и предупредил: «Когда ты найдешь баранов, если не будут развязаны узелки на шнуре, развяжи их, иначе волки будут голодны». Бараны как и сказал Элмарз-Хаджи, нашлись на вершине горы Бешкорт на третью неделю, но про шнур отец забыл. Он вспомнил о нем поздно вечером, и когда вытащил шнур с удивлением увидел, что все узелки развязаны…

Элмарз-Хаджи предсказывал исход болезни, а женщинам – бесплодие или материнство (сохранились свидетели).

Эту историю рассказывает 88-летняя Наси Хаутиева – дочь Чанти. «Утром Элмарз-Хаджи увидел, как моя мать Беллмасх, нарядившись, куда-то собиралась…

- Далеко ли собралась? – спросил ее Элмарз.

- На свадьбу – ответила Беллмасх.

- Не ходила бы ты туда, а то без ребенка останешься… (У моей матери был грудной ребенок, мой брат).

Мать не послушалась и пошла с ребенком на свадьбу, а когда вернулась, ребенок внезапно заболел и умер в тот же вечер».
« Последнее редактирование: 04.12.2016, 21:07:28 от Иса Абу Али »
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Вот еще одно чудо, о котором рассказывают многие, кто помнил о последнем жреце.

«Однажды Элмарз вместе с двумя спутниками шел в хевсуровское село Шатили. Дело было осенью. Как часто бывает в горах, опустился густой туман и сразу стемнело. Каждый шаг по невидимой тропинке в скалах мог быть шагом в пропасть. Люди растерянно замерли. Тогда Элмарз взял с них клятву, что они никому при его жизни не расскажут об увиденном. Он долго стоял, отрешенно обратив взор к чему-то видимому только ему, а потом вытянул руку, от которой пошел яркий свет, озаривший все ущелье. Путники благополучно добрались до Шатили.

Не все верили в то, что Элмарза принял ислам. Хотя он вместе со всеми ингушами и соблюдал мусульманские обряды, но в языческие празднества уходил в Хевсуретию и там совершал древние языческие обряды. Видно это перепутье между двумя верами мучило его и в 1905 году он решает совершить хадж в Мекку. Средства для осуществления этой цели он собрал, продав на дорогу более ста баранов и двух быков. Перед хаджем Элмарз опять совершает свой обряд очищения. В течение двадцати пяти ночей близкие каждую ночь помогают ему становиться под ледяные струи бурной горной реки. Он сбрасывает половину своего веса. В селение Мецхал, где собирались горцы, отправляющиеся в Мекку, на коне прискакал красивый, легкий, стотридцатидевятилетний мужчина. На прекрасном любимом своем скакуне Элмарз сделал несколько кругов перед селянами. Затем, без чьей-либо помощи сошел с коня, заложил плетку за луку седла, отдал уздцы внуку Мами и велел отвести коня домой. Людям сказал, что он прощается с конем, так как больше никогда его не увидит. Присутствующие поняли его слова как предсказание его собственной смерти. Всю дорогу до дома конь Элмарзы плакал, роняя слезы. А вскоре, не дождавшись хозяина, умер.

Элмарз весь положенный путь в Мекку прошел, не утруждая никого из более молодых паломников. По дороге им встречались толпы нищих и Элмарзу потрясло совершенное безразличие к ним турков и арабов. Сам он еще на пол пути раздал бедным почти все, что имел. Месячное плавание по морю перенес спокойно, не считая морской болезни, которой мучились и другие его спутники.

В Мекке он познакомился с шейхом Мекки курейшитом Джамалейлом. Это знакомство было очень интересно и одному и другому. Позже Джамалейл присылал Элмарзе письма. Одно из них долгое время хранилось у племянника Элмарзы.

Возвращавшегося из Мекки Элмарзу приветствовали толпы людей из ингушских сел, а Хеси Льянов зарезал быка в его честь. Теперь уже никто не сомневался, что Элмарз на самом деле принял ислам. Но что происходило в душе у Элмарза, отпустили ли его древние боги, ведомого только ему. Через два года после своего возвращения из Мекки Элмарз вдруг объявляет: ему было видение, где прозвучало, что его предыдущий хадж не совсем полноценный, так как якобы при расчете за 100 баранов при прошлом хадже он получил денег на одного барана больше. И потому надо совершить второй хадж.

В 1908 году стосорокадвухлетний Элмарз совершает второе паломничество в Мекку вместе со своим родственником Андихаджи Дзауровым. В Мекке его приглашает погостить у себя шейх Джамалейл. В течении трех месяцев Элмарз и Джамалейл с интересом общаются друг с другом. Элмарз подробно изучает правила ислама. Много интересного от Элмарза узнает и Джамалейл. В Мекке Элмарза хорошо подлечили лучшие мекканские лекари. Потом по распоряжению Джамалейла его довезли до моря и посадили на корабль. На этот раз Элмарз вернулся домой умиротворенным.

Хаутиев Исрапил Эскиевич (ему около 90 лет) из села Гайрбек-Юрт рассказывал, что ему было около 5-6 лет, когда умер Элмарз. Элмарз и его отец Эски любили беседовать друг с другом и часто виделись. В последние годы Элмарз жил тяжело, неухоженный, оставленный без внимания своей жадной и злой невесткой. Наверху селения Шоан, где они жили, было местечко, которое называлось Мохде. Там был солнечный могильник, в котором покоилось 80 черепов. Чей это могильник было неизвестно, и потому жители Шоана ежемесячно делали «сагIа» (пожертвования) за похороненных нем людей. Собрался народ и на этот раз, но не было среди них Элмарза. Старейшины не сомневались – без Элмарза нельзя. Послали за ним людей во главе с Эски. Ослабленный, больной Элмарз плел из прутьев корзину под кукурузу – доа (сапетка). Его спросили, зачем он это делает. Элмарз ответил. Что не может сидеть без дела. Посланным за ним гонцам сказал, что болен, но с ними пойдет. По этому случаю он одел свою синюю абу (верхняя мусульманская одежда без пуговиц), привезенную из Мекки. На пол дороге он очень устал и сообщил людям, что в последний раз встречается с ними: через неделю он умрет. Добравшись до места назначения, жрец, как бы заклиная народ, опять повторил: «Любите горы. Сумеете сохранить их, будут у вас и они, и равнина. Люди, которые имеют землю и не проживают на ней, потомство имеют короткое».

Как и предчувствовал, через неделю Элмарз умер. В Шоане ему установили чурт (надмогильный камень). После выселения ингушей в 1944 году хевсуры сломали чурт с его могилы и приспособили под мельницу. Сбылись пророчества Элмарза: солдаты расстреливали наши башни, могильники. А они, прострелянные артиллерийскими снарядами, не падали, а ждали своих хозяев 13 лет. Не сразу нас к ним допустили. А когда допустили чурт Элмарза вытащили из реки и восстановили. Сегодня все новые и новые семьи перебираются на жительство в горы.

Завет Элмарза любить горы ингуши осознали сполна. Но многие вопросы остались без ответа: какую «пылинку» знаний унес с собой Элмарз? Какой ключ к чему потерян? Каким образом он эти знания получил, и касались ли они только его народа или всего человечества? Какая миссия была у этого стопятидесятисемилетнего старца?

Может время даст на них ответ, но уже другим людям.

Аза БАЗОРКИНА

А вот его фотография
.
« Последнее редактирование: 04.12.2016, 21:06:38 от Иса Абу Али »
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
И мне кажется  интересной поэма Алуда  Кетелаури великого грузинского  поэта,  описывающую  те события со стороны грузин. Ясна грусть поэта по поводу братоубийственных стычек  между  двумя народами. Впрочем лучше прочитать.
Примечания:  кистины- это чеченцы кистинцы,  ныне обитающие в Грузии  с южной стороны Кавказского  хребта,  граничающие  с ингушами, ( самоназвание  -галгаи). Хевсуры  -одно из грузинских племен.

1
В Шатиль ворвался верховой,
Кричит: «Беда! Кистины-воры
Чинят на пастбище разбой
И лошадей уводят в горы!»

На сходке, чтимый всем селом,
Алуда был Кетелаури —
Муж справедливый и притом
Хевсур, отважный по натуре.
Немало кистов без руки
Оставил он на поле боя.
У труса разве есть враги?
Их много только у героя.
Теперь они средь бела дня
Его похитили коня
И гонят весь табун к высотам
Через Архотский перевал,
Чтоб конь ногами потоптал
Луга, поросшие осотом.

Алуда, слыша эту речь,
Отбил кремень, проверил пули
И наточил свой верный меч —
Благословенный свой франгули,
Чтобы клинок не оплошал,
Эфес попробовал ладонью. ..
И вот — рассвет. И сокол скал
Летит за кистами в погоню.

Встречая солнечный восход,
Индейка горная поет,
Собаки дремлют возле стада.
В горах приметив след копыт,
Алуда по следам летит.
А вот и те, которых надо!
Галгайцу-вору одному
Плохая выдалась минута:
Послав заряд вослед ему,
С коня свалил его Алуда.

Скатился книзу головой
Злодей, застигнутый зарядом,
Но не сробел кистин второй
И за ружье схватился рядом.
И грянул гром средь тишины,
И сорвалась плита в ущелье,
И на Алуду с вышины
Осколки пули полетели.

«Не ранен ты, неверный пес?» —
Галгаец закричал сердито.
«Промазал ты, неверный пес, —
Гуданский- Крест — моя защита».
И снова пламя пронеслось —
В кистина выпалил Алуда.
«Что, получил, неверный пес?»
— «Ой, не бреши, я цел покуда!»
— «Ты цел? А шапку ты забыл?

Эге, Муцал, не зазнавайся,
Ведь я насквозь ее пробил!
Спалило волосы, признайся!»
— «Высок, бедняга, твой прицел,
Ты череп пулей не задел!»
И грянуло ружье Муцала,
И у хевсура на боку,
На радость меткому стрелку,
Пороховницу разорвало.

«Ужель ты цел, неверный пес?» —
Опять кричит Муцал сердито.
«Как видишь — цел, неверный пес,
Гуданский Крест — моя защита.
Гуданский Крест — заступник мой,

Он укрепил мою десницу.
Не думай, что окончен бой,
Коль ты пробил пороховницу.
Теперь, уж коль на то пошло,
Не должен я в долгу остаться!»
И пуля просвистела зло
И раздробила грудь галгайца.

«Ну, каково, неверный пес?» —
Вскричал Алуда, торжествуя.
«Пробил ты грудь, неверный пес,
Теперь недолго проживу я.

О горе! Середь бела дня
Досталась жизнь моя Алуде.
Убил он брата и меня,—
И это ль божье правосудье!»

Но не желает умирать
Муцал, и струйку черной крови
Травой пытается зажать,
Держа оружье наготове.

Собрав всё мужество свое,
Стреляет он врагу навстречу,
И снова промах, и ружье
Бросает он с такою речью:
«Владей же им, неверный пес,
Ему не место у другого!»
Едва он это произнес,
Как на устах застыло слово.

Но чудо! — мрачен и понур,
Не смотрит на ружье хевсур
И слезы медленные точит,
И хоть добыча дорога,
Неустрашимого врага
Обезоружить он не хочет.
Ружье с насечкой дорогой
Кладет, на труп, залитый кровью,
Влагает в руку меч стальной,
Кинжал приладив к изголовью.
Заветам древним вопреки,
Не рубит правой он руки;
Грехом не хочет оскверниться.

И шепчет трупу он: «Муцал,
Ты как герой в сраженьи пал,
Была крепка твоя десница!
Пускай она истлеет в прах,
Покоясь на могучем теле,
Чтобы не радовался враг,
Прибив ее в своем ущелье.
Хорошую ты мать имел,
Коль от нее таким родился!
Кистина буркой он одел,
Покрыл щитом и удалился.



2



Блеснуло солнце с высоты,
Исчез туман, пропали тени.
Как дэвы, горные хребты
Прижались к небу в отдаленья.
Крыла могучие открыв,
Поднялся ястреб — недруг птичий,
Вслед за орлом пронесся гриф,
За даровой спеша добычей.
Десятки туров в ледниках
Рассыпались. На их рогах
Господня милость опочила.

В овраге ворон-людоед,
Почуяв пред собой обед,
Кричит пронзительно-уныло:
«Погиб Муцал, любимец гор,
Глаза я выклюю герою!»
И крылья хищник распростер
Над неподвижной головою.

Еще в Шатиль не долетал
Луч восходящего светила, —
Природа выступами скал
Всё небо там загородила.
Алуда едет сам не свой,
Спешит домой над горной кручен
Лицо его покрыто мглой,
Из сердца медленно плывущей.
К седлу прицеплена, висит
Десница младшего кистина,
Меч хорасанский, знаменит,
Покрыт чеканкою старинной.

Алуда едет возле скал,
Где башня высится Имеды.
Зимой грохочет здесь обвал,
Чиня бесчисленные беды;
Здесь летом пули в стену бьют,
Потоки гор бегут к жилищу
И гриф, безжалостен и лют,
Парит, высматривая пищу.

Но нерушима в сердце гор
Имеды башня вековая,
И вражьи руки до сих пор
Висят на ней, под солнцем тая.
Напрасно беспощадный змей
Подножье башни подгрызает,
Сегодня ливень бьет по ней,
А завтра солнце засияет.

Что ж делать? В схватках боевых
Немало юношей лихих
Здесь распростилось с головами.
Не раз ардотский злобный вал
Потоки крови принимал
И клокотал под берегами.

Кому вражда всего милей,
Кто сеет бедствия повсюду,
Тот должен в хижине своей
Людскую кровь собрать в запруду.
Пусть он ее из кубка пьет,
И в хлебе ест, и, словно в храме,
Хвалу святыне воздает,
Крестясь кровавыми руками.
И пусть он, радостный жених,
Гостей на свадьбу приглашает,
Пускай за стол сажает их
И в луже крови ублажает.
И пусть постель постелет в ней,
И пусть возляжет в пей с женою,
И народит себе детей,
И наслаждается семьею.
И пусть он мертвым ляжет тут
В свою кровавую гробницу. ..
Коль ты убил — тебя убьют,
Род не простит тебя, убийцу!

Гудит Шатиль. На кровли хат
Хевсурки высыпали роем.
Выходит с родичами брат,
Чтоб поздороваться с героем.
Узнать о новостях спешит
Народ, собравшись отовсюду.
«Хвала тебе, лихой джигит!» —
Толпа приветствует Алуду.
Вот выступает пред толпой
Старик по имени Ушиша,

И говорит ему герой,
Расспросы первые услыша:
«Я за кистинами чуть свет
Отправился через отроги
И, заприметив свежий след,
По краткой их нагнал дороге.
Их было двое. Одного
Сразил я быстро иноверца,
Муцал же, бог спаси его,
Имел железо вместо сердца.

— «Что мелешь? Место ли в раю
Неверной басурманской твари?»
— «Ушиша, доблесть я хвалю,
Ее не купишь на базаре!
Три раза бил в меня Муцал,
Три раза выстрелил в него я,
И третья пуля наповал
Сразила славного героя.
Но рану он заткнул травой
И в исступленья беспримерном,
Теряя силы, чуть живой,
Меня ругал он псом неверным.

Эх, лишь себя считаем мы
Людьми, достойными спасенья,
А басурманам, детям тьмы,
Пророчим адские мученья.
Всё, что твердим мы невпопад,
Сыны господни лучше знают.
Едва ль всю правду.говорят
Те, кто о боге вспоминают.
И понял я, что отрубить
Десницу храбрую негоже, —
Убудет слава, может быть,
Но голос сердца мне дороже».

В ответ кислее диких слив
Мгновенно сделались хевсуры
И, злобу в сердце затаив,
Сказали, пасмурны и хмуры:
«Уж лучше мертвым в землю лечь,
Чем врать тебе про эти страсти!
Ну что ж, сними, пожалуй, меч,
Брось бабам вместо ткацкой снасти.
Отдай и щит им заодно,
Чтоб подбивать основу ткани; '
И пистолет немудрено
Им превратить в веретено,

Коль ты покинул поле брани.
Ты убежал от кистов, пес!
Ты бабой стал! Убил Муцала,
А что ж десницу не привез?
Зачем тебя в погоню гнало?»
И повернулись все спиной
К Алуде, полные презренья,
И поднялись к себе домой,
И опустело всё селенье.

Стоит Алуда одинок,
Насмешкой злобною уколот.
Впервые нынче, видит бог,
Его корит и стар и молод.

За спину свой закинув щит,
В селенье Миндия въезжает.
Весь в медной сбруе, конь храпит,
Клинок насечкою сверкает.
За многолетнюю борьбу
Герой прикончил двадцать кистов,
И конь его, с луной на лбу,
Был, как олень, в бою неистов.

Встречает Миндию село,
Алуду лает словом бранным.
Нахмурил Миндия чело
И возразил односельчанам:
«Брехать из вас умеет всяк,
Чтобы напакостить герою.
Пусть так же быстро сгинет враг,
Как я вам истину открою.
Не посчитаю я за труд
Слетать на место поединка.
Недаром мне известна тут
Любая горная тропинка.

Обратно ждите вы, меня,
Едва закатятся Плеяды!» —
И тронул Миндия коня,
И вихрем прянул из ограды.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук

3

Стемнело. Плачет лоно вод,
Покрылся мраком небосвод.
Пора сиять вечерним звездам,
Пора росе упасть в траву
И мертвым душам наяву
Блуждать и плакать над погостом.

Вот дэвы из расселин скал
Выходят сумрачны и хмуры.
Поужинав чем бог послал,
Ко сну готовятся хевсуры.

«Алуда, съел бы хоть кусок», —
Алуду молят мать с сестрою.
«Не голоден я, видит бог,
Не, знаю, что стряслось со мною.
Вчера приснилось мне, что я
На тризне был, и чье-то тело
Лежало тут же, и семья
Вокруг покойника сидела.

Готовые идти в поход,
Хевсуры плакали при входе.
Я с ними был и в свой черед
Рыдал, как принято в народе.

Уж было время выступать,
Вдруг призрак мертвого Муцала
Вложил мне в пальцы рукоять
Продолговатого кинжала.
Стальной кольчугою одет,
Стоял кистин со мною рядом,
И на груди был виден след,
Моим оставленный зарядом.
Сухою заткнутый травой,
Кровоточил он и дымился,
Но как скала стоял герой,
И ни единою слезой
Взор храбреца не увлажнился.

«Алуда, — он проговорил, —
Еще живу я против воли.
Ударь кинжалом что есть сил,
Чтоб не ходил я к людям боле.
Добей меня, чтоб я ушел
Из этой жизни безотрадной,
Чтоб были люди ваших сел
Враждою сыты беспощадной».

Я сел за стол едва дыша,
Мне оправдаться было нечем.
И кто-то дал мне не спеша
Похлебки с мясом человечьим.
И в ужасе я начал есть,
А в миске клокотала пена,
И из нее то там, то здесь
Торчали руки и колена.

«Ешь! — кто-то крикнул надо мной.
Что ты дрожишь при виде трупа?
Чтоб сытым гость ушел домой,
Прибавьте-ка Алуде супа!»
И снова ел из миски я,
Давился чьими-то усами. . .
Измучил этот сон меня,
Весь день стоит перед глазами».
Записан
Спасибо за внимание
Страниц: 1 2 [3] 4 5 6 7 8 ... 10  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.206 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика