Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10  Все   Вниз

Автор Тема: Урарту (Арарат), Ной (Нох), или связь армян и вайнахов в древней истории  (Прочитано 16151 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
4
Порозовели гребни скал,
Туман сгустился на отроге.
Село проснулось. Засновал
Народ досужий по дороге.

Витая в небе голубом,
Взлетели грифы за добычей,
Но как ни бьют они крылом,
На небе след не виден птичий.

Кто через речку вброд спешит,
Поит коня у водопоя?
«Вернулся Миндия!» — кричит
Народ, приветствуя героя.

«О чем узнал на этот раз?» —
С расспросом лезут пустомели.
«Эх, молоды вы! Кровь у вас
Еще кипит и бродит в теле.
Пока рассудок не в чести
И верховодит вами сердце,

Готовы голову снести
С любого вы единоверца.
Однако богатырский нрав
Не прихоть вам и не причуда.

Поистине Алуда прав,
Клянусь я богом, прав Алуда!
Не верите? Вот вам рука
В бою убитого кистина.
Не распускайте ж языка
Про тех, чья совесть неповинна».

И, приподнявшись на коне,
Он руку подает Алуде:
«Возьми, прибей ее к стене,
Чтоб на нее смотрели люди».

«Я сам бы мог ее отсечь,
Но мне ненадобна десница.
Не подойдет она на меч,
На щит она не пригодится.
Не выйдешь с нею на покос,
Не сделаешь крючок для сена...
Напрасно ты ее привез,
И так в крови я по колено.
Коль в бога веруешь, молю,
Возьми обратно кисть героя, ¦—
С тех пор как он погиб в бою,
Навек лишился я покоя.
К чему, хевсуры, вам галдеть?
Зачем вам злиться на Алуду?
Сражаться буду я, но впредь
Бесчестить мертвых я не буду».

— «Нет, будешь! С дедовских времен
Десницы рубим мы кистинам!»
— «Увы, хевсуры, плох закон,
Грехом отмеченный старинным!»
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
5

Настали праздники. Село
Спешит к молельне благочинно.
Чтобы от сердца отлегло,
Усердно молится община.
Немало женщин и мужчин
Пришло с быком или с бараном,
Чтоб принял жертву властелин —
Заступник их на поле бранном.
Кто с затуманенным челом
Подходит молча к хевисбери?

Клинок сверкает серебром,
Бычок стоит у самой двери.
«Скажи, Алуда, за кого
Приносишь жертву ты сегодня? —
Спросил с порога своего
Служитель капища господня. —
Наш властелин — Гуданский Крест -
Велик и силен над селеньем,
И все рабы его окрест
Сильны его благоволеньем.
Хевсуров любит властелин,
Поверь, средь них не ты один
Угоден праведному небу.

Кому ж ты хочешь честь воздать?»
И, обнажив кинжал, читать
Он собирается дидэбу.

«Я эту жертву приношу
За некрещеного Мунала.
Благослови ее, прошу,
Чтоб честь героя не страдала.
Исполни, Бердия, обряд,
Бычка я, видишь, не жалею,
Чтоб не попал галгаец в аду»
Подобно вору и злодею!»


«Что? Ты неверного почтить
Желаешь как христианина?
Иль ты рехнулся, может быть,
Прикончив этого кистина?

Бывало, дед и прадед твой
Гордились каждою победой.
Побойся господа, герой,
Наветам дьявольским не следуй!
Как, не пойму я, сорвалось
Из уст твоих такое слово?
Впервые разве довелось
Убить тебе кистина злого?
Стыдись! Над башнею твоей
Десницы их висят от века.
Ты можешь мост через ручей
Сложить из них для человека.

Что толковать нам про быка!
Ты и козленка-сосунка
Не заколол за эти годы, —
И вдруг, извольте, славословь
Тебе собачью эту кровь
Из трижды проклятой породы!

Пусть небо наземь упадет,
Пусть вся земля испепелится,
Когда, несчастный сумасброд,
За киста буду я молиться!»

В испуге Бердия затих,
Затрясся в страхе у порога...
«Не отвергай меня, старик,
Коль ты взаправду веришь в бога!
Я — раб Гуданского Креста,
Хевсур я, преданный святыне,
И мы с тобою неспроста
Принадлежим к одной общине».
— «Напрасно треплешь языком,
В беспутной речи мало толку!»

Алуда вспыхнул и лицом
Мгновенно стал подобен волку.
И выхватил он франкский меч,
И сталь на солнце засверкала,
И голова бычачья с плеч
Перед молельнею упала.

И молит господа герой:
«Не засчитай во грех, владыка,
Что жертву собственной рукой
Заклал тебе я, горемыка.
Не посчитай за лютый грех
Святую жертву за Муцала, —

Он был в бою отважней всех,
Таких героев нынче мало!»
И, ощетинившись в ответ,
Народу крикнул хевисбери:
«Смотрите, люди, ваш сосед
Уже не думает о вере!
Рукой он собственной заклал
Быка за подлого кистина!
Неужто думает бахвал,
Что пощадит его община?

Сомкнитесь около меня,
Сыны хевсурские! Покуда
Не пустим в дело мы огня,
Не образумится Алуда.

Пойдем размечем, разнесем
Его жилище! Пусть отныне,
Изобличенный всем селом,
Он ищет крова на чужбине.
Гоните прочь его ребят,
Жену, достойную проклятья!

Пускай в Гудани завопят
Его двоюродные братья!
Громите башню наглеца,
Сжигайте все запасы хлеба!
Пусть наши радует сердца
Огонь, поднявшийся до неба.
Его баранов и овец
Возьмите в общее владенье.
Да проклянет его творец!
Он недостоин сожаленья».

И стали сумрачны, как ночь,
Вокруг собравшиеся люди,
И даже Миндия помочь
Не в силах бедному Алуде.
Скрестил он руки, строг и хмур,
Едва удерживая слезы,
А из толпы шальных хевсур
Уже посыпались угрозы.
Ревет толпа, пьяным-пьяна,
И лязг мечей подобен буре,
И; побледневший как стена,
Ударов ждет Кетелаури.

И в этот миг перед толпой
Мальчишек высыпала стая,
Сухой отрубленной рукой
Перед собою потрясая.
«Привет вам, мужи! Добрый час!
Сказал один из них учтиво. —
Я кисть врага достал для вас,
В награду дайте ковшик пива.

Огромный ворон, друг могил,
Ее к утесу уносил,
Я выстрелил в него из лука,
И ранен был в крыло злодей,
И уронил он из когтей
Свою добычу возле луга».

«Хевсуры, — Миндия сказал, —
Вот та кистинская десница,
Из-за которой стар и мал
Сегодня ропщет и грозится.
Ее Алуде я принес,
Но он не взял ее, бедняга,
И я тогда же под откос
Швырнул ее на дно оврага».

— «Нам песьи лапы не нужны! —
Воскликнул Бердия, пылая. —
Мы не питомцы сатаны,
Хевсуры мы, владельцы края!»

И вновь десницу под откос
Швырнул собаке на съеденье,
Но не берет подачки пес,
Сидит и воет в отдаленье.

«Смотрите, — Бердия твердит,
Весь ощетинившись от злости, —
Народ недаром говорит,
Что пес не жрет собачьей кости!»
И руку киста на крючке
Мальчишки целый день таскают..
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
6

Бушует вьюга. Вдалеке
Ущелья снегом засыпает.
Шумя и воя, с голых скал
В овраг срывается обвал,
В снегу тропинка потонула,
И синий лед и белый снег
Сковали лоно горных рек,
И не слыхать речного гула.

Кому там жизнь недорога?
Кто там бредет навстречу бедам?
Шагает путник сквозь снега,
И пятеро плетутся следом.
Завыли волки за бугром. ..
Рыдает женщина: «Беда мне!
Где наш очаг? Где отчий дом?
Теперь там ворон бьет крылом
И камня больше нет на камне».

Алуду умоляет мать:
«Постой, сынок, я ослабела,
Уж не под силу мне шагать,
Жена твоя отстала Лела.
Совсем ребята извелись,
Заледенели, видно, ноги. ..
Куда, забравшись в эту высь,
Бредем в снегу мы, без дороги?

Неужто твой не нужен труд
Хевсурам нашего селенья?
Где мы найдем теперь приют?
Получим где успокоенье?

Куда б мы только ни пришли,
Нас обольют потоком брани,
И никогда родной земли
Мы не увидим в наказанье.
Теперь-то вижу я сама,
Как трудно с родиной расстаться!
Сошла от горя я с ума,
Пора в могилу собираться.

Тьма в сердце прянула столбом,
Дрожат, не двигаются ноги.
Где ты, могильный отчий холм,
Родные горные отроги?»

«Довольно, бабы, причитать! —
Алуда отвечал сурово. —
Иди вослед за мною, мать,
Пути не видно здесь иного.
Не накликайте гнев Креста,
О людях не судите худо!»
И на родимые места
Один лишь раз взглянул Алуда:
«Прощай, прощай, родимый дом,
Прощай, моя охота турья,
Где солнце мне светило днем,
Где по ночам стонала буря!

Прощай, мой Крест, мой властелин,
Податель силы и отваги!»
И путники среди теснин
Исчезли в холоде и мраке.
Оцепенели гребни скал,

Там ветер крылья распластал,
И за уступом перевала,
Где след метелью занесен,
Как отдаленный робкий стон,
Рыданье женщины пропало.
И за уступом перевала,
Где след метелью занесен,
Как отдаленный робкий стон,
Рыданье женщины пропало.

1889
Записан
Спасибо за внимание

Василий Вл.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    Крещён в РПЦ
  • Эволюционист, демократ, в Бога верую, Родину люблю
   Иса, вот просто: Спасибо за интересную тему !!!
   Добавить сюда мне нечего (ввиду полного не знания предмета) но читается, что называется "не оторваться" !!!
    liuks!
     
Записан

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Василий,  не знаю чё и сказать

(Удалено)
 А ваш комментарий очень приятно читать. 
Я ещк завтра  корсиканские параллели  если доживу, напишу.
Спокойной  ночи.
« Последнее редактирование: 05.12.2016, 07:46:17 от Иса Абу Али »
Записан
Спасибо за внимание

Василий Вл.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    Крещён в РПЦ
  • Эволюционист, демократ, в Бога верую, Родину люблю
...
   Немного воспоминаний (если позволите).
   Еще когда в школе учился, в школьной-же библиотеке брал книжку, что-то вроде "Легенды о Нардах" (точное название и автора - конечно уже не вспомню).
   Запомнил, что главного героя там звали Сослан, главного "отрицательного героя" - Сырдон, ну и сюжет был очень "захватывающий" (особенно в "том" возрасте) - войны, походы, охота, довольно подробное "бытописание" древних жителей Кавказа - и все это на фоне потрясяюще богатой природы...
   Сейчас вот Вас почитал - совершенно неожиданнно вспомнились какие-то "забытые образы" из той книги (сам удивился, что до сих пор помню).
   Ладно - это все просто "лирика и детские воспоминания".
   Спокойной ночи! (и пишите еще - у Вас здровоо получается!)
     
Записан

Viktor 325

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 3 356
  • Вероисповедание:
    христианин
  • социалист
Скомпоновано в предгорно-пустынной зоне при бликах  костра  недалеко от границы Оман-О.А.Э. в условиях страшного дубняка и горячего  нежелания пограничников моего  проникновения на территорию  оманского анклава по причине гражданской войны в Йемене.
Эк, Вас занесло!
И в Йемене - опять гражданская война? По-моему, там всегда война - начиная с 570-го, когда родился Пророк (помните 105-ю суру "Слон"?). У меня отец тоже там воевал. Сохранилось несколько фото: йеменцы в нац. юбках с архаическими кинжалами на поясах. Наши зенитки. Отец в чалме с огромными усами (его прозвали: Абу-Шанаб, т.е. Отец Усов.).
В юности это выглядело романтично, сейчас - абсурдно. Хотя и осталась какая-то прививка...
Записан
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя! (Псал.136,5)

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Да. Опять  война  вспыхнула там.  А мне не пропустили.  Сказали что только  граждан  союза стран  Персидского  залива. Хотя до йеменской  границы еще тысяч полтора  км.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Да, это был эпос  о нартах- мифических  гигантах  или титанах,  общий у северокавказских  народов,  с различными версиями  тех или иных легенд.
Записан
Спасибо за внимание

Василий Вл.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    Крещён в РПЦ
  • Эволюционист, демократ, в Бога верую, Родину люблю
Да, это был эпос о нартах - мифических гигантах или титанах, общий у северокавказских народов, с различными версиями тех или иных легенд.
   Вот как раз о "гигантизме" нартов в упомянутой книжке не было ни слова (я бы запомнил), хотя конечно сила и выносливость их там была описана.
   Конечно я понимаю - детское издание, да еще и "фольклор" - это никак не "исторический источник", но тем не менее...

   Например в одной из сцен охоты было написано буквально (это я продолжаю свою "память тестировать"): "...Подстрелил серну, взвалил ее на плечи и принес в селение..." - серна животное не такое уж крупное, великан или даже титан - донес бы ее если не "под мышкой", то хотя бы на плече, а тут взрослый мужчина.
   (что забавно - в таких подробностях я сей момент запомнил из-за "гастрономических подробностей" - больно уж аппетитно там было описано, как потом односельчане этого Сослана ту серну делили и жарили :D - а у них, по сюжету - тогда был неурожай и голод)

   В другом рассказе - была описана встреча все того-же Сослана уже с настоящим великаном - и вот тот-то великан действительно вроде-бы быка одной рукой валил (но это я уже не так подробно помню...).

   Ладно - простите, увлекся несерьезными воспоминаниями.

   Кстати - что-то у нас тема о великанах заглохла совсем...
     
Записан

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 960
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Иса, в книге Анны Антоновской "Георгий Саакадзе" есть такой сюжет, когда персы с многотысячной армией вторглись в пределы Грузии, в Кахетию, то грузины выставили против них свое войско, заметно уступающее в количестве. И когда они встали лицом к лицу на поле брани, то из грузинской армии вырвались вперед несколько десятков всадников, хевсуров и тушинцев. Они, как камикадзе, зная, что идут на верную смерть, врезались в персидское войско и устроили там настоящее побоище. Каждый горец унес с собой несколько десятков персидских жизней и внес в ряды противника настоящий хаос. Это был тактический ход грузин. Воспользовавшись переполохом в рядах противника, грузинская армия мгновенно набросилась на персов и обратила их в бегство.
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Это который век,  интересно.
У меня тут одна историческая интересная статья. Не статья,  а материал.  Собрано  в статью. Как нибудь  тисну.
Записан
Спасибо за внимание

Василий Вл.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 851
  • Вероисповедание:
    Крещён в РПЦ
  • Эволюционист, демократ, в Бога верую, Родину люблю
Записан

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук

                Горцы и северокавказские аланы в период господства Золотой Орды. Я. Ахмадов

Ослабленные войной на Северном Кавказе и в Руси татаро-монголы не смогли пробиться в страны Западной Европы (хотя их армия достигла весной 1242 г. Адриатического побережья), тем более, что в их тылу немедленно стали вспыхивать народные восстания и усиливаться партизанские действия отрядов-мстителей. Уже в 1241 г. восстали кипчаки, чьи кочевья находились в этот момент в пределах Северо-Восточного Кавказа и Дагестана. На многие годы затянулось сопротивление в отдельных районах Алании. Так, европейский путешественник Плано Кар-пини, побывавший на Кавказе в 1246 г., указывает на "некую часть аланов, оказавших мужественное сопротивление и доселе не подчиненных им (монголам. - Я. А.)". Далее он говорит, что ордынцы уже 12 лет ведут осаду "одной горы в земле аланов" и не могут ее взять. Речь здесь идет, конечно, о собственно горских народах Алании.

Французский посол в Монгольскую империю Гильом Рубрук, в 1253-1254 гг. побывавший проездом на Северном Кавказе, писал, что живущие в горах черкесы, аланы и лесги "все еще не покорены", и, что на блокирование ущелий аланов выделена пятая часть войска Сартака (сына Бату). Согласно арабским источникам, в "стране асов" постоянно находился 10-тысячный монгольский тумен.

Ряд чеченских преданий говорит об ожесточенных схватках с монголами, пытавшимися проникнуть в ущелья. Предки аухов-ских чеченцев зафиксировали факты борьбы с захватчиками в арабоязычных хрониках. Указываются и имена предводителей ау-ховцев - Таймасха, Янбек, Маьда.

Складывание Золотой Орды началось при Бату, наивысшего расцвета это государство крупных кочевых феодалов достигло при хане Узбеке (1312-1342 гг.). Монгольские феодалы изначально проводили жестокую грабительскую политику в отношении подневольного населения, с трудом принимая во внимание, что это отрицательно сказывается на собственно государственных интересах самой Орды.

Русские летописи сообщают (под 1278 г.) о крупном восстании на Северном Кавказе в 1277 г. и осаде монголами, с привлечением дружин русских князей, аланского города Дедякова. Судя по всему, сюда были привлечены силы со всей Золотой Орды, и командовал ими сам хан Менгу-Тимур (1266-1280 гг.). "Славный ясский город Дедяков" пал в феврале 1278 г. Он был сожжен и разграблен. Ряд исследователей полагают, что под Дедя-ковым надо понимать Верхне-Джулатское городище в Северной Осетии, другие считают, что Дедяков надо искать на р. Сунжа ("Севенц" - русских летописей).
Восстание было вызвано, скорее всего, усилением налогового гнета в Золотой Орде, причем, налоги взимались не только деньгами и имуществом, но и людьми - "дань кровью", "дань девушками". Каждый год надо было выдать монголам десятую часть от количества людей в том или ином населенном пункте.

В 40-60-х гг. XIII в. значительная часть северокавказского населения, именуемая в источниках "аланами" и "асами", была вынуждена покинуть родину. Несколько тысяч мужчин попало в гвардию монгольских императоров и оказалось в Китае (позже их численность могла возрасти, есть цифры, что в XIV в. асская гвардия императора в Пекине насчитывала 30 тыс. чел.), другая группа алан ушла в Венгрию с половцами хана Котяну, образовав здесь этническую область Ясшаг. Большие массы алан покидали равнины и уходили в ущелья Центрального Кавказа, оседая в бассейне р. Большая Лиахва по соседству с местными нахоязыч-ными двалами. Вассал Хулагидов - грузинский царь Давид (около 60-х гг. XIII в.) селил знатных алан, бежавших от монгольского хана Берке близ Тбилиси, Дманиси и в Жинвали. Кстати, такое переселение весьма приветствовали хулагидские власти в Грузии, обязывая алан нести военную службу, в том числе и в грузинских крепостях.

Такая политика грузинских царей по отношению к горцам Большого Кавказа и северокавказским аланам проводилась не только по приказу хулагидов, но и в сугубо национальных интересах. Это был тыл Грузии, изнемогавшей в борьбе с насилиями монгольских захватчиков. В конце XIII - начале XIV вв. очередной монгольский наместник Хулагидов вынудил царя Давида IV бежать в Мтиулети. Здесь он собрал горцев и, очистив Дарь-яльское ущелье от монгольской стражи, укрепился в горах. Монгольский отряд поднялся от Мцхеты и, перейдя Крестовый перевал, осадил было Степан-Цминду (Казбеги). В ответ царь Давид набрал 15-тысячное войско из горских обществ Кавказа и нанес ощутимые потери монголам, вынудив уйти их на равнину.

Вместе с тем, торговые, стратегические и политические интересы Золотой Орды требовали сохранения стабильности на Северном Кавказе. Во-первых, здесь проходили трассы торговых путей международного значения, на перекрестьях которых возникли такие золотоордынские города, как Маджары (на р. Кума), Нижний Джулат (на р. Терек близ г. Майский, Кабардино-Балкария) и Верхний Джулат (близ сел. Эльхотово, Северная Осетия). Во-вторых, Северный Кавказ становился фронтом в борьбе потомков Джучи с потомками Хулагу в Иране за владение Кавказом. В-третьих, на Северном Кавказе стали располагаться летние кочевые ставки ханов, зафиксированные в Пятиго-рье, Маджарах, Джулате в междуречье Терека и Сунжи, на Су-лаке. В силу этих и других причин, жизнь в равнинно-предгорной части нахских земель постепенно оживает. Тем более, что монголы быстро растворялись в тюркоязычной среде, перенимая язык и традиции исконных обитателей предкавказских степей.

Монгольская империя ненадолго пережила своих основателей и быстро распалась на независимые друг от друга владения, которые затем немедленно вступали в борьбу за пограничные земли. Так, Золотая Орда и Хулагидский Иран (Ильханат) уже через 20 лет после завоевания империей Кавказа открывают масштабную войну. В 1262-1263 гг. Северный Кавказ становится ареной междоусобных войн монголов. Как известно, в условиях военного времени монголы проводили всеобщую мобилизацию, в том числе и среди покоренных народов. Воинская повинность являлась обязательной. Так, хулагиды временно мобилизовывали в Грузии, в необходимых случаях, до 20 /о мужского населения, наверное, подобный подход имел место и в Золотой Орде, широко привлекавшей русских, кипчаков, алан, черкесов, лесгов и других горцев в свои войска.

Основные военные действия между джучидами и хулагидами развернулись, по мнению X. А. Хизриева, в границах современной Чечни. Война началась летом 1262 г. с набега трех золото-ордынских туменов на Ширван. Мобилизовав силы, Хулагу выбил их из Дербента и, преследуя противника, вышел через Прикаспийский Дагестан на левый берег Терека через броды в районе современного сел. Брагуны. Отсюда начинались степи Дешт-и-Кипчака - сердце Золотой Орды, основа существования кочевых племен. В январе 1263 г. на левом берегу Терека (напротив впадения Сунжи) встретились две громадные армии, насчитывавшие по 300 тыс. воинов. Грандиозное зимнее сражение продемонстрировало превосходство золотоордынской армии, хула-гиды были вынуждены отступить и вернулись назад той же дорогой - через Дербентский проход. Дербент был закреплен за Золотой Ордой. Следует сказать, что в этот период один из корпусов Хулагу стоял с южной стороны Дарьяла .

Следующая кампания состоялась в 1265 г., когда хан Берке вторгся в Ширван. Военные действия завершились миром только в 1267 г. и обескровили значительные территории Северо-Восточного Кавказа.

В последующем военная активность монголов по-прежнему сосредотачивалась на Дербентском и Дарьяльском проходах, где содержались значительные силы золотоордынцев, ввиду постоянных претензий хулагидов.

В 1319 г. великий золотоордынский хан Узбек через территорию Дагестана и Дербент совершил поход в пределы Северного Азербайджана. В ответ на это в 1321 г. хулагидский эмир Чупан прорвался на Северный Кавказ из Грузии через Дарьяльское ущелье, а вернулся в Закавказье через Дербент, подвергнув на своем пути сплошному разорению земли в пределах Осетии. Ингушетии, Чечни и Дагестана. Военные действия возобновлялись и в течение последующих десятилетий: в 1335 г., в 1356/1357 г. и т. д.

Любопытно отметить, что после отступления хулагидов, еще одна большая группа аланской знати бежала в Грузию под покровительство грузинских и монгольских властей. Видимо, это было связано с их политической ориентацией и недовольством золотоордынским господством.

Ввиду политической нестабильности в Золотой Орде, связанной с борьбой различных претендентов за ханский трон, возрастает роль ее земледельческих окраин, падает авторитет и влияние степной аристократии. Так, после Куликовской битвы 1380 г., когда московский князь Дмитрий Донской наголову разгромил довольно мощную армию Мамая, авторитет Орды пал весьма низко. Из источников того времени исчезают указания на власть или значение Золотой Орды на Северном Кавказе.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
В заключение следует еще раз вернуться к вопросу об изменениях этнической ситуации на Северном Кавказе в период монгольского нашествия и последующего владычества в XIII-XIV вв.

Так в наибольшей степени была ослаблена северокавказская Алания. Аланы массами скаплиивались в горах Кавказа, где тем самым завершилась иранизация нахоязычных предков осетин; часть алан даже перевалила Кавказский хребет и оказалась в соседстве двалов и дурдзуков. Начинается аланская иранизация двалов - нахского населения на территории бассейна Б. Аиахвы и Нарской котловины Картлии (В. Н. Гамрекели, В. X. Тме-нов).

Кипчаки, бежавшие в горы Центрального Кавказа (где жили частично иранизированные и тюркизированные еще в раннем средневековье предки балкарцев и карачаевцев) оказали серьезное воздействие на их этногенез. Современный балкаро-карачаевский (как и кумыкский) язык относится к кипчакской, точнее к кипчако-огузской подгруппе тюркской семьи языков. Вместе с тем, в языке карачаевцев и балкарцев отмечены существенные элементы исконно кавказских языков.

Численность нахоязычного населения предгорно-плоскостных районов Центрального и Северо-Восточного Кавказа в период ордынского нашествия резко сократилась, достаточно вспомнить 270 тыс. чел. убитых и взятых в плен при штурме Магаса.

Практически исчезли аланы в западной части Северного Кавказа. Вследствие этого, из Приазовья начинается продвижение части адыгских племен, перешедших под влиянием монголов от оседлости к полукочевому образу жизни. Основу их экономики в XIV-XV вв. составляло экстенсивное скотоводство, которое требовало постоянной смены пастбищных угодий. В XIV в. первые адыгские памятники появляются в верхней части Кубани, где их дальнейшему продвижению препятствовали монгольские и кипчакские кочевья в районе Кавказских Минеральных вод и Ставропольской возвышенности.

В военных действиях этого года опять участвуют воинские соединения численностью до 300 тыс. чел. После прохождения таких масс людей и конницы земля превращалась в камень, и на ней годами не вырастала трава.

Нахское население высокогорной части Чечни и Ингушетии в период монгольского нашествия относительно не пострадало, более того, здесь произошло резкое увеличение населения за счет притока плоскостных жителей. Вместе с тем, уже в XIV в. жизнь на равнине возобновляется, хотя и не в прежнем объеме. Здесь уже не сотни селений, а десятки, впрочем, довольно крупных. Северный Кавказ в конце XIII - XIV вв. превращается в экономический и политический центр Золотой Орды, соперничая по значимости с густонаселенным Поволжьем, где располагалась официальная столица государства. По свидетельству ал-Омари, "у султана этого государства (Золотой Орды. - Я. А.) рать черкесов, русских и аланов. Это жители городов благоустроенных, людных, да гор лесистых, плодовитых. У них произрастает посеянный хлеб, струится вымя (то есть много скота. - Я. А.), текут реки, добываются плоды".

В горах Чечни и Ингушетии в этот период наблюдается даже определенный социально-экономический подъем. Ущелья нахов ощетиниваются сотнями боевых и жилых башен, растет террасное земледелие, местные ремесленники овладевают все новыми отраслями производства, особенно развивается оружейный промысел: так называемые "аланские" доспехи пользуются большой популярностью у монгольской знати.

Возможно, что перенаселенность гор привела к интенсификации производящих форм хозяйства, к усилению социальной дифференциации; к эпохе башен относятся многочисленные предания о местных князьях "эли", которые вели захват пастбищ, дорог и перевалов, занимались пленением и последующей продажей людей.

Определенное значение имели городские центры Золотой Орды, которые были не столько административными и аграрными, сколько, прежде всего, торговыми центрами, в том числе и работорговли. Это Маджары, Верхний Джулат и Нижний Джу-лат (Татартуп). Есть также данные о возрождении Тарков, Ма-гаса (Алхан-Калы) и о некоем крупном золотоордынском городище на левом берегу Терека (в границах Шелковского района современной Чечни). Типично золотоордынские поселения XIII-XIV вв. были обнаружены близ сел. Закан-Юрт и Самашки.

Памятником золотоордынской эпохи является мавзолей Борга-каш у сел. Плиево (Ингушетия), сооруженный в 1405/1406 г.

Во всех золотоордынских городах Северного Кавказа были так называемые "аланские" и "черкесские" кварталы, где торговцы из горских народов могли встречаться на базарах с купцами из Испании, Италии, Византии, Ирана, Египта, Руси, Средней Азии и Китая, массами приезжавшими и постоянно жившими в указанных городах. Ибн Баттута в XIV в. писал о золотоордынских городах: "каждый народ живет в своем участке отдельно, там и базары их".

В XIII-XIV вв. в Крыму и на черноморском побережье Кавказа возникли крупные генуэзские колонии. С ними связана трагическая страница в истории всех горских народов. Дело в том, что генуэзцы массами вывозили рабов в Египет и страны Средиземноморья. Ввиду того, что египетский правящий военный класс (мамлюки) формировался за счет кипчаков и горцев Кавказа, этот "товар" стал основным в отношениях Золотой Орды и Египта. Генуэзцы на своих кораблях доставляли в Каир тысячи пленных мальчиков, которые проходили обучение в мамлюкских военно-спортивных школах и становились профессиональными воинами. В 1382 г. в Египте утвердились так называемые "черкесские" султаны, которые были выходцами, главным образом, с Северного Кавказа. В период их правления вывоз горцев в Каир достиг огромных размеров. Ввиду этого Египет имел весьма дружеские связи с Золотой Ордой. Но для населения Северного Кавказа такой "экспорт" живой силы был, конечно, кровоточащей раной.

Со времени правления хана Узбека (1312-1342 гг.), при котором Северный Кавказ стал экономическим и политическим центром Золотой Орды, ислам утверждается как государственная религия . Вместе с тем, проводилась политика веротерпимости на завоеванных территориях. Так, на Северо-Восточном Кавказе и в Прикубанье действовали католические миссионеры, а в золотоор-дынских городах стояли православные храмы, обслуживаемые русскими священниками.

Надо отметить, что в XIII-XIV вв. ислам быстро распространяется и в горных районах Дагестана. Есть определенные данные, что и в Чечне ислам имел уже своих сторонников в конце XIV в. Но в то же время и в Дагестане, и в Восточной Чечне, и в других нахских горных районах сохранялись языческие верования и почитаемые христианские церкви. В конце XIV в. грузинский католикос Евфимий указывал на наличие христианских храмов в Цахуре, Хунзахе и в "стране Нахче".

Около 1363 г. образовалось католическое епископство "Каспийских гор", а к 1392 г. в Дагестане было пять католических миссионерских центров (Комек, Тума, Таргу, Дургели, Микаха). Возможно, что под последним названием скрывается "Мичага" или "Мичихач" - одно из нахских обществ Восточной Чечни (Нахч-Мохк), где, кстати, Евфимий указывает на наличие христианского храма.

Вплоть до 1366 г. продолжала существовать Аланская епархия православной (греческой) церкви, а Зихская епархия католической церкви действовала на Северном Кавказе вплоть до 1398 г., пока не была упразднена за фактическим отсутствием паствы. Но в целом, нахи Северного Кавказа продолжали придерживаться своих традиционных языческих верований, что объективно подтверждается обильным археологическим материалом.

В конце XIV в., по мнению одних авторов, на территории Чечни и Ингушетии сложилось образование раннегосударственно-го типа - Симсим (X. А. Хизриев). По мнению других (Э. В. Ртвеладзе), "область Симсим" охватывала предгорные (кумыкские) районы Северного Дагестана и восточную часть Чечни. Правителем Симсима в этот период назван Гаюр-хан , а его сыном Мухаммед. Возможно, что это образование являлось результатом определенного поступательного развития местных народов. Оно брало на себя функции защиты местного населения и организации управления. В своих внешних связях Симсим, судя по всему, ориентировался на Золотую Орду. Предания говорят о тесных связях Гаюр-хана (Кахир-хана) со степью и горным Се-риром (Аварией).

Следует отметить, что с ослаблением Золотой Орды усиливаются местные социальные верхи не только Чечни, но и других районов Северного Кавказа. Так, согласно скупым данным источников, можно предположить, что на территории современной Карачаево-Черкесии к концу XIV в. властвовал Буракан, в пределах современных границ Кабардино-Балкарии и части Осетии (Дигории) - братья Кулу и Таус, над подступами к Дарьялу и близлежащими ущельями Осетии и части Ингушетии господствовал некий Пулад.

Первым из золотоордынских ханов принял ислам Берке (1248 или 1251 г.). Он же объявил ислам государственной религией, но без особого успеха. Ислам среди монголо-татар Северного Кавказа полностью утвердился только в правление Едигея (1397-1417 гг.).

Дело в том, что источники конца XIV в. говорят, что сын правителя Симсима (раннегосударственное образование Чечни) - Мухаммед был мусульманином, также как и жители его удела. Иначе трудно объяснить их переход на сторону "воителя за веру" Тимура, когда он начал завоевание Симсима (X. А. Хизриев, Э. В. Ртвеладзе).
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
А теперь  о последующем  вторжении войск  Тамерлана. 

                Вторжение войск Тамерлана на Северный Кавказ
отрывки из работы чеченского историка Я.Ахмадова и проникновении войск Тамерлана на Кавказ.

В 1386 и 1394 гг. Тимур совершил несколько походов на Кавказ. Он огнем и мечом прошел Северный Иран и Закавказье (Азербайджан, Армению, Грузию). В грузинских источниках приводится несколько сведений о действиях Тимура в Грузии, о политике исламизации страны и взятии Тбилиси, о грузинонахском боевом содружестве и т. д. Царь Георгий VII к 1394 г. сумел накануне очередного нашествия провести оборонительные мероприятия — он собрал грузинское ополчение, к которому присоединил кавказских горцев, включая и нахов (в частности, из районов, прилегающих к Дарьялу). Вначале объединенное грузино-горское войско имело некоторый успех, они даже смогли отбросить передовые отряды завоевателей. Но, в конечном счете, подход Тимура с основными силами решил исход войны. Разбитые грузины и нахи отступили на север в горные ущелья Кавказа. Учитывая стратегическую важность перевальных дорог на Северный Кавказ, в особенности, естественной крепости — Дарьяльского ущелья, Тимур решил захватить его. Однако огромная масса войск настолько смешалась в горных теснинах и ущельях, что оказалась небоеспособной. Оборонявшиеся сумели убить столь много людей в передовых рядах врагов, что, не выдержав, «повернули... воины Тимура».

В начале 1395 г. было принято решение о походе на Золотую Орду, и армия Тимура, возросшая за счет отрядов вассальных правителей до 300 тыс. человек, сосредоточилась у Дербента, затем прошла прикаспийский Дагестан, сбила передовые отряды

Тохтамыша на Сулаке и вошла в Чечню. Переправившись через р. «Сундж» (Сунжа), а затем и Терек (на левый берег), полчища Тимура столкнулись с племенной армией Тохтамыша, собранной со всей Орды. Здесь были татаро-монголы, черкесы, аланы, генуэзцы и, возможно, нахи, так как в данной ситуации это была оборонительная война, а нахская область Симсим, где правил Гаюр-хан, непосредственно прилегала к театру военных действий.

Развернув свои войска на левом берегу Терека, Тимур 15 апреля 1395 г. открыл генеральное сражение с Тохтамышем, силы которого не уступали войску Тимура, если не превосходили его. В трехдневной битве, таким образом, с обеих сторон сражалось не менее полумиллиона человек. Как говорит современник, «ручьями лилась кровь по степи». Сражение, вылившееся в жестокое побоище, закончилось полным поражением ордынского войска. Тохтамыш бежал на Волгу, а один из его эмиров Утурку укрылся в горах Центрального Кавказа (Б. Д. Греков, А. Ю. Якубовский, X. А. Хизриев).

Тимур начал планомерное истребление остатков войск Тохтамыша и золотоордынских владений. Очистив степи, он в том же 1395 г. принялся за Северный Кавказ, последовательно покоряя область за областью. Так, он разорил область черкесов — Северо-Западный Кавказ («ограбили весь улус черкесский»), затем захватил страну западно-аланских правителей Буриберди и Буракана (предположительно, Карачаево-Черкесия и Пятигорье), причем, сам Тимур «с целью джихада взошел на гору Эльбруз». Неприступные крепости Кули и Тауса, расположенные в горах Северной Осетии и Балкарии, пали в ходе штурмов горных твердынь, затем наступила очередь Пулада, владевшего районами, охватывавшими часть Осетии и Ингушетии — область «Ихран», «Иркувун» (здесь же скрывался чингизид Утурку). После разгрома Пулада и пленения Утурку Тимур дал очередной отдых войскам, значительно потрепанным в ходе ожесточенных боев в горных условиях. Очередной поход, в том же 1395 г., Тимур, по мнению X. А. Хизриева, направил на страну Симсим (Чечня и западный  Дагестан , предположительно, восточная часть Ингушетии) . Правитель Симсима Гаюр-хан («Кюр-бек» некоторых источников) так и не изъявил покорности Тимуру, несмотря на то, что огромные полчища стояли у границ страны.

Самые известные переправы через Сунжу и Терек находились в районе Гудермеса и Брагунов. Кстати, именно в конце XV в. прекратило здесь существование крупное Гудермесское городище ( побывал на раскопках этого городища. Мое примечание) возможно, уничтоженное армией Тимура. Другая переправа через Сунжу находилась в районе современного Грозного. Народное предание именно эту переправу связывает с именем Тимура.

Судя по отрывочным данным, Симсим имел удельное деление, население одной из областей было, по-видимому, исламизировано. Так, сына Гаюр-хана звали Мухаммед, и он имел в своем управлении «иль» (область) и подданных.

Тимур вошел на Чеченскую равнину, скорее всего, в районе современного Грозного, где и переправился через Сунжу. Судя по сведениям персидских летописцев Шами и Иезди, основное сражение Тимура с ополчением Симсима состоялось на плоскости. По прибытии Тимура в Чечню сын Гаюр-хана Мухаммед перешел со своим илем на сторону завоевателя и, «удостоившись чести целования ковра, вступил в число слуг двора».

В связи с действиями Тимура на Сунже возникает вопрос о г. Магас (Алхан-Кала- мое село). Есть основания полагать, что в XIV в. он возродился, а в 1396 г. был взят среднеазиатским завоевателем, который даже долго стоял здесь лагерем. Недаром же, даже в XVI в. русские источники называют Алхан-Калинское (Куларинское) городище «город Темир-Аксака».

После случившегося поражения равнинное население укрылось в горах, однако сопротивление нахов только начиналось. Видимо, было совершено и несколько дерзких вылазок, после чего «Тимур лично отправился против них...» в горы. Придворные историографы сообщают, что здесь было много неприступных мест, башен и крепостей, которые завоеватели захватывали и разрушали, сбрасывая при этом плененных жителей в пропасти. X. А. Хизриев считает, что действия Тимура в горах затронули горные селения современных Назрановского, Сунженского, Ачхой-Мартановского и Шатойского районов Чечни и Ингушетии. Другие исследователи полагают, что Тимур вошел в горы через Аргунское ущелье, а затем двинулся с запада на восток, пока не дошел до Андийского хребта (Э. В. Ртвеладзе).

Накал боев в горной Чечне был столь велик, что отряды Тимура в пылу боев забирались в такие места, что ни конному, ни пешему нельзя было затем спуститься, «а следовало оттолкнуться и скользить вниз». Придворные хронисты вынуждены были (См., разнствующие суждения о географии действий Тимура на Северном Кавказе в работах А. Е. Криштопа, Э. В. Ртвеладзе, В. X. Тменова и X. А. Хизриева.) отметить, что и сам Тимур «подвергался этим ужасам и опасностям» в горах Симсима. Уничтожая «все церкви и капища их», завоеватель достиг Аксая, спустился на плоскость (между Сулаком и Тереком), где «напал на иль и улус этой равнины». Это могли быть районы, населенные нахами-ауховцами и кумыками. Здесь, согласно преданиям, ауховцы выдержали ряд битв с отрядами Тимура, а затем смогли даже оказать помощь дагестанским собратьям, подвергшимся нашествию, в частности, лакцам.

Тимур, сделав «набег на предгорье горы Аухар», затем пошел на восток, громя дагестанские селения. Где-то на правобережье Сулака войска эмира взяли штурмом город Алмак, имевший 7-8 тыс. домов. Отдельные отряды рассыпались по окрестным горам и ущельям.

Производительные силы края были основательно разрушены нашествием Тимура. Его воинство вырубало леса, уничтожало сады, растаптывало поля, разрушало города, села, башни, «храмы и капища». Захваченное в плен население, как то было и в период татаро-монгольского нашествия, частью уничтожалось, частью угонялось в рабство, скот и материальные ценности присваивались.

Поход Тимура на Чечню был настолько чудовищным по своим последствиям, что память о нем надолго запечатлелась в устном творчестве народа. Многочисленные легенды и предания об «Аксак-Тимуре», топонимика и ономастика, связанные с событиями того времени, прочно запечатлели нашествие «властелина вселенной».

Зимой 1395/1396 г. ставка эмира перемещается в низовья Кумы; войска Тимура вновь ринулись в степи, сожгли золотоордынские города на Волге (Сарай-Берке и Хаджи-Тархан), разграбили Северный Прикаспий, а весной 1396 г. продолжили завоевание горного Дагестана, воздвигая «из убитых холмы».

В том же 1396 г. армия Тимура ушла через Дербент на дальнейшее завоевание Закавказья, Сирии и Малой Азии.

Всего было совершено семь разорительных походов войск Тимура на Кавказ и Грузию. И только в 1404 г. грузинский царь Георгий VII признал власть Тимура. В 1405 г. во время подготовки похода на Китай Тимур умер, а его империя вскоре распалась.

В целом, в результате ожесточенных войн с горскими народами Северного Кавказа Тимур убедился, что ему не удастся закрепить этот регион за собой. Тем, может быть, и объяснялась его тактика истребления населения, чтобы оно не могло выступать на стороне народов Закавказья и Золотой Орды. Как известно,
именно Северный Кавказ являлся основным экономическим центром и хлебной житницей татаро-монгольского государства.

Экспансия Тимура принесла невосполнимый урон населению и культуре всего Северного Кавказа, исчезли последние остатки этнических алан, угасли северокавказские города, исчезли сотни селений; было вырезано плоскостное население Центрального Предкавказья, бассейнов Терека, Сунжи и Сулака. Впервые в таком масштабе пострадали горные районы Чечни и Ингушетии, которые даже в период 150-летнего господства Золотой Орды оставались практически нетронутыми. Серьезно пострадали и нахи южных склонов Большого Кавказа, которые активно участвовали в военных предприятиях грузин против Тимура. Нашествие Тимура окончательно обессилило Золотую Орду, которая в течение XV столетия, так и не восстановив свое могущество, распалась на отдельные ханства и владения.
Записан
Спасибо за внимание

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 960
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Это который век,  интересно.
У меня тут одна историческая интересная статья. Не статья,  а материал.  Собрано  в статью. Как нибудь  тисну.

Где-то конец 16-го и начала 17-го веков.
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Ага. Есть еще интересные сведения о походе персидского  шаха  Надира  в Дагестан.  Это начало 18 века помоему. Надо покопаться  в архивах .
Записан
Спасибо за внимание

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 960
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Иса, спасибо за интересную информацию! Вижу, что и вас потрепала судьба, брат!  qqq_

В Средней Азии, например, Тимура любят восхвалять, с особенным удовольствием рассказывая о том, как он победил османского султана Баязида Молниеносного (Иылдырыма), используя его затем как подставку для ног, и насилуя на глазах бывшего султана его любимую жену – Оливеру. Самаркандские дети до последнего времени любили рисовать гарцующего на коне Тимура рядом с железной клеткой, в которой он повсюду возил за собой Баязида Молниеносного.
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 054
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Да уж,, брат  :)
Если честно, Баязит  сам напоролся.  Как сегодня говорят, начал словесную  перепалку, посчитал всех его родственников, включая жену.
  Под старость он порастерял все свои боевые качества, благодаря которым получил прозвище  Молниеносный -пьянки, гулянки, самоуверенность.  А Тамерлан  не тот человек, с которым  проходят такие шутки.
Хотя,  это был просто  повод  Тамерлану  докопаться , чтоб захватить новые территории.
Записан
Спасибо за внимание
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7 8 9 10  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.272 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика