Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 10  Все   Вниз

Автор Тема: Урарту (Арарат), Ной (Нох), или связь армян и вайнахов в древней истории  (Прочитано 14482 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
С трепетом и пиететом  начинаю волнующую меня тему, которая давно занимает меня, но из-за мирской суеты, рутины и будничных хлопот не бывает возможности систематического ее изучения. Буду благодарен всем, кто внесет посильную  лепту путем своих знаний в области лингвистики и языкознания, истории и знания легенд седой древности. Большая просьба не вдаваться в события новой и новейшей историй во избежание ненужных споров и бесплодных ни к чему не ведущих диспутов.

Заранее извиняюсь за возможные ляпы в орфографии и пунктуации, так как инструментом написания был малюсенький смартфон марки Самсунг, за что благодарю южнгкорейских  инженеров, программистов и технологов.

Итак, беру быка за рога.
После коротких размышлений и сомнений поместил эту тему в разделе "Всеобщая история", так как она также затрагивает регионы, не входящие в территорию  нынешней России.

История таких регионов как Европа, Азия, особенно Греция, Рим, являющиеся колыбелью европейской цивилизации, а также история Передней Азии, являющейся  колыбелью трех мировых религий  (не включаю дальневосточные религии) более менее хорошо изучена.

Однако, древняя история Кавказа (включая исторически и этнически связанные регионы Анатолии и южного Каспия вплоть до излучины  реки Дон) мало освоена, хотя многиее легенды и мифы Древней Греции и Передней Азии ссылаются на Кавказ, легендарную  гору Каф, которая ныне  называется Эльбрус.
Не менее волнующей для меня является история, связанная с легендарной горой Арарат, так как в моем понимании история моего народа связана с ней, как и история горячо любимого мною армянского народа, в истории и характере  которого я нахожу много общих и родственных черт, впрочем как в истории и характерах иных кавказских народов, в первую очередь грузин и .. потом перечислю.

Я глубоко уверен, что волнение и трепет мой связан с тем, что все эти народы своим прямым предком считают легендарного  праотца всех нынешних народов, а именно патриарха  Ноя  (Нух,  Нох, Ноах  в семитских языках).

И причиной,  все таки побудившей  меня начать  эту тему, стала тема Сотникова  о великанах.

Государство Урарту вайнахи и армяне считают своей общей прародиной. Однако, меня долгое время мучает лингвистическая неувязка этой теории. Как известно, армяне относятся к индоевропейской языковой семье, а урарты- одно из племен народа, известного под названием хурриты, не относятся к какой либо из современных языковых семей. Однако, с недавних пор современные нахские языки ( чеченский,  ингушский,  бацбийский или тушинский)  , а также иные уже вымершие нахские языки, которые в средние века (ибн  Фадлан) были распространены  на западном Северном Кавказе вплоть до реки Дон, являются ближайшими  родственниками вымершего хуррито-урартского языка.

И вот недавно статья доктора философии Араика  Оганесовича  Степаняна  помогла приподнять  мне некоторые завесы над этой проблемой.

По это причине хочу привести эту статью полностью в качестве затравки  и дальнейших рассуждений.
« Последнее редактирование: 22.11.2016, 19:24:59 от Иса Абу Али »
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Урарту

Для изучения вопроса прародины чеченцев мы выбрали простую тактику, а именно: если нахско-дагестанский язык синокавказской группы формировался в Армянском Нагорье, то есть прямой резон там и искать корни народа нохчий. Предки чеченцев, согласно историческим, археологическим и лингвистическим данным, имели несомненное генетическое родство с древнейшим населением не только всего Кавказа, но и Передней Азии. Культурные и языковые связи чеченцев прослеживаются с цивилизацией междуречья Тигра и Евфрата, с хуррито-урартской общностью, с басками, хеттами, этрусками и т. д. Однако исследователи генезиса нохчий не дают ответа на вопрос: когда и откуда началась миграция древних вайнахов на Кавказ? Именно на эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Прежде всего, следует разобраться в историческом содержании термина «Урарту», и этнонимах «вайнахи» и «нохчий».

Государство Урарту, оно же Арарат - столица Ван или Биайна, - с точки зрения сторонников «теории Урарту», существовало около 350 лет на территории Армянского Нагорья. По той же теории «урартийцев» заменили армяне и создали свое государство Армения. Однако эта теория дала серьезные трещины после того, как чех Берджик Грозный (во второй половине 20 века) расшифровал хеттскую клинопись и прочитал богатейшие царские архивы хеттской столицы Хаттушаш. В этих документах совершенно определенно и недвусмысленно повествовалось о государстве на территории Армянского Нагорья - Хайаса, которое находилось в то же время и на том же месте, где и Урарту. Очевидно, что не могли существовать два государства в одно и то же время и на том же самом месте. Ученые сделали вывод, что Урарту соответствует географическое название Арарат (в Библии так и упоминается - «царство Араратское») (Иеремия 51: 27), но не как название этноса.

Название «Урарту» - ассирийское, в переводе с армянского - Арарат. Оно обозначает территорию по местному географическому названию. Ассирийцы Армению называли «Урарту» или «Арарту», персы - «Армина», хетты - «Хайаса», аккады «Армани». Здесь следует упомянуть, что сами себя армяне называют - хайами.



Какое отношение имеют вайнахи к Армении?



На основании исследований В.И. Иллича-Свитыча и А.Ю. Милитарёва, ряда других крупных лингвистов, при соотнесении их данных с археологическими материалами, в частности А.К. Векуа, фундаментальными работами Т. Гомбрелидзе и В. Иванова, А. Арорди, М. Гавукчяна и др., можно прийти к следующим выводам относительно происхождения и расселения представителей древнейшего этноязыка вайнахов.

В пределах XXX-XXV тыс. до н.э. осуществляется первичная дифференциация гипотетической восточно-средниземноморско-переднеазиатской праэтноязыковой общности людей начала верхнего палеолита на несколько этноязыковых массивов, среди которых в настоящее время более-менее отчетливо просматриваются три:

1) Ностратический - с ареалом становления в пределах Закавказья, Южного Прикаспия, Загроса и прилегающих к ним областей (в настоящее время в него включают языковых предков индоевропейских, уральских, алтайских, картвельских и эламо-дравидских народов). Здесь стоит отметить новую работу А. Арорди «Генезис Айа», где автор этим ностратическим языком называет язык айа.

2) Афразийский - между средним Евфратом и Нижним Нилом, с центром в Палестине, Заиорданье и Сирии (от него происходят языковые предки семитских народов, древних египтян, а также носители современных берберско-туарегических, чадских, кушитских и омотских языков северной половины Африки).

3) Синокавказский - в пределах Армянского Нагорья и Анатолии - Армянская Месопотамия (с ним генетически связываются не только древние и некоторые современные языки Средиземноморья и Кавказа, такие как баскский, этрусский, хеттский, хуррритский, «урартский», абхазо-адыгейские и нахско-дагестанские, в частности чеченский, лезгинский и пр., но и, как ни странно, языки сино-тибетской группы, в том числе и китайский).

Праностратическая общность в ее современном понимании складывалась на Армянском Нагорье. Из ее юго-восточной части потомки представителей западного ареала синокавказской общности в течение IX - VI тыс. д.н.э. распространяются по всему Северному Средиземноморью, Балкано-Дунайскому региону, Причерноморью и Кавказу. Их реликты известны как баски в Пиренеях и адыгейцы или чеченцы в горах Кавказа.

Северными соседями древних семитов были носители древнеанатолийско-северокавказских языков, представленные, главным образом, двумя ветвями западной, хеттской - в Малой Азии (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде языковых предков абхазо-адыгейских народов), и восточной, хурритской - на Армянском Нагорье (с ответвлениями на Северном Кавказе в виде предков нахско-дагестанских народов).

Таким образом, лингвисты утверждают, что нахско-дагестанский язык формировался в Армянском Нагорье, значит, языковые сходства армянского и вайнахского каким - то образом должны отражаться в их географических названиях.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
«Нах» по армянски «начало»

На основе анализа топонимических названий Армении, Чечни, Ингушетии можно определить регионы (губернии) в Армении, откуда вышли первые нохчий и двинулись на Северный Кавказ.

Возьмем чеченское селение Хой. По-армянски это слово означает - дикий баран, овен. В этом слове примечательно то, что от него, по мнению О. Пиликяна, происходит самоназвание армян - хай, таким переходом хой-хоай-хай. Существуют еще три версии о происхождении этнонима хай. Армянский город Хой - бывший Гер, а по данным Авесты - Вер, который арии построили в стране Ар - Мана, находился в исторической Армении - область Васпуракан. Сегодня Хой находится на территории Ирана.

Есть большое сходство между чеченским селением Эрзи и армянскими городами Алзи, Арзни, Арзан, Эрзрум и Ерзнка. На мой взгляд, чеченское селение Эрзи имеет родственные связи с армянским Алзи.

Приведу лишь несколько названий чеченских селений, которые схожи с именами городов и племён Армении.

Чеченский: Армянский:

Шатой Шот, Шатик

Харачой Корчай(кх)

Армхи Арме, Урме, Архи

Таргим Торгом

Гехи Гехи

Бейни Биайяи - Ван

Ассы Аззи



Скажем сразу, что мы не согласны с А. П. Берже, который слово «нохчий» выводит от чеченского «нахчи», означающего сыр. То есть люди, изобилующие сыром.

Название «вайнах» имеет значение этнической общности, куда входили чеченцы, ингуши и бацбийцы. Слово «вайнах» состоит из двух корней - «вай» и «нах». В слове «нохчо» тоже есть корень «нох». Согласно исследованиям Ю. Дешериева, древнейшей формой слова «нохчо» было «нахча», с чем мы охотно соглашаемся. Однако, что же означает слово - «нахча»? Есть несколько толкований этого слова:

1) армянское толкование, где слово «нах» происходит от библейского Ноя, который после всемирного потопа спустился с горы Арарат. Место, где он поселился, называется - Нахиджеван (Нахчаван на старом армянском), который означает место (ван), куда спустился (идж или эдж) Ной (Нах).

2) В «Армянской географии» вайнахские племена упоминаются в VII в. под названием -нахчаматеанк, нахчаматсанк. Это слово лингвисты переводят на чеченский язык, который означает - говорящие на языке нохчий. На наш взгляд, эти толкования не совсем верны. И вот почему. «Нах» по чеченски означает «народ». «Нах» по армянски - «начало, сперва», «нахни» - предок, праотец. Стало быть, в слове «Нахчаван» корень «нах» является не синонимом Ноя, а означает «первый человек, праотец», который на этом месте поселился. Таким образом, город Нахчаван означает город праотца, первого предка.

Слово - «вай», на наш взгляд, со времен раннего неолита связано с древним божеством - Аи. От этого божества армяне получили свое название Хай, а страну назвали Хайкх -Хайастан, а области Вайкх и Тайкх и т.д. Шумеры Айу называли Энки или Эя. Таким образом, слово «вайнах» означает «предки или народ», поклоняющиеся богу Айа.

Сущностная ошибка ряда исследователей заключается в том, что армянское слово «нахчаматеанк» они пытаются толковать в чеченской этимологии, что, на наш взгляд, в корне не верно. Таким образом, ассирийцы перевели армянское слово Арарат на свой язык, и на свет появилось новое государство «Урарту». Так, например, К.П. Патканов слово «нахчаматяны» разбил на три части: «нахча», «мат», «яны» (суффикс множественного числа древнеармянского языка). Он считает, что «нахча» соответствует вайнахам, а «мат» означает язык по - чеченски.

Поэтому, чтобы понять суть слова «нахчаматсанк» его следует толковать в армянской этимологии. Первая часть в слове «нахчаматсанк» и «нахчаматеанк» уже нам известно: «нахча» - «праотец, предок», или «народ», а вот вторая часть: «матеанк» и «матсанк» - это название и племени и области Матян в исторической Армении, на юге озера Урмия. А на северо-западе озера Ван жили племена мардуцайки (марды). Возьмем название «нохчимохк»: «нохчи» - «мохк». На юге озера Ван есть армянское княжество Мокк, это означает - предки из Мокка. Остановимся на ряде других примеров сходства названий армянских и вайнахских селений и городов, которые соседствуют друг с другом. Опорным пунктом обозначаем княжество Вайк (Вай-нах) и по часовой стрелке спустимся вниз. На юге Вайка находится губерния Нахчаван (Нохчо). На западе от Нахчавана крепость Шот (Шатой). От Нахчавана спускаемся к озеро Урмия (Армхи) - Капутан - Матиана, не доходя до озера прямо по курсу город Хой (Хой), он же Гер. На юге озера Урмия княжество Матян (матянк, нахча-матянк). Этот список можно продолжить. Таким образом, напрашивается вывод, что, во-первых, слово «вайнахи» указывает этническое происхождение. Во-вторых, слово «нахчаматеанк» и «нахчаматсанк» или «нахчамохк» указывают место их прародины, то есть из каких мест они эмигрировали на Кавказ. Таким образом, слово «вайнах»- понятие этническое, а «нахчаматянк», «нахчамтсанк» и «нахчамохк» - географическое.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Когда вайнахи эмигрировали из Армении?

Обратимся к баскским источникам.

В 1927г. выходит на свет книга Бернардо Эсторнес Ласая: «Долина Ронкала», где он пишет: «По священным писаниям, после всемирного потопа мир разрушился, и спасся только Ной и его семья. У Ноя появился внук от сына Иафета, которого звали Тубал.

Жили они в Азии, в стране по имени Армения, когда началось строительство знаменитой башни Вавилона, по той причине смешались языки и от этого, по мнению одного автора, появился язык басков. Непонимание языков людей заставило скитаться по миру.

Праотец Тубал, которого еще звали Аитор, означающее что-то похожее на «праотец басков», вместе с армянами держал путь к западным краям Европы для проживания.

«Задерживаясь долгие годы на Кавказе, они решают продолжить свой прерванный путь - всегда на Запад».

Как видно из вышесказанного, баски считают своей прародиной Армению. В целом, по теме басков существует немало спорных моментов, но мы здесь не будем на них останавливаться. Скажем лишь, что в Испании огромное количество баскских названий, схожих с армянскими. Басковеды Испании и Армении нашли свыше 400 баскских слов, которые в армянском языке имеют идентичный смысл.

Следует отметить, что эмиграция из Армянского Нагорья на Кавказ происходила по нескольким этапам.

Первый этап - это эпоха VII - IV тыс. до н.э., когда мигранты поклонялись богине Аи -Айа - Эя - Э. Причиной эмиграции пра-пра-вайнахов, поклоняющихся богине Луны Айа, шумеров и др. - являлась их укорененная приверженность матриархату в противостоянии с нарождающимся патриархатом у солнцепоклонников Армянского Нагорья, поклоняющимся богу Ар. Вайнахи переселились на Кавказ, баски пошли на запад в Европу, а шумеры спустились вниз по течению Тигра и Евфрата.

Второй этап - III - I тыс. д.н.э., арийская эпоха, когда у армян главный бог - Ар или Ара (Ардини), у славян Яр - Ярило, у вайнахов - Ерды.

Третий этап - это где-то с VI века д. н.э. В это время в Закавказье появились разные кочевые народы, которые являлись преградой на пути из Армении на Кавказ.

Уже в VII веке нохчий выступают под именем «нахчаматянк». О них армянский историограф Г. Алишан пишет, что они очень похожи на армян, со своими адатами, обрядами, танцами, мелодичными песнями, жертвоприношениями, поклонениями деревьям и т.д. Не все материалы про вайнахов, которые находятся в Матенадаране (крупнейшее книгохранилище древних рукописей в Ереване), изучены. Они ждут своих исследователей.

Частые вторжения разных кочевых племен на Кавказ - тюрков, хазар, монголов и др. - нарушали спокойную (относительно) жизнь вайнахов. Какая задача встала в этот период перед нохчий? Главная - выжить, не раствориться среди кочевых народов, сохранить свою самобытность, обычаи, адаты и т. д. Для этого они поднялись в горы. В горах они находились в относительной безопасности. Именно замкнутая жизнь в горах стала причиной отсутствия государственности вайнахов. Они при угрозе извне объединялись против врагов, отбивались и далее жили у себя в горах. Точно так же, как и армяне, отбивались от врагов. От аккадских и ассирийских царей мы узнаем, что когда они шли на Армению, то против них выступили около 60 племенных союзов.

На территории вайнахов жило много других народов: тюрки, иудеи, монголы и др., и закономерно кровосмешение. Встал вопрос: как определить, кто есть кто? Ответ очень прост: по семенам (чеч. - тукхуму, арм.- тохум, тахум), по родам (тейпам), то есть, по ним определяли свое место в обществе - «свой» или «чужой». Вот тогда и появились жестокие и изнуряющие обычаи кровной мести. У армян вместо понятия тейпа были князя (нахарары), и между ними была вражда. Причиной вражды становилась кровь, опять же семена - тукхуму. Армянские князья не признавали ни чистокровных князей, ни тем более тех, кто претендовал на царский престол. И вот, пока они между собой решали, кто из них чистокровный, вначале персы с византийцами покорили Армению, а потом арабы, монголы и турки. До сих пор в Чечне вопрос тейпов имеет большое значение. Посторонним трудно понять значение и место тейпов в общественно-политической жизни Чечни. Только сами чеченцы могут определить внутри себя, кто есть кто.

Четвертый этап - это XV-XVI век, когда принявшие ислам армяне из Османской империи (исторической части Армении) переходят в Персию, а оттуда уже в Чечню. Про этих армян очень красноречиво пишет армянский историк Лео. Это несколько армянских «тейпов» из гор Санасунк, которые занимались грабежом турецких налоговых служб. Это происходило таким образом: турки когда проходили по их ущельем за сбором налогов, то их беспрепятственно пропускали, а когда они, собрав налоги, возвращались, то на них нападали и грабили. Наказать или поймать их было невозможно, потому что они не имели постоянного дома, их домами были горы. Поэтому турецкий султан дал команду обходить этот район

В конце хочу отметить, что еще недостаточно основательно изучена связь вайнахов с Армянским Нагорьем. И этот тезис не ставит под сомнением теорию об автохтонности вайнахов. По той простой причине, что когда первые нохчий пришли на Кавказ, там не было жителей, потому что эта территория находилась под водой Каспия. Но это уже другая тема.


«Объединенная газета» № 24(80) 15 ноября 2005 г.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Примечание к слову " Тухкум "-"Тухум ". На турецком оно звуяит  как "Тохум " -"Семя ".
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
И далее.


В семидесятые годы 20-го столетия археологической экспедицией из Чечено-Ингушского государственного университета под руководством профессора Виноградова во время раскопок в окрестностях одного из горных чеченских сел были извлечены из земли глиняные черепки в виде плиток-табличек с изображенными на них необычными символами. Найденные вещи, несомненно, были старинными рукотворными изделиями. Всего их насчитывалось 5, изготовленных, скорее всего, методом обжига пластичной гончарной глины, толщиной около 2см. Символы были рельефные, вдавленные внутрь, наверняка с использованием какого-то инструмента-шаблона. Следует отметить, что никогда ранее на территории СССР ни аналогичные таблички с такими символами, ни подобные символы по отдельности, официально не упоминались.
Находка должна была стать научной сенсацией в мире археологии, но не стала таковой, поскольку изначальное (и оно же тогда окончательное) мнение Виноградова в ее отношении было по смыслу таковым: "Возраст черепков что-то около 600 лет. Являются элементами национального орнамента, которые отображают лунные фазы и, возможно, связанные с ними природно-климатические сезоны в горной Чечне. Особой научной ценности не представляет". С Виноградовым в то время не было принято спорить, и после такого вердикта ни один местный ученый не стал далее проявлять к этому никакого интереса. Поэтому плитки-таблички, как водится, просто сдали в местный краеведческий музей на вечное хранение для будущих потомков. Они даже не были выставлены на общее обозрение и из-за этого оказались недоступны для простых любителей чеченской истории и разных других специалистов.
К сожалению, военные действия на территории Грозного в 1994-1995 годах практически полностью разрушили музей, а все музейные экспонаты были уничтожены и разграблены. Поэтому память об этих глиняных табличках могла бы быть предана такому же полному забвению, как это случилось в отношении многих других археологических памятников, хранивших историю этого края.
Однако, жизнь распорядилась несколько иначе. Архивариус музея во время описи полученного археологического имущества и присваивания ему идентификационных номеров, очень заинтересовался найденными письменами, так как сам тоже был родом из того же горного селения, где нашли черепки. Он сфотографировал эти символы, изображенные на артефактах, чтобы дома, в спокойной обстановке в свободное от работы время попытаться раскодировать их тайные значения. Почти два десятка лет таинственные письмена, найденные в горной Чечне, никак не поддавались расшифровке. Примерно в 1992 году, после распада СССР, этот архивариус, уже будучи на пенсии, однажды рассказал автору этих строк о той заклятой задаче, над разгадкой которой он безуспешно бился эти долгие годы. Единственное, к чему он интуитивно пришел, так это то, что информация на табличках является, скорее всего, посланием какой-то древней цивилизации из глубины веков. Признаться, данная тема меня сразу заинтересовала, однако, заняться ею вплотную не давали обстоятельства тех лет, хотя, все же, было сделано одно полезное дело. А именно, то, что одна из глиняных табличек была отправлена в 1993 году в США в Бостон на исследование с целью определения ее возраста какими либо достоверными методами. Было это сделано через профессоршу археологии Дайяну Роазен (Diane Roazen), которая в то время приезжала в Грозный с целью посещения краеведческого музея, поскольку интересовалась различными археологическими исследованиями, проведенными на чеченской территории. Ответ, полученный в 1994 году из лаборатории Массачусетского университета, (которая применила, если мне не изменяет память, радиоуглеродный метод вкупе с другими научно обоснованными методиками), был просто ошеломляющим.
Изделие датировалось, примерно, четыре тысячи пятисотым годом до нашей эры! Мы, конечно, полагали, что их возраст может быть и тысячу лет и полторы, но, чтобы он составлял 6,5 тысяч лет, такое нам и во сне не снилось. Очень жаль, конечно, что не сохранились не только сами уникальные артефакты, но даже фотографий никаких не осталось. Единственное, что удалось сберечь, так это карандашные зарисовки со всех пяти глиняных табличек, сделанных автором впопыхах с оригиналов еще в далеком 1993 году. Да и профессор Роазен еще жива (2007 год), которая может подтвердить сказанное или дать дополнительную информацию. Наверняка и в Бостонской лаборатории остались хоть какие-то следы. Имеется также еще некоторая призрачная вероятность того, что кто-то все же нашел и сберег одну или даже несколько тех плиточек-табличек из музея, и, прочтя эту статью, возможно, обнародует утерянные сокровища из древности.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
О доисламско- христианских  культах  вайнахов и их влиянии на местные особенности христианства и ислама.

Часть статьи историка Лечи  Ильясова.

Древние  религиозные культы, о которых можно судить по погребальному инвентарю археологических культур появляются в неолитическую эпоху. Именно в это время  на Северном Кавказе складывается определенный обряд погребения, который отражает религиозные представления людей каменного века.
Религиозно-мифологические представления племен кавказского энеолита (IV – III тысячелетия до нашей эры) были довольно разнообразными и, в основном, отражали характер их хозяйственной деятельности. Это и различные земледельческие культы, прежде всего культ богини плодородия, культ солнца и связанный с ним культ огня, и, по всей видимости, культ домашнего очага[1].
В религиозных представлениях племен ранней бронзы (майкопская археологическая культура IV – III тысячелетия до нашей эры)  наряду с культом солнца и неба, а также различных животных, заимствованных, по всей видимости, из Передней Азии, существовали более древние культы гор, рек, лесов. Фрагменты глиняных статуэток, найденные в различных археологических комплексах майкопской культуры, и имеющие аналогии в древних культурах Передней Азии III тысячелетия до нашей эры, имеют, по всей видимости, отношение к древним земледельческим культам. Богатый инвентарь погребений свидетельствует о существовании веры в загробную жизнь.
По всей видимости, камень играл особую роль и в похоронном ритуале, и, по всей видимости, в религиозных воззрениях северокавказских племен поздней бронзы (северокавказская  (терско-кубанская) археологическая культура II тысячелетия до нашей эры). Во-первых, камень очень широко использовали при погребении, как и в эпоху майкопской культуры (каменные вымостки в курганах, кольца-кромлехи вокруг могил). Во-вторых, в погребениях северокавказцев находят камни-амулеты, что говорит о том, что камень играл важную роль в их жизни, и ему приписывалась чудодейственная сила. Интересные реликты этого культа остались в чеченском языке: тIо – камень, тIа – ладонь, тIура – воин, тIом – война. Слово «тIо – камень» образует целый семантический ряд со значением «камень + ладонь = война». Таким образом, в чеченском языке слово «война» восходит к древнейшему оружию человека – камню.
По погребениям, в которых находят оружие, украшения, посуду, видно, что носители северокавказской культуры верили в загробную жизнь и считали ее простым продолжением земной жизни. Подобные воззрения были присущи нахам и в Средневековье.
Религиозные культы племен северокавказской культуры остались почти неизменными с эпохи ранней бронзы: культ неба, солнца, гор, культ предков.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Религиозные культы племен северокавказской культуры остались почти неизменными с эпохи ранней бронзы: культ неба, солнца, гор, культ предков.
Материалы археологической культуры поздней бронзы и раннего железа (так называемой кобанской археологической культуры) дают дают представление о религиозной жизни северокавказских племен второй половины II тысячелетия – конца I тысячелетия до нашей эры. На одном из холмов-убежищ Сержень-юртовского поселения (Восточная Чечня) открыто святилище и предметы ритуального характера (жертвенники, глиняные антропоморфные и зооморфные статуэтки, амулеты-обереги, пинтадеры с магическими изображениями креста, свастики и спирали)[2]. В основе религиозных представлений кобанцев, видимо, был культ солнца и неба[3], как об этом свидетельствуют изображения свастики, спирали[4], а также глиняные модели колес среди ритуальных предметов святилища. Антропоморфные и зооморфные статуэтки могут свидетельствовать о культе плодородия у кобанских племен. Со времен ранней бронзы могли существовать и более древние культы: священных гор, рек, рощ, которые сохранялись в экологической культуре чеченцев вплоть до середины XX века.
В аланскую эпоху основным религиозным культом был культ солнца, позже трансформировавшийся в идею Верховного божества.
В раннем Средневековье у чеченцев был сложившийся языческий пантеон. Верховным божеством был Дела – властелин света и светлого мира, в прошлом божество солнца и дневного света, ср. «Дела из Де –эла – князь, властелин дня». Эла (Iела) был хозяином тьмы и подземного мира. Стела/Села управлял громом и молнией, Хиннана была богиней воды, Лаьттнана – земли, Уннана – божеством болезней, ЦIу – божеством огня,  Елта – покровителем земледелия, Тушоли – богиней плодородия.
Идея высшего божественного начала в средневековых языческих культах чеченцев была абсолютно абстрактной. В этом отношении она была гораздо ближе к раннему христианству и исламу, чем к другим монотеистическим религиям. Она не могла быть воплощена в какие-либо конкретные формы и образы, как в позднем христианстве, и не требовала создания идолов. Функции второстепенных языческих божеств были низведены к функциям обычных христианских или мусульманских святых. В архитектуре до полной абстракции эта идея была доведена в столпообразных святилищах – небольших каменных столбиках, которые явились конечной ступенью развития языческих храмов и святилищ.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Об этом, кстати, писал И.А.Гильденштедт в начале XIX века: «Они (чеченцы – Л.Ильясов) имеют, однако ж, некоторые следы христианства, даже явственнее, нежели у других кавказцев. Они веруют токмо в единого Бога, именуемого ими Декла (Дела – Л.Ильясов), и не знают никаких других богов или кумиров, ниже святых»[5].
Древние предания сохранили память о существовании в горах Чечни  христианских храмов и монастырей и о деятельности миссионеров, которые, вероятнее всего, были  византийскими, а позже генуэзскими монахами.
Следы христианства остались и в топонимике многих мест, в том числе и культовых, в горах Чечни, в календарных воззрениях и языке чеченцев. Но в чистом виде христианство на Северном Кавказе, за исключением отдельных районов, не привилось. Христианские идеи в большинстве своем горцы восприняли через призму языческих верований. В конце концов язычество победило, но это было уже не идолопоклонничество, а синкретический культ, в котором смешались христианские, мусульманские, языческие и даже  иудейские черты.
Одним из древнейших и основных религиозных культов нахов был культ Солнца, дневного светила, который позже трансформировался в культ Единого и Всемогущего Бога, творца и создателя, несущего свет  мирам. Его имя, несомненно, связано с названием индоевропейского верховного божества неба * deiuo (ср.: древнегреч. Zeus, Dios, лат. Deus). Имена практически всех вайнахских языческих божеств и демонов имеют свои параллели в древних переднеазиатских и средиземноморских культах, а мифология перекликается с мифами, в том числе и древнегреческими.
Например, знаменитый античный миф о титане Прометее перекликается с чеченским мифом о нарте Пхармате, который похитил огонь у божества огня и грома Селы и отдал его людям, за что был прикован к вершине Казбека и осужден на вечные муки. В чеченской версии Пхармат был кузнецом и ковал оружие из бронзы, что дает возможность отнести время появления этого мифа к концу III – началу II тысячелетия до нашей эры. Имя хурритского божества неба Ану ( шумерское Ан) имеет соответствие в нахском Ана. Подтверждением этому является название горизонта в чеченском языке – анайист буквально – «край, конец неба» или Аны.
Перекликаются с переднеазиатскими культовыми именами и названия таких нахских языческих божеств, как Эштр – Иштар, богиня любви у ассирийцев, Ма – Ма – Матерь богов, Дика – Дикэ, древнегреческая богиня справедливости.
В этом смысле интересную параллель с древнеегипетскими культами можно обнаружить в чеченском языке. Так, согласно египетской мифологии, одна из девяти сущностей человека называлась «са-ху» – оболочка души. В чеченском «са-ху» – это «семя души».
Языческие культы, так же как и мифология  нахов, практически не изучены, тем более в сравнении с другими, переднеазиатскими, средиземноморскими, кельтскими, германскими, славянскими мифами, с которыми первые имеют много параллелей. Единственной обобщающей работой по этой теме остается труд Б.Далгата, который носит в основном информативный характер[6].
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Помимо основных в средневековье у нахов существовали и другие, второстепенные культы, которые имели прикладное значение, а сами языческие божества были антропоморфны, могли принимать облик обычных людей или животных и в таком виде непосредственно вмешиваться в человеческую жизнь.
Например, в Майсте существовал культ Лам-Тишуол, горного духа, который обитал на вершине горы Дакох-корт (Майстойн-лам) и покровительствовал воинам и охотникам. Также, по поверьям майстинцев, на вершине этой горы жила богиня справедливости Дика, которая научила людей различать добро и зло. На северном склоне Майстинского хребта, южнее Туга, находится священная роща, в кoтopyю ни oдин oxoтник нe вoйдeт, нe oмывшиcь пpeждe в peчнoй вoдe, инaчe злaя вьюгa copвeтcя c лeдянoй вepшины Teбyлocмтa,  пpeгpaдит дopoгy идyщeмy, и тогда eгo нeминyeмo ждeт cмepть.
Вплоть да нeдaвниx вpeмeн cyщecтвoвaли cвящeнныe зaпoвeдныe poщи и в других районах горной Чeчни. B них никто не смел copвaть цветок или сломать вeткy. Дикие живoтныe чyвcтвoвaли ceбя здecь в бeзoпacнocти, тaк кaк ни oдин oxoтник нe ocмeливалcя oxoтитьcя в cвящeннoй poщe. Преждe в ниx мoгли yкpывaтьcя дaжe кpoвники, нe бoяcь тoгo, чтo иx мoжeт нacтигнyть мecть. По нapoднoмy пoвepью, пpeбывaниe в зaпoвeдныx poщax в тeчeниe oпpeдeлeннoгo вpeмeни пpивoдилo к иcцeлeнию oт мнoгиx зaбoлeвaний. Очень трепетным былo oтнoшeниe чeчeнцeв к дepeвy. C древних времeн oни нayчилиcь oбepeгaть лec, paзyмнo иcпoльзoвaть eгo. Гpyшeвoe дepeвo, грецкий opex cчитaлиcь cвящeнными, и был cтpoгий зaпpeт нa иx pyбкy. Дo cиx пop среди чeчeнцeв cyщecтвyeт пoвepьe, coглacнo кoтopoмy чeлoвeк, cpyбивший opexoвoe или гpyшeвoe дepeвo, пoпaдeт в aд. Пpoизвoльнaя pyбкa лeca зaпpeщалась, a cpyбить дepeвo из oзopcтвa cчитaлocь cтpaшным пpecтyплeниeм нapядy c yбийcтвoм чeлoвeкa. Ha дpoвa peкoмeндoвaлocь зaгoтaвливaть вaлeжник, бoльныe дepeвья, нo нeльзя былo иcпoльзoвaть в этиx цeляx цeнныe пopoды.
Гpaб тaкжe cчитaлcя cвящeнным дepeвoм. Oн использовался чeчeнцaми для изгoтoвлeния opyжия, и пoэтoмy eгo pyбкa cтpoгo peглaмeнтиpoвaлаcь.
Был распространен среди чеченцев и культ вершины. Например, майстинцы обращались к самой высокой в этой гряде гор снежной вершине Тебулосмта с молитвой: «О, великий Тулой-Лам! О, священный Тулой-Лам! Мы обращаемся к тебе с просьбой, а ты попроси за нас Великого Делу».
К культовым постройкам относятся, вероятно, и «кулли», или «хаша бен», так называемые «дорожные гостиницы», представлявшие собой небольшие каменные домики с двускатной кровлей. Их строили обычно у родников для запоздавших в дороге путников. Первоначально строительство «кулли» было связано с культом дороги, сохранившимся в различных реликтовых традициях у горцев Кавказа.
Дopoгa в менталитете чеченцeв нe пpocтo кoнкpeтнoe пoнятиe, a нpaвcтвeннaя кaтeгopия. C древних времен вce, чтo oтнocилocь к дopoгe, cчитaлocь cвящeнным. Coглacнo поверью, чeлoвeк, пpoлoживший дopoгy или пocтpoивший мocт, зacлyживaeт paя. Слeдить зa cocтoяниeм дopoги, пpoxoдящeй мимo ceлeния, cчитaлocь кoллeктивнoй oбязaннocтью вcex eгo житeлeй. Kpoмe тoгo, oни нecли мopaльнyю oтвeтcтвeннocть зa вcex пpoeзжaющиx пo этoмy oтpeзкy пyти и дoлжны были oкaзывaть гocтeпpиимcтвo зaпoздaлым пyтникaм. Жecткий зaпpeт налагался нa вce, чтo мoглo ocквepнить дopoгy, пoвpeдить ee. Heльзя былo бpaть c дopoги дaжe кaмeнь, зaнимaть пядь зeмли, oтнocящeйcя к нeй, a paзpyшение мocта вообще cчитaлocь cтpaшным пpecтyплeниeм. У чеченцeв cлoжилacь ocoбaя этикa oтнoшeний в дopoгe. Понятие «нaкъocт» (cпyтник, пoпyтчик) имeeт в чeчeнcкoм языкe и знaчeниe “дpyг, тoвapищ”.
C давниx вpeмeн в гopax cyщecтвoвaли дopoжныe гocтиницы, кoтopыe cтpoилиcь oбычнo y peки или poдникa. B них вoзвoдили oчaг или кaмин, пoл зacтилaли звepиными шкypaми. Обычнo тoт, ктo нoчeвaл или ocтaнaвливaлcя здecь нa oтдыx, ocтaвлял здecь чacть cвoeй пищи, a oxoтники — шкypы, oлeньи и тypьи poгa — в дap cвятым, пoкpoвитeльcтвyющим пyтникaм.
Coглacнo вайнaxcкoй мифoлoгии, людeй в пyти, ocoбeннo в нoчнoe вpeмя, oxpaняли тapaмы — дyxи, двoйники чeлoвeкa. Ритyaльнocть вceгo, чтo cвязaнo c дopoгoй, вocxoдит к тeм дaлeким вpeмeнaм, кoгдa y чeчeнцeв cyщecтвoвaл кyльт дopoги.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
C давниx вpeмeн в гopax cyщecтвoвaли дopoжныe гocтиницы, кoтopыe cтpoилиcь oбычнo y peки или poдникa. B них вoзвoдили oчaг или кaмин, пoл зacтилaли звepиными шкypaми. Обычнo тoт, ктo нoчeвaл или ocтaнaвливaлcя здecь нa oтдыx, ocтaвлял здecь чacть cвoeй пищи, a oxoтники — шкypы, oлeньи и тypьи poгa — в дap cвятым, пoкpoвитeльcтвyющим пyтникaм.
Coглacнo вайнaxcкoй мифoлoгии, людeй в пyти, ocoбeннo в нoчнoe вpeмя, oxpaняли тapaмы — дyxи, двoйники чeлoвeкa. Ритyaльнocть вceгo, чтo cвязaнo c дopoгoй, вocxoдит к тeм дaлeким вpeмeнaм, кoгдa y чeчeнцeв cyщecтвoвaл кyльт дopoги.
Содержательную информацию о древних языческих культах чеченцев несут петроглифы, магические знаки на башенных постройках и склепах, широко распространенные по всей горной зоне Чечни.  До недавнего времени считалось, что петроглифы возникли в эпоху активного строительства башен и склепов, то есть в XI – XVI веках. Но самые последние исследования показали, что они гораздо древнее и имеют сходство со знаками, нанесенными на керамику и металлические изделия племен кобанской культуры начала I тысячелетия до нашей эры[7]. Среди кобанских знаков встречаются почти в аналогичном виде и лабиринт, и двойные спирали, и солярные знаки различного вида, в том числе свастика с закругленными и прямоугольными концами, человеческая ладонь, змеевидные изображения, фигуры людей и животных. Такие петроглифы относятся к наиболее распространенным среди магических знаков, которые можно увидеть на средневековых архитектурных постройках горной Чечни.
К наиболее часто встречающимся петроглифам относятся так называемые солярные знаки  и различные изображения небесных светил и Вселенной.   Это, конечно же, связано с культом Солнца, одним из древнейших религиозных культов, распространенных не только на Кавказе, но и везде, где возникли древние цивилизации. Культ Солнца был распространен среди нахов, по всей вероятности, еще с III–II тысячелетия до нашей эры и просуществовал почти до конца I тысячелетия нашей эры. Культ Всемогущего и Великого Дела, единого Бога, властного над всем сущим на земле и небе, существовал у чеченцев еще до распространения христианства в Раннем Средневековье и принятия ислама. Несомненно, на него повлиял культ солнечного света, культ дневного светила.
Культ солнца, как и сопутствующий ему культ огня, были основными и главными и у древних нахов во времена бронзы и раннего железа, и у алан (равнинных нахов) в начале нашей эры.
Даже военно-политический союз нахских племен во второй половине I тысячелетия до нашей эры был известен в античных источниках и у абхазо-адыгских соседей по имени верховного божества нахов  –  «Малх» (солнце).
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук


(Изображение свастики на нашей родовой башне)


К древнейшим солярным знакам, которые получили широкое распространение в Древнем Египте, Передней Азии, Средиземноморье, относятся крест, крест в круге с точками вокруг, свастика и триквестр. Крест как знак солнца становится символом воскресения и бессмертия, четыре его луча символизируют и четыре стороны света, и четыре времени года, и четыре стихии: огонь, воду, воздух, землю. Позже христианство принимает крест как символ религии, а в исламе крест сохраняет древнейшее значение символа четырех сторон света. Крест как оберег встречается на многих башнях в горах Чечни именно на арочных камнях дверных проемов, как бы преграждая вход всему враждебному, плохому. Например, на боевой башне Кошан-боув у некрополя Цой-педе, в Мелхисте, на боевой башне в Никарой, на многих жилых башнях в ущельях Шаро-Аргуна и Аргуна.
Наиболее интересной формой креста является свастика, загнутые концы которой символизируют движение солнца по небосводу, движение всего сущего в природе. У древних нахов свастика была символом вечной жизни, символом бессмертия, универсальным оберегом. Изображения свастики встречаются на чеченских башнях в различных вариантах: прямоугольные, криволинейные, стилизованные. Классическая прямоугольная  свастика выгравирована на дверном проеме жилой башни в селении Химой. Подобный знак можно видеть на древней керамике в Центральной Европе. Криволинейная свастика выгравирована на арочном камне жилой башни в селении Итум-кале, на жилой башне в селении Зенгали, в Западной Чечне. Она также обнаружена на Северном Кавказе на керамике и металлических изделиях I тысячелетия до нашей эры[8].
С культом солнечного диска связано и  изображение круга, к которому восходят  многие языческие ритуалы и магические талисманы. Более поздним по отношению к кругу и к кресту является символ – крест в круге. Это идеограмма символизирует непрерывность движения солнечного диска по небесному своду, знак мифологической солнечной колесницы. Такие петроглифы можно видеть на многих башнях  горной Чечни: в Мелхисте, Аргунском ущелье, в Чеберлое.
К солярным символам относятся и так называемые розетки и ромашки. Их изображение связано с земледельческим календарем: ромашки с четырьмя лепестками символизируют календарный год, с тремя – сельскохозяйственный.
Все эти символы, связанные, прежде всего, с древними земледельческими культами умирания и воскрешения солнца, смертью осенью и воскрешением живой природы весной, родились вместе с земледельческими цивилизациями.
Если кресты и свастики наносились в основном на арочные камни дверных проемов, то спирали чаще всего двойные, изображались на угловых камнях. Двойные спирали в различном виде и стилизациях также относятся к наиболее распространенным петроглифам на башнях горной Чечни. Они встречаются на многих боевых и жилых башнях в ущелье Тазбичи, Шарое, Итум-кале, Мелхисте, Майсте и других районах, а на камне боевой башни у селения Хаскали выгравирована тройная спираль.
Двойные спирали одни исследователи считают также солярными знаками, символизирующими движение Солнца по небу от восхода до заката. Другие полагают, что они символизируют форму Вселенной. Но в любом случае тот факт, что  в основном  их наносили на камни или стены башен, наводит на мысль о том, что они должны были придавать постройке устойчивость, вечность.
Со спиралью как с символом связан знак лабиринта, который также часто встречается на склеповых постройках горной Чечни.
Лабиринт символизировал у древних ритуал инициации, когда душа человека пройдя множество кругов чистилища в мире мертвых, возвращалась к нему чистой и обновленной.
Петроглиф в виде двух пересекающихся колец (символ планеты Сатурн) выгравирован на стене боевой башни у селения Хаскали. Он интересен тем, что подобного знака нет не только на других чеченских башнях, но и вообще на Кавказе.
Петроглиф в виде руки или раскрытой ладони встречается в наскальных росписях древней Европы уже со времен верхнего палеолита. Он существует почти на всех чеченских боевых башнях. Изображение человеческой руки символизировало силу, власть, созидающее начало. Кроме того, одним из  значений ладони было владение, собственность. Оттиск ладони, по всей видимости, был древнейшим видом личной печати владельца. В чеченском языке с ладонью – «ка» связаны названия внешних атрибутов собственности: ков – ворота, керт – огороженное владение.
« Последнее редактирование: 22.11.2016, 20:50:03 от Иса Абу Али »
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Согласно преданию, в XVII веке чеченский Мехк кхел объявил о принятии ислама всеми чеченскими обществами, входящими в Конфедерацию тейповых общин. Если до этого времени в Чечне мирно уживались христианство, язычество и ислам, что подтверждается и археологическими материалами, то после этого ислам стал активно распространяться на всей чеченской территории.
Но жесткая система шариата, когда и общественная, и частная жизнь строго регламентируются сверху, моральное предписание является юридической нормой, грех – преступлением, не соответствовала древним демократическим традициям чеченского общества. Ведь частная жизнь всегда считалась у чеченцев неприкосновенной, так же как и личная свобода, и достоинство человека. Также неприемлемо было для чеченцев и физическое наказание, вплоть до увечий, предусмотренное шариатом. Поэтому Мехк кхел принял ряд решений, которыми предусмотрел сохранение чеченцами национальной идентичности.
Во-первых, он отказался от применения норм шариата почти во всех сферах права, за исключением имущественного и наследственного.
Во-вторых, Мехк кхел решил сохранить традиционные устои чеченцев  в различных сферах человеческой жизнедеятельности, что во многом определило своеобразие чеченского менталитета, в отличие от других народов, принявших ислам. Ведь многие народы были ассимилированы арабами за очень короткое время потому что, вместе с религией они переняли образ жизни, мировоззрение, право и даже одежду арабов.
Первоначально ислам  распространялся в Чечне постепенно, впитывая в себя древние традиции, уживаясь с язычеством и христианством, что подтверждается археологическими материалами[13]. С конца XVII – начала XVIII веков исламизация чеченского населения обретает более активные формы. Это приводит к массовой миграции христиан-чеченцев за Терек, в районы проживания казаков, где они со временем полностью растворились в русскоязычной среде.
Окончательное укрепление ислама в Чечне происходит в конце XVIII века и связано с именем Шейха Мансура, который возглавил борьбу народов Северного Кавказа против колониальной экспансии Российской империи. Шейх Мансур сочетал военное руководство с миссионерской деятельностью. Он выступал с проповедями, обличал невежество, алчность, лицемерие, порочность, осуждал кровную месть, призывал к аскетизму и духовному очищению.



Конец части статьи,  остальная часть затрагивает уже другие вопросы.
Еще раз прошу прощения за излишнее цитирование. Но они составляют одну из основ указанного  топика.
Записан
Спасибо за внимание

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Фууу, устал. Скомпоновано в предгорно-пустынной зоне при бликах  костра  недалеко от границы Оман-О.А.Э. в условиях страшного дубняка и горячего  нежелания пограничников моего  проникновения на территорию  оманского анклава по причине гражданской войны в Йемене.
Записан
Спасибо за внимание

-Аника-

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 770
  • Вероисповедание:
    Христианка. РПЦ МП
  • Всякое дыхание да славит Господа!
Интересно. Прочту позже.
Иса, Вы - Геракл!  :)
 столько написали...
Записан
От воды чужой удаляйся, и из источника чужого не пей, чтобы пожить многое время, и чтобы прибавились тебе лета жизни.Притч.9:18
Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает.
Рим.14:22

Ольга С.Н.

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 31 578
  • Вероисповедание:
    Православная
Записан
...для тех, кто идет снизу, идеал рыцарства — детоводитель к идеалу мученичества.

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 851
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Спасибо, Иса, за интереснейшую информацию! Все не осилил, дочитаю позже. А по поводу прочитанного есть вот такие мысли.

1.   Баскское слово «Аитор» - по-армянски означает «внук армянина». «Ай» или «hай» - это армянин, а «тор» - это внук.

2.   От звука «Э» образуется слово «Эак» - Сущий, т.е. Бог.

3.   тIа – ладонь, а по-армянски тhиак – весло.

4.   «Имя хурритского божества неба Ану ( шумерское Ан) имеет соответствие в нахском Ана. Подтверждением этому является название горизонта в чеченском языке – анайист буквально – «край, конец неба» или Аны». – У армян богиня Анаhит. И еще слово и имя «Ануш», что означает «благоприятный аромат».

Здесь про басков и армян:
http://ararathayasaar.blogspot.hu/2012/10/blog-post.html

А здесь про предков британцев, выходцев из Армении:
https://www.youtube.com/watch?v=YqA8VqTrxfA
« Последнее редактирование: 23.11.2016, 22:07:20 от Георгий Сергеевич »
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Спасибо за ссылки взаимно. Тоже вечерком посмотрю на отдохнувшую голову.
Надо бы побольше слов понакидать э, базовых таких,  я уверен есть еще больше совпадений и параллелей.
Скажем,  интересно:
"Де" в неиндоевропейском чеченском "день,",  как и в индоевропейских,  в том же русском -"день" :)
"Пераскан  де " -"День Параскевы " , То есть "пятница" но это конечно влияние греческого.
Записан
Спасибо за внимание

Радомысл

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 893
  • Вероисповедание:
    Родновер
  • Делай, что должно, и будь, что будет.
    • WWW
Спасибо за ссылки взаимно. Тоже вечерком посмотрю на отдохнувшую голову.
Надо бы побольше слов понакидать э, базовых таких,  я уверен есть еще больше совпадений и параллелей.
Скажем,  интересно:
"Де" в неиндоевропейском чеченском "день,",  как и в индоевропейских,  в том же русском -"день" :)
"Пераскан  де " -"День Параскевы " , То есть "пятница" но это конечно влияние греческого.
В принципе, нахские народы в своё время (примерно VI век) и со славянами контактировали.
Записан
Знай свой Род!

Иса Абу Али

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 16 043
  • Вероисповедание:
    Moslem
  • Страшный научный сотрудник Неведомой академии наук
Интересно. Прочту позже.
Иса, Вы - Геракл!  :)
 столько написали...
Да ну  бросьте :) я просто скомпоновал куски готового текста, смешав с раствором собственных мыслей.
Записан
Спасибо за внимание
Страниц: [1] 2 3 4 5 6 ... 10  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.33 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика