В данной полемике "за и против" христианской психологии мне видится возможность и не "за", и не "против", а по другому осмыслить, что может стоять за словосочетанием "христианская психология".
И здесь крайне важна такая информация, что это словосочетание использовалось до революции в нормальном православном контексте, в том числе и святителями Феофаном Затворником и Игнатием Брянчаниновым.
В 1901 г. в Свято-Сергиевой Троицкой лавре была издана брошюра "Адамово наследство. Очерки христианской психологии" (переизд.: М., 1996).
В том же году появилась статья "Христианская психология" Льва Александровича Тихомирова (1852-1923). Автор на примере работы М. Тареева "Цель и смысл жизни" показывает, насколько собственно христианская психология, основанная на опыте Церкви и св. отцов, отличается от психологии "научной". Текст работы есть в интернете.
В 1890 г. еп. Феофан Затворник, ныне причисленный Церковью к лику святых, писал: "Самым пригодным пособием для начертания нравоучения христианского могла бы служит христианская Психология" (Феофан Затворник. 1890, с. 7).
Что св. Феофан понимал под "христианской психологией"? – Вот выдержки из его письма от 1 ноября 1889 г.: "Я послал вам 33-й псалом. Еще не дошел он до вас. Там в письме и о психологии отеческой. Вы хорошие берете хлопоты – найти или составить и издать психологию христианскую. Вот, по-моему, какова должна быть программа этой психологии. Изобразить состав естества человеческого: дух, душа и тело, – и представить систематически перечень всех способностей и отправлений каждой части, – и затем описать состояние и частей естества, и способностей: – 1) в естественном состоянии, 2) в состоянии под грехом, и 3) в состоянии под благодатью..." (Феофан Затворник. Вып. 7. 1994, с. 215-216). То есть под "христианской психологией" св. Феофан понимал христианское учение о борьбе со страстями и о стяжании благодати.
А в 1860 г. епископ Игнатий (Брянчанинов), ныне также причисленный Церковью к лику святых, тоже писал о "христианской психологии": "Предпринявший изучение высокой науки в самом себе – христианской психологии – сколько ни будет усовершать себя, всегда найдет необходимым еще большее совершенствование и будет пользоваться всеми способами, доставляющими ему совершенное познание" (Игнатий (Брянчанинов). Т. 3. 2002, с. 515). Безусловно, что "христианская психология" здесь понимается именно как душепопечение, т. е. в чисто христианском контексте.
Материал из статьи
Кому и как разрабатывать православную, христианскую психологию?