Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2 3 4 5 6  Все   Вниз

Автор Тема: Была или нет анафема Льву Толстому  (Прочитано 3845 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Aлександр Г.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 865
  • Вероисповедание:
    буддизм
От очень уважаемого и много знающего форумчанина прозвучало:

Цитировать
А вот насчет анафемы Толстому Вы погорячились. Не было таковой. Никогда не было...


Всегда не сомневался, что была. И поэтому хотел бы узнать истину и прояснить, свое заблуждение:

 24 февраля 1901 года в официальном органе Святейшего правительствующего синода — журнале «Церковные ведомости» — было опубликовано Определение с посланием святейшего синода № 557 от 20 — 22 февраля того же года об отпадении графа Льва Толстого от Церкви[15]. На следующий день оно было опубликовано во всех основных газетах России.

Определение Синода гласило: «Святейший Синод в своём попечении о чадах православной церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным, в предупреждение нарушения мира церковного, обнародовать, чрез напечатание в „Церковных ведомостях“, нижеследующее своё послание: <…>»[16]. Посланию предпосылалась цитата из Павлова послания к Римлянам: «Молю вы, братие, блюдитеся от творящих, распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них» (Римл. 16, 17[17]); далее оно гласило:

...

подробности по ссылке Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом



если сообщается об отвержении какого-то человека из Православия, об этом публикуется во всех основных газетах России, -- то что это как не анафема?

Прошу прояснить. Спасибо.
Записан
духовность начинается и основывается с нравственности, а святой для меня тот у кого сердце болит за людей, всех, по настоящему...

Татьяна

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 56 532
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • На Посту!
По-моему, эта тема на форуме неоднократно поднималась. Попытайтесь воспользоваться поиском.
Записан
«Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!» Святейший Патриарх Алексий II


"Я увидел, что нагромоздив перед Богом мои благочестивые подвиги, посты и молитвы, я ни разу не подумал за это время искренне о Боге" У. Джеймс

Виталий-01

  • От администрации: взгляды данного участника не имеют отношения к христианству
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 169
  • Вероисповедание:
    Православный
От очень уважаемого и много знающего форумчанина прозвучало:
 

Всегда не сомневался, что была. И поэтому хотел бы узнать истину и прояснить, свое заблуждение:

 24 февраля 1901 года в официальном органе Святейшего правительствующего синода — журнале «Церковные ведомости» — было опубликовано Определение с посланием святейшего синода № 557 от 20 — 22 февраля того же года об отпадении графа Льва Толстого от Церкви[15]. На следующий день оно было опубликовано во всех основных газетах России.

Определение Синода гласило: «Святейший Синод в своём попечении о чадах православной церкви, об охранении их от губительного соблазна и о спасении заблуждающихся, имев суждение о графе Льве Толстом и его противохристианском и противоцерковном лжеучении, признал благовременным, в предупреждение нарушения мира церковного, обнародовать, чрез напечатание в „Церковных ведомостях“, нижеследующее своё послание: <…>»[16]. Посланию предпосылалась цитата из Павлова послания к Римлянам: «Молю вы, братие, блюдитеся от творящих, распри и раздоры, кроме учения, емуже вы научистеся, и уклонитеся от них» (Римл. 16, 17[17]); далее оно гласило:

...

подробности по ссылке Определение Святейшего синода о графе Льве Толстом



если сообщается об отвержении какого-то человека из Православия, об этом публикуется во всех основных газетах России, -- то что это как не анафема?

Прошу прояснить. Спасибо.
А Синод вообще вправе был анафему накладывать?

Анафема:
[греч. ἀνάθεμα - отлучение от Церкви], отлучение христианина от общения с верными и от святых таинств, применяемое в качестве высшей церковной кары за тяжкие прегрешения (прежде всего за измену Православию и уклонение в ересь или раскол) и соборно провозглашаемое. Церковную А. (или великое отлучение) не следует смешивать с «отлучением» (ἀφορισμός), к-рое представляет собой временное исключение индивида из церковной общины с запретом участвовать в таинствах и (для духовных лиц) занимать церковные должности. Называемое иногда также «малым отлучением», оно в отличие от А. служит наказанием за меньшие проступки, напр.: воровство, блуд (Ап. 48), участие в получении церковной должности с помощью взятки (Ап. 30) и т. п., не требует соборного решения и не нуждается в соборном провозглашении для вступления в силу.

В 1-м Послании Коринфянам (5. 1-5) ап. Павел предлагает «предать сатане» того, кто взял в жены жену отца своего. Но сам апостол говорит, что предается на мучение только плоть, и то лишь для того, чтобы душа спаслась (1 Тим 1. 20; см. толкование этого места у свт. Иоанна Златоуста (На 1 Тим. 5 - PG. 62. Col. 528). Однако под влиянием названных апостольских посланий убеждение, что А. представляет собой предание сатане, стало распространенным. Автор трактата «О том, что не следует предавать анафеме ни живых ни мертвых» (PG. 48. Col. 945-952), составленного в форме поучения и дошедшего под именем свт. Иоанна Златоуста (хотя, видимо, не принадлежащего ему), разделяет этот взгляд (Сol. 949), поэтому и считает А. недопустимой, поскольку лишение надежды на спасение противоречит основному закону христианства - закону любви к ближнему, независимо от чистоты его веры (в связи с этим приводится притча о милосердном самарянине из Лк 10. 30-37). Допустимым он признает лишь анафематствование догматических заблуждений (Сol. 952). Именно так поступил ап. Павел, произнося «да будет А.» не против конкретных лиц, а против неправедных деяний (1 Кор 16. 22 и Гал 1. 8) (PG. 48. Сol. 948). Что же касается людей, то суд над ними вершит Высший Судия - те же, кто осуждает других на вечную погибель, присваивают себе Его полномочия и будут жестоко наказаны как узурпаторы высшей власти (Сol. 949). Данный взгляд на А. нашел свою поддержку у визант. канониста Феодора Вальсамона (XII в.) (Ράλλης, Ποτλής. III 97; ср.: PG. 137, 1237A).
http://www.pravenc.ru/text/115026.html

Согласно современному Уставу РПЦ, анафему вправе налагать только Патриарх, и архирей (и то, если Патриарх утвердит).
Записан

протоиерей Александр

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 322
  • Вероисповедание:
    православный
  • УПЦ (МП) Настоятель храм Иоакима и Анны
    • WWW
В Определении и послании Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом от 20 - 22 февраля 1901 года [по старому стилю] не было не только слова "анафема", но даже слова "отлучение" или "отсечение". В нем лишь официально извещалось, что графа Льва Толстого отныне нельзя считать членом Православной Церкви, поскольку его публично высказываемые и тиражируемые убеждения несовместимы с принадлежностью к таковой. Синод констатировал тот факт (который неоднократно подчеркивал сам Толстой), что писатель, отрицая церковные догматы, Таинства и обряды, не принадлежит к Церкви.  И важно отметить, что после определения Синода сам Толстой не опротестовал его, а подтвердил, что к Церкви не принадлежит.
Предлагать Церкви отменить анафему Толстому (такие призывы раздавались и в 1978 г., к 150-летию со дня его рождения, и в 2001 г. – к 100-летию со дня отлучения) – это, конечно, явное недоразумение, так как никакой анафемы не было.
 
Записан
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
(1Кор.11:19)

Андрей Леонидович Карчевский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 839
  • Вероисповедание:
    православный
никакой анафемы не было.

Я чего-то совсем запутался, отец Александр!
Разве анафема - это не констатация факта, что некто не принадлежит к ПЦ?
Разве это не констатация факта: "В нем лишь официально извещалось, что графа Льва Толстого отныне нельзя считать членом Православной Церкви, поскольку его публично высказываемые и тиражируемые убеждения несовместимы с принадлежностью к таковой. Синод констатировал тот факт..., что писатель, отрицая церковные догматы, Таинства и обряды, не принадлежит к Церкви."?
Записан

Александр Черепанов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 296
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • Принца на белом коне заказывали?
Записан
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Aлександр Г.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 865
  • Вероисповедание:
    буддизм
Ответ Льва Толстого на решение Синода об отлучении его от церкви

здесь вроде более полный текст, и например по вашей ссылке нет кажется слов "тогда как мне хорошо известно, что людей, разделяющих мои взгляды, едва ли есть сотня":

Ответ на определение синода от 20—22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма (Толстой)
« Последнее редактирование: 21.11.2017, 10:34:30 от Aлександр Г. »
Записан
духовность начинается и основывается с нравственности, а святой для меня тот у кого сердце болит за людей, всех, по настоящему...

Aлександр Г.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 865
  • Вероисповедание:
    буддизм
В Определении и послании Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом от 20 - 22 февраля 1901 года [по старому стилю] не было не только слова "анафема", но даже слова "отлучение" или "отсечение". В нем лишь официально извещалось, что графа Льва Толстого отныне нельзя считать членом Православной Церкви, поскольку его публично высказываемые и тиражируемые убеждения несовместимы с принадлежностью к таковой. Синод констатировал тот факт (который неоднократно подчеркивал сам Толстой), что писатель, отрицая церковные догматы, Таинства и обряды, не принадлежит к Церкви.  И важно отметить, что после определения Синода сам Толстой не опротестовал его, а подтвердил, что к Церкви не принадлежит.
Предлагать Церкви отменить анафему Толстому (такие призывы раздавались и в 1978 г., к 150-летию со дня его рождения, и в 2001 г. – к 100-летию со дня отлучения) – это, конечно, явное недоразумение, так как никакой анафемы не было.

Большое Вам спасибо за ответ.

Но боюсь, что мне это не суждено понять по моим представлениям о понятиях и смыслах: "не было не только слова "анафема", но даже слова "отлучение" или "отсечение". В нем лишь официально извещалось, что графа Льва Толстого отныне нельзя считать членом Православной Церкви" -- для меня это все одно и тоже, выраженное разными словами, а важны всегда не слова,  а смысл.

Извините, за мою неспособность "понимать", предположительно мы с Вами мыслим по разному, и нет возможности принципиально прийти к согласованному общему или приближенно - общему пониманию -- у меня такое мнение сложилось после чтения Вашего ответа.

с особым уважением и почтением
Записан
духовность начинается и основывается с нравственности, а святой для меня тот у кого сердце болит за людей, всех, по настоящему...

Александр Черепанов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 296
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • Принца на белом коне заказывали?
здесь вроде более полный текст, и например по вашей ссылке нет кажется слов "тогда как мне хорошо известно, что людей, разделяющих мои взгляды, едва ли есть сотня":

Ответ на определение синода от 20—22 февраля и на полученные мною по этому случаю письма (Толстой)
По моей ссылке в "Дилетанте" в точности то же самое, см. пятый абзац.
Записан
будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением. (1Пет.3:15)

Aлександр Г.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 865
  • Вероисповедание:
    буддизм
По моей ссылке в "Дилетанте" в точности то же самое, см. пятый абзац.

да согласен, - вы правы. При проверке соответствия  набрал слово "сотня" и решил воспользоваться автоматикой (контекстный поиск на веб странице), а автоматика подвела -- наверное набрал слово, с опечаткой  :D 
Записан
духовность начинается и основывается с нравственности, а святой для меня тот у кого сердце болит за людей, всех, по настоящему...

Татьяна

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 56 532
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • На Посту!
Большое Вам спасибо за ответ.

Но боюсь, что мне это не суждено понять по моим представлениям о понятиях и смыслах: "не было не только слова "анафема", но даже слова "отлучение" или "отсечение". В нем лишь официально извещалось, что графа Льва Толстого отныне нельзя считать членом Православной Церкви" -- для меня это все одно и тоже, выраженное разными словами, а важны всегда не слова,  а смысл.

Извините, за мою неспособность "понимать", предположительно мы с Вами мыслим по разному, и нет возможности принципиально прийти к согласованному общему или приближенно - общему пониманию -- у меня такое мнение сложилось после чтения Вашего ответа.

с особым уважением и почтением

Очевидна же разница.
Анафема - отлучен по инициативе Церкви.
А тут сам отпал. По  СОБСТВЕННОЙ воле. И не отрицал этого до самой смерти, видимо.
Записан
«Выше закона может быть только любовь, выше правды лишь милость, а выше справедливости лишь прощение!» Святейший Патриарх Алексий II


"Я увидел, что нагромоздив перед Богом мои благочестивые подвиги, посты и молитвы, я ни разу не подумал за это время искренне о Боге" У. Джеймс

Aлександр Г.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 865
  • Вероисповедание:
    буддизм
Очевидна же разница.
Анафема - отлучен по инициативе Церкви.
А тут сам отпал. По  СОБСТВЕННОЙ воле. И не отрицал этого до самой смерти, видимо.

очевидно что было опубликовано Решение религиозными властями, а это не Толстой опубликовал свое Решение во всех основных газетах России

я лично никакой такой "По  СОБСТВЕННОЙ воле" у него не обнаружил и лично он возмущался, так как это спровоцировало большую волну экстремизма как в отношении его лично, так и его близких  - за него церковные власти эту так называемую "По  СОБСТВЕННОЙ воле" нашли

собственно я уже высказал свое мнение, что к сожалению, не могу понять и не способен понять подобные обороты речи и логики. извините.
Записан
духовность начинается и основывается с нравственности, а святой для меня тот у кого сердце болит за людей, всех, по настоящему...

Виталий-01

  • От администрации: взгляды данного участника не имеют отношения к христианству
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 169
  • Вероисповедание:
    Православный
В Определении и послании Святейшего Правительствующего Синода о графе Льве Толстом от 20 - 22 февраля 1901 года [по старому стилю] не было не только слова "анафема", но даже слова "отлучение" или "отсечение". В нем лишь официально извещалось, что графа Льва Толстого отныне нельзя считать членом Православной Церкви, поскольку его публично высказываемые и тиражируемые убеждения несовместимы с принадлежностью к таковой. Синод констатировал тот факт (который неоднократно подчеркивал сам Толстой), что писатель, отрицая церковные догматы, Таинства и обряды, не принадлежит к Церкви.  И важно отметить, что после определения Синода сам Толстой не опротестовал его, а подтвердил, что к Церкви не принадлежит.
Предлагать Церкви отменить анафему Толстому (такие призывы раздавались и в 1978 г., к 150-летию со дня его рождения, и в 2001 г. – к 100-летию со дня отлучения) – это, конечно, явное недоразумение, так как никакой анафемы не было.
Нет никаких сомнений, что Лев Толстой проповедовал ереси и святотатствовал, отрицая Таинства и Божественность Христа, что хорошо видно из его ответа Священному Синоду:

Сказано также, что я отвергаю все таинства. Это совершенно справедливо. Все таинства я считаю низменным, грубым, несоответствующим понятию о Боге и христианскому учению колдовством и, кроме того, нарушением самых прямых указаний Евангелия. В крещении младенцев вижу явное извращение всего того смысла, который могло иметь крещение для взрослых, сознательно принимающих христианство; в совершении таинства брака над людьми, заведомо соединявшимися прежде, и в допущении разводов и в освящении браков разведенных вижу прямое нарушение и смысла, и буквы Евангельского учения. В периодическом прощении грехов на исповеди вижу вредный обман, только поощряющий безнравственность и уничтожающий опасение перед согрешением.

Верю я в следующее: верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством.
 


Святые отцы Церкви учат нас, что не соборы отлучают еретика от Церкви, а сам еретик своей ересью отторгает себя от Церкви, вместе с тем, постановление Синода составлено таким образом, что Л,Н. Толстой справедливо замечает:
...не будучи в сущности отлучением, оно бы казалось таковым,

Другими словами, по сути постановление Синода правильное, а по форме оставляет желать лучшего.


Лев Толстой так и не понял, что Христос создал Святую Церковь, Церковь благодати, которую православные получают посредством Таинств, но объяснить ему это было несложно, -нужно было просто показать, как молитвой во имя Иисуса Христа исцеляются болезни.
Как это показали мне ещё в детстве мои православные родители.

Поэтому в нашей семье даже коты и пёсики верующие, ибо исцеляясь молитвой, на практике убедились в могуществе Церкви Христовой. :)
« Последнее редактирование: 21.11.2017, 16:26:14 от Виталий-01 »
Записан

Виталий-01

  • От администрации: взгляды данного участника не имеют отношения к христианству
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 169
  • Вероисповедание:
    Православный
"И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим".
Другими словами, кто хочет получать в Православии, всё потеряет, а приобретают те, кто всё отдает.

Такой вот парадокс. ;)
Записан

протоиерей Александр

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 322
  • Вероисповедание:
    православный
  • УПЦ (МП) Настоятель храм Иоакима и Анны
    • WWW
Еще раз повторяю: анафемы не было!
Все Ваши, дорогие мои и любимые размышления, есть интерпретация Синодального решения!
Когда Вы, опять же, дорогие и любимые, представите мне распоряжение Синода о провозглашении  АНАФЕМЫ, тогда я с Вами соглашусь, покаюсь в своем незнании и пойду лить слезы о своей некомпетенции.

А Льва Николаевича читать надобно...
Прошу молитв и понимания.
Аминь.
« Последнее редактирование: 26.11.2017, 13:01:22 от протоиерей Александр »
Записан
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
(1Кор.11:19)

Виталий-01

  • От администрации: взгляды данного участника не имеют отношения к христианству
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 169
  • Вероисповедание:
    Православный
И как Вы считаете, кто же был диверсантом в деле великого русского писателя?
Теперь, когда вопрос с Бендерой и ЧЖ мы выяснили, можно перейти к сабжу темы.
Давайте вместе смотреть почему великий писатель Лев Толстой вообще пошел против Церкви, и почему так бездарно ответил Синод.

Ряд церковных иерархов ещё с конца 1880-х годов обращались к Синоду и к императору Александру III с призывом наказать Льва Толстого и отлучить его от Церкви, однако император отвечал, что «не желает прибавлять к славе Толстого мученического венца».
После смерти Александра III (1894) аналогичные призывы стал получать Николай II. Резко осуждал взгляды и проповедь графа святитель Феофан Затворник.

К решительному шагу Синод подвинула болезнь Толстого в 1899 г.
Святейший синод издал секретный циркуляр, в котором признавалось, что тот решительно отпал от общения с Церковью и, по церковным канонам, не может быть в случае смерти погребён по православному обряду, если пред смертью не восстановит общения с нею чрез таинства исповеди и евхаристии.

К началу XX века Обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев, ранее считавший отлучение необходимым, стал противником такого шага, полагая, что в складывающейся внутриполитической ситуации такой акт будет воспринят как правительственная демонстрация, а не как давно ожидаемая верующими мера церковного воздействия.

Инициатором в данном случае выступил Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний (Вадковский), который 11 февраля 1901 года направил Обер-прокурору (который не был членом Синода) письмо, в котором заявлял: «Теперь в Синоде все пришли к мысли о необходимости обнародования в „Церковных Ведомостях“ синодального суждения о графе Толстом».

Победоносцев не стал чинить препятствий и сам написал первоначальный текст синодального Определения; чтобы смягчить тон Определения и чтобы оно имело характер свидетельства о самостоятельном отпадении Толстого от Церкви, в его текст были внесены изменения митрополитом Антонием и другими членами Синода во время заседания 20 — 22 февраля (ст. ст.) 1901 года.

Как и все определения Синода, решение по Толстому предварительно докладывалось обер-прокурором императору; из опубликованного после революции письма Победоносцева от 25 февраля (воскресенье) 1901 года императору Николаю II явствует, что по опубликовании (в тот день) синодального определения Победоносцев получил выговор от царя, ввиду чего просил у него в письме прощения за то, что «не испросил согласия Вашего Величества на самую редакцию послания синода».

Победоносцев далее в письме писал Николаю II: «Но что это действие синода произошло без ведома Вашего Величества, в том смею обратиться к памяти Вашего Величества. Для того главным образом я и испрашивал разрешение представляться Вашему Величеству в прошлую пятницу, чтобы доложить о сем предположении синода и объяснить его. Я докладывал, что синод вынужден к сему смутою, происходящею в народе, и многочисленными просьбами о том, чтобы высшая церковная власть сказала своё слово; что послание составляется в кротком и примирительном духе, о чём прилагается забота.

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%A1%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%B9%D1%88%D0%B5%D0%B3%D0%BE_%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BE_%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B5_%D0%9B%D1%8C%D0%B2%D0%B5_%D0%A2%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BC
« Последнее редактирование: 25.11.2017, 01:18:37 от Виталий-01 »
Записан

Ружана

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 15 621
"Синодальный акт был очевидной ошибкой. В принципе правильно составленный документ, но напечатанный не вовремя, не в той России,  в которой ему следовало появиться, не для того Толстого,  который мог бы еще ему внять, потряс русское общество не своим смыслом, а средневековым пафосом самого поступка. Ведь этот акт появился с небольшим отрывом от Дня Торжества Православия. Именно в Торжество Православия традиционно предавались «анафеме» все еретики и бунтовщики. Последний раз это делалось в XVIII веке — с гетманом Мазепой. Но с 1801 года имена еретиков не упоминались в церковных службах, а с 1869 года из списка имен, проклинаемых священниками, выпустили даже Мазепу и Отрепьева, т. е. явных государственных преступников.

Конечно, имя Толстого не предавали «анафеме» в храмах, как об этом написано в одном из не лучших рассказов Куприна. Но дело не в этом. Дело в том, что решительно во всех слоях русского общества, от рабочих до студентов и от профессоров до обычных священников, «определение»  Святейшего Синода понималось именно как «отлучение»  и никак иначе. Синодальный акт всколыхнул в русском сознании воспоминание о временах Аввакума и гонений на раскольников. «Отлучили!» «Отлучили!» И — кого? Величайшего современника, славу страны!

4 марта 1901 года на Казанской площади в Петербурге состоялась демонстрация в поддержку Толстого с избиением полицией ее участников.

На 29-й выставке Товарищества передвижников картину Репина «Толстой на молитве» украшали цветами. В итоге картину пришлось снять.

И таких событий было много. В Ясную Поляну приходили нескончаемые письма и телеграммы с поздравлениями (!), что Толстого отлучили.

Василий Розанов выступил с резкой статьей, название которой говорит само за себя: «Об отлучении графа Л.Н.Толстого от церкви». «Между тем Толстой, — писал Розанов, — при полной наличности ужасных и преступных его заблуждений, ошибок и дерзких слов, есть огромное религиозное  явление, может быть — величайший феномен религиозной русской истории за 19-й век, хотя и искаженный. Но дуб, криво выросший, есть дуб, и не его судить механически-формальному учреждению, которое никак не выросло, а сделано человеческими руками (Петр Великий с серией последующих распоряжений). Посему Синод явно не умеет подойти к данной теме, долго остерегался подойти и сделал, может быть, роковой для русского религиозного сознания шаг — подойдя. Акт этот потряс веру русскую более, чем учение Толстого».

Синодальный акт расколол даже священство. Вдруг выяснилось, что не только среди «верных чад» православной церкви, но и в среде их пастырей есть немало поклонников Толстого. И решение Синода оскорбило их вдвойне — и за любимого писателя, и за родную церковь.

Синодальный акт вызвал раскол даже среди монахов, этих, казалось бы, самых ортодоксальных ревнителей православия. Из недавно опубликованных писем с Афона схимонаха Ксенофонта (князя Константина Вяземского) к сестре можно судить о том, какой взрыв сомнения, а иногда и возмущения вызвал этот петербургский документ в святынях русского православия.

«Дело Синода блюсти за Церковью, — писал Ксенофонт, — то есть наблюдать, чтобы духовенство вело себя пристойно». «Клясть и поносить людей за то, что они мыслят иначе, чем прочие, не входит в крут деятельности Синода». «Толстой сам себя всегда объявлял не принадлежащим к Православной Церкви, значит, она на него прав не имеет, как не имеет их ни на сектантов, ни на лютеран, ни на католиков». «Если хотят осудить и заклеймить религиозные толкования Толстого, должны собрать собор и притом выслушать его объяснения, а не заочно решать, как Римские папы. Впрочем, кто не знает, что здесь играют роль личные страсти, оскорбленное самолюбие»".

http://e-libra.su/read/228509-lev-tolstoj-begstvo-iz-raya.html
Записан

Aлександр Г.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 12 865
  • Вероисповедание:
    буддизм
"Синодальный акт был очевидной ошибкой. В принципе правильно составленный документ, но напечатанный не вовремя, не в той России,  в которой ему следовало появиться, не для того Толстого,  который мог бы еще ему внять, потряс русское общество не своим смыслом, а средневековым пафосом самого поступка. Ведь этот акт появился с небольшим отрывом от Дня Торжества Православия. Именно в Торжество Православия традиционно предавались «анафеме» все еретики и бунтовщики. Последний раз это делалось в XVIII веке — с гетманом Мазепой. Но с 1801 года имена еретиков не упоминались в церковных службах, а с 1869 года из списка имен, проклинаемых священниками, выпустили даже Мазепу и Отрепьева, т. е. явных государственных преступников.

Конечно, имя Толстого не предавали «анафеме» в храмах, как об этом написано в одном из не лучших рассказов Куприна. Но дело не в этом. Дело в том, что решительно во всех слоях русского общества, от рабочих до студентов и от профессоров до обычных священников, «определение»  Святейшего Синода понималось именно как «отлучение»  и никак иначе. Синодальный акт всколыхнул в русском сознании воспоминание о временах Аввакума и гонений на раскольников. «Отлучили!» «Отлучили!» И — кого? Величайшего современника, славу страны!

4 марта 1901 года на Казанской площади в Петербурге состоялась демонстрация в поддержку Толстого с избиением полицией ее участников.

На 29-й выставке Товарищества передвижников картину Репина «Толстой на молитве» украшали цветами. В итоге картину пришлось снять.

И таких событий было много. В Ясную Поляну приходили нескончаемые письма и телеграммы с поздравлениями (!), что Толстого отлучили.
...

Большое спасибо. Вы нашли и представили исчерпывающую информацию по теме. По крайней мере, для меня  liuks!
Записан
духовность начинается и основывается с нравственности, а святой для меня тот у кого сердце болит за людей, всех, по настоящему...

протоиерей Александр

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 322
  • Вероисповедание:
    православный
  • УПЦ (МП) Настоятель храм Иоакима и Анны
    • WWW
Баендеровцы и жертвоприношения удалены, участники спама - прощены, но предупреждаю: повторение подобного чревато.
Я отслужил, отдохнул, пообедал и буду любвеобильно принимать меры силового воздействия к нарушителям правил Форума.
Записан
Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные.
(1Кор.11:19)

Алексей Мартынов

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 741
  • Вероисповедание:
    Православный

А Льва Николаевича читать надобно...


Лет 20 тому назад нам задарили (ну, не выбрасывать же) полное собрание сочинений сего графа...
Года три назад, устав обратывать тряпкой эти тома, предложил своей прекрасной половине эти тома либо к книгостарьёвщикам, либо - у помойки оставить...
Сколько было обличений в отсутствии элементарной культуры...
Но я хитрый, открыл том с книжками для яснополянской школы...
И начал вслух читать...
От помойки Льва Николаевича спасла исключительно моя добрая воля...
Отправился он к стихийным букинистам - задарма...
P.S. Оно и понятно... Найдите в его произведениях хоть каплю чувства юмора...
P.P.S. А ведь Иван Андреевич мог...  ;)


« Последнее редактирование: 28.11.2017, 17:17:36 от Алексей Мартынов »
Записан
Страниц: [1] 2 3 4 5 6  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.201 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика