Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 [2] 3 4 5  Все   Вниз

Автор Тема: Кто из ранних святых, включая святых 4 века, упоминает практику молитвы к святым  (Прочитано 2450 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Денис В.С.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 28 580
  • Вероисповедание:
    Православная Кафолическая Церковь
  • РПЦ МП
Его знания и опыт священника не нивелировались в тот миг, когда тот человек ушёл (или его "ушли") из РПЦ.
Подобно тому, как, к примеру, стихи поэта, исключённого из-за каких-то идеологических тёрок из Союза писателей СССР, не теряют в этот же миг рифм и ритма. Причём ни стихи, написанные до того, ни стихи, написанные после того.

У многих священников сейчас, к глубокому сожалению, часто нет духовного образования и они поэтому начинают фантазировать об Учении Церкви. Это проблема длительного безбожия. Плюс часто ставят священников моложе 30 лет, что по канонам недопустимо. Иначе человек может впасть в различные духовные соблазны, в том числе и ересь.
А Учение Церкви чётко изложено в Писании и Предании Церкви.
Записан
"Ибо защита Сына не меньше, а защита Отца не больше; она вообще является лишь защитой Сына, и действует только через Сына." (преподобный Максим Исповедник)

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
Учение Церкви чётко изложено в Писании и Предании Церкви
1. Настолько "чётко", что несть числа вопросов, по которым несть числа споров даже между членами одной лишь РПЦ на форумах и в СМИ. В том числе насчёт состава и переводов Писания, не говоря уж про состав Предания и не говоря уж про так называемые "толкования" - хоть Писания, хоть текстов, называющихся Преданием.
Библия -- "визитная карточка" баптистов, протестантов и прочих сектантов; но не православных.
Лучше её вообще не читать раньше святых отцов, ибо это чревато неправильным её пониманием
вы не готовы духовно понимать св. отцов. Вы их понимаете душевно.
Св. Писание сначала внимательно изучите. Потом за св. отцов хватайтесь.
вы апеллируете к постановлениям соборов и к мнению мудрецов
ваши оппоненты полностью аналогично апелируют к постановлениям соборов и мнению мудрецов

2. К тому же,  кто это - Церковь, у людей также различные понимания.
Записан

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
У многих священников сейчас, к глубокому сожалению, часто нет духовного образования и они поэтому начинают фантазировать об Учении Церкви. Это проблема длительного безбожия.
:D
Это какого-такого "длительного безбожия" и "безбожия" кого? - священников?
И так пишете, будто когда-то все священники были прямо-таки отличники духовного образования и светочи духовной мысли.
Никогда не было "золотого века" - ни по составу клира, ни по составу прихожан.
Записан

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
А по поводу явления ангелов в образе святых, вот что пишет Исаак Сирин: "…весьма многие, достигшие степени чистоты, сподобляются лицезрения некоторых святых всегда в ночном видении… и говорят, что святые ангелы принимают на себя подобия некоторых досточтимых и благих святых, и в сонном мечтании показывают душе эти подобия, во время парения её мыслей, к её радости, обогащению и веселию"
А что, у этих "достигших степени чистоты душ" нет уверенности в невидимом (Евреям 11:1) и они не в состоянии радоваться без видимых картинок?
И в других-то "авторитетных" поучениях - как раз предостережения от всяческих "мечтаний", "парений мысли" и видений, разве не так?

Зачем ангелы являлись людям в библейских рассказах?
Сказано, что это служебные духи для верующих.

1. "Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал. Иерихон заперся и был заперт от [страха] сынов Израилевых: никто не выходил [из него] и никто не входил" (Иис. Нав. 5:13-16).
 "Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, и находящихся в нем людей сильных; пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды в день; и это делай шесть дней; и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и весь народ пойдет в город, устремившись каждый с своей стороны" (Иис. Нав. 6:1-4).

Этот случай - накануне важного сражения с Иерихонцами.  Служебный дух был послан для службы в этой битве.

2.   "И явился Ангел Господень жене и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнёшь, и родишь сына; итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого; ибо вот, ты зачнёшь и родишь сына, и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнёт спасать Израиля от руки Филистимлян" (Суд. 13:3-5).

"Маной помолился Господу и сказал: Господи! пусть придёт опять к нам человек Божий, которого посылал Ты, и научит нас, что нам делать с имеющим родиться младенцем" (Суд.13:8  )

В этом случае тоже понятно, зачем явился Ангел. Для инструкции в конкретном деле.

Записан

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
3.  "И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатёр, во время зноя дневного" (Быт.18:1)  "И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его" (Быт.18:10).

Тут тоже понятно, что Господь возвестил тоже о конкретном физическом событии в жизни Авраама и Сарры.  Не далёком событии -- а о том, что должно сейчас произойти, как и было в предыдущих примерах.

4.  "Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города. Когда же вывели их вон, [то один из них] сказал: спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть" (Быт.19:15-18).

Снова конкретное дело, совершающееся в данный момент времени.  Лот от Ангелов знал -- что ему нужно сделать  здесь и сейчас, чтобы совершить своё спасение и спасение своей семьи.

5. "И пришёл Ангел Господень и сел в Офре под дубом, принадлежащим Иоасу, потомку Авиезерову; сын его Гедеон выколачивал тогда пшеницу в точиле, чтобы скрыться от Мадианитян. И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный!" (Суд.6:11,12)

 "Господь, воззрев на него, сказал: иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя" (Суд.6:14).

Опять же Ангел сказал о том, чем Гедеон должен сейчас заниматься вместо выколачивания пшеницы. И буквально в эту же ночь после явления Ангела Гедеон по указанию Бога начал исполнять порученное.  А именно -- разрушил жертвенник Ваала, построенный отцом Гедеона.  А потом сразу же началась война с Мадианитянами и Амаликитянами.  Говоря проще -- Гедеон начал совершать конкретные физические действия.

6.  "И нашел её Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру. И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идёшь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей. Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей" (Быт. 16:7-9).

 "и услышал Бог голос отрока; и Ангел Божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; Бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока и возьми его за руку, ибо Я произведу от него великий народ" (Быт.21:17,18).

Снова Ангел сказал человеку о конкретном действии, которое нужно сделать здесь и сейчас.  В исполнении сказанного было спасение Агари и её сына от гибели.

7.  "И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнём, но куст не сгорает" (Исх. 3:2) 

"Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых" (Исх. 3:10).

Снова Ангел говорит о том, что человеку нужно сделать именно сейчас.  Причём это действие физическое -- нужно встать и пойти в указанном направлении в указанное место.

Ангелы в Писании приходят и конкретно учат конкретным вещам человека.
Записан

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
Являться вестниками от Бога к рождённым свыше христианам для ангелов - излишнее дело.
Сами подумайте, Сам Христос Бог живёт в христианине, Духом Святым поучает и водит его.
"Или вы не знаете самих себя, что Иисус Христос в вас? Разве только вы не то, чем должны быть" (2-е Послание Коринфянам 13:5).
"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе" (Послание Филлипийцам 2:5).
“мы имеем ум Христов” (1-е Коринфянам 2:16)

Записан

Андрей Алекс.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 39 625
  • Вероисповедание:
    Православный
Ещё в раннехристианские времена появился обычай совершать Литургию на гробницах мучеников. Тогда и молиться им начали в ходе Богослужения.
Записан

Денис Васильевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 649
Св. Иоанн Златоуст говорит: "Скажи мне, где гроб Александра (Македонского)? Укажи и скажи, в который день он умер? А гробы рабов Христовых славны, и находятся в царственном городе; дни кончины их известны, ибо составляют торжество для целой вселенной. Александрова гроба не знают и свои; а гроб Христов знают и варвары. И гробы рабов Распятого блистательнее царских дворцов, не только по величине и красоте строений, - ибо и в этом они превосходнее, - но, что гораздо важнее, по ревности приходящих к ним. Ибо и тот, кто носит багряницу (т.е., царь, правитель), приходит лобызать гробы сии, и стоит пред ними, и молит святых, чтоб предстательствовали за него пред Богом. В предстательстве уже умершего, скинотворца и рыбака, имеет нужду облеченный в диадиму".
Записан

Денис Васильевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 649
Являться вестниками от Бога к рождённым свыше христианам для ангелов - излишнее дело.
Сами подумайте, Сам Христос Бог живёт в христианине, Духом Святым поучает и водит его.

И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну (Откр. 1:1). Откровение посылается через Ангела. Святой евангелист Лука говорит, что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился македонянин (вероятно ангел-хранитель Македонии) и просил его прийти в Македонию для проповедания Евангелия (Деян. 16:9).
Записан

Гвоздев Сергей

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 540
  • Вероисповедание:
    православный христианин
Он священник РПЦ, которого "ушли" из РПЦ ("запретили") за принципиальность.
Ну, и в чём его авторитет в вопросах церковного учения?
Записан
Воскрéснут мéртвии, и востанут сýщии во гробéх,
и вси земнорóднии возрадуются.

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
И Он показал, послав оное через Ангела Своего рабу Своему Иоанну (Откр. 1:1). Откровение посылается через Ангела. Святой евангелист Лука говорит, что в Троаде Павлу было ночью видение, что ему именно явился македонянин (вероятно ангел-хранитель Македонии) и просил его прийти в Македонию для проповедания Евангелия (Деян. 16:9).
1. Об "Откровении" Иоанна.
"И сказал мне: сии слова верны и истинны; и Господь Бог святых пророков послал Ангела Своего показать рабам Своим то, чему надлежит быть вскоре" (Откр. 22:6).
"И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей" (Откр. 22:18).
Думаю поэтому, что если явившийся кому-то "ангел" говорит о глобальном будущем для Церкви и Земли, то это странно. Наверное, видения в стиле подделки под то видение Иоанна - не от Бога.

2. Всё-таки ночные видения - это не когда среди дня бодрствующему человеку, никакими недосыпами-недоедами и прочими экспериментами над своим организмом не занимавшемуся, является ангел.
    В любом случае, в Деяниях, глава 16, тот "некий муж" инструктировал о конкретном физическом действии, которое нужно выполнить сейчас:
"И было ночью видение Павлу: предстал некий муж, Македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. После сего видения тотчас мы положили отправиться в Македонию, заключая, что призывал нас Господь благовествовать там. Итак, отправившись из Троады..."
Вот чтобы ангел спецрейсом прилетел повеселить кого: "Этот нашего рода" - и т.п. - не видать такого:
по поводу явления ангелов в образе святых, вот что пишет Исаак Сирин: "…весьма многие, достигшие степени чистоты, сподобляются лицезрения некоторых святых всегда в ночном видении… и говорят, что святые ангелы принимают на себя подобия некоторых досточтимых и благих святых, и в сонном мечтании показывают душе эти подобия, во время парения её мыслей, к её радости, обогащению и веселию".
Записан

Гвоздев Сергей

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 540
  • Вероисповедание:
    православный христианин
Интересуют ранние святые, включая по 4 век, так как это будет более авторитетно.
интересуют только свидетельства молитвы к святым у христианских авторов 2-4 вв.
А почему так "авторитетно выделился" период 2-4 вв. ? ???
Записан
Воскрéснут мéртвии, и востанут сýщии во гробéх,
и вси земнорóднии возрадуются.

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
"Известные на сегодняшний день чины православной литургии содержат немало поминаний святых. Но не содержат ни одной молитвы, обращённой к кому-либо, кроме Бога-Отца или Бога (без уточнения Лица). Ещё есть буквально две-три молитвы, более позднего происхождения, обращённые к Сыну Божию. Это легко проверить просто по служебнику. Чины молебнов в Требнике, в которые сейчас иногда вставляют молитвы к святым, самих этих молитв тоже не содержат. Службы древним святым, написанные в VIII-IX веке и содержащиеся в наших Минеях, содержат очень мало молитвенных обращений к святым, уместных лишь в традициях древней гимнографии, которая у греков допускала обращения и к неодушевлённым предметам – небу, земле, солнцу. И это никого особо не раздражало, ибо метафора – слово греческое и понятие у греков распространённое. Конечно, прославляя святых, древние, так же, как и мы, верили в их небесное ходатайство за нас. Но и это ходатайство они не ставили взамен личной веры человека и его жизни по вере. И в том, древнем богослужебном контексте обращения к святым в стихирах и канонах: молите Бога о нас, - были лишь эпизодическими. На их основании нельзя сделать вывод, будто к святым уже впрямую обращались с молитвами.
А что вошло в богослужебный чин потом?
Более поздние службы в честь святых (в особенности, русские, болгарские, сербские и другие) содержат молитвенных обращений уже гораздо больше. Сам их чин расширился до полиелейного и бденного знака. Возникли акафисты, возникли молитвы на молебнах, причём то и другое в Русской Церкви вошло в практику не раньше XIX века. Со временем несколько исказился чин, который именуется каноном на утрени. Вместо положенных там по уставу стихов библейских песен вошли молитвенные припевы: святой (имярек), моли Бога о нас. Раньше их не было, и этого тоже не надо забывать.

В похвальных словах на память мучеников, произнесённых святителями Древней Церкви так же не слышно призывов: молитесь святым.
В IV веке в пылу арианской полемики св. Григорий Богослов составлял молитвы к Иисусу Христу, полагая, что такие тексты лучше аргументов могут расположить христианина к тому, чтобы почитать Отца и Сына и Святого Духа Единым Богом. В такой обстановке, конечно, ещё не могло быть молитв, обращённых к святым. Тот, кому обращают молитву – Бог просто по определению! (см. Иларион (Алфеев), иеромонах. Жизнь и учение св. Григория Богослова, М. 1998, с. 370-375).
Более того. У нас есть замечательный литургический памятник: молитвы на день Пятидесятницы, приписываемые св. Василию Великому. Его авторство здесь очень вероятно, и практически несомненно, что эти молитвы восходят именно к тому времени. Ведь из достаточно достоверных сведений о его жизни известно, что его друг, св. Григорий Богослов, упрекал Василия, что тот не именует гласно Святого Духа Богом. Василий соглашался, что это было бы вполне оправданно, но не желал раздражать таким нововведением братьев, не привыкших к такому именованию (тринитарные споры были ещё в разгаре). И вот в молитвах на день сошествия Святого Духа – нет обращения к Святому Духу! Одна молитва обращена к Отцу, две – к Сыну, во всех трёх - молитва о ниспослании и нам Святого Духа. А к самому Третьему Лицу Божества обращений нет, и именно в такой день, когда они наиболее уместны. Как в такой обстановке могла родиться молитва к кому-то из святых? Конечно, нет. (Риторические обороты эллинского панегирика, вроде: "восстань, Цезарь, из гроба и виждь!" – нельзя всерьёз считать молитвами, хотя такого рода фигуры речи мелькают изредка и у древних авторов)".

Записан

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
"Оправданы ли молитвы к святым с богословской точки зрения?
Если это редкие обращения (примерно на уровне византийского богослужебного устава), то да, оправданы. Во всяком случае, ничего страшного в них нет. Но увлекаться такими молитвами – вредно. Смещается молитвенное внимание. Люди гораздо меньше молятся Богу. Если сторонний наблюдатель послушает, то, пожалуй, и не поймёт, кто именно здесь является для молящегося Богом. Да и сама тематика молитвенных обращений тоже характерна. В полемике с протестантами всегда приводится благочестивое оправдание: мы, мол, просим святых о нас помолиться; это не молитва, а прошение о молитве, как мы все просим молитв и друг у друга. Но в самих поздних текстах молитв к святым речь идёт о другом, примерно так: "твоими молитвами подай нам...". И дальше просят такие вещи, о которых просить можно только Бога: и благодати, и прощения грехов, и христианской мирной кончины, и оправдания на Суде. Такая постановка уже выключает самостоятельность Бога, как Подателя благодати и спасения. Это уже не просто "ходатайство о небесном ходатайстве"! Это уже наделение святого человека Божественными функциями и полномочиями. И в итоге центр молитвенной жизни от Бога отходит, и довольно далеко. Это уже очень серьёзные шаги к многобожию.
Под угрозой одна из главных мыслей Благовестия: Бог приблизился к людям, приняв человеческое естество, Он вошёл с людьми в прямой контакт общения: говорил, Его слушали, Его видели. Ближе Богу приблизиться к людям уже просто некуда. Близость Божия к верующему – это источник и радости, и надежды, и ответственности.
А что происходит при гипертрофированном почитании святых? Именно эта близость Бога и разрушается. Выстраивается высокая небесная иерархия. Иисус, восшедший на Небо, выше всех. Он в нижних делах участия как будто не принимает, не ощущается здесь Его присутствие. Здесь его святые уполномоченные, это они нам близки. К ним молимся, от них ходатайство пойдёт вверх. Бог вновь становится далёк. Его можно бояться, почитать, а любовь и благодарность, полагающиеся Ему "по евангельскому чину", переходят на более близких к нам – на святых.
В принципе, это и есть классическая схема возникновения язычества, многобожия: отодвинуть Бога на Небеса. Водрузить облако посредников между Ним и нами.
Во Христе Бог захотел разрушить именно такое отношение к себе. Всякие мерзости язычества – это проявления вторичные и третичные. Основа – удаление от единого Бога, причём удаление сначала чисто психологическое, догматически не оформленное. Потом уже придёт то, что, к сожалению, гуляет среди женской половины православных: на каждую нужду свой бог (свой святой покровитель, своя икона Богородицы). В этой точке уже любой просвещённый пастырь начинает бить тревогу: так нельзя, мол, относиться даже к святым. Но тревогу эту стоило сыграть гораздо раньше. Где именно? – А почему бы не спросить об этом вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста? У них столько похвальных слов в честь святых, бывших прежде них, но нет ни одной молитвы к этим святым".
Записан

Гвоздев Сергей

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 540
  • Вероисповедание:
    православный христианин
Ружана, опять обширное цитирование без указания авторства.
Или это - Ваши личные мысли? Тогда не надо кавычек.
Записан
Воскрéснут мéртвии, и востанут сýщии во гробéх,
и вси земнорóднии возрадуются.

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
Ружана, опять обширное цитирование без указания авторства.
Гвоздев, опять без указания авторства не можете определить - "авторитетно" или "не авторитетно" изложение исторических сведений и резонны ли размышления?
 O0
Записан

Гвоздев Сергей

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 540
  • Вероисповедание:
    православный христианин
Гвоздев, опять без указания авторства не можете определить - "авторитетно" или "не авторитетно" изложение исторических сведений и резонны ли размышления?
Изложение исторических сведений (если оно адекватно фактам) - не зависит от авторства.
Авторитетность оценки этих фактов, а также авторитетность других размышлений - разумеется, зависит.
Записан
Воскрéснут мéртвии, и востанут сýщии во гробéх,
и вси земнорóднии возрадуются.

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
Авторитетность оценки этих фактов, а также авторитетность других размышлений - разумеется, зависит
Кароч, те размышления - для самостоятельно мыслящих и самостоятельно оценивающих.
Записан

Денис Васильевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 649
"Известные на сегодняшний день чины православной литургии содержат немало поминаний святых.

Ружана, в Литургии свт. Иоанна Златоуста только один тропарь и один кондак за всю службу поется и то они могут быть посвящены Господу, если например какой-то двунадесятый праздник, в остальном же, еще в конце отпуста. Получается что Вы обманываете, либо Вы протестантка, которая не знает что из себя представляет Божественная Литургия. В Литургии свт. Василия Великого практически так-же, единственное что помимо календарного тропаря и кондака, и отпуста в конце, еще поется Прославление Божией Матери. В Литургия Преждеосвященных Даров, там только отпуст.
Ружана, зачем Вы боритесь с Церковью?
Записан

Ружана

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 15 719
Парадоксальным образом вся история Церкви может быть представлена, как постоянное узаконение нововведений под постоянные проклятия любым новшествам. История Церкви показывает именно это.
Просто можно расслабиться сразу: таков процесс развития любой религии, любой идеологии. По-другому просто не бывает. Кому ещё довелось изучать марксизм, может в порядке досуга ту же тенденцию отследить и там: развитие и поновление этой "не догмы, а руководства к действию" под проклятие ревизионистских, правых и левых уклонов и новшеств.
И в Христовой Церкви всё началось именно так. Новая Весть, Новый Завет приходит как исполнение пророчеств, понимается, как исполнение и торжество, кульминация и вершина Закона. И сразу же возникает конфликт с этим самым исполнившимся Законом: спор о роли и месте Торы для христиан из язычников. Отказ от обрезания для них – явное новшество, пробивающее себе дорогу не только знамениями Святого Духа, но и постоянными ссылками на Тору и традицию. Новое – в клятве верности старому.
Уже в апостольский век появляются первые лжеучители гностического толка. И опять борьба с ними идёт под лозунгом: они вводят новшества! Действительно, по сути это был пересмотр всех библейских основ. И в процессе борьбы с ним вводятся новшества: церковная иерархия и канон священных книг.
Во втором веке в борьбе с гностицизмом (ультра-новшеством!) вводится уже апостольское преемство иерархии, почитание мученичества и мучеников, столь разительно отличающее Церковь от гностиков. Кто скажет, что то и другое введения худы сами по себе? Нет, конечно, но они ещё новы на данном этапе, - а введены против гностических новшеств.
Занимаясь миссией в мире, уважающем философию, церковь переходит на философский язык. Это – очередное новшество в богословии. Правильное, полезное, ставящее целью отстоять исконное, «старое» апостольское исповедание. Но это – новшество. Друзья и недруги христианства могут отследить и отслеживают это новшество в церковной истории.
Развивается литургический строй в богослужении Церкви. И снова постоянное введение новшеств. Поначалу всё христианское богослужение представляло собою просто дружескую трапезу евхаристии, вечерю любви, агапу (кстати, невозможно доказать, что в первом же веке евхаристия отделялась от простого совместного ужина; 1 Кор. никакого основания для такого отделения не даёт). За трапезой любой говорит языками или пророчествует, как Бог на душу положит. И всё это может сочетаться с делением христиан по социальным и сословным признакам, с пренебрежением к тем, кто пониже.
Такое первое христианское собрание, отражённое в 1 Кор., апостолы с самого начала пытаются упорядочить. Постепенно входит в употребление чтение Писаний в христианском собрании, совместное пение псалмов и новых гимнов, уже чисто христианских по своей тематике. Некоторые из них цитирует Павел: (Еф. 5, 14; 1 Тим. 3, 16; 2 Тим. 2, 11-13); эти строки в оригинале выделяются, как ритмические стихи. Обратим внимание, что это уже поздний Павел (60-е годы).
Затем уже оформляется и литургическая роль епископов и возникает общий план евхаристического собрания. Затем развивается прославление Бога, не связанное с евхаристией. Такие гимнографические формы, как кондак или акафист, спорят с монашеским псалмопением (и проигрывают), а из этого псалмопения постепенно выстраивается современная структура православного богослужебного цикла. Всё это заняло почти тысячу лет и выразилось во множестве мелких и постепенных эволюционных шагов. Каждый из которых был новшеством.
Записан
Страниц: 1 [2] 3 4 5  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.165 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика