Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 [Все]   Вниз

Автор Тема: Павел Флоренский  (Прочитано 1196 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Павел Флоренский
: 24.01.2018, 14:00:35
Мать П. А. Флоренского, Ольга Павловна Флоренская (урожденная Сапарова, 1859–1951), происходила из древнего армянского рода. Сейчас, когда некоторые "православнутые" утверждают, что Святая Првославная ААЦ учит "ереси", то им желательно вспомнить армянскую христианку Ольгу Павловну Флоренскую, воспитавшую замечательного сына.


10 (22) января 1882 г. родился Павел Александрович Флоренский (1882 — 1937) — священник, религиозный философ, богослов.

В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания.

В работах 20-х годов стремился к построению «конкретной метафизики» (исследования в области лингвистики и семиотики, искусствознания, философии культа и иконы, математики, экспериментальной и теоретической физики и др.).

Павел Флоренский был расстрелян 8 декабря 1937 года на Левашовой пустоши под Ленинградом.

Реабилитирован посмертно.

Подробнее:
http://dayofru.com/article/54ed97ac31ab01385c58ef91/

Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 989
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #1 : 25.01.2018, 00:30:05
В чем смысл темы? В армянских корнях отца Павла?

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 989
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #2 : 25.01.2018, 00:31:51
Но раз уж тема случилась, я, сильно проникнутая отцом Павлом, кину ссылочку на свою заметку-обзор
http://kadilo.info/obzory-i-retsenzii/157-kak-chitat-ottsa-pavla-florenskogo.html

SERGIY-by

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 912
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Павел Флоренский
Ответ #3 : 25.01.2018, 07:03:08


В сочинении «Столп и утверждение истины. Опыт православной теодицеи» разрабатывал учение о Софии (Премудрости Божией) как основе осмысленности и целостности мироздания.



  О модернизме в современной Православной Церкви и о книге священника Павла Флоренского «Столп и утверждение истины»
Досточтимый друг!
   
   …Когда я заявил, что считаю родоначальником современного модернизма русского священника о. Павла Флоренского, известного автора книги «Столп и утверждение истины», он совершенно неожиданно для меня выступил с горячей защитой священника Флоренского и этой его книги! Даже более того – он заявил, что считает себя учеником Флоренского и другом его и в жизни своей не видал такого священника! Я сказал ему, что советую ему хорошенько изучить книгу свящ. Флоренского и что я остаюсь при своем мнении. Он ушел несколько смущенный. Теперь для меня понятно все, что до сих пор не было понятно. Очевидно, и способ служения своего он заимствовал от свящ. Флоренского. Ну, вот Вам и трагедия: ревностный борец за чистоту Православия оказывается пламенным защитником родоначальника современного модернизма! Если здесь нет чего-либо «человеческого», то, мне думается, он просто «не понял» книги Флоренского! И хочется сказать: изведи, Господи, на делание церковное основательных, вполне знающих свое дело – защитников Истины Православия!
    Написать опровержение на книгу о. Флоренского в одном письме было бы невозможно. Основная концепция этой книги сложная. Для опровержения ее необходимо было бы предпринять экскурсы в разнообразные сферы познания: не только в область догматики, но и философии, и филологии и церковной археологии. Что прот. Булгаков в учении о Софии исходит из Флоренского, в этом он сам сознается в своей книге «Свет невечерний». Разумеется, это не означает, что он повторяет последнего, но если бы потребовалось свидетельство «внешнее», могу сослаться на авторитет проф. Лосского и еще более на авторитет самого Флоренского. По сведениям из России, напечатанным в свое время в «Студенческом Вестнике», свящ. Флоренский от студентов-богословов на экзаменах по его предмету требовал обязательного знания двух книг: своей – «Столп и утверждение истины» и Булгакова – «Свет невечерний». Это означает, что он смотрит на обе эти книги как на взаимно родственные. Но кто изучал вопрос этот, тот не может этим ограничиться. Он знает, что и сам Флоренский не оригинален. Его «софиология» выросла из «софиологии» Владимира Соловьева, а самая «софиология» В. Соловьева коренится и основывается на «софиологии» немецких мистиков, то есть не церковной.
Архиепископ Феофан.
1930.XII.6. София
  (Ричард  Бэттс, Вячеслав Марченко;  Духовник царской семьи; Архиепископ Феофан Полтавский, Новый Затворник (1873-1940)).
Читать подробнее
Записан

Игорь Ян.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 240
  • Вероисповедание:
    Римо-католик
  • Беларус. Христианский демократ-консерватор.
Re: Павел Флоренский
Ответ #4 : 25.01.2018, 08:21:04
Мать П. А. Флоренского, Ольга Павловна Флоренская (урожденная Сапарова, 1859–1951), происходила из древнего армянского рода. Сейчас, когда некоторые "православнутые" утверждают, что Святая Првославная ААЦ учит "ереси", то им желательно вспомнить армянскую христианку Ольгу Павловну Флоренскую, воспитавшую замечательного сына.



Не касаясь непосредственно Флоренских, хочется заметить что "еретичность"  и  образцовое  восптиание детей никак не связаны.   Среди нехристиан и инославных христиан есть миллионы  замечательных матерей и  отличных детей.
Записан

Мы здалёку ўбачылі свабоду
I яшчэ не вырваліся з пут
Божа, не дабаў майму народу
Пошасці, няпраўды і пакут

Смутнаю парою нелюдзімай,
Калі ўсё вакол ідзе на злом,
Божа, захіні маю Радзіму
Мудрасцю, спакоем і цяплом

https://youtu.be/EVao3x7Sdjs

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #5 : 25.01.2018, 10:18:38
Не касаясь непосредственно Флоренских, хочется заметить что "еретичность"  и  образцовое  восптиание детей никак не связаны.   Среди нехристиан и инославных христиан есть миллионы  замечательных матерей и  отличных детей.

Игорь, дорогой, речь идет не о простом воспитании, а о воспитании замечательного и мастистого богослова РПЦ-и! Посему "еретичность" имеет непосредственное значение, ибо воспитала его в духе Православия именно мать, чадо Святой Православной ААЦ-и.
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Игорь Ян.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 240
  • Вероисповедание:
    Римо-католик
  • Беларус. Христианский демократ-консерватор.
Re: Павел Флоренский
Ответ #6 : 25.01.2018, 12:31:24
Игорь, дорогой, речь идет не о простом воспитании, а о воспитании замечательного и мастистого богослова РПЦ-и! Посему "еретичность" имеет непосредственное значение, ибо воспитала его в духе Православия именно мать, чадо Святой Православной ААЦ-и.

Думаю, мать воспитала его в уважении и любви к общехристианским ценностям.  А уже интерес к богословию  - его природные данные от Бога, интерес к православию -  явно обусловленно местом проживания и учебы в Москве.

Жил бы в юности  в Ереване или в Риме - возможно, стал бы армянским или католическим богословом.

Способности к гуманитарным наукам  (к богословию и философии,  например), а не к технике  - скорей от Бога, а не от воспитания матерью.
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 12:33:24 от Игорь Ян. »
Записан

Мы здалёку ўбачылі свабоду
I яшчэ не вырваліся з пут
Божа, не дабаў майму народу
Пошасці, няпраўды і пакут

Смутнаю парою нелюдзімай,
Калі ўсё вакол ідзе на злом,
Божа, захіні маю Радзіму
Мудрасцю, спакоем і цяплом

https://youtu.be/EVao3x7Sdjs

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #7 : 25.01.2018, 12:40:12
Думаю, мать воспитала его в уважении и любви к общехристианским ценностям.  А уже интерес к богословию  - его природные данные от Бога, интерес к православию -  явно обусловленно местом проживания и учебы в Москве.

Жил бы в юности  в Ереване или в Риме - возможно, стал бы армянским или католическим богословом.

Способности к гуманитарным наукам  (к богословию и философии,  например), а не к технике  - скорей от Бога, а не от воспитания матерью.

Да нет же, Игорь! Место жительство здесь ни при чем! Он и стал по воспитанию матери, которая являлась чадом Святой Православной ААЦ-и, именно православным богословом! Не католическим и не криптонесторианским (псевдо православным), а именно православным!
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 989
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #8 : 25.01.2018, 13:03:12
Про воспитание в семье всё описал сам отец Павел - всем рекомендую изумительную книгу "Детям моимю Воспоминпания". Про полностью безрелигиозную домашнюю среду, в которой разноконфессионально-воспитанные супруги стыдливо отмежевывались от всяких вопросов веры и церковности, чтобы не уязвить друг друга...
Цитировать
Задача семьи была – изолироваться от окружающего. Наша жизнь была жизнью «в себе», хотя едва ли «для себя», – существованием, отрезанным от общественной среды и от прошлого. И в пространстве и во времени были мы «новым родом», новым поколением – сами по себе. Конечно, это зависело не только от желания родителей вести нас так именно, но и от многих сложившихся помимо намерений чьих бы то ни было обстоятельств. Но так или иначе, а мы, дети, почти не знали прошлого своей семьи, не говоря уже о нашем роде. На настоящее и, главным образом, на будущее смотрели глаза моих родителей. А прошлое… прошлое теоретически отрицалось, фактически не было известно или почти не было известно, а поскольку оно было пережито самими родителями – оно не было сладко. Обо всем этом я буду еще иметь случай говорить впоследствии. А теперь скажу лишь, что и отец мой, и мать моя выпали из своих родов; и понятно, что нить живого предания выпала из рук их, а отчасти и была просто выпущена. Мы же, дети, о ней почти ничего не знали. Потом я кое-что узнал. Но это уже впоследствии, да и то – путем расспросов, на которые, кстати сказать, никогда не получал от матери охотного и открытого ответа, путем разговоров с чужими, путем архивных и книжных разысканий. Эти знания мои не были знаниями, всосанными с молоком матери, не были жизненным, навек неотделимым от ума моего впечатлением, но были археологической реставрацией прошлого, научной работой, подобной всякой другой научной работе. Мне скорбно и тоскливо, что это так; но это – так. Молю Бога, мои милые, чтобы я сумел вас вырастить в более полнокровной, более почвенной жизни; дай Бог, чтобы все то, что я долгими усилиями и многими трудами сыскал для вас, пошло вам на пользу и чтобы вы не чувствовали той затрудненности дыхания в безысторической среде, какую испытывал ваш отец. Мои родители были по-своему подвижниками и праведными; но их мировоззрение, бывшее попыткою семьею преодолеть нигилизм, их окружавший в дни их юности, само таило в себе яды нигилизма. Не виню своих родителей, ибо слишком много они сделали не только для нас, но и сами в себе, в смысле имманентного преодоления позитивизма чрез создание в недрах его позитивистической религии семьи. Но, повторяю, была такая ужасная полоса русской истории, и сколько душ искалечено ею, сколько чистых сердец сделалось несчастными и бесприютными! Быть без чувства живой связи с дедами и прадедами – это значит не иметь себе точек опоры в истории. А мне хотелось бы быть в состоянии точно определить себе, что именно делал я и где именно находился я в каждый из исторических моментов нашей родины и всего мира, – я, конечно, в лице своих предков. Этого-то вот знания я лишен был, хотя всегда чувствовал, сам не знаю почему, что род наш очень древний и что возможность такого исторического самоопределения для нас, Флоренских, не исключена по существу...

Цитировать
Говоря современным языком психоанализа, во мне был задержанный аффект религиозного чувства: я был отрезан от религии столь надежно, что силою внутреннего влечения сам надстраивал воздвигнутую между мною и религией стену. Чем большей была религиозная потребность, тем далее я, поставленный на известный путь, добровольно и стремительно бежал от возможности удовлетворения. И хотя родители не сделали здесь никакого явного насилия, но они повернули мое духовное развитие так, что много сил было затрачено мною на построение тюрьмы для себя самого, а затем – на разрушение этих стен. Конечно, вероятно, и этому всему надлежало быть в общем ходе жизни, и я менее всего жалуюсь на бывшее
\
Цитировать
Родители мои хотели восстановить в семье рай и в особенности детей своих держать в этом первозданном саде. Не знаю, было ли случайностью, что и я, с своей стороны, шел навстречу их желаниям; скорее, склонен я думать, что каким-то предчувствием они стали осуществлять оказавшееся в каком-то смысле возможным. Не только они хотели, но и я был способен по-райски воспринимать мир. Но в этом рае не было религии, по крайней мере, не было исторической религии. Она отсутствовала тут не по оплошности, а силою сознательно поставленной стены, ограждавшей упомянутый рай от человеческого общества. Это не было отрицание религии в порядке метафизическом, не было оно таковым во внутреннем сознании родителей, а тем более не было таковым в их высказывании. В этом отношении наша семья весьма мало походила на большинство семейств нашего круга, как неверующих, так и верующих. И для тех, и для других основные вопросы религии представлялись в то время ясными и решенными, либо отрицательно, либо положительно; соответственное решение внушалось, далее, младшим членам семьи. Таковыми были и знакомые нам семьи: в одних детям внушалось, что Бога нет, что религия – суеверие и духовенство – обманщики; в других – напротив. Но там и тут молодое поколение вырастало в той или иной определенности. В нашей же семье суть религиозного воспитания заключалась в сознательном отстранении каких-бы то ни было, положительных или отрицательных, религиозных воздействий извне, в том числе и от самих родителей. Никогда нам не говорили, что Бога нет, или что религия – суеверие, или что духовенство обманывает, как не говорилось и обратного. Впрочем, тут были оттенки. Мама абсолютно молчала на этот счет, но в непроницаемом молчании ее мне смутно чувствовался какой-то тончайший запах слова «нет». Тетя тоже молчала, но по разным признакам я угадывал в этом молчании вынужденность, прикрывающую какое-то, словно глазами, «да». Наконец, папа, чрез которого проходил религиозный меридиан нашего дома, по-видимому, чувствовал себя наиболее свободно в отношении религиозного высказывания. Он говорил «нет», которое равнялось «да», и «да», звучавшее как «нет». Если я напомню, что евангелием его был гётевский «Фауст», а библией – Шекспир, то станет окончательно ясной религиозная тональность. В отце мне часто слышались религиозные настроения, преимущественно как чувство бесконечности и параллельное ей – чувство ничтожества человека, его слабости – умственной и нравственной. Отсюда естественно вытекала резиньяция, переходившая в фатализм и всепрощение или, скорее, всеизвинение. Отрицание религии, в смысле ли атеизма вообще или осуждения, некоторой исторической формы религии, все равно какой, вызывало в нем решительный отпор. К утверждению он отнесся бы мягче, но не преминул бы охладить жар скептической мыслью о невозможности абсолютных истин, а потому – и несправедливости утверждать свою относительную истину в ущерб остальным.

Когда мы гуляли, папа иногда, хотя и не слишком часто, как-то вскользь бросал фразу о Высшем Существе, и я никогда не слышал, чтобы он отрицал Его личность. Пожалуй, в каком-то смысле он признавал ее, но боялся какой-либо определенности в этом отношении. Иногда папа употреблял слово Божество и гораздо менее охотно – слово Бог, а когда произносил это слово, то с оговоркою, вроде: «То, что называют Богом», или «Высшее Существо, Которому дают имя Бог», и т. д. Этими оговорками он хотел подчеркнуть мне и себе, или, скорее, себе и мне, несоизмеримость Высшего Существа с человеческим познанием и с человеческим словом, и чтобы привычка к известным именам и словам не ослабила этого чувства безмерности расстояния между ним и нами, отец, как я понимаю, считал необходимым пользоваться словосочетанием и наименованием каждый раз новыми. Это значило у отца: «Я тебе не могу сказать ничего определенного по этому вопросу, тут нет никаких твердых знаний; но вот сейчас мне думается то-то и то-то». Это воздержание от имени было не из мотивов благоговения, а из познавательной добросовестности, с одной стороны, и из общественной осторожности – с другой. «Не говорю о том, чего в точности не знаю», и «избегаю в этих вещах определенности, потому что отсюда обычно возникает нетерпимость, вражда и фанатизм».

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #9 : 25.01.2018, 13:53:48
Про воспитание в семье всё описал сам отец Павел - всем рекомендую изумительную книгу "Детям моимю Воспоминпания". Про полностью безрелигиозную домашнюю среду, в которой разноконфессионально-воспитанные супруги стыдливо отмежевывались от всяких вопросов веры и церковности, чтобы не уязвить друг друга...\

Слава Богу за все!!!
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Игорь Ян.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 240
  • Вероисповедание:
    Римо-католик
  • Беларус. Христианский демократ-консерватор.
Re: Павел Флоренский
Ответ #10 : 25.01.2018, 13:59:34
Да нет же, Игорь! Место жительство здесь ни при чем! Он и стал по воспитанию матери, которая являлась чадом Святой Православной ААЦ-и, именно православным богословом! Не католическим и не криптонесторианским (псевдо православным), а именно православным!

Простите, но тут в обед я бегло пробежался по мемуарам самого Павла Флоренского.

То, что Вы утверждаете - только Ваши фантазии.

Сам Флоренский  вспоминает, что его родители были  реально неверующими  людьми,  и никакого воспитания в христианской вере он от родителей, и тем более - от матери - не получил.  Он прямо пишет, что религия в их семье была под табу.

При этом его  мать никаких связей с Армянской Церковью не поддерживала. И никогда не упоминала про Бога.  Как и отец никак не был связан с Русской Церковью.





Цитировать


...В нашей же семье суть религиозного воспитания заключалась в сознательном отстранении каких-бы то ни было, положительных или отрицательных, религиозных воздействий извне, в том числе и от самих родителей. Никогда нам не говорили, что Бога нет, или что религия – суеверие, или что духовенство обманывает, как не говорилось и обратного. Впрочем, тут были оттенки. Мама абсолютно молчала на этот счет, но в непроницаемом молчании ее мне смутно чувствовался какой-то тончайший запах слова «нет». Тетя тоже молчала, но по разным признакам я угадывал в этом молчании вынужденность, прикрывающую какое-то, словно глазами, «да». Наконец, папа, чрез которого проходил религиозный меридиан нашего дома, по-видимому, чувствовал себя наиболее свободно в отношении религиозного высказывания. Он говорил «нет», которое равнялось «да», и «да», звучавшее как «нет». Если я напомню, что евангелием его был гётевский «Фауст», а библией – Шекспир, то станет окончательно ясной религиозная тональность.


Мать сознавала себя оторвавшейся от своего рода и даже, правда, по разным мотивам, отдалилась от всех своих родственников, кроме сестер; я не берусь судить о достаточности мотивов к этому отдалению, но, во всяком случае, мать отвергла их, а не они ее. Конечно, при таких условиях было болезненным преувеличением считать себя без рода, тем более, что все сестры ее чрезвычайно уважали, если не обожали ее, и были в самых дружеских отношениях с моим отцом. Но рана моей матери расширилась и более. Если бы и в самом деле весь род отверг ее, то это бы еще не означало разрыва со своим народом и тем более – со своею Церковью. Может быть, ни ту, ни другую связь мать не чувствовала крепкой; но, во всяком случае, в ее нежелании сказать хотя бы слово по-армянски или говорить и читать об Армении или об армянах, равно как и зайти хотя бы из любопытства или нас завести в армянскую церковь, мне всегда чувствовалось нечто гораздо большее, нежели простая отдаленность и отсутствие интереса. Мать боялась всего, что связано с Арменией, а далее, по иррадиации, это распространялось, во-первых, на Кавказ вообще, во-вторых, на национальный и государственный вопрос, затем на вопрос религиозный и в особенности на вопрос родовой. Все эти вопросы, как бы издалека они ни затрагивались, очевидно привычными уже ей и, может быть, мало сознаваемыми путями многочисленных сцеплений неизбежно приводили ее к болезненному ощущению своей раны. В особенности же она боялась подобных возможностей с нашей стороны....

Мне пришлось здесь сделать длинное отступление; но без него едва ли было бы понятно то особое семейное обстоятельство, которое заставляло родителей наложить табу на религию. Это обстоятельство было раной матери и осторожностью с этой раной – отца. Если мать оставила для него свой род и свой народ, то и ему, чтобы восстановить равенство, не оставалось ничего, как сделать то же в отношении своего рода и своего народа. При этом была захвачена и Церковь. Церковь Армянская явно националистична и сознается армянами таковой; я не слышал ни об одном случае обращения в армянское исповедание, армянскому духовенству прозелитизм безусловно чужд, и, думается желание присоединиться к Армянской Церкви со стороны члена иной Церкви было бы встречено армянским духовенством как сумасбродство. Церковь Русская менее националистична, но и в ней много, даже чересчур много этнического и национального, возведенного в норму славянофилами. В сознании людей, богословски не полированных, каковыми были и отец мой, и мать, эта этничность и националистичность Церквей еще заострялась. Если мать чуждалась Армянской Церкви и не желала утверждать в себе близостью к ней своей народности, а чрез народность – своего рода, то отец был далек от Церкви Русской не только фактически, но и более сознательно, чтобы не подчеркнуть этим, что он русский. Мать не соприкасала нас с армянским религиозным бытом по причине понятной; отец же не желал подобного соприкосновения с религиозным бытом православным из предупредительности к матери, и потому наложен был запрет в этом смысле и на тетю Юлю. Но там, где находился явный общий множитель двух бытов, вроде, например, и у нас явно ритуального пасхального стола, не убиравшегося целую неделю, – там этот быт поддерживался крепко. Такова же была елка и, сколько помнится, убранство зеленью в Троицын День.
..



Были соприкосновения с Церковью, которым, как мне казалось, а может быть, и было на самом деле, родители мои подчиняются по необходимости и с неохотой. Разумею крестины моих сестер и братьев. Обыкновенно это событие возможно оттягивалось, пока, наконец, ребенок не вырастал настолько, что уже невозможно было далее оставлять его некрещеным, да и самое крещение делалось, вследствие значительных размеров и самостоятельности ребенка, затруднительным.

...
В церковном отношении я рос совершенным дичком. Меня никогда не водили в церковь, ни с кем не говорил я на темы религиозные, не знал даже, как креститься. Между тем я чувствовал, что есть целая область жизни, значительная, таинственная, что есть особые действия, охраняющие от страхов. Втайне я влекся к ней, но не знал ее и не смел о ней спрашивать. Украдкой я подглядывал, что мог, и тайком старался применить свои наблюдения, опять-таки как мог. Под покровом безразличия мое отношение к религии не было ровным и менее всего могло быть названо безразличным. Я метался между страстным влечением к религии и приступами борьбы с тем, чего я не знал, но реальность чего сама собою давалась мне властно. У меня было ощущение, что этот неведомый мне вопрос необходимо привести в ясность и или утвердить в себе Бога, со всеми вытекающими отсюда последствиями,

..

. ..Однажды я копался в комоде у тети Юли и, вытаскивая маленькие ящички с пуговицами и мелкими вещами, наткнулся на небольшую черную книжку с изображением Креста. Вид ее смутил и испугал меня. Тетя объяснила, что это – святая книга, Евангелие, и предложила мне дать почитать его (читать я научился самоучкой в таком раннем детстве и так незаметно, что не помню, как это случилось). Мне слишком хотелось заглянуть в нее, чтобы я мог согласиться на предложение тети: я наотрез отказался. Тетя вышла тут за чем-то из комнаты, а я улучил минуту и стал читать. Это было несколько минут. Родословие Христа в Евангелии от Матфея показалось мне таинственным и вполне отвечающим черному переплету маленькой книжки, и мне захотелось знакомиться с нею далее. Но тут вернулась тетя Юля. Желая взять свой отказ обратно, но не сознаваясь в своем интересе, я с полусмехом сказал ей про родословие нарочно легкомысленным тоном, хотя был на самом деле испуган и мне вовсе было не до смеха. Это должно было означать, что я уже приступил к чтению и могу продолжать его. Но тете мой тон показался неподходящим, а может быть, она вспомнила, что поступила самочинно, не сказав ничего родителям. Книга была у меня взята и заперта, а тетя добавила, что мне, наверно, еще рано читать Евангелие. И после этого у нас с ней о Евангелии никогда не было речи.

Петр Флоренский. "Детям моим. Воспоминания прошлых лет."
http://predanie.ru/florenskiy-pavel-ierey/book/214679-detyam-moim-vospominaniya-proshlyh-let/


Так что никакого христианского ,  тем более христианского армянского,  воспитания Павел Флоренский не имел в детстве вообще.    К вере  и в РПЦ  пришел сам в сознательном возрасте.


А его сестра Елизавета, например, выросла революционеркой  и атеисткой.
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 14:02:51 от Игорь Ян. »
Записан

Мы здалёку ўбачылі свабоду
I яшчэ не вырваліся з пут
Божа, не дабаў майму народу
Пошасці, няпраўды і пакут

Смутнаю парою нелюдзімай,
Калі ўсё вакол ідзе на злом,
Божа, захіні маю Радзіму
Мудрасцю, спакоем і цяплом

https://youtu.be/EVao3x7Sdjs

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #11 : 25.01.2018, 14:05:44
Простите, но тут в обед я бегло пробежался по мемуарам самого Павла Флоренского.

То, что Вы утверждаете - только Ваши фантазии...


Да нет, уважаемый Игорь, не фантазии! Его действительно воспитывала мать!  :)
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 14:54:49 от Георгий Сергеевич »
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Игорь Ян.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 240
  • Вероисповедание:
    Римо-католик
  • Беларус. Христианский демократ-консерватор.
Re: Павел Флоренский
Ответ #12 : 25.01.2018, 14:20:33
Да нет, уважаемый Игорь, не фантазии! Его действительно воспитовала мать!  :)

Прочитайте первоисточник, прежде чем сочинять собственные фантастические версии.
Или хотя бы приведенные мною цитаты самого Флоренского выше в предыдущем моём сообщении.  Мать не только христиански его не воспитывала, но даже эмоционально они были чужими.

Цитировать


Мать

Этого чувства близости и нераздельности существования у меня никогда не было в отношении к матери. Прежде всего она мало возилась со мною, занятая Люсей и потом другими детьми. Сдержанная, замкнутая, гордо-застенчивая в проявлении чувств, преувеличенно-стыдливо прятавшаяся от меня уже с самого детства – когда кормила и вынашивала детей, она казалась мне с первых дней моего сознания существом особенным, как бы живым явлением природы, кормящей, рождающей, благодетельной, – и вместе далекой, недоступной.

Этому впечатлению от матери – как от Матери-Природы – способствовал и культ, которым отец мой, и по движению чувства, и по сознательному убеждению, чтил мою мать, полагая, что жена-женщина вообще есть существо особое, а его жена – и трижды особое, что, впрочем, было, вероятно, не несправедливо. В ней я не воспринимал лица; она вся окружала наше бытие, всюду чувствовалась и была как-то невидима. Я мог говорить об отце, о тете Юле, о братьях и сестрах, и тетках, и двоюродных братьях и сестрах, но едва ли что-нибудь мог раньше сказать о матери своей; да и сейчас я очень мало могу сказать о ней – лишь то, что говорили мне о ней другие, но не свое. Ибо сила моего анализа не может расчленить аморфного, хотя и очень сильного, впечатления от матери, не может объективироваться оно, не может выразиться в слове. С отцом я много, всегда разговаривал; с тетей Юлей, с тетками, со всеми – тоже. Но с матерью, кажется, никогда, или у меня сложилось впечатление, что я не разговаривал с нею. Отношения к ней мне представляются чувством одинокого путника в большой прохладной роще. Священный трепет и молчание, прохлада и робость… не страх, а…

Мать была для меня родными недрами бытия, но прижаться к ней как к родной – было странным, неподходящим.
Конечно, я говорю об этом преувеличенно. Конечно, я прижимался к ней, целовал ее, но мне помнится, что она с каждым годом все не то холоднее, не то смущеннее встречала эти ласки, и я чувствовал, что нарушаю какие-то должные грани. А я, надо отметить, был ребенок очень ласковый, все время целовал то одного, то другого и жить без этих ласк не мог, как без воздуха, тепла и света. Мне вспоминается позднейший рассказ моей матери или тети Лизы – моей жене Анне, что исключительно легко меня отняли от груди: я даже не заметил этого. И какое-то смутное полувоспоминание подтверждает мне этот рассказ: я как-то не был пристрастен к материнской груди, чтобы не сказать, что от нее отталкивался; и потому при первом поводе отпал от нее, как если бы высохла влага, склеивавшая две бумажки. Отпал от груди и не заметил, т. е. никогда связан с грудью не был. Как похоже это на мое непосредственное памятование этих первых событий моей жизни. И это тем более характерно, что я, повторяю, был ребенком ласковым чрезвычайно, привязчивым чрезвычайно и всем существом отдавался каждой любви. И если даже грудь материнская не тянула к себе мое сердце, если с грудью матери не вырывалась из души моей что-то самое любезное сердцу, с ним – и сама душа, это значит – тут я не могу не заявить этого решительно, – что с самого начала у меня не было той привязанности к матери, которая бывает у всякого ребенка, – привязанности сыновней.

Духовно и эмоционально Флоренский  был близок не с матерью, а с тёткой:

Цитировать

Тетя, напротив, представляла обратный полюс моей детской жизни. В ней я не отрицал ноуменальной мощи, не удивлялся ей, но любил ее глубоко-личною любовью, был, вероятно, влюблен в нее со всем цельным чувством ребенка. Она была мне и другом, и товарищем, и учителем; с ней я делился своими горестями и радостями; от нее получал выговоры и наказания (хотя таковых бывало очень мало), вообще все человеческое было у нее. Она не подавляла меня своей отрешенностью от мелочей жизни; с нею можно было поболтать о нарядных платьях, кружевах, бантиках и шляпах, до чего я был большой охотник; с нею можно было собирать цветы и делать букеты; вообще с нею можно было жить. Матери же надо было поклоняться.

....

Но мать моя гнала сказки от нас, детей, беспощадно. Сказок нам не рассказывалось и не читалось, книг со сказками тогда не дарилось, и самые понятия народной мифологии должны были остаться чуждыми нам. Такова была программа – воспитать ум чистым от пережитков человеческой истории, прямо на научном мировоззрении. И нам, детям, в особенности мне как старшему, показывались изображения зоологические, ботанические, геологические, анатомические и т. п. Предо мною с пеленок стояли всевозможные явления организованной и неорганизованной природы, запечатлевшиеся в памяти с крайнею резкостью. Отец, тетя Юля, изредка мать рассказывали и объясняли, безжалостно изгоняя все сверхъестественное: на все находилось свое объяснение в духе натурализма, схематически простое и насквозь понятное. При этом подчеркивалась строгая закономерность природы и непрерывность всех ее явлений. Когда же я, всегда возбуждавшийся к концу дня, наконец, укладывался, после всех оттяжек и протестов, спать и долго-долго ворочался в томлении с боку на бок или просматривал, обводя глазом, рисунки ковра и обоев, изученные мною до каждого пятнышка, папа сжаливался надо мною, приходил в спальню и, присев на край кровати, начинал свои рассказы. Это были то какие-нибудь путешествия – Ливингстона, Стэнли или Кука, дикие народы, из которых меня особенно привлекали людоеды, каменный и бронзовый век, добывающая и обрабатывающая промышленность, геологические периоды, строение солнечной и звездной системы, канто-лапласовская гипотеза жирообразования, волновая теория звука и света, основы термодинамики, дарвинизм,
...
Родители, особенно отец, хотели воспитать во мне критическую мысль и решительно отсечь какую бы то ни было возможность религиозного догматизма, а в связи с ним – и фанатизма с нетерпимостью, опаснее чего, по глубочайшему убеждению отца моего, не может быть ни одна страсть. Чтобы пресечь в себе и в других возможность фанатизма, он подрывал жар убеждений аксиомой об относительности всякого знания и всех суждений. «Нет ничего на свете абсолютного», – было его постоянным изречением. Но меня удивляет, как просмотрел он научный протест против относительности наших знаний, в ребенке такой естественный. Вместо общечеловеческого догматизма религиозного и общечеловеческой же нетерпимости религиозной во мне закладывался догматизм научный, ..


Мать – величие, недоступность, сидит в своей комнате с маленьк[ими], как царица в улье. К ней нельзя то потому, то по другому – кормит, одевает и т. д. Я ее почти не вижу, но слышу ее чистый голос: она поет, и дом наполнен свежими звуками ее пения. Она сдержанна, умышленно холодновата, даже не любит, когда мы часто лезем целоваться. Но в болезнь нашу изливается ее любовь и жалость, тогда она не сдерживает себя и ласкает гораздо горячее и папы, и тети.
....


« Последнее редактирование: 25.01.2018, 20:43:16 от Игорь Ян. »
Записан

Мы здалёку ўбачылі свабоду
I яшчэ не вырваліся з пут
Божа, не дабаў майму народу
Пошасці, няпраўды і пакут

Смутнаю парою нелюдзімай,
Калі ўсё вакол ідзе на злом,
Божа, захіні маю Радзіму
Мудрасцю, спакоем і цяплом

https://youtu.be/EVao3x7Sdjs

Сергей Лонский

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 20 109
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Павел Флоренский
Ответ #13 : 25.01.2018, 14:33:58
Прочитайте первоисточник, прежде чем

желательно на великобелоруцком языке! (hello)
Записан
Душá нáша я́ко пти́ца избáвися от­ сѣ́ти ловя́щихъ: сѣ́ть сокруши́ся, и мы́ избáвлени бы́хомъ.
Пóмощь нáша во и́мя Гóспода, сотвóршаго нéбо и зéмлю. Пс.123:7-8

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #14 : 25.01.2018, 14:52:00
Прочитайте первоисточник, прежде чем сочинять собственные фантастические версии.


Фантастические версии! :o
 Так его не мать воспитывала? Надо же? Он детдомовец?  :)
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 14:55:09 от Георгий Сергеевич »
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Игорь Ян.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 19 240
  • Вероисповедание:
    Римо-католик
  • Беларус. Христианский демократ-консерватор.
Re: Павел Флоренский
Ответ #15 : 25.01.2018, 15:05:30
Фантастические версии! :o
 Так его не мать воспитовла? Надо же? Он детдомовец?  :)


Вы написали выше, что
речь идет не о простом воспитании, а о воспитании замечательного и мастистого богослова РПЦ..

 воспитала его в духе Православия именно мать, чадо Святой Православной ААЦ-и.



Вам скинуты  выше объемны и подробные цитаты выше самого Флоренского, что

- родители его были нерелигиозными и неверующими,
- мать не являлась чадом Армянской Церкви и фактически  порвала с ней,;
- никакого  христианского воспитания он не получал;
- в церковь его родители не водили, он даже креститься не умел;
- Евангелие случайно нашел у тётки, но она его у него забрала и больше он его в детстве не читал;
- с матерью у него были холодные отношения, она с ним практически не занималась потом...


Если Вы не хотите читать, что пишет о матери и об воспитании сам сын в оригинале, то можете и дальше фантазировать о "матери -христианке  из Армянской Церкви, воспитавшей  сына - русского богослова" ...

Отвечать и спорить с Вами я больше не буду.
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 15:07:56 от Игорь Ян. »
Записан

Мы здалёку ўбачылі свабоду
I яшчэ не вырваліся з пут
Божа, не дабаў майму народу
Пошасці, няпраўды і пакут

Смутнаю парою нелюдзімай,
Калі ўсё вакол ідзе на злом,
Божа, захіні маю Радзіму
Мудрасцю, спакоем і цяплом

https://youtu.be/EVao3x7Sdjs

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #16 : 25.01.2018, 17:11:59

Отвечать и спорить с Вами я больше не буду.

Я с вами и не спорю!  :)

Просто наблюдаю, как вы Павела Флоренского пытаетесь сделать сиротой!  :)

Это забавно, как вы пытаетесь доказать "никчемность" его родной матери, которая родила, воспитала и вырастила его!  :)
« Последнее редактирование: 25.01.2018, 17:15:32 от Георгий Сергеевич »
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/

Абд-ал-Масих

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30 024
  • Вероисповедание:
    Православный
  • встаньте, пойдем отсюда.
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #17 : 08.02.2018, 06:45:01
Конечно не освящённый Крест это просто ювелирное изделие. Как и не освящённое изображение просто картинка.
Вообще-то, если уж по-хорошему, кто Крест освящать не надо. Крест сам по себе Орудие Победы Господа нашего Иисуса Христа. Он и сам по себе орудие освящения.
Так и икона в принципе не требует освящения, как только надписана.



    На следующее возражения иконоборцев:

    “Нечестивое учреждение лжеименных икон не имеет для себя основания ни в Христовом, ни в апостольском, ни в отеческом предании; нет также и священной молитвы, освящающей их, чтобы сделать их из обыкновенных предметов святыми; но постоянно остаются они вещами обыкновенными”,

    — Собор отвечал:

    “Пусть же они выслушают и правду. Над многими из таких предметов, которые мы признаем святыми, не читается священной молитвы; потому что они по самому имени своему полны святости и благодати. …Таким образом и самый образ животворящего креста, хотя на освящение его и не полагается особой молитвы, считается нами достойным почитания и служит достаточным для нас средством к получению освящения. …То же самое и относительно иконы; обозначая ее известным именем, мы относим честь ее к первообразу; целуя ее и с почтением поклоняясь ей, мы получаем освящение”. (Деяние шестое. “Опровержение коварно составленного толпою христиано-обвинителей и лжеименного определения”, том четвертый).[1]

    — Седьмой вселенский собор, деяние шестое, том четвёртый
« Последнее редактирование: 08.02.2018, 06:47:57 от Абд-ал-Масих »
Записан
Никто не возвышает голоса за правду,
  и никто не вступается за истину;
И не стало истины,
  и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.

Олега

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 24 877
  • Вероисповедание:
    православный
Re: Павел Флоренский
Ответ #18 : 08.02.2018, 10:31:47
Ну так почему же иконы и кресты освящают? Вон купил в ювелирном и носи. Нет, надо в алтаре освятить...
Записан
«Выше закона может быть только любовь, выше справедливости — прощение, выше правосудия — милосердие». (Святейший Патриарх Всея Руси Алексий II )

Абд-ал-Масих

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 30 024
  • Вероисповедание:
    Православный
  • встаньте, пойдем отсюда.
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #20 : 08.02.2018, 14:39:17
Ну так почему же иконы и кресты освящают? Вон купил в ювелирном и носи. Нет, надо в алтаре освятить...
Так получилось.
Цитировать
Освяще́ние креста́ (лат. Benedictio nouae Crucis — «Благословение нового Креста») — обряд или чинопоследование благословения, изготовленного для употребления креста.

Освящение рукотворных предметов известно ещё с ветхозаветных времён, так освящались скиния завета (Исх. 40:34) и храм Соломона (2Пар. 7:1). В отличии от периода гонений на иконы, гонений на изображение креста в Христианстве не было. Но при этом освящение крестов в древней Церкви не существовало. Точное время появления чина освящения креста — неизвестно. Чин появился в Католичестве, уже после Раскола христианской церкви на Православие и Католицизм в 1054 году. Впервые чин зафиксирован в православной богослужебной книге — в Требнике Петра Могилы (1646 год). Чин является переработанным переводом чина освящения креста из латинского, католического богослужебного сборника «Rituale Romanum» 1614 года. На Русь эта традиция пришла только после Раскола. В греческих православных церквях и в старообрядчестве, в том числе в единоверии, данного чина нет; нет его и в Большом Требнике.
Инфа от 1912 год - http://lib.kdais.kiev.ua/files/chastnoe%20bogoslujenie.pdf
стр.112
Записан
Никто не возвышает голоса за правду,
  и никто не вступается за истину;
И не стало истины,
  и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.

Гвоздев Сергей

  • Глобальный модератор
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 13 540
  • Вероисповедание:
    православный христианин
Re: Павел Флоренский
Ответ #21 : 09.02.2018, 10:16:42
=== М ===
Уважаемые, а какое отношение разговор об освящении креста имеет к теме об о. Павле Флоренском? Оффтоп.
=== = ===
Записан
Воскрéснут мéртвии, и востанут сýщии во гробéх,
и вси земнорóднии возрадуются.

IgorAlexandrovic

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 058
Re: Павел Флоренский
Ответ #22 : 13.02.2018, 21:09:44
Судя по его книжке про имена Флоренский был весьма сомнительный автор  :'(
Записан

Георгий Сергеевич

  • От администрации: участник принадлежит к неправославной дохалкидонской церкви
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 7 579
  • Вероисповедание:
    Святая Православная ААЦ
  • Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его!
    • WWW
Re: Павел Флоренский
Ответ #23 : 14.02.2018, 11:59:08
Судя по его книжке про имена Флоренский был весьма сомнительный автор  :'(

Во-первых, весьма странно судить о личности богослова по его богословскому труду!

Во-вторых, вы, уважаемый Игорь, наверное, сами профессиональный богослов, если берете на себя право критиковать богословское произведение известного православного богослова, философа, ученного, поэта...? В каком духовном заведении вы учились богословию?
Записан
Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. 1Ин 4:16.

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ: "ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЕРУЮЩИЙ АРМЯНСКИЙ НАРОД"
https://www.youtube.com/watch?v=LAHdCT8PvRI

http://users.atw.hu/sologhyan/
Страниц: 1 2 [Все]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.224 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика