Православный раздел > Великий Пост

паремии Великого поста и их объяснения

(1/8) > >>

Баранова Екатерина:
прекрасный проект Горловской епархии для тех, кто хочет глубже понять великопостные богослужения.
Добавила также и беседы священником с радио "Вера" на эти паремии

Баранова Екатерина:
День 1. Мир, который мы потеряли

В Великий пост очень большое внимание уделяется чтению за богослужением Ветхого Завета. Это, как правило, небольшие тематические отрывки из Книги Бытия, пророческих книг и Премудрости Соломона. Предлагаем день за днём читать эти отрывки вместе.

В древней Церкви из-за недостатка и дороговизны книг чтение книг Ветхого Завета носило образовательный характер. Кроме того, Святая Четыредесятница была временем подготовки оглашенных ко крещению, и они как бы прослушивали курс: читалась Книга Бытия, Притчи Соломоновы — как правила нравственной жизни, и Книга пророка Исаии — как пророчество о Христе.

Нужно сказать и о том, что в молодой Христианской Церкви отношение к богослужению и духовной жизни вообще не было формальным, как сейчас. Оно было живым, непосредственным. Каждый понимал, что пребывание с Богом, пребывание в Церкви — это и есть то, что можно по-настоящему назвать жизнью. Христова Церковь — это дерево, в котором действует благодать Нового Завета Бога с человеком, но чтобы правильно её воспринять, нужно знать, где корень этого дерева. Если говорить о Священном Писании, то Ветхий и Новый Заветы неразделимы. Ценность Нового Завета для христианина в полной мере открывается тогда, когда он прошел по тропинке истории и пророчеств Ветхого.

Часто Новый Завет называют бесценным даром Благодати. Но чтобы правильно им пользоваться, нужно вспомнить о том, как человек его потерял, совершив грех и отвернувшись от Бога, и какую Жертву полагает Бог, чтобы этот Дар человеку вернуть. Великий пост призывает нас с помощью ветхозаветных примеров признать своё личное грехопадение и начать через покаяние свой путь к Богу.

В первый день поста нам предлагаются три отрывка из разных мест Ветхого Завета. Это первые главы из Книг пророка Исаии, Бытия и Притчей Соломона. Прежде всего нужно сказать о том, что ветхозаветные книги полностью отразили в себе нравы, культуру и быт того времени, в которое они создавались. Этим объясняется специфичность образов, которые там присутствуют.

Первая паримия, с которой мы сталкиваемся в самом начале поста — это начальные двадцать стихов из книги пророка Исаии. Здесь он говорит о видении, «которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских» (Ис. 1:1). Духовное состояние народа в это историческое время было плачевным. Отступление от Бога повлекло за собой болезни, войны, плен, разрушение Иерусалима и самого Храма. Бог напоминает людям о том, что Он их воспитал и возвысил как сыновей, а они возмутились против Него.

Книга пророка Исаии, глава 1

1 Видение Исаии, сына Амосова, которое он видел о Иудее и Иерусалиме, во дни Озии, Иоафама, Ахаза, Езекии — царей Иудейских.

2 Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня.

3 Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет.

4 Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святаго Израилева,- повернулись назад.

5 Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? Вся голова в язвах, и все сердце исчахло.

6 От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и не смягченные елеем.

7 Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем; поля ваши в ваших глазах съедают чужие; все опустело, как после разорения чужими.

8 И осталась дщерь Сиона, как шатер в винограднике, как шалаш в огороде, как осажденный город.

9 Если бы Господь Саваоф не оставил нам небольшого остатка, то мы были бы то же, что Содом, уподобились бы Гоморре.

10 Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский!

11 К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу.

12 Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои?

13 Не носи́те больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие — и празднование!

14 Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их.

15 И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови.

16 Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову.

18 Тогда придите — и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное,- как снег убелю; если будут красны, как пурпур,- как во́лну убелю.

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.


Человек иногда падает даже ниже животных: «Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет» (Ис. 1:3). Он как бы говорит: «посмотрите, что вы сами с собой сделали!» «Оставили Господа, презрели Святаго Израилева, — повернулись назад… Вся голова в язвах, и все сердце исчахло… Земля ваша опустошена; города ваши сожжены огнем… » (Ис. 1:4-5,7).

Такое состояние — прямая закономерность грехопадения. Господь даже отказывается от жертвоприношений. «Не носите больше даров тщетных… праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их… и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови» (Ис. 1:13,15). Но далее Он показывает правильный выход из этого состояния: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло… научитесь делать добро» (Ис. 1:16).

В конце Господь обещает блага тем, кто исправится и покается. Грех — это болезнь, главный симптом которой — помрачение духовных чувств человека. Избавиться от неё можно только признав тот факт, что ты болен. Далее должна последовать цепочка действий, которые помогут человеку исцелиться. Весь этот путь показывают нам ветхозаветные чтения. Эта паримия, как камертон, задаёт нам нужную ноту в начале поста.

Бытие, глава 1

1 В начале сотворил Бог небо и землю.

2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.

3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.

5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.

6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. [И стало так.] 7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.

8 И назвал Бог твердь небом. [И увидел Бог, что это хорошо.] И был вечер, и было утро: день второй.

9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. [И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша.] 10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.

11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя [по роду и по подобию ее, и] дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду [и по подобию] ее, и дерево [плодовитое], приносящее плод, в котором семя его по роду его [на земле]. И увидел Бог, что это хорошо.

13 И был вечер, и было утро: день третий.

С книгой Бытие мы будем встречаться почти до самого конца поста. А в первый его день мы слышим повествование о первых трёх днях сотворения мира. Очень знаменательно то, что в конце каждого дня там звучат слова: «И увидел Бог, что это хорошо». Бытие рассказывает нам, как прекрасен был первозданный мир и как затем человек разрушил эту гармонию своим непослушанием. Далее следует огромная история богоизбранного народа, из которой каждый наблюдательный человек может почерпнуть для себя очень много полезных уроков. Из таких уроков складывается то, что мы привыкли называть мудростью, поэтому наряду с этими книгами мы каждый день будем слышать отрывки из книги Премудрости Соломона.

Книга Премудрости Соломона, глава 1

1 Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышленость, юноше — знание и рассудительность; 5 послушает мудрый — и умножит познания, и разумный найдет мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Начало мудрости — страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу — начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление.

8 Слушай, сын мой, наставление отца твоего и не отвергай завета матери твоей, 9 потому что это — прекрасный венок для головы твоей и украшение для шеи твоей.

10 Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; 11 если будут говорить: „иди с нами, сделаем засаду для убийства, подстережем непорочного без вины, 12 живых проглотим их, как преисподняя, и — целых, как нисходящих в могилу; 13 наберем всякого драгоценного имущества, наполним домы наши добычею; 14 жребий твой ты будешь бросать вместе с нами, склад один будет у всех нас“, — 15 сын мой! не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, 16 потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

17 В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, 18 а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

19 Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им.

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой.

Здесь излагается бесценный опыт одного из мудрейших людей мира. Церковь предлагает нам для внимания эту Книгу в надежде, что она поможет нам совершать меньше личных ошибок, «познать мудрость и наставление… усвоить правила благоразумия» (Притч. 1:2-3). Царь Соломон говорит о том, что «начало мудрости — страх Господень» (Притч. 1:7), то есть боязнь обидеть Бога, благоговение.

И далее следует первое наставление: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; не ходи в путь с ними, удержи ногу твою от стези их, потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови… Таковы пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им» (Притч. 1:7, 10, 15, 19). Казалось бы, совершенно простые слова, но как часто люди поддаются на такие уловки! Поэтому нам необходимо не просто знать это теоретически, а проявлять постоянную бдительность. Особенно это касается наших чувств, мыслей и слов.

Баранова Екатерина:
День 2. Слышать и слушать

Пророк ИсаияВо второй день Великого поста мы продолжаем чтение ветхозаветных паримий, начатых накануне. На шестом часе звучат «глаголы Господни» из книги пророка Исаии (Ис. 1:19 — 2:3), а на вечерне — повествования о четвертом и пятом днях создания мира (Быт. 1:14-23) и отрывок из книги Премудрости Соломона (Притч. 1:20-33).

Предваряет чтение пророка Исаии прокимен — цитата из Ветхого Завета, содержание которой подводит участников богослужения к пониманию последующего чтения. В данном случае прокимном являются слова царя Давида из 5-го псалма: «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой» (Пс. 5:3). То есть, называя Господа царём, псалмопевец просит Его обратить внимание на молитвы и просьбы, лежащие у Давида на сердце.

По сути, эти слова могут стать не только прокимном к чтению из пророка Исаии, а и нашей просьбой ко Господу на весь последующий Великий пост. Ведь каждый из нас, принимая на себя ту или иную меру поста, участвуя в продолжительных богослужениях, усиливая своё молитвенное правило дома, надеется, что его молитвы будут услышаны. Об этом же говорит и стих прокимна: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое» (Пс. 5:2). То есть: «Слова мои услыши, Господи, прими зов мой!»

Конечно же, Бог слышит наши молитвы. Но, к сожалению, мы не всегда хотим принимать в ответ то, что посылает Господь для спасения нашей души. Однако заповеди и призывы Господа необходимо исполнять. «Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас» (Ис. 1:19-20), — грозно предупреждает пророк Исаия.

Книга пророка Исаии, глава 1

19 Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; 20 если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят.

21 Как сделалась блудницею верная столица, исполненная правосудия! Правда обитала в ней, а теперь — убийцы.

22 Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; 23 князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них.

24 Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!

25 И обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое; 26 и опять буду поставлять тебе судей, как прежде, и советников, как вначале; тогда будут говорить о тебе: «город правды, столица верная».

27 Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; 28 всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся.

29 Они будут постыжены за дубравы, которые столь вожделенны для вас, и посрамлены за сады, которые вы избрали себе; 30 ибо вы будете, как дуб, которого лист опал, и как сад, в котором нет воды.

31 И сильный будет отрепьем, и дело его — искрою; и будут гореть вместе,- и никто не потушит.

Глава 2

1 Слово, которое было в видении к Исаии, сыну Амосову, о Иудее и Иерусалиме.

2 И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы.

3 И пойдут многие народы и скажут: придите, и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима.

В стихах 21-23 первой главы мы читаем о последствиях отпадения от Господа: грехе, который тяжелее блуда. «Серебро твое стало изгарью, вино твое испорчено водою; князья твои — законопреступники и сообщники воров; все они любят подарки и гоняются за мздою; не защищают сироты, и дело вдовы не доходит до них» (Ис. 1:21-23).

Здесь видно, что «князья», то есть стоящие у власти любители «подарков» и «мзды», — это не только признак нашего времени. Упоение деньгами и властью было характерно и для эпохи пророка Исаии, жившего за 700 лет до Рождества Христова. «Начальники должны удерживать беспорядочные действия народа, располагать его к исполнению долга, делать покорным закону; если же они сами первыми нарушают законы, то как они могут быть учителями других?», — говорил святитель Иоанн Златоуст.

Далее Исаия предрекает: «Сион спасется правосудием, и обратившиеся сыны его — правдою; всем же отступникам и грешникам — погибель, и оставившие Господа истребятся» (Ис. 1:27-28). Как важно войти в число обратившихся сынов Божиих, а не в число отступников и грешников, которых ждет истребление в вечности! В течение Великого поста мы должны постоянно задумываться об этом.

Привести людей к истинному покаянию может только Господь: «Научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне — из Иерусалима» (Ис. 2:3). Эти слова пророка сбылись с пришествием в мир Иисуса Христа.

С Его приходом человеку стало возможным вернуться в то благодатное и райское состояние, в котором пребывали Адам и Ева после сотворения мира. Паримия из книги Бытия рассказывает о четвертом и пятом днях творения.

Бытие, глава 1

14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов; 15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды; 17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, 18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо.

19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.

20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] 21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо.

22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.

23 И был вечер, и было утро: день пятый.

Создание светил небесных — Солнца и Луны, а также звёзд, которые светят на Землю и отделяют свет от тьмы, — творческий акт Божий, совершённый в четвертый день. Итогом пятого дня стало создание Господом разнообразного животного мира.

Многие святые отцы посвятили толкованию дней творения свои духовные произведения. Назовём лишь некоторые из них. Это «Беседы на книгу Бытия» и трактат «О сотворении мира» святителя Иоанна Златоуста; «Истолкование книг Библии» преподобного Ефрема Сирина; «Шестоднев» святителя Василия Великого; произведения святителей Амвросия Медиоланского и Григория Нисского; «Точное изложение православной веры» преподобного Иоанна Дамаскина и другие. Хорошо бы в Великом посту найти время и познакомиться хотя бы с одним или несколькими произведениями, ведь книгу Бытия мы будем читать на протяжении всех великопостных дней.

Словно продолжая тему необходимости духовного просвещения, царь Соломон приводит притчу, которая стала третьей паримией этого дня: «Доколе, невежды, будете любить невежество? Доколе глупцы будут ненавидеть знание?» (Притч. 1:22).

Притчи Соломона, глава 1

20 Премудрость возглашает на улице, на площадях возвышает голос свой, 21 в главных местах собраний проповедует, при входах в городские ворота говорит речь свою: 22 „доколе, невежды, будете любить невежество? доколе буйные будут услаждаться буйством? доколе глупцы будут ненавидеть знание?

23 Обратитесь к моему обличению: вот, я изолью на вас дух мой, возвещу вам слова мои.

24 Я звала, и вы не послушались; простирала руку мою, и не было внимающего; 25 и вы отвергли все мои советы, и обличений моих не приняли.

26 За то и я посмеюсь вашей погибели; порадуюсь, когда придет на вас ужас; 27 когда придет на вас ужас, как буря, и беда, как вихрь, принесется на вас; когда постигнет вас скорбь и теснота.

28 Тогда будут звать меня, и я не услышу; с утра будут искать меня, и не найдут меня.

29 За то, что они возненавидели знание и не избрали для себя страха Господня, 30 не приняли совета моего, презрели все обличения мои; 31 за то и будут они вкушать от плодов путей своих и насыщаться от помыслов их.

32 Потому что упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их, 33 а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла“.

В противовес всем делающим беззаконие и отвергающим повеления Божии, приводятся последние слова паримии: «а слушающий меня будет жить безопасно и спокойно, не страшась зла» (Притч. 1:33).

Мы снова возвращаемся к теме пророка Исаии о необходимости исполнять Слово Божие: «Посему говорит Господь, Господь Саваоф, Сильный Израилев: о, удовлетворю Я Себя над противниками Моими и отмщу врагам Моим!» (Ис. 1:33).

Вновь и вновь ветхозаветные цари и пророки призывают нас к покаянию. И пусть нас отделяют от пророков древности тысячелетия, но можем ли мы говорить, что их слова устарели? Премудрость и сегодня «в главных местах собраний проповедует» (Притч. 1:20-21). Было бы у нас желание слышать и слушать, внимать и исполнять.

протодиакон Петр:
Хороший проект...
Нужный...
А где вы это берете?
М.б. поделитесь ссылкой?

Баранова Екатерина:
да, это сайт Горловской епархии http://gorlovka-eparhia.com.ua/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница