Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Духовные беседы в Пост  (Прочитано 421 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Без чего жизнь бессмысленна, рассказывает митрополит Антоний (Паканич).




Для какой ты корысти?
Мы несемся стремглав по жизни, по ходу пытаясь уловить ее звучание, познать смысл, распробовать вкус.

Роняя напрасные слова и пересекаясь с сотней случайных людей, спешим раствориться в толпе.

Так, день за днем, проходит наша жизнь.

Безусловно, каждому из нас есть что вспомнить. Предаться воспоминаниям порой занятно и полезно. Вспоминая прожитую жизнь по отдельным частностям, можно оценить ее сквозь призму сегодняшнего дня и рискнуть задать себе главные вопросы: для чего я живу, что хорошего сделал?

Смоковница высилась невдалеке,
Совсем без плодов, только ветки да листья.
И Он ей сказал: «Для какой ты корысти?
Какая мне радость в твоем столбняке
Я жажду и алчу, а ты – пустоцвет,
И встреча с тобой безотрадней гранита…»

Борис Пастернак поэтично описал евангельскую историю о встрече Спасителя и бесплодной смоковницы.

Традиционно Церковь вспоминает эту притчу на исходе поста в Великий Понедельник Великого поста.

Но мы начнем ее осмыслять заранее, пока еще есть время что-то изменить в нашей жизни, использовав благодатное время Великого поста.

Пока не поздно
Итак, на следующий день после входа Господня в Иерусалим Спаситель вместе со Своими учениками отправился в храм. По дороге Он взалкал и, увидев впереди дерево с богатой зеленью, поспешил к нему в надежде найти его плоды. Но зеленеющее дерево оказалось бесплодным. И Христос повелел ему засохнуть.

Увидев это, удивились Его ученики: «Посмотри, смоковница, которую Ты проклял, засохла» (Мк. 11:21). На это Иисус сказал: «Имейте веру Божию; ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: ‟поднимись и ввергнись в море”, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет» (Мк. 11:23).

Что имел в виду Господь?

Всякое истинное чудо имеет важное свойство: оно возможно только тогда, когда есть вера. А источником и подтверждением подлинной веры являются плоды веры, то есть то, что человек сотворил во имя Христово.

И если, оглянувшись назад, нам нечего предъявить, не имеем добрых дел, то есть большая вероятность повторить участь бесплодной смоковницы.

Самое страшное, что пока мы раскачиваемся и созреваем, может быть уже поздно. В инобытии, после смерти, мы уже не сможем изменить свою участь.   По мнению одного современного христианского писателя, двери ада закрыты изнутри, и поэтому никакая помощь пребывающим там просто невозможна.

Человек, по своему собственному желанию, убегая от Бога, пытаясь всю жизнь скрыться от Него, попадает в единственное место, где это можно сделать – ад.

Добро через силу
Преподобный Иоанн Лествичник говорит: «Не ужасайся, если и каждый день падаешь, и не отступай от пути Божия, но стой мужественно. Без сомнения, Ангел, который хранит тебя, почтит твое терпение».

Безусловно, не нужно отчаиваться, если пока еще ничего доброго не сделано, если нет  душевного порыва делать добрые дела. Но не следует и расслабляться. Любящее сердце если не достается по наследству, генетически, то зарабатывается пожизненным трудом. Добро нужно ковать в себе, воспитывать. Следует творить добро вначале даже через силу, без душевного расположения, а не ждать, когда оно появится, нужно самому завоевывать его сознательными шагами и выбором.

Такой подвиг очень ценен в глазах Господа. Когда человек во имя Христово ломает свою природу, свою наследственность, идет против своего естества, он духовно вырастает больше, нежели тот, кому с детства присущ добрый и мирный нрав, за который не надо сражаться.

Не останавливаться
В пожизненном поединке с самим собой главное не останавливаться. Все наши искренние стремления к добрым помыслам и добрым действиям будут поддержаны Христом, мы обязательно будем укреплены в этом.

И в нужный момент Господь скажет лично каждому: «Приидите, благословенные  Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали мне есть; жаждал, и вы напоили меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

И на немой вопрос: «Господи, когда же все это было?» – Он ответит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».

Всякая добродетель нескончаема по глубине, вопреки греху, в котором всегда можно дойти да дна, откуда выхода уже может и не быть.

И всякий новый уровень добродетели является огромной и непостижимой тайной до тех пор, пока за ним не откроются другие дали, не появится загадочная и манящая новизна следующего горизонта.

Пусть Господь укрепит каждого из нас в этом нескончаемом процессе познания мироздания и пошлет нам Свою спасительную благодатную помощь, чтобы мы в конце концов смогли принести Спасителю долгожданные плоды добра, любви, милосердия и покаяния.

Источник
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Духовные беседы в Пост
Ответ #1 : 05.03.2018, 10:00:50
Что делать, когда устал, советует митрополит Антоний (Паканич).


Пост, как и вся жизнь христианина, – это борьба прежде всего с самим собой.

Господь все премудро устроил. Наша жизнь в чем-то подобна Великому посту. Как постный путь перемежеван воскресными днями и торжественными праздниками, которые послабляют пост, дают возможность передохнуть и набраться сил на следующий рывок, так и в нашей жизни сложные периоды преодоления трудностей сменяют светлые полосы легкости и беззаботности.

Сложность и трудности необходимы, без них мы не сможем закалиться для преодоления следующей ступени и не сможем по достоинству оценить благодатный период отдыха, он не покажется нам настолько сладостным и заслуженным.

Мы, как мудрые путники, должны распределить свои силы на весь жизненный путь, подкрепляя себя и делая небольшие остановки.

Мирность духа
Усталость и отчаяние лечатся мирностью духа.

Мирность духа даруется тому, кто осознает: что бы ни случилось с ним, какие бы Господь ни посылал испытания – все мы в руках Божиих.

Архим. Иоанн (Крестьянкин) наставлял свое духовное чадо: «Вы о Боге-то не забывайте, с Ним ведь и трудности переживать нетрудно, и одиночества нет, и бессилие Ваше силой Божией укрепится».

Легче всего и сложнее всего – возложить все на Бога, уповать исключительно на Его милость и поддержку, на Его заботу и утешение.

Но человек маловерен. Он ищет помощи где угодно и в ком угодно, но только не в Боге, вспоминая о Нем в самый критический и последний момент, когда все уже перепробовано.

Сказано – сделано
Человек устает беспрерывно трудиться, зарабатывать на жизнь, бороться с грехами, сражаться за себя и своих близких.

Но нужно не забывать, что тяжелый труд нам заповедован Самим Господом после того, как врата рая закрылись для человека.

«В поте лица твоего будешь есть хлеб», – сказал Бог Адаму (Быт. 3:19).

Эти слова говорят о том, что труд стал неотъемлемой частью человеческой жизни. Мы обязаны трудиться.

Для многих работа является формальностью, не дающей радости и удовлетворения, изнурительной работой за кусок хлеба. Отсюда и возникает ропот.

«Вместо того чтобы роптать на Бога, что он не дает вам того, что хочется, лучше поблагодарить Его за то, что Он не дает вам того, что заслужили», – поучает свт. Николай Сербский.

Однако мы об этом не задумываемся, ропщем на свою судьбу, тяжелую жизнь. А вы уверены, что заслужили лучшую долю? Если Господь будет давать по заслугам, не покажется ли вам ваша настоящая жизнь праздником в сравнении с заслуженной участью?

Следует постоянно держать это в уме.

Заповедано нам жить трудясь, будем послушно выполнять заповеданное.

Тем более что любую работу, деятельность можно превратить в радость, подойдя к ней с любовью и благодарностью, с пониманием того, что по грехам заслужили худшей доли.

Свобода любви
Каждый из нас получил от Бога повеление трудиться. Но в то же время Божественное повеление не некий детерминизм.

В нем есть только одно – призыв, обращенный к человеческой свободе.

Богу не нужен мир рабов, которые только механически, бездушно будут исполнять Его волю. Всевышний желает, чтобы Его творение совершало Его волю исключительно по любви к Нему. Бог видит в нас своих собеседников и для этой цели мы, в том числе, и были созданы.

В Священном Писании говорится: Бог не ищет рабов, Он ищет сыновей (Гал. 4:4–7). Господь творит этот мир по Своей безмерной любви, и именно любви Он жаждет от Своего творения.

И только из-за любви к нам Бог не дерзает нарушить нашу свободу.

По словам священномученика Иринея Лионского, Творец всегда уважает закон человеческой свободы, установленный Им же Самим.

Один религиозный философ прошлого века говорит об этом еще откровеннее: Бог оказывается пленником человеческой свободы.

Если живые существа наделены свободой, значит они в полной мере могут избрать для себя жизнь и без участия в ней Бога.

Только поэтому и существуют зло, смерть, ад.

Свобода – это самое ценное, что у нас есть. И поэтому святые отцы непрестанно предупреждают о том, что в случае неправильного устройства нашей жизни мы можем довести себя до такого состояния, в котором наша свобода окажется парализованной.

Пусть прекрасный и непростой путь Великого поста укрепит нас в вере и правильных выводах, наполнит жизнь истинным смыслом, приблизит к долгожданному и спасительному общению со своим Творцом.
Бог ждет нас всегда!

Источник
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Духовные беседы в Пост
Ответ #2 : 05.03.2018, 10:02:33
Духовные наставления митрополита Антония (Паканича).

Легкость на подъем
Ничто не может в своей красоте сравниться с покаянием грешной души, когда она очищается от ветхости и грязи, преображаясь светом Христовым.

Покаяние – неотступный спутник любой борьбы с грехом. С него борьба начинается, им заканчивается.

Раскрытие истины и мудрости Христовой были дарованы святым подвижникам, стремящимся всю свою жизнь стяжать Дух Святой и щедрые милости Божии.

Некоторые свои познания они передавали и нам, грешным, чтобы и мы могли соприкоснуться с Истиной.

По учению святых отцов, есть некий порядок борьбы с грехом.

Для исправления греха святые подвижники нам советует, во-первых, обуздывать нечистые стремления нашего тела, делать его легким, способным к духовной деятельности.

Поэтому воздержание от скоромной и тяжелой пищи будет нам в помощь. Пост и посильная физическая нагрузка притупляют похоть и страстность, утончают все наше существо, и мы становимся более восприимчивыми к духовному миру, зачастую невидимому и неосязаемому.

Не утяжеленный перееданием и в меру натруженный человек становится гораздо легче на подъем и в духовном плане, и в мирских делах.

Такая физическая легкость и утонченность в будущем могут привести к быстрой реакции на добрые дела, приобщении к добру и воздержанию от зла. 

Нереальность воздушных замков
Второе святоотеческое правило относится к нашим умственным действиям.

Необходимо обратиться к уму и исправить образ наших мыслей.

Очищая разум от мыслей, свойственных человеку после грехопадения, мы должны заменить их содержание новыми христианскими понятиями, изложенными в Евангелии.

В покаянном каноне мы исповедуем перед Богом, что потеряли ума красоту.

Что это значит?

Ум человеческий предназначен для беседы с Творцом. Однако чаще всего наш ум занят другим: мы строим планы, фантазируем, мечтаем, хотя понимаем, что в конечном результате ничего не сбудется, но продолжаем неугомонно снова и снова строить воздушные замки.

Необходимо понуждать свой ум быть на страже приходящих помыслов и отсекать их. Ум должен всегда бодрствовать и находить успокоение в молитве и созерцании.

Подлинное бытие состоит в пребывании в Боге, а значит, только молясь, беседуя с Богом, мы живем реальной жизнью.

Все остальное время  пропадает и исчезает в небытии.

Очистить сердце
По исправлению ума святые отцы переходят к исправлению сердца, к изменению его навыков и ощущений.

«Очистить сердце, труднее нежели очистить ум, – поучает свт. Игнатий Брянчанинов, – ум, убедясь в справедливости новой мысли, легко сбрасывает старую, легко усвояет себе новую, но заменить навык навыком, свойство свойством, чувствование другим чувствованием, чувствованием противоположным, это – труд, это усильная продолжительная работа, это – борьба неимоверная».

Святитель заключает, что единственный путь умертвить все греховные желания плоти и крови, все движения ума и сердца – это ввести и тело, и ум, и сердце в управление духа.

Воздерживаться и бодрствовать должны и наши душевные качества, дабы выкорчевать из сердца ненависть, вражду, зависть – все то, что впоследствии должно стать страстью и пороком, мешающими радоваться Богом данной жизнью.

Будем поститься и душой и телом, уповая на милостивую помощь Господа нашего Иисуса Христа, взывая немощным сердцем:

«Не помяни наших беззаконий первых: скоро да предварят ны щедроты твоя, Господи, яко обнищахом зело. Помози нам, Боже, спасителю наш, славы ради имене твоего: Господи, избави ны и очисти грехи нашя имене ради твоего» (Пс. 78:8–9).

Источник
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Духовные беседы в Пост
Ответ #3 : 05.03.2018, 10:04:03
В чем причина наших болезней? На эту тему размышляет управляющий делами УПЦ митрополит Антоний (Паканич).

Большинство наших болезней вызвано постоянным сдерживанием эмоций и чувств. Целыми днями мы пребываем в зажатости, не проявляем тех чувств, которые испытываем, которые нас переполняют. С чувствами нужно работать, а не прятать их, загонять в угол или утаивать в подвале, прикрыв ветошью. Невыплеснувшиеся, непроговоренные, неосознанные чувства могут привести к различным болезням, психическому расстройству, раздвоению личности.

Церковь предусмотрела лучшую профилактику против этого - исповедь.

Не определившись со своими чувствами, мы теряем равновесие, а следовательно, и душевный мир, потеря которого сулит нам нервные срывы. Они в свою очередь ведут к подрыву организма, ослаблению иммунитета. Организм становится беззащитным и легко подвергается негативному воздействию. Осознание же чувств и эмоций, которые непосредственно движут нами, обязательно уравновесит нас, подарит гармонию и умиротворение, укрепит нас.

Постоянная исповедь дает человеку возможность понять, что он испытывает на самом деле, помогает ему разобраться в себе. Поднимая пласт за пластом, мы постепенно углубляемся и познаем себя. Исповедь - это честное признание самому себе в первую очередь в своих тайных желаниях и реальных причинах того или иного поступка. Такое признание освобождает от обмана, ложных установок и губительной путаницы. Исповедь распутывает наши чувства, развязывает узелки обид в нашем сердце.

Постепенное освобождение от самообмана и обид, узнавание себя дают возможность осознанной работы над своими недостатками, сложностями характера, привычками. Таким образом, очищая свою душу, мы уходим от нервозности и истерии, подрывающих здоровье, а утверждаемся в вере, добре, любви и радости, укрепляя свои физические, душевные и духовные силы.

Наступивший Великий пост - прекрасное время для такой оздоровительной работы.

Источник
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Духовные беседы в Пост
Ответ #4 : 05.03.2018, 10:06:32
О чем важно не забывать в Великий пост, советует митрополит Антоний (Паканич).


Дыхание жизни

Перелистываем страницу нового Божьего дня. Утро. Птичьи переливы взметающейся ввысь стайки, качающиеся мокрые ветки деревьев, воздух, щедро пропитанный влагой, поникшие кисточки кустов и растворенное повсюду, с трудом пробивающееся сквозь сплошное облако, зимнее солнце.

Тихо сверкает снег.

Все это называется счастьем, спокойным, тихим и верным. Оно не может никогда изменить, поскольку существует помимо нас.

Как и не может изменить Бог.

Митрополит Николай (Ярушевич), один из выдающихся проповедников XX века, говорил в одной из своих проповедей: «Наша жизнь – бесценное счастье и бесценный дар Божий потому, что мы – дети Небесного Отца… потому что мы от дня рождения до последнего вздоха окружены заботами Божественного Промысла и любовью Небесного Отца. Наша жизнь – бесценное благо, потому что мы наследники вечных радостей в Царстве Небесном».

Каждый христианин должен быть благодарным за великие благодеяния Божии, за радость каждого прожитого дня. Но эта радость не должна превращаться в эйфорию и не может быть поводом к духовной расслабленности.


В глазах смотрящего

Милости Божии сопровождают нас повсюду. И только по нашей вине мы не замечаем их или не хотим ими воспользоваться.

Поезд жизни несется по полям и холмам, уходящим в вечность.

И все, на что смотришь с любовью, оживает вдруг, кажется невероятно красивым.

Подлинная любовь воспитывается на протяжении всей жизни, но в то же время она – дар Божий.

Любовь не просто обеспечивают человеку полноценную гармоничную жизнь, но открывают нам Самого Христа, Который требует не жертв и приношений, а только одного – волевого и деятельного желания преодолеть удобопреклонность к греху, чтобы иметь возможность поклониться Богу в духе и истине (Ин. 4:23–24).
 

С Богом по часам

Человеку проще определить какие-то конкретные дни или часы «для Бога» в своем графике и календаре,  и желательно не так много, чтобы не перетрудиться и не пострадали другие дела, достаток, нежели думать о Нем постоянно.

Безусловно, праздники и другие священные особые дни нужны человеку, как и необходимы храмы  как напоминание о нашем Отце Небесном и истинном доме в вечном Царстве Христа.

Но куда важнее постоянная память о Боге.

Все наши поклоны и молитвенные правила, если исполняются не автоматически, видит и слышит Бог. Они приносят духовный плод и пользу, только когда все наше естество взывает к Творцу.

Жизнь человеческая сложна. Очень часто мы поступаем по стечению обстоятельств. Мало кто из нас имеет силу воли направить свою жизнь в верном направлении, согласно евангельским заповедям.

Сила греха настолько велика, что сам апостол Павел взывал: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19).

 

Жить благодаря

Настоящая духовная жизнь начинается с благодарности – благодарности Богу за свое бытие, за чарующую жизнь, за беспрестанную заботу Творца о Своем творении, за живую цепочку удивительно сплетенных событий и встреч, за свободу и радость, за побеждающую силу любви, за счастье быть с Богом.

Это чувство может в корне изменить нашу жизнь.

Поэтому, пусть именно благодарность Творцу всяческих станет нашей отправной точкой Великого поста, и наполнит нас тихой радостью еще одного прожитого дня!

Пусть благодарное, а значит отважное  сердце побуждает жизнь раскрываться перед нами, отражаясь чудом каждого мгновения в нашей душе!

Источник
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.

Lanа

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Re: Духовные беседы в Пост
Ответ #5 : 13.03.2018, 18:05:22
Митрополит Антоний (Паканич) объясняет, кто идет по жизни с крестом, а кто без креста.

С крестом
Несение креста – это наш единственный путь ко спасению. Но, к сожалению, не многие, кричащие о тяжести креста, действительно его несут. Среди нас большинство крестоносцев без креста. И каждый из нас может пополнить их ряды.

Нести крест веры во Христа и параллельно творить злодеяния невозможно. Как бы красноречиво и убедительно мы ни рассказывали окружающим о своей глубокой вере, о своем непростом пути и крестоношении, таковыми на самом деле не являемся, если наши дела говорят об обратном.

Нельзя нести крест, например, и плевать на ближнего. Несущему по-настоящему свой крест каждой клеточкой ощутима его тяжесть, и он ни в коем случае не станет распинать другого, зная цену каждому шагу, вздоху, капле пота, скрипу зубов от усталости.

Согнувшийся под тяжестью креста не станет смеяться над слабостью и падениями ближнего, он помнит боль от каждого своего падения – все они оставили рубцы и шрамы на его теле и душе на всю жизнь.

Невозможно нести крест и не подставить плечо рядом идущему. За долгий путь сколько протянутых рук поймало тебя, когда ты был готов упасть, сколько чужих локтей, подставленных в нужный момент, поддержало, чтобы ты мог передохнуть и двинуться дальше.

Несущий крест обязан ненавидеть. Ненавидеть зло, разрушающее человека, сострадая всей душой самому человеку, увязшему в нем как в липкой грязи и не могущему сойти с места.

Без креста
Жизнь без креста, это жизнь во зле. Крест – это всегда плюс, это концентрация добра, любви и позитива, это самая верная защита от зла.

По слову Блаженного Августина, зло – это порча добра. Православный философ Николай Бердяев дал развернутое определение злу: «Зло есть отпадение от абсолютного бытия, совершенное актом свободы… Зло есть творение, обоготворившее себя».

Желание человека самому стать богом вместо раскрытия в себе образа и подобия Божия – величайшая уловка, придуманная диаволом, уводящая человека от Бога, а значит, от пути добра и спасения. Зло провоцирует в человеке все самое низкое и ложное. Зло не дает поднять человеку его крест, не позволяет даже подойти к нему и прикоснуться. Зло во всех своих проявлениях предлагает человеку отказаться от креста, бросить его.

Выбор между добром и злом, между крестоношением и отвержением креста – сопутствующая константа человеческой жизни.

Для такого выбора нужно только наше свободное волеизъявление: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Господь предлагает: «Если хочешь», Он не насилует нашу волю, не гонит перед Собой, а предлагает идти путем, который уже пройден Им Самим.

Добро и зло несовместимы. Плюс на минус всегда дает минус, как известно из электростатики.  Невозможно подлинно и искренне верить в Бога и при этом воровать, убивать, вести развратную безнравственную жизнь.

Суть креста
Смысл нашего крестоношения в покорности Промыслу Божию, Его святой воле. Все то, что привносится в нашу жизнь без нашего желания, нужно попытаться принять как свое, необходимое для спасения. Без ропота на Бога и без осуждения ближнего.

Чем больше человек будет доверять Творцу, тем легче и радостнее будет его путь. Прислушиваясь к подсказкам и принимая все как должное, человеческое сердце умиротворяется, сам человек не тратит сил на ненужную борьбу, а послушно следует по расставленным указателям.

Доверяя Богу, мы избегаем самосожаления, которое только утяжеляет наш путь и нашу ношу. Самосожаление и эгоизм являются сердцевиной гордыни, которая неизбежно приводит к разрушению личности и ко лжи.

История знает  много печальных примеров лжедобра, лжеблагородства, лжехристианства, лжеправославия. Существуют они и в современном обществе.

Важно каждому из нас в повседневной жизни не прикрывать свои дурные намерения благими предлогами, не оказаться лжекрестносцами без креста.

На середине великопостного подвига, держа Крест Господний перед глазами, постараемся усилить молитвы, чтобы нести без ропота все тяготы земной жизни, постараемся очистить  истиной наши сердца и поспешим за Христом, неся достойно свой крест,  не отказываясь от него, чего бы нам это не стоило.

Источник
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.148 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика