Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1] 2  Все   Вниз

Автор Тема: Учение о средостении в православном богословии (покаяние и исправление)  (Прочитано 885 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Очень интересует меня понятие средостения в аскетической литературе. В поучительных словах святых отцов и толкованиях видно, что средостение это не ограда, а предел, закон плоти, а не просто рукописанные законы.

 Например свт. Иоанн Златоуст "Некоторые говорят, что средостением был закон, который не дозволял иудеям смешиваться с язычниками. А я думаю, что он разумел под средостением (не закон, но) вражду плоти, которая была как бы промежуточной стеной, отделявшей нас от Бога".

 В аскетической исихастской литературе тоже встречается понятие средостения, но очень редко. Если кто-то знает еще источники или имеет свое суждение - буду очень благодарна.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 С понятием средостения у преподобного Максима Исповедника связано понятие не стены, ограды, забора, а понятие Бога, как Серпа пожинающего такую преграду. Он в вопросоответах к Фалласию пишет так: "“Средостением”, как я полагаю, назван естественный закон тела, его связь со страстями, то есть с грехом. Ибо одна только связь закона естества, то есть страстной части естества, с презренными страстями становится той стеной, которая отгораживает тело от души и от смысла добродетелей и которая не позволяет этому смыслу добродетелей совершить переход в духовном делании через посредничество души к плоти".

 И далее поясняет, что Бог есть Серп "“Почему Слово называется серпом”? Не только потому, что сжинает порок разумного естества, который Он не сеял, и собирает естество, которое Он не разбрасывал, но и потому, что, как Жнущий, складывает спасаемых в Божественные житницы. Кроме того, Он легко соприкасается с добродетельными действиями, как сродный деятельным способностям души".

 То есть средостение по сути сорняк, глушащий добродетель.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Недоформулировала мысль. Получается, что, срубая грех в покаянии, в исповеди, Господь ждет появления плода добродетели - то есть реальная исповедь, умоперемена, может считаться состоявшейся тогда, когда человек ощущает высвобождение добродетели. Можно на очень банальном примере пояснить - не могла женщина регулярно и вовремя готовить пищу родным. После исповедания греха стала ощущать понуждение в себе все делать вовремя, и со временем стала успевать. Если очень просто - то как-то вот так.

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 414
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • В Дмитриевском храме
    • WWW
Думаю, средостением называют то, что отделяет человека от Бога.


Образуется средостение в грехопадении.

быт3:1 Змий же бе мудрейший всех зверей сущих на земли, ихже сотвори Господь Бог. И рече змий жене: что яко рече Бог: да не ясте от всякаго древа райскаго?
быт3:2 И рече жена змию: от всякаго древа райскаго ясти будем:
быт3:3 от плода же древа, еже есть посреде рая, рече Бог, да не ясте от него, ниже прикоснетеся ему, да не умрете.
быт3:4 И рече змий жене: не смертию умрете:
быт3:5 ведяше бо Бог, яко в оньже аще день снесте от него, отверзутся очи ваши, и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое.
быт3:6 И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети: и вземши от плода его яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста.



Первое отделение: согласие с мнением, противным Богу:

И виде жена, яко добро древо в снедь и яко угодно очима видети и красно есть, еже разумети:

Утверждение первого отделения делом:

и вземши от плода его яде, и даде мужу своему с собою, и ядоста.

И так далее ...

*

До грехопадения Бог и человек имели один Дух (не я живу, но живет во мне Христос).

После грехопадения человек сознает себя отдельным от Бога (и от других людей). Эгоизм.

**
« Последнее редактирование: 01.09.2018, 08:53:12 от иеромонах Дионисий »
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Отче Дионисий )) Вы меня удивили так... Приятно, ну, тепло прямо стало )) Вы воспроизводите мысль преподобного Максима, не обращаясь к его творению - "думаю" говорите Вы )) Я столько раз это в Церкви встречаю, и каждый раз меня это потрясает ))

 Но вот обо что я запинаюсь - должен, получается, плод-то добродетели созреть, чтобы Господь пожал жатву, срубая грех и отбирая плоды добродетели, отделяя их от греха. Но как в тернии грехов расти добродетелям - вот чего я не нахожу ни в творениях святых отцов, ни в других каких работах.

 Или же прополка мелких грехов (грехов действием) делает терние слабее, и дает место расти добродетели, чтобы потом, когда созреет плод, жатва умоперемены была доброй?

иеромонах Дионисий

  • Священник
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 414
  • Вероисповедание:
    Православный христианин
  • В Дмитриевском храме
    • WWW

 Или же прополка мелких грехов (грехов действием) делает терние слабее, и дает место расти добродетели, чтобы потом, когда созреет плод, жатва умоперемены была доброй?


Умоперемена бывает не осенью, а всякий раз, когда человек решает доброе растение или злое (при прополке).

Когда добрые растения укрепятся, тогда и полоть не надо.

**
Записан
Богу нашему слава. Аминь.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Вот не получается у меня так выстроить, или не совсем поняла. Каждая исповедь в этих образах суть осень, но не всякая осень  умоперемена.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Если принять серп орудием Бога, средостение заросшим полем, грехи сорняком, добродетели зерном, то выстраивается один из смыслов от начала Библии до Откровения. При этом вполне соблюдаются взаимосвязи, например:
 1) Втор 23:25 Когда придешь на жатву ближнего твоего, срывай колосья руками твоими, но серпа не заноси на жатву ближнего твоего - соединяется с Евангельским пониманием неосуждения, но Бога, как Судии, потому что прикасаться в ближнем можно только к колосьям. И вместе с тем соединяется с каиновой печатью - Каина трогать нельзя, т.е. грех может быть узнан, но неприкосновен;

 2) Мк 4:29 Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва - умоперемена наступает тогда, когда среди поля выросла не заглушенная тернием и плевелами добродетель, причем, созревшая добродетель.

 И еще есть. В общем, я думаю, что средостение все же можно понимать, как поле, а не как ограду, забор.

Давыдов Дионисий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 18 675
  • Вероисповедание:
    Православный христианин (РПЦ МП)
Не понял проблематику.

Если источник - послание к Ефессянам, то там, насколько я понимаю, речь о разрушении стены между иудеями и язычниками. Что Христос создал нового человека и теперь стены среди них (средостения) больше нет.

Аскетические размышления относительно стены как символа могут быть чрезвычайно обширны, как обширно значение стен и оград в философии.
Записан
Последний фонарик остыл.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Сокрушение средостения - аскетическая задача особого рода. Переход от фарисейского (законного - рабского, наемнического) послушания Богу к усыновлению Богом. Средостением, как я неожиданно для себя уяснила, является и сам Ветхий Закон, то есть исполнение его по сути становится переходом к исполнению Заповедей блаженства.

 Денис, символика очень интересует. Пока улавливаю про поле и жатву только.

ira

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 125
  • Вероисповедание:
    православная христианка (РПЦ МП)
Средостение по преп.Максиму – это, наверное, «уды, яже на земли» (Кол.3,5).Толкование свт.Феофана Затворника:
https://bible.optina.ru/new:kol:03:05#svt_feofan_zatvornik
Записан

р.Б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 006
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • Россия управляется непосредственно Господом Богом
Сокрушение средостения - аскетическая задача особого рода. Переход от фарисейского (законного - рабского, наемнического) послушания Богу к усыновлению Богом. Средостением, как я неожиданно для себя уяснила, является и сам Ветхий Закон, то есть исполнение его по сути становится переходом к исполнению Заповедей блаженства.

 Денис, символика очень интересует. Пока улавливаю про поле и жатву только.
Суть не зришь.
Нет перехода.
Рабство осталось во всей полноте, но становится уже твоим же образным выражением "из гусеницы в бабочку":  сыновством - высшей возвышенной и радостно-сладостной формой рабства, когда на амбразуру то и бросаются не из-за страха и принуждения рабством, а абсолютно добровольно и искренне: "за други своя", как сыны за своих братьев от одного Отца.
Улавливаешь?
Поэтому то и слово такое странное "средостение", а не просто "преграда" ...
Со словами надо очень внимательно и чутко работать, они просто так обычно не появляются ...

Любовь, настоящая любовь, заменяет даже и страх и всё-всё прочее, вырастая из всего-всего прочего, как бабочка из гусеницы.
Любовь привязывает сильнее страха и всего-всего прочего, и она дает и награду автоматом в сердце в виде сладости и наслаждения, как простую констатацию достижения предназначения ...
« Последнее редактирование: 03.09.2018, 20:33:17 от р.Б. Сергий »
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Средостение по преп.Максиму – это, наверное, «уды, яже на земли» (Кол.3,5).Толкование свт.Феофана Затворника:
https://bible.optina.ru/new:kol:03:05#svt_feofan_zatvornik
Спасибо, Ира. Вы всегда подметите то, что другим неочевидно - удивительная Вы )) Я прочла, да, очень сходно. Но тогда возникает вопрос о семи переплавлениях до чистого серебра.

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Суть не зришь.
Нет перехода.
Рабство осталось во всей полноте, но становится уже твоим же образным выражением "из гусеницы в бабочку":  сыновством - высшей возвышенной и радостно-сладостной формой рабства, когда на амбразуру то и бросаются не из-за страха и принуждения рабством, а абсолютно добровольно и искренне: "за други своя", как сыны за своих братьев от одного Отца.
Улавливаешь?
Поэтому то и слово такое странное "средостение", а не просто "преграда" ...
Со словами надо очень внимательно и чутко работать, они просто так обычно не появляются ...

Любовь, настоящая любовь, заменяет даже и страх и всё-всё прочее, вырастая из всего-всего прочего, как бабочка из гусеницы.
Любовь привязывает сильнее страха и всего-всего прочего, и она дает и награду автоматом в сердце в виде сладости и наслаждения, как простую констатацию достижения предназначения ...

 Совсем по простому средостение, Сереж, это преграда, которая не дает Богу коснуться человека, соединить разъединившиеся в грехопадении "верх и низ", чистоту привнести взамен нечистоты.

р.Б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 006
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • Россия управляется непосредственно Господом Богом
Совсем по простому средостение, Сереж, это преграда, которая не дает Богу коснуться человека, соединить разъединившиеся в грехопадении "верх и низ", чистоту привнести взамен нечистоты.
Я о том и сказал.
С синтезом понятий и смыслов у тебя пока очень плохо дело обстоит ...
Увы ...
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Я о том и сказал.
С синтезом понятий и смыслов у тебя пока очень плохо дело обстоит ...
Увы ...
Да и пусть. Мне ничего нового, Сереж, не нужно, кроме хоть чуть-чуть ощущения той полноты, которую может дать Церковь. Никаких перерождений, жатва за жатвой, расплав за расплавом. Видимо вот так и верно. Обновления это не отменяет, но, насколько я пока понимаю, это как с прополкой когда затянешь - доброго плода не видно. Прополешь - он есть.

р.Б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 006
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • Россия управляется непосредственно Господом Богом
Увы, пустоты и тишины самой по себе не бывает.
Не бывает тихой заводи и чего-то уже достаточного навсегда.
Нет движения, постоянного движения к Богу, и "пустоту", и "тишину", и "привычную, любимую и ясную простоту" немедленно заполняет муть, тина и ряска ...

Увы ...
И не заметишь как ...
И утонешь в этом, думая при этом и умиляясь, что "ах, как всё хорошо" ...

Ищи всегда, не останавливаясь, ищи большего и снова большего, и снова и снова, и Бог даст необходимое тебе ...
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
 Сереж, мне хватает святоотеческой мысли и Библии. Я тебя очень люблю, но вот так. Я сейчас ровно на месте, на моем месте, и мне хорошо тут. Трудно очень порой, но все равно хорошо - мне есть, чем дышать и Кому молиться.

р.Б. Сергий

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 9 006
  • Вероисповедание:
    Православной Веры Восточной Церкви (РПЦ МП)
  • Россия управляется непосредственно Господом Богом
Сереж, мне хватает святоотеческой мысли и Библии. Я тебя очень люблю, но вот так. Я сейчас ровно на месте, на моем месте, и мне хорошо тут. Трудно очень порой, но все равно хорошо - мне есть, чем дышать и Кому молиться.
Если и в этом не стоишь, а постоянно ищешь большего, то и это нормально.

Это, кстати, основа и долголетия ...
Парадокс, но самое большее число долгожителей именно среди академиков, которые и в 90 и в 100 лет не перестают активно думать, думать, искать, сомневаться, а вовсе не выдыхаются и вырабатываются ...
Записан
Верую, Господи! Помоги моему неверию.
Не нáмъ, Гóсподи, не нáмъ, но и́мени твоемý дáждь слáву о ми́лости твоéй и и́стинѣ твоéй  
Ей гряди Господи Иисусе!  Егоже Царствию не будет конца!
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Елена Ланская

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 53 232
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • Все ИМХО
Если и в этом не стоишь, а постоянно ищешь большего, то и это нормально.
Сереж, я бОльшего не ищу. Понимаешь, многослойность библейских текстов и, естественно, многослойность Предания - это настолько больше человеческого ума, что, ухватывая хотя бы новый слой на прежнем месте уже сыт человек. "Гордым оком и несытым сердцем, с сим не ядя" - 100 псалом. Хотя в чем-то ты прав, осмысление пласта за пластом - тоже своего рода поиск нового.

 Но, понимаешь, то, как вы (ты, Елена (Елка), Ксана, Евгений (Евхенио) ) находите "новое" вне Библейской парадигмы... Мне это не нужно. Что ты со своим отдельным околополовым лепрозорием с тысячей иных миров, где люди во грехе не пали, что Елена со своей непокаявшейся и не грешившей Самарянкой, что Ксанины особые смерти муки и наслаждения, что Евгений с православным цигуном и вы же все с ним с личной внутренней жизненной силой... Вот оно не надо мне вовсе. Это все - оправдание жала самой грубой сути плоти, а ведь годы прошли, скоро на десятилетия пойдет отсчет.

 Не хочу я рассуждений в этом направлении совершенно. Вместе с тем средостение - это стена, которую надо разрушить, внутренняя стена, состоящая из уд плоти, страстей. И это уже не место, где грехи действием, это место, где страсти тернием. Всякие, Сережа, страсти, все восемь. И, если между грехов против заповедей Ветхого Завета, т.е. грехов действием все же, корни страстей и не видны вовсе, а добродетели меж ними - благочестие фарисейское, которое превзойти надо, то между грехов против Заповедей блаженств корнями плетутся самые страсти.

 Вот это место в человеке, если представить его микрокосмом, меня и интересует. Ищу соответствия. Ира мне помогла понять, что это место, где страсти душат заповеданное на горе. Если иметь его ориентиром, то придется выдирать все неблагочестивые действия. Тогда будет праведность фарисейская, ее поле, говоря образно.

 Но, будучи свободно от сорняков, оно позволит подойти к горе, которая заросла уже не травами грехов, а деревьями страстей. И, делая ковчег из спиленных дерев или рубя их на кресты, один за одним, или сжигая, можно внутри себя услышать хоть отзвук Нагорной проповеди. И с нею совпасть хоть чуть-чуть.
Страниц: [1] 2  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.143 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика