Задать вопрос > Сомнительные вопросы

Еретик ли свт. Иоанн Златоуст с точки зрения прп. Иосифа Волоцкого?

(1/399) > >>

Елена Ланская:
Цитата: Сергей_93 от 05.07.2019, 23:51:41>>>>зачетный троллинг
<<<<
 Написал мне Сергей, споря о правах называть людей еретиками,  и я подумала - не открыть ли тему. И открываю.

 Есть два произведения с ровно противоположными точками зрения. Это  "Слово о проклятии" свт. Иоанна Златоуста и 12 и 13 слова "Просветителя" прп. Иосифа Волоцкого. 

 Преподобный Иосиф Волоцкий 13 слово "Просветителя" "благоверные цари окончательно разрушили крепость неверных еретиков градобойными орудиями, святыми Вселенскими Соборами, в благоговейном страхе отсекая головы многоглавых змиев, и укрепили чистую православную веру, непоколебимый столп и утверждение церковного благоверия. Зная об этом и повинуясь мольбам и поучениям святых отцов, все благочестивые цари повелевали проклинать еретиков и отступников (в рукописи Соловецкого монастыря добавлено "и посылать в заточение, и предавать лютым казням"".
 
 Иное отношение (см. заглавие слова 13) преподобный полагает ересью "Против ереси новгородских еретиков, говорящих, что нельзя осуждать ни еретика, ни отступника. Здесь же собраны свидетельства из святых книг о том, что еретика и отступника не только осуждать, но и проклинать следует, царям же и князьям и судьям подобает отправлять их в заточение и предавать лютым казням.", то есть говорящих, что проклинать нельзя и насилия применять нельзя надо проклясть, послать в заточение и люто казнить.

 Лично я подпадаю в данном случае предложенному преподобным Иосифом, как Вы видите, и Вы должны меня проклясть, заточить и люто казнить.

  В 12 слове преподобный Иосиф доказывает, что Божий суд последует только суду православного епископа, и вообще "Божий суд не следует еретическому проклятию, но клятва еретиков на них возвращается". преподобный Иосиф перечисляет все каноны, которые, как он считает, доказывают его слова. Правда сравнение с реальными канонами дает очень странные результаты.

  Посмотрим же, что говорит свт. Иоанн Златоуст:  "О том, что не должно проклинать ни живых ни умерших".

  Цитата оттуда: "Какая, скажи, цель евангелия благодати? Для чего совершилось явление Сына Божия во плоти? Для того ли, чтобы мы терзали и снедали друг друга? Заповеди Христовы, которыя во всем совершеннее повелений закона, особенно требуют от нас любви. В законе говорится: «возлю́биши ближняго своего, яко сам себе» (Лев. 19.18); а в Новом завете повелевается и умирать за ближнего."

  Что Вы выберете - оно так и будет. "Еретическия учения, несогласныя с принятым нами, должно проклинать и нечестивые догматы обличать, но людей нужно всячески щадить и молиться об их спасении" - говорит святитель Иоанн Златоуст. Преподобный Иосиф Волоцкий называет это ересью и полагает, что такого человека надо проклясть, заточить и убить жестоко.

 Вот такая вот вышла коллизия. Замечу, что лично у меня проблемы с поиском правил Соборов, на которые ссылается преподобный Иосиф. В канонах содержится текст не совпадающий с его толкованиями в большинстве случаев.

Alix:
Дополню, вместе с еретиками православная церковь учит убивать и язычников и других иноверцев.

"Кормчая книга (Номоканон)" — главный православный канон, содержит гражданские законы о церкви, принятые св. Отцами на Соборах.
Кормчая книга 1650 года, стр. 1086 (1083):"...почитающие идолов повинны мучительной смерти... Если еврей или мусульманин дерзнет отвратить от христианской веры христианина, отсечением головы повинны казни... еретичествует, и язычествует, смертной казни повинен".
https://azbyka.ru/otechnik/pravila/kormchaja-kniga-1650-g/

Елена Ланская:
 Вообще тут интересная вещь еще. Стоглавый Собор разделил власть Церкви и власть князя, разделил вины, которые судят обе власти. Но вот патриарх Никон последовательно доказывал, что гражданские законы суть правила апостольские. Сразу не найду, но поищу.

Алексий любитель природы:
       Елена, вопрос, вынесенный Вами в заглавие Вашей темы -- некорректен. Поскольку для того, чтобы услышать точку зрения преп. Иосифа Волоцкого на тему: еретик ли свт. Иоанн Златоуст, нужно спросить его самого. Вот давайте спросите его, а потом нам скажете. Нет возможности спросить? Но тогда не сто'ит строить свои личные догадки по поводу его ответа и намекать в публичном пространстве, будто бы преподобный считал святителя еретиком. Вы ведь именно на это пытаетесь намекнуть, не так ли?
       Вы можете привести какое-нибудь высказывание преподобного, что святитель Иоанн Златоуст еретик? Не можете, я знаю. Поэтому ответ "да" на Ваш вопрос однозначно следует отмести. А знаю я это потому, что такого высказывания нет и быть не может. Преподобный в своих писаниях сам ссылался на свт. Иоанна Златоуста и цитировал его. Стал бы он ссылаться на еретика и подкреплять свои слова его словами и его авторитетом? Когда пойдёте свою козу доить, подумайте об этом.

Елена Ланская:
 Я привела определение преподобного Иосифа. Привела ровно противоположное определение свт. Иоанна. Думаю, что сравнение определений корректно. Ведь преподобный Иосиф пишет не о проклятии ереси, а о проклятии человека, говорящего то, что, по его определению, есть ересь.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница