Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  


Уважаемые форумчане!

7 декабря наш Форум прекратит свою работу.

Позаботьтесь скопировать то, что Вам может быть полезно и интересно (сделать это можно при помощи функции "Печать" самого Форума рядом с "Ответ", "Уведомлять" и пр.).

Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Исламское право о пребывании мусульман в немусульманских странах  (Прочитано 542 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Абд-ал-Масих

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32 196
  • Вероисповедание:
    Православный
  • встаньте, пойдем отсюда.
    • WWW
Как и кидаться переезжать вовсе не к своим, не к мусульманам, а туда где больше бабосов.  Зря пророк Магомет халифат создавал.
Действительно, обсуждая тему массовой миграции мусульман в Европу, неплохо бы посмотреть как на это смотрит исламское право. Спойлер: плохо смотрит.

У нас уже была тут тема о правах немусульман (точнее о бесправии немусульман) в шариатском государстве. Теперь же посмотрим как учит классическое исламское право о мусульманах в странах немусульман и под властью немусульман.



Из силлабуса спецкурса Ю. Шаповала «Ислам в Европе».
http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/islam-sillabus.htm

Тема данного спецкурса является дискуссионной на сегодняшний день. Миграционные потоки второй половины XX-начала XXI в страны Европы из Пакистана, Индии, Турции, Ближнего Востока, из стран Магриба и других привели к значительному исламскому присутствию в европейском обществе. Впервые после испанской реконкисты на территории европейских государств возникли мусульманские общины, численность которых стремительно растет. Мусульманская цивилизация и европейская цивилизация с христианскими корнями встали перед проблемой мирного сосуществования на территории ЕЭС. Особенности ислама не просто как религии, а как образа жизни, объемлющего все её стороны, обусловили сложности на пути адаптации мусульман к европейскому обществу. На современном этапе продолжается поиск наиболее оптимальной модели интеграции мусульман в европейское общество.

Важно отметить, что растущее мусульманское присутствие в Европе послужило вызовом как европейской, так и мусульманской традиции.


Жизнь мусульман под властью немусульман: правовые и исторические аспекты.

Поскольку времена Пророка являются нормативно-аксиологическими для всей мусульманской традиции, обратимся к вопросу о пребывании мусульман под властью немусульман эпохи Мухаммада. В этот период оформились две правовые практики: Мединская и Мекканская.

Мединская практика предполагала ориентированность на исламское государство, установление законов шариата, подчинение ему всех сторон жизни мусульман. Эта правовая логика исходит из деления всего мира на «дар уль-ислам» (пространство ислама) и «дар уль-харб» (пространство войны). Соответственно, немусульманские страны – это территория войны. И отсюда исходит невозможность для мусульман жить под властью иноверцев. Пребывание мусульман под властью немусульман может быть только вынужденным и временным и, в конечном счете, мусульмане обязаны переселиться в мусульманскую страну. В качестве примера для подражания приводилась хиджра Пророка, переселившегося из языческой Мекки в Медину, где была провозглашена умма. До сих пор исламские традиционалисты, например саудовские муфтии, опираются на приведенные аргументы.

Мекканский период в истории ислама характеризуется существованием мусульман как религиозного меньшинства в немусульманском окружении. Соответственно, фундаментальной являлась ориентированность на сохранение и укрепление своей веры и увеличение числа верующих путем исламского призыва среди неверующего окружения. Но, в мекканский период правовые вопросы по этой проблематике не были тщательно проработаны, и вопрос остался дискуссионным. В мекканский период был прецедент переселения части мусульман из языческой Мекки в Эфиопию, где было заключено первое документально засвидетельствованное соглашение между мусульманским и христианским государством - Нубией. Отсюда в исламе еще существует понятие «пространства договора». Современные улемы Западной Европ, США, России и других немусульманских стран, где мусульмане составляют меньшинство, апеллируют к мекканскому мировоззрению.

Развитие мусульманской правовой теории и практики осуществлялось в сторону от мекканского к мединскому периоду, хотя последний не отменил полностью прецеденты первой мекканской правовой логики. Однако войны, торговые отношения с иноверцами, политические обстоятельства обусловили дискуссии мусульманских правоведов всех мазхабов по вопросу о пребывании мусульман в немусульманских странах. В средневековье оговаривались следующие возможные варианты пребывания мусульман под власть немусульман:

1. Обращение в ислам неверного в немусульманской стране. Должен ли он оставаться на прежнем месте или переселиться в мусульманскую страну? Позиция шиитов допускает проживание в немусульманской стране. Большинство суннитов настаивают на хиджре (пример Пророка).

2. По неволе – пленный. Например, позиция ибн Малика - основателя маликитского мазхаба: отправляться в земли неверных только по причине выкупа пленных.

3. Добровольные путешественники.

4. Торговля с иноверцами: основные позиции.
  • Первая – запрет торговать с неверными при любых обстоятельствах.
  • Вторая - разрешение торговли с иноверцами для обеспечения поставок продовольствия при его нехватке, основываясь на принципе даруры (сильное затруднение; крайняя нужда).
  • Третья - допускает путешествия и временное проживание за границей, разрешение мусульманам принимать Аман от немусульманского правительства и проживать в немусульманской стране на положении мустаминов. Мустамин («просящий пощады, убежища») в немусульманской стране должен иметь возможность открыто исповедовать свою веру.


Испанская реконкиста и Новое время: правовые дискуссии о пребывании мусульман под властью немусульман.

Дискуссии мусульманских правоведов по вопросу о пребывании мусульман в немусульманских странах обострились во времена испанской реконкисты, когда в результате отвоевания христианами испанских земель и установление на них христианских государств, большое количество мусульман оказалось под властью христианских правителей.

Представители маликитского мазхаба, распространенного в Испании и Северной Африке считали обязанностью мусульманина – хиджру (переселение в мусульманскую страну), которая будет действовать до Судного дня, спорить можно лишь о том, при каких обстоятельствах возможно послабление.

Были определены обстоятельства, при которых возможно послабление:
  • физическая и финансовая неспособность
  • принцип даруры (необходимости)
  • и миссионерство.

Главное оставалось неизменным – нехорошо мусульманам оставаться под властью немусульман.

В ходе дискуссий обозначилось различие позиций мазхабов по вопросу о хиджре.

Так ханафитская богословско-правовая школа считала необходимым переселение в случае насильственного обращения в иную веру и невозможности исполнения религиозных обязанностей.

Маликитский мазхаб занимал более жесткую позицию, большинство его правоведов придерживаясь мнения об обязательности переселения мусульман в мусульманскую страну. Примером служит фетва (богословско-правовое заключение) андалусских и северо-африканских правоведов о долге мусульман покинуть Испанию. Прослеживалось негативное отношение мусульман к мудехарам*, то есть к тем, кто не переселился из Испании.
Цитировать
*Муде́хары (исп. mudéjar, от араб.مدجّن [mudaǧǧan] — прирученный, домашний) — мусульманское население, которое оставалось на территории Пиренейского полуострова, отвоёванной испанскими государствами у мусульман в ходе Реконкисты.

В ходе дискуссий были обозначены условия пребывания мусульман под властью иноверцев.
  • нет насильственного обращения в другую веру.
  • возможность исполнять религиозные обязанности.
  • возможность применения мусульманского священного права – шариата, функционирование шариатских судов.

Мусульмане под властью европейских империй: два подхода. Первый – эмиграция в мусульманские страны с мусульманским правителем, второй – адаптация к новой реальности в случае дозволения свободно исповедовать религию, следовать своим законам и судам. Главное - следовать законам о заключении и расторжении брака, о наследовании и прочих имущественных вопросов.


Новейшее время: особенности жизни мусульман в европейских странах.

Во второй половине XX – начале XXI вв. сложилась кардинально новая ситуация в связи с появлением группы мусульман, добровольно переселившихся и постоянно проживающих в европейских странах. Мусульманское право до сих пор сталкивалось с проблемой вынужденного, а не добровольного пребывания мусульман в немусульманских странах. Поэтому, возникла проблема следования мусульманской традиции, сохранения исламской идентичности в условиях Европы, тем более, ислам – это не просто свод религиозных положений и этических правил, а образ жизни, не предполагающий четкого разделения светского и религиозного.

Круг проблем, с которыми столкнулись мусульмане в западном светском обществе с христианскими корнями: отношение мусульман к демократии, либерально-демократическим ценностям, формы взаимодействия мусульман с немусульманским большинством, участие мусульман в экономической, военной и политической жизни европейского общества. Прямых ответов ни в Коране, ни в Сунне, ни в правовых школах ислама нет. В целом, на обозначенные проблемы в правовом поле ислама были сформулированы следующие ответы.

Первый вариант ответа исходил от факихов из мусульманских стран, которые следовали буквалистскому пониманию правовых норм ислама. Согласно им, мусульманскому меньшинству в западных странах следовало совершить реиммиграцию (хиджру) в мусульманскую страну и отказываться от любых форм взаимодействия с немусульманским большинством.

Второй вариант ответа исходил от нового поколения исламских ученых и факихов, как правило, проживающих в западных странах, которые предложили новое понимание фикха, учитывающего специфику проживания мусульман как религиозного меньшинства в западных странах. Новое поколение факихов указывает на необходимость нового понимания фикха. Фикх нельзя рассматривать как замкнутую, не способную к развитию правовую систему. Они исходят из того, что фикх (шариатское право) должен разрабатываться в соответствии со специфическими условиями того или иного региона, того или иного исторического периода, мусульманского сообщества, проживающего в определенных условиях. Необходимо применение шариатского права к определенной ситуации, условиям, т.е. мусульманская традиция вводится в герменевтический круг интерпретаций. В рамках этого направления формируется «фикх меньшинств» - правовых положений для исламских общин, проживающих в условиях немусульманского окружения. Основатели концепции шариатского права для мусульманских меньшинств Аль-Альвани и Юсуф аль-Карадави разработали методологию и основные принципы «фикха меньшинств». Были обозначены следующие четыре принципа.

  • Метод облегчения и устранение затруднений, включающий метод постепенности наложения на верующих обязательств религии и постепенности изменения своего образа жизни, принцип изменения фетвы в зависимости от места, времени и ситуации, на которую ориентировано заключение.

Ю. аль-Карадави пишет:

    «Мусульманин в немусульманском обществе слабее мусульманина в мусульманском обществе, поскольку он живет под властью иной, неисламской, правовой системы. И в окружении немусульманского большинства, внутри общества с немусульманскими основами, он сталкивается с сильными соблазнами и невероятным культурным давлением. По этим причинам, из своей слабости, мусульмане немусульманских обществ нуждаются в облегчении более, чем другие приверженцы Ислама, которые не сталкиваются с подобным давлением».

Пример фетвы на основе «фикха меньшинств». Одной из самых показательных фетв, которую вынес шейх аль-Карадави на основе метода облегчения, является решение относительно времени вечерней и ночной молитвы для мусульман стран Северной Европы. В этих странах в летнее время ночь становится короче, ночная молитва очень сильно сближается с утренней, и исполнение каждой из этих молитв в свое время становится большим затруднением для некоторых мусульман. Многие вынуждены проводить ночь, бодрствуя, не ложась спать, и оттого не имеют возможности выспаться перед своей ежедневной работой. По этой причине аль-Карадави, воспользовавшись мнением одного из признанных мазхабов и хадисом из авторитетного сборника Муслима, издал фетву, в которой посчитал дозволенным объединение двух молитв – вечерней и ночной – в Европе в летнее время.

  • Содействие миссии исламского призыва, чтобы мусульманские общины Запада могли «исполнять обязательства донесения глобальной миссии Ислама до тех, среди кого они живут, посредством их языка, для разъяснения, призыва и ведения с ними дискуссий наилучшим образом».

1. через обязательный учет в фетвах и правовых решениях, которые реализуются в рамках фикха меньшинств, тех специфичных условий, в которых проживают мусульмане в западных обществах;

2. через издание фетв и предложение таких правовых, социальных, политических моделей взаимодействия с немусульманским большинством западных стран, которые не только соответствуют одновременно Корану, Сунне и западным реалиям, но и прививают немусульманам симпатии к Исламу.

Пример фетвы. Одним из показательных примеров подобного рода фетв может служить решение шейха аль-Карадави, которое предполагает дозволенность сохранять брак и не разводиться с мужем той женщине, которая приняла ислам, в то время как муж остался иноверцем. Общий мусульманский фикх в этом случае требует, чтобы женщина обязательно развелась с мужем, поскольку женщине-мусульманке не подобает жить в браке с немусульманином. Реальность же западных обществ состоит в том, что большинство принимающих ислам на Западе являются женщинами. А обязательное требование общего фикха развестись с мужем по принятии ислама многих из них отвращает от принятия ислама. Шейх же аль-Карадави, изучив ситуацию в западных обществах, обратил внимание на тот факт, что, действительно, необходимость развода, угроза развала семьи, разлучения с детьми, является серьезным препятствием на пути принятия ислама многими западным женщинами. Учитывая тот факт, что современные свободы личности и права человека, гарантируемые западными демократиями, позволяют женщине практиковать ислам, даже если муж не разделяет ее убеждений, шейх аль-Карадави издал свою фетву о дозволенности сохранения подобного брака.

  • Ориентация на коллективные вопросы. Мусульмане, проживающие на Западе, рассматриваются как община, как единый джамаат, являющийся частью мировой уммы, а не как набор отдельных индивидуумов и личностей, не связанных друг с другом. Кроме того, мусульманская община является той средой, в которой идет воспитание нового поколения мусульман, идет передача молодым культурного и религиозного наследия от старшего поколения.

Пример. Фетва, в которой Ю. аль Карадави посчитал дозволенным для западных мусульман взятие банковской ссуды под процент ради покупки собственного жилья, если нет другой возможности им обзавестись.

  • Использование мнений разных мазхабов. Не принцип жесткой приверженности одному мазхабу, а принцип свободного поиска решений специфических проблем мусульманских меньшинств во всем правовом богатстве.

Аль-Карадави:

«В этом деле факиху, муфтию или шариатскому ученому следует плыть широко, до самых отдаленных горизонтов фикха. Прибегать к наследию разных школ фикха и направлений и не ограничиваться одним распространенным и господствующим мнением. Прибегать надо к достойным внимания мнениям, скрытым в недрах книг, к забытым мнениям прошлого, заслуживающим воскрешения. Прибегать к мнениям, которые были слабыми в свое время, но заслуживают усиления сейчас».

«Фикх меньшинств» разрабатывается в Европейском совете по исследованиям и фетвам, глава которого Ю. аль-Карадави.



Ну, что ж...
Выскажу своё имхо. Не моё дело выносить такфиры, но этот «фикх меньшинств» смотрится как самая настоящая бидаа (بدعة‎) — «различного рода нововведения в Исламе: любые слова, дела или убеждения в исламской практике, не имеющие достоверного основания, а также то, что не было известно во времена Мухаммеда и его сподвижников. В религиозном контексте не что иное, как ересь».

В сравнении с классическим исламским правом в идеологии «фикха меньшинств» можно обнаружить даже признаки вероотступничества.

Вспомним, что под вероотступничеством в исламе понимаются следующие действия:
  • Отрицание существование Бога;
  • Отрицание хотя бы одного из атрибутов Бога;
  • Непризнание хотя бы одного из пророков;
  • Клевета на какого-либо пророка;
  • Признание разрешёнными греховных деяний, которые считаются согласно иджме мусульманских учёных запрещёнными;
  • Признание запрещёнными деяний, которые согласно иджме мусульманских учёных разрешены;
  • Отказ от признания того, что в шариате является обязательным (фард);
  • Вера в обязательность того, что иджма мусульман не признала обязательным (фардом);
  • Наличие намерения стать в будущем неверным (кафиром) или сомневаться в своей вере;
  • Издевательство над религией.

Так что «фикх меньшинств» мне видится пока что спорной попыткой реформации в исламе.

Классическое же исламское право видит два основных варианта решения проблемы пребывания мусульман в неисламской стране:

• эмиграция в мусульманскую страну: от очень-очень желательной до строго обязательной.

• дозволенность (временного) пребывания мусульман в под властью немусульман, при условии свободного отправления культа и возможности применения шариатского права.

Позиция классического исламского фикха: нехорошо мусульманам оставаться под властью немусульман.

Что вполне понятно и логично, ведь ислам это государство. Ислам и мыслит себя именно так, как религиозная-политическая-правовая система. Отсюда следует неравноправие немусульман в исламской стране, равно и неодобрение того, чтобы мусульмане жили под властью немусульман и не по законам Аллаха.

Нехорошо мусульманам оставаться под властью немусульман.

Как мы увидели, классическое исламское право дозволяет пребывание мусульман под властью немусульман только как временное явление и при условии свободного отправления культа и возможности применения шариатского права, деятельности шариатских судов.

Так не только в Европе, но и в России шариатские суды не действуют и не могут действовать, равно в РФ нет легального многожёнства, и получается, что с точки зрения классического исламского права, мусульманам следует покинуть Россию и переселиться в исламскую страну, точно также реиммигрировать из Европы.

Но если в России мусульмане живут уже очень давно и к этому, по крайней мере, привыкли, то, массовая миграция мусульман в Европу вновь поднимает эти проблемы, в том числе для исламского права, а вот создание государства Израиль и вовсе стало новым вызовом исламскому праву на уровне Реконкисты.

Помнится президент Египта ас-Сиси призывал умму к "религиозной революции" и серьёзному пересмотру классического ислама. Вот поживём увидим, как решит и решит ли вообще эти вопросы и проблемы исламская мысль.

Пока же можно сказать о том, что классическое исламское право стоит на том, что нехорошо мусульманам оставаться под властью немусульман и совершить хиджру (переселиться в исламскую страну) крайне желательно, и даже обязательно.
Записан
Никто не возвышает голоса за правду,
  и никто не вступается за истину;
И не стало истины,
  и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.

Vita

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 25 447
Мне тоже кстати думается , что при наличии веры в предопределение ("Аллах предопределил родиться там и там и прожить так и так") все эти радикальные пересмотры своего "ризка" самим человеком смотряться не ахти как.
О том, что все предназначенное им, они могут получить на этом свете, оставшись с другом мире ни с чем, я писала в другой теме.
Записан
«И сему провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно.»

Vita

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 25 447
Цитировать
Пока же можно сказать о том, что классическое исламское право стоит на том, что нехорошо мусульманам оставаться под властью немусульман и совершить хиджру (переселиться в исламскую страну) крайне желательно, и даже обязательно.

Да.  Это показывает история мусульманства и переселений мусульман в халифат.

Как бы не пытались неомусульмане доказать обратное,  и выставив христианство этаким наборчиком "общегуманитарных"  ценностей.
Записан
«И сему провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно.»

Абд-ал-Масих

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 32 196
  • Вероисповедание:
    Православный
  • встаньте, пойдем отсюда.
    • WWW
Да.  Это показывает история мусульманства и переселений мусульман в халифат.

Как бы не пытались неомусульмане доказать обратное,  и выставив христианство этаким наборчиком "общегуманитарных"  ценностей.
Кесарю кесарево - Богу Божье.
Христианство принципиально отказалось от идеи построения теократического государства. Для христиане не удивительная ситуация жить в мире, где не все христиане. Апостол заповедует: Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми.

Но тема и не о христианстве. Тема об исламе и исламском праве.
С точки зрения традиционного, классического ислама мусульманам не хорошо жить под властью немусульман и совершить хиджру, переселится в исламскую страну мусульманину крайне желательно или вовсе обязательно.
Записан
Никто не возвышает голоса за правду,
  и никто не вступается за истину;
И не стало истины,
  и удаляющийся от зла подвергается оскорблению.

Рябухин

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 44 866
  • Вероисповедание:
    православный воцерковленный
Интересные данные дает Даниил с подачи Виты.

 Я же хочу дать такой нюанс, что это переселение стимулируют масонсы.
    Свобода, равенство, братсво.......БРАТСТВО господа понимашь, но только они не сказали, каким образом кофир, может быть братом мусульманину?

 Итак США как мировой лидер слабнет. И даже если не слабнет, то остальной мир делает слабым, стремится сделать слабым, а уж раз слабнет, то тем более желает делать всех остальных слабыми и именно поэтому желает переселения мусульман в Европу.
 Отсюда и желание иметь игил или алькаиду для наведения хаоса в остальном мире.
     Сейчас тенденция такова, что США слабнет и, чтобы остаться лидером мира сего, пытается ослабить и других по формуле, что США просядет, но и все просядут и таким образом США окажется все равно поверх всех остальных.
Записан
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.

Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым?

Vita

  • Онлайн Онлайн
  • Сообщений: 25 447
"Просевшая Европа" (в плане христианской цивилизации), "просевшие мусульмане" (проговаривающиеся, что им в немусульманских странах лучше чем в мусульманских)..Да уж , "на безрыбье и рак рыба".
Записан
«И сему провидению препоручаю я вас, дети мои, и заклинаю: остерегайтесь выходить на болото в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно.»
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.227 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика