Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7 8  Все   Вниз

Автор Тема: Собираем околоцерковные суеверия  (Прочитано 24361 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Вячеслав С

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 005
  • Вероисповедание:
    Православный
    • WWW
Все в одну кучу.

Яблоки. "До Спаса" - это когда? Январь - до? Март? Июнь? Или только в урожае дело? Старого можно, а нового нельзя?
Вы сами пишите про дух, но везде, где Вам удобно аппелируете к "жесту". Неконструктивно. Думаю Вы понимаете, что данный вопрос каждый решает сам для себя. Кто-то по урожаю, кто-то с какого-то месяца. Но вообще у простых людей возможность покушать яблочек как раз и наступает в то время, когда освящаются плоды. Более того, так было всегда, круглый год яблоки только последние 15-20 лет.

Цитировать
С еле сбитой температурой думать о первой исповеди не стоит без личного внутреннего стремления (а тогда зачем совет?).
Вы же про дух пишите, при чем тут исповедь?   :) Заболел невоцерковленный (полувоцерковленный) человек. Ему говорят - обратись к Богу, поможет. В этих словах есть какие-то противоречия чтобы в них в принципе не могло бы быть Святого Духа? А там где Святой Дух, там и с исповедью управятся как-нибудь без Ерпылева.
Цитировать
А мне вот в Страстной (так привычнее его называть, а не "чистым") Четверг не до уборок.
А при чем тут Вы? Есть просто выработанный веками наиболее удобный способ действия - в четверг закончить с мирскими делами, в пятницу думать о Страстях, в субботу - субботствовать по примеру Святых Жен. Для тех, у кого нет каких-то особых дел в четверг - это наиболее удобно, только  и всего.
Цитировать
Это не к тому, что я вот такая молодец, а к тому, что у христианина должно быть рассуждение.
 

Да на здоровье! Только вот некто аффтар темы считает, что если он брызги не любит, то и кропить нечего. И если он в четверг работает, то и всем работать. В том-то и проблема, что пытаются догматизировать то, что догматизировать нельзя.
Согласитесь, можно относиться к уборке в четверг как угодно, но обьъявлять уборку в четверг суеверием - недопустимо. Тема-то про суеверие. И безобидные вещи, про которые Вы пишите - как раз пытаются отнести к суевериям, запретить. Весь спор в этом, а не когда убираться удобнее.
Записан

Иван Ерпылёв

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 381
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ МП)
А именно этим и занимается Ерпылев - фиксируя в мертвой букве живое Предание.
Бабьи басни, мимикрирующие под предание, но не соответствующие духу Церкви, не являются им.
 
А Вы - кто?

Я - мирянин. В том же своем посте я имел в виду "нас" - православных христиан.
 
Как  Церковь до Вас выстояла - это просто уму непостижимо...

Не надо своими ехидствами, Вячеслав, настраивать против себя собеседников. Хотите спорить - спорьте спокойно.
 
И безобидные вещи, про которые Вы пишите - как раз пытаются отнести к суевериям, запретить. Весь спор в этом, а не когда убираться удобнее.

Странно, что это не я хочу запретить "безобидные вещи", а те, кто разделяет веру в эти "безобидные вещи", стараются навязать их всем окружающим, причем, агрессивно. Околоправославные суеверия, оккультизм - это бич нашей церковной жизни, а Вы говорите об угрозе преданию. Еще раз изложу мою позицию: дома можно делать всё, что угодно, хоть елеем обливаться с ног до головы, но когда эти действия становяться "общепринятыми" в рамках прихода, города или страны - тогда Церковь должна разъяснить - что она это не заповедала, должна отмежеваться от народных верований. Хотите, верьте дальше, но знайте, что канонического значения ваша вера и ваши обряды не имеют, наоборот, осуждаются как суеверие.
 
Записан

Иван Ерпылёв

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 381
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ МП)
Иван, будьте добры, приведите примеры (желательно несколько) именно церковных обычаев, которые не являются суевериями с Вашей точки зрения.

Читал на днях книгу "Русь уходящая" - воспоминания митр. Питирима (Нечаева), там есть ряд истинно церковных традиций:
1) по монастырской традиции, что положил на тарелку, то и ешь,
2) по старомосковской традиции, не воздевать руки, а простирать их к запрестольному образу,
3) опять же, по старомосковской традиции, белый цвет всегда должен быть не белым, а слоновой кости (в том числе и в облачениях) - потому что истинно белым, светлым является только Христос - отсюда часто владыке говорили, что у него клобуки нестиранные;
4) не носить монахам часов на руке (потому что и так уже четки);
Записан

Елена Меньшинина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 910
  • Вероисповедание:
    православие
  • Мск, певчая храма Богоявления бывш. Богоявл. м-ря
Только вот некто аффтар темы считает, что если он брызги не любит, то и кропить нечего. И если он в четверг работает, то и всем работать. В том-то и проблема, что пытаются догматизировать то, что догматизировать нельзя.
видимо, мы по-разному автора интерпретируем. Я в теме вижу именно высмеивание догматизирования того, что догматизировать нельзя. Высмеивание того, что убираться только в Страстной Четверг.
Записан
...от Него же премудрость, разум, страх...

У Тебя много имен,
Но одно из них - главное.
Мы его воспоем
Благое и славное.
Ты нас им защити
От нашей слабости,
И ее нам прости
В Суд, в День радости.

Вячеслав С

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 005
  • Вероисповедание:
    Православный
    • WWW
Бабьи басни, мимикрирующие под предание, но не соответствующие духу Церкви, не являются им.
По букве - да. Но Вы забываете про Дух, Который дышит где хочет. Поэтому я Вас и обвиняю в протестантизме.

Цитировать
Я - мирянин. В том же своем посте я имел в виду "нас" - православных христиан.

А суеверия, значит, плодят православные марсиане. И вот Вы мобилизуете православных христиан на православных марсиан. Понятно.

Цитировать
Хотите спорить 

Нет, гордых исправляет только Бог. Вся моя задача - посеять сомнения в абсолютности Вашей правоты.

Цитировать
те, кто разделяет веру в эти "безобидные вещи", стараются навязать их всем окружающим, причем, агрессивно.
И что из этого? Вы считаете что это очень важно - воздерживаться от яблок до Спаса? Или - стараться делать уборку в четверг? На всякий случай, если все забыли, напоминаю, что я возмкщаюсь не самим фактом обличения суеверий, а тем, что в суеверия норовят засунуть каждый имеющийся в Церкви обычай, про который никто книжку не успел написать. Вот написал бы митр. Питирим, что в четверг надо убираться - это бы было по Ерпылеву церковным обычаем. Впрочем, оказывается, про часы митр. Питирим все же писал. Но это не помешало Ерпылеву это здесь в качестве суеверия выставлять - Не надевать часы, когда идешь в храм:D
Самое обидное в этой ситуации то, что "суеверия" собирают по принципу "побольше чтобы на брошюрку хватило".
Цитировать
Околоправославные суеверия, оккультизм - это бич нашей церковной жизни
Так Вы сами и наполняете их оккультным смыслом. Большинство народу и не задумывается почему в центре Храма лучше стоять - стоят потому что лучше всего слышно и чтобы вперед не рваться.

Цитировать
раз изложу мою позицию: дома можно делать всё, что угодно, хоть елеем обливаться с ног до головы, но когда эти действия становяться "общепринятыми" в рамках прихода, города или страны - тогда Церковь должна разъяснить - что она это не заповедала, должна отмежеваться от народных верований.

Да все правильно. Но если применять этот подход не лукаво, то не то что на брошюрку, на лист А4 не наберется.
Записан

Вячеслав С

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 005
  • Вероисповедание:
    Православный
    • WWW
Я в теме вижу именно высмеивание догматизирования того, что догматизировать нельзя.
Да оно и так и так догматизирование выходит. Что так Христос Законом подменяется, что так буквой.
Записан

Наталия В.В.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 108
  • Вероисповедание:
    православная
Все в одну кучу.

Яблоки. "До Спаса" - это когда? Январь - до? Март? Июнь? Или только в урожае дело? Старого можно, а нового нельзя?

Советовать причаститься - это как-то... Если человек церковный, то сам догадается. А если нецерковный - то от степени болезни зависит. С еле сбитой температурой думать о первой исповеди не стоит без личного внутреннего стремления (а тогда зачем совет?).

А мне вот в Страстной (так привычнее его называть, а не "чистым") Четверг не до уборок. Утро и вечер - тяжелые службы. Между ними хочется тишины, обычно остаюсь в храме и читаю поучения на Страстную седмицу. Это менее благочестиво, чем, причастившись, мчаться домой и надраивать полы? А вот в понедельник, вторник - самая уборка. Среда - базовая готовка. Окончательная - в субботу.

А брызги вообще не люблю. С детства. И когда кропят водой, стараюсь отойти. К тому же я певчая, на крестных ходах обычно в руках листы с нотами или текстами - нас и не кропят особо, чтобы бумагу не попортить.

Это не к тому, что я вот такая молодец, а к тому, что у христианина должно быть рассуждение. Охотно верю, что если Бог даст и у меня будет семья и 3-4 ребятишек, то именно в четверг мы будем печь куличи, готовить пасхи и прибирать по дому. И не факт, что вечером пойдем на службу. Понимаете? Есть много вариаций, много образов жизни. Единым должен быть дух, а не жест (я про быт)

Ну так я же никого не собираюсь принуждать к исполнению, откуда такая мысль у Вас?
 ( Сама, кстати, яблоки ем круглый год). Но конкретно эти обычаи, как хотите называйте, не вижу смысла искоренять! Оставьте и мне право на этот образ жизни.
Иван вот, очень легко выводы делает - вот такая, мол, суеверная. Типа если убирается в Страстной четверг, то в принципе склонна к суевериям и главного не видит. Ну нравится мне делать так, как моя мать и бабушка, ниточка такая нас связывает. Про кропило могу отдельно объяснить, не суть. Главное, что хотела сказать - обычай обычаю рознь!
В ответ: неправильно понимаете, всё это народное противоречит духу Церкви. Брр.
Записан

Наталия В.В.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 108
  • Вероисповедание:
    православная
 
Странно, что это не я хочу запретить "безобидные вещи", а те, кто разделяет веру в эти "безобидные вещи", стараются навязать их всем окружающим, причем, агрессивно. Околоправославные суеверия, оккультизм - это бич нашей церковной жизни, а Вы говорите об угрозе преданию. Еще раз изложу мою позицию: дома можно делать всё, что угодно, хоть елеем обливаться с ног до головы, но когда эти действия становяться "общепринятыми" в рамках прихода, города или страны - тогда Церковь должна разъяснить - что она это не заповедала, должна отмежеваться от народных верований. Хотите, верьте дальше, но знайте, что канонического значения ваша вера и ваши обряды не имеют, наоборот, осуждаются как суеверие.

А кто навязать-то пытается? Есть статистика? У нас на приходе никто не пытается ( ну,Москва, однако, в глубинке, может, где-то другая картина). Нам можно не отмежевываться от "народных верований" и продолжать печь жаворонков? ;)





Записан

Елена Меньшинина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 910
  • Вероисповедание:
    православие
  • Мск, певчая храма Богоявления бывш. Богоявл. м-ря
В ответ: неправильно понимаете, всё это народное противоречит духу Церкви. Брр.
Пусть автор поправит, но я вижу проблему в том, что люди ищут инструкции.  И фраза "так принято" становится "так надо". Это надо разоблачать. Второй вопрос - какими методами. Но не надо учить детей тому, что свечу НАДО зажигать только от лампады (часто встречаю тех, кто так нарочито делает). Учить-то надо тому, что ее надо с молитвой зажигать :)
Записан
...от Него же премудрость, разум, страх...

У Тебя много имен,
Но одно из них - главное.
Мы его воспоем
Благое и славное.
Ты нас им защити
От нашей слабости,
И ее нам прости
В Суд, в День радости.

ИринаМ

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 543
  • Вероисповедание:
    православная
  • Я не я и лошадь не моя.
Пусть автор поправит, но я вижу проблему в том, что люди ищут инструкции.  И фраза "так принято" становится "так надо". Это надо разоблачать. Второй вопрос - какими методами. Но не надо учить детей тому, что свечу НАДО зажигать только от лампады (часто встречаю тех, кто так нарочито делает). Учить-то надо тому, что ее надо с молитвой зажигать :)
А мне вот непонятно, почему яблоки до Преображения есть можно, а носить белые облачения (клобук) или часы на руке - нельзя. Одно в этой теме объявлено "суеверием" (не есть яблоки - суеверие), а другое - церковной традицией (не носить белые облачения). Похоже, тут действительно уже идет не разбор суеверий, а "охота на ведьм". При желании можно и обычай возжигания свечей, и каждение в храме, и особые облачения духовенства, и многое другое объявить суевериями (и даже обосновать, почему так!)
ЗЫ А свечу от от лампады НЕ НАДО зажигать - для проверки достаточно перед праздником почистить десятка два лампад... Такое вот суеверие.
Записан

Вячеслав С

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 005
  • Вероисповедание:
    Православный
    • WWW
А мне вот непонятно, почему яблоки до Преображения есть можно, а носить белые облачения (клобук) или часы на руке - нельзя. Одно в этой теме объявлено "суеверием" (не есть яблоки - суеверие), а другое - церковной традицией (не носить белые облачения).
Иван же объяснил - одно зафиксировано в письменных источниках, другое - нет. Банальнейший протестантизм.
Записан

Наталия В.В.

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 108
  • Вероисповедание:
    православная
Пусть автор поправит, но я вижу проблему в том, что люди ищут инструкции.  И фраза "так принято" становится "так надо". Это надо разоблачать. Второй вопрос - какими методами. Но не надо учить детей тому, что свечу НАДО зажигать только от лампады (часто встречаю тех, кто так нарочито делает). Учить-то надо тому, что ее надо с молитвой зажигать :)
Могу только согласиться. Но как заставить человека думать, докапываться до смысла веры, читать и слушать, если  у него нет такой потребности? А у нас не особенно-то и принято в среде  простых прихожан говорить о таинствах, смысле тех или иных действий, истории Церкви.
Записан

Вячеслав С

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 2 005
  • Вероисповедание:
    Православный
    • WWW
Могу только согласиться. Но как заставить человека думать, докапываться до смысла веры, читать и слушать, если  у него нет такой потребности? А у нас не особенно-то и принято в среде  простых прихожан говорить о таинствах, смысле тех или иных действий, истории Церкви.
Думаете решить эту проблему Ерпылевыми с брошюрками?
Записан

Елена Меньшинина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 910
  • Вероисповедание:
    православие
  • Мск, певчая храма Богоявления бывш. Богоявл. м-ря
Думаете решить эту проблему Ерпылевыми с брошюрками?
какой-то процент проснется и от брошюрок. Главное - чтобы кроме них что-то толковое было. А постебаться - ну в меру можно ведь.
Записан
...от Него же премудрость, разум, страх...

У Тебя много имен,
Но одно из них - главное.
Мы его воспоем
Благое и славное.
Ты нас им защити
От нашей слабости,
И ее нам прости
В Суд, в День радости.

ИринаМ

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 4 543
  • Вероисповедание:
    православная
  • Я не я и лошадь не моя.
А постебаться - ну в меру можно ведь.
Ну если издавать брошюрки ради стеба - тут трудно конкурировать с бестселлером "Лекарство от греха". Там что ни фраза - то шедевр. Хоть и не про борьбу с суевериями. Но вот там их - пруд пруди.
Записан

Иван Ерпылёв

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 381
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ МП)
Иван же объяснил - одно зафиксировано в письменных источниках, другое - нет. Банальнейший протестантизм.

Уважаемый, никого не надо голословно обвинять. Вы вот готовы написать моему епархиальному архиерею заявление, что один мирянин из его епархии исповедует протестантские взгляды, и что нужно провести соответствующую проверку, и если на то дело пошло, отлучить этого мирянина?
 
А кто навязать-то пытается? Есть статистика?


Возьмите книжку "Богом данная" или придите в церковь и передайте хоть одну свечку левой рукой.
 
Думаете решить эту проблему Ерпылевыми с брошюрками?

Прошу фамилию мою не употреблять в нарицательном качестве. Я не литературный тип. ;)
 

А суеверия, значит, плодят православные марсиане. И вот Вы мобилизуете православных христиан на православных марсиан. Понятно.

Суеверия плодятся людьми, далекими от православной традиции, но близкие к традиции языческой.
 
Вот написал бы митр. Питирим, что в четверг надо убираться - это бы было по Ерпылеву церковным обычаем.

Совсем нет. Писал не сам Питирим, а его помощницы, уже после его смерти. Это во-первых, во вторых, он только сказал о московской практике. В-третьих, меня попросили привести примеры традиций, я привел, что под руку попалось. На самом деле их больше, есть и неписанные, например, совершать два земных поклона до приложения к иконе и один после. в-четвертых, небелый клобук - это смирение, что нельзя достичь абсолютной белизны, что же такого особо богословского можно увидеть в неядении яблок или мытье полов в Четверг Великий - сказать сложно.

Ну если издавать брошюрки ради стеба -

Брошюрку самочинно никто издавать не будет, мне она и не нужна. Будет благословение, духовная цензура, я думаю, что духовенство, особенно с академическим образованием, знает, что такое суеверие, а что такое обычай.
 
Кстати, ярым защитникам суеверий прямо акафист надо составить (керженцы вы наши непоколебимые, адаманты благочестия!):
 
Радуйся, предания достославный бдителю,
Радуйся, правильной веры учителю,
Радуйся, лоб под кропило раньше всех подставляяй,
Радуйся, скорлупу от яиц пасхальных сжигаяй,
Радуйся, яблок до Преображения не вкушавший,
Радуйся, икону многократно лобызавший,
Радуйся, дванадесятию иереями за день благословленный,
Радуйся, песочек с могилки старца привезший намоленный,
Радуйся, никогдаже свечу левой рукой передавый,
Радуйся, "откровения старцев" при лампаде читавый,
Радуйся, собаку и прочую скотину из дома изгнавый,
Радуйся, после причастия три недели не спавый,
Радуйся, смывший грехи в проруби купанием,
Радуйся, исполнившийся софринским благоуханием,
Радуйся, подвижниче, просвещенный многой из кадила благодатию!
« Последнее редактирование: 09.11.2009, 19:40:03 от Иван Ерпылёв »
Записан

Даша

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 1 189
  • Вероисповедание:
    Православная христианка
  • Дарите женщинам цветы!
    • WWW
Нужно обязательно каждое суеверие помечать примечанием, например, это полная чушь и сплошной вред, а это один из обычаев, который всего лишь не стоит возводить в ранг догмата и требовать ото всех его исполнения. Нужно постараться позаботиться о чувствах людей: людям ведь и обычаи часто дороги в Церкви, а уж если обычай ничем не вреден... только напомнить, какое ему подобает место.
Записан
Возможно, то, что поддается и соответственно подлежит доказательству, в принципе мало чего стоит
(М. Хайдеггер "Основные понятия метафизики")

Иван Ерпылёв

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 381
  • Вероисповедание:
    Православный (РПЦ МП)
Нужно обязательно каждое суеверие помечать примечанием, например, это полная чушь и сплошной вред, а это один из обычаев,

Так я и делал до настоящего времени, так сделано и с многими суевериями в теме на форуме, и на Кураеве.
Записан

Мила К

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 131
  • Вероисповедание:
    православная
Добавить можно?
Под Страстной Четверг, именуемый "Чистым" нужно убраться, вымыться, сменить все белье.
На территорию храма входить-выходить только через калитку (не через въездные ворота). Здесь две интерпретации - одна связана с евангельским "тесен путь...не входите широким путем"; вторая связана с покойниками, которых вносят и выносят, конечно, не через калитку.
Записан

Елена Меньшинина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 910
  • Вероисповедание:
    православие
  • Мск, певчая храма Богоявления бывш. Богоявл. м-ря
Нужно обязательно каждое суеверие помечать примечанием, например, это полная чушь и сплошной вред, а это один из обычаев, который всего лишь не стоит возводить в ранг догмата и требовать ото всех его исполнения. Нужно постараться позаботиться о чувствах людей: людям ведь и обычаи часто дороги в Церкви, а уж если обычай ничем не вреден... только напомнить, какое ему подобает место.
ИМХО, чем раскладывать тараканов кучками, надо нормально собрать то, что действительно важно и нужно. То есть тема "Преображение Господне". Там - 1) смысл, чинопоследование, 2) традиции, 3) лжетрадиции. Я столкнулась с этим на поминках своего деда. Одна женщина начала объяснять, что "по-церковному надо вот так-то". У меня с собой был требник, раскрыла и показала - вот так вот - надо "по-церковному". А остальное - местный обычай. Для нее это было открытием.

И еще назрело. Сходила на ВВЦ на православную ярмарку. Покупаю у одной женщины свечи. Она предупреждает, что свечи освященные. Но потом видит, что я их собираюсь положить в рюкзак и достает дополнительные пакеты. "Я Вам получше заверну, а то прикоснутся к нечистому и вся благодать уйдет - будут неосвященные" - "Спаси, Господи. Но у меня ничего нечистого в рюкзаке нет" - "Ну мало ли обувь лежала (!!! прош. время!!!) или бутерброды" - "Бутерброды лежат" - "Ну вот. А хлеб-то дрожжевой! Я как узнала, что такое дрожжи, больше хлеб не ем" - "Но ведь и вино делают с помощью дрожжей" - "И вино не пью. Совсем" - "Ну а как же причащаетесь?" - "Это личный вопрос, но я отвечу. Я не причащаюсь".  :o Потом она сделала мне "духовный подарок" - начала читать стихи. Потом выяснили, что достойного духовенства уже нет и надо жить, читая свв. отцов. Разошлись мирно. НО! Она очень активно и уверенно объясняет, что и как надо делать со свечами.

Я это к тому, что не все суеверия, не все лжетрадиции (т.е. традиции, не освященные Церковью) имеют внутриправославный источник.

Кстати, дама-то не заезжая. Они там постоянно.
Записан
...от Него же премудрость, разум, страх...

У Тебя много имен,
Но одно из них - главное.
Мы его воспоем
Благое и славное.
Ты нас им защити
От нашей слабости,
И ее нам прости
В Суд, в День радости.
Страниц: 1 2 3 [4] 5 6 7 8  Все   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.159 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика