Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: 1 2 [Все]   Вниз

Автор Тема: Архимандрит Матфей (Мормыль) - легенда и душа церковного пения  (Прочитано 6597 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
   
«Что Церковь, то и я» — беседа с архимандритом Матфеем (Мормылем)    
      

Музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Её бессменный регент на протяжении 30 лет. Заслуженный профессор Московской духовной академии, воспитавший многих учеников: теперь это иереи, протоиереи, архиереи. Один из них  ныне епископ Амвросий Гатчинский, ректор СПДАиС, говорит: «Как-то на празднике преподобного Сергия он, незадолго до того перенесший тяжелейшую операцию, после которой нужно было лежать, уже управлял хором. Я к нему подошел, говорю: «Батюшка, ну как же Вы так? Вы хотя бы немножко себя жалеете?» А он заплакал: «Как же я не буду в храме на преподобного Сергия!?» Об отце Матфее ходят легенды. Но главное в нём, и это касается самого сердца – преданность Церкви и неравнодушие к людям.

Биографическая справка: Родился 5 марта 1938 года на Северном Кавказе в станице Архонская бывшей Терской области. В 1959 году окончил Ставропольскую духовную семинарию. С 1959 по 1963 гг. обучался в МДА. Успешно защитил кандидатскую работу на тему: «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». Пострижен в монашество в декабре 1962 г., рукоположен во иеродиакона 30 марта 1963 г., рукоположен во иеромонаха 29 марта 1964 г. С 1963 по 1974 гг. — преподаватель МДАиС (Церковный устав, Священное Писание Ветхого и Нового Завета и Литургика). Удостоен сана игумена в 1968 г. Удостоен сана архимандрита в 1971 г. С 1969 по 1974 гг. — преподаватель Регентского класса. В марте 1984 года удостоен звания доцента. В 1988 году утверждён в звании профессора. В 2004 году присвоено звание заслуженного профессора МДА. С 1961 года — уставщик и старший регент хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, руководитель объединённого хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и Московской духовной академии и семинарии. Награжден орденами Святого Креста Иерусалимской Церкви, св. князя Владимира III степени (1968 г.) и II степени (1976 г.), св. князя Даниила Московского III степени (1998 г.), святителя Макария, митрополита Московского II степени (2008 г.).
 

Никифорова Александра: Отец Матфей, было трудное время, когда Вы решили избрать путь веры, путь Православия. Как эта идея пришла Вам в голову?

Архимандрит Матфей (Мормыль): Слово «идея», мне кажется, ко мне не подходит. Сердечное желание. Любил я Церковь, в церковь ходил, с детства пономарил, так что тут говорить об идее не приходится. Просто я очень любил Церковь.

Н. А.: Вы помните свою первую церковь?

Архим. Матфей: Это домик, в котором начали в 1945-м году на Казанскую служить. Он ещё целенький, половина его сохранилась. Как раз в 1945-м году нашим прихожанам удалось добиться разрешения властей, чтобы открыли приход. И вот на Казанскую служили первую службу. Я хорошо помню живших в том домике. Среди них ещё остались мои ровесники. А место, где стали проходить службы после 1947-го года — уже настоящий молитвенный дом.

Н. А.: Это на Северном Кавказе?

Архим. Матфей: Станица Архонская, в 13-ти километрах западнее Владикавказа. Станица сама образовалась в 1838-м году, населялась казаками, которых переселили из Белоруссии на Терек. Вот с 38-го года позапрошлого столетия люди там живут и молятся. От старенькой церкви, которая была построена в 90-е годы XIX-го столетия, кое-что осталось. Сейчас идёт её реставрация, она уже почти готова, и надеюсь, что будет основной церковью, а там, где молитвенный дом, открытый в 1947-го году, там будет вспомогательная церковь.

Люди наши любят ходить в церковь молиться, особенно в Великий пост: много причастников, много поминовений усопших, как это и положено в православной Церкви. Так что вот та «идейная» обстановка, в которой я начинал свою молодую жизнь.

Н. А.: А Ваша семья, родители были верующими людьми?

Архим. Матфей: Семья моя казачья. Дедушка по отцу был взят в 30-е годы на Беломоро-Балтийский канал и не вернулся. Мы за него молимся как за исповедника в неделю после Крещения, когда поминаются все исповедники, чтим своего дедушку, Максима Константиновича, глубоко религиозного человека. Он был членом двадцатки нашей церкви.

А второй дедушка был расстрелян 22-го сентября в 1937-м году. Сразу были намёки на его расстрел, но когда уже дали возможность окунуться в документацию, моя тётя послала запрос, и ей пришло сообщение, что такой-то расстрелян такого-то числа, всё совпало — 22-го сентября 1937-го года. Дедушка этот по маме, Троценко Лев Григорьевич. Он был Леонтий, но звали его Львом из-за прекрасного баса. Он прошёл школу Шаляпина по постановке голоса, учился у Сатова в Тбилиси, очень певучий был дедушка. Я его не застал, его расстреляли за несколько месяцев до моего рождения. Но многие его ровесники вспоминали, какой у него был голос.

Мама моя и бабушки сделали всё, чтобы поддержать религиозность в нашей семье. Папа вместе с тремя своими братьями ушёл на фронт, и никто из них не вернулся. В семье у нас было много слёз, особенно слёз бабушки, матери отца. И она всегда поручала мне записочки поминальные подавать в алтаре, поскольку я был рядом с батюшкой.

Н. А.: Как же ей удалось не дойти до отчаяния?

Архим. Матфей: Думаю, если бы не церковная молитва, не всякая мать смогла бы перенести такое горе — потерять всех мужчин в семье.

Но я поражаюсь тому, как мама и бабушка всё это воспринимали. Я-то мальчишкой был. Помню, в первые годы после войны (я ведь ещё помню войну, все эти времена тяжёлые!) к нам часто стучали с улицы в окно. Бабушка выходит, ей говорят: «Бабушка, нам сказали, что Вы здесь принимаете людей. Можно у Вас поночевать?».

Н. А.: И бабушка пускала?

Архим. Матфей: Да, конечно, бабушка пускала! Накормит, прежде всего, чем можно, начиная с казачьего борща.

Н. А.: Это особый какой-то борщ?

Архим. Матфей: Ну конечно! Он неповторимый.

Н. А.: Даже сейчас помните?

Архим. Матфей: И умею готовить сам.

Н. А.: Да? А какой рецепт?

Архим. Матфей: Любовь и умение. Только единственное — я не люблю когда много свёклы в борще. А так люблю картошку, картошку целую варёную в борще. У нас видите здесь режут картошечку меленько, а там целая. Ну, ладно, борщ есть борщ.

Н. А.: Вы такие тёплые слова сказали о маме, о бабушке. Назовите, пожалуйста, их имена.

Архим. Матфей: Бабушка моя, отцова мать, — Ирина Максимовна, умерла в 1970-м году в большом возрасте, 83 года. А мама — Анна Леонтьевна, умерла в 2000-м. Бабушка была очень и очень глубоко верующая. Удивительно, что обе мои бабушки не знали алфавита, не знали букв, но всегда молились за родителей, с благодарным чувством к ним относились. Иногда бабушка Ирина Максимовна говорила: «Я вот обижаюсь на своих папу-маму. Почему они меня не научили грамоте? Я бы сейчас хоть какое-нибудь письмецо почитала или Святое Евангелие». Но изумительная была у бабушки память. Вот она придёт из церкви, расскажет, какое батюшка читал Евангелие, что говорил в проповеди, настолько передаст всё своими словами, что я думаю: вот, пожалуйста, просвещение простых верующих людей. Она грамоте не научена, но человек глубоко верующий, являющий глубоко осознанный акт веры.

Н. А.: Сегодня ведь очень многие люди, даже высокообразованные, говорят, что они ничего не понимают в Церкви. А вот получается, Ваша бабушка, человек без образования, всё понимала...

Архим. Матфей: Всё зависит от состояния сердца говорящего и слушающего. Что, ребёнку много надо? Несколько слов и доброе отношение. Так и в Церкви. С хорошим отношением сказал батюшка проповедь — и всё, человек уже с наполненной душой приходит домой. Тут я недавно слышал, что один полиглот знает 15 языков. Ну и что? А сердце, быть может, такое чёрствое, что ни один язык не подточишь. Поэтому у людей, прежде всего, должно быть сердечное расположение.

Н. А.: А каким было, отец Матфей, Ваше церковное воспитание?

Архим. Матфей: То, что было в семье — вот это моё воспитание. Подходит праздник Рождества, идёт особая подготовка, к Пасхе — тоже. Все члены семьи живо готовятся к празднику. Допустим, на Рождество Христа славить надо — учили тропарь, кондак и несколько колядок. «Христос рождается...» или пасхальный канон — всё это заранее готовилось, тем более мамочка на клиросе пела. Дети ждали праздников.

С моей сестрой живёт её дочь, а у сестры два сына, мои внучатые племянники. И вот один из них так и говорит: «Бабушка, можно я мясо и рыбу не буду есть до Пасхи?» Потом смотрю, его никто не заставлял, стал пономарить в храме. Я боюсь за него, скажет батюшка ему что-то в грубой форме так, он может всё оставить и уйти. Но пока с удовольствием ходит, батюшка его назначил старшим пономарём. Очень приятно! Воспитание церковное или нецерковное, оно же — в семье: идут праздники, вся семья готовится. Специальные курсы что ли кончать?

Н. А.: Батюшка, каким Вам запомнилось пение Вашего детства? Я помню, что была в казачьих станицах под Ставрополем, и меня удивило, насколько музыкальный народ там. И распевы у них другие, более мелодичные, ласковые...

Архим. Матфей: В отношении пения я, можно сказать, избалован музыкой. Но с другой стороны Господь дал мне такое многоразовое ощущение музыки. У нас был в церкви хор, который от дореволюционного времени остался и сохранился до 80-х годов. И мамочка моя пела в этом хоре, у неё был очень хороший второй альт. Она выручала теноров и всех мужчин. В 2000-м году, за несколько дней до её смерти, совершалась Преждеосвященная литургия, последняя, в среду, и вот уже началась вечерня, надо петь «Да исправится», а мамочка моя очень встревожена — нету трио, не пришло трио. И вот она подошла к левой двери алтаря и в щелочку говорит: «Батюшка, девчата не пришли». А девчатам за 90! Как мы иногда говорим: «Аще же в сёлах — 80 лет», так что это очень было показательно. Отец Евгений обратился к ней и говорит: «Анна Леонтьевна, пропойте сама, одна «Да исправится». Она зашла на клирос, взяла часословчик, встала с палочкой на середину и последний раз в жизни «Да исправится» пела одна. Что можно сказать — человек всю жизнь пропел.

Ещё в детстве на меня произвело впечатление пение наших певчих-слепых, Анны Михайловны Калашниковой и её подружки Елены Сергеевны Касьяновой. Я встретил их в первый раз на Радоницу в 1945-м году, когда у нас на кладбище собирали подписи под обращением об открытии церковной общины. До сих пор помню, как они пели.

И так случилось, что после окончания школы в 1955-м году я в семинарию не смог поступить, потому что мне было 17 лет, а принимали с 18. Я поступил в 1956-м году в Ставропольскую семинарию. И вот отец настоятель Николай Антонюк меня назначил псаломщиком. Слава Богу, за год до семинарии я так изучил весь круг богослужебный, что мне легко потом было в самой семинарии. И по сей день я несу послушание на клиросе, преподаю литургику в академии и семинарии. Мне этот год при храме, дал теоретическую богослужебную основу. А настроение — это с детства.

Н. А.: А что самое главное в клиросном послушании, отец Матфей?

Архим. Матфей: Я не знаю, но думаю, каждый должен петь, будто он поёт последний раз в жизни. Ты пришёл на службу, встречаешься с Богом и поёшь, будто в последний раз. Тогда это будет трогательно, тогда это будет последняя «жертва вечерняя».

Н. А.: Когда Вы учились в Ставропольской духовной семинарии, кто преподавал Вам, что это были за люди?

Архим. Матфей: Среди преподавателей у нас было несколько человек, окончивших ещё дореволюционную духовную школу. Знаменитый Троепольский Николай Фёдорович читал нам Новый Завет. Необыкновенно глубокой религиозности человек, окончил Киевскую духовную академию. Отец Николай Лукьянов, из Полтавской семинарии. По его рассказам он принимал участие в тех церковных комиссиях, которые описывали события с обновлением икон в Полтавской епархии перед войной.

Н. А.: Я ничего об этом не слышала...

Архим. Матфей: Народ очень молился. И у кого были иконочки, много было случаев, когда они обновлялись. А что это были за люди — везде русский люд, Русью пахнет.

Н. А.: А что это за дух Руси? Простите, я спрашиваю о том, что очень трудно описать!

Архим. Матфей: Меня поражает всегда, когда праздник, народищу полная церковь. Помню выражение Виктора Степановича, регента Елоховского собора. Как-то спрашиваю его: «Виктор Степанович, ну как праздники?» «Ой, отец Матфей, праздники прошли замечательно, народищу — не перекрестишься». Интересно было видеть, как бабуля, низенькая, подпрыгнет, её придавят, и она над народом висит, ей всё видно. Потом толпа чуть ослабла, она осела и стоит. Быть в толчее праздника — в этом русский дух.

В нашем молитвенном доме 1947-го года не топили. Помню, на Рождество народищу полно, и вдруг — вода потекла со стен. На улице холодно, стены холодные, конденсат выступил, а бабусеньки тут как тут, сразу тряпочками всё вытирают. Так это приятно!

Н. А.: То есть на службе народу должно быть много, да отец Матфей?

Архим. Матфей: Ну что это за служба, если все стоят свободно. Нужно, чтобы тебя немножко придавили.

Н. А.: А Вы сами любите будничные службы или двунадесятые?

Архим. Матфей: Всё равно. Ну, конечно, в отношении храма владыка-наместник меня упрекает: «Вот Ваш любимый Предтеченский храм». Но если Великий Пост, я как-то привык в Трапезном храме, там всё по-домашнему, всё под рукой — левый хор, канонархи. В Успенском соборе другие масштабы.

Н. А.: После Ставрополя, отец Матфей, Вы учились в Московской духовной академии. Кто из преподавателей МДА Вам запомнился особо?

Архим. Матфей: Семинарию я кончал в Ставрополе, а когда пришёл в 1959-м году, в Академию, здесь было много старых преподавателей. Отец Иоанн Козлов, такой старец, Новый Завет у нас читал. Потом отец Тихон (Агриков), который в Тайнинке похоронен. Старокадомский, он окончил Киевскую духовную академию, очень интересный человек. Приятно было видеть и назидаться. Сам ректор, отец Константин (Ружицкий), когда меня рукополагали, водил меня вокруг престола. И Господь меня сподобил в 1964-м году, 18 ноября, читать над ним отходную.

Н. А.: А из лаврской братии тех лет помните кого-нибудь?

Архим. Матфей: Вот мы недавно схоронили отца Михея, нашего великого звонаря. Конечно, память о нём велика. Духовники у нас были отец Пётр, потом отец Кирилл, отец Тихон. Уже немножко осталось тех, при ком я поступил в монастырь в 1961-м году.

Н. А.: Какой был образ этих людей?

Архим. Матфей: «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Живя в Лавре, я не вижу каких-то таких особых перемен в жизни Лавры, в жизни общества. Церковь — Церковь всегда.

Н. А.: Вы могли бы назвать тех людей, которые особенно повлияли на Вашу жизнь в духовном смысле?

Архим. Матфей: Ой, если говорить о лаврских событиях, то в 1959-м году, уже будучи студентом 1-го курса Академии, перед Николиным днём, это уже сама Филипповка, с моим однокурсником по семинарии Савенко Петей мы условились, что на Николин день, Бог даст, поисповедуемся и поговеем. Случилось так, что рано утром на Николин день в 5 часов утра мы встали и пришли под Успенский собор в Лавре. Смотрим, наш отец Тихон ведёт исповедь. Мы постояли, он провёл исповедь, а потом исчез куда-то. Мы немножко растерялись, потому что не знали технологии исповеди батюшкиной (оказывается, он разводил богомольцев по духовникам!). Потом он вернулся, мы прошли исповедь. И я на исповеди сказал отцу Тихону о своём заветном желании, что хочу в монастырь пойти. Он как держал у меня епитрахиль на голове, так постучал рукой по голове несколько раз: «Ну ничего, брат Лев, года через три всё Господь управит». Достал из своего кармашка небольшую книжечку, смотрю — Святое Евангелие, трёх евангелистов тогда зарубежники издавали, и туда вложена икона Владимирской Божией Матери. «Вот, брат Лев, молись». И получилось так, что ровно через 3 года, в 1962-м году, в этот же день, Господь меня сподобил принять постриг от святителя Николая. Что, вот как тут сказать — влиял отец Тихон или не влиял? Всё случилось ровно через 3 года. Великие люди всегда есть и будут.

Н.А.: Отец Матфей, Вы видели Церковь гонимую, видите и её возрождение сегодня. Что Вам видеть больно, а что Вас радует?

Архим. Матфей: Такую оценку я не вправе давать. Во всяком случае, я всегда радуюсь: праздник идёт, в церкви люди молятся, храм полон, особенно, когда весь народ запоёт «Верую». Вот это потрясает, это наша радость и праздник. В семинарии всегда молодёжь есть, она радует. Хотя народ в семинарии несколько другой сейчас. Ну, я не удивляюсь, это свойственно всем временам. Раньше поступали после армии, более закалённые, более мужественные. А сейчас приходят 16-ти - 17-тилетние юноши, прямо как в детсадике. Но, слава Богу, что они есть. Я рад, что семинарий стало больше, открылись новые духовные школы.

Н.А.: Какой бы Вам хотелось видеть нашу Церковь?

Архим. Матфей: Извините, Церковь всегда есть Церковь, мама есть мама. Главное, чтобы было благочестие, была служба, и чтобы люди ощущали благодать Божию. И ещё: дай Бог, чтобы народ не оставлял Бога.

Н.А.: Часто говорят о таком понятии, как церковность. Что это такое для Вас?

Архим. Матфей: Человек любит семью — это семейный человек, живёт семьёй. Человек любит Церковь — это церковный человек. Христианин должен жить всем тем, что есть в Церкви. В этом его церковность. Каждый день должен быть единым днём с Церковью. Что Церковь — то и я. Мне хорошо вспоминаются слова владыки Афанасия (Сахарова). Когда с ним плохо стало, одна из келейниц подошла и спрашивает: «Владыка, как нам быть? Вы себя плохо чувствуете, на кого нас оставляете?» А он говорит: «Молитва вас всех спасёт». Вот этот девиз владыки Афанасия (Сахарова) остаётся для всех: молитва всех вас спасёт.

Н.А.: А как возможно научиться молитве?

Архим. Матфей: Молись — и научишься.

Н.А.: А как научиться любви?

Архим. Матфей: Любви не научишься, если только сам не будешь переживать. Конечно, всё берётся от внешних примеров. Если встречаешь любовное отношение к себе, то и сам сможешь делать также.

Н.А.: А как же быть людям, которые любовного отношения к себе не встретили?

Архим. Матфей: Такого не бывает. Любовь и милость Божия всегда всех людей подстерегают.

Беседовала Александра Никифорова


http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=6639&Itemid=274
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 000
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Сегодня, 15 сентября 2009 года на 72-м году жизни после продолжительной болезни скончался заслуженный профессор Московской Духовной академии архимандрит Матфей (Мормыль), музыкальная душа Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ее бессменный регент на протяжении 30 лет.
"Правмир" уже успел опубликовать и некролог, и интервью с о. Матфеем:
http://www.pravmir.ru/arximandrit-matfej-mormyl-na-chuzhom-osnovanii-nikogda-nichego-ne-stroil/
Я совсем не знаток церковной музыки. Я никогда не была знакома с о. Матфеем, хотя видела его несколько раз - и когда он управлял хором Троице-Сергиевой лавры, и, скажем, на защите магистерской диссертации моего духовного отца, Сергия Правдолюбова... Не мне бы открывать эту тему, но она должна быть открытой. Очень хочется, чтобы кто-то нашел слова об отце Матфее и деле его жизни - именно с точки зрения музыки, а может быть, и как о человеке.
Человеке-эпохе в русской духовной музыке.
Молитвенно-поминальная тема:
http://forum-slovo.ru/index.php?topic=7389.0
« Последнее редактирование: 15.09.2009, 15:07:33 от Елена »
Записан

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 000
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
. Для меня, конечно, пробным, что ли, камнем были стихиры из служб русским святым на Великой вечерни, там, где поются «Земле русская», «Русь святая» на подобен «Доме Евфрафов». Напевы этого подобна у меня были разные. Наш местный напев, из Гефсиманского скита, который мы поем, я записал от схиархимандрита Иосии — старца, он был в скиту при последнем скитоначальнике о. Израиле (о. Иосия умер 17 мая 1970 года, через месяц после кончины Патриарха Алексия 1. Был на встрече тела, изрядное время постоял в воротах на сквозняке и получил воспаление легких). Потом мне пришлось взять напев Киево-Печерский, но не в Оптинской редакции, а тот, что попался мне однажды на листочке. Когда я его положил на тексты, это меня заставило на все по-другому смотреть. Так возникла «Русь святая» на новый напев «Доме Евфрафов».
Это поет теперь вся церковь, и люди не вспоминают, что Вы автор?
— Да. Первый раз мы пели «Русь святую» со смешанным хором в 1963 году на престольном празднике Русским святым, под Успенским собором, там, где находится храм в честь русских святых. Знаете, Николай Григорьевич, для меня это был один из самых счастливых моментов в жизни. Хор сделал то, что мне хотелось. И весь хор от умиления плакал.

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 000
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Удивительное выражение в интервью: оцерковить ум и сердце слушающего. Именно это я пыталась сказать об о. Матфее...

Каковы Ваши главные принципы?
— Провести службу так, чтобы не совестно было ни перед Богом и перед Святыми, ни перед нашими распевщиками и музыкантами. Приблизить все, насколько можно, к идеалу...

Это установки больше уставные и духовные. Но ведь у Вас в хоре сырой материал — семинаристы. Как Вы добиваетесь от них того, что задумали?
— Времени, конечно, маловато: каждые два года у меня меняется почти весь состав. Я всю жизнь работаю над натуральным строем, и благодаря этому мне удается добиться результатов. Когда несколько голосов сводишь воедино, может быть, один из них поет препротивно, но вот какой-то маленький голосок зазвучал, к нему подстроились другие, глядишь — уже совсем другая картина.
Все-таки, в чем секрет? Почему Вы так быстро достигаете результата? Что за система?
— Тут никакого секрета нет. Система проста: на каждой репетиции один поет, остальные слушают. Затем начинаем все вместе, всем хором анализировать, что получилось удачно, а что нет, и почему. Так от репетиции к репетиции, сравнивая, сопоставляя результаты, учась на ошибках своих и других, ступенька за ступенькой мы продвигаемся вперед. Знаете, как говорят, и мытьем, и катаньем.
Теперь о работе над самим произведением. Я всегда начинаю с самого интересного момента: или с самого красивого, или, может быть, самого трудного места произведения; или нахожу такой блок, который является развязочкой всего...

— A как Вы ставите голоса?
— Если ко мне приходят новенькие (а, как правило, приходит не один, а несколько человек), я их сразу подключаю к работе хора. Но при этом говорю: «Молчи, сиди, слушай». Вообще-то если новенький несет у меня клиросное послушание, я жду от него результата не раньше, чем через полгода. Он, конечно, может вначале петь что-то легкое. Тем более, в семинарии они проходят Обиход. Через полгода я уже на него больше нажимаю, предъявляю больше требований. Это касается тех, которые начинают с нуля. Труднее всего приходится работать с теми, кто уже пел или овладел так называемым bel сапtо. Это, знаете, белая ворона. Вот тут я, грешник, просто бьюсь в рукопашную… Здесь я жестко работаю с дыхательным аппаратом, и чтобы другие видели…
Хористам я советую работать, как выражаются, по принципу Станиславского: чтобы они ушами смотрели, а пели глазами. Что я имею в виду? Когда появилась стереоаппаратура, появилась возможность выравнивать звучание, переставляя колонки, работая со шкалой тембра, громкости и т.д. Вот и мне по этой траектории надо вывести новичка. Звук должен идти через нёбо и резонировать. А что служит резонатором? Есть понятие маски, для меня оно существенно. То есть звук должен быть на «уровне апостольника» (атрибут женской монашеской одежды). Если бы не было этих резонаторов, была бы, простите за выражение, — «морда». Лицом человек должен петь: надбровники, носовой резонатор и тут же корни верхних зубов (верхняя же челюсть пористая, а нижняя сплошная).
Теперь, о характере дыхания. Я новичку говорю, что если поставить палец между верхними зубами и нижними — получается щель, через которую он и дышит. Именно сюда, выше этой цели должен подаваться звук.
Не знаю, моя эта система или нет. Но благодаря ей мне удается хор удержать в тональности, не дать ему потерять мобильность. Когда певец почувствует, будто он играет на готовом настроенном инструменте, пальцы его идут по клавишам, или по струнам, само собой все и выходит.
...
Один музыкант рассказывал мне о том, как можно расщеплять звук на обертоны, как из октавы можно сделать 2000 оттенков. Он мне засвидетельствовал, что совершеннее инструмента, чем человеческий голос, — пока нет. На втором месте стоит колокол… А я ведь строю интонацию в пении на том, чтобы у меня за счет верхней челюсти, выше корней верхних зубов, благодаря нёбу — собирался звук. И чтобы он не уходил ниже верхних зубов, чтобы был — как под колоколом. Тогда можно добиться именно церковной интонации. И действительно, тогда выходит — как керигма — благовестие, возглашение. Только за счет этой части резонаторов можно чего-то достигнуть.
Все-таки, проба любого хора — Обиход. Если у регента есть любовь к Обиходу, то это сразу выявится в хоре, насколько он церковен. Все, что необиходное, требует большой фильтрации, пересмотра. Иными словами, все должно «подгоняться» к манере Обихода.

— По сколько часов в день Вы работаете с новичками?
— Для меня горько, и я большой грешник, наверное, потому, что службу на клиросе я «превращаю» в спевку. Точнее — веду себя как на спевке. Постоянно держу их — как на мушке. Сколько мелодий меняется на службе, подобны27 и другое… попробуй удержать их всех на внимании и на уровне. Пока левый клирос поет, я уже должен настроить теноров на мелодию, пропеть им. Или, бывает, тенор запел и вдруг начал понижать. Отчего? Пресс не срабатывает, или раскис, или «перегрелся» на солнце? Поэтому я за правило беру, чтобы не меньше двух раз в неделю хор встречался: и мужской, и смешанный. Их необходимо постоянно держать в рабочей форме.

Александр Римантасович

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 323
  • Вероисповедание:
    Православный
Уходит наше все...

Великий звонарь игумен Михей...
Велигий регент и композитор Ахимандрит Матфей..

Что и кто нам остается? Я лично не знаю ни звоноря ни регента с такими мировыми именами
Записан

Елена Меньшинина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 907
  • Вероисповедание:
    православие
  • Мск, певчая храма Богоявления бывш. Богоявл. м-ря
Отец Матфей - изумительный человек. Обидно, что у него мало последователей.
Записан
...от Него же премудрость, разум, страх...

У Тебя много имен,
Но одно из них - главное.
Мы его воспоем
Благое и славное.
Ты нас им защити
От нашей слабости,
И ее нам прости
В Суд, в День радости.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Святейший Патриарх Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной архимандрита Матфея (Мормыля)

В связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии, старшего регента Свято-Троицкой Сергиевой лавры архимандрита Матфея (Мормыля) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, наместнику Троице-Сергиевой лавры.

«О. Матфей на протяжении многих десятилетий нес послушание в стенах обители преподобного Сергия, не словом, но самим делом являя пример Христоподражательного подвига терпения, любви и твердости в вере», ― говорится в послании Его Святейшества.

«Заботами почившего пастыря Братский хор лавры получил поистине мировую известность, став еще в советские годы ярким свидетельством преемства монашеского подвига, соединенного с творческим осмыслением традиций церковного регентства и хорового исполнительского мастерства. В эпоху гонений на веру и Церковь это было одной из самых действенных форм проповеди православной веры как в нашем Отечестве, так и по всему миру», ― отметил Святейший Патриарх Кирилл.

«В этот печальный день возношу сугубые молитвы Владыке жизни и смерти, моля Его, дабы Он даровал верному Своему рабу архимандриту Матфею упокоение от трудов праведных и вселил его душу «на месте злачнем и прохладнем»», ― сказал в заключение Предстоятель Русской Церкви.

http://www.patriarchia.ru/db/text/742222.html
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Отпевание о. Матфея планируется в пятницу после ранней литургии в Успенском Соборе Лавры...
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Евгений Евгеньевич

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 587
  • Вероисповедание:
    Православный
  • вот такой я :)
    • WWW
Записан
Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа.
ЖЖ

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Обидно, что у него мало последователей.
А почему вы так думаете?  Думается, наоборот - вся Церковь весьма обогатилась его трудами...
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Елена Меньшинина

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 6 907
  • Вероисповедание:
    православие
  • Мск, певчая храма Богоявления бывш. Богоявл. м-ря
А почему вы так думаете?  Думается, наоборот - вся Церковь весьма обогатилась его трудами...
Обогатилась - да. Но овт преемников, продолжателей трудов - увы крайне мало. Я сейчас не вспомню имя регента, который в последнее время постоянно замещал о. Матфея, но разница была очевидна. Внутренюю силу о. Матфея, его энергию в нотах не передашь. Мы N-ное количество раз пели антифонно - осталась масса впечатлений.
Записан
...от Него же премудрость, разум, страх...

У Тебя много имен,
Но одно из них - главное.
Мы его воспоем
Благое и славное.
Ты нас им защити
От нашей слабости,
И ее нам прости
В Суд, в День радости.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Обогатилась - да. Но овт преемников, продолжателей трудов - увы крайне мало. Я сейчас не вспомню имя регента, который в последнее время постоянно замещал о. Матфея, но разница была очевидна. Внутренюю силу о. Матфея, его энергию в нотах не передашь. Мы N-ное количество раз пели антифонно - осталась масса впечатлений.
А, ну тогда скорее не продолжателей трудов, а именно преемников в лаврском хоре...  Ибо продолжателей трудов - масса, а вот найти регента такой величины сложно...
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный





Фотогалерею памяти архимандрита Матфея можно посмотреть по адресу   http://blagoslovenie.su/index.php?option=com_powergallery&Itemid=34&func=viewcategory&catid=69
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 000
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW

Фотогалерею памяти архимандрита Матфея можно посмотреть по адресу   http://blagoslovenie.su/index.php?option=com_powergallery&Itemid=34&func=viewcategory&catid=69
Отцы всечестные и братия! Спаси вас Господь, что сделали эту галерейку, со слезами и радостью посмотрела ее.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Соболезнование в связи с кончиной архимандрита Матфея (Мормыля) направил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион архиепископу Сергиево-Посадскому Феогносту, наместнику Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Текст послания приводится ниже.

Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка!

С болью в сердце воспринял известие о кончине одного из старейших насельников Троице-Сергиевой Лавры, старшего регента Лаврского хора, почетного профессора Московской Духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля). Обращаюсь к Вам и ко всей братии обители преподобного Сергия со словами искреннего соболезнования в связи с постигшей утратой.

Усердные и ревностные труды известного всей Русской Церкви и за ее пределами священника и монаха, неустанного делателя на ниве созидания и управления знаменитым церковным хоровым коллективом, снискали ему заслуженное уважение и добрую любовь архипастырей, пастырей и мирян. Для многих он остался в памяти как ревностный служитель алтаря Господня, любящий отец и наставник.

Имя архимандрита Матфея известно не только священнослужителям, регентам и певцам церковных хоров, но и широкому кругу деятелей музыкального искусства. Многие люди в нашем Отечестве и в других странах ассоциируют русское церковное пение со звучанием объединенного хора Троице-Сергиевой Лавры и Московских Духовных академии и семинарии, которым на протяжении многих лет бессменно руководил отец Матфей. За это время им была создана своя школа церковного пения, опирающаяся на древнюю лаврскую традицию. Авторские произведения отца Матфея, гармонизация и редакции церковных песнопений и гимнов отличает неизменная глубина переживания Бога и искреннее религиозное чувство.

Я уверен, что заложенный отцом Матфеем высокий уровень певческого мастерства не будет потерян, но найдет свое дальнейшее развитие в лаврской богослужебной практике.

Разделяя с Вами и со всей братией невосполнимую боль утраты, мысленно посылаю последнее целование почившему отцу-архимандриту и молю Всемилосердного Господа об упокоении его души в селениях праведных. Вечная ему память!

С искренними соболезнованиями,

Председатель Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата
архиепископ Волоколамский Иларион

http://www.mospat.ru/index.php?page=45791
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Архимандрит Матфей – целая эпоха в истории русской церковной музыки

Автор Андрей Золотов дата: 17 сентября 2009



Во вторник не стало самого значительного церковного музыканта России – заслуженного профессора Московской Духовной Академии архимандрита Матфея (Мормыля). Как сообщили в Русской Православной Церкви, он скончался после тяжелой болезни на 72-м году жизни.

Архимандрит Матфей (Мормыль) – это целая эпоха в истории русской церковной музыки.

Без малого 50 лет, с 1961 года возглавлял он хор Троице-Сергиевой Лавры, создал свой особенный – энергичный, вдохновенный, полиритмичный стиль звучания мужского хора. Как профессор Нового Завета, церковного устава и литургики в Московской Духовной Академии, он воспитал не одно поколение священников.

Но более всего он был известен именно как регент – дирижер церковного хора, под руками которого возникало неповторимое по своей палитре, внутреннему пульсу и духовному проникновению звучание хора на всех важнейших службах Русской Церкви в течение нескольких десятилетий, при четырех патриархах – Алексие I, Пимене, Алексие II и Кирилле.

В конце 50-х и 60-е годы он собирал и записывал элементы почти разгромленной в предыдущие десятилетия традиции русского церковного и особенно монашеского пения. Когда же в 90-е годы по всей стране стали открываться сотни храмов и монастырей, разошедшиеся в тысячах экземпляров ксерокопии его аранжировок стали основой репертуара для практически всех мужских хоров на всем пространстве Русской Православной Церкви.

Наверное, каждый, кто бывал на важнейших богослужениях в Троице-Сергиевой Лавре или патриарших службах в Москве, запомнил этого человека – высокого, с косматой бородой и по-монашески забранной в хвост длинной шевелюрой, широкой улыбкой, лучезарными глазами, экономным жестом и колоссальной энергией, изливавшейся из него на его подопечных. Он как будто дышал вместе с ритмом богослужения, а пение его хора доносило это дыхание до всех молящихся.

«Его творчество было священнодействием, – говорит известный московский регент Алексей Пузаков, руководитель хора Государственной Третьяковской Галереи, – он был очень индивидуален и очень убедителен. Он создал свой стиль – высокий, музыкальный, духовный и одновременно очень лирический, тонкий. Он был музыкант и личность огромного масштаба, равного которому трудно найти. Его можно поставить в один ряд только с самыми выдающимися церковными музыкантами – такими, как Николай Матвеев, а из мастеров ушедшей эпохи – такими, как Николай Данилин или Александр Кастальский. Что-то было пророческое в звучании его хора, да и видом своим он напоминал пророка. Что-то было в этом от танца Царя Давида перед ветхозаветным Ковчегом».

«Такие люди рождаются, может быть, раз в сто лет, может быть, раз в тысячу лет, – говорит ректор Московской Духовной Академии и Семинарии архиепископ Верейский Евгений – это был самородок, который обладал талантом от Бога и этот талант преумножил. У него не было никакого систематического музыкального образования, но он достиг таких высот в церковном пении! Он работал с людьми, подчас тоже не имеющими музыкального образования и он из них эти таланты вытаскивал наружу».

Как профессор он был «интеллектуальнейшая личность», говорит архиепископ Евгений. Как регент он «трудился, не покладая рук». По словам ректора, последний раз архимандрит Матфей дирижировал хором несколько дней назад – сидя в коляске. Последние годы он с трудом ходил и дирижировал сидя. Именно так, сидя в кресле, он вдохновенно дирижировал и на интронизации Патриарха Кирилла 1 февраля этого года, а потом, превозмогая явную боль, пересаживался из кресла в коляску, на которой его студенты повезли его к лифту.

Лев Васильевич Мормыль родился 5 марта 1938 года в станице Архонская бывшей Терской области (ныне Республика Северная Осетия-Алания). В 1959 году закончил Ставропольскую духовную семинарию, затем учился в Московской духовной академии. По окончании ее в 1963 году начал преподавать. В 1962 году пострижен в монахи с именем «Матфей». С 1964 года – иеромонах, с 1971 года – архимандрит. С 1988 – профессор. В 2004 году ему было присвоено редкое звание заслуженного профессора Московской духовной академии. А хором Троице-Сергиевой Лавры и Московской Духовной Семинарии и Академии он руководил с 1961 года.

«Он любил пение, но больше всего он любил богослужение,» – говорит ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии епископ Гатчинский Амвросий – в прошлом ассистент и послушник отца Матфея.  Владыка Амвросий вспоминает, как в октябре прошлого года он увидел отца Матфея буквально через несколько дней после тяжелой операции в храме на праздник преподобного Сергия Радонежского. «Он был в жутком состоянии физически, и я спросил его, зачем он так себя мучает, а он заплакал и ответил: «Ну как же я буду на день Преподобного Сергия и не в храме?» У него были особые отношения с Преподобным Сергием».

Епископ Амвросий говорит, что архимандрит Матфей был «настоящий монах» и, несмотря на свою мировую известность, жил в скромной келье, где всегда привечал студентов, раздавал им привезенные с Кавказа гостинцы, а когда узнавал, что у кого-то из студентов случались дома неприятности – просто звал к себе и тихо давал деньги на дорогу домой. Тяжело болея, он не раз отказывался от элитных больниц, говоря, что келья – это его любимое место на свете после клироса (места в храме, где стоит хор – прим. Ред.) «Насколько он был пламенный и требовательный в пении, настолько он был добрый и гостеприимный в жизни», – говорит епископ Амвросий.

По словам епископа Амвросия, в академических кругах ходило предание о том, что патриарх Пимен когда-то предлагал отцу Матфею стать епископом, но тот отказался, сказав, что его служение – именно быть регентом и учителем.

И архиепископ Евгений, и епископ Амвросий, и Алексей Пузаков в один голос сказали РИА Новости, что никто не сможет по-настоящему заменить архимандрита Матфея (Мормыля) для Русской Церкви и русского церковного пения.

«К сожалению, он действительно неповторим, – говорит епископ Амвросий, – Не знаю, когда еще родится человек, который станет таким же регентом от Бога».

http://www.pravmir.ru/arximandrit-matfej-celaya-epoxa-v-istorii-russkoj-cerkovnoj-muzyki/
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Батя. Памяти отца Матфея (Мормыля)

Автор Максим Бурдин дата: 16 сентября 2009

Вчерашняя ночь принесла скорбное известие о смерти легендарного человека – архимандрита Матфея (Мормыля). Преданный до бесконечности возложенному на него послушанию, уже пожилой человек до последних дней находил в себе силы подняться управлять хором, провести очередную спевку или лекцию.

Отец Матфей известен многим как несменный регент братского хора Троице-Сергиевой Лавры, автор теперь уже бессмертных церковных песнопений. И пусть управлять хором было его любимым дело, но сказать только о его музыкальном даре – не сказать ничего.

В памяти студентов Московской Духовной Академии архимандрит Матфей навсегда останется «Батей», как они любовно называли своего преподавателя церковного устава и Нового Завета. «Батя» во главу угла ставил любовь и понимание службы, являя собой пример высокой приобщенности к богослужению Церкви. В памяти часто всплывает служба Великой Пятницы в Успенском соборе Лавры. Во время пения антифонов отец-архимандрит заплакал:
- Батюшка, вы плачете?
- Тихо, сейчас Его распнут…

Обладая феноменальной памятью, отец Матфей без труда цитировал целые стихиры из последований большим церковным праздникам. Вспоминается случай, когда он в качестве домашнего задания попросил выучить догматик службы свт.Николаю Мир Ликийскому. Никто из студентов не принял почему-то во внимание его просьбу, и, разумеется, ничего не выучил. Спросив в начале занятия по списку и поняв, что все поленились, отец Матфей закрыл журнал и спокойным, но оскорблённым тоном сказал: «Пошли вон…Все.» Воцарилась звенящая тишина, охота было провалиться сквозь землю! «Пошли вон, кому говорю?!». И все ушли…с комком в горле и внутренним горением совести – обидеть именно его никто не мог себе позволить. К следующей лекции стихиру знал каждый, а престарелый уважаемый архимандрит долго извинялся перед юными студентами, что вспылил.

Отцу Матфею достаточно было один раз спросить имя человека, чтобы запомнить его на всю жизнь. Удивлению не было предела, когда на втором занятии, уже пожилой батюшка (ему тогда было 68) отмечал отсутствующих по памяти и без помощи старосты класса.

Существует множество легенд о «воспитательных методах» отца Матфея. Обладая медвежьей силой в руках, он, мог проучить любого и достаточно часто прибегал к собственной мощи. Но эта, казалось бы, грубость не оскорбляла. Самому пришлось быть прищемленным крышкой фортепиано за «сладко»-пение…посмеялись, да забыли. А сейчас это стало еще одной притчей о Легенде.

Отец Матфей очень не любил фотографироваться. Все снимки, которые мы имеем, сделаны украдкой. В упор к нему подходить было противопоказано,  мог резко дать по объективу, а потом еще и по носу. Это было в храме Христа Спасителя в день Пасхи 2007 г.:
- Зачем ты меня снимаешь?
- На память, отче!
- Что, уже хоронить собрался меня?
- Нет, что вы…
- Тогда пиши!
- Что писать?
- Завещание…
…и тут он очень по-доброму усмехнулся, а я, не теряя момента, еще разок спустил затвор фотоаппарата. К моему большому сожалению, диск с теми снимками со временем затерся, и сегодня не получилось его даже прочитать…

Я думаю, что каждый знакомый с отцом Матфеем может вспомнить множество ярких моментов в общении с ним. Одной встречи хватало, чтобы образ Бати остался в сердце. Чувство личной трагедии не покидает с самого раннего утра, когда только появились первые слухи о смерти. Атмосфера семинарского завтрака наполнилась перешёптываниями…а после объявления о преставлении заслуженного профессора тишиной. Батюшка ушёл ко Господу, изрядно потрудившись во имя Его. И совершенно верно сегодня заметил владыка Ректор : «он может уверенно сказать: «Вот те таланты, Господи, которые Ты мне дал, и вот те, еще приумноженные, которые я принес Тебе»»

Батя навсегда останется в памяти именно таким:


Вечная память и вечный покой новопреставленному архимандриту Матфею!

http://www.pravmir.ru/batya-pamyati-otca-matfeya-mormylya/
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Архимандрит Матфей (Мормыль) будет похоронен в пятницу на территории обители

Сергиев Посад. 18 сентября. ИНТЕРФАКС - Около трех тысяч человек провожают в пятницу в последний путь заслуженного профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля).

Церемония прощания проходит на территории лавры. До этого в Успенском соборе монастыря прошло отпевание отца Матфея, который скончался во вторник на 72-м году жизни после продолжительной болезни, сообщили корреспонденту "Интерфакс-Религия" в лавре.

Отпевание совершили ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений и наместник Троице-Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

После церемонии прощания в этот же день отца Матфея похоронят за Духовским храмом на территории лавры.


http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=32086
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
По свидетельству очевидцев, на похоронах о. Матфея присутствовали тысячи людей, множество архиереев и духовенства...  Ощущалось удивительное единение в молитве -то, чего так часто не хватает...

о. Матфея похоронили на территории обители, у Духовского храма...
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 000
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
Юрий Максимов
http://yurij-maximov.livejournal.com/290133.html
    Сегодня был на отпевании и погребении архимандрита Матфея. Впечатление осталось очень светлое и умиротворённое.
    Меж белыми соборами колыхались от веяний ветра пушистые сосновые «лапы». Выглядывающее из-за облаков солнце роняло свои лучи на платочки женщин и непокрытые головы мужчин. Текла над нами и сквозь нас мелодия заупокойных молитв, живо и проникновенно выводимая хором, вверху клекотали птицы, кружившие над макушками сосен, а потом гулко запели колокола…
    И, глядя на лица молящихся, я вдруг ощутил то, что чувствовал давным-давно, когда только начинал ходить в храм. За последние годы я как-то больше углублялся в себя, так что даже Православие стал воспринимать как то, что происходит между мной и Богом, и вокруг меня. А здесь, на отпевании отца Матфея, я живо ощутил вновь, что Православие – это огромный, богатый и многообразный мир, которому я сопричастен, а не который замыкается на мне. И моя жизнь, мой путь – лишь нота в общей божественной симфонии.
    Хорошие у отца Матфея вышли похороны. Всё было величественно, и вместе с тем просто и очень уместно. Не было той суеты, пустоты и растерянности, которые так свойственны светским похоронам (по крайней мере тем, на которых я бывал).
    Хотя я семь лет трудился в том же коллективе, где и отец Матфей, не могу сказать, что мы были хорошо знакомы. Виделись, конечно, даже как-то разговаривали, я наблюдал, как он общается с другими. На меня отец Матфей производил впечатление дооброго и открытого человека. Помню, как он медленно поднимался по лестнице в Академии, ему было тяжело идти, и обычно кто-то из студентов помогал, поддерживая за руку. Но, не смотря на телесные немощи, отец Матфей был бодр и благодушен, я никогда не замечал в нём и тени уныния, угрюмости, раздражения. В последний раз я видел отца Матфея когда его уже возили на коляске, - и он был также бодр духом и радостен.
    Теперь он разрешился от всех немощей и пребывает там, куда все мы, православные христиане, стремимся, - идеже несть болезнь, печаль и воздыхание, но жизнь бесконечная, - и где наша радость достигает полноты и совершенства.
    Думаю, нота его жизни прозвучала чисто и красиво.
    Царствие ему Небесное.

Елена

  • Елена Викторовна Тростникова
  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 000
  • Вероисповедание:
    православная христианка
  • У Тихого океана
    • WWW
А вот и отец Сергий Правдолюбов написал

Приехал из Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Участвовал в
погребении, облачался и стоял слева. Пели три хора, иногда вместе. Пел хор духовенства, пел и народ. Звонили по очереди все колокола, включая самые большие, плюс колокола Духовской церкви, за алтарём которой и похоронили нашего дорогого и чтимого Батюшку. Архиереев была целая колонна. Успенский собор был переполнен. Непрерывно подходил народ прощаться в течение всех трех часов отпевания. Свеча у меня в руке сгорела полностью. Я очень мало видел такого всенародного участия в богослужении и всеобщего единодушия. Иногда невозможно было удержаться от слёз. Это было удивительное лаврское торжество, чтения почти не было, звучали распевы всех восьми гласов - звуки царствовали внутри собора, колокола пели снаружи, каждый отдельно своим уникальным голосом, заканчиваясь мощнейшим аккордом. Как-будто все сдавали экзамен начальнику торжества, лежащему посреди прекраснейшего собора. Всеобщая любовь к о. Матфею оказывалась не только как уникальному музыканту, но и как духовному руководителю и наставнику. Это незабываемо. Слава Богу, что всё это было, и именно так чудесно осуществилось. Есть и скорбь, и удивительная радость.

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
« Последнее редактирование: 19.09.2009, 11:51:59 от иером. Тихон »
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

иером. Тихон

  • Совет модераторов
  • *
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 10 935
  • Вероисповедание:
    Православный
....."Умилительно было наблюдать, как встречаются во время прогулки два старых добрых друга – отец Матфей и профессор Алексей Ильич Осипов. Отец Матфей огромный, профессор Осипов – худенький. И вот они обращаются друг к другу:

– Ну, здравствуй, гора усыренная, – говорит Алексей Ильич.

– Ну, здравствуй, кости смиренные, – отвечает отец Матфей.

Чувство юмора батюшку не покидает, наверное, никогда. Помню поездку в Грецию, когда по дороге мы остановились в болгарской столице Софии и решили навестить там один знаменитый женский монастырь. Приходим, а туда, оказывается, мужчин не пускают, кроме духовника конечно. Стучим – всё впустую. Что делать? «А давайте мы им споём», – предлагает батюшка. И вот мы, шесть десятков не самых хлипких певцов, грянули: «Милосердия двери отверзи нам...» Болгары из окрестных домов повылазили в майках, пижамах, зрелище небывалое, это лучше любого оркестра – матфеевский хор. Инокиня с той стороны двери подбегает, видит в окошко нас, густую бороду отца Матфея, его лицо, известное всему православному миру. Нам со слезами открывают, извиняются. Монастырь небольшой, очень уютный, красивый. Батюшка подарил инокиням частицы мощей, привезённые с собой, а они ни в какую нас отпускать не желают.... То попасть не могли, то еле выбрались..."

http://www.sobornoedelo.ru/book.php?mode=get_glava&glavaID=1911
Записан
...Один человек, приходя в храм, задает вопрос: «А почему с меня здесь берут деньги?». А другой человек приходит, смотрит на стены, на пол, на ту же купель и думает: «А откуда на все это деньги берутся? Положу-ка я что-то в эту кружку для того, чтобы не думать мучительно над этим вопросом»...

Светлана Петровна

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 8 670
  • Вероисповедание:
    Православная
Батя говорил: «В день ангела нужно отдавать»
Памяти архимандрита Матфея (Мормыля)


Иеромонах Матфей (Мунтяну)

Накануне дня памяти апостола и евангелиста Матфея мы беседуем с благочинным Высоко-Петровского мужского монастыря Москвы иеромонахом Матфеем (Мунтяну). Отец Матфей в свое время был келейником знаменитого лаврского Бати – регента, профессора Московской духовной академии архимандрита Матфея (Мормыля), почившего в 2009 году. О духовном родстве и совместных именинах двух Матфеев, о белом парамане и «перелинке», подаренных Батей своему келейнику, о духовных уроках отца Матфея – наш разговор.


Архимандрит Матфей (Мормыль). Фото: С.Власов
   

Радость дарения

– Отец Матфей, дата 29 ноября для вас особая, причем вдвойне. Как вы обычно отмечаете двойной праздник – день ангела и хиротонии? На ваш взгляд, как в принципе христианин должен проводить день именин?

– В праздник апостола Матфея, в день нашего с архимандритом Матфеем ангела, шесть лет назад меня рукоположили в иеромонахи. Мне было 26 лет. К сожалению, двумя месяцами ранее – в сентябре 2009 года – батюшка отошел ко Господу и не увидел моего пострига и хиротонии.

Как это всегда делал мой учитель отец Матфей (я пел в его хоре), именины я отмечаю литургически – воздавая молитвенно хвалу Господу. А накануне готовлю подарки.

– Готовите подарки?

– Вы не ослышались. Батя всегда говорил: «В день своего ангела нужно не столько получать, сколько – отдавать». Поэтому в свой праздник я вручаю гостям книги, молитвословы, иконочки своего ангела и прочее.

Помнится, именины отца Матфея мы всегда отмечали ранней Литургией, которую он совершал сам в боковом приделе лаврского Трапезного храма. Потом все шли в спевочную, которая располагалась в колокольне, устраивался небольшой фуршет. Многочисленные студенты, певчие, коллеги и друзья (всего человек 200) поздравляли именинника, преподносили ему, прежде всего, Богородичную просфору, цветы и подарки. Если в этот день в Лавре был владыка Феогност, он тоже присоединялся к поздравлениям. Потом все подходили под благословение к виновнику торжества, и в этот момент отец Матфей каждому дарил что-то от себя.


Архимандрит Матфей (Мормыль) на вручении церковного ордена
   

Поэтому для меня именины – этакое взаимообогащение, в первую очередь духовное, поскольку главное, с чего должен начинаться день ангела христианина, – это Литургия, соборное благодарение Бога, совместная радость во Христе.

– Неудивительно, ведь архимандрит Матфей говорил, что Литургия – это малая Пасха, которую необходимо всегда служить как в последний раз, на последнем дыхании. Богослужение было его стихией.

– Верно. Еще он говорил так: «Проклят всякий, кто делает дело Божие с небрежением». Он до последнего не оставлял любимого дела. Даже когда уже сидел в коляске, то, преодолевая физическую немощь, приезжал в храм, чтобы провести службу или очередную спевку.

– А как сейчас в обители преподобного Сергия отмечают памятные даты, посвященные легендарному «голосу» Лавры?

– В день его кончины (с 14 на 15 сентября) все съезжаются в Сергиев Посад, служат Божественную Литургию, панихиду – в общем, молятся, поминают.

– Как вам кажется, было ли что-то общее у отца Матфея с его небесным покровителем – апостолом и евангелистом Матфеем?

– Вы знаете, было очень трогательно, когда уже больного Батю выводили на полиелей под руки и в этот момент пели величание апостолу, где есть такие слова: «И чтим болезни и труды твоя». Ощущение, что пели про отца Матфея.

«Перелинка» для тезки


Архимандрит Матфей (Мормыль) с келейниками

– Вы были келейником архимандрита в течение трех с половиной лет.

– Вместе со мной келейничал мой одноклассник. К слову, сейчас он священник, а я крестный его детей. Средний сын у них с супругой родился 14 сентября, и назвали его Матфеем. Вот такая связь поколений, и мы верим, что это батюшка «сделал» подарок своему келейнику.

А начиналось все так: на втором курсе моего обучения в семинарии меня благословили помогать отцу Матфею. Я был из так называемых «местночтимых», как говорил Батя, – это те студенты, которые живут в Сергиевом Посаде или в его окрестностях. Официально мы могли уходить на все каникулы, но при этом должны были присутствовать на всех лаврских службах, которые нам ставил в расписание регент. Другими словами, мы не несли послушаний в академии, только в Лавре. В этом время батюшка уже серьезно болел, надо было постоянно колоть ему инсулин, периодически ездить в больницу. С каждым годом его состояние ухудшалось.

– Каким образом строился ваш день в «должности» келейника, в чем была ваша основная задача?

– В восемь утра батюшке приносили завтрак, а до этого нужно было его причесать, поставить ему уколы, дать таблетки. У архимандрита Матфея была феноменальная память, поэтому монашеское правило он совершал наизусть. Если в этот день у него были запланированы занятия со студентами, то я помогал ему одеться, собраться, подготовить лекции. Вот так и строился мой день. После окончания семинарии я допел летнюю практику и по распределению уехал в Тулу. Больше мы с батюшкой не виделись.

– Чем стало для вас общение с этим уникальным человеком? Каким он вам запомнился, чему учил, как наставлял в монашеской жизни?

– Как говорится, большое видится на расстоянии, и по-настоящему оценить масштаб личности порой можно только по прошествии какого-то времени. Несомненно одно: отец Матфей – олицетворение монашеского послушания, монашеской учености.

Это человек, который не боялся говорить правду, и он мог сказать ее любому, невзирая на сан и положение. Не терпел фальши (ни в чем), не любил ничего лишнего и наносного, уважал простоту, бегал карьеры. Он не был духовником в общепринятом смысле, придерживался принципа: спросят – ответь, не спрашивают – молчи.

Раньше я этого не осознавал, а теперь, читая труды святителей Иоанна Златоуста или Игнатия (Брянчанинова), иногда ловлю себя на мысли, что узнаю в них отца Матфея. В период нашего с ним общения я еще не был монахом, но в качестве задела на будущее вынес для себя многое.


Архимандрит Матфей (Мормыль) и митрополит Саратовский Лонгин
   

Запомнилось, как Батя рассказывал, что во время пострига, и особенно в первую из трех ночей, которые новопостриженный проводит в храме, нужно быть очень внимательным, так как в это время можно увидеть своего нового ангела-хранителя. Возможно, он говорил об этом, опираясь на собственный опыт, а может, иносказательно – утверждать не берусь. Но тот факт, что в постриге мне нарекли такое же имя, как и у него, – безусловно, не случайность. В жизни христианина, а тем более монаха, нет ничего случайного, всё происходит согласно Промыслу Божию. В нашу последнюю встречу отец Матфей подарил мне параман. Параман интересный: не привычного черного, а белого цвета.

Но самая главная память у меня о батюшке – это его «перелинка», как он называл свою маленькую короткую мантию. Он страдал гландами, легко простывал (все-таки человек южный), а «перелинка» шерстяная, она его грела. Отец Матфей был в ней на всех службах. Когда я хожу в ней по монастырю, меня нередко принимают за католика или старовера. (Улыбается.) Вот такое благословение – «святынька» от Матфея «старшего» Матфею «младшему».

Батя очень хотел, чтобы я стал послушником в Лавре, но я не представлял, как буду вставать на братское правило в пять утра. Это сейчас выработалась привычка, а тогда… (Смеется.) К тому же я видел себя в более спокойном, уединенном месте.

– Выходит, Высоко-Петровский монастырь в центре столичного мегаполиса – тот самый случай, когда человек предполагает, а Бог располагает? Ведь теперь вы живете на куда более оживленной территории, чем Лавра. Хотя в самой обители святителя Петра Московского на Петровке удивительным образом сочетается несочетаемое: это тихая пристань в бушующих стихиях городской жизни.

    Монашество – внутреннее состояние. Но к пониманию этого надо прийти

– Монашество не зависит от количества проживающих в обители насельников, зданий и прочего – это внутреннее состояние. Но к пониманию этого тоже надо прийти. Ну, и не будем забывать о том, что всё течет, всё меняется. С возрастом я полюбил рано вставать. Даже если тяжело порой подняться на полунощницу, потом всё равно ощущаешь благодать, появляется совершенно другой настрой.

Что касается Высоко-Петровского монастыря, действительно, есть незримое ощущение, что находишься за городом, а не в суетной Москве, и это отмечают многие. Братия в обители немногочисленная, и это помогает выстроить нормальные духовные отношения, так как мы уже хорошо знаем друг друга. Поэтому в какой-то мере мечта о тихом монастыре сбылась. (Улыбается.)


Иеромонах Матфей (Мунтяну)
   

– Вы помните день, когда отца Матфея не стало?

– Я как раз был в Лавре по делам и намеревался заехать к нему в больницу. Но не успел. Мне позвонил его келейник отец Андрей и сказал: «Бати больше нет»… Проститься с батюшкой съехалось очень много народу, одних только архиереев было человек 10. И то, что похоронили его на территории Лавры, – говорит само за себя.
Записан
Без Тебе, Господи, не могу творити ничесоже.
Страниц: 1 2 [Все]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.32 секунд. Запросов: 19.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика