Пожалуйста войдите или зарегистрируйтесь.


Войти
Расширенный поиск  
Страниц: [1]   Вниз

Автор Тема: Гносеомахия - возрождение ереси?  (Прочитано 2109 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Дмитрий Сергеев

  • Учетная запись удалена пользователем
  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 23 807
  • Вероисповедание:
    православный христианин, экуменист
  • http://from-ulyanowsk.livejournal.com/
Богословское образование также помогло бы помнить о древней и типично монашеской ереси гносеомахов:

Гносеомахия - война против познавательных усилий человека - в Церкви считается ересью: «Они отвергают необходимость для христианства всякого знания. Они говорят, что напрасное дело делают те, которые ищут каких-либо знаний в Божественных Писаниях, ибо Бог не требует от христианина ничего другого, кроме добрых дел. Итак, лучше жить скорее попроще и не любопытствовать ни о каком догмате, относящемся к знанию»,— передает преподобный Иоанн Дамаскин учение ереси гносеомахов (О ста ересях, 88 // Творения преподобного Иоанна Дамаскина. Источник знания. М., 2002. СС. 148–149).
Преп. Феодор Студит: «Игумены фотинудский, ираклийский, мидикийский, милийский, иполихнийский, гулейский, даже флувутский по безрассудной простоте впали в обман, войдя в общение с нечестивыми» (Послание 236. Архиепископу Иосифу).
И предлагал этот подвижник совсем непростое лекарство: «Видишь, как я философствую в это время философии? Ибо философия есть средство избежать гибели от ереси» (Послание 259. Архиепископу Иосифу). Понятно, что преп. Феодор с полным своим согласием приводит и цитировавшиеся выше слова преп. Иоанна Лествичника о ереси гносеомахов (Послание 48. К Афанасию).
В 12 веке обличал гносеомахов св. Евстафий Солунский, автор горького сочинения «Об исправлении монашеской жизни». В ней Фессалоникийский митрополит говорит о современном ему монашестве – «Народ этот ненавидит знание. Когда человек знатный, сведущий в науках, склонный к мудрости и обогащенный знаниями, приходит в  монастырь как в пристань, монахи, лишь только узнают об этом, тотчас единодушно восстают против него; вооружившись оружием гнева, они забрасывают такого мужа вместо каменьев бранными словами, не имея возможности проглотить его подобно Лестригонам (см. Одиссея 10,46), выталкивают из своей пристани. Они признают такого человека совсем бесполезным для них: монастырь, говорят, вовсе не нуждается в ученых.. Наши монахи предпочитают необразованность и совершенную простоватость, и ради этого ссылаются на изречение яко не познах книжная, вниду в дом Господень (Пс. 70), что, однако же, составляет жалкое извращение слов Давидовых. Ты ничего не понимаешь в богословии и попираешь всякую книгу, где ни встретишься с ней, даже если в ней нет ничего о твоем монашестве, а заглушаешь свои чувства для священных слов. И я думаю, ты для того удаляешь и гонишь от себя священные кни¬ги, чтобы как-нибудь они не обличили твоих дел… Вы, желаете изгнать богословов и всех им подобных? Так для вас бесполезны те, которые рассуждают о божествен¬ных вещах? О, Фавст, Далмат, Феодор Студит, Епифаний Кипрский, о, все тысячи св. монахов, подобных им! Так ли вы жили? Так ли ни во что и вы ставили богословов?.. Ты поступаешь по-иудейски: само Ипостасное Слово Божье ты, конечно, не имеешь возможности продать, но ты отдаешь слова Его всем желающим купить и притом не за достой¬ную цену, а за то, что тебе выкинут за них, подобно продавцам людей и ворам, которые, теряясь от страха, дешево ценят благородных лиц и до¬рогие вещи. Ах ты, невежда! Зачем ты хочешь сделать монастырскую биб¬лиотеку пустой, подобно душе своей? Зачем, не имея сам никаких по¬знаний, ты лишаешь библиотеку драгоценных в научном отношении сокровищ? Оставь библиотеке скрывать в себе драгоценности! После тебя войдет кто-нибудь или изучивший науки, или только любознательный; тот, исследовав книги, будет мудрее прежнего, и этот найдет что-нибудь для себя. Да и тебе не худо бы поучиться!» (Цит. по: Соколов И. И. Состояние монашества в Византийской Церкви с середины 9 до начала 13 века. Спб., 2003, сс. 383-384).

http://diak-kuraev.livejournal.com/40041.html

Отец Андрей в последнее время часто выступает противником этой ереси, находя её возрождение в русской православной Церкви. В своём живом журнале он снова поднимает эту тему. Сочетание образования и молитвы, их противопоставление - я считаю, эти процессы действительно актуальны для православия вообще, где отношение к молитве всегда было более эзотерическим, таинственным, сердечным, чем в католической церкви. Насколько оправданы опасения о.Андрея? Разделяете ли вы его опасения в этом вопросе?
Записан
Хоп-хэй-ла-ла-лэй, где вопросы, где ответы...

Липовой Александр

  • Оффлайн Оффлайн
  • Сообщений: 549
  • Вероисповедание:
    Православный
  • Новоначальный
Ну это "ересь" лезет сама по себе из наших душ постоянно - это наша любовь "быть истинными".

А как приятно огородить себя кучкой правил - при соблюдении которой чувствуешь себя истинноправедником.
А если кто-то говорит "подумай, изучи" - это же воспринимается как покушение на уютную теплую коробочку, в которой так хорошо сидеть.

Ну а значит этого "козла" который покушается на "истинноправедного" - вполне естественно обвинить в неправославности, в непонимании, во всех сметрных грехах - а самому принять образ "невинной овечки", и сказать "аз грешен и немощен, а этот бес меня искушает".

Так, что учитывая что гносеомахия возникла не в виде непонимания чего-то - а только исходя из испорченной части человека - то она была, есть и будет - и противодействовать ей надо всегда.

А помня наши национальные особенности -  а это именно у нас родилось старообрядство, когда часть Европы ушла в протестантизм - нам надо быть наиболее внимательными к возникновению такой ереси прежде всего в нас самих.
Записан
Страниц: [1]   Вверх
 

Страница сгенерирована за 0.076 секунд. Запросов: 18.



Рейтинг@Mail.ru

Поддержка сайта - Кинетика